В. С. ТАПИЛИНА, Институт экономики и организации промышленного производства СО РАН, Новосибирск
В центре внимания статьи - средний класс Сибирского федерального округа. Показано, насколько он отличается от российского по численности и внутренней структуре, выявлены тенденции изменения его удельного веса в составе населения и особенности воспроизводства, в том числе через призму высшего образования.
Интерес к среднему классу объясняется многими причинами. Во-первых, он является своего рода "экономическим донором", поскольку выплачивает основную массу налогов. Во-вторых, средний класс обеспечивает массовый потребительский спрос, определяя тем самым емкость потребительского рынка и стимулируя производство товаров и услуг. Не менее важно, что он является субъектом экономики нового столетия - экономики знаний, базирующейся на новейших достижениях научно-технического прогресса.
Основные признаки классового статуса
В западной теоретической социологии1 под "средним классом" подразумевалась часть общества, занимающая в общественной иерархии средние между верхами и низами
Статья подготовлена по материалам исследований, проводимых в рамках программы фундаментальных исследований Президиума РАН "Экономика и социология знания" (субпроект "Сибирский потенциал экономики знаний и роль среднего класса в её развитии").
1 Вебер М. Основные понятия стратификации // Социологические исследования. 1994. N 5. С. 147 - 156.
стр. 22
статусные позиции. Критериями ранжирования, как правило, здесь выступают власть, престиж, доход, образование, должность, профессия и др.
При определении границ и внутренней структуры среднего класса чаще всего применяют объективные критерии - занятие, уровень образования и размер дохода.
Уровень образования - один из самых главных показателей классового статуса. Образование характеризует квалификацию, компетентность - наиболее востребованные качества в условиях рыночной экономики. Лица с более высокой профессиональной подготовкой занимают рабочие места с большей степенью автономности в работе, могут оказывать влияние на процесс организации производства и оплаты.
Характер работы человека и связанная с ним степень влияния и ответственности также в значительной мере определяют принадлежность к определенному классу. Чем больше влияния и ответственности, чем сложнее работа - тем выше статус человека в обществе. Доход квалифицированного персонала определяется в соответствии с экономическим принципом высокой цены за "дефицитные" качества. Поэтому профессия иногда более важна в определении классовой принадлежности, чем доход.
Тем не менее доход - один из самых распространенных атрибутов классового статуса. Образовательные достижения, занятие и профессия в обществах с рыночной экономикой конвертируются в определенные размеры дохода, который, в свою очередь, оказывает доминирующее влияние на поведение на рынке товаров и услуг, стиль жизни в целом. Среднему классу, как правило, доступны более дорогие товары и новинки потребительского рынка, они могут осуществлять относительно регулярную замену морально устаревших предметов длительного пользования. Доходы средних слоев позволяют лечиться в платных клиниках, оплачивать учебу детей в платных школах и вузах, отдыхать на курортах, посещать другие регионы и страны с рекреационными и познавательными целями, а также делать сбережения, обеспечивающие членам их семей возможность пережить временную безработицу, болезни и кризисные ситуации.
стр. 23
Наряду с объективными критериями в исследованиях социально-классовой принадлежности населения применяется и субъективный - самоидентификация населения с тем или иным социальным классом. Этот критерий используется в основном как индикатор представлений населения о своем положении в обществе.
Классовая принадлежность населения Сибирского федерального округа
Информационной базой исследования стали материалы "Российского мониторинга экономического положения и здоровья населения" (РМЭЗ)2. Исследование опирается, главным образом, на данные 13-й волны мониторинга (декабрь 2004 г.), в течение которого было опрошено около 11 тыс. взрослых членов 4 тыс. домохозяйств. РМЭЗ дает разнообразную информацию о доходах домохозяйств, составе семей, социально-профессиональные и демографические характеристики членов домохозяйств - то есть содержит необходимые материалы для построения исходных аналитических шкал, с помощью которых определяются границы и состав среднего класса. Единицей наблюдения в расчетах выступал индивид - член домохозяйства. Фрагмент выборочной совокупности, представляющей регионы Сибирского федерального округа (СФО), в 2004 г. составлял 1033 чел.
Для распределения уровня доходов населения использовались данные РМЭЗ за 2004 г. о текущих денежных доходах, полученных домохозяйством из всех источников в течение 30 дней, предшествующих моменту опроса. Основной наблюдаемый признак - показатель текущего денежного дохода, приходящегося на одного члена домохозяйства.
Отправной точкой и инструментом выделения экономических слоев является величина регионального прожиточного минимума, позволяющая оценить различные уровни
2 Инициаторы и организаторы мониторинга - коллективы исследователей Университета Северной Каролины (США) и Института социологии РАН (Москва). Последнее обследование проведено в 2005 г. Выборка РМЭЗ является многоступенчатой стратифицированной территориальной со случайным отбором жилых помещений (квартир) на последнем шаге.
стр. 24
удовлетворения потребностей и составить представление об экономическом потенциале населения (табл. 1). Можно выделить, прежде всего, точку отсчета и "основание" шкалы - низший слой, то есть бедных, имеющих денежные душевые доходы ниже величины прожиточного минимума (ПМ), или менее 100 дол. в месяц по обменному курсу в ценах 2004 г.
Таблица 1
Распределение населения Сибирского федерального округа и Российской Федерации по величине среднемесячных денежных душевых доходов в 2004 г., %
Среднемесячные душевые денежные доходы, ПМ |
СФО |
РФ |
Бедные (до 1) |
20,9 |
19,1 |
Малообеспеченные (1 - 2,74) |
53,2 |
50,7 |
Средний нижний слой (2,75 - 5,49) |
17,8 |
24,1 |
Средний верхний слой (5,5 - 8,24) |
4,2 |
3,8 |
Состоятельные (8,25 и более) |
4,0 |
2,3 |
Остальная часть населения подразделена на четыре группы. Слой относительно малообеспеченного населения располагает среднемесячными душевыми доходами в пределах от 1 до 2,74 ПМ (100 - 300 дол.), которые позволяют удовлетворять потребности на социально-приемлемом, но минимальном уровне воспроизводственного потребления. Средний нижний слой включает население с душевыми доходами от 2,75 до 5,49 ПМ (300 - 600 дол.), обеспечивающими достаточно высокий уровень потребления, рассчитанный на расширенное воспроизводственное потребление. Средний верхний слой располагает денежными душевыми доходами от 5,5 до 8,24 ПМ (600 - 900 дол.), при которых возможно удовлетворение более широкого круга потребностей при более высоком качестве потребляемых товаров и услуг3.
3 Специалисты Всероссийского центра по изучению уровня жизни к представителям среднего класса относили в 2003 - 2004 гг. группу населения с денежными душевыми доходами 12000 - 17000 руб. в месяц. В условиях высокого уровня инфляции и быстрого роста номинальных денежных доходов такой уровень доходов на сегодняшний день имеет нижний слой среднего класса. Доходы верхнего (более преуспевающего) среднего слоя, скорее всего, в 1,5 - 2 раза выше и находятся в интервале 25000 - 35000 руб.
стр. 25
Остальная часть населения с доходами выше 8,25 ПМ (более 900 дол.) отнесена к слою состоятельных, которые практически не испытывают ограничений в удовлетворении своих потребностей.
Средний нижний и средний верхний экономические слои Сибирского федерального округа в 2004 г. составляли 22% всей совокупности населения и 30,2% - среди работающих. Величина среднемесячных душевых доходов составляла в среднем нижнем экономическом слое для всего населения примерно 9770 руб., а в среднем верхнем - 16440 руб.
Распределение населения по уровню образования основывается на исходной классификации базы данных РМЭЗ. В качестве индикатора выступает наличие высшего и среднего специального образования (табл. 2). Среди работающего населения Сибирского федерального округа критерию среднего класса отвечает около 53,6%, во всей совокупности - 34,3%.
Таблица 2
Уровень образования населения Сибирского федерального округа и Российской Федерации в 2004 г., %
Образование |
СФО |
РФ |
||
все население |
работающие |
все население |
работающие |
|
Неполное среднее (7 - 9 классов общеобразовательной школы) |
11,4 |
13,9 |
13,2 |
14,9 |
Начальное профессионально-техническое без полного общего среднего образования |
6,4 |
8,0 |
6,4 |
8,1 |
Законченное полное среднее (10 - 11 лет обучения) |
54,1 |
69,8 |
55,8 |
69,1 |
Начальное профессионально-техническое при законченном общем среднем образовании |
10,5 |
16,8 |
11,5 |
19,3 |
Среднее специальное |
21,3 |
31,8 |
19,8 |
30,6 |
Высшее (вузовское и послевузовское) |
13,0 |
21,8 |
14,7 |
24,1 |
стр. 26
Распределение населения по профессионально-должностному статусу построено на основе кодификатора профессий базы данных РМЭЗ, использующего международную систему кодов ISCO 88. Около 400 названий отдельных профессий и групп профессий (занятий) были объединены в четыре крупные группы (табл. 3). Критерий отнесения к среднему классу - принадлежность к первой группе.
Таблица 3
Профессиональный статус работающего населения Сибирского федерального округа и Российской Федерации в 2004 г., %
Категория работников |
СФО |
РФ |
Руководители, дипломированные специалисты (высшее и среднее специальное образование), кадровые офицеры армии |
37,4 |
39,3 |
Конторские служащие, работники сферы обслуживания |
18,0 |
16,4 |
Квалифицированные рабочие промышленности, строительства и транспорта |
30,7 |
32,4 |
Неквалифицированные рабочие |
13,9 |
11,9 |
Наблюдаются не слишком значительные различия Сибирского федерального округа и России в отношении удельного веса различных социально-экономических слоев, групп по уровню образования, профессионально-должностным категориям работающих. Но в качественном отношении население округа, как в целом, так и работающее, уступает по этим параметрам средним российским стандартам. Следует отметить, что эти различия могут быть связаны и с особенностями формирования выборочной совокупности регионов, представляющих территорию Сибирского федерального округа. В частности, в ней не представлена Новосибирская область, обладающая очень высокой концентрацией интеллектуального потенциала и имеющая один из самых высоких в стране индекс развития человеческого потенциала.
Численность среднего класса
По объективным критериям формирования среднего класса (доход, образование, профессия-должность) можно выде-
стр. 27
лить несколько подгрупп населения. В первую из них входят лица, имеющие хотя бы один из трех признаков соответствия среднему классу, во вторую - два, в третью - три (табл. 4).
Таблица 4
Классификация населения по количеству признаков соответствия среднему классу в 2004 г., %
Количество признаков (доход, образование или профессия-должность) |
СФО |
РФ |
||
все население |
работающие |
все население |
работающие |
|
Одна переменная - потенциальный средний класс (I) |
25,8 |
27,0 |
28,8 |
22,9 |
Две переменных - нижний средний класс (II) |
13,9 |
26,0 |
14,2 |
26,9 |
Три переменных - верхний средний класс (III) |
5,1 |
12,0 |
6,5 |
15,5 |
Реальный средний класс по объективным переменным (II + III) |
19,0 |
38,0 |
20,7 |
42,4 |
К среднему классу вряд ли можно отнести подгруппу, имеющую лишь один из его признаков. Только 18,5% ее состава - дипломированные специалисты и руководители, менее половины из них имеют профессиональное образование (высшее или среднее специальное) и принадлежат к средним экономическим слоям по уровню доходов.
На роль реального среднего класса могут претендовать подгруппы, имеющие два или три его признака. В них доля дипломированных специалистов и исполняющих управленческие функции составляет 85,6%. Удельный вес имеющих профессиональное образование - 91,6%, а доля лиц с доходами среднего экономического слоя - от 54,8%. Последнее говорит о том, что наиболее слабым местом среднего класса Сибирского федерального округа, равно как и российского в целом, является оплата труда, не соответствующая выполняемой работе и имеющейся квалификации.
Вместе с тем очевидна специфика и неоднородность состава этих средних классов. Для нижнего среднего класса
стр. 28
характерна повышенная концентрация корпоративных и генеральных управляющих, специалистов со средним специальным образованием в области медицины, биологии, технических и других областях занятости, кадровых военных, специалистов с высшим образованием в сфере обучения. В верхнем среднем классе наблюдается более высокая концентрация специалистов с высшим образованием, в первую очередь, в области физико-математических и точных наук, а также медицины и биологии. В целом реальный средний класс (нижний и верхний) занимает 19% среди всего населения Сибирского федерального округа и 38% - среди работающего населения.
В границы "субъективного" среднего класса, выделенного на основе самоопределения индивидов, попадает примерно 60% населения округа. Именно такое количество опрошенных отнесло себя к середине одновременно на трех ранговых шкалах "бедность - богатство", "безвластие - власть" и "низкий - высокий престиж (уважение)". Такой рост численности среднего класса происходит за счет менее образованной и обеспеченной части населения (не имеющей профессионального образования, по уровню доходов принадлежащей к малообеспеченному и отчасти бедному населению), занимающейся физическим или малоквалифицированным умственным трудом4.
Результаты проведенных измерений сопоставимы с итогами исследований Института социологии РАН, представленными в аналитическом докладе "Средний класс как социальная база обеспечения конкурентоспособности России", где к нему отнесены 20% населения. Аналогичные выводы сделаны и авторами более раннего проекта - "Экономические и социальные стратегии среднего класса" (Московский центр Карнеги).
Воспроизводство и динамика численности
В целом средний класс Сибирского федерального округа, как и российский средний класс, в середине 2000-х го-
4 htpp://www.finiz.ru/cfin/tmpl-art/id_art-978552. 21.02.2006.
стр. 29
дов не являлся самой многочисленной частью общества. Место модального класса принадлежало тем его слоям, которые объединяла бедность и малообеспеченность. Социально-классовая структура населения, сложившаяся к 1994 г., была достаточно устойчивой на протяжении длительного времени: не менее чем у 70% населения Сибирского федерального округа социально-классовая принадлежность не изменилась в 1994 - 2004 гг. Однако масштабы нисходящей и восходящей социально-классовой мобильности и соотношение между ними за этот период претерпели существенные изменения. Если в 1994 - 2000 гг. преобладала нисходящая социально-классовая мобильность (17%), а вверх по социальной лестнице продвинулись только 10% населения, то в 2000 - 2004 гг. повысили свое положение 23%, а понизили - 7%. Это привело к изменению динамики численности среднего класса (рис. 1).
На протяжении 1990-х годов снижалась доля и реального, и потенциального среднего класса. Перелом наступил только в 2000-е годы. Однако темпы прироста удельного веса
Рис. 1. Удельный вес среднего класса населения Сибирского федерального округа в 1994 - 2004 гг., %
стр. 30
среднего класса пока остаются довольно низкими. Перспективы его увеличения (по меньшей мере, в 2,5 - 3 раза) невелики. При сохранении существующих темпов роста экономики, а главное, при неизменности институциональной среды и механизмов регулирования распределения и перераспределения доходов достижение этой цели будет проблематичным даже к 2020 - 2025 гг.
Воспроизводство знаний
Высокий образовательный уровень является "пропускным билетом" в средний класс, залогом обеспечения материального благополучия, иммунитета против последствий экономических спадов и неурядиц. Поэтому немалый процент специалистов и управленцев имеет в дополнение к законченному высшему образованию ученые степени, на получение которых затрачивает несколько лет обучения после вуза. По данным РМЭЗ за 2004 г., в РФ прошли обучение в аспирантуре или ординатуре 5,8% представителей верхнего среднего класса, 2,4% - нижнего среднего, 0,6% - потенциального среднего класса. Получили дипломы об окончании аспирантуры или ординатуры 71% обучавшихся представителей верхнего среднего класса, 41% - нижнего среднего и 63,6% - потенциального среднего класса.
Членам среднего класса необходимо повышать образование в течение всей жизни, поскольку их работа часто предполагает управление другими людьми и производственными процессами, поиск новых идей и подходов. Их производственная деятельность сегодня неразрывно связана с использованием компьютерной техники и новых информационных технологий. По месту работы используют компьютер около 90% сибирского верхнего среднего класса, 77% нижнего и 56% потенциального среднего класса.
Среди работающего населения Сибирского федерального округа в течение последних 12 месяцев перед опросом учились или продолжали учиться на различных курсах (включая курсы иностранных языков и обучение на рабочем месте) 6 - 7% членов верхнего и нижнего среднего класса и около 4% - потенциального среднего и других клас-
стр. 31
сов. При этом у представителей верхнего и нижнего среднего класса в 95 - 100% случаев основным мотивом обучения было повышение квалификации, а у потенциального среднего класса - продолжение образования или получение профессии (86%). Для многих специалистов и руководящих работников показателем роста квалификации являются полученные патенты на изобретения, работы, опубликованные в профессиональных журналах, доклады, представленные на конференциях и рабочих семинарах.
Кроме того, средний класс участвует и в "социальном" воспроизводстве знаний, передавая их своим детям в процессе социализации, воспитания, ориентируя их на достижение высокого образовательного уровня и обеспечивая условия для этого. Дети имеют высшее образование у 60% родителей из верхнего среднего класса, у 36,4% - из ниж-
Рис. 2. Доля лиц с высшим образованием в возрастных поколениях среднего класса в Сибирском федеральном округе, %
стр. 32
него среднего и у 12,5% родителей - из потенциального среднего. В то же время наблюдаются тенденции сокращения воспроизводства высшего образования (рис. 2).
Можно заметить, что в каждом последующем поколении среднего класса доля лиц с высшим образованием становится все меньше. Происходит сужение воспроизводственной базы высшего образования среднего класса, а в конечном итоге - и самого среднего класса. Исключением из этого правила пока служит нижний средний класс.
Затухание процесса воспроизводства знаний в среднем классе может быть вызвано, с одной стороны, ослаблением мотивации к получению высшего образования, вызванным девальвацией его ценности в определенных кругах и обществе в целом, утечкой мозгов, а с другой - появлением серьезных барьеров на пути к его получению. Ближе к истине второе предположение, касающееся, в первую очередь, материально-экономического потенциала среднего класса.
Материально-экономический потенциал
Объем имеющихся финансово-экономических ресурсов среднего класса определяет масштабы и дифференциацию реального сберегательного поведения, регулярность обновления морально устаревшего имущества, приобретения дорогостоящих вещей и новинок потребительского рынка и т. п. (табл. 5).
Вместе с тем различия в объеме материально-экономических возможностей между отдельными группами среднего класса, с одной стороны, и между средним классом и населением в целом, с другой, в настоящее время не настолько велики, чтобы создавать принципиально иные условия и предпосылки для реализации насущных потребностей. Это осознают и сами представители среднего класса, оценивая, в какой мере они могут позволить себе те или иные расходы (табл. 6).
Планка экономических возможностей среднего класса не столь высока, а перспективы воспроизводства высшего образования и среднего класса как такового не внушают оптимизма - лишь четвертая часть представителей среднего
стр. 33
Таблица 5
Некоторые индикаторы материально-экономического положения среднего класса Сибирского федерального округа в 2004 г., %
Индикатор |
Средний класс |
Потенциальный средний класс |
Все население СФО |
|
верхний |
нижний |
|||
Покупательная способность душевого дохода (отношение величины душевого дохода к прожиточному минимуму), среднее число ПМ |
4,5 |
4,3 |
3,6 |
2,9 |
Доля индивидов из семей, откладывавших деньги на сбережения в течение месяца перед обследованием |
22,6 |
14,0 |
12,8 |
10,8 |
Доля индивидов из семей, имеющих в составе имущества вторую (другую) квартиру, автомашину или микроавтобус, компьютер, отдельную морозильную камеру |
69,8 |
68,5 |
59,4 |
56,0 |
Средний срок службы отдельных предметов домашнего имущества, лет |
10,6 |
12,2 |
13,3 |
12,7 |
Доля индивидов из семей, проживающих в полностью благоустроенном жилье* |
52,8 |
54,5 |
48,9 |
37,5 |
Доля индивидов из семей с обеспеченностью жилой площадью менее 9 м2 на человека |
22,4 |
25,7 |
29,2 |
29,7 |
-----
* В перечень элементов благоустройства входят: центральное отопление, централизованное снабжение холодной водой, горячее водоснабжение, магистральный газ или напольная электроплита, централизованная канализация, домашний телефон.
класса способна оплачивать обучение детей в высших учебных заведениях. При такой финансовой поддержке сложно рассчитывать на воспроизводство сибирского среднего класса даже в его современных объемах.
стр. 34
Таблица 6
Возможность удовлетворения ряда насущных потребностей населением Сибирского федерального округа в 2004 г., %
Ответ "да" на вопрос "Имеете ли возможность при желании..." |
Средний класс |
Потенциальный средний класс |
Все население СФО |
|
верхний |
нижний |
|||
улучшить свои жилищные условия: купить комнату, квартиру, дом |
9,4 |
9,1 |
5,3 |
6,4 |
оплачивать дополнительные занятия детей: музыкальную школу, иностранные языки, спортивные секции, кружки и т. п. |
47,2 |
42,7 |
30,5 |
27,8 |
откладывать деньги на крупные покупки: машину, дачу |
26,4 |
23,1 |
14,2 |
11,7 |
провести всей семьей отпуск за границей |
5,7 |
2,1 |
0,8 |
1,3 |
оплачивать учебу ребенка в вузе |
24,5 |
27,3 |
16,3 |
15,5 |
Экономические возможности для удовлетворения ряда других насущных потребностей - в жилье, отдыхе и пр. также довольно ограниченны. Так, почти четверть представителей среднего класса Сибирского федерального округа проживают в квартирах и домах, имея обеспеченность жилой площадью менее 9 м2, то есть ниже санитарной нормы. И лишь менее 10% могут рассчитывать на собственные средства в решении жилищной проблемы.
Стоит также отметить, что сибирский средний класс в некоторых отношениях менее "платежеспособен", чем в среднем по России. Так, в среднем классе других российских регионов доля способных провести всей семьей отпуск за границей составляет 11 - 17%, в отличие от 2 - 6% в СФО. Рассмотренные направления денежных расходов семьи представляют определенные проблемы даже для самых образованных и состоятельных жителей РФ, сходных с верхним средним классом по уровню образования и занятию, но располагающих намного более высокими доходами (15,6 ПМ на одного члена семьи, или около 40500 руб. в месяц). Среди них могут позволить себе вложить деньги в покупку дома, квартиры - 17,7%, от-
стр. 35
кладывать деньги на крупные покупки - 54,8%, а провести с семьей отпуск за границей - 45,2%.
Заключение
Сибирский средний класс по своему удельному весу в составе населения и внутренней структуре почти не отличается от российского среднего класса и имеет довольно обширный источник пополнения и роста - потенциальный средний класс, насчитывающий примерно четверть населения. В потенциальном среднем классе находится немало дипломированных специалистов, для которых барьером для попадания в реальный средний класс является, как правило, несоответствие выполняемой работы имеющейся квалификации или низкооплачиваемая работа.
Социально-классовая структура, сложившаяся к 1994 г., оказалась достаточно устойчивой: около 70% населения Сибирского федерального округа остались в той же социально-классовой принадлежности к 2004 г. Но социально-классовая мобильность остальной части населения изменила свой вектор. Изменение соотношения между восходящей и нисходящей социально-классовой мобильностью обусловило после 2000 г. положительную динамику численности среднего класса.
Тревогу вызывает негативная тенденция в воспроизводстве высшего образования. В каждом следующем поколении среднего верхнего и потенциального среднего класса (возрастном и внутрисемейном) доля лиц с высшим образованием становится все меньше, то есть происходит сужение воспроизводственной базы высшего образования, а в конечном итоге - и самого среднего класса.
Новые публикации: |
Популярные у читателей: |
Новинки из других стран: |
Контакты редакции | |
О проекте · Новости · Реклама |
Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту) Сохраняя наследие России |