Грин Г. Сила и слава. М.: Изд-во Сретенского монастыря: АСТ, 2009
У каждого писателя есть "главное" детище - вот и классик британской литературы Генри Грэм Грин (1904 - 1991) считал роман "Сила и слава" (1940) своим лучшим произведением. И вполне заслуженно: вместе с "Брайтонской скалой" (1938), "Сутью дела" (1948) и "Концом одного романа" (1951) "Сила и слава" составила тетралогию, принёсшую Грину всемирную известность.
Все вышеназванные произведения объединяет католическая тема (писатель ещё в молодости принял католичество), которая, как отмечает в предисловии к изданию профессор-филолог Василий Михайлович Толмачёв, спасла Грина от заурядности провинциального бытописательства. А умение приблизить её через детективный или экзотически окрашенный сюжет к массовому читателю сделало его знаменитым.
В "Силе и славе" действие как раз разворачивается в экзотической Мексике, которая, однако, совсем не похожа на страну, известную по бесконечным мыльным сериалам. Гриновская Мексика начала XX века, в которой произошла антифеодальная революция, напоминает, скорее, преисподнюю... Тема Бога там под запретом: верующие и, в первую очередь, священники оказались вне закона (не правда ли, очень напоминает Россию после 1917 года?). Таков и один из главных героев книги - последний в штате Табаско падре, скрывающийся от правительственных солдат, которые в поисках его методично прочёсывают окрестные леса и деревни и даже расстреливают заложников. Хотя героем в полном смысле слова священника назвать нельзя: пусть он продолжает служить Всевышнему (тайно крестит, исповедует, причащает), но слаб и грешен (заслуженно именуется "пьющим падре", имеет внебрачную дочь)... Его главный антагонист - лейтенант, который руководит поимкой падре и целиком устремлён в "безбожное" будущее, свободное от церковного обмана: Если вы верите словам этих священников, значит, вы глупцы, - обращается он к деревенским жителям. - Им нужно от вас только одно - деньги. Чем помог вам Бог?.. Вместо того чтобы насытить вас, священники разглагольствуют о Царстве Небесном. Вот умрёте, говорят они, и всё будет прекрасно. А я говорю вам - всё будет прекрасно, когда они умрут.
Заочный спор падре и лейтенанта (с одной стороны - христианский призыв любить страдания, с другой - жажда социальной справедливости) длится на протяжении всей книги. В финале герои встречаются и выясняют, что нет ни правых, ни виноватых: Какое ханжество, какое притворство/ Продай всей раздай бедным - этому вы учили?.. Церковь бедная, священник бедный, значит, продай всё и отдай Церкви, - возмущён лейтенант, на что священник отвечает: - Как вы правы!.. Правы и, конечно, неправы... У нас с вами много общего... Мы тоже верим фактам и не пытаемся изменить их. А они таковы: все в мире несчастливы, независимо от того, богат человек или беден, разве только он святой, а святых не так уж много.
А значит, спор силы и славы (название романа отсылает к молитве: "Яко Твоя держава, и Твое есть царство, и сила и слава, Отца и Сына, Святаго Духа всегда, ныне и присно и во веки веков..."), веры и неверия, Божьего и земного не завершён. Даже со смертью "последнего" священника.
Новые публикации: |
Популярные у читателей: |
Новинки из других стран: |
Контакты редакции | |
О проекте · Новости · Реклама |
Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту) Сохраняя наследие России |