19-20 октября 1999 г. на филологическом факультете МГУ им. М.В. Ломоносова состоялся симпозиум (совещание-семинар) преподавателей славянских языков университетов России. В нем приняли участие слависты МГУ, преподаватели ряда учебных заведений г. Москвы, их коллеги из 15 российских университетов, в том числе Санкт-Петербургского, Нижегородского, Ростовского, Бурятского, Тюменского, Новосибирского и др. Тезисы докладов и другие материалы симпозиума опубликованы в сборнике "Совещание-семинар преподавателей славянских языков. Информационные материалы и тезисы докладов" (М., 1999).
При подготовке этой встречи филологи-слависты МГУ провели анкетирование о содержании и организации обучения славянским языкам на филологических факультетах университетов страны. Анализ ответов на вопросы анкеты показал, что дисциплинам славянского цикла отводится существенное место в системе филологического образования. Студенам-русистам предоставляется возможность ознакомиться с одним из славянских языков, причем сегодня в университетах России изучаются практически все славянские языки, но более всего польский, чешский и болгарский. Знание инославянского языка способствует более глубокому осмыслению истории и современной структуры русского языка и побуждает учащихся к сопоставительным исследованиям. Однако преподавание славянских языков в российских вузах осуществляется в трудных условиях. В большинстве анкет указывается на острую нехватку учебников и учебных пособий, периодических изданий, новейшей лингвистической литературы, на ограниченность возможностей повышения квалификации преподавателей.
Известно, что в последние годы в славянских литературных языках происходят существенные изменения, требующие лингвистической оценки и учета в практике преподавания. В связи с этим участникам симпозиума была предложена для освещения и осмысления тема "Структурные и функциональные изменения в славянских литературных языках последней четверти XX в. (в свете задач лингводидактики)". Кроме того, учитывая возросший интерес к изучению славянских языков в системе среднего образования, было решено обсудить
стр. 118
тему "Славянская филология в средних учебных заведениях".
Работу совещания-семинара открыл Л.Н. Смирнов (Москва) докладом "Проблемы социолингвистики на XII Международном съезде славистов". Подчеркнув, что в силу значимости и сложности происходящих в современных славянских языках процессов, вопросы социолингвистики занимали важное место на последнем съезде славистов, докладчик выделил главные направления и проблематику социолингвистических исследований последних лет.
В серии докладов, посвященных структурным и функциональным изменениям, происходящим в отдельных славянских языках, выступавшие не только рассматривали новые языковые явления и процессы, но также говорили об анализе и оценке данных явлений в современной зарубежной и отечественной лингвистике.
В докладах Т.С. Тихомировой, Н.Е. Ананьевой, О.О. Лешковой (все -Москва) были рассмотрены структурные и функционально-стилистические изменения в польском языке конца XX в. (прежде всего в области лексики), проанализированы основные причины этих изменений, выявлены их основные направления и тенденции. Подчеркивалась необходимость использования в преподавании польского языка новинок теоретической лингвистики.
О новых явлениях в чешском языке в сопоставлении с русским говорил С. С. Скор-вид (Москва). Указав на наличие сходства и даже совпадение некоторых процессов в двух языках (в частности, реализацию тенденций интернационализации и демократизации), докладчик отметил противоречивость и неоднозначность оценки этих явлений лингвистами. Статусу обиходно- разговорного чешского языка и основным направлениям его исследования был посвящен доклад А.Г. Широковой (Москва).
В ряде докладов рассматривалось состояние современного сербохорватского (сербского и хорватского) языка, анализировались основные направления и тенденции его развития. Докладчики подчеркивали специфику и сложность сложившейся у сербов и у хорватов языковой ситуации. Были обозначены основные направления исследований языковой эволюции. Г.Г. Тяпко (Москва) говорила о проблеме нормы современного сербского литературного языка. С.В. Зайцева (Санкт-Петербург), отметив недостаточную изученность ряда аспектов функционирования сербского и хорватского языков, подчеркнула необходимость детального анализа функциональной стратификации этих языков с тем, чтобы избежать излишней политизации обсуждения данного вопроса.
В докладе "Некоторые особенности развития словенского языка на современном этапе" О.С. Плотникова (Москва) рассмотрела функциональные изменения в этом языке, в частности, формирование лексических подсистем, обслуживающих такие сферы, как дипломатия, военное дело и некоторые другие. Проблемам языковой ситуации в Македонии и вопросам функциональной стратификации македонского языка был посвящен доклад Р.П. Усиковой (Москва). О статусе словацкого литературного языка, проблеме изменения его норм говорил К.В. Лифанов (Москва). Языковая ситуация на Украине и проблемы украинского литературного языка были проанализированы в выступлении О.А. Ос-тапчук (Москва).
Проблемы, затронутые в докладах, посвященных новым процессам в славянских языках, вызвали большой интерес участников симпозиума и стали поводом для оживленной дискуссиии.
Второй круг обсуждавшихся вопросов касался преподавания славянских языков в школе, места славянской филологии и славянских языков в системе среднего образования. Присутствующими с интересом были выслушаны доклады Ю.С. Захаревич, З.К. Шановой, М.О. Мельниченко (все -Санкт-Петербург), Т.А. Ацаркиной (Москва), Т.М. Шкапенко (Калининград), в которых излагались концепции школьного славистического образования, представлялись программы обучения, учебники и учебные пособия. Доклады позволили выявить как сходство проблем, стоящих перед школьной славистикой в различных городах России, так и значительные расхождения в концепциях, программах и методах преподавания. Было признано целесообразным организовывать регулярные встречи для обмена опытом работы славистов в средней школе.
Все участники симпозиума высоко оценили уровень его организации, содержание представленных докладов и сообщений, уровень научной дискуссии. В заключение было принято решение о проведении следующего совещания-семинара преподавателей-славистов в г. Калининграде. На этой встрече предполагается, в частности, проанализировать представленность сведений о славянстве, языках, истории и культуре славянских народов в программах средних учебных заведений.
(C) 2000 г.
Новые публикации: |
Популярные у читателей: |
Новинки из других стран: |
Контакты редакции | |
О проекте · Новости · Реклама |
Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту) Сохраняя наследие России |