Libmonster ID: RU-16154
Автор(ы) публикации: А. В. Литягина

Реформы 1860-х гг. стали постепенно разрушать сословные принципы социума, начиная с законодательства. Однако сословная парадигма надолго вошла в жизнь русского общества. С точки зрения престижа и предпочтительности сословия ранжировались следующим образом: дворянство - духовенство - городское сословие - крестьянство. Данная стратификация основывалась, как верно пишет Б. Н. Миронов1, не на точной оценке какого-либо одного "параметра" человека, а имела ввиду многие аспекты: собственность, власть, образование, место жительства, религию и т. п.

Вплоть до начала XX в. во всей делопроизводственной документации обязательно указывалась принадлежность к сословной группе. Запрашиваемые с губернских управлений в Министерство внутренних дел данные также составлялись по сословиям. Губернские обзоры, памятные книжки, посвященные губерниям, как правило, содержали раздел, посвященный сословному составу ее жителей. Например, в собранных данных о постройке церквей в городах указывалась сословная принадлежность жертвователей и строителей: "Начатая в 1864 г. строится каменная часовня... в 1867 г. осенью закончена за счет средств купца (здесь и далее курсив мой. - А. Л.) Ф. Курганского и пожертвованиями разных лиц. Начатая в 1865 г. строиться на Бутырском фордштате каменная церковь г. Омска ... окончена в 1867 г., но сколько именно употреблено суммы за смертию купца Андреева неизвестно"2.

В полицейской ведомости на 1913 г. по г. Новониколаевску содержатся следующие данные: типография ... Владелец - крестьянин Н. А. Кассианов, типография ... мещанина Н. П. Литвинова, книжный магазин его же, частная библиотека ... дочери надворного советника СМ. Сафоновой, акцидентная типография ... томского мещанина К. Арцимовича, типография А. А. Воробьева...3. Если в документах речь шла о женщинах, то обязательно указывалось, чья она дочь, жена или вдова: "С разрешения г. председательствовавшего в совете главного управления Западной Сибири 13 марта с.г. (1865. - А. Л.), мною открыта в собственном моем доме г. Тюкалы частная женская школа... приглашена учительница начальной грамоты и рукоделия вдова коллежского асессора С. Ф. Франц..."4; "...половина сбора - в пользу предполагаемого к устройству в Тюмени ночлежного дома - жены сарапульского купца В. П. Китаевой..." (из прошения 1890 г.)5; "Господину попечителю Западно-Сибирского учебного округа. Жена профессора Императорского Томского университета Н. И. Образцова через мужа своего Е. С. Образцова обратилась ко мне с ходатайством о разрешении ей устроить 12 января 1900 г. в помещении общественного собрания концерт в пользу томского


Литягина Алла Владимировна - кандидат исторических наук. Бийский государственный педагогический университет.

стр. 157

общества вспомоществования учащихся..."6; "Томскому губернатору. Занимаясь в г. Томске преподаванием уроков музыки более 10 лет (с 1889 г.)... я желала бы открыть в Томске правильно организованную музыкальную школу. Жена статского советника домашняя наставница К. И. Томашевская"7.

В публикациях прессы до конца XIX в. осмысление явлений также происходило при помощи сословных категорий. В статьях писали о купцах и мещанах, о ссыльных и крестьянах, о чиновниках и дворянах, о военных и духовенстве. "7 февраля, в зале при архиерейской церкви, происходили, как и всегда, религиозно-нравственные чтения... Преобладающий контингент слушателей - мещане, хотя не мало и других, из более интеллигентных слоев общества"8.

Важной частью общественного сознания и принципом социальной организации являлась корпоративность. Большую роль в общественной жизни городов играли сословные корпорации. Самыми многочисленными из них были Мещанские общества. Такая организация имела управу - исполнительный орган, во главе которой стоял мещанский староста. Входившие в Общество люди соглашались подчиняться установкам, принятым корпорацией; в случае уклонения от таковых - подвергаться вынесенному Обществом наказанию, что не воспринималось как насилие. Популярные корпоративные объединения были и в западносибирских городах, а их живучесть сохранялась до 1917 года. Низкие доходы, экономическая неустойчивость индивидов порождали желание застраховать себя круговой порукой, отдав за это часть свободы. Обязательная административная приписка к соответствующим обществам, наличие у них капиталов и имуществ, традиции и пережитки сословного менталитета сохраняли такие организации.

В мещанской среде, как и в крестьянской, дела решались сходкой, миром, по-божески. Бийское мещанское общество следило за добропорядочностью поведения своих граждан. Например, осуждались лица, появившиеся в публичных местах в пьяном виде. К таковым, согласно 570 ст. IX т. свода законов о состояниях, применялось наказание в виде общественных работ сроком один месяц; в 1876 г. мещане постановили взыскивать штраф в размере одного рубля с лиц, явившихся в нетрезвом виде в городское управление или в камеру мещанского старосты. От полицейского управления поступал рапорт в городскую управу о проступках граждан, городская управа в свою очередь обращалась через мещанского старосту к обществу мещан о принятии соответствующих мер. Так, в ноябре 1877 г. собрание бийских мещан рассматривало дело мещан Еремеева и Прокопьева. Первый был задержан полицией за пьянство и драку. Второй - "замечен в пьянстве четыре раз, следовательно поведения своего и не думает исправить". Коллективный приговор о наказании провинившихся общественно-полезным трудом сроком на один месяц был направлен на утверждение в городскую управу9. В июле 1878 г. рассматривалось дело Н. Горохова "о буйственных поступках в пьяном виде". Приговорили: "Так как мещанин Горохов никогда нами ни в чем не замечался, и поведения он хорошего, поэтому на первый раз поступок его оставить без последствий, объявить, что если он на будущий раз будет замечен в пьянстве, то на него будет наложена мера взыскания"10.

Руководство мещанским объединением могло при помощи полиции наказать за плохое поведение, заточив провинившегося на несколько суток в каталожную камеру. Например, в 1880 г. по просьбе помощника бийского мещанского старосты полиция задержала за пьянство, обман жителей ("выпрашивал деньги на горотьбу поскотины"), угрозы в адрес руководства корпорации Кутергина, арестовав его на трое суток11.

Часто бийское мещанское общество рассматривало вопрос о принятии новых членов. Как правило, он решался положительно, с оговоркой, что вновь принятый "подати и повинности уплачивает лично сам, а в случае несостоятельности его или самой смерти, то платеж таковой принимаем в круговое ручательство". Отказы принять в свою среду хоть и редко, но все же были. Например, в 1877 г. мещане не захотели видеть в своих рядах окончившего срок содержания в Иркутской военно-исправительной роте бывшего арестанта Трофимова.

В фондах городских дум, мещанских и купеческих управ Западной Сибири содержится переписка старост с городскими управами. Она свидетельствует, что органы городского самоуправления часто обращались в сословные общества за помощью

стр. 158

и просили об участии в финансировании чего-либо. Так, Тобольская городская дума в январе 1898 г. обратилась к мещанскому старосте с просьбой оказать денежную помощь на содержание временной тифозной больницы; весной дума Тобольска просила мещанского и купеческого старост внести материальный вклад в организацию обеда в честь приезда в город министра путей сообщения12; в Бийске в 1911 г. городской голова обратился к мещанскому старосте с предложением рассмотреть на сходе вопрос о принятии на содержание общества низшей ремесленной школы13.

Зачастую сословные общества откликались. Например, Барнаульская городская дума привлекла к строительству каменного здания училища мещанскую управу и получила от нее 4027 руб. 36 коп.14. Бийское мещанское общество содержало два мужских училища. Купеческие управы также принимали активное материальное участие в экономических проектах городских дум.

В крупных городах, губернских и торгово-промышленных центрах разрушение крестьянской ментальности и формирование ориентации на буржуазные, просветительские ценности проходило быстрее и заметнее. Этому способствовали учебные заведения, многочисленные общественные организации, клубы, библиотеки и т. п. Здесь же заметнее на второй план отходило сословное самосознание, а жители ассоциировали себя по принадлежности к профессиональной деятельности. Однако даже в таких крупных центрах Западной Сибири как Томск и Омск, продолжали действовать корпоративные сословные организации, осуществлявшие социальную помощь своим членам. Например, в Томской богадельне мещанского общества в 1912 г. содержалось 86 человек, на средства его же членов действовал ночлежный приют, оплачивалась стипендия ребенка Владимирского детского приюта16. Мещанские общества также компенсировали расходы членов своей организации, находившейся на излечении. Средства Омского мещанского общества в 1901 г. шли, помимо содержания сословного управления и сиротского суда, на финансирование благотворительных и учебных заведений, на пособия престарелым, убогим и неимущим17.

Таким образом, в начале XX в. коллективизм, корпоративный строй жизни по-прежнему ценились в городах Западной Сибири. Во многом там сохранялся общинный уклад, соответствующий традиционному обществу.

Для обозначения разносословного характера различных мероприятий чаще всего использовали обозначение "городовое общество". Особенно это относится к эпохе действия реформ Екатерины II по управлению губерниями и городами, т. е. до введения Городового положения 1870 г.: "Тобольское городовое общество, желая ознаменовать память посещения в 1837 г. г. Тобольска государем Наследником Цесаревичем, предположило основать в этом городе школу для образования девиц всех сословий...". Школа была открыта в 1854 году18. Городовое положение 1870 г. привело к созданию бессословных органов городского самоуправления - городских дум и управ - куда избирались гласные на основе имущественного ценза. Это учреждение было принципиально новым, по своей сути противоположным явлением сословно-феодальному строю. Однако избирательные списки составлялись с указанием сословной принадлежности каждого избирателя. Сведения о личном составе избранных в городские думы гласных до 1917 г. обязательно включали в себя графу "сословие". В обращениях частных лиц, поступавших в думы, обязательно указывалось социальное происхождение обращавшегося, и в постановлениях городских властей также это повторялось. Такая форма конкретизации личностей, групп была принята и в начале XX века. Это можно подтвердить протоколами заседаний городских дум Западной Сибири. Например, в 1913 г. барнаульская городская дума, выбирая нового главу, постановила: "считать избранным... межевого инженера статского советника А. А. Лесневского"19; в 1915 г. там же рассматривался вопрос об отдаче в аренду участка: "Заявлением от 11 марта тот же участок просит отдать в аренду барнаульский мещанин В. В. Суслин..."20; "Тобольскому полицмейстеру. Вследствие рапорта ... о том, что мещане Залман Морский, Павел Кропоткин, Апполинария Комаровская и купеческий сын Андрей Григорьев отказались от устройства по улице против их усадебных мест мостовой, ... сообщаю... И.д. губернатор". 1915 год21.

По отношению к горожанам всех сословий существовало общее наименование "обыватели": "Пристав 2-й части города Тобольска. ... Тобольскому полицмейстеру. Рапорт. ...Со стороны обывателей всегда приходится слышать нарекание на несправ-

стр. 159

ное содержание управой мостовых и тротуаров..."22. Часть населения, владеющая недвижимостью в городе, обозначалась "домовладельцами"23.

Указание жителей на сословную принадлежность было обязательным в завещании до 1917 года. Вот лишь некоторые примеры: "1888 г. 10 ноября, я, нижеподписавшийся барнаульский мещанин Александр Митрофанов Завьялов, находясь в здравом уме и твердой памяти, сделал свое духовное завещание в следующем..."24; "...и выдать бедной женщине, тюменской мещанке А. П. Кочневой, имеющей на руках 5 малолетних детей-сирот на покупку леса для постройки им, сиротам, своего домика, также 25 руб..."25; "...1902 года, ноября 7 дня по приглашении меня, Фердинанда Карловича Гергардт, тобольского нотариуса ... к известной мне лично и к совершению актов законную правоспособность имеющей тобольской мещанке Екатерине Никифорова Ураловой ..., где она в присутствии лично мне известных свидетелей: отставного унтер-офицера Якова Федоровича Пузина, отставного унтер-офицера Василия Алексеева Говоркова и Тобольского мещанина Сергея Тимофеева Трифонова, жительствующих в городе Тобольске по Малой Пиляцкой улице в собственных домах, объявила ... собственный свой деревянный дом ... завещает в собственность крестьянину Владимирской губернии ... Ивану Степановичу Уралову..."26.

Сословное восприятие населения сохранялось и в среде церковнослужителей. В исповедных росписях, клировых ведомостях прихожане распределялись на известные, официально признанные социальные группы. В клировых ведомостях по церквям обязательно указывался состав и количество прихожан. Например, в ведомости о Градо-Томской Воскресенской церкви за 1890 г. показано следующее: духовных 16 человек мужского пола (м. п.) и 20 человек женского пола (ж. п.), статских 75 - м. п. и 65 - ж. п., военных - 17 м. п. и 21 - ж. п., купцов 88 - м. п. и 81 - ж. п., мещан 562 - м. п. и 583 - ж. п., крестьян 26 - м. п. и 25 - ж. п., инородцев нет. Итого 784 - м. п. и 795 - ж. п.27. Иногда купцов и мещан указывали в одной графе, как прочих городских обывателей. Например, по Градо-Омской Соборно-Воскрескенской церкви за 1876 г. было указано наличие следующих прихожан: военных 248 м. п. и 391 ж. п., статских 109 м. п. и 114 ж. п., купцов, мещан, цеховых и других обывателей 160 м. п. и 168 ж. п., крестьян 21 м. п. и 22 ж. п.28. В списках домов, относящихся к приходу церкви, также указывалась сословная принадлежность людей. Например, по приходу Одигитриевской церкви в городе Барнауле указывалось: "Улица Береговая - от речки Барнаулки до реки Оби, - в ней 10 домов; именно: дом дворянина Андроновского, мещан... (перечисляется 5 человек. - А. Л.), мастеровской жены Пелагеи Буймовой, солдата Алексея Лебедева, солдата же Луки Артамонова и урядника Еремина. Улица Малые Лужки - также от р. Барнаулки до реки Оби, в ней 15 домов; именно: купца Михаила Атянкова (2) дома, купца Родиона Козлова (раскольника), мещан: Семена Ячменева ... (перечисляются еще 8 мещан. - А. Л.), улица Большие Лужки - от базарной площади до реки Оби, в ней 9 домов; именно: дворянина Анроновского, купца Маштакова, мещан Антона Завьялова ..." и т. д.29.

К 1917 г. сословия юридически утратили важнейшие специфические сословные привилегии и превратились в классы. Однако, как это часто бывало в России, закон обгонял и жизнь, и массовые представления о социальной структуре общества, и социальное поведение. Сословные традиции оказались весьма живучими и служили препятствием для полной трансформации сословий в классы. Сословная парадигма, упраздненная юридически, не была окончательно ликвидирована фактически и психологически, хотя в общественной практике она теряла прежнее значение. Как отмечает Б. Н. Миронов, "существование сословий с различными, а иногда и враждебными субкультурами, с огромной имущественной дифференциацией между ними и внутри себя затрудняло формирование не только среднего класса и гражданского общества, но также и единой российской нации с единой культурой, единой системой ценностей, единым законом"30.

Наряду с сохранением сословного самосознания, чему способствовали сохраняемые в значительной мере и к 1917 г. порядки и традиции, появляются новые черты в общественном самовосприятии, связанные с формированием бессословного общества. В протоколах городских дум все чаще появляются новые формы обозначения личностей, не связанные с сословностью, хотя тут же могут фигурировать и таковые. В 1915 г. в одном из постановлений барнаульской думы речь идет об избрании сани-

стр. 160

тарных попечителей: "Считать избранными на текущее четырехлетие по 1918 г. включительно председателем санитарного попечительства по городу Барнаулу ветеринарного фельдшера П. А. Третьякова и членами попечительства: барнаульского мещанина Г. И. Маркова, чиновника Ф. А. Железнова, барнаульского мещанина М. А. Костромина, каменец-подольского мещанина Н. А. Рымкевича, заведующего Испытательной лабораторией А. С. Крылова, иркутского мещанина В. В. Капустина, дворянина Виленской губ. В. И. Радванского, барнаульского мещанина М. Н. Сивкова, гласного думы Д. К. Михалева, фельдшера С. Т. Заяц, фельдшера В. К. Зверева, ветеринарного фельдшера П. Н. Абрамова, гласного думы В. К. Панагушина, фельшера Н. Е. Стафеевского, фельдшера К. А. Мусюка, барнаульского мещанина Р. Е. Заковряшина, екатеринбургского мещанина Н. А. Лылова, Минусинского мещанина Г. Л. Бякова, Владивостокского мещанина Н. М. Ивановского"31. Нередко на заседаниях городских дум имена фигурируют с уточнением их профессии, но уже без обозначения сословия: гражданский инженер, ученый агроном, городской трубочист и т. д.

В некоторой степени стало меняться и отношение к женщинам. Уже не всегда указывалось, чья она жена или дочь, но всегда либо ее сословие, либо профессия. Обращения к властям от женщин теперь можно встретить такого типа: "Его высокопревосходительству господину попечителю Западно-Сибирского учебного округа от содержательницы частной приготовительной школы 3-го разряда в г. Омске Л. С. Лыщинской. Покорнейше прошу..." (1912 г. )32; "Его превосходительству господину попечителю Западно-Сибирского учебного округа от преподавательницы омского коммерческого училища, имеющей звание домашней учительницы Э. Я. Лезевитц. Прошение" (1915 год)33.

В начале XX в. уже не редкость, когда на заседаниях городских дум, при обсуждении муниципальных дел гласные забывали про сословность. Причем как свою, так и окружающих; создавалась, так сказать, бессословная атмосфера решения вопросов. Так, когда на заседании новониколаевской думы обсуждался вопрос о строительстве городского консервного завода, в протокол были внесены мнения, высказывания гласных думы, для которых на первом месте стояли деловые качества людей, привлекаемых к работе: "Майлов. Нужно выбрать несколько лиц для решения этих вопросов. Я бы не затруднился даже наметить кандидатов: Жернаков, у него опыт с кожевенным заводом, Чернышев близко стоит к ценам на мясо. Что касается технической стороны, будет полезен Мирошников по части машин, Губин - по части строительных работ, Туркин сам думал строить консервный завод. Мы согласиться согласились, но договора не подписали. Но представьте, как цены меняются, жесть, - цена коробки консервов, все изменяется, как сказал Г. И. Жерновков, лихорадочно меняется. Эта комиссия все вопросы обсудит, и договор, и цены, и сметы, остановит внимание на определенных лицах. Можно просить заняться этим продовольственную комиссию. Жерновков находит необходимым сделать маленькое совещание из управы и гласных. Необходимо будет пригласить еще инженера-специалиста, но это уже дальнейший шаг. Без подготовительной работы не обойтись. Следовало бы поручить управе по ея усмотрению пригласить лиц, может быть, пригласить какого-нибудь специалиста из Москвы, рублей за 500. Городской голова. Все это прекрасно, но нужно приступить..."34. Такие заседания создают впечатление, что уже не существовало ни купцов, ни мещан, ни дворян, а только имелись люди определенной профессии, образования и квалификации.

Другой социальный институт, связанный с модернизационными процессам, - общественные организации. По признанию исследователей, они были островками формирующей гражданской культуры и гражданского общества в предреволюционной России. При всей дискуссионное™ вопроса многие авторы указывают на добровольные ассоциации как на значимый канал взаимодействия государства и общества, средство преодоления противоречий между ними35. Американский исследователь Дж. Брэдли, небезосновательно утверждает, что общественные организации и их проекты, "делая упор на переменах и прогрессе, воспитывали в общественном сознании более широкие представления о меняющемся мире, об истории. Это, в свою очередь, вело к росту сознательности и давало возможность объединениям людей по интересам выйти на общественную арену, вынести свои убеждения на всеобщее обозрение и стать проводниками культуры. Ассоциации и проводимые ими ме-

стр. 161

роприятия воспитывали то самое чувство общественного долга и гражданской гордости, которых не хватало в российской жизни"36. Действительно, внутри ассоциаций отдельные личности разного социального происхождения могли проявлять инициативу, обретать свою социальную идентичность, реализовывать потенциал культурной деятельности, обогащаться социальным опытом, мобилизовывать общественное мнение, обсуждать политические вопросы. Активное участие в работе ассоциаций женщин меняло общественные представления и в гендерном плане.

В Западной Сибири возникает значительное количество таких обществ. Как подсчитала Е. А. Дегальцева, в Томске к началу XX в. было 88 общественных формирований: в Барнауле - 26, Бийске - 19, Новониколаевске - 16, Омске - 68, Тобольске - 60 и т. д.37. Большинство из них ставили просветительские цели и являлись самыми массовыми по составу. Активисты обществ являлись инициаторами многих благих дел на ниве образования и культуры, организаторами полезных развлечений для населения. До нас дошло значительное количество отчетов общественных ассоциаций, в которых отсутствует какое-либо упоминание о сословном происхождении участников. Например, в отчете о деятельности томского общества вспомоществования учащимся за 1904 г. сказано, что вместо прежнего председателя совета общества профессора А. М. Зайцева избран профессор И. Н. Грамматикати, товарищем председателя Н. Н. Розин. Членами совета избраны М. Г. Курлов, В. Г. Пудовиков, И. А. Малиновский, О. А. Зубашев, П. И. Макушин. Хозяйственной частью столовой заведовал при участии председателя совета общества дамский комитет. В состав комитета входили: З. А. Александровская, О. Л. Васильева, А. С. Голицина, А. И. Житкова, Е. В. Зайцева, А. И. Иванова, Х. С. Ливен, Е. А. Макушина, Л. Маслова, Е. И. Обручева, Н. М. Попова, П. И. Сухова, Н. Н. Усачева, Е. А. Шаблиовская38. Подобное простое перечисление имен и фамилий участников было характерно для документов общественных организаций, что отражало внутренний демократизм и гражданственность этих структур.

Появилось множество общественных организаций по профессиональному признаку. Они способствовали развитию структурированного общественного сознания, с научным осмыслением мира, с приобщением к знаниям конкретных сфер. Так, в уставе алтайского общества естествоиспытателей и врачей в г. Барнауле было записано, что "действительным членом может быть каждый медицинский и ветеринарный врач, провизор и лица, окончившие курс физико-математического факультета по естественному отделению, как местные, так и иногородние и все те лица, кои посвятили себя изучению естественных наук"39.

Таким образом, вытеснение сословной принадлежности из жизни горожан Западной Сибири происходило медленно, постепенно. Вплоть до 1917 г. действовали традиции и установки, способствующие сохранению сословной идентичности у значительной их части. Даже в начале XX в. государственные учреждения при делопроизводстве не отказались от практики учета сословной принадлежности населения, которая не отбрасывалась и учреждениями Русской православной церкви. Функционирование сословных организаций также способствовало определенной консервации старого деления на хозяйственном, бытовом и психологическом уровнях. В то же время в социальном самосознании активно формировалось новое культурное самовосприятие - бессословное, гражданское, в котором идентичность горожан была связана с профессией, образованием, социально-культурной деятельностью. Этому способствовали новые институты модернизирующегося общества: органы городского самоуправления и общественные организации. Российское государство пошло по пути модернизации, учреждая и разрешая новые бессословные организации, направленные в сторону гражданственности и демократизма.

Примечания

1. МИРОНОВ Б. Н. Социальная история России периода империи. Т. 3. СПб. 2003, с. 79 - 80.

2. Государственный архив Омской области (ГАОО), ф. 14, оп. 1, д. 510, л. 5, 7об.

3. Государственный архив Томской области (ГАТО), ф. 3, оп. 12, д. 3994, л. 135.

4. Там же, ф. 125, оп. 1, д. 226, л. 6.

стр. 162

5. Государственное учреждение Тюменской области "Государственный архив г. Тобольска" (ГУТО "ГАТ"), ф. 152, оп. 13, д. 5, л. 63.

6. ГАТО, ф. 126, оп. 2, д. 1456, л. 1.

7. Там же, ф. 3, оп. 2, д. 4613, л. 1.

8. "Сибирская газета". 1888, N 12, с. 4.

9. Центр хранения архивных фондов Алтайского края (ЦХАФ АК), ф. 176, оп. 1, д. 4, л. 20.

10. Там же, л. 29.

11. Там же, д. 137, л. 38, 39.

12. ГУТО "ГАТ", ф. 8, оп. 1, д. 321, л. 24, 143.

13. ЦХАФ АК, ф. 176, оп. 1, д. 153, л. 24.

14. Там же, ф. 51, оп. 1, д. 6, л. 127.

15. Там же, ф. 176, оп. 1, д. 153, л. 12.

16. ГОНЧАРОВ Ю. М., ЧУТЧЕВ В. С. Мещанское сословие Западной Сибири второй половины XIX - начала XX в. Барнаул. 2004, с. 94 - 95.

17. Там же, с. 89.

18. ГАТО, ф. 125, оп. 1, д. 16, л. 30, 33.

19. ЦХАФ АК, ф. 51, оп. 1, д. 12, л. 232.

20. Барнаульская городская дума. 1877 - 1996. Барнаул. 1999, с. 159.

21. ГУТО "ГАТ", ф. 1, оп. 1, д. 1122, л. 29.

22. Там же, л. 25.

23. См., напр.: ГУТО "ГАТ", ф. 1, оп. 1, д. 1122, л. 29.

24. ЦХАФ АК, ф. 26, оп. 1, д. 197, л. 94.

25. ГУТО "ГАТ", ф. 156, оп. 18, д. 984, л. 2об.

26. Там же, д. 445, л. 2.

27. ГАТО, ф. 170, оп. 1, д. 1922, л. 40, 55об.

28. ГУТО "ГАТ", ф. 156, оп. 19, д. 131, л. 1, 14об.

29. ЦХАФ АК, ф. 26, оп. 1, д. 198, л. 332 - 333.

30. МИРОНОВ Б. Н. Ук. соч., с. 147.

31. Барнаульская городская дума, с. 176 - 177.

32. ГАТО, ф. 126, оп. 2, д. 2824, л. 1.

33. Там же, д. 3301, л. 2.

34. Государственный архив Новосибирской области (ГАНО), ф. Д-97, оп. 1, д. 97, л. 22.

35. ТУМАНОВА А. С. Общественные организации и русская публика в начале XX века. М. 2008, с. 8 - 10.

36. БРЭДЛИ Дж. Гражданское общество и формы добровольных ассоциаций. В кн.: Гражданская идентичность и сфера гражданской деятельности в Российской империи. Вторая половина XIX - начало XX века. М. 2007, с. 97.

37. ДЕГАЛЬЦЕВА Е. А. Общественные неполитические организации Западной Сибири (1861 - 1917 гг.). Барнаул. 2002, с. 255 - 285.

38. Отчет о деятельности томского общества вспомоществования учащимся за 1904 - 1098 гг. Томск. 1909, с. 1, 3.

39. ГАТО, ф. 3, оп. 2, д. 6806, л. 12.




© libmonster.ru

Постоянный адрес данной публикации:

https://libmonster.ru/m/articles/view/Сословия-Западной-Сибири-во-второй-половине-XIX-начале-XX-в

Похожие публикации: LРоссия LWorld Y G


Публикатор:

Россия ОнлайнКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: https://libmonster.ru/Libmonster

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

А. В. Литягина, Сословия Западной Сибири во второй половине XIX - начале XX в. // Москва: Либмонстр Россия (LIBMONSTER.RU). Дата обновления: 22.07.2020. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/Сословия-Западной-Сибири-во-второй-половине-XIX-начале-XX-в (дата обращения: 29.03.2024).

Найденный поисковым роботом источник:


Автор(ы) публикации - А. В. Литягина:

А. В. Литягина → другие работы, поиск: Либмонстр - РоссияЛибмонстр - мирGoogleYandex

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Похожие темы
Публикатор
Россия Онлайн
Москва, Россия
584 просмотров рейтинг
22.07.2020 (1346 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
0 голос(а,ов)
Похожие статьи
ЛЕТОПИСЬ РОССИЙСКО-ТУРЕЦКИХ ОТНОШЕНИЙ
Каталог: Политология 
12 часов(а) назад · от Zakhar Prilepin
Стихи, находки, древние поделки
Каталог: Разное 
2 дней(я) назад · от Денис Николайчиков
ЦИТАТИ З ВОСЬМИКНИЖЖЯ В РАННІХ ДАВНЬОРУСЬКИХ ЛІТОПИСАХ, АБО ЯК ЗМІНЮЄТЬСЯ СМИСЛ ІСТОРИЧНИХ ПОВІДОМЛЕНЬ
Каталог: История 
3 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
Туристы едут, жилье дорожает, Солнце - бесплатное
Каталог: Экономика 
4 дней(я) назад · от Россия Онлайн
ТУРЦИЯ: МАРАФОН НА ПУТИ В ЕВРОПУ
Каталог: Политология 
5 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
ТУРЕЦКИЙ ТЕАТР И РУССКОЕ ТЕАТРАЛЬНОЕ ИСКУССТВО
7 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
Произведём расчёт виртуального нейтронного астрономического объекта значением размера 〖1m〗^3. Найдём скрытые сущности частиц, энергии и массы. Найдём квантовые значения нейтронного ядра. Найдём энергию удержания нейтрона в этом объекте, которая является энергией удержания нейтронных ядер, астрономических объектов. Рассмотрим физику распада нейтронного ядра. Уточним образование зоны распада ядра и зоны синтеза ядра. Каким образом эти зоны регулируют скорость излучения нейтронов из ядра. Как образуется материя ядра элементов, которая является своеобразной “шубой” любого астрономического объекта. Эта материя является видимой частью Вселенной.
Каталог: Физика 
8 дней(я) назад · от Владимир Груздов
Стихи, находки, артефакты
Каталог: Разное 
9 дней(я) назад · от Денис Николайчиков
ГОД КИНО В РОССИЙСКО-ЯПОНСКИХ ОТНОШЕНИЯХ
9 дней(я) назад · от Вадим Казаков
Несправедливо! Кощунственно! Мерзко! Тема: Сколько россиян считают себя счастливыми и чего им не хватает? По данным опроса ФОМ РФ, 38% граждан РФ чувствуют себя счастливыми. 5% - не чувствуют себя счастливыми. Статистическая погрешность 3,5 %. (Радио Спутник, 19.03.2024, Встречаем Зарю. 07:04 мск, из 114 мин >31:42-53:40
Каталог: История 
9 дней(я) назад · от Анатолий Дмитриев

Новые публикации:

Популярные у читателей:

Новинки из других стран:

LIBMONSTER.RU - Цифровая библиотека России

Создайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Сохраните навсегда своё авторское Наследие в цифровом виде. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора.
Партнёры библиотеки
Сословия Западной Сибири во второй половине XIX - начале XX в.
 

Контакты редакции
Чат авторов: RU LIVE: Мы в соцсетях:

О проекте · Новости · Реклама

Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)
Сохраняя наследие России


LIBMONSTER NETWORK ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА

Россия Беларусь Украина Казахстан Молдова Таджикистан Эстония Россия-2 Беларусь-2
США-Великобритания Швеция Сербия

Создавайте и храните на Либмонстре свою авторскую коллекцию: статьи, книги, исследования. Либмонстр распространит Ваши труды по всему миру (через сеть филиалов, библиотеки-партнеры, поисковики, соцсети). Вы сможете делиться ссылкой на свой профиль с коллегами, учениками, читателями и другими заинтересованными лицами, чтобы ознакомить их со своим авторским наследием. После регистрации в Вашем распоряжении - более 100 инструментов для создания собственной авторской коллекции. Это бесплатно: так было, так есть и так будет всегда.

Скачать приложение для Android