Libmonster ID: RU-15912
Автор(ы) публикации: М. С. Шаповалов

Неудача в создании местного самоуправления в Палестине в середине 1920-х гг. привела к концентрации всей власти на Святой земле в руках британской гражданской администрации. Именно на нее легло и бремя решения экономических и социальных проблем, накопившихся со времени турецкого владычества.

Характеризуя экономическое положение Палестины к моменту передачи ее под мандат Великобритании, британская администрация Палестины сообщала в Лондон в 1921 г.: "Страна... неразвита и малонаселена. Методы сельского хозяйства, главным образом, примитивны. На обрабатываемой части земли можно было бы выращивать более высокие урожаи... Рыболовство, некоторые отрасли промышленности и производство табака оказались фактически "убиты" турецкими законами; рынки Палестины и соседних стран наводнены почти полностью товарами из Европы. Морская торговля загружена, но в Яффе и Хайфе не хватает гаваней"1.

Палестина представляла собой аграрную страну: перед первой мировой войной только 5% ее населения работало в сфере промышленности2. К моменту передачи Святой земли под мандат на ее территории было лишь 4 больших города: Иерусалим с населением около 143,8 тыс. чел., чуть ли не исключительно еврейский город Тель-Авив (143,2 тыс.), Хайфа (116, 4 тыс.) и Яффа (86,9 тыс. человек). Арабский центр Наблус насчитывал лишь 21,9 тыс. человек3.

Географически Палестину можно было разделить на 4 области. Первая область находилась на севере страны (Галилея, Самария и Иудея), где на низкоплодородной почве существовало ирригационное земледелие, специализировавшееся на выращивании хлебных злаков. Вторая - область "пяти равнин", расположенная на побережье Средиземного моря. Это район Хайфы, где было возможно только ирригационное земледелие; район Акры с возможным смешанным сельским хозяйством (кроме выращивания апельсинов); равнина к юго-востоку от Хайфы - самая плодородная часть Палестины, пригодная для выращивания хлебных злаков; равнина на северо-востоке страны, треть которой покрыта болотами, но остальная часть богата аллювиальной землей; равнина реки Иордан на севере с очень плодородной землей, однако, шириной лишь в три мили4. Третья сельскохозяйственная область лежала на юго-западе Палестины в районе Беер-Шевы, а четвертая - бесплодные пустыни - на юго-востоке. Развитие сельского хозяйства на этих территориях было ограничено и являлось возможным только при условии ирригации.


Шаповалов Михаил Сергеевич - кандидат исторических наук, доцент Омского института водного транспорта (филиал) "Новосибирской государственной академии водного транспорта".

стр. 143

В целом климатические условия в Палестине нельзя было назвать благоприятными для развития сельского хозяйства. В резюме торгового отчета 1935 г. департамента внешней торговли Великобритании подчеркивалось: июль, август и сентябрь в Палестине "очень теплые, максимальная температура достигает в Иорданской долине морской равнины (Хайфа и Яффа - Тель-Авив) от 114° F до 104° F и 102° F в Иерусалиме и горной местности... Январь и февраль очень холодные, минимальная температура опускается до 35° F в Хайфе, до 34° F в Иорданской долине и 21° F в Иерусалиме. Сезон дождей длится с декабря по апрель, и хотя дожди не столь обильны в течение этого периода, их достаточно, чтобы оросить сельскохозяйственные посевы"5. В оставшийся период с мая по ноябрь занятие сельским хозяйством требует искусственного орошения.

Как констатировала впоследствии в 1937 г. комиссия Пиля, "в Палестине четыре источника ирригации: реки, колодцы, весенние талые воды и бассейны. Иордан - единственный потенциальный источник речной ирригации, но при существующих условиях экономические перспективы крупномасштабного ирригационного развития из этого источника сомнительны... Ирригация от колодцев - главный источник ирригации в Палестине"6. Далее в отчете делался вывод: "основная трудность в любом всестороннем расширении ирригации в Палестине - не столько несоответствие поставки воды, как стоимость создания этой системы ирригации, доступной для использования. И хотя увеличение орошаемой части страны - вопрос жизненной важности для ее развития, чрезвычайно трудно делать какую-либо оценку размера площади земли, орошаемой с экономической отдачей"7.

В области промышленности, транспорта, банковского дела существовали не менее сложные проблемы. Хотя частичная индустриализация Палестины уже произошла, формирование "оптимальной экономики" должно было стать следствием целого комплекса факторов: материальных активов страны, развития энергетики, мирового спроса на экономические активы Палестины, общего уровня мирового экономического процветания, от которого зависели бы рынок апельсинов, грейпфрутов, торговля нефтью и другими изделиями, приток в Палестину капитала, религиозных отчислений, туристских доходов и т.п.8.

По данным министра по делам колоний Великобритании У. Черчилля, обнародованным в ответ на запрос депутата Палаты общин Вайса о состоянии торговли в Палестине, в 1921 г. импорт составил 5,665 млн. ф.ст., из которых 34% приходилось на товары из Великобритании, а 18% - на товары из Индии, Австралии и Египта. Экспорт составил всего 824 тыс. ф.ст. (69% его приходилось на Египет и 15% - на Великобританию) '.

В Палестине имелись крупные финансово-кредитные учреждения, такие как Оттоманский банк, Англо-палестинский банк, Банк ди Рома и Барклайс банк - доминионный, колониальный и заграничный, выступавший в качестве официального банка палестинского правительства. Из арабских финансово-кредитных учреждений наиболее крупными были Арабский и Арабский сельскохозяйственный банки.

В целом имелись все экономические предпосылки для дальнейшего развития Палестины, но требовались серьезные вложения со стороны Великобритании для создания на подмандатной территории инфраструктуры, промышленности, системы ирригации для сельского хозяйства. В британских правящих кругах не было единства по вопросу целесообразности инвестирования денег в "бесплодную" Палестину, тем более, что особых средств для подобных вложений в обремененной военными долгами Англии в то время не было. Не случайно парламентариев больше всего беспокоил вопрос: как вернуть средства, одолженные Англией во время первой мировой войны своим союзникам или вложенные в их экономику. Поэтому-то в Палате общин в июне 1922 г. обсуждали не столько объем средств, выделяемых на развитие Палестины, сколько то, что неплохо было бы включить в сумму долга Палестины британской казне расходы на создание там во время войны железных дорог, а также 30 тыс. ф.ст. за проведение телефонных и телеграфных линий и 48545 ф.ст. за поставку пресной воды в Иерусалим10. Черчилль с этими предложениями был согласиен.

Палестинская администрация не имела, однако, в наличии средств для возмещения данных затрат. Сумма расходов на содержание вооруженных сил в Палестине существенно сократилась: если в 1920 г. она составляла 4 млн. ф.ст., то в 1921 г. -

стр. 144

2 млн, в 1922 г. - 1,5 млн, а в 1923 г. по прогнозам она должна была быть меньше 1 млн. фунтов11. И тем не менее, значительная сумма денег уходила из британской казны на содержание контингента британских войск в Палестине и британской администрации. В 1923 финансовом году только общая сумма арендной платы правительственных учреждений и оплаты квартир для британских и палестинских чиновников составила приблизительно 33 тыс. ф.ст.12. Понимая, что экономическое развитие Палестины требовало дополнительных финансовых вливаний и инвестиций, в 1926 г. уже консервативное правительство С. Болдуина с У. Черчиллем в качестве министра финансов решило предоставить Палестине ссуду. Но эта ссуда в размере около 4,5 млн. ф.ст. оказалась специфической. Она должна была включать, во-первых, компенсацию в 1 млн. ф.ст., потраченных ранее на строительство сети железных дорог на Святой земле за счет британского налогоплательщика, во-вторых, компенсацию расходов агентов короны, затраченных на строительство дорог, железнодорожных путей, телеграфа и общественных зданий в размере 1,5 млн. ф.ст., и, в-третьих, деньги в сумме примерно в 1,115 млн. ф.ст., выделенные на строительство гавани в Хайфе и усовершенствование порта в Яффе13. То есть подавляющая часть ссуды размером в 4,5 млн. ф.ст. должна была достаться не палестинцам, а англичанам в качестве компенсации за их вложения в инфраструктуру Палестины, начиная уже с военного времени. При этом 1 млн. ф.ст. из 4,5 млн. вообще не должен был уходить из британской казны.

Но в условиях продолжавшегося в Великобритании с 1921 г. экономического кризиса даже такого рода помощь встретила оппозицию в британском парламенте. Парламентарий Саклатвала высказал мнение, что "любой, кто не голосует против этих финансовых условий, голосует за понижение заработной платы шахтеров"14. Мнение Саклатвалы разделил сэр Фредрик Виз, подчеркивавший, что в условиях экономического кризиса британское правительство не может выдавать такие кредиты. На его взгляд, британским кредитом Палестине уже можно считать "гарантию руководства и соблюдения интересов" палестинцев15. Тем не менее, большая часть депутатов все же выступила за предоставление ссуды, понимая, что без инвестиций невозможно экономическое развитие Палестины. Последнее же, говорил майор Глин, "докажет арабам, что мы не забываем о наших обязательствах помочь им развиваться"16.

Так как на всестороннее экономическое развитие Палестины у британского правительства не хватало средств, усилия были направлены на развитие инфраструктуры. Британская администрация приняла меры по развитию железнодорожной сети Палестины и реконструкции портов в Хайфе и Яффе, через которые осуществлялась практически вся внешняя торговля Палестины; кроме того, активно эксплуатировался главный международный аэродром в Секторе Газа. Была также улучшена система автодорожных коммуникаций. Если в 1917 г. в Палестине насчитывалось всего 233 км всепогодных и 192 км сезонных дорог, то к 1930 г. эти показатели поднялись до 912 и 1293 км соответственно17.

Британское правительство оказывало содействие палестинской экономике также с помощью разнообразных методов государственного регулирования. Укрепление финансовой стабильности на Святой земле к осени 1927 г. позволило поставить вопрос о замене египетской валюты, использовавшейся в Палестине, на собственно палестинский фунт, который приравнивался к одному английскому фунту стерлингов18. В феврале 1927 г. было сформировано палестинское Валютное правление, начавшее свою работу спустя девять месяцев. Его активы состояли преимущественно из ценных бумаг имперских и местных органов власти, а также долговых обязательств доминионов - Австралии, Новой Зеландии, Индии и британских африканских колоний. Первоначальное денежное предложение Валютного правления составило 190 тыс. палестинских фунтов. Выведенные из обращения египетские фунты были предъявлены Национальному банку Египта, а полученные взамен британские фунты стерлингов образовали резервы Валютного правления Палестины.

Политика палестинского Валютного правления носила новаторский характер. Порядка 84% активов "денежных властей" вкладывалось в инвестиционные инструменты. Правление могло себе позволить эту недопустимую для британских колоний "вольность", поскольку в Палестину непрерывно прибывали еврейские поселенцы,

стр. 145

привозя с собой свои собственные сбережения. В результате экономика Палестины имела устойчивый приток капитала, и Валютное правление могло не заботиться о пополнении резервов. В Палестине не существовало фондовой биржи, поэтому все сделки с акциями компаний осуществлялись через банки и специальные брокерские конторы.

Мандатная британская администрация осуществляла неусыпный контроль над банковской сферой. Приток капитала на Святую землю повлек за собой создание целого ряда новых финансово-кредитных учреждений. К 1934 г. в Палестине действовало более 85 банков, лишь 9 из которых были иностранными. Местные палестинские банки включали 61 коммерческий банк, 4 кредитных банка и 14 кооперативных обществ, зарегистрированных как банки19. Банковские учреждения предоставляли в основном краткосрочные коммерческие кредиты. Только Ссудный банк Палестины давал долгосрочные ссуды на строительство. Средняя процентная ставка, которую предлагали банки, составляла 6 - 7%, потому что максимально разрешенная палестинской администрацией ставка кредита не могла превышать 9%20.

В 1931 г. администрацией Палестины был создан Сельскохозяйственный совет, в который вошли комитеты по сельскохозяйственной экономике и маркетингу, садоводству, агрохимии, выращиванию цитрусовых, ирригации, животноводству, рекламе, сельскохозобразованию, агрономии21. В Англии в 1930-е гг. также возникнут аналогичные органы - Советы рынков (молока, овощей и т.д.). Британские советы будут иметь широчайшие полномочия. Под влиянием "великой депрессии" 1929 - 1933 гг., а затем и нового мирового экономического кризиса 1937 - 1938 гг. они получат право предписывать фермерам, кому и по какой цене продавать свою продукцию, а предприятиям перерабатывающей промышленности - у кого покупать сельскохозяйственное сырье. До такого жесткого регулирования сельскохозяйственного рынка в Палестине дело не дошло, но все же британская администрация этот рынок контролировала.

К концу 1927 г. наблюдалось значительное за последние два-три года улучшение финансового положения Палестины. Три года назад (финансовый год палестинского правительства заканчивался 31 марта) бюджет Палестины был едва сбалансирован, а в 1926 г. достиг приблизительно 2,75 млн. ф.ст., из которых не менее 700 тыс. составило активное торговое сальдо22. Данные цифры позволили лорду Арнольду во время дебатов в Палате лордов 14 декабря 1927 г. сделать вывод о том, что "Палестина - первая послевоенная страна, которая возместит все, что ей было предоставлено"23. Правда, в 1928 г. расходы гражданской администрации в Палестине составили 3,381 млн. ф.ст., а доходы лишь 2,584 млн, но в 1929 г. финансовое положение мандатной администрации вновь было выправлено, статья расходов сокращена до 2,14 млн. ф.ст. при готовом доходе в 2,323 млн. 24. До 1929 г. деятельность мандата почти целиком осуществлялась за счет средств местного населения.

Примерно половину дохода мандатного бюджета в 1927 г. обеспечили таможенный, налоговый и торговый департаменты. А в 1933 - 1934 финансовом году только таможенные пошлины принесли 47% дохода бюджета. (Это в основном были пошлины на импорт бензина и керосина, сахара, пшеницы и других пищевых продуктов, автомашин, текстиля и одежды, табака, строительных материалов)25. Еще 20% мандатного бюджета давал доход от выдачи лицензий и налоговые поступления, включавшие акцизный сбор (сделки, соль, табак, вино и алкоголь), налог на собственность и десятину, гербовые, дорожные и транспортные сборы, налог на животных: лицензии всех видов, штрафы и конфискации. Кроме того, доход приносили железные дороги и связь - почта, телеграф и телефон. Абсолютное увеличение дохода от акцизного сбора произошло вследствие увеличения покупательной способности жителей Палестины, рост налога на собственность - из-за роста городов; а рост дорожных и транспортных сборов - благодаря использованию большего числа транспортных средств. С другой стороны, неблагоприятные сельскохозяйственные сезоны 1931 - 1934 гг. привели к постепенному освобождению фермеров и крестьян от уплаты десятины26.

Быстрое развитие промышленности и финансового сектора способствовало расширению торговых контактов Палестины. Если в 1931 г. импорт Палестины составлял 5940 тыс. ф.ст, а экспорт - 1823 тыс., то в 1932 г. импорт равнялся 7769 тыс. ф.ст., а экспорт - 2625 тыс. ф.ст. В 1933 г. импорт достигнет 11123 тыс. ф.ст., а экспорт -

стр. 146

2911 тыс. ф.ст.27. Конечно, для внешней торговли Палестины было характерно отрицательное торговое сальдо. В течение 1928 - 1930 гг. пассивный баланс составлял приблизительно 5 млн. ф.ст. ежегодно. Пассивным был и платежный баланс. Это было связано с целым рядом факторов, в том числе с ввозом в страну товаров туристами, иммигрантами, религиозными и благотворительными организациями, британскими и иностранными компаниями, ввозом капитала иммигрантами и сионистскими организациями, возвращением в Палестину прибыли от транзитной торговли и вложения капитала за границей. Доля импорта в торговле Палестины росла независимо от развития местной промышленности, однако, с каждым годом импорт сырья и полуфабрикатных изделий для развивающихся палестинских предприятий увеличивался.

Рос и экспорт. Экспортируемые товары из Палестины в основном составляли цитрусовые, масло, а также мыло, вязаные изделия, стоматологические материалы - небольшой процент изделий местной промышленности. Подмандатная Палестина представляла собой открытый рынок без каких либо ограничений на торговлю (кроме квот на муку, пшеницу, рожь, оливковое масло). Она не предоставляла никакого тарифного предпочтения британской торговле. Поэтому в 1931 - 1934 гг. британская доля в импорте Палестины никогда не достигала более одной пятой28. (Из Великобритании в Палестину ввозили в основном текстиль (особенно шерстяной) и одежду, машины и двигатели, автомобили и мотоциклы, швейные машины; электрические двигатели и электрические товары, олово и железные листы, железные трубы, санитарные изделия, цемент, краски, пищевые продукты). В то же время на Великобританию приходилась значительная доля экспорта Палестины, главным образом, плодов цитрусовых. Так, в 1934 г. Британия приняла 55% всего экспорта Палестины и 64% ее плодов цитрусовых29.

Определенная доля палестинского импорта приходилась на британские доминионы и колонии. Так, из Австралии и Новой Зеландии на Святую землю импортировали пшеницу, муку, масло и замороженное мясо; из Индии - рис, арахис, специи и чай; через Египет поставляли скоропортящиеся пищевые продукты.

Во многом благодаря сионистским контактам и притоку иммигрантов в начале 1930-х гг. важными торговыми партнерами Палестины стали также Германия и США. В ходе третьей алии 1919 - 1923 гг. в Палестину переселилось около 35 - 37 тыс. евреев30. Среди соседних арабских государств особое место стала занимать французская Сирия. В экспорте Палестины 1934 г. Германия занимала второе место после Великобритании, принимая палестинских товаров на сумму 601 тыс. ф.ст. в год, то есть 18,67% всего экспорта31.

К позитивным сдвигам следует отнести и развитие внутренней торговли. Традиционно на Святой земле торговля активизировалась с февраля по апрель - в преддверии летнего сельскохозяйственного сезона и с сентября по ноябрь - перед зимним сезоном. Большая доля оборота местного розничного бизнеса приходилась на весну, что было связано с началом главного туристического и иммигрантского сезонов. Особой статьей дохода палестинского населения был туристический бизнес и доход от паломничества к Святым местам. На территории Палестины работали сезонные ярмарки. Существовали также торговые палаты. Так, одна из палат находилась в Иерусалиме, отдельные арабские и еврейские палаты располагались в Хайфе, Яффе и Тель-Авиве32.

Один из центральных вопросов, решением которого занялась гражданская администрация, касался земли. Напомним, что из палестинских евреев сельским хозяйством занимались немногие. По данным В. Лакера, в начале первой мировой войны численность еврейских сельскохозяйственных работников составляла всего около 1200 человек33. Это, конечно, не соответствует действительности, так как к началу войны в Палестине действовало 59 еврейских сельскохозяйственных колоний с площадью более 350 тыс. дунамов земли и сельским населением около 12 тыс. человек34. То есть в 1914 г. в сельском хозяйстве было занято примерно 14% еврейского населения Палестины. Затем этот показатель стал расти, составив в 1929 г. 20%, а в 1931 г. 23%35.

В земельном законе, принятом первым Верховным комиссаром Палестины Самюэлем в сентябре 1920 г., имелись серьезные ограничения на покупку арабской земли евреями. Но арабы все равно стали быстро терять свои земли.

стр. 147

После первой мировой войны около 70% арабов-мусульман проживали в сельской местности, преимущественно на севере и в центре страны, где занимались выращиванием зерновых, овощей, масличных культур и табака. Перепись 1922 г. показала, что треть арабских крестьян составляли феллахи, которые арендовали земельные участки, редко превышавшие по площади 100 дунамов (1 дунам равен 1000 м2). Они постоянно находились в долговой кабале у землевладельцев, отдавая им от трети до половины урожая36. К 1931 г. число арабов, занятых в сельском хозяйстве, уменьшится до 57% во многом из-за сокращения числа арабов-арендаторов. В 1931 г. 10% арабов будут работать в промышленности, 9 - в культурно-просветительских заведениях, 8 - в торговле и гостином бизнесе, 7 - в муниципальных администрациях, 6 - на транспорте, 3% - в энергетике и водоснабжении37.

Сирийские и ливанские землевладельцы, имевшие значительные земельные участки в Палестине, к 1930-м гг. успели продать большую их часть представителям Еврейского агентства. (Для арабских шейхов-землевладельцев продавать эти земли евреям вместо того, чтобы отдавать их в аренду своим нищим соплеменникам, было куда выгоднее). Собственно палестинские кланы, за немногим исключением (кланы Туканов, Хусейни, Халиди), не имели сколько-нибудь крупных земельных владений, но благодаря высоким рыночным ценам на землю и они сделали добровольный выбор в пользу продажи земли евреям.

"Средних" арабов, продающих свою землю, можно условно разделить на три категории. Первые - это те, кто продавал пустующие земли; вторые - это зачастую трудолюбивые крестьяне, которые продавали часть своей земли, чтобы на полученные от продажи средства обрабатывать остаток земли и, наконец, третьими были те, кто продавал всю землю по ценам "сверх всех его мечтаний и жадности" или кто был не в состоянии обрабатывать землю38. Британская администрация стремилась, с одной стороны, не допустить концентрации земли в одних руках, а, с другой, - поддержать земельным законодательством мелких арендаторов, которые после продажи арендованной ими земли новым собственникам могли потерять и работу, и жилье. Поэтому-то один из высших британских чиновников, контролировавших куплю-продажу земли в Палестине, Джеймс Н. Стаббс, считал, что мандатная администрация должна более щедро обеспечивать феллахов домашними животными и сельскохозяйственным оборудованием, если она хочет поддержать "неудачных" фермеров на их земле39.

За 1919 - 1923 гг. британские власти выдали арабским крестьянам кредитов на сумму в 576 тыс. ф.ст. А департамент земледелия и лесного хозяйства Палестины сделал попытку внедрить среди арабских землевладельцев новые улучшенные методы работы в сельском хозяйстве, стимулируя более рациональное использование земли и поощряя эксперименты с выращиваем новых зерновых культур и пород деревьев. Особое место в этой программе было уделено восстановлению лесов Палестины. К 1925 г. было запланировано посадить более одного миллиона деревьев40.

Но проводить в Палестине политику субсидирования землевладельца, как это делало британское правительство в самой Великобритании (за 1925 - 1934 гг. британское правительство выдало субсидий английским сельхозпроизводителям на сумму 20 млн. ф.ст.41), начиная с 1919 г., мандатная администрация не могла ввиду отсутствия у нее нужных финансовых средств. Состояние же земельного рынка в Палестине в начале 1920-х гг. способствовало перераспределению земли в пользу новых колонизаторов. Арабский продавец знал о желании еврейского покупателя приобрести землю, свободную от жителей-арендаторов, а поэтому зачастую через очень запутанные схемы, созданные арабским владельцем земли и еврейским покупателем, арендаторам предлагали денежную компенсацию за съезд с земли до ее передачи новому владельцу. Это упрощало процесс утверждения сделки в британской администрации. Арендаторы, которые были часто должны владельцам земли или ростовщикам, редко имели возможность противодействовать такому финансовому давлению.

Хотя еще в 1858 г. османское правительство издало земельный закон, отменивший общинную собственность на землю и установивший обязательную регистрацию крестьянских наделов, именно британские власти своей программой по уничтожению арабской общины ускорили "освобождение" арабов от земли. Предоставление права выхода феллахов из крестьянской общины значительно ускоряло и процесс расслоения арабского крестьянства. Многие феллахи, вышедшие из общины, вскоре

стр. 148

теряли свою землю, которая обычно опять попадала в руки сионистских переселенцев. Все осложнялось тем, что сионистские общества были построены на принципе "неиспользования никакого внешнего труда", а если это исключение и делалось, то нанятый труд должен был быть только еврейским42. Более того, сионистские организации, преследуя свои экономические интересы, а нередко и просто поставленные в условия выживания, использовали метод пикетирования промышленных и сельскохозяйственных предприятий арабов и бойкотировали произведенную там продукцию. Поэтому арабский крестьянин был вынужден переселяться в город, что способствовало росту безработицы и, соответственно, увеличивало конкуренцию между еврейскими и арабскими рабочими в городах.

В 1921 - 1925 гг. Еврейский национальный фонд и Американское сионистское содружество подписали в Палестине примерно 20 договоров на покупку земли общей площадью приблизительно 240 тыс. дунамов, затратив на ее покупку 800 тыс. ф.ст. Формально приблизительно 45% купленной земли пустовало либо не обрабатывалось постоянными арабскими арендаторами или сельскохозяйственными рабочими. Однако на деле с 55% этих земель арендаторы были просто согнаны к моменту заключения сделки о покупке земли, хотя и своеобразным способом - фактически подкупом. При этом 688 семей арендаторов получили чуть более 27 тыс. ф.ст. в качестве денежной компенсации, то есть в среднем по 39 ф.ст на каждую семью43. По подсчетам палестинской администрации, к 1925 г. еврейские организации и колонисты владели 319 квадратными милями земли в Палестине по сравнению со 177 квадратными милями перед войной44. При этом, если на первоначальном этапе колонизации еврейские переселенцы занимали в значительной степени пустующие территории, чем способствовали росту сельского хозяйства, то уже в 1922 - 1925 гг. стало очевидно, что еврейские рабочие составляют конкуренцию традиционным арабам-арендаторам.

Кроме того, казалось, что сионисты купили только маленький процент от общей площади Палестины: в 1920 г. еврейские колонисты официально владели 650 тыс. дунамов земли из обшей площади Палестины в 27 млн. дунамов45. Однако, следует учесть, "что любые официальные данные на этот счет фактически значительно занижены, так как часто приобретенные сионистами земли оформлялись через подставных лиц"46. По данным заместителя британского министра по делам колоний, осенью 1930 г. евреи владели 1,25 млн. дунамов из 6,844 млн. дунамов обрабатываемой земли47. Большая часть земли, приобретенной Еврейским национальным фондом, передавалась в долгосрочную аренду новым поселенцам. Сама же земля оставалась неотделимой собственностью самого Фонда48.

В 1924 г. началась одна из самых больших волн переселения в Палестину. За 1924 - 1931 гг. в нее въехало около 89 тыс. евреев, что заметно повлияло на демографическую ситуацию в стране. Если в 1922 г. евреи составляли 11,2% населения, то к 1931 г. этот показатель увеличился до 17%49, то есть еврейское население насчитывало уже примерно 180 тыс. человек.

Особое место среди сельхозпроизводителей Палестины занимали немецкие общины тамплиеров, насчитывавшие не менее 2 тыс. человек. Эти поселения были в Хайфе, Яффе и Иерусалимских районах50.

Говорить, что еврейские переселенцы уже в 1920-х гг. кардинально изменили аграрное положение Палестины и вытеснили палестинских производителей с рынков сельскохозяйственной продукции не стоит. Но они наступали на арабов повсеместно. И если в то время волна массовой еврейской иммиграции не вызвала реакции насилия со стороны арабов, то это во многом заслуга англичан. В земельном вопросе Верховный комиссар Палестины Плюмер старался проводить сбалансированную политику, не нарушая, а скорее даже защищая интересы арабского населения. В Вейсанской области, например, англичане стали осуществлять специальную земельную программу. В мае 1926 г. британская комиссия в Вейсанской области определила арендаторов 22 деревень, которым в собственность стала предоставляться государственная земля. При этом срок платы за землю был продлен с 15 до 25, а в сентябре 1928 г. - до 30 лет51. Таким образом, отсутствие у коренного населения Палестины капитала, аналогичного тому, с каким на Святую землю прибывали еврейские переселенцы, британская администрация стремилась компенсировать материально-кредитной поддержкой арабов-феллахов. Однако, засуха в Вейсанской области в 1928 г.,

стр. 149

а затем и серьезное снижении цен на мировом рынке хлеба в 1929 г. перечеркнули экономическое преимущество, полученное арендатором. Из-за плохой экономической ситуации не только в самом районе, но и в мире, британские чиновники прогнозировали, что арендатор сможет выплатить полностью выкупную цену только через 75 лет52.

Отдельное место в политике мандатной администрации Палестины занимало решение социальных вопросов. В сфере образования мандатная администрация поощряла строительство общественных школ. Если в 1921 г. в Палестине работала 171 общественная арабская школа с 11 тыс. учеников (7% арабских детей школьного возраста), то в 1923 г. этот показатель вырос до 311 школ с 20 тыс. учеников (12% арабских детей школьного возраста). Правда, большинство арабских детей бросали школу до получения полного десятилетнего среднего образования53.

В 1920-е гг. велось и широкое строительство еврейских школ, среди которых были сионистские и религиозные школы, а также учреждения, основанные филантропическими организациями. Сионистские школы составляли большинство еврейских образовательных учреждений. В них в первую очередь воспитывались кадры еврейского национального движения, обучение велось строго на иврите. В религиозных школах образовательный процесс был основан на изучении Талмуда, данные учреждения продолжили образовательную традицию центров еврейской жизни Восточной Европы. Обучение велось как на иврите, так и на идише. Кроме того, в Палестине располагалось множество школ, основанных французскими банкирами Ротшильдами, обучение в которых велось на французском языке54. В 1925 г. в Палестине был открыт Еврейский университет.

Наибольший прогресс в социальном направлении работы мандатной администрации был достигнут в здравоохранении. Малярия, распространенная при турецком владычестве повсеместно, к 1925 г. была полностью побеждена во всех больших городах (кроме Хайфы). Более того, британские власти заложили практику создания медицинских центров для новорожденных и обследования детей.

Об улучшении ситуации в Святой земле свидетельствовали и демографические процессы. Отлаженная административная система мандата и экономические возможности, открывшиеся в связи с еврейской колонизацией, увеличили поступления в мандатный бюджет, а значит и инвестиции в арабский сектор. Возникшие новые рынки сбыта арабской продукции увеличивали благосостояние арабов, способствуя росту не только еврейского, но и арабского населения Палестины, которое за 1922- 1932 гг. увеличилось на 100 тыс. человек и составило в 1931 - 1932 гг. 771 тыс. человек55. Прирост населения в Палестине оказался рекордным в арабском мире за исключением Египта. Однако необходимо отметить, что за 1922 - 1931 гг. Палестину покинуло около 12,4 тыс. чел. нееврейского населения, иммигранты же неевреи за этот период составили лишь 9,4 тыс. человек56.

Через десять лет после вступления в управление Святой землей Великобритания распишется в своей беспомощности. Складывается впечатление, что если бы не резкое ухудшение международной обстановки, произошедшее в 1931 - 1933 гг., а затем новая мировая война, английское правительство начало бы подготавливать почву для ухода из Палестины уже в 1930-е гг., поскольку с этой территорией/произошло фактически то же самое, что в свое время произошло с американскими колониями Испании, в которых уже в XVII в. стал господствовать британский капитал. Здесь же, в Палестине, на подмандатной британской территории, экономически господствовать стал еврейский капитал. Отсутствие британского экономического контроля над Святой землей неминуемо должно было обернуться потерей и политического контроля.

Примечания

1. Great Britain and Palestine. 1915 - 1945. Information papers No. 20. L. Royal institute of international affairs. 1945, p. 71.

2. Ibidem.

3. Ibid., p. 51 - 52.

4. Ibidem.

стр. 150

5. Economic conditions in Palestine. July 1935. Report No. 620. Department of overseas trade. L. HMSO. 1935, p. 8.

6. Great Britain and Palestine, p. 52.

7. Ibid., p. 52.

8. Ibid., p. 61.

9. Great Britain. Parliamentary Debates. House of Commons. Vol. 155. No. 77. (9 June 1922), p. 531.

10. Ibid., p. 558.

11. Ibid. House of Lords. Vol. 44. (27 June 1923). p. 666.

12. Ibid. House of Commons. Vol. 160. First volume of session 1923 (Thursday 13 February 1923 to Friday 2 march 1923), p. 1759.

13. Ibid. House of Lords. Vol. 65. No. 91. (14 December 1926), p. 1612.

14. Ibid. House of Commons. Vol. 200. No. 141. (Wednesday 1 December 1926), p. 1334.

15. Ibid. No. 147. (Thursday 9 December 1926), p. 2376.

16. Ibid. No. 41. (Wednesday 1 December 1926), p. 1307.

17. The Political History of Palestine under British administration. Memorandum by His Britannic Majesty's Government presented in July 1947 to the United Nation Special Committee on Palestine. Jerusalem. 1947, p. 7.

18. Great Britain. Parliamentary Debates. House of Commons. Vol. 202. No. 10. (Monday 21 February 1927), p. 1379.

19. Economic conditions in Palestine, p. 5.

20. Ibid., p. 6.

21. Ibid., p. 47.

22. Great Britain. Parliamentary Debates. House of Lords. Vol. 65. No. 91. (14 December 1926), p. 1616.

23. Ibidem.

24. Report by His Majesty's Government in the United Kingdom of Great Britain and Northern Ireland to the Council of the League of Nations on the administration of Palestine and Trans-Jordan for the year 1938. L. HMSO. Colonial No. 166. 1939, p. 182

25. Economic conditions in Palestine, p. 4.

26. Ibidem.

27. Ibid., p. 6.

28. Ibid., p. 8.

29. Ibid., p. 10.

30. ARIAN A. Politics in Israel. New Jersey. 1989, p. 14.

31. Economic conditions in Palestine, p. 12.

32. Ibid., p. 7.

33. ЛАКЕР В. История сионизма. М. 2000, с. 405.

34. СЭВЭР Н. Создание и деятельность Всемирной сионистской организации в 1897 - 1914 гг. - Вопросы истории. 1978. N 7, с. 45.

35. САКЕР Г. М. История Израиля. Т. 1. Иерусалим. 1992. с. 300.

36. Там же, т. 2, с. 17.

37. БАРКОВСКЙЙ Л. А. Арабское население Израиля. М. 1988, с. 21.

38. Great Britain and Palestine. 1915 - 1945, p. 57.

39. The land question in Palestine. 1917 - 1939. Chepel Hill-L. 1984, p. 49, 56.

40. The Political History of Palestine under British administration, p. 7.

41. POLLARD S. The Development of the British Economy. 1914 - 1980. L. 1983, p. 83.

42. Economic conditions in Palestine, p. 48.

43. The land question in Palestine, p. 56.

44. Great Britain. Parliamentary Debates. House of Commons. Vol. 189. No. 142. (Monday 14 December 1925), p. 945.

45. Great Britain and Palestine, p. 53.

46. ДЕСЯТСКОВ С. Г., СУДЕИКИН А. Г. Английская политика в Палестине в 1917 - 1939 гг. В кн.: Проблемы британской истории. М. 1982, с. 34.

47. Great Britain. Parliamentary Debates. House of Commons. Vol. 245. No. 15. (17 November 1930), p. 94.

48. Economic conditions in Palestine, p. 48.

49. Great Britain and Palestine, p. 61.

50. Economic conditions in Palestine, p. 49.

51. The land question in Palestine, p. 65.

52. Ibidem.

53. The Political History of Palestine under British administration, p. 7.

54. The system of Education of the Jewish community in Palestine. Report of the commission of inquiry appointed by the Secretary of State for the Colonies in 1945. L. HMSO. 1946, p. 3.

55. Great Britain and Palestine, p. 61.

56. Ibid., p. 63.


© libmonster.ru

Постоянный адрес данной публикации:

https://libmonster.ru/m/articles/view/Социально-экономический-курс-палестинской-мандатной-администрации-в-1920-1931-гг

Похожие публикации: LРоссия LWorld Y G


Публикатор:

Россия ОнлайнКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: https://libmonster.ru/Libmonster

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

М. С. Шаповалов, Социально-экономический курс палестинской мандатной администрации в 1920-1931 гг. // Москва: Либмонстр Россия (LIBMONSTER.RU). Дата обновления: 07.03.2020. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/Социально-экономический-курс-палестинской-мандатной-администрации-в-1920-1931-гг (дата обращения: 24.04.2024).

Найденный поисковым роботом источник:


Автор(ы) публикации - М. С. Шаповалов:

М. С. Шаповалов → другие работы, поиск: Либмонстр - РоссияЛибмонстр - мирGoogleYandex

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Похожие темы
Публикатор
Россия Онлайн
Москва, Россия
251 просмотров рейтинг
07.03.2020 (1509 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
0 голос(а,ов)
Похожие статьи
ОНИ ЗАЩИЩАЛИ НЕБО ВЬЕТНАМА
Каталог: Военное дело 
17 часов(а) назад · от Россия Онлайн
КНР: ВОЗРОЖДЕНИЕ И ПОДЪЕМ ЧАСТНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
Каталог: Экономика 
Вчера · от Россия Онлайн
КИТАЙСКО-САУДОВСКИЕ ОТНОШЕНИЯ (КОНЕЦ XX - НАЧАЛО XXI вв.)
Каталог: Право 
2 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙСКО-АФРИКАНСКИЕ ОТНОШЕНИЯ: УСКОРЕНИЕ РАЗВИТИЯ
Каталог: Экономика 
4 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙСКИЙ КАПИТАЛ НА РЫНКАХ АФРИКИ
Каталог: Экономика 
6 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ. РЕШЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ В УСЛОВИЯХ РЕФОРМ И КРИЗИСА
Каталог: Социология 
6 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ: РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭМИГРАЦИОННОГО ПРОЦЕССА
Каталог: Экономика 
8 дней(я) назад · от Вадим Казаков
China. WOMEN'S EQUALITY AND THE ONE-CHILD POLICY
Каталог: Лайфстайл 
8 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ. ПРОБЛЕМЫ УРЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ
Каталог: Экономика 
8 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ: ПРОБЛЕМА МИРНОГО ВОССОЕДИНЕНИЯ ТАЙВАНЯ
Каталог: Политология 
8 дней(я) назад · от Вадим Казаков

Новые публикации:

Популярные у читателей:

Новинки из других стран:

LIBMONSTER.RU - Цифровая библиотека России

Создайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Сохраните навсегда своё авторское Наследие в цифровом виде. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора.
Партнёры библиотеки
Социально-экономический курс палестинской мандатной администрации в 1920-1931 гг.
 

Контакты редакции
Чат авторов: RU LIVE: Мы в соцсетях:

О проекте · Новости · Реклама

Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)
Сохраняя наследие России


LIBMONSTER NETWORK ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА

Россия Беларусь Украина Казахстан Молдова Таджикистан Эстония Россия-2 Беларусь-2
США-Великобритания Швеция Сербия

Создавайте и храните на Либмонстре свою авторскую коллекцию: статьи, книги, исследования. Либмонстр распространит Ваши труды по всему миру (через сеть филиалов, библиотеки-партнеры, поисковики, соцсети). Вы сможете делиться ссылкой на свой профиль с коллегами, учениками, читателями и другими заинтересованными лицами, чтобы ознакомить их со своим авторским наследием. После регистрации в Вашем распоряжении - более 100 инструментов для создания собственной авторской коллекции. Это бесплатно: так было, так есть и так будет всегда.

Скачать приложение для Android