Libmonster ID: RU-8612
Автор(ы) публикации: В. М. Пучинский

Психическое как исходный предмет изучения и объяснения выступает в двух естественных и очевидных вариантах, зависящих от направления его рассмотрения. При рассмотрении психического как отражения реальности оно выступает как данность субъекту реальных предметов, явлений и реально осмысленных структур. Это представление соответствует практически действующему реальному психическому. Представление о психическом как отражении реальности бытует в психологии, изучающей поведение субъекта. В разделах учебников, посвященных восприятию и представлению, образ не рассматривается как нечто невещественное. Можно вообще не встретить слово "образ"; говорится о восприятии и представлении. Сразу отметим, что именно первичная реальность психического, состоящая в данности (переживаемости) во внутренней позиции субъекта реальных осмысленных предметов и явлений и "содержательности" переживаний, должна объясняться через внутренние (мозга, тела субъекта) материальные процессы и механизмы.

Во втором варианте, имеющем более теоретический характер, психическое рассматривается как таковое и выступает как идеальное образование, т. е. как невещественное содержание предмета, находящееся в уме субъекта. Нейропсихологи, стремящиеся объяснить психическое механизмами мозга, могут рассматривать психическое как таковое. При этом, поскольку психическое выступает как невещественное образование, "несоизмеримое" с материальными процессами и механизмами, может возникать мнение о принципиальной необъяснимости психического через механизмы мозга. Говорят о необходимости вводить в объяснение психики дух как особую субстанцию, как-то взаимодействующую с мозгом (Ч. Шеррингтон, Дж. Экклз).

Представление об идеальности психического имеет широкую теоретическую значимость. Можно сказать, что очевидное представление об идеальности психического является источником идеалистических воззрений. Кроме нашего "непосредственного" представления о нематериальности психического не существует другого эмпирического факта, приводящего к представлению о душе и духе. Однако существует мне-

стр. 218


ние, что именно идеальность психического является тем предметом, который может быть объяснен через материальные процессы и механизмы 1 . Предполагают, что идеальное психическое так же связано с нейродинамическими процессами мозга, как связана со своим материальным носителем информация "как таковая". Но дело в том, что информация "как таковая" не имеет собственного материального носителя (в отличие от информации как организации сигнала) и является идеальностью. Объяснять же одну идеальность через другую бесперспективно.

Следует подчеркнуть, что оба варианта исходного психического - психическое как отражение и психическое как идеальность - несовместимы друг с другом. Они не могут мыслиться одновременно. В самом деле, при психическом отражении во внутренней позиции субъекта отсутствует содержание как невещественное существование, а даны реальные во всей вещественности предметы, реально осмысленные явления и процессы. В жизни представления "образ", "мысль" обычно обозначают отражение определенных предметов и процессов. При осознании мы не пользуемся рефлексией невещественного содержания, существующего как такового, а переживаем специфические несодержательные чувства, характеризующие предмет и субъект. В жизни осознание и рефлексия служат не познанию механизмов психического, а поведению субъекта.

Что касается представления о невещественном (идеальном) психическом, то оно возникает при постановке общих познавательных вопросов о психическом, связанных с выходом из определенного психического отражения. Мнение об идеальности психического возникает в результате действия представления (воображения) психического, а не путем восприятия его, ибо восприятие отразило бы психическое в неотделимости от реальных предметов, реальных осмысленных структур и реальных чувств. Поэтому идеальное психическое можно назвать вторичным (представляемым) психическим. Идеальный образ представляется как некая находящаяся в нас невещественная картина, отделенная от отражаемого, тогда как при подлинном (непредставляемом) отражении в сам образ входит реальность и находимость вне нас вещественного предмета. Идеальная мысль представляется существующей только во времени, тогда как реально она существует в понимании. Представление о невещественности образа и мысли бессодержательно, ибо оно не может объяснить реальную "данность" субъекту вещественных предметов и мысленных содержаний.

Мы пытаемся провести мысль о том, что не идеальность, а субъективность является главной особенностью психического способа отражения, поскольку эта особенность связана с материальными смысловыми структурами субъекта. Когда говорят, что "нам непосредственно дано


1 Дубровский Д.И. Психофизиологическая проблема: информационный подход // Методологические аспекты изучения деятельности мозга. М., 1986.

стр. 219


содержание объекта, динамическая модель объекта, свободная от всех реальных физических качеств объекта ... а постольку допускающая свободное оперирование ею во времени" 2 , то условно описывают определенную сторону психического. Дело в том, что представление об идеальном содержании объекта является упрощенным, объективированным изображением психического. "Непосредственно данное содержание объекта" представляется в виде содержания "как такового", отторгнутого от субъекта, т. е. в виде некой смысловой "модуляции", в которую включена сама понимаемость. Но в действительности "динамическая модель объекта" сознаваема и понимаема субъектом и не сводится только к содержанию; в нее входят невыразимые чувства, отражающие внутренние материальные смысловые процессы субъекта, такие как: чувствование осознанности, чувство целостности объекта (надо говорить: "предмета"), чувство ценности (мысли) и др. Психическое не есть некое особое невещественное (идеальное) содержание "как таковое", ибо субъективное психическое является стороной сложных материальных смысловых процессов. Говорят, например, о передаче мыслей на расстояние, подразумеваемая мысль "как таковую", как некий особый предмет. Но мысль сознаваема и понимаема, поэтому она "уходит" во внутренние материальные смысловые структуры субъекта, не отделена от них. Психическое, по существу, есть сложная протяженная материальная структура, отражающая действительность как предмет действий субъекта; неотъемлемой стороной этой сложной структуры является внутренняя позиция сознающего субъекта.

По нашему мнению, представление об идеальности (как и о материальности) психического, по существу, не имеет отношения к вопросу о внутренних (мозга, тела) механизмах психического. Субъективность, а не идеальность, есть главная существенная особенность психического способа отражения, рассматриваемого в связи с его внутренними материальными механизмами. Именно субъективность психического должна объясняться этими механизмами. Идеальность же есть поверхностная характеристика субъективного способа отражения. Представление об идеальности психического возникает самопроизвольно, служит для обобщенного отражения отличий психического от физического. Но оно отображает психическое объективированно, по существу отражая внешнее (внесубъектное) обращение психического.

* * *

Субъективность, в отличие от идеальности, недоступной материальному истолкованию, имеет особенности, позволяющие принципиально связать ее с внутренними (мозга, тела) материальными механизмами. Остановимся на этом. Главными особенностями субъективного психи-


2 Дубровский Д.И . О природе идеального // Вопросы философии. 1971. N 4. С. 104.

стр. 220


ческого являются: предельная позиционность, осмысленность, чувственность, макроограниченность психического отражения, двойственность субъективного психического и принципиальная ненаблюдаемость его.

1. Предельная позиционность состоит в том, что внутренняя позиция субъекта выходит за пределы субъективной сферы психического и является позицией по отношению к внутреннему материальному смысловому наполнению субъекта. Я осознаю предмет как воспринимаемый мной, причем мое Я совпадает с моими органическими ощущениями, с чувствованием моего тела и состояния (настроения). Но эти органические чувствования не являются пределом, к которому относится осознаваемое, так как они сами, будучи чувствуемыми и осознаваемыми, выступают как данное. Внутреннее материальное смысловое наполнение (система смыслов), сложившееся в течение жизни субъекта, является тем фактором, отношение к которому воспринимаемого, представляемого, мыслимого и дает позиционное (субъективное) сознание и понимание. Материальная система смыслов представляет собой мощную связную структуру, отражающую в определенной мере осмысленность действительности, т. е. такой ее порядок, при котором каждый предмет занимает свое положение в соответствии с законами природы. Субъект "находится вне мира", поскольку мир включен в его материальную систему смыслов.

Значительную по времени и важную часть психических процессов составляют неосознаваемые субъектом преобразования в его материальной личностно-смысловой системе (ЛСС). Именно там возникают неожиданные новые мысли и решения, проявляющиеся в субъективной сфере. Внутренняя работа материальной ЛСС проявляется в виде несодержательных констатирующих чувств, которые свидетельствуют о наличии в системе смыслов содержаний (смыслов), но не говорят, каковы эти смыслы. Таковы чувства осознанности, целостности, соответствия, правильности, ценности (мысли). Под сознанием мы понимаем готовность субъекта к деятельности, выражающуюся в виде чувствования возможности множества действий того или иного уровня с предметом (действий натурных, действий представления, действий понимания) без указания того, каковы эти действия. При необходимости возникает понимание в виде актуального разворачивания во времени (путем представления и речи) смыслов, содержания. При этом все фрагменты понимания (например, представленного высказываниями) осознанны, т. е. могут быть при необходимости пояснены, интерпретированы (другими высказываниями).

2. Психическое "состоит" из материальной смысловой стороны и субъективной сферы. Все психическое субъективной сферы (ощущения, чувства, образы, мысли) чувственно 3 . Чувственность является "матери-


3 Пучинский В.М О субъективном психическом как предмете познания // Философские исследования. 2000, N 2. С. 28-30. .

стр. 221


ей" субъективного психического. Не существуют субъективные, но сверхчувственные мысли, не существуют субъективные, но "сверхчувственные компоненты, такие, как значение, смысл". Самая абстрактная мысль по существу состоит из чувств, которые выражают, путем представления и речи, внутренние материальные смыслы в их соотношении и движении. Источником чувственности, по-видимому, являются микропроцессы жизни тела, а не нервная система сама по себе. "Чувствилищная" основа психического сводится к самому способу существования тела. Только низовые процессы жизни тела могут обуславливать чувственность как проживание, неотъемлемое от субъекта, и как напряжение к множеству движений тела. Можно предположить, что чувственность состоит в отклонениях низовых процессов жизни от "нормы", вызванных посторонними воздействиями (через ощущения), и изменениями в теле, вызванными мозгом. Смысловые материальные процессы в теле вызывают изменения на низовых уровнях жизни тела, т. е. соответствующую чувственность. Под управлением мозга именно в теле разыгрывается психическое как сложный чувственный комплекс. И таким образом, внутренний материальный субстрат психического представляет собой неразъемную "пару" мозг - тело.

3. Психическое отражение, в отличие от общественного познания, с которыми оно "пересекается", "макроограничено" 4 . Мир восприятия, являющийся основой психического отражения, представляет собой мир отграниченных макровещей, соизмеримых с размерами и непосредственными (механическими) действиями человеческого тела. Из бесконечного количества модификаций и уровней объективного мира восприятие вырезает определенную макроступень - мир макротел. Можно сказать, восприятие (и вообще психическое отражение) в отличие от общественного по своим механизмам познания отражает действительность не абсолютно, а относительно объективно, т. е. субъектно. Психическое отражение выражает действительность как предмет непосредственных (механических) действий руками. Такое отражение обуславливается определенным уровнем смыслового наполнения системы смыслов, представляющем возможность множества действий с предметом. Сознавание предметности вещи (ее реальности и находимости вне субъекта) состоит в чувствовании возможности простых действий с вещью (касаний, захватов), соответствующих ее форме и расположению. Здесь можно подойти к пониманию совпадения образа с предметом. Оно обусловлено тем, что внутреннее смысловое наполнение, как возможность множества действий с предметом, совпадает с объективной макроорганизацией его. Ограниченность объективности психики обуславливает адекватность ее отражения.


4 Пучинский В.М. Обусловленность основных представлений философских направлений особенностями психического отражения // Философские исследования. 1995. N 4. С. 213-216.

стр. 222


4. Субъективное психическое двойственно : оно состоит из содержательной, выразимой (внешними действиями) стороны, и стороны субъективной, невыразимой, остающейся при субъекте. Предметы, определенные знания понимаемы субъектом, содержательность и состоит, собственно, в определенной понимаемости (переживании); иначе говоря, по существу содержание не отделимо от субъекта. Содержание не существует как нечто особое: будучи содержанием понимаемым, оно включает в себя "осмысляющие" чувствования, которые являются взаимодействием предмета с внутренними материальными смысловыми структурами субъекта, базирующимися на процессах жизни. Неотделимость содержания от субъекта проявляется в том, что субъект в своей внутренней позиции переживает реальные предметы с их содержанием и содержание текста. При этом содержание выступает как находящееся в предмете, в материи речи, текста, слито с ними. В зависимости от требований ситуации мы можем рассматривать предмет либо как таковой, либо как воспринимаемый. Так, я могу сказать "автобус" (имея в виду, что это не троллейбус), или "вижу автобус" (в условиях плохой видимости). Но в обеих случаях автобус выступает существующим вне нас, объективно.

Понимаемость представляет собой невыразимое, не описываемое действие субъекта, а предметы и содержание текста выступают как существующие независимо от субъекта и описываемые. Реальность предмета, находимость его вне субъекта, включены в восприятие предмета через несодержательные констатирующие чувствования. Они не могут быть выражены, описаны непосредственно, хотя воспринимаемый предмет может быть описан. Тягостная реальность переживания боли не может быть описана, хотя мы можем указать местоположение боли и ее характер. Я могу выразить содержание своего желания, но не могу выразить желание как реальное субъективное напряжение и стремление.

Существенно, что именно невыразимое, незаменимое содержанием реальное субъективное действие является активной силой психического процесса. Субъект действует и стремится к чему-либо не в силу содержания самого по себе, а в силу слитого с содержанием невыразимого напряжения и стремления. Психическое осознается как содержание (восприятия, представления, мысли, чувства), но "маркируется" содержание как наше психическое благодаря субъективной стороне, т. е. благодаря реальным субъективным напряжениям и давлениям.

5. Субъективное психическое не наблюдаемо со стороны, с объективной позиции принципиально. Оно не наблюдаемо не потому, что "идеально", а потому, что не существует в направлении "наблюдатель - мозг субъекта". Оно существует в направлении "субъект - внешний мир". Субъект, благодаря отраженности мира в его материальной системе смыслов, занимает во внешнем мире особое положение преимуще-

стр. 223


ственной "системы отсчета", от которой начинается включенность субъекта в мир через деятельность. Субъективное психическое является внутренней стороной этого направления и не может наблюдаться со стороны непосредственно. Принципиально оно может быть восстановлено по процессам мозга и тела только теоретически как реальность внутренней позиции субъекта, существующей в мире стороннего наблюдателя опосредованно.

* * *

Остановимся на возникновении представлений об идеальностях типа "идеи, знания в обществе" и "невещественные образы, мысли субъекта". Как отмечалось, они возникают в результате действий представления (воображения), а не восприятия неких первичных идеальных структур (таковые не существуют). Идеальность представляется как содержательность, отделенная от субъекта (десубъективированная) и локализованная в обществе или в субъекте (во мне). Речь идет не об отделенности предмета и его содержания от субъекта при определенном реальном восприятии, а об отделенности содержания вообще, которое представляется как особое существование при постановке общих познавательных вопросов. Такая отделенность конституируется действиями нашего внешнего (речевого, текстового) сознания, сознательного понимания и действиями коммуникации. В действиях внешнего выражающего сознания, мышления по сопоставлению данного содержания с другим содержанием и действительностью, в действиях по запоминанию и вспоминанию, в действиях по пересказу другими словами содержание выделяется как некий смысловой инвариант, как содержательность. При восприятии вещи с выделением ее возможных действий, качеств, отношений они воспринимаются слитно с вещью, но в операциях речевого понимания по выделению особенностей вещи эти особенности выступают как особые предметы, ситуационно отчуждаются от вещи. Далее, содержание через высказывания передается от субъекта к субъекту, тогда как неописываемые субъективные действия остаются при субъекте; они понимаются субъектом (через слова "вижу", "хочу", "чувствую" и т. п.) или возникают у него под действием эмоциональных движений передающего по аналогии с собой. Содержание как особый, отделенный от предмета и субъекта фактор конституируется в действиях по описанию предмета и передаче описанного другим субъектам. В операциях обмена информацией сообщаемое обращается как некая особая реалия, как используемый предмет. Совокупность подобных действий при постановке познавательных вопросов приводит к представлению содержания как особого образования, предстоящего субъекту.

стр. 224


Представление о знаниях, идеях, локализованных в обществе, возникают, поскольку мы воспринимаем содержание речи или текста в их материальных (звуковых, графических) структурах, слитых с ними, и в жизни пользуемся готовым массивом знаний через чтение книг и статей, слушание лекций и т. п. Так формируются наши представления о содержании, знаниях, объективно локализованных в обществе. "В рабочем порядке" идеи, знания представляются как идеальности, натурно находящиеся в обществе.

Существенно, что содержания знаний в обществе выходят за пределы жизни отдельных субъектов и подчинены историческим закономерностям (ныне малоизвестным). Это загадка. Действительно, знания не существуют как таковые, ибо они понимаемы субъектами, скрыты в них. Как говорил А.Н. Леонтьев, "значения не имеют своего существования иначе, как в конкретных человеческих головах; нет самостоятельного царства значений вроде платоновского мира идей" 5 . Однако историческим закономерностям подвержены именно знания "как таковые", находящиеся в обществе. История науки выступает как история изменения содержания ее положений, идей, принципов, содержания экспериментов. По-видимому, дело здесь в том, что имеется существенная связь развития субъективного отражения с объективными законами познания. Мы уже высказывали общие соображения о такой связи 6 . Они сводятся к следующему. Общественное познание состоит не только из традиционно относимой к познанию сферы знаний; оно включает и сферу, инородную знаниям - сферу развития ребенка (будущего математика, физика и т. д.), происходящего в отношениях обыденной жизни. Закономерное развитие субъектов в обществе входит в сам процесс познания, хотя содержание этого развития не подобно содержанию знаний. В настоящее время отсутствует подход к содержательности, инородной знаниям, - т. е. к характеру информации, находящейся в отношениях общества, и характеру вызванной ею информации, заключенной в способностях субъекта. В общем, можно предположить, что существует общественная познающая структура, представляющая собой помимо знаний общественную среду с "вставленными" в нее материальными системами смыслов субъектов. Эта структура содержит определенную информацию о действительности и производит стадийный "перевод" объективной действительности в знания о ней. Развитие познания состоит в изменении познающей структуры под воздействием открывающихся пластов природы.


5 Леонтьев Н. Проблемы развития психики. М., 1972. С. 289.

6 Пучинский В.М. О локализации значений в обществе и объективности познания // Философские исследования. 1998, N 1.

стр. 225


Остановимся на представлении об идеальных образах, мыслях. Оно возникает в ответ на общий вопрос: "Каково наше субъективное психическое?", в виде обобщающей рефлексии нашего психического. Такая рефлексия дает десубъективированное отраженное содержание как особый предмет, вложенный (нашим представлением) в наше восприятие или голову. Представление об идеальности является обобщающим и субстанциолизирующим отражением психического. Представляется общее (а не определенное) содержание в виде некой картины объекта, данной мне непосредственно, которая мыслится невещественной. Эта картина представляется находящейся в нас, в нашем восприятии. Наше восприятие как вместилище психического является обобщением невыразимой субъективной (действенной) стороны его, которая "наличествует" в субъекте при определенных психических отражениях (в том числе и при представлении идеального психического).

Надо отметить двусмысленность представления об идеальности психического. Во внутренней рефлексии оно может выступать как качество субъективного психического, при внешнем же (речевом, текстовом) изображении оно всегда выступает как десубъективированное образование. Это связано с тем, что общее представление о содержании, данном мне непосредственно, состоит (как и всякое определенное представление) из содержательной выразимой стороны и стороны не выразимой, субъективной. Содержательная сторона, т. е. "содержание как особое существование", обусловлена коммуникативными и иными действиями, т. е. выразима. Субъективная сторона не отчуждаема от субъекта, не выразима. Когда говорим о непосредственной данности, то ссылаемся на собственную субъективность. Для самого субъекта "непосредственная данность" может быть очевидна, но он не может ее выразить (описать).

Считается, что идеальность (нематериальность) есть качество субъективной реальности и что она объяснима материальными мозговыми процессами. "Идеальное не существует само по себе, оно необходимо связано с материальными мозговыми процессами, есть не что иное, как субъективное проявление некоторых мозговых нейродинамических процессов" 7 . Можно лишь условно согласиться с тем, что идеальность есть качество субъективной реальности, так как абстракция "идеальность" характеризует субъективную реальность с позиции стороннего наблюдателя, тогда как подлинная субъективная реальность "существует" в позиции самого субъекта, в субъективном направлении "субъект - внешний мир". И именно в этом направлении она определяется внутренними (мозга, тела) материальными механизмами. Идеальность же психического есть объективно преломленные особенности субъективной реальности.


7 Дубровский Д.И. О природе идеального. С. 105.

стр. 226


Остановимся на общей характеристике идеальных реальностей. Идеальности "знания в обществе", "идеальное психическое" относятся к идеальностям, представленным субъективными, психическими или познавательными, явлениями (в отличие от идеальностей, представленных через материальные предметы - картины, монеты). К этим идеальностям относятся также "понятие как мысленное образование, соответствующее слову", "знания, хранящиеся в памяти" и др., а также "информация как таковая" 8 . Идеальность есть объективированное представление (в виде невещественных вещей) субъективных явлений, включенных и скрытых в сложных системах (субъекта, общества), служащее для описания этих систем. Описание функционирования сложных систем с помощью представления в них невещественных вещей отвечает требованиям простого "прагматического" отражения систем субъекта, общества, в которых важную роль играют психические и познавательные явления. Представление об идеальности есть упрощенный (полухудожественный: с помощью представления отражается общее) способ отражения сложных систем, за которыми стоят скрытые в них субъективные или познавательные процессы.

Отметим две главные особенности идеальностей.

1. Идеальности не имеют собственных внутренних механизмов, а существуют за счет отношений более высокого уровня, в которых включены субъективные явления. Идеальности, вопреки кажимости, не имеют непосредственно отражаемого предмета (референта), но возникают в нашем сознании вынужденно под воздействием внешних отношений. Представление о невещественных вещах в психике и смежных с ней сферах возникает столь же вынуждено, сколь под воздействием жизненного опыта: при получении и утрате денег возникает чувствование того, что ценность данной денежной купюры заключена в ее бумаге. Идеальность "образ, мысль" не существует за счет механизмов мозга и тела, а конституируется процессами внешнего сознания и общения субъекта. Она служит общему отличению психического от физического. "Знания, идеи в обществе", представляемые в рабочем порядке как, якобы, натурно, открыто живущие в обществе независимо от субъекта, тоже конституируются процессами внешнего сознания и общения, а также тем, что они служат средством описания процессов общественного сознания. "Понятие" как идеальная реалия содержится системой пользования им, а также служит для выражения логических закономерностей мышления. "Знания в памяти", представляемые в рабочем порядке как таковые (идеальные), возникают в обыденном опыте запоминаний и воспоминаний и служат для описания количественных закономерностей этих процессов.

2. Наличие идеальности является признаком того, что за узлом объективных отношений, "содержащих" идеальность, стоят сущностные


8 Пучинский В.М. О структуре некоторых идеальностей // Философские исследования. 1996. N 2.

стр. 227


процессы, определяющие закономерности (ныне неизвестные) этих отношений. Это подобно тому, как за нашими представлениями о ценности самой денежной бумаги, отражающими пользование ею, лежат сущностные реальности отношения труда и стоимости. Так, за идеальным психическим лежат закономерности материальной личностно-смысловой системы, проявляющиеся в субъективных явлениях. За "знаниями, идеями в обществе" предположительно лежат отмеченные выше закономерности познающей общественной системы, включающей информацию о знаниях и информацию, инородную знаниям. Надо отметить, что выяснение сущностных закономерностей сложных систем не сможет отменить представление об идеальностях, служащих поверхностному, прагматическому описанию этих систем. Это подобно тому, как знание политэкономии сущности стоимости не отменяет его непосредственное чувствование того, что ценность заключена в бумаге его червонца. Познание "от идеального" и познание "от механизмов" выступают как идущие в определенной мере независимо друг от друга.


© libmonster.ru

Постоянный адрес данной публикации:

https://libmonster.ru/m/articles/view/Субъективность-и-идеальность-как-разноплановые-характеристики-психического

Похожие публикации: LРоссия LWorld Y G


Публикатор:

Iosif LesogradskiКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: https://libmonster.ru/Lesogradski

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

В. М. Пучинский, Субъективность и идеальность как разноплановые характеристики психического // Москва: Либмонстр Россия (LIBMONSTER.RU). Дата обновления: 09.09.2015. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/Субъективность-и-идеальность-как-разноплановые-характеристики-психического (дата обращения: 20.04.2024).

Автор(ы) публикации - В. М. Пучинский:

В. М. Пучинский → другие работы, поиск: Либмонстр - РоссияЛибмонстр - мирGoogleYandex

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Похожие темы
Публикатор
Iosif Lesogradski
Москва, Россия
2087 просмотров рейтинг
09.09.2015 (3146 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
0 голос(а,ов)
Похожие статьи
КИТАЙСКО-АФРИКАНСКИЕ ОТНОШЕНИЯ: УСКОРЕНИЕ РАЗВИТИЯ
Каталог: Экономика 
54 минут назад · от Вадим Казаков
КИТАЙСКИЙ КАПИТАЛ НА РЫНКАХ АФРИКИ
Каталог: Экономика 
2 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ. РЕШЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ В УСЛОВИЯХ РЕФОРМ И КРИЗИСА
Каталог: Социология 
2 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ: РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭМИГРАЦИОННОГО ПРОЦЕССА
Каталог: Экономика 
4 дней(я) назад · от Вадим Казаков
China. WOMEN'S EQUALITY AND THE ONE-CHILD POLICY
Каталог: Лайфстайл 
4 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ. ПРОБЛЕМЫ УРЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ
Каталог: Экономика 
4 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ: ПРОБЛЕМА МИРНОГО ВОССОЕДИНЕНИЯ ТАЙВАНЯ
Каталог: Политология 
4 дней(я) назад · от Вадим Казаков
Стихи, пейзажная лирика, Карелия
Каталог: Разное 
6 дней(я) назад · от Денис Николайчиков
ВЬЕТНАМ И ЗАРУБЕЖНАЯ ДИАСПОРА
Каталог: Социология 
7 дней(я) назад · от Вадим Казаков
ВЬЕТНАМ, ОБЩАЯ ПАМЯТЬ
Каталог: Военное дело 
7 дней(я) назад · от Вадим Казаков

Новые публикации:

Популярные у читателей:

Новинки из других стран:

LIBMONSTER.RU - Цифровая библиотека России

Создайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Сохраните навсегда своё авторское Наследие в цифровом виде. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора.
Партнёры библиотеки
Субъективность и идеальность как разноплановые характеристики психического
 

Контакты редакции
Чат авторов: RU LIVE: Мы в соцсетях:

О проекте · Новости · Реклама

Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)
Сохраняя наследие России


LIBMONSTER NETWORK ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА

Россия Беларусь Украина Казахстан Молдова Таджикистан Эстония Россия-2 Беларусь-2
США-Великобритания Швеция Сербия

Создавайте и храните на Либмонстре свою авторскую коллекцию: статьи, книги, исследования. Либмонстр распространит Ваши труды по всему миру (через сеть филиалов, библиотеки-партнеры, поисковики, соцсети). Вы сможете делиться ссылкой на свой профиль с коллегами, учениками, читателями и другими заинтересованными лицами, чтобы ознакомить их со своим авторским наследием. После регистрации в Вашем распоряжении - более 100 инструментов для создания собственной авторской коллекции. Это бесплатно: так было, так есть и так будет всегда.

Скачать приложение для Android