Проведённый нами анализ научной литературы по изучаемой проблеме показывает, что на сегодняшний день наблюдается значительный рост исследовательского интереса к вопросам формирования и развития профессионально имиджевого аспекта различных специалистов, среди которых особое место занимают современные педагогические кадры. Вместе с тем, несмотря на относительное обилие научных изысканий диапазон терминологического аппарата довольно разноплавный и порой трактуется неоднозначно, т.е. существует множество подходов раскрывающие, например такое основное понятие в этом направлении, как профессиональный имидж. Кроме того, на сегодняшний день понятие имиджевый потенциал в основном применяется относительно каких-либо государств, городов, компаний, учебных учреждений, рабочих коллективов пр. [6; 7; 9]. При этом, данный термин довольно мало используется относительно личности человека. В связи с этим, в рамках исследования, на наш взгляд, полагается целесообразным рассмотреть более подробно сущность и понятие изучаемых явлений, а с учётом дефицита в научных источниках исследований посвящённых профессионально-имиджевому потенциалу учителя начального образования данное понятие рассмотрим преимущественно через основополагающий термин этого направления - профессиональный имидж.
Так, одно из первых научное определение и обоснование сущности понятия имидж замечено преимущественно в трудах зарубежных психологов. В частности, Э. Бернейз под данным термином подразумевал процесс создания профессиональной репутации человека с целью его идентификации и привлечения необходимого внимания [11]. Многие исследователи раскрывают профессиональный имидж, как совокупность представлений, знаний и предположений человека об объекте из его окружения [1; 3]. В то же время, для привлечение внимания к понятию профессиональный имидж в различных областях знаний обусловлено необходимостью выделения действенных механизмов влияния положительного образа субъекту деятельности с целью достижения успеха в условиях конкуренции. Кроме того, существует предположение, что понятие имидж происходит из английского языка. Он передаёт как минимум, пять значений (образ, статуя / идол, метафора, икона, сходство). Но, учитывая факт существования этого термина ещё в древние времена, невозможно с уверенностью утверждать, что имидж является производным от французского или английского языков, скорее всего, является заимствованным, как показывает трансформация его содержания годами и почти одновременно позднее появление в обоих этих языках.
В свою очередь, необходимо отметить, что природу имиджа, имиджевого потенциала в целом, его понятия и формирование в символах, образах групповых норм, были заложены ещё в античные времена (Аристотель, Сенека, Сократ, Платон и др.), во времена Средневекового Востока (Аль Фароби, Ибн Сино, Аль Бируний, Алишера Навои, Джалаладдина Руми, Махмуда Замахшари и др.) и в эпоху Возрождения (Л. Валла, М. Финчио, Н. Макиавелли, ПиккоделлаМиладонна и др.). Они представлены в контексте вопросов взаимодействия души и тела, человека и общества, общения и нравственного самосовершенствования, красоты и гармонии. Именно в античной философии формируется представление о том, что познание каждой вещи начинается с внешнего вида, ведь, как правило, именно по внешнему виду начинается первичное описание чего-либо. Образ вещи (телесная оболочка), по мнению античных философов, не случайно, она (телесная оболочка) закодирована выражением его идеи. В древние времена имидж не только сформировался как социальный феномен, но и оказывался в двух формах:
- реальной, т.е. настоящий;
- фиктивной, т.е. искусственной.
Он представлял собой определенный элемент культуры, так как основывался на моральных качествах личности, был неотъемлемой частью национальных обрядов, отражал базовые общественные представления о том, как человек должен взаимодействовать с людьми, которые её окружают. Уже тогда имидж был мощной силой, которая формировала поведение человека в различных ситуациях.
Как показывают результаты проведённых исследований теории и практики исследования имиджа, в том числе и профессионального, как правило, базируется на соответствующем опыте человечества, что в течение своей истории создавало различные имиджи и пользовалась ими. Обобщая в этом плане различные исследования, можно выделить несколько хронологических периодов возникновения и развития данной проблемы:
- первый, донаучный период распределяет существующие исследования на прямые и косвенные. К прямым относятся спонтанные исследования древних философов, историков, теологов и других специалистов, которые решали задачи по выделению понятие имиджа тех или иных лидеров. Косвенные исследования более чётко представлены в художественной литературе, при описании событий, связанных со сменой общественного, личного статуса. Среди них отдельные мысли в виде афоризмов и формы поведения, направленные на создание имиджа;
- второй, научный период связан с чётким определением системного подхода в познании имиджа, который в начале двадцатого века стал исследоваться учёными различных отраслей научных знаний [10].
Первоначальное понятие профессиональный имидж преимущественно понималось в смысле внешнего проявления, т.е. одежды, внешности, манеры говорить. В такой интерпретации, на уровне внешних атрибутов, сущность этого понятия трактуется весьма поверхностно. Вплоть до середины девяностых годов прошлого тысячелетия относительно принятия и трактовки понятия имидж, в отечественной литературе проявили себя две основные тенденции:
- первая из них указывала на активизацию национальных приоритетов социальной жизни, в связи, с чем возникла проблема противостояния западным стандартам образа жизни и резкой критики заимствования и переноса других стандартов в национальные, что коснулось и феномена имидж;
- другая тенденция, наоборот, указывала на все возрастающую восприимчивость в национальном информационном пространстве до пассивного, автоматического переноса и некритического использования целого ряда новых терминов и понятий иноязычного происхождения, что означали и в некоторой степени объясняли суть объективно существующих новых реалий сугубо отечественного происхождения, проявившие себя на стыке тысячелетий.
Вышеизложенные тенденции, породили некоторые противоречия, а именно: между требованиями обновления, творчества, инициативы, с одной стороны, и инерцией, бюрократизмом и консерватизмом взглядов на явления нашего общества, которые кардинально обновляются, переходят на условия функционирования в рамках новой - рыночной экономики - с другой. В связи с этим заимствование и распространение диапазона адекватного использования понятия имидж в отечественном обращении и литературных источниках было значительно затруднено.
Социокультурное значение понятия профессиональный имидж, в основном связано с достижениями личностью высокого уровня общей и профессиональной культуры. А поскольку подавляющему большинству специалистов присущ недостаточный уровень профессиональной культуры, то при таком положении дел понятие имидж, которое, по его мнению, включает в своё содержание и необходимость непрерывного самосовершенствования, не могло широко войти в практику использования его специалистами разных рангов. Одной из причин этого исследователь выделяет неправильное понимание многими руководителями акта самопрезентации, как важной составляющей профессионального имиджа. В свою очередь, самопрезентация рассматривается, как умение личности адекватно подавать себя.
Рассматривая имидж как сложившийся в массовом сознании образ кого-то, что имеет эмоциональную окраску и характер стереотипа, можно предположить, что создание профессионального имиджа не самоцель для современного специалиста. Однако обладание им составляет достаточно существенную его личностную и профессиональную характеристику, имеет глубокий практический смысл. Вследствие этого, многие авторы рассматривают заботу о собственном имидже как попытку оставить положительный след в сознании других людей на основании наилучшей самопрезентации своей личности, таких качеств, которые положительно воспринимаются и могут составить имиджевый потенциал личности. Не случайно, помимо различных аспектов отношения и уважения личности к себе как ведущих показателей её положительного имиджа, практический смысл последнего усматривается в его глубокой мотивационной компоненте, которая проявляется через функцию личного примера и образца для подражания другими людьми [5].
Обобщая приведённые толкования, можно сделать вывод, что профессиональный имидж - это комплекс своеобразных черт и характеристик различного происхождения, которые являются средством формирования у соответствующей аудитории заданного представления. Из толкований изучаемого понятия авторы выделяют определенные особенности, которые также определяют имидж как результат и идеальную форму отображения присущих объекту моральных, профессиональных и психофизических качеств в собственном сознании и сознании окружающих [4].
Выделяя понятие профессионального имиджа, нужно подчёркнуть, что оно, прежде всего, отражает культивирование нужных положительных реакций, с учётом социальных ожиданий и требований относительно норм исполнения социальных ролей и соответствующей деятельности. Его положительным аспектом является то, что обе стороны порождают типы поведения, в которых сами заинтересованы. Исследователи также акцентируют внимание на том, что имидж является стереотипом, что уже существует в аудитории, для восприятия которой он предназначен, и какой поддерживается [2].
Если рассматривать с позиции ролевой теории, сущность профессионального имиджа, его внутреннюю природу и функциональную роль в социальном взаимодействии. В результате такого подхода, можно выделить следующие положения:
- имидж функционально необходим в социальном взаимодействии;
- имидж имеет ролевой характер;
- наличие у индивида многих социальных ролей обусловливает необходимость и возможность иметь несколько соответствующих имиджей.
Выполняя определенные роли, индивиды, становятся реальными участниками социального взаимодействия. Каждая роль имеет свою внутреннюю дисциплину, но в то же время ролям свойственны и функции. В этом случае есть обязательное согласие или несогласие индивида с определенными ролевыми стандартами, которые могут дифференцироваться в различных социальных группах в соответствии с социальным опытом. При этом одобряется или не одобряется не конкретная личность, а прежде всего её возможность выполнять определенную роль, которая способна соответствовать ожиданиям общества, социальной группе. Имидж, сконструированный личностью в ролевом социальном взаимодействии, способен отвечать таким ожиданиям [8].
Нужно отметить, что профессиональный имидж вступает действенным социальным рефлексом и простым средством для достижения работником собственных целей. Имидж выражает не только субъективное желание специалиста нравиться многим, но и показывает его возможности, как профессионала своего дела. Имидж представляет собой такую организацию пространства общения, с помощью которого работник, используя образ самого себя, свою пластику, речь, мимику, достигает задуманного. Таким образом, сущность имиджа непосредственно связана с социально-психологической сущности специалиста.
На основании выше изложенного, можно сделать следующие выводы:
- профессиональный имидж как социально-психологическая проблема, имеет давнюю историю и более активно исследовалась в политической, культурной, экономической и др. направлениях деятельности. Вместе с тем, в педагогической деятельности, исходя из обобщения научно-исследовательского опыта, проблема профессионального имиджа, несмотря на её возрастающую актуальность, ещё недостаточно изучена. Причины, осложняющие научное познание профессионального имиджа в педагогической сфере достаточно различны, среди которых в качестве первоочередной вступает неоднозначность подходов к пониманию сущности и разноплавной интерпретации изучаемого явления;
- опираясь на обобщённые подходы различных исследователей, полагается целесообразным под профессиональным имиджем учителя начального образования понимать целостный, всегда социально обусловленный, относительно устойчивый эмоционально окрашенный образ-представление сложившиеся в сознании определенного социума, который обеспечивает достижение субъектом-прообразом профессионально-значимых целей, а также способствует и саморазвитию;
- сущность профессионального имиджа учителя начального образования раскрывается в удовлетворении соответствующей потребности восприятия социального окружения, их ожидания, а также констатации изучаемого явления самой личностью педагога, исходя из потребностей, направленных на самосовершенствования и достижения все большего успеха в профессиональной деятельности. Кроме того, профессиональный имидж призван дать целостное видение характерных особенностей и ценностных ориентаций современного типа личности педагога-профессионала, который эффективно действует в постоянно меняющихся социально-экономических условиях конкурентной среды, рынка образовательных услуг;
- в свою очередь под профессионально-имиджевым потенциалом учителя начального образования полагается целесообразным понимать имеющийся у педагога комплекс индивидуально-психологических особенностей, позволяющий ему результативно формировать и развивать положительный профессиональный имидж, отвечающий требованиям современного педагогической деятельности, общества, потребностям восприятия социального окружения;
- по своей сущности, в понятие профессионально-имиджевый потенциал целесообразно вкладывать также умение учителя начального образования осознавать собственный комплекс индивидуально-психологических особенностей и использовать его как можно лучше в повседневной жизнедеятельности. Вместе с тем особое внимание целесообразно уделить тому, что умелое и целенаправленное использование комплекса индивидуально-психологических особенностей позволяет педагогу достигать более высоких результатов.
Литература:
Новые публикации: |
Популярные у читателей: |
Новинки из других стран: |
Контакты редакции | |
О проекте · Новости · Реклама |
Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту) Сохраняя наследие России |