Libmonster ID: RU-13504

Парфёнова Ольга Ивановна, директор ГБОУ ДПО ЦПК "Ресурсный центр" г. о. "Новокуйбышевск" Самарской области

Воронков Дмитрий Алексеевич, заместитель директора ГБОУ ДПО ЦПК "Ресурсный центр" г. о. "Новокуйбышевск" Самарской области

Ульянова Юлия Александровна, руководитель отдела специального и психологического сопровождения ГБОУ ДПО ЦПК "Ресурсный центр" г. о. "Новокуйбышевск" Самарской области

Модель инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) в Самарской области внедряется с 2005 года в рамках областной целевой программы "Организация образовательных ресурсов для интеграции детей и молодых людей с проблемами в развитии".

Главная проблема состоит в том, что каждое отдельно взятое образовательное учреждение не располагает необходимыми ресурсами для качественной реализации инклюзивного образования, а учреждения, которые могли бы оказать им помощь, зачастую находятся далеко, да и услуги их недешевы.

Для ее решения на базе нашего Ресурсного центра, обслуживающего ОУ г. о. Новокуйбышевск и м. р. Волжский, было создано структурное подразделение - территориальное агентство специального образования (ТАСО).

Создание ТАСО - инновационная модель комплексного ресурсного сопровождения инклюзивного образования детей с ОВЗ.

ТАСО накапливает и распределяет программно-методические, материально-технические, кадровые ресурсы для обеспечения максимальной эффективности информационно-методического, организационного, коррекционного, консалтингового сопровождения обучения и воспитания детей с ОВЗ. Все услуги ТАСО для ОУ округа бесплатные, так как они включены в государственное задание ресурсному центру и финансируются из средств областного бюджета.

Важнейшим условием организации успешного обучения детей с ОВЗ является специальная подготовка педагогов.

стр. 48

Эту задачу во многом мы успешно решаем благодаря тесному сотрудничеству с региональными структурами: центром специального образования и региональным социопсихологическим центром Самарской области.

Учитывая индивидуальные профессиональные потребности педагогов, с 2010 года специалисты ТАСО самостоятельно разработали и успешно реализовали для педагогов округа 15 модульных программ дополнительного профессионального образования в объеме до 72 часов, включая дистанционные курсы. В результате 100% педагогов, обучающих детей с ОВЗ, прошли повышение квалификации.

Одной из проблем в реализации инклюзивного образования в округе является нехватка специалистов коррекционного профиля в школах.

Поэтому одну из важнейших своих задач ТАСО видит в обучении учителей, воспитателей и родителей методам сопровождения данной категории детей.

С 2008 года на базе школ и детских садов м. р. Волжский мы начали реализовывать инновационный для нас проект, так называемые выездные методические дни (Примерная программа методического дня размещена на сайте журнала http://obr.direktor.ru.), предполагающие проведение в течение одного дня комплекса обучающих мероприятий (семинаров, мастер-классов, собраний, индивидуальных и групповых консультаций) для педагогов и родителей воспитанников учреждения.

С 2008 года для родителей детей с ОВЗ выпускается электронный методический журнал "Мы вместе", который содержит информацию просветительского плана, а также комплекс разнообразных игр и упражнений для проведения коррекционно-развивающих занятий с детьми в домашних условиях.

Важными инструментами обмена наработками являются проводимые нами областной конкурс профессионального мастерства педагогических работников системы дошкольного образования, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья, и интернет-конференция "Мир без границ". (С положением о конференции и о конкурсе можно ознакомиться на сайте журнала http://obr.direktor.ru)

С учетом того, что во многих ОУ округа функционируют интегрированные классы при отсутствии специалистов дефектологического профиля, специалисты ТАСО ежегодно проводят в них около 180 индивидуальных и 170 фронтальных коррекционных логопедических занятий, около 100 занятий педагога-психолога для школьников, имеющих наиболее выраженную структуру дефекта.

В ОУ, не охваченных услугами коррекционного сопровождения, методисты ТАСО осуществляют обследование учащихся с ОВЗ с последующей разработкой основных направлений коррекционной работы для педагогов и рекомендаций для родителей. Такое обследование за 2009 - 2012 годы прошли около 400 учащихся.

В связи с недостатком специалистов психологической службы в образовательных учреждениях Поволжского округа особенно актуальным является предоставление педагогам и родителям комплекса информационно-методических, материально-технических ресурсов, которые позволят успешно оказывать помощь детям с ОВЗ.

С 2009 года нашим учреждением разработан интернет-проект - информационный консалт-портал для педагогов Поволжского округа. Он позволяет в дистанционном режиме получать доступ к различной информации в области специального образования:

- нормативно-правовым документам;

- методическим рекомендациям;

- методикам диагностики;

- консультациям специалистов;

- материалам территориального методического объединения специалистов дефектологического профиля.

Данный интернет-проект предоставляет возможность получения педагогами консультативной помощи в режиме онлайн. (Адрес ресурса в сети "Интернет" http://rcosps.rusedu.net/ )

стр. 49

В целях педагогического просвещения и повышения компетенции родительской аудитории в вопросах обучения и воспитания детей с ОВЗ в 2010 году нами разработано интернет-сообщество "Играем-развиваем".(Адрес ресурса в сети "Интернет" http://tasoteka.rusedu.net.)

Материалы сайта I аккумулируют доступную для восприятия информацию о различных категориях детей с ОВЗ и особенностях их развития, методики диагностики, рекомендации специалистов, комплекс игр, заданий и упражнений для проведения коррекционной работы с детьми в домашних условиях.

Результаты опросов педагогов и руководителей ОУ Поволжского управления, статистика посещения сайтов свидетельствуют об их востребованности.

Недостаток материально-технических ресурсов в учреждениях системы образования и семьях детей с ОВЗ позволяют компенсировать услуги безвозмездного проката ресурсов ТАСО.( Форма договора проката размещена на сайте http://obr. direktor.ru.) Ежегодно мы заключаем в среднем около 150 договоров "безвозмездного проката ресурсов ТАСО с ОУ, родителями и педагогами.

Отметим, что параллельно с инклюзивным образованием с 2011 года в рамках программы "Развитие дистанционного образования детей-инвалидов" в 10 образовательных учреждениях Поволжского управления организовано индивидуальное обучение 14 детей-инвалидов с использованием дистанционных образовательных технологий.

Ресурсный центр осуществляет информационно-организационное, консалтинговое сопровождение реализации данного проекта. За два года реализации проекта количество детей-инвалидов, ставших участниками данного мероприятия, возросло на 27%. Одним из условий успешной реализации инклюзивного образования является сформированное толерантное отношение к лицам с ОВЗ.

Что можно сделать для этого? В практике работы нашего центра хорошо зарекомендовали себя следующие формы:

- трансляции роликов социальной рекламы на Новокуйбышевском телевидении;

- ряд репортажей для телевидения, статей в газетах, в которых освещается опыт работы образовательных учреждений, осуществляющих обучение и воспитание детей с ОВЗ;

- конкурс социальных проектов "Мы вместе", обеспечивающий практическое взаимодействие воспитанников с отклонениями в развитии и нормально развивающихся сверстников, а также их родителей;

- территориальные социально-добровольческие акции "Образование для всех" (Положение об акции размещено на сайте журнала http://obr. direktor.ru. ) и "Мир един для всех". Особенно важно в них обеспечить сотрудничество с "профильными" некоммерческими и общественными организациями.

Все это оказывает, на наш взгляд, значительное влияние на формирование позитивного отношения к детям с ОВЗ в образовательных учреждениях.

Результаты сравнительного мониторинга отношения участников образовательного процесса к лицам с ОВЗ, проведенного специалистами ресурсного центра в 2006 и 2010 годах, показали, что противников интегрированного образования детей с ОВЗ практически не осталось.

Основная масса опрошенных (71%) считает, что такие дети должны расти и развиваться вместе со здоровыми, а при соответствующих условиях ребенок с ОВЗ может успешно реализовать себя в жизни общества (см. приложение 1).

Таким образом, разнообразный комплекс ресурсов и услуг, предоставляемых ТАСО педагогам и родителям, позволил создать в образовательных учреждениях Поволжского округа условия, необходимые для успешного обучения и воспитания детей с ОВЗ.

Думается, что созданная нами модель сопровождения инклюзивного образования весьма

стр. 50

адаптивна и может с успехом использоваться в регионах России. Мы готовы презентовать свой опыт в рамках работы действующей на базе нашего учреждения стажерской площадки.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Положение о Территориальном агентстве специального образования (ТАСО) в составе "Ресурсного центра" г. Новокуйбышевска

1. Общие положения

1.1. Территориальное агентство специального образования (ТАСО) действует в составе отдела специального и психологического сопровождения "Ресурсного центра" г. Новокуйбышевска.

1.2. В своей деятельности ТАСО руководствуется законодательством Российской Федерации; нормативно-правовыми актами Минобразования России; органов управления Самарской области и г. Новокуйбышевска; уставом "Ресурсного центра"; распоряжениями директора "Ресурсного центра"; положением об отделе специального и психологического сопровождения, настоящим Положением.

1.3. В своей деятельности ТАСО осуществляет взаимодействие с другими структурными подразделениями "Ресурсного центра", с Поволжским управлением, с образовательными учреждениями, с учреждениями и службами, с гражданами территории и области.

2. Цели и задачи деятельности ТАСО

2.1. Основной целью деятельности ТАСО является накопление и распределение программно-методических, материально-технических, кадровых ресурсов для максимальной эффективности информационно-методического, организационного, коррекционного, консалтингового сопровождения обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья.

2.2. Основными задачами деятельности ТАСО являются:

- обеспечивать информирование Поволжского управления и ОУ территории по вопросам обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья;

- осуществлять методическое сопровождение деятельности специалистов ОУ Поволжского управления по вопросу организации образовательного маршрута детей с ограниченными возможностями здоровья;

- обеспечивать взаимодействие с ОУ Поволжского управления, учреждениями и организациями, осуществляющими оказание помощи детям с ограниченными возможностями здоровья и их родителям.

3. Виды деятельности ТАСО

3.1. ТАСО осуществляет информационное, организационное и учебно-методическое сопровождение обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья.

3.2. Информационное сопровождение:

- формирование территориального банка данных о детях с ограниченными возможностями здоровья на основе информации Поволжского управления;

- формирование территориального банка данных о педагогах и руководителях ОУ Поволжского управления, прошедших переподготовку и повышение квалификации по вопросам обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья;

- формирование электронного каталога ресурсов ТАСО, предоставляемых образовательным учреждениям, педагогам, родителям территории.

3.3. Организационное сопровождение:

- организация курсов переподготовки и повышения квалификации по вопросам обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, проводимых на базе ЦСО, института коррекционной педагогики и др.;

- распределение материально-технических ресурсов, накопленных в ТАСО, среди ОУ Поволжского управления, педагогов и родителей (прокатные услуги), в зависимости от категории детей с ограниченными возможностями здоровья;

- организация территориальных меро-

стр. 51

приятий, направленных на формирование толерантного отношения членов социума к детям с ограниченными возможностями здоровья.

3.4. Учебно-методическое сопровождение:

- проведение обучающих мероприятий для педагогов и руководителей (курсов ПК, семинаров, мастер-классов, тренингов) как на базе "Ресурсного центра", так и выездных в ОУ Волжского района;

- проведение обучающих мероприятий для родителей детей с ограниченными возможностями здоровья (семинаров, мастер-классов, тренингов, собраний) как на базе "Ресурсного центра", так и выездных в ОУ Волжского района;

- проведение обучающих мероприятий для волонтеров (мастер-классов, тренингов) как на базе "Ресурсного центра", так и выездных в ОУ Волжского района;

- оказание консультативной помощи специалистам ОУ, родителям детей с ограниченными возможностями здоровья по вопросам обеспечения оптимального образовательного маршрута таким детям, направленного на более раннюю и полную интеграцию лиц данной категории в социум;

- разработка методических рекомендаций для педагогов, родителей по вопросам обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья;

- выпуск электронного журнала для родителей детей с ограниченными возможностями здоровья "Мы вместе".

4. Управление ТАСО

4.1. Управление ТАСО осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, уставом "Ресурсного центра" и данным Положением и строится на принципах единоначалия и самоуправления.

4.2. Непосредственное руководство ТАСО осуществляет руководитель отдела социального и психологического сопровождения, который принимается на должность и освобождается от должности приказом директора "Ресурсного центра". Руководитель Отдела назначается из числа опытных педагогических работников, имеющих высшее профессиональное образование и стаж педагогической работы не менее пяти лет.

4.3. Руководитель отдела осуществляет следующие функции:

- руководит деятельностью ТАСО и несет ответственность за его работу;

- разрабатывает план и порядок работы ТАС О ;

- распоряжается в пределах своих полномочий имуществом, закрепленным за ТАСО.

4.4. Непосредственную деятельность в ТАСО осуществляют сотрудники отдела, назначаемые на должность и освобождаемые от должности приказом директора "Ресурсного центра" в соответствии со штатным расписанием.

5. Права и обязанности сотрудников ТАСО

Права и обязанности сотрудников ТАСО определяются уставом "Ресурсного центра", правилами внутреннего трудового распорядка, тарифно-квалификационными характеристиками по общеотраслевым должностям рабочих и служащих, тарифно-квалификационными характеристиками работников учреждений образования и должностными инструкциями.

6. Реорганизация и ликвидация ТАСО

Деятельность ТАСО может быть прекращена путем реорганизации или ликвидации, которые осуществляются приказом директора "Ресурсного центра" и внесением соответствующих изменений в штатное расписание.


© libmonster.ru

Постоянный адрес данной публикации:

https://libmonster.ru/m/articles/view/ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ-АГЕНТСТВО-СПЕЦИАЛЬНОГО-ОБРАЗОВАНИЯ-КАК-МОДЕЛЬ-СОПРОВОЖДЕНИЯ-ИНКЛЮЗИИ

Похожие публикации: LРоссия LWorld Y G


Публикатор:

Марк ШвеинКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: https://libmonster.ru/Shvein

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

Парфёнова Ольга Ивановна, Воронков Дмитрий Алексеевич, Ульянова Юлия Александровна, ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК МОДЕЛЬ СОПРОВОЖДЕНИЯ ИНКЛЮЗИИ // Москва: Либмонстр Россия (LIBMONSTER.RU). Дата обновления: 23.02.2017. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ-АГЕНТСТВО-СПЕЦИАЛЬНОГО-ОБРАЗОВАНИЯ-КАК-МОДЕЛЬ-СОПРОВОЖДЕНИЯ-ИНКЛЮЗИИ (дата обращения: 23.04.2024).

Найденный поисковым роботом источник:


Автор(ы) публикации - Парфёнова Ольга Ивановна, Воронков Дмитрий Алексеевич, Ульянова Юлия Александровна:

Парфёнова Ольга Ивановна, Воронков Дмитрий Алексеевич, Ульянова Юлия Александровна → другие работы, поиск: Либмонстр - РоссияЛибмонстр - мирGoogleYandex

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Похожие темы
Публикатор
Марк Швеин
Кижи, Россия
969 просмотров рейтинг
23.02.2017 (2616 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
0 голос(а,ов)
Похожие статьи
КИТАЙСКО-САУДОВСКИЕ ОТНОШЕНИЯ (КОНЕЦ XX - НАЧАЛО XXI вв.)
Каталог: Право 
15 часов(а) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙСКО-АФРИКАНСКИЕ ОТНОШЕНИЯ: УСКОРЕНИЕ РАЗВИТИЯ
Каталог: Экономика 
3 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙСКИЙ КАПИТАЛ НА РЫНКАХ АФРИКИ
Каталог: Экономика 
4 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ. РЕШЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ В УСЛОВИЯХ РЕФОРМ И КРИЗИСА
Каталог: Социология 
5 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ: РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭМИГРАЦИОННОГО ПРОЦЕССА
Каталог: Экономика 
7 дней(я) назад · от Вадим Казаков
China. WOMEN'S EQUALITY AND THE ONE-CHILD POLICY
Каталог: Лайфстайл 
7 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ. ПРОБЛЕМЫ УРЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ
Каталог: Экономика 
7 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ: ПРОБЛЕМА МИРНОГО ВОССОЕДИНЕНИЯ ТАЙВАНЯ
Каталог: Политология 
7 дней(я) назад · от Вадим Казаков
Стихи, пейзажная лирика, Карелия
Каталог: Разное 
9 дней(я) назад · от Денис Николайчиков
ВЬЕТНАМ И ЗАРУБЕЖНАЯ ДИАСПОРА
Каталог: Социология 
10 дней(я) назад · от Вадим Казаков

Новые публикации:

Популярные у читателей:

Новинки из других стран:

LIBMONSTER.RU - Цифровая библиотека России

Создайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Сохраните навсегда своё авторское Наследие в цифровом виде. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора.
Партнёры библиотеки
ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК МОДЕЛЬ СОПРОВОЖДЕНИЯ ИНКЛЮЗИИ
 

Контакты редакции
Чат авторов: RU LIVE: Мы в соцсетях:

О проекте · Новости · Реклама

Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)
Сохраняя наследие России


LIBMONSTER NETWORK ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА

Россия Беларусь Украина Казахстан Молдова Таджикистан Эстония Россия-2 Беларусь-2
США-Великобритания Швеция Сербия

Создавайте и храните на Либмонстре свою авторскую коллекцию: статьи, книги, исследования. Либмонстр распространит Ваши труды по всему миру (через сеть филиалов, библиотеки-партнеры, поисковики, соцсети). Вы сможете делиться ссылкой на свой профиль с коллегами, учениками, читателями и другими заинтересованными лицами, чтобы ознакомить их со своим авторским наследием. После регистрации в Вашем распоряжении - более 100 инструментов для создания собственной авторской коллекции. Это бесплатно: так было, так есть и так будет всегда.

Скачать приложение для Android