Традиционная фальсификация колониализма.
"Farewell to Empire". New-York. October 1962. Vol. 41, N1, pp. 115 - 130.
После второй мировой войны борьба народов Азии и Африки против империализма приобрела новые качества. Возникла мировая система социализма; капитализм начал сдавать свои позиции. В этих условиях антиколониальное движение расширилось, в нем стали принимать участие все социальные группы населения, включая национальную буржуазию. Еще ярче обозначился его самостоятельный исторический характер. Идеологам капитализма уже трудно да и рискованно стало объяснять это движение "вмешательством" Москвы.
Новое время потребовало более тонких приемов фальсификации колониальной политики империализма. Поэтому в буржуазной историографии большое внимание уделяется сейчас теоретическому обоснованию утверждения, будто бы колониальный период истории Азии и Африки был едва ли не величайшим в своем роде подвигом альтруизма, добровольно совершенным Европой, чтобы привить отсталым народам этих континентов национальное самосознание. Теперь народам, решающим задачу своего дальнейшего прогресса, пытаются внушить, что лишь капиталистический путь развития может привести их к подлинной независимости и экономической самостоятельности.
Статья У. Лангера, одного из ведущих американских буржуазных историков, относится к фальсификациям подобного рода. ' Автор не может не признать, что "вековая экспансия Европы в смысле военного подавления, колонизации, торговли, обращения туземного населения в новую веру, территориального управления и, наконец, социального господства пришла к концу". Однако это признание не помешало ему исказить историю колониализма. Лангер отрицает эксплуататорский характер европейского империализма. "Последние результаты исследования, - пишет он, - на примере конкретных событий подтверждают тот взгляд, что деловые интересы играли гораздо менее важную роль, чем соображения прочности и престижа государств, не говоря уже об их безопасности". "До 1920 г., а то и позже, - повествует автор, - правление Европы в заморских колониях считалось делом почетным и благородным, и никто, не сомневался, что оно осуществлялось прежде всего в интересах отсталых народов". Обеляя таким образом империализм, У. Лангер стремится доказать, что вчерашние колонизаторы сегодня якобы с чувством исполненного долга добровольно отказываются от колониализма. Главная идея Лангера заключается в следующем: завоевание политической независимости еще не означает получения подлинной самостоятельности молодыми государствами Азии и Африки. "Западный мир обладает настолько большими потенциальными возможностями в смысле оказания помощи, что представляется вполне вероятным даже при наличии незначительного государственного суверенитета (у народов Африки и Азии. - В. П.) сохранить связь Европы и США с миром, который еще недавно был колониальным". У. Лангер пытается внушить мысль, что азиатские и африканские государства могут обрести истинную независимость лишь в том случае, если станут сотрудничать с их бывшими хозяевами, ныне "разочаровавшимися в империализме", и попросят у них экономической помощи. Без этой помощи, уверяет Лангер, у молодых государств "нет никакой надежды на дальнейшее существование". Фальсификация истории империализма, которой так усердно занимаются У. Лангер и ему подобные, вряд ли может кого-либо обмануть. Ход развития человечества сейчас настолько стремителен, настолько явно изменяется соотношение сил между социалистической и капиталистической системами, что сама логика истории неумолимо диктует народам, обретающим независимость, единственно возможный для них путь прогресса - путь социализма. И ничто не помешает им, отмежевавшись от империализма, создать свою собственную историю.
Новые публикации: |
Популярные у читателей: |
Новинки из других стран: |
Контакты редакции | |
О проекте · Новости · Реклама |
Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту) Сохраняя наследие России |