Libmonster ID: RU-15676
Автор(ы) публикации: ЩЕЛЧКОВ А.А.

Имя пионера латиноамериканского социалистического движения боливийца Тристана Марофа (1898-1979 гг.) мало известно в нашей стране. Между тем, этот человек оказал огромное влияние на формирование и развитие всего спектра левых сил и течений политической жизни Боливии XX в. Философско-социологические работы Т. Марофа заложили идейную основу боливийского социализма и левого индеанизма. Отличаясь оригинальностью и большой силой убеждения, они наложили глубокий отпечаток на развитие общественной мысли в этой стране. Деятельность Марофа стала неотъемлемой частью политической истории Боливии новейшего времени, отразив все поворотные и критические моменты ее развития.

В историографии, в работах, посвященных политической и общественной жизни Боливии первой половины XX в., имя Марофа так или иначе упоминается, что не удивительно, учитывая его решающую роль и влияние в рабочем и социалистическом движениях в 20-40-е годы. Однако работы, полностью или частично посвященные деятельности Марофа, немногочисленны. Среди серьезных исследований следует упомянуть трехтомную "Историю боливийского рабочего движения" Г. Лоры 1 , историка и лидера троцкистской Рабочей партии, у истоков которой стоял сам Мароф. Это была первая серьезная попытка собрать воедино все основные факты биографии Марофа и представить картину его философско-политических взглядов. Анализу взглядов Марофа посвятил немалое внимание боливийский историк и философ Г. Франкович 2 .

Специальные работы о Марофе появились сравнительно недавно, что отражает большой интерес в Боливии к этой фигуре. Среди них подробная биография Марофа историка С. Басиу 3 . В написанной на оригинальных источниках, в частности прессе изучаемого периода книге немецкой исследовательницы боливийского происхождения И. Лорини Мароф рассматривается как ключевая фигура в левом движении Боливии в первой половине века 4 .

В предлагаемой статье автор опирается как на эти публикации, так и на новые документальные источники, прежде всего на недавно вышедшие в свет мемуары деятелей рабочего движения 20-40-х годов 5 , а также архивные материалы. Среди архивных источников, впервые вводимых в научный оборот, следует назвать документы из Фонда президентской администрации и Фонда министерства внутренних дел Боливии Национального архива в г. Сукре, а также из Муниципального архива


Щелчков Андрей Аркадьевич - кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Института всеобщей истории РАН.

1 Lora G. Historia del movimiento obrero boliviano, v. 2. La Paz, 1969.

2 Francovich G. El pensamiento boliviano en el siglo XX. La Paz, 1984.

3 Baciu S. Tristan Marof de cuerpo entero. La Paz, 1987.

4 Lorini 1. El movimiento socialista "embrionario" en Bolivia, 1920-1939: entre nuevas ideas у residues de la sociedad tradicional. La Paz, 1994, p. 231-251.

5 Большой интерес для исследователя представляют собой мемуары первого министра труда в правительстве "военных-социалистов", рабочего лидера, коммуниста В. Альвареса - Alvarez Е.чрапа W. Memorias del primer ministro obrero: historia del movimiento sindical у politico boliviano, 1916-1952. La Paz, 1986.

стр. 45


г. Ла Паса 6 . Автор использовал также документы Архива министерства иностранных дел Мексики 7 . Отношения Марофа и Коминтерна отражены в материалах, хранящихся в Российском государственном архиве социально-политической истории - РГАСПИ (ранее РЦХИДНИ).

Особую страницу в биографии Марофа представляют его отношения с Коммунистическим Интернационалом и СССР. Изучение деятельности Коминтерна открывает многие малоизвестные страницы истории стран Латинской Америки. Судьба ряда ярких личностей, известных политиков, ученых, писателей, художников оказалась прямо или косвенно связана с Коминтерном. Отношения латиноамериканской интеллигенции к Коминтерну строились неоднозначно и прошли несколько этапов, от романтической "влюбленности" до охлаждения и даже враждебности. В первые годы существования Коминтерн целенаправленно проводил политику привлечения в ряды своих сторонников интеллектуальных лидеров наций, художников, писателей, философов. В ряде случае это удавалось, и коммунистическое движение гордится именами таких выдающихся представителей латиноамериканской литературы, искусства, общественной мысли, как Давид А. Сикейрос, Сесар Вальехо, Хосе Уриэль Гарсия и многих других. Были и неудачи, чаще всего связанные с расколом в самом коммунистическом движении в 30-е годы. Так, постепенно врагами Коммунистического Интернационала стали Диего Ривера, Висенте Уидобро, Либорио Хусто. Путь других, таких, как Тристан Мароф, был более извилист 8 .

В истории Боливии 20-30-х годов имя Тристана Марофа (настоящее имя Густаво Наварро), было синонимом социальной революции и национального освобождения. Его судьба тесно связана с развитием революционного движения в Боливии. Рассмотреть его политическую биографию, проанализировать его взгляды представляется важным для понимания политической и социальной реальности тех лет как в Боливии, так и во всей Латинской Америке.

Густаво А. Наварро родился в Сукре в 1898 г. в небогатой семье. Очень рано включился в политическую борьбу. Входил в кружок интеллектуалов, оппозиционно настроенных к авторитарному правлению Либеральной партии, бессменно находившейся у власти с 1899 г. по 1920 г. Центром их притяжения была газета "Эль омбре либре" ("Свободный человек"), в которой сотрудничали такие влиятельные и известные деятели, как видный боливийский поэт и мыслитель Франц Тамайо. В газете в 1919 г. начал работать молодой журналист Наварро, который сдружился с Тамайо. Тогда же Наварро примкнул к оппозиционной Республиканской партии, представлявшей собой союз клерикальных помещиков и городских средних слоев, студентов, ремесленников, народных низов города. В 1920 г. Наварро активно участвовал в перевороте, свергнувшем либералов и приведшем к власти республиканцев. Внутри неоднородной Республиканской партии он поддерживал лидера реформаторского крыла Б. Сааведру, противостоявшего клерикально-помещичьей фракции, возглавляемой X. Эскальером и Д. Саламанкой. В тот исторический момент сааведристы являли собой реформаторскую часть партии леволиберального толка. Наварро был активным сааведристом, принимал участие в съезде республиканцев в Оруро в 1920 г., на котором Сааведре удалось одержать верх над его политическими соперниками. Сразу после республиканского переворота Наварро был назначен начальником тюрьмы в Ла-Пасе - должность, которую он занимал лишь сутки. Однако этот факт


6 Archive Nacional de Bolivia. Sucre. PG. 1936- 1939. Caja 12-17, t. 127-156; Archive de La Paz. La Paz (Bolivia). Gavetas, no. 32.

7 Архив "Хенаро Эстрады" Секретариата по иностранным делам Мексики Secretarfa de Relaciones del Exterior. Archive Hist6rico Genaro Estrada, Mexico -далее SRE.

8 Взаимоотношения Коминтерна и боливийских левых, в частности Т. Марофа, подробнее изложены в статьях: Щелчков А. А. К истории образования компартии в Боливии. - Латинская Америка, 1998, N 5, с. 39-55; Scfielchkov A. La Internacional Comunista у Tristan Marof: sobre el problema de relaciones entre la intelectualidad latinoamericana у lo.s comunistas. - Anuario, 1998. Archive у Biblioteca Nacionales de Bolivia. Sucre (Bolivia), 1998, p. 3-18.

стр. 46


биографии впоследствии неоднократно использовался против него первоначально правыми антисааведристами, а затем и левыми, в том числе и коммунистами. Тогда же за активное участие в "революции" Сааведра наградил его назначением на должность консула Боливии в Гавре (Франция) 9 .

Очень рано Наварро занялся литературно-публицистической деятельностью. Его первая повесть "Штатские. Повесть борьбы и боли" была плакатной защитой политического направления, представленного "республиканизмом" Сааведры. В этом произведении дана яркая картина упадка и внутреннего распада пришедшего к власти боливийского либерализма, цинично попиравшего собственные идейные принципы. Наварро писал: "Ничто в государстве не прогнило так, как полиция. Нет ничего столь низкого и преступного, чего бы мы здесь не нашли: воровство, подлог, лесть, ложь, откровенный разбой, пытки и бандитизм - все это рядится в тогу закона... Особенно мученически страдает оппозиция, попадая в руки жестоких притеснителей, ... а во время выборного фарса услуги этих негодяев еще более востребованы, чтобы получить необходимый власти результат" 10 . Наварро разоблачал лицемерие политической элиты, выступавшей на словах за жесткое следование либеральным принципам, а на деле попиравшей основные свободы и элементарную демократию в государственном управлении. Подтасовки на выборах, покупка голосов и насилие над оппозицией были главными объектами критики Наварро.

Пафос его первых произведений сводился к морализаторскому поиску правды и справедливости. Вместе с тем, в них наряду с "антилиберальной" политической направленностью и этической проповедью содержалась критика социологического пессимизма основателя боливийского индеанизма Альсидеса Аргедаса. Аргедас не верил в будущее Боливии и рисовал картину упадка и деградации страны, связанного с ее географической обреченностью: в результате Тихоокеанской войны 1879-1884 гг. с Чили Боливия потеряла выход к морю и огромные территории на побережье. К этому добавлялась и расово- этническая разобщенность населения, 4/5 которого составляли индейские народы кечуа и аймара, вражда индейского, метисного и креольского, белого миров. В этом ключе написаны ранние литературоведческие работы Наварро: "Верхнеперуанское возрождение: философские студии", "Поэты и идеалисты Испаноамерики". Затем появились более зрелые литературные произведения. Повести "Сетонио Пимента", "Просвещенный город" содержали резкую критику общественного строя латиноамериканских стран. Следующие работы "Эксперимент", "Шеф" отмечены сложившимся литературным талантом, но главное в них - злободневность тем и сила убежденности автора.

Пребывание в Европе полностью изменило его жизнь. Густаво Наварро попал в Европу, когда ему было 23 года. Послевоенный революционный подъем и интеллектуальные поиски европейской интеллигенции произвели на него большое впечатление. Он сам так описывал состояние общественной жизни в послевоенный период: "Драма войны открыла глаза на наш беспорядочный, недисциплинированный и трагический романтизм, который был сброшен с пьедестала... Кровь, разлившаяся по миру, очистила нас. Настало время революций" 11 . В Европе Наварро эволюционировал влево, его политические симпатии стали все более склоняться к марксизму и коммунизму.

С середины 20-х годов он полностью посвящает себя литературно-публицистической и политической деятельности. Еще в 1921 г. Наварро придумал себе экстравагантный псевдоним Тристан Мароф. В интервью, данном в 1967 г., он так рассказывал об этом: "Это было в Париже, где-то в 1921 г. Я написал книгу "Наивный американский континент" и, будучи консулом, не мог подписать ее собственным именем. Я хотел выбрать псевдоним "Иван", но мой испанский друг поэт Дариус Форти убедил меня принять имя Тристан". К имени он присоединил русскую, как ему


9 Г. Лора ошибочно указывает- в Генуе. -Lora G. Op. cit., p. 303.

10 Navarro G. Los civicos. Novela de lucha у de dolor. La Paz, 1918, p. 43.

11 Francovich G. Op. cit, p. 86.

стр. 47


казалось, фамилию Мароф. Антиимпериалистическая и радикальная левая позиция Наварро была несовместима с дипломатическим постом, и он его покидает.

В "Наивном американском континенте" Мароф впервые открыто заявил о своей приверженности идеям коммунизма. Он еще не пользовался марксистской терминологией, а лишь декларировал, что в Боливии на политическое вооружение необходимо взять "коммунизм" как систему ценностей, восходящих к Инкской империи 12 . Коммунистический строй, в его интерпретации, - это прежде всего этическое государство справедливости. Важной характеристикой коммунизма, согласно изложению Марофа, являлось производительное государство, принимающее на себя экономическую функцию, в частности, проводящее столь необходимую для стран континента индустриализацию. Он критиковал главные, по его мнению, пороки латиноамериканской политической жизни: милитаризм и политиканствующую демократию. Солдата должен заменить рабочий, а генерала - ученый. Для того, чтобы демократия была подлинной, она должна быть рабочей, пролетарской 13 . Хотя взгляды Марофа были еще незрелыми, совершенно очевидно, что они формировались под сильным влиянием коммунизма и революции в России, а страстность изложения и яркий язык создали ему репутацию новой восходящей звезды латиноамериканских левых.

Яркий, ироничный памфлетист открыто левой ориентации привлек к себе внимание Анри Барбюса и Ромена Роллана, активно пропагандировавших коммунизм и русскую революцию. Барбюс обратился к Марофу с восторженным письмом по поводу одной из его статей 14 . Между ними установились дружеские отношения. Дружба с Барбюсом, который писал вступительные статьи к книгам Марофа, способствовала окончательной переориентации его идейных поисков от латиноамериканского модернизма к марксизму и коммунизму. Барбюс связал его с европейскими коммунистами, среди которых Мароф стал рассматриваться как признанный лидер боливийских марксистов, что в тот момент было далеко от действительности. В Европе Мароф вошел в круг прогрессивной латиноамериканской и испанской интеллигенции. Вместе с ее крупнейшими представителями Хосе Инхеньеросом, Мигелем Унамуно, Хосе Васконселосом, Мигелем Астуриасом и Айя де Ла Торре он стал основателем "Латиноамериканского союза", созданного в Париже 29 июля 1925 г.

Первой книгой Марофа, получившей общеконтинентальный резонанс, была "Справедливость Инки", изданная в Брюсселе в 1926 г. В этой книге он цитировал Маркса, Ленина, писал о русской революции. Мароф утверждал, что общепринятые идеи о неизбежности прохождения странами Латинской Америки того же пути, что прошла Европа для достижения капиталистического процветания, являются иллюзией, ибо ведут лишь к подчинению империализму США и стагнации 15 . По его мнению, континент самой судьбой предназначен и, главное, уже готов к переходу к социализму и коммунизму. Он писал: "Американский континент - это континент, созданный для социализма, который даст на его почве самый плодотворный результат" 16 . И больше всех подходит для социализма Боливия. Во-первых, потому что основная масса населения - индейцы, сохраняющие в своей исторической памяти и в общинной организации основы инкского коммунизма. А во-вторых, это - богатейшая по своим ресурсам страна, обладающая огромными запасами олова, меди, вольфрама и способная обеспечить благосостояние своего населения. То, на что Европе понадобились века, а именно - подготовка к принятию коммунизма, Боливия имеет от природы, от своего исторического прошлого 17 .


12 Marоf T. El ingenuo continente americano. Barcelona, 1922, p. 140-141.

13 Ibid., p. 123.

14 Письмо А. Барбюса было затем опубликовано в качестве вступления к "Наивному американскому континенту".

15 Marof T. Lajusticiadel Inca. Bruselas, 1926, p. 15.

16 Ibid., p. 14.

17 Ibid., p. 21-26.

стр. 48


Для Марофа коммунизм - это, прежде всего, имущественное равенство, отсутствие паразитических классов, свободный труд. Более того, следуя логике восстановления инкского наследия, Мароф готов пожертвовать демократией и свободами, являющимися, как он писал, не чем иным, как пустым звуком и спекулятивной демагогией правящих креольских классов 18 . Надо отметить, что Мароф при всей поверхностности взглядов на коммунизм верно подметил его суть: тоталитарное отношение ко всем сферам экономической и общественной жизни. Он утверждал, что для триумфа коммунизма мало провести реформы и изменить экономические и общественные основы жизни, необходимо полностью подчинить жизнь индивида и общества единым чувствам и мыслям, а всякая половинчатость и "либеральничание" приведут лишь к поражению и разочарованию. Примером такого тотального или, как он пишет, "целостного", хоть и не демократического общества был инкский коммунизм 19 .

Переход к социализму для Марофа сводился лишь к национализации природных богатств. Он предлагал ввести монополию внешней торговли во избежание ограбления страны иностранным капиталом, что создаст, как он писал, национальный капитал 20 . Фактически речь шла о государственном капитализме, при этом мало понятно, как это могло сочетаться с социализмом. Впервые здесь Мароф сформулировал исторический лозунг "Землю - индейцам, рудники - государству". Эта "магическая" формула сделала Марофа общеболивийским лидером. Уже через год после опубликования "Справедливости Инки" Рабочий конгресс в Оруро проходил под этим лозунгом.

Хотя Мароф не отличался особой глубиной анализа или целостностью взглядов, но в некоторых работах он высказывал новаторские идеи и художественно ярко формулировал суть проблем: так же как и Хосе Карлос Мариатеги, крупнейший теоретик и пропагандист марксизма в Латинской Америке, Мароф обратился к индейцу как основе национальной жизни страны. Мароф идеализировал инкский "коммунистический строй", видел в нем будущую модель боливийского общества. Отсюда прошедшая сквозь все его ранние произведения испанофобия и идеализация индейской самобытности 21 . Однако постепенно в его работах индеанистские воззрения стали сочетаться с марксистскими установками. В целом взгляды Марофа были очень противоречивы и непоследовательны. С одной стороны, его считают одним из основоположников левого индеанизма, а с другой - часто упрекали в том, что его видение боливийской действительности всегда было европейским и отчужденным ("взгляд из Парижа").

Мароф проповедовал идеи латиноамериканской солидарности и общеконтинентальной антиимпериалистической революции. Он верил в особый латиноамериканский социализм: "Наш прямой путь - идти к чисто американскому коммунизму со своими отличительными чертами и особыми свойствами" 22 . Однако здесь он противоречил самому себе: на одной странице писал о латиноамериканском братстве и об очищающей революции, а на другой уже не верил в дружбу соседних народов из-за груза конфликтов и противоречий между ними. Порой это выглядело анекдотично: проповедник интернационализма, он, как "настоящий боливийский патриот" не мог допустить мысли о дружбе и единении с Чили, ограбившей его родную Боливию, аннексировав ее Тихоокеанское побережье. В применении к общеконтинентальной солидарности Мароф писал: "Если бы в Южной Америке не было Чили, царил бы мир, и в тысячу раз быстрее был бы достигнут идеал американского единства" 23 .


18 Ibid., р. 24.

19 Ibid., p. 24, 66.

20 Ibid., p. 15,31-39.

21 Позднее он говорил, что его обращение к инкам было лишь поэтическим образом, а не их идеализацией. - Ahadie-Aicardi R.F. Economfa у sociedad de Bolivia en el siglo XX. El antiguo regimen. Montevideo, 1966, p. 94.

22 Marof T. Lajusticia del Inca, p. 26.

23 Ibid., p. 19.

стр. 49


В своих умонастроениях он оставался националистом, а марксистская терминология лишь прикрывала своеобразие его социальных проектов.

Революционная агитация сочеталась у Марофа с последовательным антиимпериализмом. Мароф активно и ярко выступал против империализма США. Антиолигархическая направленность его работ и политической деятельности дополнялась крайним антиамериканизмом. Его книга "Уолл стрит и голод", вышедшая в 1931 г., была очень популярна и читаема широкой публикой в Боливии. Именно после этого памфлета Марофа слово "Уолл стрит" стало для боливийцев синонимом империалистического угнетения 24 .

В 20-е годы Мароф пропагандировал свою главную идею, состоявшую в том, что коммунизм является единственно возможным решением национальных проблем Латинской Америки. Он становится лидером боливийских левых: от него ждали создания коммунистической или социалистической партии. В сентябре 1926 г. Мароф уехал из Франции на родину. В январе 1927 г. вместе с профсоюзным лидером Ромуло Чумасеро Мароф создал в г. Сукре пропагандистскую группу, называвшуюся Социалистической партией. Затем в Потоси он объявил о создании Максималистской социалистической партии, куда вошел и Роберто Инохоса 25 . Мароф много разъезжал по стране, проводил бесконечные встречи и лекции в рабочих и студенческих кругах. В августе того же года в преддверии выборов в конгресс его кандидатура была выдвинута от левых групп Сукре.

Бурная деятельность ставшего известным в Европе писателя привлекла к Маро-фу внимание политической элиты Боливии. Правительство Э. Силеса (1925-1930 гг.) предложило Марофу пост консула в Лондоне или депутатское кресло от Националистической партии, рассчитывая привлечь на свою сторону авторитетного среди интеллигенции и рабочих лидера. Мароф отверг это предложение причем в резкой и малоуважительной форме, за что был подвергнут репрессиям: в феврале 1927 г. Мароф и его сподвижник по Максималистской соцпартии Инохоса были арестованы, провели 60 дней в центральной тюрьме Ла-Паса, а затем были высланы в Аргентину 26 . Вернуться на родину ему удалось лишь через 10 лет.

Активная деятельность группы Марофа в Боливии привлекла внимание Коминтерна. У руководителя секретариата Коминтерна в Буэнос-Айресе X. Пенелона была запрошена дополнительная информация об этой организации 27 . Коминтерн интересовался деятельностью Марофа, рассчитывая использовать его влияние среди левой интеллигенции и профсоюзных лидеров Боливии для создания ядра компартии в этой далекой стране. Первый номер информационного органа ИККИ для Латинской Америки "Корреспонденсия судамерикана" вышел с протестом против ареста и высылки Марофа из Боливии. С этого момента Коминтерн повел активную работу с Марофом, и во многом удачную, о чем свидетельствует последовавшая за высылкой из Боливии дискуссия Марофа с его соратником Инохосой, который придерживался анархистских, народнических взглядов на революцию 28. Инохоса предлагал немедленно поднять восстание в Боливии и провозгласить там социалистическую республику. Его программа


24 Knudson J.W. Bolivia, press and revolution, 1932-1964. New York, 1986, p. 57.

25 Роберто Инохоса - видный деятель революционного движения в Боливии. В 1920 г. был избран президентом Студенческой федерации Боливии. В 1928 г. основал Боливийскую революционную партию. В июне 1930 г. предпринял неудачную попытку вызвать революцию в Боливии: с небольшим отрядом вторгся на территорию Боливии из Аргентины, захватив город Вильясон и провозгласив Социалистическую республику. С 1932 г. находился в Мексике, где занимался эхидальной реформой Карденаса. В Мексике познакомился и сдружился с Л. Троцким. В 1944 г. вернулся в Боливию при президенте Г. Вильярроэле. Возглавил Дирекцию прессы, пропаганды и информации. За деятельность на этом посту оппозиция прозвала его "креольский Геббельс". Во время переворота в июле 1946 г. был убит, а труп его был повешен на площади Мурильо в Ла-Пасе. - О нем см. Ahecia Lopez V. 7 politicos bolivianos. La Paz, 1986, p. 97-116.

26 Lorini I. Op. cit., p. 233.

27 РГАСПИ. Ф. 495, on. 122, д. 1, с. 4-5.

28 Marof T. La tragedia del Altiplano. Buenos Aires, 1935, p. 183.

стр. 50


грамма содержала чисто анархистские положения об отмене налогов и пошлин, о свободе торговли, а также об организации жизни общества на основе профсоюзов 29 . Мароф же противостоял ему как революционный марксист. Он критиковал его синдикалистские воззрения, указывал на необходимость формирования классовой пролетарской партии.

Благодаря связям Марофа с европейскими коммунистами в Москву из Европы присылали его статьи и работы 30 . В Коминтерне надеялись использовать его группу как основу для формирования коммунистической партии. В своих документах Коминтерн выражал солидарность с его партией, рекомендовал развернуть в рабочей прессе кампанию поддержки Марофа, подвергавшегося преследованиям правительства. После двухлетнего пребывания в Аргентине в 1929 г. Мароф выехал в Мексику, где тесно сотрудничал с коммунистами. В Мексике он не задержался и снова уехал в Аргентину. Мексиканские коммунисты представили его кандидатуру для учебы в Ленинской школе в Москве. Его имя даже фигурирует в списках студентов этой партшколы 31 . Однако в Москву ему попасть не удалось.

В 1930 г. имя Марофа называлось среди тех, кого мексиканское правительство обвиняло в антимексиканской деятельности, направлявшейся из Москвы, и этот факт фигурировал среди претензий мексиканских властей к СССР накануне разрыва дипломатических отношений в январе 1930 г. Представитель мексиканского посольства в Москве изобличал Марофа как агента Кремля, виновного в разжигании антимексиканской кампании в различных странах Латинской Америки 32 . Судя по всему, отношения Марофа и Коминтерна складывались вполне позитивно.

Но уже в том же 1930 г. в связи с публичными заявлениями Марофа о поддержке Л. Троцкого его связи с Москвой прекратились. В 1932 г. в документах Коминтерна Марофа уже клеймят как троцкиста, мелкобуржуазного интеллигента 33 . В октябрьском номере 1932 г. издававшегося в Буэнос-Айресе журнала "Ревиста комуниста" была помещена статья, посвященная подготовке учредительной конференции (так и не состоявшейся) компартии Боливии. В этой статье ставилась задача борьбы с марофизмом, а сам Тристан Мароф объявлялся демагогом и авантюристом. Вместе с тем автор статьи сетовал, что Мароф все еще оказывает большое влияние на боливийских рабочих. Коминтерн, критикуя с присущей той эпохе страстностью, все же не оставлял надежды на переориентацию Марофа в сторону Москвы.

В 1932 г. началась война Боливии с Парагваем из-за спорной пограничной территории Чако. Боливию захлестнула волна шовинизма и национализма. Во время Чакской войны (1932- 1935) Мароф открыто выступал с антивоенных позиций. Он призывал боливийских солдат дезертировать из действующей армии. Боливийское правительство в декабре 1932 г. возбудило уголовное дело против него, обвинив в подрывной деятельности и мятеже. В результате его временно лишили боливийского гражданства, а военный трибунал заочно приговорил к шести годам тюрьмы.

Антивоенная позиция Марофа сделала его лидером всех радикальных левых. Любопытно, что тогда как все националистически настроенные боливийцы, например К. Монтенегро, А. Сеспедес, смогли убедить общество, что виновником войны с Парагваем является американская нефтедобывающая компания "Стандард ойл", якобы подтолкнувшая правительство к авантюре, целью которой был захват считавшихся богатыми нефтью районов Чако, Мароф, не отрицая наличия корыстных интересов американской компании, большую ответственность возлагал на национальную олигархию, которая стремилась с помощью войны укрепить свою власть 34 .


29 Hinojosa R. La revoluci6n de Villaz6n. La Paz, 1944, p. 25-29.

30 В архиве Коминтерна содержится солидная подборка статей и брошюр Марофа. - РГАСПИ, ф. 495, oп. 122, д. 1.

31 Там же, ф. 495, on. 122, д. 1, л. 4-5; on.79,д. 65, л.2.

32 Sobre rusos у Rusia. Antologi'a documental. Mexico, 1994, p. 333.

33 РГАСПИ, ф. 495, on. 122, д. 4, л. Ю.

34 Marof T. La tragedia del Altiplano, p. 165.

стр. 51


В 1932 г. Мароф создал в Аргентине марксистскую группу "Тупак Амару", названную в честь вождя индейского восстания против испанского колониализма в XVIII в. В своей программе эта группа заявила о борьбе с военной авантюрой в Чако, об антиимпериалистическом объединении различных политических сил, о создании первого Социалистического правительства в Южной Америке. Орудием этой борьбы должна была стать Революционная рабочая партия, предстоявшее создание которой объявлялось первоочередной задачей группы. В написанном Марофом воззвании говорилось: "Наша цель - пролетарская, антиимпериалистическая революция, которая единственная сможет дать свободу угнетенным, землю индейцам, разрушить все еще сохраняющийся на боливийском плато варварский феодализм" 35 . Группа Марофа попыталась объединить в своих рядах всех антивоенно настроенных левых эмигрантов, не только марксистской ориентации, в частности, националистов. Несмотря на открытые симпатии Марофа к Л. Троцкому, переговоры об объединении шли также с промосковскими левыми во главе с Х.А. Арсе, ставшим впоследствии непримиримым врагом Марофа.

В декабре 1934 г. в Аргентине, в г. Кордоба, группа "Тупак Амару" объединилась с "Боливийской левой", созданной в Чили X. Агирре Гайнсборгом, исключенным из Чилийской компартии за троцкизм, с эмигрантскими кружками "Высланные левые в Перу" и "Кольясуйо" 36 в Революционную рабочую партию (ПОР) во главе с Марофом. В июне 1935 г. в Кордобе стал выходить издававшийся аргентинскими троцкистами журнал "Америка либре" ("Свободная Америка"), редактором которого был Мароф. Во втором номере этого журнала, в июле 1935 г., сообщалось о создании ПОР, лидером которой был назван Мароф. Повторялся выдвинутый им еще в 20-е годы лозунг: "Землю тем, кто ее обрабатывает, рудники - государству" 37.

ПОР провозгласила себя пролетарской марксистско- ленинской партией. Во внутреннем конфликте в коммунистическом движении между Троцким и официальной Москвой лидеры ПОР выступили на стороне первого 38 . Вместе с тем, на съезде ПОР присутствовал генеральный секретарь компартии Парагвая Оскар Крейдт, что свидетельствовало о стремлении коммунистов сталинской ориентации повернуть идеологическую направленность новой боливийской партии в прокоминтерновское русло. Участие Крейдта должно было символизировать также интернационалистскую солидарность боливийских и парагвайских левых в борьбе против войны в Чако.

В феврале - марте 1936 г. на страницах журнала "Кларидад", выходившего в Буэнос-Айресе 39 , прошла полемика между Крейдтом и Марофом, суть которой сводилась к отстаиванию политики Народного фронта первым, и защите стратегии пролетарской революции в Боливии вторым. На первых порах в отношении ПОР, которая изначально придерживалась протроцкистских позиций, коммунисты-сталинисты проводили весьма умеренную линию, что не соответствовало их общей установке на непримиримую борьбу с троцкизмом.

В 1935 г. Мароф издал в Буэнос-Айресе ставшую весьма популярной в Боливии и других странах Латинской Америки книгу "Трагедия Альтиплано". (Альтиплано -плоскогорье Центральных Анд, населенное в основном индейцами.) В ней Мароф развивал некоторые идеи, высказанные в его предыдущих работах. Он вновь поставил в центр своего социально-политического анализа индейский вопрос. Делая ссылку на

35 Ibid., p. 222.

36 Кольясуйо - одна из четырех составных частей государства инков, разрушенного испанскими завоевателями.

37 Justo L. Bolivia: la revoluci6n derrotada. Cochabamba, 1967, p. 102.

38 Официально ПОР только в 1938 г. объявила себя троцкистской и присоединилась к Четвертому Интернационалу.

39 Журнал "Кларидад" издавался в Буэнос- Айресе с 1922 г. под руководством Антонио Самора, был своеобразной трибуной компартии Аргентины, обращенной к интеллигенции и другим "классовым союзникам".

стр. 52


Мариатеги, Мароф подчеркивал, что суть индейской проблемы состоит не в просвещении коренного населения Америки, о чем писали и говорили индеанисты, а в реальном его освобождении через возвращение земли, отнятой у индейской общины в период колониального господства Испании, а затем и в ставшей в 1825 г. независимой республике Боливии. Мароф по-прежнему считал, что индеец является коллективистом и социалистом по своей природе и поэтому станет основой построения нового общества в Боливии. Задача революционеров, писал он, "создать из индейца авангард, выступающий в союзе с горнорудным пролетариатом и студентами" 40 .

Решение всех национальных проблем Мароф видел в осуществлении программы социалистических преобразований. Главное в ней - национализация горнорудной промышленности, добычи нефти, железных дорог. Он был убежден, что осуществить это возможно лишь насильственными методами, то есть после революции. В "Трагедии Альтиплано" Мароф впервые излагал марксистскую программу революции: аграрная реформа, ликвидация латифундий и последующая затем коллективизация сельского хозяйства, обобществление средств производства и индустриализация. В противном случае, писал он далее, исполнится исторический приговор странам, опаздывающим в своем развитии, и они останутся вечно потенциально богатыми, а реально нищими и всегда подчиненными империализму 41 . Мароф, пожалуй, был одним из первых, высказавших в те годы столь пессимистическое и во многом пророческое суждение.

В "Трагедии Альтиплано" Мароф изложил свою часто цитируемую и критикуемую схему социальной структуры Боливии. Он выделил три класса в боливийском обществе: белых, метисов и индейцев 42 . Марксисты подвергли жесткой критике предложенную Марофом картину боливийского общества за его разделение социальных слоев и классов по расово-этническому признаку. Конечно, Мароф сильно упрощал реальную картину, но все же в его схеме присутствовало рациональное зерно, она


40 Marof T. La tragedia del Altiplano, p. 46-53.

41 Ibid., p. 82-84.

42 Ibid., p. 19-21.

стр. 53


отражала суровую действительность, а именно, жесткую корреляцию расового или этнического положения индивида с его социально-классовым статусом. Перелагая картину расового противостояния на язык классовой борьбы, Мароф, совершая недопустимое с позиций марксизма упрощение, на самом деле, справедливо подметил самую уязвимую черту всех европоцентристских, в том числе и марксизма, социальных концепций, игнорировавших кастово-расовое разделение общества, в котором отсутствовали промежуточные группы и слои, позволявшие обеспечивать гибкость и устойчивость системы.

Борьбу за новую Боливию Мароф связал с противостоянием капитализму и империализму. Он писал: "Национальная частная собственность не может развиваться иначе, как попадая в лапы иностранного империализма. Собственность, как и инициатива, должны стать общественными" 43 . Мароф сформулировал задачи антиимпериалистической, антифеодальной революции, главными движущими силами которой должны были стать рабочие и крестьяне-индейцы, революции, направленной против касты белых эксплуататоров, наследников испанских конкистадоров, а также против империализма.

"Трагедия Альтиплано" Марофа дала начало общественному движению - левому индеанизму, искавшему точки соприкосновения и синтеза с марксизмом. Сам же Мароф, несмотря на использование марксистской терминологии, все более склонялся к умеренному индеанизму. В вышедшей в то же время, что и "Трагедия Альтиплано", статье 44 многие его высказывания перекликались со взглядами умеренных и даже правых индеанистов. В некоторых местах создается впечатление, что читаешь ненавидимого и презираемого самим Марофом за его исторический пессимизм и пораженчество АльсидесаАргедаса. Так, Мароф пишет: "Жизнь в Боливии бесцветна, сера, тускла. Нет больших талантов, также нет творцов. Даже нет крупных бандитов. Все средне, приземленно, бескрасочно" 45 .

В Боливии во время и после Чакской войны существовал "Комитет за возвращение Марофа", куда входили видные деятели профсоюзов и левой интеллигенции. После заключения перемирия в Чако (1935 г.) Мароф установил более тесные контакты с оппозицией внутри Боливии. Левые надеялись, что с его возвращением на родину начнется социальная революция или, по крайней мере, будет создана массовая пролетарская партия, основой которой должна была стать ПОР. Мароф видел в ПОР широкую, поликлассовую организацию без жестких принципов и дисциплины, нечто вроде партии английских лейбористов, что вступало в противоречие с позицией "твердых" троцкистов во главе с Агирре Гайнсборгом. Впоследствии эти расхождения привели к разрыву с ПОР и к отходу Марофа от троцкизма.

Несмотря на декларацию протроцкистских позиций, Мароф завязывал контакты с компартией Аргентины. Прибывший из Москвы в Буэнос-Айрес в 1934 г. представитель Коминтерна "Моралес", под именем которого скорее всего скрывался руководитель компартии Орестес Гиольди, отправил в марте 1936 г. секретную записку в Бюро секретариата ИККИ Ван Мину, в которой изложил свои предложения в отношении Марофа 46 . В ней указывалось, что в связи с тем, что в Боливии нет компартии, а влияние коммунистических групп ничтожно, компартия Аргентины 47 попыталась привлечь на сторону коммунизма в Боливии сторонников Марофа. С этой целью в 1935 г. коммунисты, очевидно, через О. Крейдта связались с Марофом, который сразу же заявил, что порвал с троцкизмом.

В 1936 г., - пишет далее Моралес, - Мароф вновь связался с аргентинской компартией. На этот раз он предложил свои услуги в создании компартии в Боливии. Более


43 Ibid., p. 111.

44 Речь идет о вступительной статье к книге: Setaro R. М. Secretes de Estado Mayor. Buenos Aires, 1936.

45 Ibid., p. 13.

46 РГАСПИ, ф. 495, on. 20, д. 353.

47 После VII конгресса Коминтерна и ликвидации Южно-Американского Бюро за политику Коминтерна в Боливии отвечала аргентинская компартия.

стр. 54


того, для установления связей с Коминтерном он предлагал организовать свой приезд в Москву вместе с другим активистом ПОР Иваном Кесваром (А. Валенсия Вега) 48 . В письме подчеркивалось, что Кесвар - человек, с которым можно работать, тем более, что он уже состоял в компартии, а точнее в коммунистической группе в Ла-Пасе, но был исключен из нее во время "чистки интеллигентов" в южноамериканских партиях в 1929 г. Мароф же, по мнению автора записки, неисправимый политикан и крайне тщеславный человек. Вместе с тем, учитывая тот факт, что в Боливии нет компартии, и ее очень трудно создать без Марофа, Моралес предлагал пойти на уступки. Их цель - с одной стороны, руками Марофа организовать массовую коммунистическую партию, а с другой, "перевербовкой" Марофа нанести мощный удар по ПОР во главе с Агирре Гайнсборгом. Приезд Марофа в Москву обуславливался требованиями публичного разрыва с троцкизмом, солидарности с СССР и принятия решений VII конгресса по Народному фронту 49 .

Записка Гиольди-не единственное свидетельство попыток Марофа в 1936 г. установить контакт с Москвой. Находящееся в архиве Коминтерна анонимное, датированное мартом 1936 г., "Информационное письмо о положении в Боливии" 50 проливает свет на одну малоизвестную сторону этого дела. В марте 1936 г. в Боливии все были убеждены в том, что дни либерального правительства Л. Техады Сорсано сочтены. Ожидалось, что переворот произойдет на днях. Главными участниками заговора были молодые военные во главе с X. Бушем и Д. Торо и "Социалистическая конфедерация" Э. Бальдивьесо (один из лидеров ПОР Агирре Гайнсборг входил в руководство этой партии). В кругах заговорщиков открыто обсуждался курс будущего правительства. Социалисты предложили Марофу, как лидеру ПОР, вступить в "революционный" фронт. В качестве условия Мароф потребовал после предстоящего переворота создать триумвират вместе с военными (Д. Торо) и социалистами (Э. Бальдивьесо). Спорной была национализация оловодобывающей промышленности. Как Торо, так и Бальдивьесо считали, что нельзя проводить национализацию, не обеспечив стране рынка сбыта. По их мнению, им мог стать Советский Союз как альтернатива Англии и США. Было решено послать в СССР Марофа и Кесвара для проработки этого вопроса с советским руководством. В случае положительного ответа будущее правительство было готово немедленно национализировать оловодобывающие монополии 51 .

Судя по всему, причиной возобновления контактов Марофа с аргентинскими коммунистами в 1936 г. были не только и не столько задачи партийного строительства, сколько попытки заполучить поддержку СССР в планировавшемся "социалистическом" перевороте. Однако события в Боливии развивались стремительно, а Коминтерн не мог оперативно реагировать на столь сложную и запутанную политическую обстановку в этой отдаленной стране. Ответа из Москвы не последовало и этому проекту не было суждено осуществиться. Военные в союзе с социалистами осуществили в мае 1936 г. переворот, провозгласив установление в Боливии режима "государственного социализма".

Продолжения истории с запиской Гиольди Ван Мину мы не находим. Помимо чисто объективных причин, связанных с плохой информированностью Москвы о происходившем в Боливии и с трудностями связи с компартиями Южной Америки, на сдержанность Коминтерна влияло определенное недоверие к своему корреспонденту, Гиольди, имевшему репутацию интеллигента и недостаточно твердого коммуниста. К информации, исходившей от такого пользовавшегося условным доверием источника, в Коминтерне относились с осторожностью и не дали хода записке. К тому же, к самому Марофу отношение в Коминтерне было однозначно негативным. Если его не


48 А. Валенсия Вега - боливийский историк, автор многочисленных трудов по истории Боливии XIX-XX вв.

49 РГАСПИ, ф. 495, on. 20, д. 353, л. 3.

50 Там же, oп. 122, д. 4.

51 Там же, л. 13.

стр. 55


клеймили как троцкиста, то называли исключительно "буржуазным писателем" 52 . Может быть, то, что Коминтерну не удалось использовать Марофа в своих целях, по крайней мере помогло избежать очередной серьезной неудачи в Боливии. Мароф был настолько неоднозначной личностью, столь противоречивы были его последующие поступки, что розыгрыш его карты Коминтерном мог привести в очередной раз к краху попытки создать марксистско- ленинскую партию в Боливии. После 1936 г. Мароф полностью отдался внутренней боливийской политической игре, и его связи с Коминтерном прервались.

В сентябре 1937 г., после 10 лет эмиграции, Мароф вернулся в Боливию. Он прибыл совсем в другую страну, непохожую на ту, которую он покинул в 1927 г. Все и повсюду рассуждали о социализме, о социальной справедливости, о новой демократии и функциональном государстве. В стране у власти находились военные-социалисты, провозгласившие страну "республикой трудящихся" и заявившие о своем намерении провести широкомасштабные социально-экономические реформы. Это был националистический реформистский режим, опиравшийся на армию и левые социалистические партии различных тенденций и называвший себя социалистическим.

Все левые политики ожидали от Марофа объединения социалистических сил. Однако лидер-мессия вместо программы единения всех разрозненных левых групп заявил, что прибыл в Боливию для борьбы со сталинизмом 53 . Это было первым большим разочарованием в Марофе, так как многие его сторонники мало интересовались доктринальными спорами в коммунистическом движении.

Вскоре по прибытии Мароф отправился в свой родной город Сукре, где проживала его мать. Сразу по возвращению Марофа в Боливию власти установили за ним полицейский надзор. Эта акция вызвала протесты профсоюзов и студенческих организаций, призывавших президента X. Буша (1937-1939 гг.) прекратить преследования самого известного боливийского революционера 54 . Президент заступился за Марофа, и полиция была вынуждена оправдываться, что якобы никогда не арестовывала и не препятствовала свободе политика 55 . Пока шли разбирательства с полицией, генштаб, по поручению Буша, отправил в Сукре своего представителя полковника Гаррона для конфиденциальной встречи с Марофом с целью выяснить его намерения и провести переговоры с тем, чтобы привлечь влиятельного левого лидера на сторону правительства. Мароф заверил военных в своей лояльности режиму и желании сотрудничать с ним "со всей сердечностью и в духе гармонии". Также он отмежевался от коммунистов и марксистской агитации. Мароф подчеркнул, что все его прошлые выступления, статьи и книги выдержаны "в духе глубокого национализма". Во избежание недопонимания с властями он просил личной аудиенции у президента Буша или другого государственного руководителя, чтобы убедить их в своем "искреннем желании сотрудничать с социалистическим режимом" 56 .

Буш решил воспользоваться услугами влиятельного левого политика и при этом удалить его с политической арены. Марофу была поручена некая миссия в Мексике 57 . Однако аргентинское правительство не пропустило его через свою территорию, а местные власти, вспомнив об обвинениях против него времен Чакской войны, арестовали Марофа на границе в г. Вильясоне и попытались устроить суд в Тарихе в мае 1938 г. 58 Буш вновь заступился за него, и в августе Мароф вернулся в столицу. Разрешение Марофу приехать в Ла-Пас было принято под давлением левого крыла


52 Проблемы Южной и Караибской Америки. М., 1934, с. 240.

53 Alvarez Espana W. Op. cit., p. 137.

54 Письмо МВД - Х. Бушу, 11. XI. 1937. - ANB.PG. 1937. Caja 13, t. 156. (PG6875). G-2-1.

55 Письмо МВД - X. Бушу, 24.XI. 1937. - ANB.PG. 1937. Caja 13,t. 158. (PG7240). G-1-289.

56 Докладная записка полковника Гаррона в Генштаб 22.XI.1937. - ANB.PG. 1937. Caja 13, t. 166. (PG7217).

57 Докладная записка Генерального управления полиции - Секретариат Хунты, 24.1.1938. - ANB.PG. 1938. Caja 13, t. 198(PG7528).

58 Записка в МВД 6. V.I 938. - ANB.PG. 1937. Caja 13, t. 200. (PG6869). В. 1015.

стр. 56


близких к президенту социалистов и вопреки кампании протеста со стороны правых политиков и "общества", подключившего к ней даже жену президента. Буша посещали делегации клира, "католических женщин", промышленники, умоляя запретить Марофу приезд в Ла-Пас. Однако Буш был непреклонен.

Приезд Марофа в столицу был воспринят с энтузиазмом как среди левой интеллигенции и политиков, так и рабочими Ла- Паса. В то время как крупнейшие газеты демонстративно игнорировали это событие, левонационалистические "Ла Ноче" и "Ла Калье" посвятили ему большие статьи, в которых за Марофом признавалось значение общенационального рабочего лидера. Он был удостоен аудиенции у президента, между ними состоялась дружеская беседа, и оба остались очень довольны друг другом 59 . Для Буша этот визит был весьма кстати, так как произошел в то время, когда вся интеллигенция, студенчество, в том числе и левонастроенные, объявили ему бойкот после скандала с Альсидесом Аргедасом: Буш собственноручно в своем кабинете избил приглашенного им же известного писателя, такой своеобразной манерой отвечая на критику в прессе. Мароф подчеркнул важность своей встречи с президентом, что на фоне всеобщего негодования интеллигенции и шума вокруг скандала с Аргедасом выглядело вызовом всему общественному мнению. Впрочем, сам Мароф всей душой презирал Аргедаса, многие годы посвятил его травле в прессе и литературной критике.

В Ла-Пасе Мароф приступил к созданию массовой рабочей партии. Он планировал превратить в таковую уже существовавшую ПОР. Его планам противостоял Агирре Гайнсборг, строго придерживавшийся концепции "пролетарской классовой партии". В октябре 1938 г. Мароф и Агирре Гайнсборг выступили с дискуссией по принципиальным вопросам революции в Боливии: они изложили свои мнения в письменном виде и распространили среди членов партии. Открытое обсуждение состоялось на совещании в доме Э. Арсе Лоурейро (впоследствии видный социолог и деятель Левой революционной партии - ПИР, главного противника ПОР среди левых партий). Это собрание было объявлено второй конференцией ПОР. На ней произошел окончательный разрыв марофистов с ПОР. Мароф увел за собой большинство и создал Социалистическую рабочую партию Боливии (ПСОБ). С ним ушли ведущие деятели ПОР: Э. Арсе Лоурейро, А. Валенсия Вега (Иван Кесвар), А. Мендес Лопес. Раскол в партии совпал с трагической смертью в аварии Агирре Гайнсборга. После этих событий ПОР смогла возродиться лишь в 1939 г.

Создание Марофом новой партии приветствовали националистические и реформистские группы, в частности, газета "Ла Калье" 60 . В манифесте новой партии говорилось: "Единственная возможность освобождения Боливии - это установление социалистической экономики и защита национальных богатств с опорой на народ и армию". Впервые марофисты признавали ведущую роль армии в социалистических преобразованиях, тем самым выражая поддержку военно-социалистическому режиму. Это было неудивительно, учитывая договоренности между Марофом и правительством, о чем говорилось выше. ПСОБ заявляла о политическом плюрализме как принципе строительства новой партии. Предлагалось сформировать конфедерацию социалистических партий и групп, которые приглашались присоединиться к ПСОБ. Создание ПСОБ поддержали не только троцкисты и "стойкие марксисты", такие, как Кесвар или Арсе Лоурейро, но и индеанисты, и националисты. Среди подписавших манифест партии следует упомянуть известных левых националистов. Например, там стоят имена В. Гевары Арсе - впоследствии одного из идеологов Националистического революционного движения (МНР), автора "Манифеста к выборщикам Айопайя", долгое время служившего программой боливийского национал-реформизма, а также одного из видных деятелей в 20-е годы Националистической партии, а затем Социалистической конфедерации А. Мендосы Лопеса, рабочего лидера и


59 SRE. Mexico. Legacion en Bolivia. Informes politicos reglamentarios. 1938. Informe de 26 de agosto de 1938. 30-3-15.

60 Knudson J.W. Op. cit., p. 62.

стр. 57


депутата Учредительного собрания 1938 г. Р. Вильярроэля Клауре 61 . К ПСОБ присоединился и основатель индейской школы Варисата, признанный лидер движения за просвещение индейцев Э. Перес. Индеанистская и националистическая составляющие были важной частью ПСОБ и марофизма. Первоначально партия Марофа имела большой успех. По свидетельству мексиканского посла в Боливии, ПСОБ превосходила своей численностью и влиянием все левые партии 62 . Она издавала газету "Ла Баталья". Т. Мароф был избран депутатом конгресса от Сукре. В манифесте партии он писал: "95 % боливийцев хотят социалистического правительства, которое выведет страну из маразма, инерции и бедности" 63 .

Мароф стремился отмежеваться от своего марксистского прошлого. Он заявлял, что никогда не входил ни в какие международные организации, тем более в коммунистические 64 . Мароф повсюду выступал с лекциями, публиковал статьи, пропагандируя свои "новые идеи" об особенностях боливийского социализма, который представлялся ему плодом объединения усилий не только рабочего класса и индейского крестьянства, но и национального капитала при доминирующей роли государства 65 . Его социализм мало чем отличался от социализма военных, находившихся тогда у власти, все более обрастал общими словами и декларациями, скрывавшими его отход от прежних требований национализации добычи олова и проведения аграрной реформы. Все чаще он ограничивался рассуждениями о моральном совершенствовании народа как единственно действенном пути преобразования общества.

Очередной вираж Марофа, на этот раз от троцкизма, вполне объясним. Мароф, несмотря на свое участие в марксистском движении, собственно никогда марксистом не был. Его идеалом была широкая массовая рабочая партия с размытыми идеологическими границами, без жестких доктринальных установок. Он не был ни троцкистом, ни сталинистом, ни марксистом. Марксизм, даже в его примитивном, вульгарно-доктринальном виде, он так и не усвоил. Во время дискуссии с консервативным журналистом Д. Канеласом в Колехио Айякучо в Ла-Пасе он, ко всеобщему удивлению, так и не смог ответить, что такое "прибавочная стоимость". Его поведение было во многом типичным для леворадикальной интеллигенции в Латинской Америке. Известный аргентинский троцкист (сын президента Аргентины генерала Хусто) Либорио Хусто (Кебрачо) метко назвал его "социалиствующий либерал". В 1939 г. Л. Хусто писал друзьям в Боливию: "Мы не можем согласиться с вашей защитой Т. Марофа и ПСОБ. Я хорошо знаю Т. Марофа.., чтобы быть уверенным, что он не имеет ничего общего с марксизмом..., поэтому мы всегда выступали и выступаем против него, но не по личным соображениям, а начиная с его разрыва с X. Агирре Гайнсборгом на съезде ПОР, когда Т. Мароф показал со всей очевидностью тенденцию к размытому, пустому, мелкому "социализму", граничащему с буржуазным либерализмом, не имеющим ничего общего с марксистским классовым, революционным социализмом. И то, что против него выступают сталинисты (как и он против них), не говорит о его революционности" 66 . Крупнейший боливийский троцкистский историк и политический деятель Г. Лора признавал, что в Латинской Америке к троцкистам чаще всего шли не те, кто хотел бороться со Сталиным за "чистоту" марксистско-ленинских идей против их бюрократического извращения, а те, кто по сути выступал против марксизма и со временем покидал ряды троцкизма 67 .

В 1938 г. Мароф издал книгу "Социалистическая правда в Боливии", где полностью покинул свои прежние политические позиции. Хотя он повторял многие свои старые


61 LaCalle.06.XI.1938.

62 SRE. 30-3-16.

63 Justo L. Op. cit., p. 103.

64 La Calle. 13.XI.1938.

65 La Calle. 16.XI.1938.

66 Justo L. Op. cit., p. 104.

67 Lora G. Op. cit., p. 310.

стр. 58


заявления, в частности, о неизбежности торжества социализма, впервые здесь Мароф утверждал, что боливийский социализм будет не только рабочим, но и сугубо национальным явлением 68 . Он уже выступал против национализации горнорудной промышленности. В этой связи Мароф полностью поддержал националистическую экономическую политику президента Буша. Он подчеркивал, что в боливийском социализме главное - это антиимпериалистическое государство, а, следовательно, надо всецело поддержать политику правительства 69 . Рабочие массы приветствовали союз Марофа и Буша, от которого они ожидали проведения радикальных реформ в стране. Об этом говорит хотя бы факт сбора рабочими средств на публикацию этой книги Марофа 70 .

Впрочем, союз с режимом Буша был недолговечным. Поводом к разрыву послужил так называемый "марофистский путч". 23 ноября 1938 г. на приеме в Доме Испании некий X. Сааведра Суарес "сагитировал" нескольких друзей, среди них капитана Э. Рока, обратиться к военным с призывом свергнуть Буша. Капитан Рока заранее доложил своему начальству о готовившемся "заговоре". После приема они отправились в казарму карабинеров "Калама", где после краткой речи, содержавшей призывы свергнуть Буша, агитаторы были арестованы. Сразу же после этого инцидента полиция отправилась арестовывать ряд "левых" политиков, в том числе и Т. Марофа 71 . Не менее странным было то, что Мароф, впоследствии настаивавший на своей полной невиновности, также сразу же поспешил в посольство Испании, где попросил политического убежища. Все действия были тайными и синхронными, причем Мароф отрицал свою причастность к делу, а полиция заявляла о своей уверенности в его участии в заговоре 72 . Скорее всего, вся эта история была обычной полицейской провокацией, имевшей своей целью поссорить Буша и Марофа, а также получить удобный повод для репрессий против набиравшей силу ПСОБ.

Буш отмежевался от действий полиции против Марофа. В то же время правые военные во главе с генералом К. Кинтанильей потребовали выслать Марофа из страны или сослать его в провинцию. Однако он остался в Ла-Пасе. Условием этого стал его уход с поста лидера ПСОБ, чего добивались другие "левые" партии, болезненно воспринимавшие рост марофизма 73 .

Даже после этих событий ПСОБ оставалась самой крупной левой партией в стране. Марофисты продемонстрировали свое решающее влияние на рабочее движение во время второго общенационального рабочего конгресса, прошедшего с 22 по 30 января 1939 г. Все дискуссии проходили при "интеллектуальной гегемонии" члена ПСОБ А. Валенсии Веги и самого Марофа. Постепенно Мароф поменял радикальную лексику на более умеренные высказывания. Эволюция вправо привела Марофа к разочарованию в идеях социализма и пролетарской революции. ПСОБ имела короткую политическую жизнь ввиду противоречия между революционностью провозглашенных принципов и умеренностью ее лидера.

В 40-е годы Мароф еще вел активную политическую деятельность. Отношения Марофа и "революционного национализма" - политического движения, вышедшего из режима военных-социалистов и являвшегося боливийской разновидностью национал-реформизма, резко ухудшились, когда в 1940 г. Мароф выступил на страницах правой газеты "Ла Расой", где критиковал прошлые деяния правительств "военного социализма" Д. Торо и X. Буша, нападал на газету "Ла Калье" и партию


68 MarofT. La verdad socialista en Bolivia. La Paz, 1938, p. 68.

69 La Calle. 11.XI.1938.

70 Была собрана крупная по тем временам сумма в 3 тыс. боливиано. -Alvarez Espana W. Op. cit., p. 172.

71 La Calle. 26.XI 1938.

72 Любопытно, что хорошо информированный, в том числе и со стороны левых полулегальных организаций, неизвестный нам корреспондент Коминтерна в Боливии в своих сообщениях в Москву уверял о реальной причастности самого Марофа к "провокационному заговору". - РГАСПИ, ф. 495, oп. 122, д. 1, л. 45.

73 La Calle. 30.XI. 1938.

стр. 59


Националистическое революционное движение (МНР). Его перепалка в газетах и конгрессе, депутатом которого он был, с идеологом МНР К. Монтенегро закончилась дракой на улице между двумя политиками. Первоначально его союзнические отношения с газетой "Ла Калье", вокруг которой формировалась партия МНР, окончательно испортились, а Мароф стал последовательным врагом "революционного национализма".

Не последнюю роль Мароф сыграл в деле "разоблачения" нацистского заговора МНР. Он регулярно посещал германского посла Вендлера и вел с ним секретные переговоры, но в последний момент отказался от предложения немцев возглавить антиамериканскую революцию в Боливии. Мароф первый выступил с обвинениями МНР в пронацистском заговоре. В ответ "Ла Калье" обвинила его в получении 30 тыс. боливиано от швейцарского консульства за "антинацистский крестовый поход". Во время второй мировой войны симпатии боливийских националистов были на стороне противников США и Англии. Та же логика мирового противостояния привела к союзу левых партий, солидаризировавшихся с СССР и антигитлеровской коалицией, и олигархии, ориентировавшейся на США, в борьбе с националистами и реформистами из МНР, надеявшимися, что победа "держав оси" приведет к ослаблению американского влияния в Боливии. Памфлет Марофа "Нацистское проникновение в Боливии" был отпечатан олигархическим правительством Э. Пеньяранды (1940-1943 гг.) пятитысячным тиражом. Жесткая борьба с МНР, проводившей националистическую, антиимпериалистическую политику, привела Марофа, так же как и его противников из левой ПИР, к союзу с олигархической реакцией.

Свою политическую карьеру Мароф закончил в конце 40-х годов на службе у реакционных правительств Э. Эрсога и М. Урриолагоития. В 1949 г. ПСОБ раскололась на правое крыло во главе с Марофом и на левую Революционную социалистическую лигу, занявшую непримиримую позицию как в отношении марофизма, так и МНР и ее политики "национальной революции" 74 . Вместе с ПСОБ исчез и марофизм как политическое движение.

В 60-е годы Мароф активно сотрудничал с реакционным правительством Р. Баррьентоса, залившим кровью рабочие поселки в горнорудных районах Боливии. Последние годы жизни он провел, забытый всеми, в г. Санта-Крус. Его публикации этого времени - работы, посвященные Г.Р. Морено, К. Мединасели и автобиография 75 , - уже не вызвали никакого общественного интереса. В нем все разочаровались и постепенно забыли.

Биография Тристана Марофа во многом типична для лидеров латиноамериканской леворадикальной интеллигенции первой половины XX в. Увлечение марксизмом, индеанизмом, идеями национальной революции носило временный и порой поверхностный характер. Эти интеллектуалы при всех своих метаниях и идейных шатаниях оставались в рамках либерализма. Они не смогли преодолеть националистической ограниченности своих взглядов. Марксизм для многих из них был прибежищем от переживавшей глубокий морально- политический кризис либерально-позитивистской идеологии. По сути, они никогда не приняли марксизм во всей его целостности. Со временем они легко отказывались от революционных убеждений, возвращаясь в лоно традиционной "креольской" политики и латиноамериканского либерализма, скатываясь порой к сотрудничеству с самыми реакционными силами. Эволюция взглядов Марофа показывает глубокие противоречия идейных и политических поисков латиноамериканской интеллигенции в XX в. Трагический финал его жизни был логическим результатом постоянных политических зигзагов.


74 Autodeterminacion. Mayo - Julio, 1988, N 5. La Paz, 1988, p. 148-150.

75 MarofT. Ensayos у critica. Revoluciones bolivianas, guerras internacionales у e.scritores. La Paz, 1961.


© libmonster.ru

Постоянный адрес данной публикации:

https://libmonster.ru/m/articles/view/У-ИСТОКОВ-БОЛИВИЙСКОГО-СОЦИАЛИЗМА-СУДЬБА-ТРИСТАНА-МАРОФА

Похожие публикации: LРоссия LWorld Y G


Публикатор:

Россия ОнлайнКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: https://libmonster.ru/Libmonster

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

ЩЕЛЧКОВ А.А., У ИСТОКОВ БОЛИВИЙСКОГО СОЦИАЛИЗМА: СУДЬБА ТРИСТАНА МАРОФА // Москва: Либмонстр Россия (LIBMONSTER.RU). Дата обновления: 18.01.2020. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/У-ИСТОКОВ-БОЛИВИЙСКОГО-СОЦИАЛИЗМА-СУДЬБА-ТРИСТАНА-МАРОФА (дата обращения: 29.03.2024).

Найденный поисковым роботом источник:


Автор(ы) публикации - ЩЕЛЧКОВ А.А.:

ЩЕЛЧКОВ А.А. → другие работы, поиск: Либмонстр - РоссияЛибмонстр - мирGoogleYandex

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Похожие темы
Публикатор
Россия Онлайн
Москва, Россия
243 просмотров рейтинг
18.01.2020 (1532 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
0 голос(а,ов)
Похожие статьи
ЛЕТОПИСЬ РОССИЙСКО-ТУРЕЦКИХ ОТНОШЕНИЙ
Каталог: Политология 
13 часов(а) назад · от Zakhar Prilepin
Стихи, находки, древние поделки
Каталог: Разное 
2 дней(я) назад · от Денис Николайчиков
ЦИТАТИ З ВОСЬМИКНИЖЖЯ В РАННІХ ДАВНЬОРУСЬКИХ ЛІТОПИСАХ, АБО ЯК ЗМІНЮЄТЬСЯ СМИСЛ ІСТОРИЧНИХ ПОВІДОМЛЕНЬ
Каталог: История 
3 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
Туристы едут, жилье дорожает, Солнце - бесплатное
Каталог: Экономика 
4 дней(я) назад · от Россия Онлайн
ТУРЦИЯ: МАРАФОН НА ПУТИ В ЕВРОПУ
Каталог: Политология 
5 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
ТУРЕЦКИЙ ТЕАТР И РУССКОЕ ТЕАТРАЛЬНОЕ ИСКУССТВО
7 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
Произведём расчёт виртуального нейтронного астрономического объекта значением размера 〖1m〗^3. Найдём скрытые сущности частиц, энергии и массы. Найдём квантовые значения нейтронного ядра. Найдём энергию удержания нейтрона в этом объекте, которая является энергией удержания нейтронных ядер, астрономических объектов. Рассмотрим физику распада нейтронного ядра. Уточним образование зоны распада ядра и зоны синтеза ядра. Каким образом эти зоны регулируют скорость излучения нейтронов из ядра. Как образуется материя ядра элементов, которая является своеобразной “шубой” любого астрономического объекта. Эта материя является видимой частью Вселенной.
Каталог: Физика 
8 дней(я) назад · от Владимир Груздов
Стихи, находки, артефакты
Каталог: Разное 
9 дней(я) назад · от Денис Николайчиков
ГОД КИНО В РОССИЙСКО-ЯПОНСКИХ ОТНОШЕНИЯХ
9 дней(я) назад · от Вадим Казаков
Несправедливо! Кощунственно! Мерзко! Тема: Сколько россиян считают себя счастливыми и чего им не хватает? По данным опроса ФОМ РФ, 38% граждан РФ чувствуют себя счастливыми. 5% - не чувствуют себя счастливыми. Статистическая погрешность 3,5 %. (Радио Спутник, 19.03.2024, Встречаем Зарю. 07:04 мск, из 114 мин >31:42-53:40
Каталог: История 
9 дней(я) назад · от Анатолий Дмитриев

Новые публикации:

Популярные у читателей:

Новинки из других стран:

LIBMONSTER.RU - Цифровая библиотека России

Создайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Сохраните навсегда своё авторское Наследие в цифровом виде. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора.
Партнёры библиотеки
У ИСТОКОВ БОЛИВИЙСКОГО СОЦИАЛИЗМА: СУДЬБА ТРИСТАНА МАРОФА
 

Контакты редакции
Чат авторов: RU LIVE: Мы в соцсетях:

О проекте · Новости · Реклама

Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)
Сохраняя наследие России


LIBMONSTER NETWORK ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА

Россия Беларусь Украина Казахстан Молдова Таджикистан Эстония Россия-2 Беларусь-2
США-Великобритания Швеция Сербия

Создавайте и храните на Либмонстре свою авторскую коллекцию: статьи, книги, исследования. Либмонстр распространит Ваши труды по всему миру (через сеть филиалов, библиотеки-партнеры, поисковики, соцсети). Вы сможете делиться ссылкой на свой профиль с коллегами, учениками, читателями и другими заинтересованными лицами, чтобы ознакомить их со своим авторским наследием. После регистрации в Вашем распоряжении - более 100 инструментов для создания собственной авторской коллекции. Это бесплатно: так было, так есть и так будет всегда.

Скачать приложение для Android