"Устный счет. В народной школе С. А Рачинского" - картина русского художника Н. П. Богданова-Бельского (1895 г.). На доске написана задача, которую необходимо решить ученикам:
Пока вы считаете, я расскажу несколько принципов такой народной школы.
На рубеже XVIII-XIX вв. в России насчитывалось 550 учебных заведений и 62 тысячи учащихся. Эти цифры показывают подъем грамотности в России и вместе с тем ее отставание по сравнению с Западной Европой.
В Англии в конце XVIII в. в одних только воскресных школах училось более 250 тысяч учащихся, а во Франции количество начальных школ в 1794 г. доходило до 8 тысяч. В России же в среднем училось лишь два человека из тысячи.
Сергей Александрович Рачинский (1833 - 1902) - профессор Московского университета, ботаник, математик. В 80-е гг. XIX в. он стал главным идеологом церковно-приходской школы, начавшей соперничать со школой земской. "Заметки о сельских школах", публикуемые им в "Русском вестнике", "Руси", "Церковных ведомостях", способствовали развитию национальной педагогики.
С. А. Рачинский о сельской школе: "Наши сельские школы находятся под четверным контролем: дирекций народных училищ, епархиального начальства (через благочинных и особо назначаемых надзирателей), училищных советов и местной полиции. Кажется, на недостаток направляющих и контролирующих сил жаловаться нечего. Но чем же на деле выражается вся эта роскошь надзора и контроля?"
В то время Рачинский пришел к выводу, что "первая из практических потребностей русского народа... есть общение с Божеством"; "не к театру тянется крестьянин в поисках искусства, а к церкви, не к газете, а к Божественной книге".
О чиновниках: "Все зимнее время этих почтенных чиновников поглощено составлением многосложных отчетов (за гражданский год), а летом, как известно, все школы закрыты. Этот порядок вещей, с одной стороны, не дает инспекторам физической возможности посетить те сотни школ, разбросанных на сотни верст, которые состоят в их ведении, с другой - ведет к составлению отчетов из неверных цифр (ибо по каждой школе числятся и ученики, окончившие курс весною и поступившие осенью)".
Рачинский считал, что, если человек научится читать по-церковнославянски, ему будут понятны и Данте, и Шекспир, а кто освоит древние церковные "роспевы", тот без труда поймет Бетховена и Баха. Его отец построил церковноприходскую школу для крестьянских детей в 1861 г. с общежитием. Рачинский возвращается в свое имение, чтобы преподавать в школе. О школе вне уроков: "Девять десятых из учеников наших сельских школ не ходят в школу, а живут в ней. Все живущие в деревнях более отдаленных приходят на целую неделю, с запасом хлеба, целый день сидят в школе или толкутся около нее".
Ответ на задачу: 2.
Клочко Полина, редактор "Журнала руководителя управления образованием"
Новые публикации: |
Популярные у читателей: |
Новинки из других стран: |
Контакты редакции | |
О проекте · Новости · Реклама |
Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту) Сохраняя наследие России |