Прикреплённые файлы
1052 дней(я) назад
Учет затрат, калькулирование и бюджетирование в производственной сфере (2013)



Постоянный адрес файла на сервере Либмонстра:

Постоянный адрес документа (прямая ссылка на файл):

https://libmonster.ru/m/articles/download/16811/4665

Дата загрузки ИЛИ последнего изменения файла:

12.05.2021

Готовая обратная ссылка на данную страницу для научной работы (для цитирования):

Учет затрат, калькулирование и бюджетирование в производственной сфере (2013) // Москва: Либмонстр Россия (LIBMONSTER.RU). Дата обновления: 12.05.2021 . URL: https://libmonster.ru/m/articles/download/16811/4665 (дата обращения: 29.03.2024 )

Вирусов нет! Проверено Либмонстром
© https://libmonster.ru
Libmonster ID: RU-16811

Глава 2. ОСНОВЫ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
И УЧЕТА ЗАТРАТ

2.1. Понятие и классификация хозяйственных операций

В предыдущей главе мы рассмотрели основы системного представления о предприятии, сферы хозяйственной деятельности, основные бизнес-процессы и соответствующие им хозяйственные операции. В этой главе детально рассмотрим хозяйственную деятельность и учет затрат. Задача данной главы – научить студентов понимать и трансформировать происходящие на предприятиях бизнес-процессы в хозяйственные операции и бухгалтерские записи. Кроме того, студенты должны четко понимать экономическую сущность каждой операции, знать, каким документом она оформляется, и что происходит с активами и обязательствами предприятия в конкретном процессе.

Не все бизнес-процессы, происходящие на предприятии, являются хозяйственными операциями (ХО). ХО – это только те бизнес-процессы, которые связаны с количественными и качественными изменениями объектов учета (имущества и обязательств). Количественные изменения – приток и отток объектов учета. Качественные изменения – перемещение в пространстве, видоизменение объектов учета.

Примерами ХО являются:

  • передача материалов со склада в производство – это ХО перемещения сырья в пространстве, из склада в цех, под присмотром ответственных лиц;
  • поступление на склад готовой продукции – это ХО перемещения актива (готовой продукции) из цеха на склад, от мастера к кладовщику.

Не являются ХО:

  • прием работника на работу, так как здесь отсутствует факт изменения активов и обязательств. Только после передачи в бухгалтерию табеля использования рабочего времени бухгалтер производит ХО – начисление заработной платы, здесь возникает обязательство предприятия заплатить работнику за его труд в течение месяца;
  • заключение договора на поставку сырья от поставщика тоже не является ХО. Но если, например, в договоре предусмотрено возникновение с конкретной даты обязательства контрагентов, тогда договор становится основанием будущей ХО. Для учета важны не бизнес-процессы вообще, а именно ХО.

Рассмотрим элементы ХО:

  1. Объект операции – активы и обязательства предприятия.
  2. Субъекты операции (обычно два материально ответственных лица – первое передает, второе получает объект).
  3. Документ – содержит информацию об объекте, о субъектах, дату, место операции и т. д. (далее рассмотрен подробно).

Все ХО, в зависимости от места их совершения, бывают внешними и внутренними.

Внешние ХО – операции с внешней средой (поступление сырья от поставщика, реализация готовой продукции покупателю, расчеты с контрагентами и т. д.). Здесь субъектами ХО являются предприятия в лице ответственных лиц, уполномоченных на совершение операции.

Внутренние ХО – обычно операции по движению активов, в процессе производства. Здесь субъектами ХО являются ответственные лица предприятия.

В зависимости от цели ХО выделяют: расчетные (изменения обязательств), материальные (складские, производственные) и другие операции.

Расчетные ХО – финансовые операции, обеспечивающие производственный процесс (приложение Г). Основной финансовый поток условно начинается с оплаты поставщикам материально-производственных запасов (МПЗ) и заканчивается поступлением денег от покупателей. Все расчетные операции являются внешними, так как в них участвуют внешние контрагенты. Условно будем считать работников предприятия внешними контрагентами.

Материальные ХО – операции поступления, движения и выбытия МПЗ, инструментов и внеоборотных активов. В приложении Г представлен основной материальный поток. Он начинается поступлением сырья и материалов, а заканчивается выбытием готовой продукции.

ХО внутри бухгалтерии. Некоторые ХО как бы скрыты от посторонних глаз, так как не имеют явного движения. Например, начисление амортизации, заработной платы и страховых взносов во внебюджетные фонды, распределение косвенных (административных) затрат по объектам учета, расчет и начисление оценочных обязательств – все эти операции делаются один раз в месяц и относятся к материальным ХО, так как изменяют количественный или качественный состав активов и обязательств.

Некоторые операции нужно рассматривать как нехозяйственные. Это такие операции, которые не связаны с активами и обязательствами предприятия. Примером подобной операций может быть удержание алиментов с работника по решению суда или перечисление денег в счет погашения кредита  по заявлению конкретного работника.

2.2. Правила формирования бухгалтерской проводки
и структура бухгалтерского счета

Сведения (информация) о каждой хозяйственной операции содержатся в первичном учетном документе (ПУД). Это может быть накладная, счет-фактура и т. д. ПУД – источник всех сведений для совершения бухгалтерских проводок. ПУД содержит большой объем информации:

  • дату совершения операции;
  • номер документа;
  • объект учета (актив, обязательство) – основание для присвоения счетов учета;
  • величины учета (единицы измерения, количество, цена, сумма
    и т. д.) – аналитическая часть информации;
  • субъекты учета – физические, материально-ответственные лица, участвующие в операции;
  • основание операции (договор);
  • географию события (место выбытия и место прибытия объекта учета – для учета активов) и т. д.

Для фиксации ХО в учетных регистрах информацию о ней необходимо представить в виде бухгалтерской записи (проводки). Структура проводки основана на принципе двойной записи: величина (сумма) операции отражается одновременно на двух счетах, в одном счете –
по дебету, в другом счете – по кредиту, и эти счета называют корреспондирующими.

Структура синтетической бухгалтерской записи:

  • дата, номер документа; (в учебных целях часто опускается);
  • счет дебета;
  • счет кредита;
  • величина (бухгалтеры говорят «сумма»);
  • содержание операции (применяется только в учебных целях)
    и т. д. Информация для бухгалтерской записи берется из ПУД.

Для одного документа может быть сделано несколько проводок. Учетные термины «провести», «вести учет» значат записать проводку в регистрах учета или ввести в бухгалтерскую программу при автоматизированном учете.

Бухгалтерский счет (регистр) – это объект (инструмент) учета для регистрации и накопления информации об изменениях имущества и обязательств организации в процессе совершения ХО. К сожалению, в российском нормативном поле отсутствует определение понятий «бухгалтерский счет» или «регистр бухгалтерского учета». В статье 10 федерального закона № 402-ФЗ от 6 декабря 2011 г. «О бухгалтерском учете» изложены требования к регистрам бухгалтерского учета. Каждому счету соответствует регистр учета. Отличие регистров от бухгалтерских счетов заключается в том, что счет – более абстрактное понятие, чем регистр, который имеет вещественную форму в виде журнала-ордера. Регистры составляются на бумажном носителе и (или) в виде электронного документа, подписанного электронной подписью
(п. 6 статьи 10 федерального закона № 402-ФЗ). Далее термин счет
и бухгалтерский счет применяются как синонимы.

Каждый счет (рис. 2.1) имеет идентификаторы – номер и наименование, он разделен на две части, левая – дебет, правая – кредит. На счетах накапливается и хранится информации о движении и состоянии конкретных активов и обязательств, сгруппированных в соответствии с требованиями Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций (утверждена приказом Минфина РФ от 31 октября 2000 г. № 94н). Например, счет 50 «Касса» предназначен для ведения учета наличных денег предприятия, счет 51 «Расчетный счет» предназначен для учета безналичных денег, находящихся на расчетных счетах (рис. 2.2). Счет 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» предназначен для учета расчетов с персоналом.

 

Номер счета, наименование счета

К/с

Дебет

Кредит

 

Остаток на начало периода

 

№ корр./счета

Проводки за период по дебету

 

№ корр./счета

 

Проводки за период по кредиту

 

Дебетовый оборот за период

Кредитовый оборот за период

 

Остаток на конец периода

 

Рис. 2.1. Структура бухгалтерского счета

 

Остаток на начало и конец периода предназначены для переноса информации из регистров учета предыдущего месяца в регистры учета текущего месяца, то есть показывает состояние объекта учета на конкретную дату. В автоматизированной системе учета можно сформировать отчет за любой отрезок времени. Остаток может быть дебетовым, кредитовым или развернутым (одновременно и дебетовым и кредитовым).

Бухгалтерские счета бывают активные и пассивные. Активные счета предназначены для учета «вещественных» объектов – материалов, основных средств, денег и т. д. Остаток на таких счетах записывается слева, в дебетовой части счета. Пассивные счета предназначены для учета обязательств и имеют остаток в кредитовой части (справа). Счета, на которых ведутся расчеты, могу иметь остаток и в дебетовой, и в кредитовой части счета.

Указанная структура бухгалтерского счета содержит всю необходимую учетную информацию за отчетный период, на основании которой формируется отчетность предприятия.

2.3. Процедура разноски и расчет остатков на бухгалтерских счетах

Разноска – фиксация бухгалтерской записи (проводки) на двух бухгалтерских счетах (регистрах), в первом – по дебету, во втором –
по кредиту. При автоматизированном учете разноска происходит внутри программы, и в сформированных отчетах мы видим ее результат. В процессе обучения студенты должны самостоятельно разносить информацию из ПУД по счетам в соответствии с принципом двойной записи и рассчитывать остатки на конец периода.

Рассмотрим конкретную бухгалтерскую проводку в табл. 2.1.

Таблица 2.1

Бухгалтерская запись (проводка)

№ п.п.

Дебет счета

Кредит счета

Сумма
(величина)
в рублях

Дата
проводки *

Содержание хозяйственной операции

1

50

51

60 000.00

05/05/2011

Получены из банка в кассу наличные деньги на выплату зарплаты

 

* В учебной литературе дата проводки часто не указывается.

 

В данной проводке оба счета – активные. Предположим, что в банке имелся остаток на начало периода на счете именно 60 000 руб., тогда разноска по счетам учета будет выглядеть так, как представлено на рис. 2.2  (серая полоса).

 

50 счет «Касса»

 

51 счет «Расчетный счет»

К/с

Дебет

Кредит

 

К/с

Дебет

Кредит

 

--

 

 

 

60 000.00

 

 

 

 

 

 

 

 

51

60 000.00

 

 

50

 

60 000.00

 

 

 

 

 

 

 

 

60 000.00

--

 

 

--

60 000.00

 

60 000.00

 

 

 

--

 

Рис. 2.2. Разноска ХО по счетам учета

 

ПУД может содержать аналитические данные, учитываемые на разных счетах учета. Например, одновременно могут поступить от поставщика и МПЗ и основные средства, учитываемые на разных счетах учета. Тогда перед разноской ХО, бухгалтер должен сделать «таксировку» – разделить разные активы по группам учета. В итоге «таксировки» бухгалтером на ПУД делается отметка карандашом обо всех необходимых проводках (одной или нескольких). Порядок такой обработки – подготовки к вводу информации в программу зависит от программного обеспечения, особенности которого необходимо знать заранее.

После выполнения процедуры «разноски» по счетам необходимо сделать по каждому счету расчеты оборотов (итогов): дебетового и кредитового оборотов за период, а затем рассчитать остаток на конец периода по следующему простому правилу (только для активных и пассивных счетов):

для активного счета:

ОКП = ОНП + Дебет. оборот за период – Кредит. оборот за период;

для пассивного счета:

ОКП = ОНП + Кредит. оборот за период – Дебет. оборот за период,

где   ОКП – остаток на конец периода.

ОНП – остаток на начало периода.

Оборот за период – это сумма всех бухгалтерских проводок или по дебету, или по кредиту. В обороты за период остатки на начало периода не включаются.

Напомним, что на активных счетах остаток всегда отражается слева (по дебету), а на пассивных справа (по кредиту). На рис. 2.2 сделан расчет остатков по проводке из табл. 2.1. Обратите внимание, что на счете 51 «Расчетный счет» имеется остаток на начало периода – 60 000 руб.


© libmonster.ru

Постоянный адрес данной публикации:

https://libmonster.ru/m/articles/view/Учет-затрат-калькулирование-и-бюджетирование-в-производственной-сфере-2013

Похожие публикации: LРоссия LWorld Y G


Публикатор:

Сергей ШушпановКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: https://libmonster.ru/Shoosa

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

Шушпанов С.А., Учет затрат, калькулирование и бюджетирование в производственной сфере (2013) // Москва: Либмонстр Россия (LIBMONSTER.RU). Дата обновления: 12.05.2021. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/Учет-затрат-калькулирование-и-бюджетирование-в-производственной-сфере-2013 (дата обращения: 29.03.2024).

Автор(ы) публикации - Шушпанов С.А.:

Шушпанов С.А. → другие работы, поиск: Либмонстр - РоссияЛибмонстр - мирGoogleYandex

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Публикатор
Сергей Шушпанов
Владимир, Россия
216 просмотров рейтинг
12.05.2021 (1052 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
0 голос(а,ов)
Похожие статьи
В статье показана необходимость применения в теории бухгалтерского учета экономического смысла фактов хозяйственной жизни, доказана объективность и законность метода двойной записи, дано вербальное описания механизм движения стоимости с кредита в дебет корреспондирующих счетов, независимо от вида бухгалтерских счетов (активных, пассивных).
Каталог: Экономика 
1052 дней(я) назад · от Сергей Шушпанов
Теория бухгалтерского учета, в том виде как её знали бухгалтера в конце 19 века, предана забвению. Кризис теории бухгалтерии во всем мире обусловлен монополией балансовой теории во всех современных учебниках. «Модераторами» современной бухгалтерской методологии, как в Росси, так и во всем мире, замалчиваются положительные стороны юридической, экономической, меновой и других теорий бухгалтерии.
Каталог: Экономика 
1052 дней(я) назад · от Сергей Шушпанов
Двадцать лет реформирования бухгалтерии не решили её основных проблем. Главная причина глубокого кризиса теории бухгалтерии — доминирование в умах теоретиков положений балансовой теории, которая объясняет хозяйственную деятельность балансовой моделью и абстрактными формулами. В конце 19 века, возможно, этого было достаточно. Выход из кризиса может обеспечить возрождение забытой экономической теории бухгалтерии. Ключевые слова: бухгалтерский учет, двойная запись, бухгалтерский баланс, капитал.
Каталог: Экономика 
1052 дней(я) назад · от Сергей Шушпанов
Если вы - предсказуемый бухгалтер
Каталог: Экономика 
2515 дней(я) назад · от Alexander Klepatski

Новые публикации:

Популярные у читателей:

Новинки из других стран:

LIBMONSTER.RU - Цифровая библиотека России

Создайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Сохраните навсегда своё авторское Наследие в цифровом виде. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора.
Партнёры библиотеки
Учет затрат, калькулирование и бюджетирование в производственной сфере (2013)
 

Контакты редакции
Чат авторов: RU LIVE: Мы в соцсетях:

О проекте · Новости · Реклама

Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)
Сохраняя наследие России


LIBMONSTER NETWORK ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА

Россия Беларусь Украина Казахстан Молдова Таджикистан Эстония Россия-2 Беларусь-2
США-Великобритания Швеция Сербия

Создавайте и храните на Либмонстре свою авторскую коллекцию: статьи, книги, исследования. Либмонстр распространит Ваши труды по всему миру (через сеть филиалов, библиотеки-партнеры, поисковики, соцсети). Вы сможете делиться ссылкой на свой профиль с коллегами, учениками, читателями и другими заинтересованными лицами, чтобы ознакомить их со своим авторским наследием. После регистрации в Вашем распоряжении - более 100 инструментов для создания собственной авторской коллекции. Это бесплатно: так было, так есть и так будет всегда.

Скачать приложение для Android