Глава 2. ОСНОВЫ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
И УЧЕТА ЗАТРАТ
2.1. Понятие и классификация хозяйственных операций
В предыдущей главе мы рассмотрели основы системного представления о предприятии, сферы хозяйственной деятельности, основные бизнес-процессы и соответствующие им хозяйственные операции. В этой главе детально рассмотрим хозяйственную деятельность и учет затрат. Задача данной главы – научить студентов понимать и трансформировать происходящие на предприятиях бизнес-процессы в хозяйственные операции и бухгалтерские записи. Кроме того, студенты должны четко понимать экономическую сущность каждой операции, знать, каким документом она оформляется, и что происходит с активами и обязательствами предприятия в конкретном процессе.
Не все бизнес-процессы, происходящие на предприятии, являются хозяйственными операциями (ХО). ХО – это только те бизнес-процессы, которые связаны с количественными и качественными изменениями объектов учета (имущества и обязательств). Количественные изменения – приток и отток объектов учета. Качественные изменения – перемещение в пространстве, видоизменение объектов учета.
Примерами ХО являются:
Не являются ХО:
Рассмотрим элементы ХО:
Все ХО, в зависимости от места их совершения, бывают внешними и внутренними.
Внешние ХО – операции с внешней средой (поступление сырья от поставщика, реализация готовой продукции покупателю, расчеты с контрагентами и т. д.). Здесь субъектами ХО являются предприятия в лице ответственных лиц, уполномоченных на совершение операции.
Внутренние ХО – обычно операции по движению активов, в процессе производства. Здесь субъектами ХО являются ответственные лица предприятия.
В зависимости от цели ХО выделяют: расчетные (изменения обязательств), материальные (складские, производственные) и другие операции.
Расчетные ХО – финансовые операции, обеспечивающие производственный процесс (приложение Г). Основной финансовый поток условно начинается с оплаты поставщикам материально-производственных запасов (МПЗ) и заканчивается поступлением денег от покупателей. Все расчетные операции являются внешними, так как в них участвуют внешние контрагенты. Условно будем считать работников предприятия внешними контрагентами.
Материальные ХО – операции поступления, движения и выбытия МПЗ, инструментов и внеоборотных активов. В приложении Г представлен основной материальный поток. Он начинается поступлением сырья и материалов, а заканчивается выбытием готовой продукции.
ХО внутри бухгалтерии. Некоторые ХО как бы скрыты от посторонних глаз, так как не имеют явного движения. Например, начисление амортизации, заработной платы и страховых взносов во внебюджетные фонды, распределение косвенных (административных) затрат по объектам учета, расчет и начисление оценочных обязательств – все эти операции делаются один раз в месяц и относятся к материальным ХО, так как изменяют количественный или качественный состав активов и обязательств.
Некоторые операции нужно рассматривать как нехозяйственные. Это такие операции, которые не связаны с активами и обязательствами предприятия. Примером подобной операций может быть удержание алиментов с работника по решению суда или перечисление денег в счет погашения кредита по заявлению конкретного работника.
2.2. Правила формирования бухгалтерской проводки
и структура бухгалтерского счета
Сведения (информация) о каждой хозяйственной операции содержатся в первичном учетном документе (ПУД). Это может быть накладная, счет-фактура и т. д. ПУД – источник всех сведений для совершения бухгалтерских проводок. ПУД содержит большой объем информации:
Для фиксации ХО в учетных регистрах информацию о ней необходимо представить в виде бухгалтерской записи (проводки). Структура проводки основана на принципе двойной записи: величина (сумма) операции отражается одновременно на двух счетах, в одном счете –
по дебету, в другом счете – по кредиту, и эти счета называют корреспондирующими.
Структура синтетической бухгалтерской записи:
Для одного документа может быть сделано несколько проводок. Учетные термины «провести», «вести учет» значат записать проводку в регистрах учета или ввести в бухгалтерскую программу при автоматизированном учете.
Бухгалтерский счет (регистр) – это объект (инструмент) учета для регистрации и накопления информации об изменениях имущества и обязательств организации в процессе совершения ХО. К сожалению, в российском нормативном поле отсутствует определение понятий «бухгалтерский счет» или «регистр бухгалтерского учета». В статье 10 федерального закона № 402-ФЗ от 6 декабря 2011 г. «О бухгалтерском учете» изложены требования к регистрам бухгалтерского учета. Каждому счету соответствует регистр учета. Отличие регистров от бухгалтерских счетов заключается в том, что счет – более абстрактное понятие, чем регистр, который имеет вещественную форму в виде журнала-ордера. Регистры составляются на бумажном носителе и (или) в виде электронного документа, подписанного электронной подписью
(п. 6 статьи 10 федерального закона № 402-ФЗ). Далее термин счет
и бухгалтерский счет применяются как синонимы.
Каждый счет (рис. 2.1) имеет идентификаторы – номер и наименование, он разделен на две части, левая – дебет, правая – кредит. На счетах накапливается и хранится информации о движении и состоянии конкретных активов и обязательств, сгруппированных в соответствии с требованиями Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций (утверждена приказом Минфина РФ от 31 октября 2000 г. № 94н). Например, счет 50 «Касса» предназначен для ведения учета наличных денег предприятия, счет 51 «Расчетный счет» предназначен для учета безналичных денег, находящихся на расчетных счетах (рис. 2.2). Счет 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» предназначен для учета расчетов с персоналом.
Номер счета, наименование счета |
||
К/с |
Дебет |
Кредит |
|
Остаток на начало периода |
|
№ корр./счета |
Проводки за период по дебету |
|
№ корр./счета |
|
Проводки за период по кредиту |
|
Дебетовый оборот за период |
Кредитовый оборот за период |
|
Остаток на конец периода |
|
Рис. 2.1. Структура бухгалтерского счета
Остаток на начало и конец периода предназначены для переноса информации из регистров учета предыдущего месяца в регистры учета текущего месяца, то есть показывает состояние объекта учета на конкретную дату. В автоматизированной системе учета можно сформировать отчет за любой отрезок времени. Остаток может быть дебетовым, кредитовым или развернутым (одновременно и дебетовым и кредитовым).
Бухгалтерские счета бывают активные и пассивные. Активные счета предназначены для учета «вещественных» объектов – материалов, основных средств, денег и т. д. Остаток на таких счетах записывается слева, в дебетовой части счета. Пассивные счета предназначены для учета обязательств и имеют остаток в кредитовой части (справа). Счета, на которых ведутся расчеты, могу иметь остаток и в дебетовой, и в кредитовой части счета.
Указанная структура бухгалтерского счета содержит всю необходимую учетную информацию за отчетный период, на основании которой формируется отчетность предприятия.
2.3. Процедура разноски и расчет остатков на бухгалтерских счетах
Разноска – фиксация бухгалтерской записи (проводки) на двух бухгалтерских счетах (регистрах), в первом – по дебету, во втором –
по кредиту. При автоматизированном учете разноска происходит внутри программы, и в сформированных отчетах мы видим ее результат. В процессе обучения студенты должны самостоятельно разносить информацию из ПУД по счетам в соответствии с принципом двойной записи и рассчитывать остатки на конец периода.
Рассмотрим конкретную бухгалтерскую проводку в табл. 2.1.
Таблица 2.1
Бухгалтерская запись (проводка)
№ п.п. |
Дебет счета |
Кредит счета |
Сумма |
Дата |
Содержание хозяйственной операции |
1 |
50 |
51 |
60 000.00 |
05/05/2011 |
Получены из банка в кассу наличные деньги на выплату зарплаты |
* В учебной литературе дата проводки часто не указывается.
В данной проводке оба счета – активные. Предположим, что в банке имелся остаток на начало периода на счете именно 60 000 руб., тогда разноска по счетам учета будет выглядеть так, как представлено на рис. 2.2 (серая полоса).
50 счет «Касса» |
|
51 счет «Расчетный счет» |
||||
К/с |
Дебет |
Кредит |
|
К/с |
Дебет |
Кредит |
|
-- |
|
|
|
60 000.00 |
|
|
|
|
|
|
|
|
51 |
60 000.00 |
|
|
50 |
|
60 000.00 |
|
|
|
|
|
|
|
|
60 000.00 |
-- |
|
|
-- |
60 000.00 |
|
60 000.00 |
|
|
|
-- |
|
Рис. 2.2. Разноска ХО по счетам учета
ПУД может содержать аналитические данные, учитываемые на разных счетах учета. Например, одновременно могут поступить от поставщика и МПЗ и основные средства, учитываемые на разных счетах учета. Тогда перед разноской ХО, бухгалтер должен сделать «таксировку» – разделить разные активы по группам учета. В итоге «таксировки» бухгалтером на ПУД делается отметка карандашом обо всех необходимых проводках (одной или нескольких). Порядок такой обработки – подготовки к вводу информации в программу зависит от программного обеспечения, особенности которого необходимо знать заранее.
После выполнения процедуры «разноски» по счетам необходимо сделать по каждому счету расчеты оборотов (итогов): дебетового и кредитового оборотов за период, а затем рассчитать остаток на конец периода по следующему простому правилу (только для активных и пассивных счетов):
– для активного счета:
ОКП = ОНП + Дебет. оборот за период – Кредит. оборот за период;
– для пассивного счета:
ОКП = ОНП + Кредит. оборот за период – Дебет. оборот за период,
где ОКП – остаток на конец периода.
ОНП – остаток на начало периода.
Оборот за период – это сумма всех бухгалтерских проводок или по дебету, или по кредиту. В обороты за период остатки на начало периода не включаются.
Напомним, что на активных счетах остаток всегда отражается слева (по дебету), а на пассивных справа (по кредиту). На рис. 2.2 сделан расчет остатков по проводке из табл. 2.1. Обратите внимание, что на счете 51 «Расчетный счет» имеется остаток на начало периода – 60 000 руб.
Новые публикации: |
Популярные у читателей: |
Новинки из других стран: |
Контакты редакции | |
О проекте · Новости · Реклама |
Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту) Сохраняя наследие России |