Иллюстрации:
Libmonster ID: RU-17863
Автор(ы) публикации: И. А. СУХАРЬКОВ

На нескольких тысячах островов Филиппинского архипелага, расположенного в Южно- Китайском море, живет талантливый и самобытный народ, имеющий богатую историю. В его состав входят десятки больших и малых народностей; к наиболее многочисленным относятся тагалы, висайя, илоканы, пангасинан, пампанган, ифугао и игорот. Официальным языком является тагальский; довольно широко распространены также испанский и английский, вошедшие здесь в употребление в колониальные времена. Филиппинцам не раз приходилось браться за оружие, чтобы отстоять свою независимость. В начале XVI в. испанцы положили начало иноземному владычеству на Филиппинах. Однако испанским колонизаторам долго не удавалось закрепиться здесь. Они направили на Молуккские и Филиппинские острова ряд завоевательных экспедиций, но первоначально ни одна из них не достигла своей цели. Наконец, в 1564 г. туда отправилась новая экспедиция во главе с Лопесом Мигуэлем Легаспи, которому было прямо поручено покорить население архипелага и обратить его в христианство. К тому времени архипелаг был уже назван Филиппинами (в честь короля Испании Филиппа II). С помощью религиозного воздействия и военной силы Легаспи сумел утвердить испанское господство на южных островах архипелага. Этого он добился вследствие межостровной разобщенности и вражды между отдельными племенами и княжествами. К концу XVI в. Испании удалось подчинить себе центр архипелага.

Установление иноземного владычества привело к укреплению на Филиппинах феодальной системы землевладения. Легаспи, действуя согласно королевским инструкциям, раздавал испанским солдатам энкомьенды (земельные пожалования). Крестьяне, оказавшиеся на территории энкомьенд, должны были платить подати и испанскому королю и своим владельцам. Во главе экспедиционных отрядов, отправлявшихся на завоевание островов, часто стояли иезуиты, которые прибирали к рукам плодородные земли. Филиппинские крестьяне постепенно превратились в бесправных арендаторов, отдававших феодалам большую часть урожая и бесплатно работавших на постройке христианских церквей. Монашеские ордена со временем превратились здесь в главных носителей колониального гнета.

Со второй половины XIX в. на Филиппинах нарастает волна протеста против испанского засилья. Борьба филиппинцев за национальное освобождение выдвигает среди других ее лидеров страстного гуманиста и разностороннего ученого Хосе Рисаля, который оставил яркий след не только в истории филиппинского народа, но и в мировой истории. Недаром филиппинцы и поныне называют Рисаля "творцом нации", а день его казни - 30 декабря - ежегодно отмечается на Филиппинах как "день Рисаля". Одаренность этого человека изумляет. Трехлетним ребенком он освоил азбуку; восьми лет написал драму, которая была поставлена на сцене; в пятнадцать лет Хосе - сложившийся поэт; в восемнадцать он получает первую премию на национальном поэтическом конкурсе за оду "К филиппинской молодежи". Он был также скульптором и живописцем. Историки, по- видимому, еще не раз будут обращаться к изучению жизни и творчества этого талантливого сына Филиппин, ставшего позднее разносторонним ученым (Рисаль был историком, этнографом, лингвистом, естествоиспытателем и медиком). Он владел 21 языком (тагальским, илокано, висайским, субанун, малайским, китайским, японским, испанским, каталонским, итальянским, португальским, голландским, арабским, древнееврейским, шведским, древнегреческим, латинским, французским, немецким, английским, русским) и легко читал в подлинниках произведения многих зарубежных авторов, в том числе русских классиков.

Деятельность Рисаля развернулась во второй половине XIX в., когда близился к концу раздел мира между колониальными державами. Полуфеодальная Испания отнюдь не собиралась отдавать свои колонии без боя. Когда в 1868 г. испанский народ опрокинул монархию и сверг королеву Изабеллу, он учредил временное правительство республики, которое под давлением народных масс взяло на себя обязательство провести либеральные реформы как в самой Испании, так и в ее заморских колониях, в частности на Филиппинах. Впервые за трехсотлетнюю историю испанского колониального господства на этих островах был введен принцип равенства испанцев и "индио" (так испанцы называли туземцев). Развернулся процесс роста национального самосо-

стр. 205

знания как среди медленно нарождавшейся филиппинской буржуазии, так и среди других слоев филиппинского народа. Однако республиканское правительство Испании прекратило свое существование через два года, когда испанские кортесы пригласили на трон Амадео Савойского. Это немедленно сказалось на внутриполитической жизни и Филиппин. Период либерализации сменился режимом жестокого преследования всякого свободомыслия. Но рост самосознания филиппинского народа уже невозможно было остановить. В этом немалая заслуга принадлежит Хосе Рисалю - страстному борцу за национальную независимость и свободу филиппинского народа.

Родился Хосе Рисаль в 1861 г. в городе Каламба, провинции Лагуна. Его отец был землевладельцем, а также арендовал землю у доминиканского ордена, после чего сдавал землю в наем испольщикам, обеспечивавшим существование большой семьи Рисалей, в которой Хосе был седьмым ребенком. Отец семьи сумел дать всем детям образование. А мать Рисаля, знавшая испанский язык и литературу и сама писавшая стихи, способствовала пробуждению природных способностей Хосе. Еще будучи ребенком, Хосе убедился на примере своей семьи, насколько бесправно положение даже относительно привилегированных слоев коренного филиппинского населения. В автобиографических заметках он писал, как была оклеветана и арестована по нелепому доносу его мать, вынужденная по милости колониального испанского "правосудия" свыше двух лет претерпевать ужасы тюремного заключения. А в годы юности сам Рисаль нередко испытывал со стороны колонизаторов различные издевательства, а то и побои из-за своего происхождения. Он окончил иезуитскую коллегию и учился в Манильском университете, но был вынужден эмигрировать из родной страны и продолжил свое образование на медицинском и философском факультетах Мадридского университета. 22-х лет Рисаль окончил университет, получив степень бакалавра медицины, а через год сдал выпускные экзамены по философии и литературе, и ему была присвоена ученая степень с оценкой "превосходно". Ученая степень доктора медицины была получена им три года спустя1 .

Рисаль хотел познакомиться поближе с жизнью европейских стран. В Гейдельбергском университете он изучал психологию, в Берлине работал под руководством известного биолога и химика Р. Вирхова, изучая расовый вопрос. Его научные изыскания были далеки от сухого академического накопления фактов. Рисаль преследовал другую цель - опровергнуть теорию "высших и низших рас", при помощи которой европейские колонизаторы не раз стремились оправдать и закрепить подчиненное положение колониальных народов. Еще в студенческие годы у Рисаля созрело твердое убеждение, что между испанцами и филиппинцами не существует никакой "естественной" расовой разницы, что все народы равны. Наблюдения над товарищами по школе привели его к мысли о большой одаренности представителей его угнетенного народа. Еще на родине он видел бесправие своих соотечественников, всевластие колонизаторов и монашеских орденов. Этими мыслями Рисаль делился со своими европейскими друзьями, особенно с видным этнографом, венским профессором Ф. Блюментриттом, знатоком истории и быта малайских народов. Рисаль вступил с ним в переписку, не будучи еще лично знаком. Их тесная дружба прервалась лишь со смертью Рисаля2 .

Рисаль критически изучает труды по этнографии. Он старается глубже вникнуть в жизнь европейских народов, присматривается к их быту. С этой целью он посещает экономически наиболее отдаленные сельскохозяйственные районы Германии и Франции, а впоследствии и Швейцарии, сравнивает их со знакомыми ему условиями филип-


1 Биографическая литература о Хосе Рисале на испанском и английском языках довольно обширна. Выдающиеся литературные произведения Рисаля "Не прикасайся ко мне" и "Мятеж" выдержали ряд изданий в Европе, США и на Филиппинах. Они переведены и на русский язык. Большой материал, касающийся Рисаля, собран испанским исследователем Ретанья (W. Retana. Vita e escrite de Jose Rizal. Madrid. 1912). Интересна биографическая работа C. E. Russel, E. D. Rodriguez. The Hero of the Philippines. N. Y. 1923. На русском языке биографию Рисаля см.: А. Губер, О. Рыковская. Хосе Рисаль. М. 1937. К 100-летию со дня рождения Рисаля был подготовлен сборник его публицистических работ и избранных писем: Х. Рисаль. Избранное. М. 1961.

2 Переписку Х. Рисаля с Блюментриттом см.: Х. Рисаль. Указ. соч., стр. 157 - 225.

стр. 206

пинской деревни. Молодой ученый выступает с критикой "расовой теории", доказывая, что разница в развитии отдельных народов определяется не физиологическими признаками, а в первую очередь их историческим прошлым, социально-экономическими условиями их жизни. В письмах к Блюментритту Рисаль подкрепляет свои положения историческими примерами, указывает, что представления римлян о древних германцах были не выше, чем суждения современных ему испанцев о тагалах - коренных жителях Филиппин. Рисаль, проповедуя антирасовые теории, стремился пробудить в народе чувство национальной гордости, поднять его на борьбу за освобождение.

Рисаль занимается историческими изысканиями. В историческом прошлом филиппинцев Рисаль ищет средства, чтобы вооружить своих современников. Он решает переиздать сравнительно объективно написанную в 1607 г. работу о филиппинцах Антонио де Морга. В ней рассказывалось о существовавшей к приходу испанцев национальной письменности и культуре, развитой торговле с Китаем и Индией, о жизни независимых филиппинских племен и княжеств.

Рисаль рассчитывал, что переиздание книги де Морга не будет запрещено на родине и она сослужит службу филиппинцам, напомнит им о том, что в течение трех веков иноземные завоеватели старательно вытравливали из памяти народа. Однако книга давно стала библиографической редкостью. Один ее экземпляр хранился в Британском музее в Лондоне, куда Рисаль и отправился. Работая над переизданием книги де Морга, он внимательно знакомится с историей своей страны. Результатом этого труда явились не только комментарии к переизданной книге де Морга, но и брошюра, в которой Рисаль бичует праздность и пороки испанских завоевателей, описывает тяжкие последствия колониальной эксплуатации, убивающей творческие силы и инициативу филиппинского народа, противопоставляя всему этому положение своей родины до завоевания ее Испанией.

Но не только примерами из истории родной страны будит Рисаль национальное сознание филиппинцев. Ему хочется ознакомить свой народ и с героическими эпизодами борьбы других стран за свое национальное освобождение, и он переводит на тагальский язык "Вильгельма Телля" Шиллера.

Мировоззрение Рисаля как борца за национальное возрождение своего народа сложилось во второй половине 70-х годов XIX в., как раз в значительной степени под влиянием прогрессивных идей того времени, В 1879 г. восемнадцатилетний Рисаль пишет стихи "К филиппинской молодежи", которые были обращены к "величавому гению нашей страны" и содержали призывы к молодому поколению Филиппин бороться за светлое будущее родины. Эти стихи были с восторгом восприняты прогрессивной филиппинской интеллигенцией. Популярность Рисаля быстро растет. Правда, Рисаль был типичным представителем только еще зарождавшегося тогда буржуазного национального движения на Филиппинах и оставался в убеждении, что избавить филиппинский народ от нищеты и бесправия возможно лишь с помощью просвещения и демократических реформ, причем не порывая с Испанией. Наиболее отчетливо эта идея высказана в его знаменитых романах "Не прикасайся ко мне" и "Мятеж", появившихся соответственно в 1887 и 1891 годах. Оба романа чрезвычайно важны для понимания эволюции мировоззрения Рисаля. Посвящая роман "Не прикасайся ко мне" своей родине, Хосе Рисаль писал: "В истории человеческих болезней говорится о злокачественной язве, самое легкое прикосновение к которой причиняет невыносимые страдания. Когда я призывал тебя, желая в условиях современной цивилизации, чтобы ты сопровождала меня в своих мечтах или чтобы сравнить тебя с другими странами, твой любимый образ представал предо мной, разъедаемый злокачественной же, но социальной язвой. В поисках твоего спасения, которое является и нашим несчастьем, я поступаю как древние, которые клали своих больных на пороге храма, чтобы каждый молящийся мог предложить свой способ лечения. Я постараюсь изобразить твое состояние правдиво и беспристрастно. Я приподниму завесу, скрывающую твою болезнь, жертвуя истине всем, даже собственным тщеславием, потому что сознаю: в качестве твоего сына я также страдаю от твоей слабости и твоих недостатков"3 .

Вся сила и прелесть романа - в красочном и тонком изображении бесконечно разнообразных оттенков филиппинской действительности, в образном, ироническом языке


3 Цит. по: А. Губер, О. Рыковская. Указ. соч., стр. 88 - 89.

стр. 207

автора. Общая направленность романов Рисаля - антиколониальная и антиклерикальная, против испанских поработителей, монашеских орденов и монахов, приносящих тяжкие бедствия филиппинскому народу. В романах преобладали реформистские концепции автора, но они тоже представали в развитии. Если в первой части главный герой Ибарра, в характеристике которого было много автобиографических черт, довольно отчетливо отражает взгляды автора и его веру в возможность изменить судьбу филиппинского народа путем развития образования и культуры, то во второй части книги Ибарра в результате личных столкновений с колонизаторами становится на путь организации заговора и мятежа против ненавистных народу испанских правителей и монахов. Однако конечное поражение героя, узкий круг заговорщиков и как бы предопределенная обреченность восстания отражали стремление Рисаля избегать революционных форм борьбы, его веру в реформистские пути преобразования общества.

Нелегально доставленные на Филиппины, романы Рисаля стали ходить по рукам и сыграли громадную роль в пробуждении национального самосознания филиппинцев. По свидетельству современников, люди готовы были пройти несколько десятков километров, чтобы прочитать романы или хотя бы прослушать переведенные на родные наречия отрывки из книг. Конечно, распространение романов было весьма рискованным делом. Колониальные власти, духовные и светские, всегда внимательно следили за настроениями филиппинцев. Обнаруженные вскоре правительственными шпионами романы произвели на колониальные власти впечатление разорвавшейся бомбы. Цензурный комитет, состоявший из трех лиц, назначенных генерал-губернатором, и трех ставленников архиепископа, обрушился на "святотатственные" сочинения, потребовал их изъятия и публичного сожжения. Рисаль был обвинен в нападках на государственную религию, испанскую администрацию, гражданскую гвардию, на "единую и неделимую Испанию". Но все это только усиливало интерес к книгам Рисаля, окружало их автора героическим ореолом.

Книги Рисаля стали предметом оживленных обсуждений в кругах филиппинской буржуазии. Они завоевали Рисалю сотни сторонников среди прогрессивной и либеральной части филиппинского общества, которая с помощью этих произведений еще яснее осознала весь ужас окружавшей ее колониальной действительности. Вместе с тем благодаря своим романам Рисаль нажил и много врагов. Не говоря уже о развратных и алчных монахах, выведенных в романах с сарказмом и ненавистью, о косных представителях колониального чиновничества, Рисаль вызвал на себя огонь со стороны наиболее консервативной части филиппинцев и метисов, ибо он не щадил и недостатков своего народа и, скорбя о невежестве и суеверии народных масс, одновременно бичевал разбогатевших за счет трудящихся откупщиков-филиппинцев, ненасытных ростовщиков, презиравших свой народ, и продавшихся колонизаторам выскочек. Обличительные и гневные страницы его романов объективно звали на борьбу за свободу, пробуждали не только национальное самосознание народных масс, но к призывали к революционным действиям. Современники Рисаля видели в нем революционного вождя, бунтаря, "флибустьера". Романы и статьи Рисаля, несмотря на внутренние противоречия в мировоззрении автора, воспринимались как призыв к борьбе, к насильственному свержению колониального рабства.

После десятилетнего пребывания в Европе Х. Рисаль в 1892 г. вернулся на родину. Он воочию убедился, насколько возросло национальное сознание филиппинцев. Утрачивая веру в Испанию, Рисаль приходит к убеждению, что его соотечественникам необходимо самим объединиться. Вскоре им была создана "Филиппинская Лига". Среди 18 человек, участвовавших в учреждении Лиги, не менее половины были видными членами масонских организаций, остальные принадлежали к буржуазно-интеллигентским кругам. Однако в этой организации наряду с представителями буржуазной и помещичьей верхушки филиппинского общества имелись также представители мелкобуржуазной разночинной интеллигенции и народных низов. Всех их связывало общее стремление к национальному объединению Филиппин, хотя они по-разному представляли себе путь к достижению этой цели. Руководящую роль в Лиге играли выходцы из среды буржуазной интеллигенции. Они рассчитывали добиться реформ при помощи объединения зажиточных и образованных слоев филиппинского общества. Хосе Рисаль на первый план выдвигал сплочение и просвещение народа, воспитание

стр. 208

сознательных патриотов и развернул активную политическую деятельность по объединению филиппинцев. Число членов Лиги росло. Однако менее чем через месяц Рисаль был арестован и выслан в Дапитан - отдаленный городок на северо-восточном побережье о-ва Минданао. Эта ссылка не только прервала, но фактически положила конец активной политической деятельности Рисаля, который отказался от попыток вести нелегальную революционную деятельность.

Находясь в изгнании, Рисаль занялся этнографическими исследованиями. Он изучал обычаи филиппинского народа, его самобытную культуру, неутомимо обучал грамоте местное население, старался привить отсталому крестьянству новые, более совершенные сельскохозяйственные навыки. Рисаль собирал этнографические коллекции для музеев и институтов, вел обширную переписку с крупнейшими учеными.

Ореол изгнанника увеличивал популярность Рисаля. Его имя становилось в глазах филиппинского народа знаменем борьбы за национальное объединение и освобождение. Под обаянием его авторитета находилась не только большая часть буржуазно-помещичьей интеллигенции, но и революционные мелкобуржуазные разночинцы и представители бедноты. В Лиге наметились довольно отчетливо две линии в развитии национального движения. Если буржуазия и либеральные помещики видели в этой организации лишь орудие для проведения реформ, то революционная мелкая буржуазия и выходцы из народа искали в Лиге средство объединения широких народных масс для борьбы за лучшее будущее. Выразителем идей стихийной революционной народной борьбы стал в Лиге Андрее Бонифасио. В то время, как филиппинская буржуазия усматривала единственную движущую силу прогресса в "состоятельных" и "интеллигентных классах" и уповала на реформы, Бонифасио видел путь решения национальных задач в революционной вооруженной борьбе против колонизаторов.

Бонифасчо создал новую организацию - "Катипунан", обращавшуюся непосредственно к народным массам и воплощавшую революционно-демократические чаяния трудящихся, интересы которых были близки ему, выходцу из беднейших слоев филиппинского народа. Именно Боккфасио было суждено стать вождем революции 1896 - 1898 гг. на Филиппинах против испанского колониального господства. Вскоре после начала революции испанские колониальные власти расстреляли в 1896 г. Хосе Рисаля. Но это привело лишь к быстрому росту числа восставших, что, в конечном счете, предопределило крах испанского колониального владычества на Филиппинах.

При всей неповторимости своей богатой индивидуальности и разносторонних талантов Рисаль был представителем своего класса в определенный исторический период. Его политические взгляды формировались под влиянием идей реформизма. Однако Рисаль, как большой и наблюдательный художник, отразил глубинные процессы в современном ему обществе и своей острой, разоблачающей критикой установленных колонизаторами порядков, проповедью антирасового мировоззрения, борьбой за пробуждение национального самосознания активно способствовал успеху движения филиппинского народа за национальное освобождение.


© libmonster.ru

Постоянный адрес данной публикации:

https://libmonster.ru/m/articles/view/ФИЛИППИНСКИЙ-НАЦИОНАЛЬНЫЙ-ГЕРОЙ-ХОСЕ-РИСАЛЬ

Похожие публикации: LРоссия LWorld Y G


Публикатор:

Россия ОнлайнКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: https://libmonster.ru/Libmonster

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

И. А. СУХАРЬКОВ, ФИЛИППИНСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ГЕРОЙ ХОСЕ РИСАЛЬ // Москва: Либмонстр Россия (LIBMONSTER.RU). Дата обновления: 21.09.2022. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/ФИЛИППИНСКИЙ-НАЦИОНАЛЬНЫЙ-ГЕРОЙ-ХОСЕ-РИСАЛЬ (дата обращения: 19.04.2024).

Найденный поисковым роботом источник:


Автор(ы) публикации - И. А. СУХАРЬКОВ:

И. А. СУХАРЬКОВ → другие работы, поиск: Либмонстр - РоссияЛибмонстр - мирGoogleYandex

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Похожие темы
Публикатор
Россия Онлайн
Москва, Россия
157 просмотров рейтинг
21.09.2022 (576 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
0 голос(а,ов)
Похожие статьи
КИТАЙСКИЙ КАПИТАЛ НА РЫНКАХ АФРИКИ
Каталог: Экономика 
12 часов(а) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ. РЕШЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ В УСЛОВИЯХ РЕФОРМ И КРИЗИСА
Каталог: Социология 
18 часов(а) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ: РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭМИГРАЦИОННОГО ПРОЦЕССА
Каталог: Экономика 
3 дней(я) назад · от Вадим Казаков
China. WOMEN'S EQUALITY AND THE ONE-CHILD POLICY
Каталог: Лайфстайл 
3 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ. ПРОБЛЕМЫ УРЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ
Каталог: Экономика 
3 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ: ПРОБЛЕМА МИРНОГО ВОССОЕДИНЕНИЯ ТАЙВАНЯ
Каталог: Политология 
3 дней(я) назад · от Вадим Казаков
Стихи, пейзажная лирика, Карелия
Каталог: Разное 
5 дней(я) назад · от Денис Николайчиков
ВЬЕТНАМ И ЗАРУБЕЖНАЯ ДИАСПОРА
Каталог: Социология 
6 дней(я) назад · от Вадим Казаков
ВЬЕТНАМ, ОБЩАЯ ПАМЯТЬ
Каталог: Военное дело 
6 дней(я) назад · от Вадим Казаков
Женщина видит мир по-другому. И чтобы сделать это «по-другому»: образно, эмоционально, причастно лично к себе, на ощущениях – инструментом в социальном мире, ей нужны специальные знания и усилия. Необходимо выделить себя из процесса, описать себя на своем внутреннем языке, сперва этот язык в себе открыв, и создать себе систему перевода со своего языка на язык социума.
Каталог: Информатика 
7 дней(я) назад · от Виталий Петрович Ветров

Новые публикации:

Популярные у читателей:

Новинки из других стран:

LIBMONSTER.RU - Цифровая библиотека России

Создайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Сохраните навсегда своё авторское Наследие в цифровом виде. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора.
Партнёры библиотеки
ФИЛИППИНСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ГЕРОЙ ХОСЕ РИСАЛЬ
 

Контакты редакции
Чат авторов: RU LIVE: Мы в соцсетях:

О проекте · Новости · Реклама

Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)
Сохраняя наследие России


LIBMONSTER NETWORK ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА

Россия Беларусь Украина Казахстан Молдова Таджикистан Эстония Россия-2 Беларусь-2
США-Великобритания Швеция Сербия

Создавайте и храните на Либмонстре свою авторскую коллекцию: статьи, книги, исследования. Либмонстр распространит Ваши труды по всему миру (через сеть филиалов, библиотеки-партнеры, поисковики, соцсети). Вы сможете делиться ссылкой на свой профиль с коллегами, учениками, читателями и другими заинтересованными лицами, чтобы ознакомить их со своим авторским наследием. После регистрации в Вашем распоряжении - более 100 инструментов для создания собственной авторской коллекции. Это бесплатно: так было, так есть и так будет всегда.

Скачать приложение для Android