Вопросы введения или сохранения школьной формы стоят перед образовательными учреждениями долгое время на протяжении многих поколений. Причём форме, в том числе и школьной, часто придавалось идеологическое содержание.
Мода на школьную форму пришла в Россию из Англии в 1834 году. В Британии существует ряд школ ("Bluecout schools"), название которых произошло от названия оригинального причудливого костюма, носимого учениками. Форма была похожа на рясу: синее длинное пальто, бриджи до колен и желтые чулки.
Она появилась во времена правления Тюдоров и была введена для 40 бедных мальчиков в благотворительной школе при католической церкви Christ's Hospital School в 16 веке. Синий цвет был выбран для детей благотворительных школ потому, что синий был самым дешевым доступным красителем для одежды.
Экономичные материалы подразумевали скромный покорный статус ученика и соответственно избегались джентльменами и аристократами. Высокопривилегированные частные школы для мальчиков, как Итон, где обучались дети только из самых богатых семей Великобритании и принцы из королевской семьи, вводят иной костюм учащегося школы: широкий белый накрахмаленный воротник, жилетку и короткую черную куртку. Эта форма подчеркивала высокий статус учащегося.
Принятие в России в 1834 году закона, утвердившего отдельный вид гражданских мундиров (гимназических и студенческих), вводит форменную одежду для учащихся учебных заведений, соответствующую их чину и званию. Костюм гимназиста отличал подростка от тех детей, которые не учились или не могли позволить себе учиться. Форма гимназистов была сословным признаком (дети дворян, интеллигенции и крупных промышленников). Форму носили не только в гимназии, но и на улице, дома, во время торжеств и праздников. Она была предметом гордости.
Во всех учебных заведениях форма была военного фасона: неизменно фуражки, гимнастерки и шинели, которые отличались только цветом, кантами, пуговицами и эмблемами. Фуражки обычно были светло-синими стремя белыми кантами и с черным козырьком. Зимой к ней добавлялись наушники и капюшон цвета натуральной верблюжьей шерсти, отделанный серой тесьмой.
Обычно ученики носили суконную гимнастерку синего цвета с серебряными выпуклыми пуговицами, подпоясанную черным лакированным ремнем с серебряной пряжкой и черные брюки без канта. Имелась и выходная форма: темно-синий или темно-серый однобортный мундир с обшитым серебряным галуном воротником. Неизменным атрибутом гимназистов был ранец.
И с этого времени до 1917 года фасон формы менялся несколько раз (1855, 1868, 1896 и 1913 годах) соответственно веяниям моды. Но всё это время форма мальчиков колебалась на грани штатско-военного костюма.
В то же время началось развитие и женского образования. Поэтому потребовалась ученическая форма и для девочек. И в 1886 году появился первый наряд для учениц. Для посещения гимназии (в конце 19 века) было предусмотрено уставом три вида одежды.
Во-первых, "обязательная форма для ежедневного посещения", которая состояла из коричневого шерстяного платья и шерстяного фартука чёрного цвета. Устав требовал "содержать платье в чистоте, опрятно, не носить его дома, ежедневно разглаживать и следить за чистотой белого воротника".
Во-вторых, парадная форма. Она состояла из этого же платья, белого фартука и нарядного кружевного воротничка. В парадной форме гимназистки посещали театр, церковь по праздничным дням, в ней ходили на рождественские и новогодние вечера. Наконец, в-третьих, "никому не запрещалось иметь отдельное платье любой модели и покроя, если средства родителей позволяли такую роскошь".
Но цветовая гамма была разной у каждого учебного заведения и каждого возраста. Цвет ткани платьев у младших был темно-синим, для 12 - 14-летних - почти цвет морской волны, а у выпускниц - коричневый. А воспитанницам знаменитого Смольного института предписывалось ношение платьев других цветов, в зависимости от возраста воспитанниц. Для воспитанниц 6 - 9 лет - коричневый (кофейный), 9 - 12 лет - голубой, 12 - 15 лет - серый и 15 - 18 лет - белый.
Однако вскоре после революции, в 1918 году, в рамках борьбы с "буржуазными пережитками и наследием царско-полицейского режима" был издан декрет, отменявший ношение школьной формы. Вернулась она в классы только в 1949 году, когда пережитком стали считать ее отсутствие.
История школьной формы пишется и в настоящее время - "деловым" фасоном и неяркими красками. Что несёт в себе школьная форма сейчас? Какую идею и образ? Дань традиции? Подчеркивает статус учащегося "особого", выдающегося лицея или гимназии? Указывает на равное положение всех школьников или является своего рода "мундиром" с вытекающими отсюда военными "так точно" и "слушаюсь"? Время покажет.
Подготовлено Клочко Полиной Александровной, исполнительным директором ООО "Дистанционные технологии и обучение"
Новые публикации: |
Популярные у читателей: |
Новинки из других стран: |
Контакты редакции | |
О проекте · Новости · Реклама |
Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту) Сохраняя наследие России |