Libmonster ID: RU-9912

Общественные науки в условиях отечественной войны

3 - 7 мая 1942 г. в Свердловске происходило общее собрание действительных членов и членов-корреспондентов Академии наук СССР. На повестке дня этого собрания стояли вопросы, связанные с задачами отечественной войны советского народа против германского фашизма. Свердловская научная общественность проявила исключительный интерес к собранию академиков.

Д-р философских наук проф. Г. Ф. Александров 4 мая на собрании прочитал доклад на тему "Отечественная война и задачи общественных наук".

Отметив огромное значение созыва собрания действительных членов и членов-корреспондентов АН СССР, докладчик подчеркнул, что в условиях, когда в Германий и подвластных ей странах царит мракобесие, в СССР наука продолжает двигаться вперед и успешно помогает народу ковать победу на фронтах отечественной войны. Советские ученые стоят во главе передового человечества, они возглавляют и направляют прогресс цивилизации XX века.

Тов. Александров указал на грандиозность и историческое значение событий, развернувшихся в наши дни. Современные события, заявил докладчик, окажут сильное влияние на дальнейшее развитие народов мира и определят судьбы многих народов и государств.

Задача передового человечества в настоящей борьбе заключается в том, чтобы устранить те условия и причины, которые порождают такие авантюры, как действия человеконенавистников - германских фашистов, - и создать условия для нормальной жизни народов. Гитлеровская армия несет гибель человеческой цивилизации и государственности. Наша победа над гитлеризмом будет означать сохранение мировой цивилизации - сохранение всего того, что создано великими усилиями целых поколений и народов. Советский Союз, борясь за свои интересы, борется в то же время и за интересы других народов. Советский Союз-авангард всех тех, кто борется за сохранение человечества и его цивилизации от грязных и всеуничтожающих лап фашистских варваров. Именно поэтому все свободолюбивые народы сплотились вокруг СССР. Вместе с ними СССР победит.

Затем тов. Александров перешел к выяснению общих задач общественных наук.

Он указал, что передовая наука всегда призывала к разрешению новых задач, способствующих прогрессу. Особенно, велики задачи науки в дни отечественной войны. Обстановка войны выдвинула ряд новых вопросов, которые не стояли перед основоположниками марксизма. Наше время - время очень сложных и противоречивых явлений. Общественные науки оправдают себя только тогда, когда будут давать на все животрепещущие вопросы исторически правильные ответы. Важнейшей задачей является установление единого взгляда на главные события. Общественные науки должны бороться за установление общего взгляда на пути и средства, обеспечивающие победу над общим врагом; нужно уяснить, когда и где должен быть положен конец противочеловеческому наросту на теле общества - фашизму. Именно в этих вопросах требуется единый взгляд в мировом общественном мнении.

Наконец, общей задачей всех общественных наук является уяснение существа современных событий и определение их дальнейшего направления. Образец подобного подхода к событиям мы видим у товарища Сталина. Он гениально определил характер развернувшейся войны и определил ее перспективы. Предвидения товарища Сталина оправдываются ходом событий одно за другим. Этот пример показывает, каковы задачи общественных наук и какую роль она могут сыграть в борьбе советского народа. Передовая наука должна освещать путь для практической борьбы народа.

Тов. Александров подробно остановился на задачах отдельных общественных наук. Ответственнейшие задачи стоят перед экономистами. Они должны изучить опыт мобилизации всех ресурсов страны на службу войне, перехода всего народного хозяйства на военные рельсы, перемещения промышленных производительных сил в связи с эвакуацией ряда предприятий из западных районов страны, промышленного строительства в военное время, размещения рабочей силы, подготовки и переподготовки кадров. Экономисты должны показать роль стахановского движения в условиях войны. Предметом исследования являются проблемы транспорта, экономии сырья, горючих материалов и т. д. Экономисты должны обратить внимание на вопросы восстановления

стр. 146

хозяйства в освобожденных от фашистов районах. По-новому должны экономисты ставить вопросы сельского хозяйства (освоение новых площадей и культур). Историко-экономические работы должны показать роль индустриализации страды и коллективизации сельского хозяйства как предпосылок прочности нашего тыла и военной мощи Красной Армии. В этом свете должна быть показана мудрость ленинско-сталинской политики партии, обеспечившей условия для нашей победы. Экономисты должны противопоставить рост и укрепление нашего хозяйства упадку и приближению к катастрофе хозяйства фашистской Германии и подвластных ей стран.

Историки должны показать грандиозность 25-летнего периода развития Советского Союза, приступить к собиранию и обработке материалов великой отечественной войны советского народа, показать борьбу Красной Армии за Ростов, Москву, Ленинград, Одессу, Севастополь и т. д. Предметом особого внимания историков должны стать партизанские движения в истории нашего народа, в частности в современной войне. Историки неустанно должны разоблачать фашистскую фальсификацию истории и показать реакционное значение немецкого элемента в развитии нашей родины. Важной задачей наших историков является показ роли славянских народов в прогрессе европейской цивилизации и их борьбы с германским засилием. Необходимо показать историю антифашистской коалиции и роль СССР в ней, провалы фашистской дипломатии и победы дипломатии советской. Работы советских историков должны быть патриотическими и наступательными, воинственными. Они должны воспитывать наших людей в духе уважения к правам каждого народа.

Тов. Александров особо остановился на задачах философии. Наши философы должны изучать закономерности общественного развития в условиях войны. Работники теоретического фронта должны разоблачить грабительский характер действий германских завоевателей и показать непрочность сил, на которых держится фашистский режим. Философы, обобщая высшие достижения всех остальных наук, должны показать величие освободительной миссии Красной Армии и воспитывать в народа непоколебимую веру в конечную победу над врагом. Работники теоретического фронта должны обратить свое внимание на вопросы стратегии и тактики в настоящей войне. Разоблачая мракобесие фашистских дельцов в философских вопросах, они должны показать величие русской философской мысли и других народов СССР.

Обстановка отечественной войны поставила ряд задач и перед советским правоведением. Советское право должно помочь правительству в подготовке новых кадров государственных деятелей, привлеченных к работе в дни войны. Оно должно обобщить образцы лучшего опыта государственной работы. Наши юристы должны работать над упрощением государственного аппарата.

Работники международного права должны разоблачать гитлеровцев как нарушителей всяких норм и правил международного поведения. Они должны работать над изучением проблем организации послевоенного мира. Вместе с этим они должны разоблачить сущность так называемого нового порядка.

В заключительной части своего доклада тов. Александров призвал ученых страны отдать все силы на службу родине, товарищу Сталину - все принести на алтарь полной победы над врагом человечества.

5 мая 1942 г. с докладами выступали акад. Тарле и член-корреспондент Академий наук СССР Минц.

В своем докладе "Тевтонский орден, его первоначальные успехи и конечное поражение" акад. Тарле говорил об общем пути развития Тевтонского ордена, о том, как его традиции использовались империалистскими кликами Германии в прошлом и как они используются в настоящее время гитлеровцами.

История Тевтонского ордена, сказал докладчик, разрабатывалась в Германии подробнейшим образом. Особенно деятельностью Ордена интересовались историки, отражавшие воинственные тенденции немецкого империализма и прусского юнкерства. Тевтонский орден не сходит со страниц немецких газет и журналов в настоящее время. Фашистские историки и публицисты считают Тевтонский орден коллективным героем Германии. По их словам, Германия задыхалась в своих границах. На пути продвижение к востоку была массивная славянская толща - славянская изгородь. Заслуга Ордена заключалась в том, что он начал пробиваться через эту толщу. Докладчик показывает, как Тевтонский орден продвигался по прибалтийским землям в восточном направлении, как он проводил политику истребления местного населения и как местное население сопротивлялось псам-рыцарям. За рыцарями шли поселенцы из Германии, Когда продвижение останавливалось, рыцари грабила своих подданных.

Акад. Тарле отметил политическое значение Ледового побоища и охарактеризовал Александра Невского как дипломата. Он указал, что татары, с которыми Александр вел переговоры, не ставили перед собой таких целей, какие ставили псы-рыцари. С татарами-завоевателями, следовательно, можно было вести переговоры, а с Орденом - нельзя. Александр Невский спас Русь от набегов татар дипломатией, а от псов-рыцарей - мечом. Ледовое побоище, сказал докладчик, нанесло Тевтонскому ордену неизлечимую рану. Орден оказался в положении правительства, которому подданные за внешние успехи прощают грехи и проявляют свое недовольство с прекращением этих успехов. Тыл Ордена отличался непрочностью. В Польше Орден встретился с католицизмом как враждебной силой. В 1410 г. Тевтонский орден потерпел смертельное поражение, хотя и просуществовал еще довольно долго.

Во второй частя своего доклада акад. Тарле говорил об использовании традиции Ор-

стр. 147

дена воинственными кликами Германии в разные периоды истории. Империалистские историки сознательно искажали историю. Особенно этим отличаются фашистские ученые, мастера фальсификаторских дел. История, кричат они, должна быть "динамичной", иными словами, она должна показывать то, что нужно для правительства. После поражения гитлеровцев под Москвой фашистские историки и публицисты стали упорно твердить о том, что нельзя допустить повторения прошлых ошибок. Тевтонский орден в свое время не был поддержан тылом. Современный тыл должен поддержать гитлеровцев. Враги, продолжают они разглагольствовать, те же, что и враги Тевтонского ордена: славяне и католицизм, помешавший ему действовать в Польше.

Фашистские историки говорят, что существует роковой закон, который дает немцам победу, а потом ввергает их снова в пропасть. Тевтонский орден впервые за всю историю Германии начал борьбу с этим роковым законом. Орден вел тотальную (истребительную) войну. Политика Ордена - образец действий и для современных руководителей Германии. Отдельные, даже прославленные вожди Германии ошиблись. Не ошибался только Тевтонский орден, ведя истребительную войну. Для Германии нужны славянские земли, а не сами славяне. Впервые это было понято Орденом.

Фридрих II хорош только своим утверждением, что нужно начать германскую политику с того, на чем остановился Орден. Современная война с СССР является продолжением дела Тевтонского ордена. Если мы, заявляют фашисты, потерпим поражение в этой войне, то нам враг не простит; если же погибнем, то перед богом Одином (древнеязыческое главное божество, проводившее, по преданию, свое время в Валгалле с душами умерших героев) предстанем чистыми.

Акад. Тарле показывает, до какой степени фашистская "история" стала "динамичной", т. е. до какой степени она стала представлять собой репортаж, журналистику дурного тона. Тевтонский орден, говорят фашистские пропагандисты, не допускал ошибок, но у него были упущения. Он не сумел расправиться с внутренним врагом у себя в тылу. У Ордена не было органа наподобие гестапо. Чтобы избежать такого упущения, современные "вожди" должны расправиться с внутренним врагом. Фашистские писаки, заявляет докладчик, говоря об Ордене и современной войне, упорно молчат об Александре Невском, о Сталине и доблестной Красной Армии. Гитлеровцы, заключает акад. Тарле, будут разгромлены так же, как и их предки, - псы-рыцари Тевтонского ордена.

О колоссальных мероприятиях по собиранию и обработке материалов по истории героической борьбы советского народа с германским фашизмом рассказал в своем докладе "Исторические документы Великой отечественной войны" тов. Минц. Он подчеркнул важность создания специальной комиссии для проведения этой ответственейшей работы.

Будущие поколения и историки будут ставить вопрос, почему страны Европы во второй мировой войне не устояли перед натиском германской силы, а СССР устоял. Чтобы облегчить ответ будущему поколению на этот вопрос, мы должны собрать и обработать памятники грандиозных событий, происходящих в наши дни. Созданная комиссия должна отобрать наиболее ценные и интересные документы из целого моря материалов. Особенно тщательно и внимательно нужно собирать и обрабатывать материалы по истории партизанского движения во временно оккупированных немцами районах СССР, так как эти материалы могут от времени потерять свою первоначальную значимость. Многие устные рассказы могут забыться. Комиссия должна собрать и обработать документы о действиях доблестной Красной Армии. В этом плане особенно внимательно должны быть обработаны документы о героях, гвардейских частях, переломных операциях и т. д. Документы покажут гениальность нашего командования, которое находится в руках нашего вождя товарища Сталина. Будут собраны документы о единстве Красной Армии и тыла. Документы покажут также и лицо нашего врага, процессы, происходящие в его тылу и экономике. Докладчик призвал научную общественность принять участие в этом исторически важном деле.

Н. Иванишин

----------

Исторический факультет Свердловского педагогического института в дни отечественной войны

Отечественная война против фашистских захватчиков предъявила к работникам исторического факультета Свердловского педагогического института, как и ко всем учебным заведениям, подготовляющим кадры историков, ряд новых серьезнейших требований. С одной стороны, возникла необходимость пересмотра учебных планов исторических курсов вследствие сокращения сроков обучения в педагогических вузах до трех лет. Но еще более ощущалась необходимость пересмотра тематики

стр. 148

исторических дисциплин и перестройки их программ в связи с теми задачами, которые поставила перед историческим образованием отечественная война с фашизмом.

Кафедры истории СССР и всеобщей истории проделали большую работу по тщательному пересмотру программ и тематики лекционных курсов и практических занятий. За счет сокращения тем, не имеющих актуального значения, были расширены и насыщены большим фактическим материалом особо актуальные темы исторических курсов. Так, по курсу истории СССР были расширены и пополнены новым материалом темы: борьба скифов против Дария Гистаспа; славяне VI-IX веков; период Киевского государства; разгром немецких псов-рыцарей; борьба с татарским игом, с польской и шведской интервенцией; образование русского государства; Ливонская война; государственное строительство Ивана IV; борьба украинского народа под руководством Хмельницкого; Петр I и Северная война; походы Суворова.

По истории XIX века были расширены и заново разработаны темы: разгром Наполеона в Отечественной войне 1812 г.; Севастопольская оборона; борьба России с агрессивными планами бисмарковской Германии; мировое значение русской культуры XIX в. и др.

По истории СССР XX века особое внимание было уделено темам, освещавшим роль русского фронта в войне 1914 - 1918 гг. и в крушении кайзеровской Германии; истории борьбы с интервенцией 1918 - 1920 гг.; мероприятиям советской власти по превращению страны в единый военный лагерь; борьбе трудящихся СССР за ликвидацию исторической отсталости страны, за укрепление ее независимости и обороноспособности.

По курсу истории средних веков было усилено внимание к вопросам историографии; был дан анализ реакционных теорий о генезисе феодализма, разоблачены фальсификации фашистских историков, прославление ими человеконенавистничества, разбоя и грабежей средневековых рыцарей, особенно в отношения славян. В курсе было уделено большое внимание вопросам внешней политики германских феодальных государств, в особенности в отношении Италии, Чехословакии, Польши, агрессивным стремлениям правящих кругов немецких феодальных государств к европейскому господству в целях грабежа. Расширены были темы, посвященные истории народных войн (Жанна д'Арк, партизаны Дюгесклена, борьба фландрских городов, борьба с немецкими захватчиками в Италии и др.). На семинарских занятиях были поставлены проблемы политической и культурной истории западных славян, их отношений к византийской культуре и разбор византийских источников по истории славянства.

По истории нового времени во втором ее периоде особое внимание было уделено франко-прусской войне 1870 - 1871 гг., жестокостям немецких оккупантов во Франции, народному партизанскому движению во Франция против прусских захватчиков. Показана борьба Гамбетты за продолжение войны с пруссаками, вскрыта солидарность реакционных сил Франции с немецкими оккупантами. В истории 1871 - 1900 гг. при анализе развития Германской империи подчеркивалась ее характеристика, как "деспотизма, обшитого парламентскими формами" (Марк с), реакционность внутренней и внешней политики Бисмарка. По истории Франции было обращено специальное внимание на деятельность Мак-Магона и на крах попыток навязать стране реакционно-монархический режим. По истории Австро-Венгрии особо проработана тема о борьбе славян с немецко-венгерским засилием. В истории международных отношений была показана инициатива германского империализма в борьбе за вооруженный передел мира, особая ответственность Германии за обострение международных отношений и гонку вооружений. При прохождении истории войны 1914 - 1918 гг. красной нитью было проведено положение о германской инициативе в развязывании войны. Особое внимание было уделено истории военных действий, показу краха германского плана "молниеносной" войны, значению русского фронта в развитии всего хода военных операций; вскрыта непосильность для германского империализма войны на два фронта и истощение его сил; подчеркивалось гибельное влияние на судьбы Германии грабительского Брест-Литовского мира и оккупации Украины.

По истории колониальных и зависимых стран программа курса была расширена. Так, например, в теме "Иран во второй половине XIX и начале XX в." дополнительно освещены вопросы о проникновении германского- империализма в Иран, о немецкой провокационной игре на англорусском соперничестве в Иране, о заигрывании германского империализма с национальным движением в Иране и предательстве Германией- интересов Ирана на потсдамском свидании. Подробно освещалась германо-турецкая интервенция в Иран в годы мировой войны, деятельность немецкой агентуры, ее неудача и крах захватнических планов германского империализма в Иране.

В теме "Китай в 1870 - 1910 гг." дополнительно освещены вопросы: роль германского империализма в развязывании территориального раздела Китая, теснейшая связь Германии с реакционным манчжурским режимом и поддержка его в Китае со стороны Германии.

Вводная тема к третьему периоду истории колониальных и зависимых стран получила следующие дополнения: использование фашистскими агрессорами противоречий версальской системы на Ближнем Востоке для подготовки второй мировой войны; проникновение Германии и Италии в страны арабского Востока и насаждение в них фашистской агентуры; роль Ближнего Востока в планах мирового господства фашистских агрессивных государств. Соответствующие дополнения были сделаны по ряду других тем курса истории колониальных и зависимых стран.

стр. 149

В соответствии с задачами и требованиями, вставшими перед исторической наукой в условиях отечественной войны с фашизмом, были перестроены также планы научно-исследовательской работы кафедр.

В качестве докладов на кафедре, а также для печати работниками кафедры истории СССР разрабатывались следующие темы: "Русское наступление в Восточной Пруссии и его влияние на крушение плана Шлиффена" (и. о. доц. Розенталь В. Н.), "Брусиловское наступление 1916 г. и его роль в войне" (доц. Юферев Я. С), "Радищев-патриот" (ст. преп. Финкельштейн Н. А.), "Уральцы в борьбе за родину" (Финкельштейн Н. А.).

Работники кафедры всеобщей истории подготовили темы: "К анализу причин поражения Германии в войне 1914 - 1918 гг." (доц. Руткевич Н. П.), "О взаимодействии русского и западного фронтов в войне 1914 - 1918 гг." (доц. Руткевич Н. П.), "Из истории итало-германских отношений XII - XIII вв." (ст. преп. Сюзюмов М. Я.). Доклады на эти темы, построенные на использовании документального и литературного материалов, заслушаны на кафедре и оформлены для печати. Заканчивается разработка тем: "Маркс и Энгельс о роли Пруссии и пруссачества в истории Германии XIX в." (доц. Застенкер Н. Е.), "Генезис и развитие идеи расового превосходства в Германия со средних веков" (Сюзюмов М. Я.). Доклады на эти темы обсуждаются кафедрой в июне текущего года.

Помимо работы научно-исследовательского характера преподаватели факультета провели большую работу в области научной пропаганды. Факультет оказал и оказывает существенную помощь в работе органам партийной пропаганды Свердловска. Работники факультета тт. Розенталь, Юферев, Руткевич, Застенкер и другие читали лекции и доклады в городском доме партпросвещения, в лектории для актива, а клубах, воинских частях, госпиталях и т. д.

Об объеме лекционной работы наших кафедр говорят следующие цифры: за 1 семестр 1941 - 1942 учебного года (август-январь) Руткевич Н. П. прочел 68 лекций; Застенкер Н. Е. - 32; Розенталь В. Н. - 30; Юферев Я. С. - 23 и т. д.

В ознаменование 700-летия со дня разгрома немецких псов-рыцарей на Чудском озере кафедра истории СССР совместно с кафедрой истории русской литературы организовала публичное заседание с участием студенчества, учителей и актива общественных организаций. На заседании были заслушаны и обсуждены доклады научных работников и преподавателей института: Я. Юферева - "Ледовое побоище"; проф. Н. Гудзия - "Образ Александра Невского в древней русской литературе"; Манаковой - "Советская литература о Ледовом побоище"; Бомштейна - "Образ Александра Невского в поэзии Ломоносова".

Работники исторического факультета неоднократно привлекались органами народного образования к обследованию работы учителей-историков, причем их методические указания и предложения по улучшению преподавания истории были обсуждены на специальных совещаниях учителей-историков Свердловска и приняты к руководству. Кроме методической помощи учителям-историкам работниками факультета читаются лекции в специальном лектории учителей и в городском методическом кабинете.

В заключение надо подчеркнуть, что проделанную до сих пор работу по перестройке исторических курсов и научной работы преподавателей института надо рассматривать лишь как начало, как первый этап к выполнению задач, возложенных на историков великой отечественной войной против германского фашизма. Мы поставили по-новому и расширили отдельные темы, выдвинутые ходом освободительной войны против фашистских агрессоров. Предстоит еще огромная работа, в том числе и научно-исследовательская, по перестройке исторических курсов в целом. Эта перестройка требует коллективной научно-исследовательской работы и интенсивного обмена опытом всех историков, работающих в научных исторических учреждениях и вузах. Настоятельно необходимо, чтобы эту работу взял под свое руководство - объединял, планировал и направлял - Институт история Академии наук СССР и Наркомпрос.

Необходимо также по-новому рассмотреть учебники вузов по курсам новой истории, истории СССР, истории средних веков и истории колониальных стран, так как и они, естественно, должны быть в той или иной мере переработаны и дополнены новым историческим материалом в соответствии с опытом отечественной войны и последними историческими выступлениями товарища Сталина.

Н. Застенкер

От редакции. Редакция целиком разделяет мнение тов. Застенкера. Как показывают сообщения из Москвы, Куйбышева, Тамбова, Сыктывкара, Свердловска, опубликованные в нашем журнале (см. N 12 за 1941 г. и NN 1 - 2, 3 - 4, 5,6 за 1942 г.), в вузах проделана уже большая работа по перестройке учебных планов и программ исторических факультетов по дополнению существующих учебников, по изменению тематики научно-исследовательской работы и др. Эта работа должна быть учтена и обобщена Институтом истории Академии наук СССР и Наркомпросом.

стр. 150

Работа исторического факультета Тамбовского педагогического института в дни отечественной войны

Отечественная война с фашистскими захватчиками поставила перед историческим факультетом Тамбовского педагогического института ряд новых и ответственных задач.

Условия военного времени (новая учебная и производственная база, изменение в связи с призывом в армию преподавательского и студенческого состава, новые сроки обучения, перерывы в занятиях и т. п.) потребовали от руководителей и педагогического состава факультета перестройки всей их работы, в частности учебного плана в 1941 - 1942 учебном году.

В соответствии с указаниями Наркомпроса РСФСР и Комитета по делам высшей школы о сокращении сроков обучения в пединститутах были пересмотрены учебные планы всех курсов факультета. Одновременно была проведена большая работа по пересмотру программ исторических дисциплин для выделения в них наиболее важных и актуальных в условиях отечественной войны вопросов. В связи с этим в программу соответствующих курсов был внесен ряд необходимых изменений и дополнений.

Так, в лекциях по истории народов СССР особое внимание уделялось фактам борьбы русского народа и других народов СССР за свою национальную независимость, в частности внимание студентов заострялось на фактах борьбы с немецкой агрессией. Специальные лекции в курсе были посвящены великим полководцам русского народа: Александру Невскому, ДмитриюДонскому, Минину и Пожарскому, Суворову, Кутузову. В курсе освещалась также история отдельных городов, с которыми связано героическое прошлое и настоящее народов СССР: история Великого Новгорода и Пскова в их борьбе с немецкими "псами-рыцарями"; история Киева, Смоленска (оборона Смоленска во время польско-шведской интервенций и Отечественной войны 1812 г.); история Москвы, Ленинграда, Севастополя, Можайска и др. Говоря об историческом прошлом этих городов, преподаватель останавливался одновременно на их героической обороне в настоящей войне.

Большое внимание уделялось подвигам доской армии, доблести и героизму русского солдата. Героическое мужество русских воинов и русских партизан получило особую разработку в темах, посвященных разгрому польско-шведской интервенции, Отечественной войне 1812 г., Восточной войне 1853 - 1856 гг., немецкой оккупации и ее разгрому на Украине в 1918 г. и т. д.

В теме "Первая мировая война" подчеркивались агрессивная роль Германии, героизм русских воинов (Брусиловский прорыв и др.) и разгром армии оккупантов в 1918 году. В теме "Германская оккупация Украины в 1918 г." подробно освещались зверский режим германских оккупантов и огромное значение партизанской борьбы на Украине и в Белоруссии в деле разгрома и изгнания германских интервентов.

На практических занятиях по истории СССР Отечественная война 1812 г. была выделена как специальная тема. Один из докладов по этой теме был посвящен вопросу роли партизанской борьбы в войне 1812 г. и в современной отечественной войне.

Разоблачая фашистскую клевету на русский народ, как народ "низшей расы", который якобы неспособен создать свою оригинальную культуру, преподаватели истории народов СССР в своих лекциях раскрывали величие и богатство русской культуры, ее место и роль в общей сокровищнице мировой культуры, давали характеристику ее великих представителей.

В курсе по истории древнего мира значительное место было уделено разоблачению фашистской фальсификации история первобытного общества, древнего Востока, Греции и Рима. Особому разбору подверглась человеконенавистническая расовая "теория" фашизма. Специальное внимание в этом лекционном курсе уделялось примерам героизма и патриотизма в истории Греции и Рима.

В теме по истории Римской империи разоблачались измышления фашистских теоретиков о причинах падения Римской империи якобы вследствие гибели "лучшей части" римского общества, т. е. аристократии, в эпоху гражданской войны и завоевательной политики Рима. При этом проводилась историческая параллель между средневековыми гуннами и гуннами современными - фашистскими разрушителями культуры и цивилизации.

Ряд дополнений был внесен также в программу по истории средних веков. На лекциях и практических занятиях по этому курсу преподаватель ад примерах из истории древних германцев разъяснял и вскрывал истинную сущность реакционной буржуазной я фашистской историографии средних веков. Разоблачался также миф о якобы высшей культура германских варварских племен к низком по сравнению с ними культурном развитии славян. В теме "Германия XI-XIV вв. и западные славяне" преподаватель разъяснял грабительскую сущность и происхождение германского "Drang nach Osten". Фашистской фальсификации о расовой неполноценности, хозяйственной и культурной отсталости славянских и литовских племен и якобы культуртрегерской миссии германских захватчиков противопоставлялись исторические данные о высоком культурном уровне славянских племен, о зверствах и насилиях немецких

стр. 151

"псов-рыцарей", стремившихся насадить "христианско-германскую скотскую культуру" (Маркс) в славянских землях. Преподаватель в той же теме подробно освещал роль Александра Невского в борьбе с рыцарскими орденами и продвижением германцев на восток.

Специально выделялись разделы, посвященные борьбе отдельных славянских народов с немецкими захватчиками. Разоблачалась антинаучность фашистских "теорий" о "нордическом" характере культуры средних веков и Ренессанса, о якобы германском происхождении Данте, Леонардо да Винчи, Тициана, Рафаэля и др.

В теме "Германия накануне реформации" указывалось на то, что фашизм ни в какой, мере не является наследником культуры германского народа. Немецкие гуманисты XVI в. боролись с мракобесием и вандализмом, в то время как немецкие фашисты в XX в. насаждают изуверство и варварство, возвращая общество к самым мрачным векам средневековья.

В темах "Германия от Аугсбургского мира до конца 30-летней войны" и "Германия во второй половине XVII в. и в XVIII веке" была дана характеристика "пруссачества", поскольку прусское крепостническое государство и прусский палочный дух рассматриваются фашистскими историками как прообраз национал-социализма, а Фридрих II официально объявлен предтечей "фюрера".

Тщательному обсуждению кафедры подвергся вопрос о преподавания новой истории, в частности новой истории колониальных и зависимых стран. Наиболее крупные изменения и дополнения по этим курсам были внесены в темы, посвященные французской буржуазной революции, консульству и империи во Франции, истории Германии и Италии XIX и XX вв. первой мировой войне, 1914 - 1918 гг., послевоенной истории Германии, Италии и Японии.

Отмечая прогрессивное значение французской "буржуазной революции, преподаватель, одновременно указывает на причины ненависти фашистов к французской революции.

В разделе о наполеоновских войнах преподаватель останавливался на известной фашистской аналогии между Гитлером и Наполеоном; анализировал на основе сталинского указания несоответствие этой аналогии историческим фактам, "ибо Наполеон боролся против сил реакции, опираясь на прогрессивные силы, Гитлер же, наоборот, опирается на реакционные силы, ведя борьбу с прогрессивными силами"1 .

В лекциях подробно разбирался вопрос о судьбе наполеоновской армии, которая считалась непобедимой, но была разбита русским народом. Преподаватель особо останавливался на вопросе борьбы за Москву в войне 1812 г. и в современной отечественной войне.

При изложении истории Германии XIX в. заострялся вопрос на реакционной сущности прусско-юнкерского полицейского государства: отмечался типичный для Германии XIX в. националистический и мещанско-филистерский характер идеологии. В беседах о германской литературе и философии подчеркивалось, что германский народ дал в прошлом немало великих мыслителей, но германский фашизм, уничтожая культуру германского и других народов и воздвигая гонение на ее представителей, тем самым уничтожает и сводит на нет все великое прошлое немецкого народа.

Особо разрабатывался вопрос о ленинско-сталинской характеристике хищнического характера германского империализма, который вырос на ограблении французского народа после франко-прусской войны, начав свою "деятельность" с удушения восстания парижских коммунаров. Разоблачалась фашистская фальсификация в вопросе о виновниках первой мировой войны, 1914 - 1918 гг., и вскрывалась подлинная роль германского империализма в разжигании этой войны. Анализируя общий ход первой мировой войны, преподаватель подробно останавливался на поражении немецкой армии и причинах его.

Ряд дополнений был внесен в программу III периода новой истории. При освещении этого периода особое внимание уделялось разъяснению сущности немецкой фашистской партии как партии жестокого и хищнического немецкого империализма, а также партии итальянского фашизма, разоблачению демагогических приемов немецкого и итальянского фашизма, стремящегося прикрыть свои захватнические, подлинно империалистические замыслы.

Для выпускников III курса Педагогического института и II курса Учительского института был прочитан специальный цикл факультативных лекций по следующей тематике, рассчитанной на 12 часов: "Борьба славян с немецкими захватчиками", "Кто такие "национал-социалисты", "Героизм народов СССР", "Преподавание новой истории в условиях отечественной, войны".

По той же тематике намечено организовать лекции для учителей-историков Тамбова.

За время отечественной войны на факультете Тамбовского педагогического института значительно оживилась научно-исследовательская и научно-популярная работа. Тематика в том и другом направлениях стала более актуальной, оживились темпы работы, значительно сократились сроки ее выполнения.

Кафедра истории совместно с кафедрой основ марксизма-ленинизма взяла на себя коллективную разработку темы "Освещение героизма народов СССР на уроках истории". Отдельные члены кафедры работают над следующими темами: В. Денисов - "Борьба славянских народов с немецкими захватчиками" (рукопись подготовлена), "Гунны средневековья и гунны современные" (материал оформлен в виде научно-популярной статьи); М. Кривин-


1 И. Сталин. О великой отечественной войне Советского Союза, стр. 27. ОГИЗ. М. 1942.

стр. 152

"Разгром германской армии в 1918 г." (разработка темы закончена), "Война на Тихом океане" (разрабатывается); М. Шварцман - "Борьба чешского народа за свою независимость во время гуситских войн"; М. Ребе - "Советские дети в отечественной войне советского народа против немецких оккупантов".

К 700-летию Ледового побоища проведено юбилейное заседание кафедры истории, на котором были поставлены доклады М. Шварцмана "Ледовое побоище" и В. Денисова "Фашистская фальсификация истории по вопросу о восточном пространстве".

Преподаватели факультета и студенчество с самого начала отечественной войны включились в агитационно-массовую работу. Все основные преподаватели факультета являются внештатными лекторами Тамбовского горкома и райкома ВКП(б). Ими прочитано до 300 докладов и лекций на темы по текущей политике и на исторические темы. Кроме этого лекторами из студенческих кадров Института было организовано и проведено свыше 500 бесед.

Преподаватели факультета принимали активное участие также в работе областной печати. В газете "Тамбовская правда" опубликованы статьи о Минине и Пожарском, о борьбе славян с немецкими захватчиками, о героях и полководцах русского народа. К 700-летию Ледового побоища нашими преподавателями была подготовлена специальная заметка, помещенная в "Тамбовской правде".

Студенты и преподаватели института принимают самое активное участие в осенних сельскохозяйственных работах, на строительстве оборонительных рубежей, в создании фонда обороны, в сборе теплых вещей и подарков для бойцов РККА и населения, пострадавшего от немецких оккупантов. Десятки студентов ушли добровольцами на фронт и мужественно сражаются с немецкими захватчиками. От студентов не отстают и студентки: 15 девушек окончили школу медсестер, и многие из них уже на фронте. Среди студентов и преподавателей факультета 17 доноров. Усилилась тяга лучшей части преподавателей и студентов в партию.

Г. Михалев, А. Хайкин, В. Денисов

----------

Исторический факультет Педагогического института и историческое отделение Учительского института Коми АССР в дни отечественной войны

Учебный план исторического факультета на 1941/42 учебный год был перестроен согласно указаниям Наркомпроса РСФСР. Выполнение его в связи с введением дополнительных дисциплин (военное дело, сельское хозяйство) потребовало от профессорско-преподавательского коллектива и студентов значительного напряжения: студенты, как правило, имели ежедневно по 8 учебных часов-лекций, практических и семинарских занятий. Учебный план выполняется факультетом без сокращений. Зимняя зачетная сессия дала хорошие результаты: имеется большое количество отличных и хороших оценок.

Программы по всем разделам истории для Педагогического и Учительского институтов были пересмотрены под углом зрения происходящей сейчас войны советского народа с фашистскими захватчиками.

В индивидуальных планах работников кафедры истории было обращено специальное внимание на разоблачение расистских "теорий" фашистов, на борьбу германцев со славянами, на германскую агрессию в XII-XIII вв. в Прибалтике, на захватнические планы Пруссии в войнах конца XVIII - начала XIX вв., план создания "Великой Японии" и пр. Соответственные изменения и дополнения были внесены в тематику практических и семинарских занятий.

В порядке научно-исследовательской работы члены кафедры истории разрабатывают темы: препод. К. Михайлова - "К. Маркс о немецкой агрессии в Прибалтике в XII-XIII вв." (по "Хронологическим выпискам" Маркса); проф. К. Сивков - "К. Маркс о борьбе Руси с татарами" (по "Хронологическим выпискам" и другим высказываниям Маркса).

На заседаниях кафедры, помимо обсуждения производственных и методических вопросов, были заслушаны доклады: К. Сивков - "Самозванчество в России в конце XVIII в., как проявление и форма классовой борьбы"; К. Михайлова - "Классовая борьба в Англии в начале XIII в. и Великая хартия вольностей".

Помимо текущей производственной и научно-педагогической работы в институте, работники кафедры истории проводят большую общественную работу. Особо нужно отметить оказываемую ими помощь преподавателям истории.

Обследование Наркомпросом Коми АССР школ в октябре-ноябре 1941 г. показало, что преподавание истории в школе идет без учета специфических условий работы в дни великой отечественной войны советского народа против германского фашизма. Вследствие этого Наркомпрос Коми АССР поручил кафедре истории Педагогического института составить "Замечания" к программам по истории для средней школы,

стр. 153

не изменяя, разумеется, самих программ и учитывая указания Наркомпроса РСФСР о преподавании истории в средней школе в 1941/42 учебном году. Выполняя это поручение, работники кафедры (А. Вехова, О. Волгина, К. Михайлова и К. Сивков) разработали "Замечания" к программам по истории древнего мира (для 5-го класса), по истории средних веков (для 6-го и 7-го классов), по новой истории (для 8-го класса) и по истории СССР XVIII-XIX вв. (для 9-го класса). В виду того что "Замечания" в разработанном виде могли попасть в руки преподавателей только во втором полугодии, учебные программы первого полугодия в "Замечаниях" не были затронуты.

"Замечания" имели целью обратить внимание преподавателей средней школы на те вопросы прорабатываемых ими курсов, которые должны быть специально выделены в условиях современной обстановки или которым надо дать новое освещение по сравнению с преподаванием истории в 1940/41 учебном году. В разработанном виде материал "Замечаний" составил брошюру в 4 - 5 печатных листов, экземпляры которой были разосланы по кустовым объединениям школ Коми АССР. Учителям истории Сыктывкара "Замечания" были сообщены составителями в особых инструктивных докладах. Кроме того один из преподавателей был командирован в район для проведения инструктивных докладов по материалам "Замечаний" на местах.

В порядке общественной работы членами кафедры систематически проводилась политинформация среди студентов и служащих института, а также было прочитано около 60 лекций.

В местных газетах работниками кафедры был напечатан ряд статей, в том числе о Суворове, Кутузове.

В частях Красной Армии большую работу вел преподаватель В. Мишакин как политрук роты и батальона. Заведующий кафедрой К. Сивков прочитал для частей Красной Армии лекции на темы: "Россия в Семилетней войне (1756 - 1763)" и "Немецко-шведская агрессия в Прибалтике в XII - XIII веках".

Студенты исторического факультета, помимо текущей учебной работы, ведут большую работу оборонного значения на курсах всевобуча, медицинских сестер, сельского хозяйства; кроме того они участвуют в лыжных кроссах, в "воскресниках", в сдаче норм ПВХО и ГСО, выступают агитаторами и пропагандистами в различных учреждениях и организациях; они работают также в разного рода кружках военно-оборонного характера, организованных при институте.

К. Сивков

----------

В музее революции СССР. Выставка "Героический путь Красной Армии"

Музей революции СССР открыл выставку на тему "Героический путь Красной Армии".

Обширный матерная (до 700 экспонатов художественных произведений, вещевых, печатных и фотографических документов) отражает основные этапы славной истории Рабоче-Крестьянской Красной Армии от ее рождения до наших дней великой отечественной войны против германского фашизма.

В экспозиции выставки, кроме вводного раздела "Из героического боевого прошлого русского народа", выделены четыре основных раздела: 1) "Рождение РККА в 1918 г."; 2) "Красная Армия в годы гражданской войны - 1918 - 1920"; 3) "РККА - верный страж границ СССР в годы мирного социалистического строительства -1921- 1940"; 4) "Великая отечественная война советского народа против германского фашизма - 1941 - 1942 гг.".

Красной нитью через всю экспозицию проходят две темы: величие народа, который умеет в дни испытаний подняться до беспримерных подвигов, и величие его вождей, которые, веря в народ, опираясь на него, исходя из коренных свойств и интересов народа, ведут его от победы к победе.

В 1-м разделе, где развивается тема о возникновении Красной Армии, выставка фиксирует внимание посетителей на массовом революционном подъеме 1905 г., когда Москва покрылась баррикадами и деятельность пресненских дружинников создала новые формы народной борьбы. К этой новой форме борьбы призывает и товарищ Сталин в 1905 г. тифлисских рабочих, говоря на митинге: "Что нужно нам, чтобы действительно победить? Для этого нужны три вещи: первое - вооружение, второе - вооружение, третье - еще и еще раз вооружение"1 .

В фотодокументе газеты "Пролетарий" от 29 августа 1906 г. воспроизведена статья Ленина "Уроки московского восстания", в которой с особой силой звучат вещие ленинские слова: "При участии рабочей массы в городском восстании, при массовом нападении на врага, при решительной умелой борьбе за войско... при обеспеченном участии деревни в общей борьбе - победа будет за нами в следующем всероссийском вооруженном восстании!"2 .

Когда посетитель переходит затем к экспонатам, отражающим новый революционный подъем, то в этих экспонатах он видит осуществление тактической программы


1 "История ВКП(б)". Краткий курс, стр. 78. М. 1938.

2 Ленин. Соч. Т. X, стр. 53.

стр. 154

Ленина. Подливные исторические материалы: как "билеты красногвардейцев Москвы (с печатью замоскворецкого районного штаба Красной гвардии) 1917 г.", или "Устав рабочей Красной гвардия г. Петрограда, 1917 г.", показывают, как претворялись на деле слова, сказанные тогда товарищем Сталиным: "если верно положение, что революция не может победить без вооруженной силы, всегда готовой к ее услугам, то и наша революция не обойдется без своей собственной рабочей гвардии, кровлю связанной с интересами революции. Немедленное вооружение рабочих, рабочая гвардия - таково второе условие победы революции"1 .

Подлинные фотодокументы отражают большевистский путь борьбы и победы в дни великого Октября 1917 года.

Но вот наступают тяжелые месяцы 1918 г., враги молодой Советской республики поднимают голову, и наглые немецкие интервенты протягивают руки к пролетарскому Петрограду. "В ответ на брошенный партией и Советским правительством клич "Социалистическое отечество в опасности" рабочий класс ответил усиленным формированием частей Красной армии"2 . На выставке даны замечательные фотодокументы - выступления рабочих отрядов и Балтийского флота на фронт и др., а сохраненный плакат-вопрос "Ты записался добровольцем?" (1918 г.) снова заставляет пережить его волнующий призыв, как и 24 года назад, когда молодые советские войска разгромили под Нарвой и Псковом немецких оккупантов. Этот день славного боевого рождения Красной Армии - 23 февраля 1918 г. - отмечен на выставке удачно выполненной в 1942 г. по специальному заказу Музея революция картиной художника Садкова - "Бой под Нарвой".

Другой плакат того же времени призывает пролетарскую молодежь идти на командные курсы: РККА нужен свой классово-подобранный комсостав, и постановление ВЦИК от 29 мая 1918 г. говорит об обязательном наборе, отмечая, что "переход от добровольческой армян ко всеобщей мобилизации рабочих и беднейших крестьян повелительно диктуется всем положением страны как для борьбы за хлеб, так и для отражения обнаглевшей на почве голода контрреволюции как внутренней, так и внешней". Действительно, молодая "Советская республика находилась в тот момент в кольце интервенции я контрреволюции", как об этом красноречиво говорит соответствующая специальная карта, дополненная подлинными документами. Центральное место среди этих фотодокументов занимает документ за подписью В. И. Ленина: о назначении товарища Сталина общим руководителем продовольственного дела на юге России, облеченным чрезвычайными правами. Здесь же воспроизводится борьба товарища Сталина и его славных соратников за жизненный нерв Советской республики - Волгу - и победа у Царицына.

Во втором зале, посвященном теме "Красная Армия в годы гражданской войны", внимание посетителя останавливается на двух картах, созданных в результате кропотливой исследовательской работы сотрудниками Музея революции: 1) "Распоряжения Ленина по вопросам обороны 1918 - 1920 гг." и 2) "Товарищ Сталин на фронтах гражданской войны".

Первая карта органически дополняется словами тов. Ворошилова: "Ленин - гений человечества, величайший стратег пролетарской революции, вождь и организатор партии большевиков - был организатором и вождем Красной Армии. Все важнейшие вопросы строительства вооруженных сил пролетарской революции разработаны партией по указаниям Ленина".

Ко второй карте, где зафиксированы "места длительного пребывания товарища Сталина и места его выездов", удачно подобраны слова тов. Орджоникидзе: "Когда на Востоке надо было отстоять страну от полчищ Колчака, Ленин бросил туда своего Сталина, и Колчак был разгромлен! Когда надо было защищать советское государство на Юге от Деникина, Ленин бросил туда своего Сталина, и Деникин был разгромлен! Когда надо было разгромить Юденича и отстоять Ленинград, Ленин бросил туда своего Сталина, и Юденич был разгромлен! Когда надо было разгромить Врангеля, Ленин бросил туда своего Сталина, и враг был разгромлен и опрокинут в Черное море благодаря гениальному руководству товарища Сталина!"

Эти слова тов. Орджоникидзе как нельзя лучше раскрывают содержание экспонатов зала, отражающих и бои за Красную Горку под Ленинградом, и сталинский план разгрома Деникина, и успешную борьбу за советский Крым. С глубоким чувством восхищения и гордости посетитель, закончив осмотр зала, останавливается у фотодокумента-постановления ВЦИК от 27 ноября 1919 г. - о награждении товарища Сталина орденом Красного знамени.

Третий зал посвящен новой большой теме: "Красная Армия - верный страж границ СССР в годы мирного строительства". Здесь наряду с документами я художественными произведениями, характеризующими неослабную борьбу Красной Армии на границах Советского Союза, начиная от разгрома белофинской авантюры в Карелии в 1921 - 1922 гг., разгрома японской интервенции в 1920 - 1921 гг. до боевых действий в районе озера Хасан (1938) и Халхин-Гола (1939) и разгрома белофиннов (1939 - 1940), отображена также учеба Красной Армии в обстановке сталинских пятилеток, когда наша страна смогла снабдить родную Красную Армию высокой военной техникой: отличным огнестрельным оружием, самолетами, танками.

В этой интенсивной военной учебе и застало нашу родину наглое вторжение немецких фашистов. Показу борьбы с озверелым врагом отводятся на выставке залы с четвертого до седьмого включительно.


1 И. Сталин. Об условиях победы русской революции. "Ленин и Сталин". Сборник произведений к изучению истории ВКП(б). Ч. 1-я, стр. 791. 1936.

2 "История ВКП(б)". Краткий курс, стр. 207.

стр. 155

Собрав в этом разделе много ценного, интересного материала, организаторы выставки, тем не менее, рассматривают его лишь как начало большой собирательской работы, на которую направлены теперь основные научные силы Музея революции. Экспонаты здесь систематически пополняются, и вместе с тем расширяется освещаемая ими тематика. Однако и в наличной экспозиции большое внимание привлекают как вещевые экспонаты; трофейное оружие, "обмундирование" фашистской грабьармии, фотодокументы зверских издевательств гитлеровцев над мирным населением, - так и художественные произведения, выполненные по заказу Музея революции. Запоминаются три картины художника Христенко: "Единый фронт народов мира против германского фашизма", "Народы СССР идут в бой против кровавого фашизма" и "Враг отступает" (по фото, найденному у убитого немецкого офицера). Последняя картина, изображающая толпы оборванцев, потерявших всякое боевое подобие, представляет исключительно удачное полотно (масло).

В заключительном разделе выставки, посвященном героической борьбе партизан, ценным дополнением к документам и фотоснимкам является картина худ. Карева с подписью: "Товарищ начальник, куда же мне сдать его, антихриста?" Так спрашивает колхозница-партизанка, подводя к красному командиру пленного фрица.

З. Б.


© libmonster.ru

Постоянный адрес данной публикации:

https://libmonster.ru/m/articles/view/Хроника-ИСТОРИЧЕСКАЯ-НАУКА-В-СССР-2015-09-27

Похожие публикации: LРоссия LWorld Y G


Публикатор:

Alexander KerzКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: https://libmonster.ru/Kerz

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

Хроника. ИСТОРИЧЕСКАЯ НАУКА В СССР // Москва: Либмонстр Россия (LIBMONSTER.RU). Дата обновления: 27.09.2015. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/Хроника-ИСТОРИЧЕСКАЯ-НАУКА-В-СССР-2015-09-27 (дата обращения: 29.03.2024).

Найденный поисковым роботом источник:


Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Похожие темы
Публикатор
Alexander Kerz
Moscow, Россия
793 просмотров рейтинг
27.09.2015 (3106 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
0 голос(а,ов)
Похожие статьи
ЛЕТОПИСЬ РОССИЙСКО-ТУРЕЦКИХ ОТНОШЕНИЙ
Каталог: Политология 
24 часов(а) назад · от Zakhar Prilepin
Стихи, находки, древние поделки
Каталог: Разное 
2 дней(я) назад · от Денис Николайчиков
ЦИТАТИ З ВОСЬМИКНИЖЖЯ В РАННІХ ДАВНЬОРУСЬКИХ ЛІТОПИСАХ, АБО ЯК ЗМІНЮЄТЬСЯ СМИСЛ ІСТОРИЧНИХ ПОВІДОМЛЕНЬ
Каталог: История 
3 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
Туристы едут, жилье дорожает, Солнце - бесплатное
Каталог: Экономика 
5 дней(я) назад · от Россия Онлайн
ТУРЦИЯ: МАРАФОН НА ПУТИ В ЕВРОПУ
Каталог: Политология 
6 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
ТУРЕЦКИЙ ТЕАТР И РУССКОЕ ТЕАТРАЛЬНОЕ ИСКУССТВО
8 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
Произведём расчёт виртуального нейтронного астрономического объекта значением размера 〖1m〗^3. Найдём скрытые сущности частиц, энергии и массы. Найдём квантовые значения нейтронного ядра. Найдём энергию удержания нейтрона в этом объекте, которая является энергией удержания нейтронных ядер, астрономических объектов. Рассмотрим физику распада нейтронного ядра. Уточним образование зоны распада ядра и зоны синтеза ядра. Каким образом эти зоны регулируют скорость излучения нейтронов из ядра. Как образуется материя ядра элементов, которая является своеобразной “шубой” любого астрономического объекта. Эта материя является видимой частью Вселенной.
Каталог: Физика 
9 дней(я) назад · от Владимир Груздов
Стихи, находки, артефакты
Каталог: Разное 
9 дней(я) назад · от Денис Николайчиков
ГОД КИНО В РОССИЙСКО-ЯПОНСКИХ ОТНОШЕНИЯХ
9 дней(я) назад · от Вадим Казаков
Несправедливо! Кощунственно! Мерзко! Тема: Сколько россиян считают себя счастливыми и чего им не хватает? По данным опроса ФОМ РФ, 38% граждан РФ чувствуют себя счастливыми. 5% - не чувствуют себя счастливыми. Статистическая погрешность 3,5 %. (Радио Спутник, 19.03.2024, Встречаем Зарю. 07:04 мск, из 114 мин >31:42-53:40
Каталог: История 
10 дней(я) назад · от Анатолий Дмитриев

Новые публикации:

Популярные у читателей:

Новинки из других стран:

LIBMONSTER.RU - Цифровая библиотека России

Создайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Сохраните навсегда своё авторское Наследие в цифровом виде. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора.
Партнёры библиотеки
Хроника. ИСТОРИЧЕСКАЯ НАУКА В СССР
 

Контакты редакции
Чат авторов: RU LIVE: Мы в соцсетях:

О проекте · Новости · Реклама

Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)
Сохраняя наследие России


LIBMONSTER NETWORK ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА

Россия Беларусь Украина Казахстан Молдова Таджикистан Эстония Россия-2 Беларусь-2
США-Великобритания Швеция Сербия

Создавайте и храните на Либмонстре свою авторскую коллекцию: статьи, книги, исследования. Либмонстр распространит Ваши труды по всему миру (через сеть филиалов, библиотеки-партнеры, поисковики, соцсети). Вы сможете делиться ссылкой на свой профиль с коллегами, учениками, читателями и другими заинтересованными лицами, чтобы ознакомить их со своим авторским наследием. После регистрации в Вашем распоряжении - более 100 инструментов для создания собственной авторской коллекции. Это бесплатно: так было, так есть и так будет всегда.

Скачать приложение для Android