Ш. МУХАМЕДИНА. Отечественная история новейшего времени. М. Издательство Книжный Дом Университет. 2004, 240 с.
Перед нами небольшое по объему, но многоплановое по поставленным методическим и методологическим задачам учебное пособие. Автор его - профессор, доктор исторических наук Ш. Мухамедина. Книга предназначена для студентов высших учебных заведений неисторических специальностей. Отрадно, что расширяются географические рамки обобщения и представления вузовского опыта преподавания отечественной истории, что поможет выработке общих позиций в подготовке высококвалифицированных специалистов в плане их приобщения к истории.
В книге представлены основные вехи отечественной истории, начиная с рубежа XIX - XX вв. по сегодняшний период. Структура пособия включает в себя основные темы лекций с подробным изложением учебного материала и планы семинарских занятий. Они освещены на основе сочетания цивилизационного и формационного подходов к отечественному многофакторному историческому опыту. Данное издание поможет студентам сориентироваться в противоречивых оценках нашего исторического прошлого, усвоить отечественные исторические ценности и сформировать твердые гражданские ориентиры.
Пособие отвечает требованиям Государственного образовательного стандарта. Автор прежде всего руководствовалась Примерной программой дисциплины "Отечественная история" федерального компонента цикла общегуманитарных и социально-экономических дисциплин в государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования второго поколения (М. 2000). Авторы программы - доктора исторических наук профессор Московского государственного педагогического университета А. А. Данилов и профессор МГУ им. МБ. Ломоносова Е. И. Пивовар. Кроме того, Мухамединой использованы редкие информационно-документальные материалы и выводы, представленные в коллективных и индивидуальных трудах ведущих исторических научных школ и видных ученых-историков. В их числе вузовские учебники, подготовленные при авторстве и руководстве члена-корреспондента РАН А. Н. Сахарова, заслуженных деятелей науки РФ Ш. М. Мунчаева и В. М. Устинова, А. К. Соколова и В. С. Тяжельниковой. А также использованы учебники других известных историков.
Автор, опираясь на фундаментальные историографические достижения и широкий круг новейших источниковедческих трудов, представляет свое видение отечественной истории новейшего времени. При этом широко использованы документы и материалы, а также аналитические концепции в фундаментальном издании "Мировые войны XX века" в 4-х книгах, подготовленном коллективом видных ученых. Удачно и уместно представлены и другие издания.
Опираясь на первичные источники и общеизвестные концептуально-методологические позиции, автор рассматривает историю России как развитие уникальной, самобытной и самодостаточной цивилизации в контексте мирового исторического процесса. В качестве базовой основы Мухамедина выделила соотношение реформистских и революционных преобразований. В книге убедительно показана целостность российской многонациональной исторической данности и ее преимущества. Вместе с тем, подробно показаны противоречия современного социально-политического и экономического положения России и ее перспективы в новом тысячелетии на фоне возрастающей глобализации.
Методологически правильно выдержанные подходы позволили автору глубже понять и подробно представить как позитивные, так и негативные стороны советских модернизационных процессов. Например, нельзя не согласиться с выводом о том, что ко второй половине 1930-х годов экономика СССР стала однородной. Это значит, что установилась общественная собственность на средства производства. Частная собственность была полностью уничтожена. Победил, как тогда говорили, колхозный строй. Коллективизация превратила колхозы в надежных и безропотных поставщиков сырья, продовольствия, капиталов, рабочей силы. Более того, она уничтожила целый социальный слой крестьян-единоличников с его культурой, нравственными ценностями, устоями. Ему на смену пришел новый класс - колхозники (с. 95). Автор придерживается общепринятых выводов при рассмотрении несостоявшихся теоретических схем, к каковым относятся "коммунизм", "развитой социализм", "перестройка", "ускорение социально-экономического развития СССР". Но при этом не умаляется роль тех политических лидеров Советского Союза, которые стремились к высотам научно-технического прогресса и повышению материального благосостояния и образовательного уровня населения. Убедительно звучит вывод: "Во второй половине 1950-х гг. на производстве устанавливается новый распорядок, а именно семичасовой рабочий день и пятидневная рабочая неделя. При всех минусах политической деятельности Хрущева необходимо отдать ему должное за "оттепель", начатую с разоблачения культа личности Сталина и его последствий. По его инициативе были реабилити-
стр. 174
рованы необоснованно репрессированные политики, деятели литературы и искусства и др. Важнейшим событием демократизации общественной жизни стало массовое освобождение спецпереселенцев, снятие с них административных и политических ограничений. Демократизация общественной жизни, начатая Хрущевым, стала предтечей перестройки" (с. 161).
К сожалению, в пособии мало внимания уделено национально-государственному строительству РСФСР-СССР-РФ, хотя в этой сфере отечественного опыта и современной государственно-правовой практике есть как достижения, так и пробелы. В то же время убедительно показаны причины распада СССР, среди которых основной, но не единственной, является проблема передела общесоюзной собственности (см. с. 183 - 185).
Структура пособия хорошо продумана. Содержание книги раскрывается по проблемно-хронологическому принципу. Она состоит из семи глав, дающих как методическую возможность разноплановой организации лекций, так и возможность самостоятельного усвоения студентами научно-информативного материала. Порой, автор ведет дискуссию с читателем, задавая такие вопросы, как "Была ли революция в 1905 - 1907 гг.?" или "можно ли назвать Февральскую революцию демократической?" (с. 29, 49). К главам книги дается список использованной литературы. Дидактический материал учитывает определенный уровень психолого-педагогических требований к изложению лекционного материала в студенческой аудитории.
Высокая степень информативности и отсутствие произвольных оценок, а также должный научно-методологический уровень книги заслуживают положительной оценки.
Новые публикации: |
Популярные у читателей: |
Новинки из других стран: |
Контакты редакции | |
О проекте · Новости · Реклама |
Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту) Сохраняя наследие России |