Libmonster ID: RU-16894
Автор(ы) публикации: М. А. Сапронова

С февраля 1979 г. полковник Шадли Бенджедид, бывший командующий войсками Оранского военного округа и член Революционного совета, был избран третьим по счету президентом Алжирской Республики. Единственный кандидат, выдвинутый правящей партией Фронт национального освобождения (ФНО), он получил 99,51% голосов избирателей. В том году ему исполнилось 50 лет. До избрания главой государства, в котором после завоевания им независимости развертывалась наиболее радикальная социально-экономическая реформа в Африке, этот человек знал только одну среду- армию. Сначала то была Армия национального освобождения, к которой он примкнул спустя несколько месяцев после начала вооруженной борьбы алжирских аборигенов с Францией в ноябре 1954 года. - Затем - Национальная народная армия, сформированная бывшим президентом Хуари Бумедьеном. Недаром Бенджедид признавался, что оказался во главе государства прежде всего по воле армии, у "которой он всему учился" 1 .

Все следующие 13 лет его правления в Алжире существовал настоящий культ личности президента. На шоссе, связывающем столицу с другими крупными городами, во многих местах были видны гигантские портреты Бенджедида. Государственная пропагандистская машина относила любые успехи страны к деятельности только главы государства. Молодое поколение в школах и институтах воспитывалось на примерах "самоотверженного служения" президента алжирскому обществу. При этом его власть и авторитет носили сугубо личный характер. Президент опирался на вооруженные силы, службу безопасности и тайную полицию. И в те же годы в Алжире наблюдался спад производства, явившийся результатом нараставшего долгое время социально-экономического, политического и идеологического кризиса и приведший к пересмотру стратегии развития страны и установлению открыто военного режима в 1992 году.

В наследство от президента Бумедьена Бенджедиду достался комплекс сложнейших задач. Из всех стран Магриба Алжир испытал самую долгую и жестокую колонизацию, длившуюся 132 года. Местное своеобразие резко отрицалось колонизаторами и зачастую оспаривалось даже соседями. Бумедьен, стремясь взять реванш, превратил Алжир в мощное и динамичное государство, в лидера Движения неприсоединения, а с 1974г.- в иници-


Сапронова Марина Анатольевна - кандидат исторических наук, преподаватель Московского государственного института международных отношений (МИД РФ).

стр. 60


атора борьбы за новый международный порядок в "третьем мире". Однако эти результаты были получены ценой форсированных усилий и строжайшей экономии средств. После восьми лет освободительной войны и 15 лет жизни с затянутыми поясами алжирцы захотели воспользоваться плодами своих усилий. В 1976 г. Бумедьен объявил о стремлении осуществить принципы Национальной хартии. При подготовке пятилетнего плана развития на 1978 - 1982гг., так и не увидевшего свет в результате смерти Бумедьена в декабре 1978 г., делался упор на преодоление трудностей и стремление "лучше жить". Политически же отвечать на эти запросы пришлось уже Бенджедиду.

В ту пору обострилась борьба за власть внутри правящей партии ФИО. Борьба была связана с наличием противоположных целей развития: сторонники одной ратовали за продолжение революционного курса и твердое выполнение Национальной хартии, умеренные - за полный экономический либерализм и компромисс с западными державами. Первую группировку составляли бывшие лидеры национально-освободительной революции, составившие прослойку государственной бюрократии и заинтересованные в дальнейшем огосударствлении экономики, в социализации системы и централизации власти. К сторонникам умеренного курса принадлежали представители новой местной буржуазии, чьи интересы были направлены на развитие частнопредпринимательской деятельности, рост торговли с Западом и освобождение экономики из-под государственного контроля.

В декабре 1978 г. проходил IV чрезвычайный съезд ФНО, собравшийся после смерти генерального секретаря партии и председателя Революционного совета Бумедьена. 640 делегатов от армии представляли 115 тыс. человек. 52 делегата от Всеобщего союза алжирских трудящихся представляли 1 млн. человек. Но армия занимала ключевые позиции в руководстве, почти во всех организациях и учреждениях страны. Алжирский историк М. Харби отмечал, что "если каждое государство имеет свою армию, то в Алжире армия имеет свое государство". На съезде произошли столкновения между различными группами. Многие делегаты поддерживали кандидатуру лидера алжирской дипломатии Абдельазиза Бутефлике, который издавна был тесно связан с покойным президентом. Но Бутефлике повредило продолжительное пребывание за границей, которое, как заявляли его противники, наложило на него "прозападный отпечаток и отдалило от реальной жизни в стране" 2 . В конечном счете осталось два кандидата, оба - члены Революционного совета: бывший начальник Общевойсковой военной академии в Шершеле, с 1977 г. координатор ФНО Мохаммед Салах Яхьяуи и координатор Национальной народной армии полковник Бенджедид. Чаша весов склонилась а пользу последнего, представлявшего, как казалось тогда, "среднюю линию" развития и могущего гарантировать единство страны и преемственность правления.

Борьба за власть, развернувшаяся в дни болезни Бумедьена и 45-дневного траура после его смерти, еще раз продемонстрировала политическую роль армии. Именно она, держа по контролем бюрократическую верхушку и аппарат ФНО, решила исход борьбы в пользу Бенджедида, представлявшего военные кадры, сложившиеся в период освободительной войны. На съезде был принят новый устав ФНО, избраны ее руководящие органы - ЦК и политбюро - во главе с генеральным секретарем Бенджедидом. Устав подтвердил параграф конституции об однопартийной системе в стране и главенствующей роли партии в политической жизни: "ФНО - авангардная партия. Она является организацией всех сознательных элементов, выступающих за осуществление единой задачи и единых действий, высшая цель которых состоит в торжестве социализма" 3 . Если Бумедьен был командующим армий, то Бенджедид сделал в ней свою карьеру. Но он не готовился ранее ни к управлению государством, ни к политическим действиям. Будучи весьма прямолинейным, он не пользовался репутацией "мастера маневра" и тем не менее сумел извлечь пользу из соперничества своих противников, разделив их, ослабив, а впоследствии удалив из руководящих органов.

стр. 61


Шадли родился 14 апреля 1929 г. в деревне Бутелджа около г. Аннабы, на северо-востоке страны, в районе смешанного арабо-кабильского населения. Его семья была типичной для этих мест: разоренные кризисом малоземельные крестьяне. Отец и мать Шадли - истово верующие мусульмане и алжирские патриоты. В семье было пять детей. Вся его родня, чтобы свести концы с концами, нанималась в батраки к французским колонистам. Для маленького Шадли образ француза в то время ассоциировался с жандармом, который часто приходил в селение, чтобы конфисковать мебель или скот и арестовать тех, кто не мог уплатить налог. Крестьяне, в XIX в. лишенные колонистами плодородных земель, ненавидели захватчиков и никогда не оставляли надежды вернуть утраченное. Антиколониальные настроения особенно усилились после кризиса 30-х годов, разорившего большинство маломощных сельских хозяйств.

Серьезное влияние на взгляды Шадли оказал и ислам. Религиозная атмосфера в семье всегда играла важную роль в формировании личности алжирца. Отец по многу раз перечитывал главы Корана и хадисы - предания о поступках и изречениях пророка Мухаммеда, пытаясь найти там ответы на житейские вопросы. "Я рос,- писал Шадли,- в глубоко верующей семье, что оказало на меня самое большое влияние, которое затем было подкреплено пережитыми мной событиями в годы войны, когда мы чувствовали, что сила Всевышнего защищает нашу революцию и является нашим основным оружием в достижении победы" 4 . С раннего детства у Шадли обнаружилась тяга к знаниям. Несмотря на семейную нужду, отец смог дать ему образование: с шести лет мальчик учился одновременно в коранической школе и начальной туземной школе. Нередко на уроках ученики слушали меддахов - народных сказителей, исполнявших песни и сказания о борьбе алжирцев за независимость и о ее героях - эмире Абд аль-Кадире и Мукрани. Именно начиная с этих уроков в сознании Шадли утвердилось на всю жизнь глубочайшее уважение к лидерам национально-освободительного движения и сложились первые штрихи его характера борца с колонизаторами.

По окончании школы он продолжил обучение студентом в Аннабе. Учиться было трудно. Студенты не имели стипендий, жили впроголодь в тесных общежитиях, часто без воды и электричества. В те месяцы проявились целеустремленность и твердая воля Шадли, который усиленно начал изучать наряду с традиционными дисциплинами математику, философию и астрономию. В результате он получил хорошее для сына простого феллаха арабо-французское образование и, кроме того, профессию каменщика. По официальной переписи 1966 г., три четверти алжирцев все еще были неграмотными, а двумя языками владела всего десятая часть алжирского населения, так что Шадли уже тогда заметно выделялся среди сверстников. К тому же его профессия давала ему хороший заработок.

В мае 1945 г. вспыхнуло восстание на северо-востоке страны. Поводом послужила кровавая расправа колонизаторов с мирной манифестацией по случаю дня Победы 8 мая. Гражданская гвардия колонистов убивала без суда и следствия десятки случайно схваченных людей. В связи с разгулом террора половина жителей региона бежала в горы. Зверства карателей обрушились и на деревню семьи Бенджедида. Расправа с беззащитными способствовала дальнейшему росту национального самосознания Шадли, укрепив в нем стремление к сопротивлению в дни, когда французская авиация уничтожила 44 алжирских селения в труднодоступных районах 5 . Будущий президент на всю жизнь запомнил варварство колонизаторов и массовые убийства родного народа. И уже 16-ти лет он стал активистом подпольной Партии алжирского народа (ППА), в октябре 1946 г., возобновившей легальную деятельность как Движение за торжество демократических свобод (МТЛД).

Вскоре Шадли был призван на службу в колониальную армию. А в ноябре 1954 г. началась вооруженная борьба алжирцев за национальное освобождение. Патриотическое подполье было реорганизовано, участники вооруженной борьбы объединились в рядах ФИО. "Мы были детьми револю-

стр. 62


ции,- писал Бенджедид,- а вовсе не их последователями. Революция создала свое поколение кадров, и оно вынесло на своих плечах основную тяжесть кровавой борьбы за независимость" 6 .

В январе 1955 г. Шадли вступил в ряды Армии национального освобождения (AHO). Там быстро раскрылся его природный талант военачальника. "Моей политической и военной школой была освободительная война, в ходе которой я получил практические уроки, сформировавшие меня как личность, и выкристаллизовались мои мысли; в это время я нес одновременно как военную, так и политическую ответственность", - отмечал позднее Бенджедид 7 . Избрав делом своей жизни военную карьеру, он неизменно чуждался склок, раздиравших среду алжирских националистов, и никогда не подменял деловых соображений иными, земляческими или родственными. В военной среде быстро оценили его организационные способности, чувство ответственности, двуязычие культуры (благодаря чему он мог составлять документы на арабском и на французском языках), благоприобретенные познания в военном деле. В результате он стремительно поднимался по лестнице иерархии, в 1956 г. стал командующим военной зоной, в 1957 г. - помощником командующего войсками военного округа, в 1958 г. - их командующим. Уже тогда, по свидетельству очевидцев, он завоевывал симпатии крестьян как вежливый и сдержанный человек с крестьянскими привычками, подававший пример аскетической жизни.

Его личный вклад в укрепление военной зоны на северо-востоке страны был значителен. Из этой вилайи вооруженные отряды борцов проникали далеко в горные районы; внезапность действий, скрытность и быстрота перемещения были их главным оружием. В ту пору военное положение Армии национального освобождения было тяжелым. Численность муджахидов сократилась почти до 8 тыс. человек. Каратели изолировали почти два млн. алжирцев, загнанных в центры перегруппировки (фактически - концлагеря). В этих условиях неизмеримо вырастала роль внешней AHO, находившейся за пределами Алжира. Сессия руководства ФИО в декабре 1959 - январе 1960 г. приняла решение, создав Генштаб, поручить ему общее командование. Начальником генштаба стал Бумедьен, который обосновался в Гардимау, близ границы с Тунисом. В 1960 г. Бенджедид служил командиром 13-го батальона AHO, расквартированного в этом районе 8 . Он руководил штурмом пограничных укреплений, прорвавшись с территории Туниса. В январе- марте 1961 г. несколько рейдовых групп скрытно проникли в Алжир из Марокко. Хотя AHO при штурме границ часто терпела неудачи, стратегическая цель была достигнута: основная часть французских войск оказалась прикованной к границам, вследствие чего обескровленные отряды AHO внутри страны получили большую свободу маневра.

Выдвинувшись на передний план борьбы, Бенджедид уже в 1960 г. стал членом Генерального штаба, где и работал под руководством Бумедьена. Его дальнейшей карьере способствовала и женитьба на дочери крупного и влиятельного землевладельца Халиме Бурукбе, принесшей ему в приданое и связи своего отца, и несколько тысяч га земли.

Между тем резко обострились отношения Временного правительства Алжирской республики (ВПАР) с революционным крылом партии ФНО и Генштабом. Последний резко критиковал ВПАР. Бенджедид неоднократно выступал по радио Гардимау, открыто ставя вопрос о политическом и моральном поведении лидеров правительства. В июне 1962 г. в Триполи (Ливия) состоялся II съезд ФНО, провозгласивший независимость Алжира и принявший программу его дальнейшего развития. Этот съезд положил начало расколу в ФНО, внутри которого разгорелась борьба за руководство. Позднее Бумедьен говорил: "Мы получили страну без власти и без экономики. Более того, миллионы алжирцев, вышедших из концлагерей и тюрем, стали сами по себе трудной социальной проблемой. Добавьте к этому дух регионализма, борьбу за лидерство и за богатства, а также серьезные волнения во всех районах страны.., попытки распылить армию, единственную стабильную силу и условие успеха, посеять рознь между борцами" 9 .

стр. 63


В ходе летнего политического кризиса 1962 г. Бенджедид выступил вместе с Бумедьеном против Временного правительства и 5 июля, день независимости страны, встретил в тюрьме. "Я праздновал этот день в алжирской, а не в колониальной тюрьме", - с горечью вспоминал он в газетном интервью 10 . В уже независимом Алжире, будучи майором, он решил продолжить карьеру военного и в 1963 г. стал командующим вилайи N 5 (область Константины), где контролировал вывод французских войск. А в 1964 г. он был переведен в г. Оран. Войсками местного военного круга он командовал затем вплоть до 1979 г. и при этом принимал активное участие в так называемом революционном выравнивании, которое 19 июня 1965 г. привело полковника Бумедьена к власти.

В декабре 1967 г. при активном содействии Бенджедида была сорвана попытка регионального путча, организованного полковником Збири. Спустя два года Шадли стал полковником, обретя самый высокий чин в алжирской военной иерархии. В ту пору в Оране уже ничего не решалось без его согласия как лица, ответственного за безопасность режима на западных рубежах. Он играл, кроме того, важную роль в модернизации вооруженных сил, разработке и проведении в жизнь доктрины национальной обороны, согласно которой армия должна сочетать с этой миссией участие в деле экономического и социального строительства в стране. Так что, хотя и не занимаясь чисто политической деятельностью, но будучи членом Революционного совета, Бенджедид не оставался в стороне от государственных дел. Как соратник и друг Бумедьена он сопровождал президента во многих официальных поездках. В 1969 г. при визите в Марокко король Хасан II вручил Шадли орден за заслуги в деле национального освобождения от колониалистов.

Семейные тылы Бенджедида были надежно обеспечены. Скромный человек и однолюб, он никогда не афишировал свою личную жизнь, и о ней мало что известно. Он являлся отцом шестерых детей. Его жена Халима имела репутацию женщины с сильным характером. Впоследствии она стала играть далеко не последнюю роль в государстве, оказывая сильное влияние на супруга при назначении людей на высокие должности. Она вела активную общественную жизнь и много внимания уделяла благотворительной деятельности. Что касается Шадли, то он по воспитанию и темпераменту являлся больше управляющим страной, практиком, нежели идеологом-теоретиком. "Когда Шадли Бенджедид пришел к власти, он производил впечатление бесцветной личности,- заметил один западный дипломат.- Люди думали, что он просто будет стоять во главе какого-то комитета, закулисно управляя страной от имени народа. Но он оказался умелым политиком".

Бумедьен имел обыкновение произносить длинные речи, в которых привычно осуждал "западных эксплуататоров". Это часто наводило скуку на алжирцев, вынужденных теперь вести борьбу с отрицательными явлениями внутри своей страны. Бенджедид же, будучи посредственным оратором, предпочитал речам встречи с национальными местными кадрами, позволяющие вести прямой диалог. Он быстро снискал себе прозвище "глухонемого", который, избегая публичных заявлений, не общался с посредниками. Основные свои усилия он сконцентрировал на внутренних проблемах, продолжая опираться на поддержку армии. "Обновив Национальную хартию 1976 г., - говорили его сотрудники,- алжирцы уточнили свой выбор, который не подлежит пересмотру. Теперь необходимо воплотить его в жизнь, и именно это ставит своей целью президент, предпочитающий лозунгам дела... Партитура написана: это Национальная хартия. Инструменты существуют: это учреждения, созданные на всех уровнях государства в политической, административной и экономической областях. Только дирижер другой. Он дирижирует в другой манере, но той же симфонией" 11 .

Провозгласив преемственность политического курса, Бенджедид осторожно отверг как "левую", так и "правую" стратегию развития и избрал умеренный, компромиссный вариант. Его стиль правления можно определить словами "реализм" и "уравновешенность". Ко всем вопросам он

стр. 64


подходил неторопливо и осторожно: "Мы отказываемся от слишком быстрого движения вперед. У нас хватает смелости быть самокритичными, так как мы уверены в нас самих и в воле нашего народа" 12 . Солдат, избранный на пост, к которому не стремился, Шадли прежде всего ликвидировал некоторые элементы наследия Бумедьена, вызывавшие раздражение. Теперь алжирцам не требовалось получать разрешение для выезда в другие страны. Правительство больше не контролировало ху-тбу - пятничную проповедь, что в свое время ускорило возрождение фундаменталистских мусульманских группировок. В политическом плане президент стремился создать атмосферу согласия и диалога. Конституция давала ему столь же широкие полномочия, какими пользовался его предшественник. Но он побуждал всех руководящих деятелей в полной мере выполнять свои функции. Провозгласив верность политическому курсу Бумедьена, он на деле действовал по обстановке. Главными заботами Бенджедида были устранение диспропорций в экономике и установление равновесия между группировками в руководстве.

На IV съезде ФНО было принято решение о перестройке высших политических органов, избрано новое руководство партии - ЦК и Политбюро. Революционный совет прекратил свою деятельность. Замена органов партруковоства должна была ограничить власть президента и облегчить при необходимости его возможное смещение. На деле же Бенджедид сумел извлечь из нововведения пользу и упрочил свое влияние. Кроме того, он укрепил организационную структуру ФНО, осенью 1979 г. осуществив реорганизацию низовых инстанций и обновив их состав. В новом уставе партии были значительно расширены права и полномочия Генерального секретаря ЦК ФНО. Ст. 114 гласила: "Генеральный секретарь выбирает членов Политбюро из состава членов ЦК и представляет этот выбор на утверждение ЦК. Члены Политбюро подотчетны Генеральному секретарю, который распределяет обязанности между ними" 13 .

В целом было достигнуто на время некоторое равновесие противостоящих политических сил. Однако оно оказалось непрочным, поскольку разногласия по коренным вопросам социально- экономической политики оставались глубокими. В условиях переживаемых страной трудностей они вновь вылились в политическую борьбу. Летом 1979 г. по Алжиру прокатилась волна забастовок и стихийных выступлений, в которых приняли участие работники общественного транспорта, студенты, рабочие, служащие, полупролетарские элементы и безработные. Весной 1980 г. снова вспыхнули волнения, особенно серьезные в Большой Кабилии. Там поводом послужили требования студентов об официальном признании берберского языка, на котором говорили около 18% алжирцев, наравне с арабским.

В этой сложной обстановке политбюро ЦК ФНО практически оказалось парализованным в результате соперничества двух группировок, что поставило под угрозу эффективность исполнительной власти в условиях, когда ее четкое функционирование было особенно необходимым. Для принятия текущих решений Бенджедид временно заменил политбюро более однородным по составу секретариатом ФНО. Он не поддержал ни одну из соперничающих группировок, но потребовал от ЦК предоставления ему широких полномочий для реорганизации центральных органов партии в случае, если Генеральный секретарь сочтет это необходимым, и назначения на ответственные посты новых людей. Поскольку это не предусматривалось уставом ФНО, на III пленуме ЦК ФНО (май 1980 г.) приняли решение создать специальную комиссию, которой поручили разработать уставные поправки. На чрезвычайном съезде ФНО в июне 1980 г. поправки были приняты и внесены в устав.

Новые принципы построения партии были близки к идеям демократического централизма. Однако в конкретных условиях противоборства внутри ФНО они означали установление полного контроля над партией со стороны ее Генерального секретаря, являвшегося выразителем интересов военной элиты. Усиление авторитарных тенденций в руководстве проявилось и в установлении большего контроля над трудящимися, дабы превра-

стр. 65


тить массовые общественные организации в послушный механизм, обеспечивающий влияние ФНО и распространение его идеологии 14 .

Реорганизацию ФНО провели таким образом, чтобы усилить координацию работы и устранить дублирование на уровне исполнительных инстанций, включая секретариат и политбюро. Так Бенджедид, поддерживаемый военными, укрепил свою власть, а в состав правительства вошли несколько высокопоставленных офицеров, в том числе премьер-министр Мохамед Абдельгани, министры сельского хозяйства и жилищного строительства. Четко разграничивались функции идейно-политического руководства и исполнительные. Усиливалась пробуржуазная тенденция в административно-управленческой среде. Активизировались и леворадикальные элементы, выступавшие за дальнейшую социализацию алжирского общества. В этих условиях Бенджедид проявил себя гибким политическим деятелем, сумевшим предотвратить полный раскол в руководстве, обеспечить сохранность государственно-политических инструментов и создать предпосылки для стабилизации социально-экономического положения. Позднее он говорил: "Враги питали надежду, что в стране произойдет взрыв и социалистическое развитие Алжира превратится в хаос. Но алжирский народ продемонстрировал свою политическую зрелость и в критический момент теснее сплотил свои ряды. Это было лучшим отпором врагам революции, позитивным фактором, укрепившим революционную преемственность" 15 .

Итак - сохранение равновесия, но также и утверждение личной власти! Этот выбор "среднего" пути нашел подтверждение в различных мерах относительно отдельных личностей, игравших значительную общественную роль. Бывший президент А. Бен Белла, живший близ Алжира под домашним арестом, был переведен в Мсилу, где получил право свободного передвижения в пределах вилайи и приема родственников и друзей. Некоторые другие деятели, которые в силу политических расхождений были вынуждены в прошлом покинуть страну, но не занимались за границей активной оппозиционной деятельностью, смогли вернуться в Алжир, например - бывший министр Б. Бумаза. Одновременно Бенджедид начал осторожную перегруппировку в своем окружении. Основного претендента на пост президента А. Бутефлике он перевел с поста министра иностранных дел на пост министра-советника президента, а в январе 1980 г. последний пост упразднили, и Бутефлике остался лишь членом политбюро. В октябре 1979 г. глава государства снял с должности министра мелиорации А. Гоза-ми, виновного в недостаточной сдержанности (он предал огласке свои разногласия с министром энергетики Б. Наби). С марта 1980 г. два известных деятеля, которых считали тесно связанными с Бутефлике, Т. Ларби и А. Драйя вышли из состава кабинета и перестали фигурировать на арене общественно-политической жизни.

Так новый президент пытался бороться с проблемами, вставшими перед страной. Он избавлялся от некоторых членов созданной за 12 лет правления Бумедьена политической иерархии и привлекал к руководству страной технократов. Одновременно Бенджедид повел наступление на коррупцию и занялся расследованием источников скандальных состояний, нажитых такими сановниками, чьи действия считались не подлежащими обсуждению при Бумедьене. Сделав это, президент укрепил свою репутацию и нейтрализовал потенциальных противников. Он развязал себе руки, чтобы проводить социально-экономическую политику, провозглашенную им вначале. Но перед тем он указал на ошибки и недостатки, оставшиеся от предшествующего правления.

Алжирская молодежь (половину населения составляли люди моложе 18 лет) с нетерпением ждала перемен и хотела побыстрее получить реальные блага. Приход Бенджедида к власти вызвал надежды на быструю либерализацию. Между тем, одна из группировок поддерживала уже дискредитировавшую себя программу развития тяжелой промышленности. Их противники настаивали на сдвиге в сторону легкой промышленности с акцентом на производство потребительских товаров. Третья группировка выдвигала тезис о предоставлении приоритета сельскому хозяйству, особенно частно-

стр. 66


му сектору. Как совместить все это с идеей "алжирского социализма" и обеспечить ту направленность развития, за которую выступает средний алжирец? "Наша революция стремится к сохранению национальной независимости в самом широком смысле этого слова и к построению подлинного общества, свободного от всех форм эксплуатации и слаборазвитости, общества, которое в силах обеспечить развитие человека и расцвет его личности. В нашей концепции социализм является средством воплощения в жизнь принципа социальной справедливости и обеспечения справедливого распределения ресурсов страны и плодов развития", - заявил Бенджедид 16 .

Он не скрывался за стенами президентского дворца. Его можно было увидеть и во время нередких выездов кортежа в дни торжеств, когда открытый лимузин с трудом пробирался через густую толпу, и на встречах с представителями различных слоев общества для обсуждения насущных проблем. Последние уже существенно отличались от тех, которые пришлось решать его предшественникам. Президент Бен Белла возглавил страну, разоренную восемью годами борьбы за независимость, в ходе которой погиб один млн. алжирцев, выполнявших наиболее квалифицированную работу и владевших значительной частью самых богатых земель. Президент Бумедьен мало что сделал в сфере внутренней реорганизации, хотя внешняя политика Алжира выглядела радикальной. А население с 1962 по 1979 г. удвоилось, достигнув 20 млн. человек, и доход на душу населения

стр. 67


вырос до 1225 долларов, став третьим в Африке, а распределялся он равномернее, чем в большинстве стран третьего мира. Кроме того, была заложена база тяжелой индустрии, а вооруженные силы по оснащенности считались одними из лучших в Африке.

Очередные проблемы оказались теперь более прозаичными, но менее сложными. Как повысить производительность труда, расширить индустриальную базу, создать больше рабочих мест, меньше зависеть от импорта? Как улучшить положение в сельском хозяйстве и покончить там с сокращением производства? Как привлечь больше алжирцев к управлению внутренними делами, не создавая угрозу режиму? Новый президент оказался достаточно подходящей фигурой для выполнения этих задач. В течение многих лет он, командуя войсками военного округа, редко выезжал из Алжира. Внешний мир вообще мало интересовал Шадли. Зато за годы пребывания в Оране он завоевал уважение местного населения благодаря тому, что проявлял заботу о его повседневных нуждах. Прагматичный и активный президент ополчился на всевозможные запреты. Одним из внутренних препятствий была неоперативность, излишний централизм и администрации, и 70 национальных компаний, которые рассматривались как становой хребет национальной экономики. Последних разукрупнили на почти 400 национальных обществ, которые распределились по различным отраслям производства.

Так, нефтекомпания СОНАТРАК распоряжалась 60% промышленных инвестиций и располагала 25% инженерно-технического персонала в стране. В 1982 г. ее расчленили на 13 предприятий, которыми легче было управлять, а правления новых предприятий раскидали по всей стране, что способствовало децентрализации. В 1984г. образовали 17 новых вилай и разгрузили столицу, в которой проживало около 3,5 млн. человек, тогда как рассчитана она была не более, чем на 800 тыс. 17 . Стимулировался частный сектор. Он существовал и во времена Бумедьена, но был "под подозрением", находился как бы в подполье и развивался стихийно. На IV съезде ФИО специально был рассмотрен вопрос о частном предпринимательстве. Так Бенджедид пошел на компромисс с новой алжирской буржуазией, которая выступала за либерализацию экономики и предоставление широких прав частникам.

Съезд указал на необходимость вовлечения частного капитала в экономическое развитие, расширение имеющихся и создание новых туристических объектов для получения иностранной валюты. Выступая перед депутатами Национального собрания в ноябре 1984 г., к 30-й годовщине Ноябрьской революции, Бенджедид заявил, что "настало время освободиться от некоторых предрассудков и неверной практики. Национальный частный сектор не должен видеть в государстве лишь репрессивный орган, а государство, в свою очередь, не должно считать частный сектор своим врагом. Все алжирцы без исключения участвуют в борьбе за развитие и стремятся выиграть ее" 18 .

С 80-х годов Бенджедид проводил постепенную, но всеохватывающую реформу управления хозяйством и установления приоритетов экономического развития. Это нашло отражение и в идеологических изменениях официальной доктрины. Приоритетным стал курс на развитие сельского хозяйства и всего аграрного комплекса. На V съезде ФНО в декабре 1983 г. положение в деревне было охарактеризовано как тревожное: сокращались обрабатываемые, особенно орошаемые, площади; не хватало сельскохозяйственной техники; неэффективно действовали организационные структуры; слабо обслуживалась техника. "Сельское хозяйство,- говорил Бенджедид в интервью французскому еженедельнику "Le Point",- является для нас сегодня вопросом первостепенной важности. Виновата в этом не аграрная революция, а то, как ее осуществляли. При президенте Бумедьене я был членом Революционного совета и относился тогда к тем, кто отстаивал аграрную революцию, чтобы попытаться дать сельскому населению те же возможности, что и алжирцам, живущим в городе" 19 .

Теперь правительство отошло от идеи аграрной революции и взяло

стр. 68


курс на укрепление крестьянских хозяйств. Расширялся частный сектор. Государственный план на 1980 - 1984 гг. предусматривал расширение его деятельности в жилищном строительстве, легкой промышленности, туризме, транспорте, ремесленном производстве и розничной торговле. Усилилась государственная финансовая помощь частнику. Она достигала в 1981 г. 30% стоимости всех денежных операций. В июле 1982 г. был принят закон о привлечении иностранных инвестиций. Утвердили новый инвестиционный кодекс, содержавший льготы частным предпринимателям. Иностранным компаниям разрешили участие в инвестировании капитала вместе с государственными компаниями. Частников освободили на пять лет от поземельного налога, на три года - от налога на прибыль и дали затем двухлетние льготные налоги на прибыль. В 20% определили налог на реинвестирование прибылей. Остальные льготы нацелили на "алжиризацию" технического персонала. Затем ввели новые льготы в сфере налогообложения, кредитования, приобретения земли, помещений и оборудования, импорта нового оборудования 20 .

Возросло значение частного сектора в сельском хозяйстве. В августе 1983 г. частники получили право покупать земли госфонда в степных и пустынных районах, приобретать участки нерентабельных кооперативов. В 1985 г. госсектор выпускал 90% промышленной и лишь 30% сельскохозяйственной продукции. Критерий экономической эффективности стал решающим в связи с сокращением доходов от продажи нефти. А около 60% продовольствия Алжиру приходилось ввозить из-за границы. В 1983 г. сельскохозяйственное производство увеличилось лишь на 1,6% по сравнению с предыдущим годом. Ввиду этого был взят курс на сокращение госсектора в сельском хозяйстве. Производственные кооперативы и самоуправляемые хозяйства (37,3% обрабатываемых земель) слили в единый сектор, но он производил меньшую долю потребляемого продовольствия.

Смещение акцентов отразилось и на внешней политике. Тут Бенджедид тоже избрал линию осторожности и умеренности. "Шадлизм - это реализм",- говорили алжирцы. Алжир остался приверженцем Движения неприсоединения, но стал действовать с учетом того, что обострение напряженности между Востоком и Западом и различия между развивающимися странами ослабили их сплоченность. Бенджедид говорил в обращении к нации: "Развивающиеся страны должны отдавать себе отчет в том, что пересмотр международного порядка в его политическом, экономическом, социальном и культурном аспектах, ...равно как и их солидарность, являются жизненной необходимостью" 21 . В арабском мире алжирский лидер снискал себе уважение как посредник и миротворец. Он поддерживал ровные отношения со всеми арабскими странами, раздираемыми противоречиями. Даже наиболее суровые критики его режима признавали, что благодаря его умелому правлению Алжир сохранился как единое государство, а разнородное алжирское общество (81 % - арабы, прочие - берберы, включая кабилов, шавия и туарегов) избежало раскола по этническому принципу.

Новыми факторами алжирской политики стали диалог с США и дальнейшее развитие отношений с Францией. "Есть моменты в жизни нации,- говорил Бенджедид,- когда они должны преодолеть груз прошлого, чтобы пойти по пути всестороннего сотрудничества" 22 . С 7 по 10 августа 1983 г. он посетил Францию с официальным визитом. То был первый визит главы Алжирского государства с момента завоевания им независимости. В апреле 1985 г. состоялся его визит в США.

Экономика Алжира усилиями президента сосредоточилась вокруг трех полюсов: преобразование крупнейших государственных предприятий, обращение к частному сектору, подъем сельского хозяйства. И все же экономическая обстановка продолжала ухудшаться. Это привело к радикализации позиций молодежи, вызвало критику в адрес административного и партийного аппарата. Объективной причиной ухудшения явился структурный кризис механизма развития, который опирался на доходы от экспорта нефти и ее продуктов. Субъективную же роль сыграла привычка алжирцев к дотациям государства, которое долгие годы выделяло всем большие

стр. 69


суммы. Реформы были необходимы, но запоздали. Встал вопрос о соответствии официально провозглашенного курса реальному положению страны. Сохранялись перенаселенность городов и острая нехватка жилья, продуктов питания и товаров первой необходимости. Слабо обеспечивалось население медицинским обслуживанием, снижалась его покупательная способность, постоянно росли цены, не была решена проблема занятости, а население увеличивалось на 3,2% в год 23 .

Страна вступила в "посленефтяной" период своего развития, характеризовавшийся резким спадом нефтедоходов. В стремлении стать экономически независимым Алжир оказался в плену у четырех новых зависимостей: цены на нефть, импорт продовольствия, приобретение оборудования и технологий, внешние займы 24 . В этой ситуации произошел раскол среди руководства ФНО. Появилась группировка, требовавшая проведения жесткой линии в экономике. Ее возглавил М. Ш. Мессадия, второй по значению лидер ФНО, бывший профсоюзный деятель, отражавший собою оппозицию либерализму. Он поддерживал связь с большинством офицеров-бумедьеновцев и в своей вилае Константине открыто выступал против либерализации.

Недовольство населения проявлялось в студенческих выступлениях, забастовках рабочих и низкооплачиваемых служащих. В бедных кварталах городов находили благоприятную почву речи исламистов, которые осуждали сторонников и либерализма, и социализма. Они предлагали в качестве образца жизни ценности, основанные на шариате и Коране. К ним прислушивались молодые люди, которые сталкивались с безработицей: лица до 23-х лет оставляли 75% безработных 25 . Обстановка в Алжире стала сложной. Нарастало сопротивление и догматическо-консервативной части партийного аппарата, вызванное опасением потери влияния и доходов. Ситуация сознательно накалялась ею с целью саботажа реформ. А с другой стороны, росло недовольство всего населения. В результате Бенджедид, которого отождествляли с политикой реформ, оказался перед перспективой поражения.

На волну исламского бума, особенно поднявшуюся в 80-е годы, он ответил усилением официальной пропаганды в пользу ислама, исламизацией высшего образования (причем занятия в вузах стали открываться традиционной молитвой), строительством новых мечетей (их количество возросло с 800 в 1962 г. до 5 тыс. в 1982 г.), обращением к исламу в документах правительства. В интервью одной из газет Бенджедид заявил: "Алжирский народ является мусульманским, он следует благородным исламским идеалам, и ислам сыграл первоочередную роль в нашей национально-освободительной борьбе. Наше продвижение по пути строительства государства руководствуется уроками ислама, без всякого фанатизма и ограниченности. Ислам является религией прогресса и не противоречит требованиям эпохи" 26 . Запрещая исламистам легальные формы политической деятельности, власти сами разыгрывали карту исламизации. ФНО включил в себя воинствующую фундаменталистскую группировку. Египетские преподаватели, приглашенные в рамках программы арабизации, привезли в своем багаже памфлеты "братьев- мусульман". Страна покрылась массой мечетей. В Константине был организован исламский университет.

Однако обойти исламистов "справа" не удалось. Исламизм стал формой массового протеста. А в конце сентября - начале октября 1988 г. страна переживала небывалые по масштабу забастовки. Бенджедид решил перенацелить недовольство на своих оппонентов. Он назвал имена виновников пагубной обстановки и объявил о расправе с ними, издав также директиву, обязывавшую все парторганизации мобилизовать общество на поддержку президента. 4 октября в декларации УГТА (Ассоциация союзов рабочих Алжира) было сказано: "Рабочие массы стали жертвой незаконных действий спекулянтов и взяточников, с одной стороны, а с другой стороны, некомпетентности и безответственности определенных лиц, часто находившихся на высоких постах, которые обязаны внедрять в жизнь ответственные политические решения" 27 . То есть Бенджедид предпринял попытку вернуть доверие масс путем резких чисток на всех постах.

стр. 70


5 октября высшие круги партийно-государственного аппарата охватила паника. Многие высокопоставленные деятели вывозили подальше свои семьи. Семью президента тоже отправили, на всякий случай, подальше от столицы. Бенджедид переехал в свою летнюю резиденцию в Зеральде, в 20 км от г. Алжира. Состоялось чрезвычайное заседание политбюро ФНО в президентской канцелярии с участием Бенджедида, приехавшего из Зеральды. "Это просто хулиганы, можно не опасаться, что это зайдет далеко",- сообщали ему соратники. Президент слушал, сам говорил мало. 7 октября политбюро собралось снова, ибо возникли волнения в Оране, Блиде и Мостагенеме. Некоторые продолжали заверять президента: "Мы контролируем ситуацию". С 10 октября волнения стали общеалжирскими. Армия применяла огнестрельное оружие. Это привело к жертвам среди участников волнений. Ни введение военного положения, ни комендантский час не смогли приостановить события.

Перед камерами телевидения выступил с речью президент. Он бросил на чашу весов свой авторитет и в течение 20 минут разъяснял двухэтапную программу демократизации политической системы. "Аллах свидетель моим словам",- сказал он в заключение. Это выступление президента успокоило все очаги напряженности в столице и не столь явно - в провинции. На первый план выдвинули изменение исполнительных функций государства. Правительство, подчиненное ранее лишь президенту, подлежало частичному парламентскому контролю. Глава государства сохранял позицию арбитра, стоящего выше других органов. Изменялась конституционная статья об отождествлении в президенте единства партии и государства. Предложенная программа практически ликвидировала почти все, что появилось а Алжире после завоевания независимости, во внутренней сфере. Восстанавливалась частная собственность в сельском хозяйстве; началась децентрализация; вводилась самостоятельность предприятий; узаконивались равные права для частного и государственного секторов; ликвидировалась монополия внешней торговли.

Успех Бенджедида зависел от удачного отстранения от власти влиятельных лидеров партийной оппозиции. Важным шагом явилось свержение Мессади и передача поста руководителя секретариата ЦК в руки А. Мехри, сторонника реформ. Ограничение роли ФНО, сведение ее к идейно-воспитательной работе и реализация политических реформ означали еще большее укрепление президентской власти. Проект реформ 3 ноября был вынесен на всенародный референдум. По его результатам изменили систему управления. Главой исполнительной власти стал премьер-министр. Назначенный на этот пост видный политический деятель К. Мербах сформировал кабинет из 22 министров. Новое правительство предложило чрезвычайную программу преобразований с повышенным вниманием к повседневным нуждам трудящихся. Должна была решиться проблема безработицы (в 1987г. было создано только 95 тыс. рабочих мест вместо нужных 180 тысяч). Совершенствовались системы здравоохранения и образования. Убыстрялось строительство жилья. Впервые в парламенте развернулись бурные прения с участием 150 депутатов. В конце концов, программу утвердили 28 .

8 ноября 1988 г. IV съезд ФНО предложил преобразовать его из единственной партии в объединение всех патриотических сил. Единственным кандидатом от партии на президентские выборы стал Бенджедид. Были ликвидированы политбюро и другие парторганы, дублировавшие государственную администрацию. Появился пост председателя ФНО, которым стал президент, а Генерального секретаря теперь избирал Центральный Комитет. Съезд высказался за превращение ФНО в широкий, открытый для разных политических течений фронт, с плюрализмом мнений внутри партии. Но съезд категорически высказался против многопартийной системы. В состав ЦК вводились представители массовых организаций, профсоюзов и парламента. В целом ФНО утерял прежнее влияние на государство и экономику.

Президент, будучи председателем ФНО, фактически находился выше

стр. 71


него, не подвергаясь контролю со стороны любого другого органа. Массовые организации, которые до тех пор являлись "продолжением партии", получили широкую самостоятельность. Они были обязаны сотрудничать с ФНО, но уже не подчинялись ему. Часть полномочий президента передавалась правительству. По сути дела, в Алжире произошла революция. Бенджедид же попытался спастись путем укрепления президентской системы и перехода к "перестройке по- алжирски".

В течение двух предыдущих десятилетий политическая власть в Алжире имела три оплота: историческая роль ФНО и Национально-освободительной армии; линия на развитие страны "государством-созидателем", которое, используя доходы от добычи и продажи нефти и газа, осуществило быструю массовую индустриализацию и урбанизацию и охватило население школьным образованием; национальный престиж в связи с завоеванием независимости. 80-е годы отмечены постепенным размыванием ореола всех трех оплотов. Большинству населения, родившемуся уже после 1962 г., освободительная война по-прежнему внушала уважение и восхищение, но не служила моральным обоснованием чьего-либо нахождения у власти. Новые слои общества, получившие выгоду от национального развития, хотели получить и средства самовыражения в культурном и политическом плане. Одновременно росло число обездоленных и недовольных. Ни те, ни другие, хотя и по прямо противоположным причинам, не признавали популистской идеологии и авторитарного патернализма ФНО. Даже лозунг независимости уже исчерпал себя в прежних рамках. Благодаря росту продовольственной, финансовой и технической зависимости от других стран стало ясно, что попытка сделать алжирское общество экономически целиком самостоятельным потерпела провал.

Проект политических реформ, представленный Бенджедидом, опирался тоже на три принципа: отделение от государства ФНО, который в этой связи терял наименование партии и оставался просто "фронтом"; свобода выдвижения кандидатур на муниципальных и парламентских выборах; независимость массовых организаций, что подрывало монополию партии на власть. Теперь Алжир хотели перевести в новое политическое качество. Но намеченные меры были неравноценны. Отделение ФНО от государства осталось абстракцией: президент был по закону председателем ФНО, а Бен-джедида вновь выдвинули кандидатом на президентских выборах и снова от ФНО. Зато начали быстро возникать новые общественные организации: за два месяца появилось больше комитетов и ассоциаций, чем за предыдущие 25 лет, и с неизменным лозунгом автономии.

В феврале 1989 г. всенародный референдум утвердил проект новой конституции. За него высказались 73% алжирцев. Текст конституции конкретизировал эволюцию умонастроений и фразеологии, особенно заметную после потрясений трагической осени 1988 года. Из всех традиционных центров власти в Алжире - армии, партии и президента - прочным оказался только президент. Ст. 39 ("Свобода самовыражения, ассоциаций и собраний гарантирована гражданам") и ст. 40 ("Право на создание общественных организаций политического характера") узаконили многопартийную систему. Ограничивалась роль армии в политической системе. Большее место занял ислам. Прежняя национально-мусульманская риторика ФНО уже не действовала. Отвести прямую исламскую угрозу могло лишь привлечение режимом на свою сторону некоторых кругов исламской оппозиции, чем правительство занялось всерьез.

В декабре 1989 г. новый кабинет министров возглавил М. Хамруш. Он не пользовался популярностью и авторитетом. Сын простого феллаха из Константины, Хамруш принадлежал к числу тех молодых армейских офицеров, из рядов которых Бумедьен старался набрать кадры для создания своей команды. Зато этот 45-летний технократ пользовался неограниченной поддержкой со стороны Бенджедида, поскольку служил основным звеном передачи прямых указаний президента и разрабатывал документы в соответствии с ними. В целом новый кабинет был составлен из людей, принадлежавших к уже скомпрометировавшему себя старому режиму. А повернув руль в сторону рыночной экономики, государство, во главе которого стояли

стр. 72


представители военной элиты, так и не нашло тех эффективных мер защиты интересов населения, к которым алжирцы привыкли ранее благодаря сильной системе социального обеспечения.

На поверхность всплывали разного рода паразитирующие на кризисе элементы. Один из шести сыновей Бенджедида был замешан в растрате фондов Внешнего банка Алжира летом 1988 года. Скандал быстро потушили. А намерение правительства действовать соответственно законам экономического развития вошло в противоречие с интересами большинства населения. Реформы, призванные стимулировать экономическую деятельность, не только не улучшили положение трудящихся, но и сделали его невыносимым. Алжирцы болезненно реагировали на отход от привычных установок. Постоянно вспыхивали забастовки. Безработная молодежь выходила на улицы городов и устраивала беспорядки.

В 1989 - 1990 г. инфляция, рост цен, хаос в частном секторе и некомпетентность администрации в госсекторе вызывали всеобщее возмущение. Воспользовавшись ст. 40-й конституции, исламисты создали сразу четыре свои партии: Исламский фронт спасения (ИФС), Лигу исламского призыва (ЛИП), ассоциации "Рабита" ("Связь") и "Аль-Умма" ("Община"). Их выход из подполья сначала не отразился на политической жизни, ибо все группировки и течения, доказывая свое право на существование, стремились утвердить себя на политической арене и на равных с ФНО участвовать в принятии государственных решений. А руководители ФНО не находили тогда в исламском движении ни ярких лидеров, ни четких программ, привлекательных для населения. Однако работа по созданию общеисламской партии продолжалась. Заметную роль в ней сыграли профессор психологии Алжирского университета А. Мадани и преподаватель исламского воспитания в школе имам А. Бенхадж.

Легализация Исламского фронта спасения (ИФС) произошла лишь осенью, а уже 20 декабря 1989 г. его многотысячная манифестация потрясла столицу. Исламисты быстро становились влиятельной силой. 20 апреля 1990 г. лишь благоразумие ФНО, вовремя отменившего демонстрацию своих сторонников в Алжире, предотвратило возможное столкновение с приверженцами ИФС. В тот день 200-тысячная процессия направилась мирным маршем к резиденции президента. ИФС выдвинул программу из 15 пунктов, предусматривавших ликвидацию монополии ФНО на власть, проведение свободных выборов в законодательные органы, возвращение к догматам ислама. Поскольку прежние идеалы алжирцев рушились, в духовный вакуум устремился агрессивный исламский фундаментализм.

Как и ожидалось, победу на выборах в местные органы власти, которые состоялись 12 июня 1990 г., одержали исламисты. Из 60% голосовавших избирателей они получили 55,4% голосов и большинство мест в 32 вилаях. Второе место занял ФНО (31,6% голосов и большинство мест в 14 ях) 29 . Назревали серьезные противоречия среди руководителей страны. После событий 1988 г., когда армия стреляла по молодым безработным, высшие офицеры были встревожены тем, что стали орудием в чужих руках. И начальник Генерального штаба X. Неззар уволил из армии всех членов ЦК ФНО, стремясь отделить армию от партии. Возникли разногласия военных с президентом. Бенджедид, который без колебаний воспользовался армией для подавления мятежа, лишил ее большей части прерогатив, оставив ей чисто военные функции. Идея "возвращения армии в казармы" была закреплена в конституции.

Вскоре военные вышли из руководящих органов ФНО. Бенджедид устранил ряд военачальников, заменив их офицерами с узкопрофессиональной подготовкой. Но в июле 1990 г. Неззар был назначен министром обороны, заняв пост, традиционно принадлежавший президенту с 1965 года. С этого момента Бенджедид утратил прямое влияние на армию, которая получила возможность выступать в качестве самостоятельной силы. Военная директория стала формироваться вокруг министра обороны. Так произошел раскол между партийным аппаратом из представителей новой буржуазии и армией.

Днем очередных выборов было назначено 26 декабря 1991 года. А обстановка в стране продолжала ухудшаться, особенно после войны в Ираке

стр. 73


и Персидском заливе (январь 1991 г.). Начался бурный всплеск арабских националистических настроений. Когда пришли сообщения об иракских ракетных атаках на Израиль, эти настроения приняли формы подлинной истерии. Оказаться в диссонансе с бурной проиракской волной правящему режиму было невозможно. Зато тотчас уловили умонастроение масс лидеры ИФС. Они сразу организовали проиракскую манифестацию в столице, выдвинули требования организовать лагеря для военной подготовки алжирских добровольцев иракского джихада, оказать прямую военную поддержку Багдаду 30 .

После внушительных демонстраций исламистов Бенджедид провел консультации с лидерами демократов для выработки программы противостояния исламистам. Однопартийный парламент не соответствовал изменившейся ситуации, так как уже существовала 41 политическая партия. Практически были возможны либо роспуск парламента при временном исполнении президентом законодательных функций, либо подтверждение полномочий данного парламента... Но при роспуске парламента требовались отставка кабинета Хамруша и образование переходного правительства 31 . Это склонило Бенджедида к принятию второго варианта, чтобы продолжить реформы. Кроме того, он не хотел брать на себя обузу законотворчества, став объектом прямой критики со стороны оппозиции.

В мае - июне 1991 г. ИФС опять спровоцировал беспорядки на улицах. Власти применили силу. Было введено чрезвычайное положение. Между тем новый глава правительства С. А. Гозали провел консультации со всеми политическими партиями страны кроме ИФС, хотя без его участия в выборах они превращались в фарс. Пользуясь этим, ИФС ужесточил свой тон. Он требовал освободить из заключения своих лидеров Мадани и Бенхаджа и выдвинул их кандидатуры в парламент. Их освобождение было бы воспринято общественным мнением как извинение и снятие с них вины за июньские события. Значит, ответственность за события легла бы на президента. Военные же хотели руководителей ИФС, виновных в покушении на государственную безопасность, предать трибуналу 32 .

Руководство ФНО осуществляло негласные контакты с лидерами ИФС. Одним из результатов стало согласие президента выпустить на свободу шейхов А. Хашени и М. Сиада. Была также обещана амнистия другим руководителям ИФС, но после проведения над ними официального судебного процесса, в январе 1992 года. ФНО уже не был монолитен. Реформаторы, объединившись с умеренным происламским направлением, контролировали положение в ЦК. Им удалось отодвинуть старую бумедьеновскую гвардию и не допустить выдвижения ее кандидатов по партийным спискам. В свою очередь бумедьеновцы выставили свои кандидатуры в качестве независимых и повели критику реформаторов, а известный политический деятель Б. Абдессалям выступил с призывом к активистам ФНО высказать недоверие руководству ФНО. Отражением этих разногласий стали решения внеочередного пленума ЦК ФНО накануне выборов. Членам ФНО, баллотировавшимся по спискам независимых, было предписано снять свои кандидатуры.

Общий просчет реформаторов, сделавших ставку на непопулярного Хамруша. негативно сказался на итогах выборов. Победа партии ИФС в первом же туре парламентских выборов 26 декабря 1991 г. ожидалась, но ее размеры удивили. Ведь голоса избирателей пытались завоевать более четырех десятков партий. Фронт социалистических сил, занявший второе место, получил 20 мест; ФНО 16, что выглядело очень неубедительным по сравнению со 187 местами ИФС, выступившего под лозунгом "Нет ни конституции, ни закона. Коран - вот конституция и закон" 33 .

За пять дней до второго тура выборов Бенджедид подал в отставку. Приведенные им в официальном заявлении причины, чисто формальные, не отражали всей сути происшедшего: "Перед лицом серьезного развития событий я долго думал о возникшей ситуации и о возможных решениях. Единственный вывод: я не могу в полной мере осуществлять мои функции в соответствии с данной мною клятвой. Решение состоит в том, чтобы уйти с политической арены. Я рассматриваю это как жертву, которую приношу

стр. 74


в высших интересах нации". Реально же отставка была вызвана давлением военных, подозревавших Бенджедида в том, что он заключил тайный договор с ИФС, и недовольных его нежеланием ввести чрезвычайное положение. К тому же исламисты хотели усилить контроль над военными расходами, чем изначально ведал Генштаб 34 .

После отставки Бенджедида премьер Гозали обратился к армии с просьбой принять меры для поддержания порядка. Военные отреагировали быстро. Еще неделей раньше они стали концентрировать силы в районе столицы. Им уже было известно, к чему приводит приход к власти религиозных фундаменталистов. Перед глазами всех стоял опыт Ирана. Возникла дилемма: поступить "по правилам" и дать победившим прийти к власти в соответствии с конституцией или помешать этому ценой нарушения конституции. Военные избрали второй путь и фактически совершили государственный переворот. Результаты выборов были аннулированы. 14 января на смену просуществовавшему всего три дня Высшему совету безопасности пришел Высший государственный совет.

Так отставка Бенджедида закрепила поражение ФНО на выборах, явившись следствием "износа" режима, 30 лет господствовавшего в Алжире. Но противоречия между военными и исламистами остались. А Шадли ушел в тень. Он живет ныне в своей резиденции, не принимая прямого участия в общественной жизни и государственной деятельности.

Примечания

1. BLIN L., ABDI N., REDJALA R. Algerie: 200 hommes de pouvoir. P. 1986, p. 47.

2. Le Monde (Paris), 8.X.1988; Аш-Шааб (Alger), 26.II. 1980.

3. Revolution africaine (Alger), 1980, N 855.

4. Аш-Шааб, 26.II.1980.

5. JULIEN CH.-A. L'Afrique du Nord en marche. P. 1952, p. 304.

6. FRANCOS A., SERENI J. P. Un algerien homme Boumediene. P. 1976, p. 67.

7. El-Moudjahid, 31.X.1984.

8. КОНДРАТЬЕВ Г. С. Армия алжирской революции. М. 1979, с. 121.

9. KADDACHE M. Histoire du nationalisme algerien. Vol. II. Alger. 1980, p. 340.

10. El-Moudjahid, 12.XI.1980.

11. BENAKEZOUH CH. La deconcentration en Algerie. Alger. 1984, p. 54; Le Monde, 12.II.1980.

12. El-Moudjahid, 12.III.1980.

13. Revolution africaine, N 855.

14. El-Moudjahid, 20 - 21.VI. 1980.

15. El-Moudjahid, 31.X.1984.

16. El-Moudjahid, 25.XII. 1985.

17. Арабский мир: три десятилетия независимого развития. М. 1990, с. 164.

18. Revolution africaine, 1984, N 1030, r. 7.

19. El-Moudjahid, 26.XII. 1983.

20. OURABAH M. Les transformations economiques de l'Algerie. Alger. 1984, p. 78; Revue algerienne des sciences juridiques, economiques et politiques (Alger), 1982, N 5; BOUKHOBZA M. Octobre 88: evolution ou rupture? Alger. 1991, p. 238.

21. Le Monde, 4.XI. 1979.

22. Le Monde, 12.XI. 1979.

23. Annuaire statistique de l'Algerie 1985. Alger. 1986.

24. ECREMENT M. Independance politique et liberation economique. Alger. 1986, p. 98.

25. Maghreb- Machrek (Paris), 1990, N 1286.

26. El-Moudjahid, 30.X.1984.

27. El-Moudjahid, 5.X.1988.

28. Азия и Африка сегодня, 1989, N 9, с. 9.

29. Le Monde, 15.VI. 1990.

30. Algerie actualite (Alger), 30.II.1991.

31. Revolution africaine, 1991, N 4.

32. Monde diplomatique, 1992, N 2.

33. Аль-Мункиз (Alger), 7.III.1992.

34. QRANDGUILLAUME G. Symbolisme et politique. P. 1992, p. 48.


© libmonster.ru

Постоянный адрес данной публикации:

https://libmonster.ru/m/articles/view/ШАДЛИ-БЕНДЖЕДИД

Похожие публикации: LРоссия LWorld Y G


Публикатор:

Россия ОнлайнКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: https://libmonster.ru/Libmonster

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

М. А. Сапронова, ШАДЛИ БЕНДЖЕДИД // Москва: Либмонстр Россия (LIBMONSTER.RU). Дата обновления: 04.06.2021. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/ШАДЛИ-БЕНДЖЕДИД (дата обращения: 28.03.2024).

Автор(ы) публикации - М. А. Сапронова:

М. А. Сапронова → другие работы, поиск: Либмонстр - РоссияЛибмонстр - мирGoogleYandex

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Похожие темы
Публикатор
Россия Онлайн
Москва, Россия
170 просмотров рейтинг
04.06.2021 (1028 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
0 голос(а,ов)
Похожие статьи
ЛЕТОПИСЬ РОССИЙСКО-ТУРЕЦКИХ ОТНОШЕНИЙ
Каталог: Политология 
4 часов(а) назад · от Zakhar Prilepin
Стихи, находки, древние поделки
Каталог: Разное 
ЦИТАТИ З ВОСЬМИКНИЖЖЯ В РАННІХ ДАВНЬОРУСЬКИХ ЛІТОПИСАХ, АБО ЯК ЗМІНЮЄТЬСЯ СМИСЛ ІСТОРИЧНИХ ПОВІДОМЛЕНЬ
Каталог: История 
3 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
Туристы едут, жилье дорожает, Солнце - бесплатное
Каталог: Экономика 
4 дней(я) назад · от Россия Онлайн
ТУРЦИЯ: МАРАФОН НА ПУТИ В ЕВРОПУ
Каталог: Политология 
5 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
ТУРЕЦКИЙ ТЕАТР И РУССКОЕ ТЕАТРАЛЬНОЕ ИСКУССТВО
7 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
Произведём расчёт виртуального нейтронного астрономического объекта значением размера 〖1m〗^3. Найдём скрытые сущности частиц, энергии и массы. Найдём квантовые значения нейтронного ядра. Найдём энергию удержания нейтрона в этом объекте, которая является энергией удержания нейтронных ядер, астрономических объектов. Рассмотрим физику распада нейтронного ядра. Уточним образование зоны распада ядра и зоны синтеза ядра. Каким образом эти зоны регулируют скорость излучения нейтронов из ядра. Как образуется материя ядра элементов, которая является своеобразной “шубой” любого астрономического объекта. Эта материя является видимой частью Вселенной.
Каталог: Физика 
8 дней(я) назад · от Владимир Груздов
Стихи, находки, артефакты
Каталог: Разное 
8 дней(я) назад · от Денис Николайчиков
ГОД КИНО В РОССИЙСКО-ЯПОНСКИХ ОТНОШЕНИЯХ
8 дней(я) назад · от Вадим Казаков
Несправедливо! Кощунственно! Мерзко! Тема: Сколько россиян считают себя счастливыми и чего им не хватает? По данным опроса ФОМ РФ, 38% граждан РФ чувствуют себя счастливыми. 5% - не чувствуют себя счастливыми. Статистическая погрешность 3,5 %. (Радио Спутник, 19.03.2024, Встречаем Зарю. 07:04 мск, из 114 мин >31:42-53:40
Каталог: История 
9 дней(я) назад · от Анатолий Дмитриев

Новые публикации:

Популярные у читателей:

Новинки из других стран:

LIBMONSTER.RU - Цифровая библиотека России

Создайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Сохраните навсегда своё авторское Наследие в цифровом виде. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора.
Партнёры библиотеки
ШАДЛИ БЕНДЖЕДИД
 

Контакты редакции
Чат авторов: RU LIVE: Мы в соцсетях:

О проекте · Новости · Реклама

Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)
Сохраняя наследие России


LIBMONSTER NETWORK ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА

Россия Беларусь Украина Казахстан Молдова Таджикистан Эстония Россия-2 Беларусь-2
США-Великобритания Швеция Сербия

Создавайте и храните на Либмонстре свою авторскую коллекцию: статьи, книги, исследования. Либмонстр распространит Ваши труды по всему миру (через сеть филиалов, библиотеки-партнеры, поисковики, соцсети). Вы сможете делиться ссылкой на свой профиль с коллегами, учениками, читателями и другими заинтересованными лицами, чтобы ознакомить их со своим авторским наследием. После регистрации в Вашем распоряжении - более 100 инструментов для создания собственной авторской коллекции. Это бесплатно: так было, так есть и так будет всегда.

Скачать приложение для Android