Шамановедение как самостоятельная область этнологических исследований обладает определенной теоретической базой, которая формировалась на протяжении почти трех последних веков. Однако эта база весьма далека от совершенства, что подтверждают значимые разногласия изложенных в публикуемых статьях концепций. Любопытно также, что авторы, представляющие научные школы различных стран мира, опираются в своих работах на несовпадающий круг литературы, хотя рассматривают один и тот же предмет.
Во многом это вызвано сложностью и неоднозначностью самого предмета анализа. Именно потому вопросы: что такое шаманство/шаманизм, кого можно назвать шаманом, кто такие "белые шаманы" и т.д. нельзя считать решенными до сих пор, не говоря уже о том, что проблемы транса и экстаза, измененных и необычных состояний сознания, рассматриваемые в парадигмах различных наук, вряд ли могут быть самостоятельно решены этнологами-шамановедами. Исследователи стремятся предложить новые возможности анализа различных шамановедческих проблем, но синкретизм, заложенный в самом феномене шамана/шаманизма, требует - со всей очевидностью - не оригинальных методических конструктов-этнологов, а серьезной интердисциплинарной и интегративной работы.
Основой теоретических разногласий, представленных в публикациях, стал, на первый - поверхностный - взгляд, вопрос о трансе и экстазе, который по-разному видят и пытаются решать авторы. Однако за этим скрывается важнейшая проблема оценки феномена шамана, в роли которого оказываются очень разные в психофизиологическом отношении личности, а также производного от него феномена шаманизма, от трактовки которого (то как религиозной системы, то как сложнейших по своей природе практик и техник на основе измененных состояний сознания (ИСС)) зависит методическая сторона работы с информаторами и методология исследования полученных материалов.
В первой статье, принадлежащей ученому из Франции Р. Амайон1, известной своим непримиримым отношением к идеям практического освоения шаманских техник и углубленному интердисциплинарному изучению феномена шаманизма, речь идет об отказе от изучения транса и экстаза как психофизиологических проявлений деятельности адептов, что вполне обоснованно в ее варианте видения шамана. Согласно ее установкам, шаманы в основном лицедействуют в своих мистериях, что дает право этнологу изучать шаманизм "в концепции символического восприятия". Нельзя не согласиться с автором: при таком понимании феномена и подобном научном подходе от
Валентина Ивановна Харитонова - доктор исторических наук, кандидат филологических наук, доцент, ведущий научный сотрудник Института этнологии и антропологии РАН.
стр. 3
терминов "транс" и "экстаз", неимоверно запутанных и искаженных в этнологии, лучше всего просто отказаться.
Однако, как убедительно показывает автор следующей статьи У. Йохансен (Германия)2, этнология в сфере шамановедения сделала настолько много в плане изучения камланий и самих шаманов с учетом их специфических психофизиологических особенностей, что отказываться от исследования трансово-экстатических состояний нет необходимости и смысла, тем более что именно они лежат в основе различных шаманских техник. Рассматривая две основные техники шаманов ("шаманское путешествие" и "вселение духа"), автор статьи не только анализирует их, опираясь на важную работу своей предшественницы А. -Л. Сиикалы (Siikala 1978), описавшей акт шаманского камлания через трансформации психофизиологических состояний шамана, но и, продемонстрировав различные "историко-географические" истоки техник, предлагает карту-схему их распространения. Последнее, думается, требует серьезной дополнительной работы с привлечением известных материалов и значительных уточнений, однако не противоречит ситуации в целом: "вселение духа" именно как ритуальная техника более свойственна южноазиатскому региону, в то время как к "шаманскому путешествию" тяготеют адепты шаманизма в иных местах, например, на севере Сибири.
Это, на первый взгляд, подтверждает следующая публикация - работа психотерапевта и этнолога из Австрии Д. Айгнер3, выполненная на основе ее многочисленных непальских экспедиций. Автор, будучи специалистом, приобщенным к целительским шаманским практикам4, исследует уникальные по своей эзотеричности ситуации. Впрочем, даже такая степень приобщенности к шаманству и тонкости знания материала не столько дает ответы на многочисленные вопросы, сколько порождает новые.
Предложенный Д. Айгнер вниманию читателей случай являет собой вариант техники контролируемой одержимости, основанной на суггестивных и гипнотических навыках шаманки-целительницы. Схожий тип техники встречается в различных местах, в том числе и тех, которые У. Йохансен отнесла к зоне распространения "шаманского путешествия" (см., напр.: Ксенофонтов 1992). Иное дело, что обычно она не является первоосновой именно шаманской работы, точнее, деятельности "черных шаманов". Ею могут пользоваться "белые шаманы", т.е. жрецы, она же широко представлена в процессе становления будущих практиков, многие из которых превращаются в страдальцев-мэнэреков, например. Кстати, именно строгое разграничение шаманов и жрецов ("черных" и "белых" шаманов)5 позволяет внести некоторую ясность в проблему использования различных техник адептами шаманизма. Непальские материалы Д. Айгнер прекрасно демонстрируют, как необычные психофизиологические проявления шаманов уживаются с социокультурными задачами их деятельности, что представляется проблемным для Р. Амайон.
Разумеется, неординарные шаманские сеансы требуют серьезного глубинного изучения, на чем настаивает автор следующей публикации, американский психолог С. Криппнер6. Здесь предложен перевод не самой новой его работы. Автор уже давно четко сформулировал главные постулаты, которым необходимо следовать при изучении явлений, связанных в основе своей как с психофизиологией людей особого склада, так и с необычными проявлениями психофизики Вселенной, во многом еще непонятными современной науке. Опытный исследователь-экспериментатор, С. Криппнер пытается помочь этнологам, когда они сталкиваются с непознанным, правильно организовывать и проводить соответствующие эксперименты ради постижения сути происходящего. Пожалуй, есть смысл принять советы специалиста, не один год работавшего с различными феноменами, родственными шаманским, да и с собственно шаманизмом и шаманами.
Я полагаю, и это отражено в моей статье, что будущее шамановедения за интердисциплинарной и интегративной работой представителей различных научных областей: от физиков до лириков. И именно за интердисциплинарной, но не комплексной; по-
стр. 4
следняя, особенно при отсутствии дополнительного базового образования у автора, взявшегося за такой тип исследования, ведет к нелепым ошибкам и заблуждениям.
Надеюсь, что предлагаемая здесь подборка работ станет одним из шагов если не к сближению научных позиций авторов, то, по крайней мере, к уточнению этих позиций и знакомству российских читателей с интереснейшими трудами наших зарубежных коллег. Публикуемые статьи во многом отражают сложность шамановедческой ситуации, но, очевидно, хотя бы на толику и проясняют ее.
Примечания
1 Ранее Р. Амайон высказывалась по затрагиваемым вопросам в нескольких своих работах. См., напр.: Натауоп 2004.
2 Публикуемая статья представляет собой расширенный и уточненный вариант работы автора: Johansen 2003.
3 Д. Айгнер с 1999 г. регулярно участвует в шамановедческих мероприятиях, проводимых "Центром по изучению шаманизма и иных традиционных верований и практик" при ИЭА РАН. См. публикации ее работ: Айгнер 2003; Eigner 2004 и др.
4 Д. Айгнер освоила непальские шаманско-целительские техники и получила посвящение с разрешением работать с клиентами.
5 См.: Харитонова 2006: 13 - 112, а также одну из последних работ: Болхосоев, Павлов 2006.
6 Публикуемая статья на английском языке была издана: Krippner 1999.
Литература
Айгнер 2003 - Айгнер Д. Терапевтический тренинг и визуальная антропология: два подхода к пониманию традиций целительства в культурах аборигенных народов // Матер. Междунар. интердисциплинарного науч. -практического семинара-конференции "Сакральное в традиционной культуре: методология исследования, методы фиксации и обработки полевых, лабораторных, экспериментальных материалов" М., 2003. С. 92 - 110. (Этнологические исследования по шаманству и иным традиционным верованиям и практикам (далее - ЭИ).
Болхосоев, Павлов 2006 - Болхосоев С. Б., Павлов Е. В. К проблеме дефиниции и генезиса черного шаманства у предбайкальских бурят (по материалам анализа "корней" черных шаманов западно-бурятского племени булагат) // Этнограф, обозрение. 2006. N 6. С. 106 - 115.
Ксенофонтов 1992 - Ксенофонтов Г. В. Шаманизм. Избр. тр. (публикации 1928 - 1929 гг.). Якутск, 1992.
Харитонова 2006 - Харитонова В. И. Феникс из пепла? Сибирский шаманизм на рубеже тысячелетий. М., 2006.
Eigner 2004 - Eigner D. Ways of communication in the study of the sacral // Матер. Междунар. интердисциплинарного науч. -практического конгресса "Сакральное глазами "профанов" и "посвященных"". М., 2004. Ч. 2. С. 40 - 47 (ЭИ. Т. 10).
Johansen 2003 - Johansen U. Ecstasy and Possession: a Short Contribution to a Lengthy Discussion / Ed. M. Hoppal, G. Kosa. Rediscovery of Shamanic Heritage. Bp., 2003. P. 135 - 152.
Hamayon 2004 - Hamayon R. N. Are "trance", "extasy" and similar concepts appropriate in the study of shamanism? // Shamanism. Critical Concepts in Sociology / Ed. A.A. Znamenski. L., N.Y., 2004. Vol. 3. P. 243 - 260.
Krippner 1999 - Krippner S. Psychological research methods and anomalous shamanic experiences and reports // Материалы международного конгресса "Шаманизм и иные традиционные верования и практики". Ч. 1. М., 1999. С. 150 - 164 (ЭИ. Т. 5).
Siikala 1978 - Siikala A. -L. The Rite Technique of the Siberian Shaman. Vol. 220. Helsinki, 1978.
Новые публикации: |
Популярные у читателей: |
Новинки из других стран: |
Контакты редакции | |
О проекте · Новости · Реклама |
Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту) Сохраняя наследие России |