В решениях XXIV съезда КПСС, съездов марксистско-ленинских партий братских стран, состоявшихся в 1970 - 1971 гг., отмечалось, что социалистический общественный строй, прочно утвердившийся в них, в историческом противоборстве с капитализмом доказал свою великую жизненную силу и неоспоримые преимущества во всех областях жизни и прежде всего в решающей сфере человеческой деятельности - материальном производстве.
Основой успехов стран социалистического содружества являются творческий труд народных масс, руководимых коммунистическими и рабочими партиями, преимущества плановой социалистической системы хозяйства. Наряду с этим мощным расширяющимся источником успехов, указывается в материалах съездов, является тесное единство и всестороннее сотрудничество социалистических стран, международное социалистическое разделение труда, складывающаяся социалистическая экономическая интеграция. XXIV съезд КПСС поручил Центральному Комитету "и дальше укреплять и развивать сотрудничество с коммунистическими и рабочими партиями социалистических государств, от которого в первую очередь зависит единство и сплоченность мировой системы социализма; всемерно расширять сотрудничество с социалистическими государствами в области международной политики, экономических отношений, в том числе - развития экономической интеграции; укреплять научные и культурные связи"1.
В современных исторических условиях значение единства и разностороннего сотрудничества стран социализма значительно усиливается. Это обусловлено прежде всего усложнением задач в ходе строительства развитого социалистического общества, глубоко интернационального по своей сущности и природе, обострением борьбы между двумя противоположными общественно- экономическими системами, решающей сферой которой является соревнование в области экономики, науки и техники. Стремясь ослабить позиции социализма, внести раскол в ряды мирового коммунистического и рабочего движения, подавить национально-освободительную борьбу народов, империалистические силы, их теоретические защитники прибегают к разжиганию антикоммунизма, национализма и расизма, пытаются разобщить социалистическое содружество. Это обусловливает настоятельную необходимость постоянной пропаганды идей марксизма-ленинизма и пролетарского социалистического интернационализма, дружбы и братства народов, великой созидательной силы их единства и сплоченности2.
1 "Материалы XXIV съезда КПСС". М. 1971, стр. 193.
2 См. "Правда", 22.II.1972.
стр. 17
Совместными усилиями коммунистических и рабочих партий стран социализма выработаны наиболее целесообразные и эффективные формы согласования и объединения их усилий в решении наиболее важных и сложных проблем социалистического и коммунистического строительства, развития взаимных отношений. Такими формами являются международные совещания, обмен партийно-правительственными делегациями, двусторонние и многосторонние консультации, совместная деятельность в Организации Варшавского Договора и в органах Совета Экономической Взаимопомощи. Эти формы и методы позволяют обобщать и использовать лучшее из практики каждой страны и всей социалистической системы, успешнее вырабатывать наиболее эффективную политику строительства социализма и коммунизма, наиболее правильную линию в международных отношениях.
Как показывает исторический опыт, становление и развитие нового, социалистического типа международных отношений представляют собой весьма сложный и многогранный процесс. Он связан с необходимостью преодоления тяжелого наследия многовекового господства эксплуататорских классов, которое обусловливало национальную замкнутость народов, их рознь и недоверие в условиях капитализма. Развитие сотрудничества СССР с братскими странами затруднялось отсутствием необходимого опыта и традиций. Для этого требовались время и творческий поиск. Известным тормозом явились также различия в уровнях экономического и культурного развития этих стран, доставшиеся в наследство от старого строя.
Учитывая, что международные связи между странами социализма начали развиваться лишь четверть века тому назад, они, естественно, еще не успели получить такого же закрепления в сознании народа, как их национальные связи, утверждавшиеся веками. В силу этого врагам единства социалистических стран удается иногда противопоставлять национальные и интернациональные интересы народов, хотя в действительности они глубоко связаны и взаимозависимы.
Несмотря, однако, на имеющиеся трудности и еще не решенные проблемы, сотрудничество СССР с братскими социалистическими странами развивается и совершенствуется. В Постановлении ноябрьского (1971 г.) Пленума ЦК партии "О международной деятельности ЦК КПСС после XXIV съезда КПСС" указывается, что "нашей партией вместе с братскими партиями проделана большая работа по дальнейшему сплочению социалистического содружества, развитию и углублению всестороннего и равноправного сотрудничества между входящими в него странами..."3. В постановлении майского Пленума ЦК КПСС (1972 г.) отмечается, что ленинская внешняя политика КПСС, Советского государства пользуется единодушной поддержкой всей партии, всего советского народа. Она отвечает коренным интересам Советского Союза, мирового социализма.
В настоящей статье предпринимается попытка осветить этапы развития сотрудничества стран социализма, его формы, методы и значение, основные черты и особенности социалистической экономической интеграции, комплексная программа развития которой принята XXV сессией Совета Экономической Взаимопомощи, состоявшейся в середине 1971 года4.
3 "Правда", 24.XI.1971.
4 Кроме совместных документов коммунистических и рабочих партий, материалов их съездов и пленумов, в которых нашли отражение дальнейшее развитие и конкретизация положений марксизма-ленинизма о принципах, формах, методах и значении различных форм сотрудничества братских стран, развития социалистической экономической интеграции, опубликовано много ценных книг и статей по данной теме в СССР и других странах социализма. В их числе: "Мировая социалистическая система хозяйства". Тт. 1 - 4. М. 1966 - 1967; "Ресурсы и международное сотрудничество". М. 1968; "Проблемы координации народнохозяйственных планов стран СЭВ". М.
стр. 18
Первой формой объединения усилий СССР и других социалистических стран в строительстве нового общества в послевоенные годы явилось их военно- политическое сотрудничество, необходимость и закономерность которого была обусловлена прежде всего потребностями защиты завоеваний народа в молодых социалистических странах от агрессивных устремлений международного империализма. Оно содействовало также восстановлению разрушенного войной народного хозяйства, осуществлению социально-экономических преобразований, обеспечению мирных условий социалистического строительства. Большую роль в решении этих задач сыграли договоры о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи, заключенные СССР еще во время войны и в первые послевоенные годы с другими социалистическими странами, а также непосредственно между ними. Важное значение для защиты социалистических завоеваний, создания условий мирного созидательного труда, укрепления единства и сплоченности социалистических стран имело создание в 1955 г. Организации Варшавского Договора, объединившей семь европейских социалистических стран и ставшей мощным барьером на пути империалистической агрессии и реваншизма, надежным гарантом безопасности социалистических государств. Организация Варшавского Договора является ныне главным центром координации внешнеполитической деятельности стран социализма. Советский Союз, другие союзные страны уделяют большое внимание дальнейшему совершенствованию этой важной формы их сотрудничества с целью ускорения строительства социализма и коммунизма и ослабления международной напряженности.
По мере осуществления социально-экономических преобразований, восстановления и развития экономики происходило расширение и совершенствование различных форм экономического, научно-технического и культурного сотрудничества социалистических стран, их братской взаимопомощи. На первых этапах социалистического строительства братские страны использовали в основном формы взаимных экономических связей, оставшиеся в наследство от капитализма. Они заключались в двустороннем торговом обмене по краткосрочным соглашениям. Кроме того, Советский Союз предоставлял менее развитым странам кредитную и научно-техническую помощь. В последующие годы были выработаны новые формы и методы сотрудничества, более полно соответствовавшие возможностям и потребностям социалистического строительства, развития мировой социалистической системы.
Большую роль в развитии и совершенствовании традиционных и новых форм сотрудничества СССР с другими социалистическими
1968; "Экономические основы мировой социалистической системы". М. 1968; "Развитие экономического сотрудничества социалистических стран". М. 1969; "Экономический механизм сотрудничества стран социализма". М. 1970; "Проблемы экономической интеграции стран - членов СЭВ". М. 1970; М. А. Лесечко - Советский Союз в системе международного социалистического разделения труда стран - членов СЭВ. М. 1970; А. Апро. Сотрудничество стран - членов СЭВ в экономических организациях социалистических стран. М. 1969; Н. В. Фаддеев. Совет Экономической Взаимопомощи. М. 1969; П. М. Алампиев, О. Т. Богомолов, Ю. С. Ширяев. Экономическая интеграция - объективная потребность развития мирового социализма. М. 1971; М. В. Сенин. Социалистическая интеграция. М. 1969; Т. Кишш. Проблемы социалистической интеграции стран СЭВ. М. 1971; Г. Е. Желев. Проблемы воспроизводства и международного разделения труда в странах - членах СЭВ. М. 1971; Е. Матеев. Международното социалистическо разделение на труда и икономическото развитие на НРБ. София. 1969; М. Петров. Научно-техническата интеграция между страните от СИВ. София. 1971; М. Савов. Ценообразуването на световния социалистически пазар. София. 1971; Nyers Rezso. A szocjalista gardasagi intergvacio kerdesci. Budapest. 1969; "Aussenwirtschaft und Wachstum". Bd. III. B. 1968; "Integracja economiezna krajow socjalistycznych". Warszawa. 1970; J. Soldaczuk. Handel miedzynarodowy a rozwoj gospodarczy w socjallizmie. Warszawa. 1970; S. Polaczek. Integracja gospodarcza krajow socjalistycznych a handel zagraniczny Polski. Warszawa. 1971; M. Guzek. Miedzynarodowa integracja gospodarcza w socjalizmie. Warszawa. 1971, и ряд других.
стр. 19
странами сыграло создание в 1949 г. Совета Экономической Взаимопомощи - первой и единственной в своем роде международной социалистической экономической организации. Это положило начало второму этапу сотрудничества стран социализма, важной характерной чертой которого является значительное расширение многосторонних хозяйственных связей братских стран в рамках СЭВ. Эта организация стала своеобразной международной лабораторией по разработке и обоснованию различных форм и методов многостороннего сотрудничества. СЭВ олицетворяет новый, социалистический тип международных экономических отношений. Сотрудничество СССР с братскими странами в рамках СЭВ всемерно содействует их социальному и экономическому прогрессу, позволяет избегать случаев давления или даже политического шантажа со стороны империалистических государств, влияния на социалистические страны неблагоприятных колебаний конъюнктуры на мировом капиталистическом рынке.
С образованием мировой системы социализма на основе развития различных форм экономического и научно-технического сотрудничества братских стран начало складываться и развиваться международное социалистическое разделение труда. Оно является важным средством наиболее рационального и эффективного использования материальных, трудовых и природных ресурсов каждой социалистической страны и преимуществ мировой социалистической системы в целях быстрого экономического и научно-технического прогресса всех социалистических государств. Разделение труда содействует экономии общественного труда, быстрой индустриализации менее развитых в экономическом отношении стран и ликвидации унаследованных от капитализма различий в уровнях экономического развития стран социализма, упрочению экономической мощи и независимости всего социалистического содружества в целом.
Характерные черты и особенности разделения труда между социалистическими странами сформулированы в "Основных принципах международного социалистического разделения труда", выработанных совместными усилиями стран - членов СЭВ и сыгравших важную роль в развитии их взаимного сотрудничества. В противоположность анархическому международному разделению труда в условиях капитализма разделение труда между социалистическими странами организуется и развивается сознательно и планомерно, на основе познания и использования экономических законов социализма. Оно несет в себе крупные возможности ускорения развития экономики, увеличения производства материальных благ. На основе международного социалистического разделения труда, широкой специализации и кооперирования производства национальные хозяйства стран социализма могут развиваться более эффективно, дополняя друг друга.
На втором этапе основным средством развития и совершенствования всех форм экономического и научно-технического сотрудничества СССР со странами социализма, международного социалистического разделения труда становится координация народнохозяйственных планов стран - членов СЭВ. Это качественно новое явление в международных экономических отношениях, присущее только мировой социалистической системе, наиболее эффективное средство сознательного использования закона планомерного, пропорционального развития в целях увязки хозяйственной деятельности братских стран и всего мирового социалистического хозяйства.
Первый опыт координации народнохозяйственных планов социалистических стран был осуществлен в 1954 г., когда были согласованы отдельные вопросы сотрудничества стран СЭВ на 1956 - 1960 годы. В ходе координации планов стран - членов СЭВ на 1961 - 1965 гг. был обсужден и согласован более широкий круг проблем их хозяйственного
стр. 20
сотрудничества. Одна из особенностей первоначального периода координации планов стран СЭВ состояла в том, что до 1965 г. она осуществлялась на основе уже утвержденных национальных планов, что суживало в известной мере возможности увязки хозяйственной деятельности этих стран.
Координация планов стран СЭВ на 1966 - 1970 гг. и особенно на 1971 - 1975 гг. проводилась в ходе их разработки национальными плановыми органами по более широкому кругу показателей, на более высоком научном и организационном уровне. Это позволило странам - членам СЭВ при окончательном утверждении национальных планов более полно учесть согласованные мероприятия в ходе предварительных консультаций и переговоров по координации.
Значительно расширились непосредственные контакты между министерствами, ведомствами и другими хозяйственными организациями стран - членов СЭВ. Только за последние годы 55 советских министерств и ведомств подписали 190 протоколов и соглашений по хозяйственному сотрудничеству с 83 соответствующими организациями стран СЭВ5. Активизировалась деятельность постоянных отраслевых и экономико-финансовых комиссий СЭВ. Все это значительно расширило возможности согласования и взаимной увязки планов развития важнейших отраслей хозяйства СССР и других братских стран, обеспечения их необходимыми видами сырья и материалов, расширения межгосударственной специализации и кооперирования производства и взаимных поставок готовой продукции. Это касается главным образом таких ключевых отраслей промышленности, как энергетика, металлургия, машиностроение, химическая промышленность и некоторых других.
Большую роль в повышении уровня координации планов и укреплении планомерности развития мирового социалистического хозяйства играют экономические реформы, проводимые в большинстве социалистических стран, совершенствование планирования и управления народным хозяйством каждой страны, а также механизма развития и углубления их взаимных хозяйственных связей; расширение и планомерное использование в этих целях товарно- денежных отношений позволяют непрерывно совершенствовать экономику братских стран, их взаимные связи, повышать эффективность общественного производства. Координация планов, осуществление других мероприятий способствовали развитию имевшихся ранее и появлению новых форм хозяйственного сотрудничества социалистических стран, углублению международного социалистического разделения труда. Важным показателем этого является непрерывный рост товарооборота между социалистическими странами, расширение мирового социалистического рынка. Темпы роста взаимного внешнеторгового оборота стран - членов СЭВ превышают среднегодовые темпы роста их совокупного национального дохода и промышленного производства. Если национальный доход стран СЭВ за последние 20 лет возрос в 4,8 раза, промышленное производство - в 6,8, то взаимный товарооборот за этот же период увеличился более чем в 7 раз6.
Об огромной роли взаимного экономического сотрудничества стран СЭВ говорит тот факт, что до 60% продукции ряда отраслей промышленности ГДР, Чехословакии, Венгрии направляется на экспорт в страны СЭВ, а за счет импорта из стран СЭВ, главным образом из СССР, братские страны покрывают до 40% внутренних потребностей в сырье и материалах. Через каналы внешней торговли европейские социалистические страны реализуют от 30 до 40% национального дохода7. На взаимные поставки товаров приходится около 2/3 общего внешнеторго-
5 "Экономическая газета", 1971, N 40, стр. 20.
6 "Экономическая газета", 1971, N 33, стр. 20; N 38, стр. 7.
7 Там же; "Плановое хозяйство", 1971, N 4, стр. 30.
стр. 21
вого оборота стран-членов СЭВ, подавляющая часть экспорта и импорта важнейших видов их продукции. Только за счет ввоза из СССР европейские социалистические страны покрывают более 1/3 своих импортных потребностей в машинах и оборудовании, почти полностью - в нефти, железной руде, чугуне и до 2/3 - в прокате, каменном угле, марганцевой руде, хлопке, лесоматериалах, различном химическом сырье8. На XXIV съезде КПСС подчеркивалось, что СССР на 70% и более обеспечивает импортные потребности стран - членов СЭВ и Кубы, а также значительную часть потребностей ДРВ и КНДР в ряде важнейших видов сырья и топлива9. Поставки советского оборудования, особенно комплектного, содействуют созданию современных предприятий в важнейших отраслях промышленности стран - членов СЭВ.
В то же время Советский Союз является основным покупателем важнейших видов продукции европейских социалистических стран. Он размещает в этих странах около 3/4 всех своих внешних заказов на машины и оборудование, закупает около 70% всех ввозимых промышленных товаров народного потребления10. В СССР поставляется около 85% судов и судового оборудования, экспортируемого европейскими странами СЭВ, 60% железнодорожного подвижного состава, около 2/3 оборудования для химической и пищевой промышленности, более половины подъемно- транспортного оборудования. Только за 1966 - 1970 гг. Советский Союз импортировал из указанных стран оборудование для 54 химических заводов, более 30% тоннажа морских судов, пополнивших советский флот. Общая стоимость импортированного из этих стран оборудования за указанный период составила 12 млрд. рублей11.
"Активное сотрудничество социалистических государств в Организации Варшавского Договора, в Совете Экономической Взаимопомощи, в рамках двусторонних отношений, совместное товарищеское обсуждение возникающих вопросов, выработка и проведение единой в своей основе внешнеполитической линии, тесная координация практических действий - все это умножает мощь социализма, усиливает его воздействие на ход мировых событий", - говорил Л. И. Брежнев в речи на XIV съезде КПЧ12.
Несмотря на достигнутые успехи, на XXIV съезде КПСС, съездах других братских партий отмечалось, что масштабы и эффективность сотрудничества стран - членов СЭВ на современном этапе не полностью соответствуют возможностям и потребностям социалистических стран, всей мировой социалистической системы. Практика показала необходимость дальнейшего углубления международного социалистического разделения труда, более тесной увязки народнохозяйственных планов, развития социалистической экономической интеграции. Сотрудничество братских стран должно стать более разносторонним и глубоким, охватить более широкие области деятельности. В Директивах XXIV съезда КПСС по пятилетнему плану развития народного хозяйства СССР на 1971 - 1975 гг. указывается, что необходимо совершенствовать методы и формы внешнеэкономических связей, повышать инициативу и ответственность министерств и предприятий в развитии эффективных для народного хозяйства внешнеэкономических связей, последовательно распространять принципы хозрасчета на область внешнеэкономических связей, повышать материальную заинтересованность всех звеньев внешней торговли и промышленности в выполнении международных обязательств и достижении высокой эффективности экономического и научно-технического сотрудничества, а также их ответственность в этом деле.
8 "Известия", 25.IX.1969.
9 См. "Материалы XXIV съезда КПСС", стр. 8.
10 "Мир социализма в цифрах и фактах, 1969 г.". М. 1970, стр. 146.
11 "Вопросы экономики", 1971, N 10, стр. 4 - 5.
12 "Правда", 27.V.1971.
стр. 22
Решение о необходимости дальнейшего расширения и углубления всех форм сотрудничества, разработки широкой программы развития социалистической экономической интеграции было принято на XXIII (специальной) сессии СЭВ (апрель 1969 г.), в работе которой приняли участие первые секретари ЦК коммунистических и рабочих партий и главы правительств стран - членов СЭВ. Исходя из задач, поставленных коммунистическими и рабочими партиями в области экономического и социально-политического развития своих стран на текущую пятилетку и более отдаленную перспективу, совместными усилиями стран СЭВ была разработана "Комплексная программа дальнейшего углубления и совершенствования сотрудничества и развития социалистической экономической интеграции стран - членов СЭВ". На XXV сессии СЭВ, состоявшейся в середине 1971 г., эта программа была единодушно принята. Она рассчитана на поэтапную реализацию в течение 15 - 20 лет. Ее практическое осуществление положило начало третьему, более высокому в качественном отношении этапу сотрудничества между СССР и другими социалистическими странами.
Как отмечается в Комплексной программе, страны - члены СЭВ исходят из того, что "достигнутый ими высокий уровень развития производительных сил, крупные структурные изменения в сфере производства и потребления, актуальность задач осуществления научно-технической революции, всемерного ускорения технического прогресса, повышения эффективности общественного производства и подъема народного благосостояния, а также характер социалистических производственных отношений и требования классовой борьбы с империализмом делают жизненно необходимым постоянное углубление и совершенствование экономического и научно-технического сотрудничества стран - членов СЭВ и развития социалистической экономической интеграции, развития их экономических и научно-технических отношений с остальными социалистическими странами"13. Социалистическая экономическая интеграция представляет собой качественно новый этап сознательного использования коммунистическими и рабочими партиями стран - членов СЭВ объективной исторической тенденции к интернационализации производительных сил, всей общественной жизни стран и народов. Эта тенденция, вполне явственно обнаруживающаяся уже при капитализме, получает дальнейшее развитие и завершение в ходе социалистического и коммунистического строительства. Касаясь этого вопроса, В. И. Ленин говорил, что вся "хозяйственная, политическая и духовная жизнь человечества все более интернационализируется уже при капитализме. Социализм целиком интернационализирует ее"14.
Социально-экономическая) сущность интеграции, ее характерные черты, особенности и последствия, формы и методы осуществления определяются природой общественного строя интегрирующихся стран, присущими ему объективными экономическими законами. В силу этого социалистическая экономическая интеграция по своей экономической сущности, формам и методам осуществления, промежуточным и конечным целям имеет коренные и неоспоримые преимущества по сравнению с капиталистической интеграцией. Социалистическая экономическая интеграция опирается на однотипную экономическую основу социалистических стран - общественную собственность на средства производства; на однотипный государственный строй этих стран - власть трудящихся во главе с рабочим классом; на единую идеологию - марксизм-ленинизм.
13 "Комплексная программа дальнейшего углубления и совершенствования сотрудничества и развития социалистической экономической интеграции стран - членов СЭВ". М. 1971, стр. 6 - 7.
14 В. И. Ленин. ПСС. Т. 23, стр. 318.
стр. 23
При развитии интеграции, как и всех форм взаимных связей, социалистические страны, их марксистско-ленинские партии руководствуются принципами социалистического интернационализма, уважения Государственного суверенитета, независимости национальных интересов, невмешательства во внутренние дела друг друга, полного равноправия, взаимной выгоды и товарищеской взаимопомощи. В силу всего этого социалистическая экономическая интеграция свободна от неразрешимых противоречий, присущих капиталистической интеграции. Она не сопровождается созданием каких-либо наднациональных органов, не ограничивает политического и экономического суверенитета участвующих в ней стран, не затрагивает их право самостоятельно решать проблемы своего внутреннего развития, хозяйственной и финансовой деятельности. Социалистическая экономическая интеграция не препятствует гармоничному индустриальному развитию всех участвующих в ней стран, как это имеет место в условиях капитализма, а создает для этого весьма благоприятные условия, всемерно стимулирует этот процесс.
Развитие социалистической экономической интеграции, отмечается в Комплексной программе, представляет собой сознательно и планомерно регулируемый коммунистическими и рабочими партиями и правительствами стран - членов СЭВ процесс углубления международного социалистического разделения труда, сближения экономики и формирования современной, высокоэффективной структуры национальных хозяйств, постепенного сближения и выравнивания уровней экономического развития стран СЭВ, формирования глубоких и устойчивых связей в основных отраслях экономики, науки и техники, расширения и укрепления международного рынка этих стран и совершенствования товарно-денежных отношений.
Главным звеном и важнейшим направлением социалистической экономической интеграции, как указывается в Комплексной программе, является усиление планомерности взаимных связей стран СЭВ на основе совершенствования национального планирования, координации пятилетних народнохозяйственных планов и более долгосрочных программ экономического и научно-технического развития, составления совместных планов для некоторых отраслей и видов производства. В целях неуклонного усиления планомерности в развитии социалистической экономической интеграции страны - члены СЭВ договорились проводить взаимные консультации по вопросам экономической и научно-технической политики с тем, чтобы создать более благоприятные условия для дальнейшего углубления разделения труда, постепенной разработки и реализации согласованной стратегии развития социалистической экономической интеграции, ускорения прогресса экономики стран - членов СЭВ и социалистического содружества в целом, оказания содействия) более быстрому и эффективному развитию экономики менее развитых в промышленном отношении стран.
В результате успешной деятельности СЭВ к середине 60-х годов сложились следующие основные формы экономического и научно-технического сотрудничества между СССР и другими странами социализма, развивающиеся на основе двусторонних и многосторонних соглашений: техническое содействие в сооружении народнохозяйственных объектов; совместное строительство хозяйственных объектов и совместное их использование, особенно в области топливной и сырьевой базы; создание совместных производственных, экономических и научно-технических объектов, предприятий и организаций в различных областях деятельности; научно- техническое сотрудничество; специализация и кооперирование производства в важнейших отраслях народного хозяйства; торговые и кредитные отношения.
Комплексная программа интеграции предусматривает дальнейшее совершенствование сотрудничества между СССР и другими странами со-
стр. 24
циализма в расширении мощностей, повышении технического уровня и эффективности производства, в увеличении выпуска важнейших видов промышленной продукции. Исключительно важную роль в решении этих задач играет взаимное техническое содействие в строительстве крупных народнохозяйственных объектов. Оно осуществляется путем совместного проведения изыскательских и проектных работ, взаимопоставок комплектного оборудования для строящихся предприятий и командирования специалистов для оказания помощи в монтаже этого оборудования, пуске строящихся предприятий в эксплуатацию и освоении выпуска продукции, а также путем подготовки необходимых кадров для строящихся объектов. Если в первые послевоенные годы техническое содействие братским странам исходило главным образом от Советского Союза, то в настоящее время оно оказывается взаимно всеми странами - членами СЭВ, хотя и в различной степени.
Объем и темпы роста технического содействия братским социалистическим странам со стороны СССР с каждым годом увеличиваются. Если за 1960 - 1965 гг. среднегодовые темпы прироста объема технического содействия СССР были на уровне 1,4%, то в годы минувшей пятилетки они возросли до 8,9%. Объем технического содействия ГДР, например, за последние 10 лет увеличился в 10 раз, Монголии - примерно в 6, Болгарии - в 4, Чехословакии - в 3 раза. Расширилось техническое содействие и другим социалистическим государствам. На начало 1971 г. из 1695 объектов (предприятий, цехов, отдельных установок), которые при техническом содействии СССР строились в других социалистических странах на основе имеющихся межгосударственных соглашений, введены в эксплуатацию 1172 объекта. В том числе в Болгарии - 106, Венгрии - 47, ГДР - 16, Монголии - 167, Польше - 95, Румынии - 95, Чехословакии - 16, Югославии - 22, на Кубе - 97, в ДРВ - 157, КНДР - 5315.
Мощность предприятий, сооружаемых в социалистических странах при техническом содействии СССР (на начало 1971 г.)16
|
Единица измерения |
Мощности, стр-во которых предусмотрено соглашениями |
В т. ч. мощности, уже введенные в эксплуатацию |
Электроэнергия (установленные мощности) |
млн. квт |
38,2 |
18,0 |
Уголь (добыча и обогащение) |
млн. т |
43,2 |
35,2 |
Чугун |
" |
17,3 |
15,2 |
Сталь |
" |
24,0 |
15,8 |
Прокат |
" |
26,8 |
17,4 |
Нефтепродукты (переработка сырой нефти) |
" |
33,0 |
17,0 |
Азотные удобрения (по аммиаку) |
тыс. т |
1577,0 |
1182,0 |
Фосфорные удобрения . |
" |
575,0 |
400,0 |
Синтетический каучук |
" |
146,0 |
101,0 |
Сода кальцинированная |
" |
1370,0 |
170,0 |
Цемент |
" |
2020,0 |
2020,0 |
Оборудование (металлургическое, кузнечно-прессовое, горно-шахтное, подъемно-транспортное) |
" |
80,0 |
80,0 |
Тракторы |
тыс. шт. |
72,0 |
57,0 |
15 "Экономическая газета", 1971, N 41, стр. 20; "Внешняя торговля", 1971, N 11, стр. 19.
16 "Экономическая газета", 1971, N 41, стр. 20.
стр. 25
Как видно из таблицы, при техническом содействии СССР в братских социалистических странах сооружены или сооружаются главным образом предприятия тяжелой индустрии - основы их экономики. Удельный вес обязательств по строительству предприятий этой отрасли в общем объеме обязательств Советского Союза составляет около 80%. За период с 1950 г. по 1969 г. при техническом содействии СССР в странах СЭВ введено в действие 52 электростанции мощностью свыше 10,5 млн. квт. В настоящее время строятся электростанции, в том числе атомные, мощностью 4 млн. квт17. В обрабатывающей промышленности помощь оказывается в развитии прежде всего таких отраслей, как автомобилестроение, тракторостроение, производство сельскохозяйственных машин, производство подшипников, автоматических линий, вычислительной техники и других важных видов продукции. На базе технического содействия СССР в сооружении предприятий и импорта значительной части их продукции в СССР в ряде стран СЭВ сложились такие отрасли, как судостроение, производство железнодорожных вагонов, прокатного оборудования, различных электродвигателей и др. Наряду с объектами тяжелой индустрии строятся также объекты легкой и пищевой промышленности, культурно-бытового назначения.
Построенные при техническом содействии СССР предприятия играют исключительно важную роль в подъеме народного хозяйства социалистических стран, в обеспечении их потребностей в важнейших видах продукции. В Болгарии на долю таких предприятий приходится 95% производимых в стране черных металлов, 85% цветных металлов, 60% электроэнергии, 55% химической продукции, 80% продукции нефтехимической промышленности и нефтепереработки18; в Венгрии - 30% выплавки стали, 50% азотных удобрений, 100%) холоднокатаного листа, 15% установленных мощностей электростанций; в Польше - 40% общей выплавки стали, 35% проката черных металлов, 46% производства меди, 44%) переработки нефти, около 28% общей установленной мощности всех электростанций страны; на Кубе - 70% выплавки стали, 30% установленной мощности электростанций страны19; в ДРВ на указанных предприятиях производится около 46% всей производимой в стране электроэнергии, 64% каменного угля, 100% олова и суперфосфата; на долю созданных с советской помощью совхозов приходится 100% площадей, занятых плантациями гевеи, 98% кофе, 70% чая20.
В текущем пятилетии Советский Союз будет продолжать оказывать социалистическим странам техническое содействие в сооружении предприятий энергетической, машиностроительной, нефтеперерабатывающей, химической и других отраслей промышленности, а также различных объектов в области сельского хозяйства, транспорта, связи, культурно-бытового назначения. Всего за 1971 - 1975 гг. в странах СЭВ с помощью СССР будет сооружено около 400 различных объектов21.
Одна из особенностей технического содействия со стороны СССР состоит в том, что поставки оборудования и оказание содействия в строительстве предприятий тесно увязываются с поставками в соответствующие страны различных видов сырья и материалов, необходимых для деятельности строящихся предприятий. Поставки комплектного оборудования и оказание других видов технического содействия осуществляются, как правило, в кредит, погашение которого происходит в значительной части встречными поставками продукции строящихся предприятий после введения их в эксплуатацию. Продукция многих предприятий, построенных при техническом содействии СССР и других братских
17 "Коммунист", 1971, N 4, стр. 84.
18 "Правда", 2.XI.1971.
19 "Страны социализма в цифрах и фактах, 1971 г.", стр. 145 - 146.
20 "За рубежом", 1971, N 40, стр. 10.
21 "Правда", 27.III.1971.
стр. 26
стран, является важной статьей экспорта из этих стран. Так, многие виды продукции такого рода машиностроительных предприятий Болгарии (электротельферы, различные автопогрузчики, электромоторы, огородные тракторы и другие) поставляются; в СССР и другие страны.
Ускорению экономического развития социалистических стран, их интеграции, повышению технического уровня и эффективности экономики содействует функционирование различных объектов, организаций и предприятий, созданных совместными усилиями ряда стран. Эти объекты и организации создаются на основе договоров, заключаемых между соответствующими странами, их государственными органами и хозяйственными организациями. Например, объединенные энергосистемы "Мир" позволили значительно расширить взаимные поставки электроэнергии (они возросли с 5,5 млрд. квт.ч в 1965 г. до 13 млрд. квт.ч в 1970 г., а к 1975 г. достигнут 33 млрд. квтч), оказывать необходимую помощь друг другу в случаях аварий, более эффективно использовать имеющиеся энергетические мощности. Установленная мощность совместно работающих энергетических систем в конце 1970 г. достигла 55 млн. квтч22. Согласно имеющимся расчетам, экономия на капиталовложениях и эксплуатационных расходах, полученная в результате объединения энергосистем, более чем в 2 раза превысила сумму расходов на строительство соединительных линий электропередач; Чистый экономический эффект, получаемый странами с учетом затрат на строительство соединительных линий электропередач, оценивается В 1200 мегаватт мощности электростанций. Другими словами, на такую величину можно уменьшить ввод мощностей в энергосистемах стран - членов СЭВ23.
Сооруженный совместными усилиями СССР, Венгрии, Польши, ГДР и Чехословакии крупнейший в мире нефтепровод "Дружба" позволил значительно расширить поставки советской нефти в европейские социалистические страны. Это имеет большое значение для улучшения структуры и повышения эффективности их топливного баланса, расширило сырьевую базу для их нефтехимической промышленности. За период, прошедший с момента ввода нефтепровода в Эксплуатацию (1964 г.), до конца 1970 г. по нему было перекачано более 100 млн. т нефти. Ежегодно по трубопроводу перекачивается более 20 млн. т нефти, а после завершения прокладки второй очереди его мощность увеличится более чем в 2 раза и достигнет 50 млн. тонн24. Стоимость транспортировки нефти по нефтепроводу по сравнению со стоимостью перевозки ее по железной дороге сократилась в 5 - 6 раз, а по сравнению со стоимостью водных перевозок - в 2 раза. Кроме того, транспортировка по нефтепроводу предохраняет от значительных потерь легких фракций нефти от испарения, что также дает большой экономический эффект. Капиталовложения в строительство нефтепровода окупились уже в 1966 году.
Успешно действует объединенный парк грузовых вагонов стран - членов СЭВ, располагающий свыше 100 тыс. вагонами, в которых ежегодно перевозится до 100 млн. т грузов стран СЭВ. Созданы и успешно действуют такие совместные организации стран СЭВ, как "Интерметалл", "Интерхим", "Интрансмаш", "Агромаш", а также организация сотрудничества в подшипниковой промышленности (ОСПП), в области железнодорожных, речных и морских перевозок, ядерных исследований, радио, связи, телевидения и т. д. В рамках СЭВ созданы и функционируют Институт стандартизации и Институт экономических проблем мировой социалистической системы. Большую роль в развитии всех видов сотрудничества между социалистическими странами, в совершенствовании их взаимных расчетов играют созданные в 1964 г. Международный банк
22 "Экономическая газета", 1971, N 31, стр. 31.
23 Там же, стр. 20.
24 См. "Материалы XXIV съезда КПСС", стр. 8.
стр. 27
экономического сотрудничества и в 1970 г. Международный инвестиционный банк стран СЭВ.
В соответствии с программой интеграции страны - члены СЭВ приступили к концентрации своих усилий, материальных и финансовых ресурсов для расширения строительства совместных объектов, специализированных и кооперированных производств, международных транспортных линий. Необходимые кредиты для этих целей предоставил Международный инвестиционный банк стран - членов СЭВ. Между странами СЭВ подписано многостороннее соглашение о сотрудничестве в области планирования производства некоторых видов металлообрабатывающих станков с числовым программным управлением. В результате срок проведения научно- исследовательских и проектно-конструкторских работ будет сокращен на 3 - 5 лет и достигнута экономия около 7 млн. трудо-часов. Заключены также многосторонние соглашения по объединению усилий братских стран в развитии производства автомобилей, оборудования для различных отраслей промышленности, в решении крупных научно-технических проблем25. В Комплексной программе указывается, что страны - члены СЭВ будут осуществлять мероприятия по совершенствованию деятельности как существующих, так и вновь создаваемых международных экономических организаций.
Программа интеграции предусматривает развитие топливных и сырьевых отраслей промышленности, которое тесно связано с наличием необходимых природных ресурсов, их качеством, с необходимостью крупных капитальных вложений. Рациональное и эффективное развитие этих отраслей в современных условиях требует тесной координации и объединения усилий социалистических стран в проведении геологоразведочных работ, наращивании соответствующих мощностей и организации взаимовыгодного использования топлива и сырья. Коммунистические партии еще в 20-х годах признавали, что "вопрос топлива и сырья есть интернациональный вопрос, который может быть разрешен лишь на основе планового, обобществленного, социалистического производства"26.
Многие страны СЭВ, как известно, не располагают достаточными запасами необходимых видов сырья и топлива, а часть имеющихся у них запасов низкого качества. В то же время Советский Союз располагает огромными залежами разнообразных видов сырья и топлива, что создает хорошую основу для сотрудничества в решении топливно-сырьевой проблемы в содружестве стран СЭВ. Учитывая высокую капиталоемкость сырьевых и топливных отраслей промышленности и заинтересованность большинства социалистических стран в расширении импорта из СССР продукции этих отраслей, страны СЭВ участвуют своими капиталовложениями в развитии сырьевых и топливных отраслей советской экономики, в расширении мощностей по производству металла, минеральных удобрений, целлюлозы и некоторых других промышленных видов сырья и материалов.
Совместное сооружение промышленных объектов странами СЭВ обусловливает необходимость расширения топливной и сырьевой базы, развитие которой еще не соответствует потребностям растущего народного хозяйства многих социалистических стран. Сущность этой формы сотрудничества состоит в переливе средств для капитальных вложений из стран, испытывающих недостаток топлива и сырья, в страны с наиболее благоприятными условиями для добычи или производства этих видов топлива и сырья. Это значительно повышает эффективность капитальных вложений в топливные и сырьевые отрасли и вместе с тем позволяет более или менее справедливо распределять усилия братских стран по развитию фондоемких и капиталоемких топливных
25 "Правда", 17.II.1972.
26 "Коммунистический Интернационал в документах". М. 1933, стр. 646.
стр. 28
и сырьевых отраслей промышленности, экспорт продукции которых является значительно менее эффективным по сравнению с экспортом продукции обрабатывающих отраслей.
Заключение договоров о взаимном участии в развитии указанных отраслей в братских странах началось в 1957 году. С тех пор были подписаны крупные двусторонние и многосторонние соглашения по этому вопросу. В их числе соглашения ГДР и ЧССР с Польшей о расширении мощностей по добыче ее углей, чехословацко-польское соглашение о расширении добычи в Польше меди и серы, соглашение Польши с СССР и Чехословакии с ГДР - о расширении разработки калийных солей и др. При координации текущих народнохозяйственных планов были заключены новые соглашения о расширении мощностей некоторых сырьевых и топливных отраслей промышленности СССР и увеличении поставок их продукции в соответствующие страны. Это, в частности, соглашения с Чехословакией и ГДР по их участию в наращивании мощностей в нефтяной и газовой промышленности СССР, с Польшей и Венгрией - о строительстве дополнительной ветки нефтепровода "Дружба", с Болгарией - о создании дополнительных мощностей в газовой, лесной, целлюлозной и металлургической промышленности, с Румынией - в железорудной промышленности, с Венгрией - об ее участии в увеличении производства картона, асбеста, фосфоросодержащего сырья и удобрений. Предполагается подписание ряда других соглашений.
Комплексная программа предусматривает разработку предложений о возможном совместном строительстве заинтересованными странами в ближайшие годы в СССР крупного металлургического комбината в районе Курской магнитной аномалии мощностью 9 - 10 млн. т стали в год. Производимый металл будет поставляться в страны, принимавшие участие в строительстве комбината. Подготавливаются также предложения о совместном строительстве в СССР целлюлозного завода, мощностей по производству желтого фосфора в районе Каратау и некоторых других объектов. Совместные капиталовложения стран - членов СЭВ будут содействовать увеличению поставок из СССР в эти страны нефти со 138 млн. т в 1966 - 1970 гг. до 243 млн. т в 1971 - 1975 гг.; природного газа - соответственно с 8 до 33 млрд. куб. м, электроэнергии - с 14 до 42 млрд. квтч, железной руды (в пересчете на чистый металл) - с 72 до 94 млн. тонн27. Учитывая расширяющиеся поставки в братские страны нефти и газа, завершается строительство второй очереди нефтепровода "Дружба". Сооружаются также газопроводы, которые пройдут через территорию Польши, Чехословакии.
С каждым годом возрастает роль научно-технического сотрудничества социалистических государств. Обмен научно-техническими достижениями, передовым производственным опытом, взаимопомощь в повышении квалификации и подготовке новых кадров являются мощными источниками научно-технического прогресса стран социализма. За годы научно-технического сотрудничества Советский Союз передал другим социалистическим странам около 44 тыс. комплектов различной технической документации, образцов изделий и материалов и получил от них взамен свыше 15 тыс. таких комплектов28.
На современном этапе научно-технической революции особое значение приобретает сотрудничество стран социализма в проведении научных исследований и проектно-конструкторских работ. В настоящее время страны - члены СЭВ сотрудничают в разработке более 700 крупных научных и технических проблем29. Наиболее ярким примером сотрудничества в этой области является деятельность Объединенного института ядерных исследований в Дубне, в котором работают ученые почти всех
27 См. "Материалы XXIV съезда КПСС", стр. 182.
28 "Международная жизнь", 1970, N 6, стр. 149.
29 Там же.
стр. 29
социалистических стран. В результате совместных исследований был сделан ряд крупных научных открытий. Ведутся совместные исследования в области космической физики, биологии и медицины, метеорологии, астрономии. В СССР было запущено 3 спутника "Интеркосмос", на борту которых находились приборы и аппараты, изготовленные в СССР, ЧССР и ГДР. Данные этих спутников принимались и использовались учеными всех стран - членов СЭВ. Для передачи своего опыта и ознакомления с зарубежными достижениями в братские страны выезжали около 29 тыс. советских специалистов. В Советском Союзе побывало более 52 тыс. специалистов социалистических стран30.
Во исполнение программы интеграции между странами СЭВ заключены многосторонние соглашения об объединении усилий в решении ряда крупных научно-технических проблем. В их числе создание высокоурожайных сортов и гибридов сельскохозяйственных культур, средств защиты растений, мероприятия по охране природы, по защите металлов от коррозии и ряд других. В этих целях предусмотрена организация 34 координационных центров, 3 международных коллективов ученых, 3 совместных лабораторий, 7 координационных научно-технических советов и 2 научно-производственных объединений31.
Несмотря на имеющиеся достижения, есть настоятельная необходимость дальнейшего углубления и совершенствования научно-технического сотрудничества, которое является важным средством роста технического уровня народного хозяйства, более эффективного использования средств, выделяемых на развитие науки и техники, и более рационального использования имеющихся научных и технических кадров. Поэтому в целях дальнейшего углубления и совершенствования сотрудничества стран СЭВ в области науки и техники XXV сессия СЭВ Постоянную комиссию СЭВ по координации научных и технических исследований преобразовала в Комитет Совета Экономической Взаимопомощи по научно-техническому сотрудничеству.
Экономические органы стран социализма и СЭВ ведут большую работу по совершенствованию такой исключительно важной и перспективной формы сотрудничества, какой является межгосударственная специализация и кооперирование производства. Она в наибольшей мере содействует созданию предприятий оптимальных мощностей, быстрому повышению серийности производства и его технического уровня, совершенствованию техники, технологии и организации производственных процессов, росту производительности труда и снижению себестоимости производимой продукции, достижению высших мировых параметров производства. Это обусловливает рационализацию отраслевой структуры производства в каждой социалистической стране, взаимное приспособление данных структур в мировом социалистическом хозяйстве, является одним из главных проявлений социалистической экономической интеграции на современном этапе ее развития.
Межгосударственная специализация и кооперация производства являются основой международного социалистического разделения труда, наиболее эффективными и прогрессивными формами его осуществления. Они обеспечивают концентрацию производства однородной продукции в одной или в нескольких социалистических странах для удовлетворения) потребностей в ней всех стран, участвующих в специализации и кооперации. "Страны - члены СЭВ, - говорится в Комплексной программе, - исходят из того, что развитие специализации и кооперирования производства между ними является важным средством дальнейшего углубления и совершенствования сотрудничества и развития социалистической экономической интеграции. Вместе с тем они считают, что комплексное развитие каждой национальной экономики созда-
30 Там же.
31 "Правда", 17.II.1972.
стр. 30
ет благоприятные условия для дальнейшего развития, углубления и совершенствования специализации и кооперирования производства"32. Специализация и кооперирование производства играют наибольшую роль в развитии машиностроения, так как значительно повышают эффективность использования машиностроительного потенциала. В европейских странах - членах СЭВ он составляет ныне свыше половины соответствующего потенциала СССР. Его рациональное использование имеет большое значение.
Специализация и кооперирование производства в рамках СЭВ впервые начали осуществляться в 1955 году. Принятые с тех пор рекомендации по межгосударственной специализации охватывают около 20% всего объема продукции машиностроения, 25% производства оборудования для химической промышленности, 70% энергетического оборудования, 75% производства товарных и пассажирских вагонов, 90% выпуска подшипников качения33. В настоящее время в рамках СЭВ наряду с межотраслевой специализацией все большее значение приобретает внутриотраслевая специализация, то есть специализация предприятий на производстве определенных видов и типоразмеров продукции, сопровождающаяся широким кооперированием с предприятиями братских стран в производстве и взаимной поставке отдельных деталей, узлов и агрегатов машин. Этот вид специализации и кооперирования производства способствует комплексному и гармоничному развитию экономики каждой социалистической страны, обеспечивает каждой из них выигрыш от концентрации производства и повышения его технического уровня. Такая специализация вместе с тем не лишает страну возможности развивать важнейшие отрасли современного промышленного производства.
В результате стабильных крупных заказов СССР и его научно-технического содействия в ряде стран" СЭВ возникли крупносерийные специализированные производства! Так, примерно 70% объема поставок продукции машиностроения в СССР из Польши составляют суда, вагоны, дизели, химическое оборудование, оборудование связи. Советский Союз получает примерно половину производимых в Венгрии крупных автобусов и дизель-поездов и третью часть оборудования химической промышленности. ГДР и ЧССР экспортируют в СССР почти половину производимого ими прокатного оборудования. На 8 товарных групп поставляемой из Болгарии машиностроительной продукции приходится) 72% всего болгарского экспорта машин в нашу страну34.
Одним из многочисленных примеров производственного кооперирования стран СЭВ может служить их сотрудничество в развитии автомобильной промышленности. В соответствии с заключенными соглашениями Советский Союз будет получать из ряда стран СЭВ (Болгарии, Венгрии, Польши и Чехословакии) ежегодно до 300 тыс. комплектующих узлов и деталей для нужд Волжского автомобильного завода и поставлять в эти страны некоторые материалы и детали, а также готовые автомобили. По заключенным соглашениям СССР расширит поставки в Венгрию легковых и грузовых автомашин, запасных частей к ним, а Венгрия, со своей стороны, увеличит производство и поставки в СССР задних мостов для автотранспортных средств, различного оборудования для легковых автомашин, а также автобусов "Икарус". Советские заводы тяжелого машиностроения "Уралмаш" кооперируются с предприятиями производственного объединения имени Ленина в ЧССР (б. "Шкода"). Заводы этого объединения взяли на себя изготовление ряда узлов и агрегатов для оборудования, поставляемого в Чехословакию заводами "Уралмаша". Кроме того, по чертежам Уралмашзавода в ЧССР
32 "Комплексная программа...", стр. 73.
33 "Международная жизнь", 1970, N 12, стр. 130.
34 "Экономическая газета", 1971, N 35, стр. 20.
стр. 31
изготовляется и поставляется в СССР прокатное оборудование для Новолипецкого и Челябинского металлургических заводов.
В текущем пятилетии в странах СЭВ намечено изготовить приблизительно 2 млн. металлорежущих станков. Такая же колоссальная программа производства намечена в электротехнической и радиотехнической промышленности, в сельскохозяйственном машиностроении, в ряде других отраслей. Успешное выполнение этой программы может быть осуществлено на основе дальнейшего расширения международной производственной кооперации и эффективных форм специализации в рамках СЭВ35. При участии заинтересованных стран намечается постройка в СССР крупного завода по производству автомашин грузоподъемностью 12 - 14 тонн. Около 60% продукции этого завода будет предназначаться для СССР, а остальная часть - для других стран СЭВ36. Особо важное значение в настоящее время приобретают специализация и кооперирование стран СЭВ в развитии радиотехнической и электронной промышленности, в производстве вычислительной и других видов техники, оказывающих существенное влияние на современный научно- технический прогресс. Большую роль в углублении межгосударственной специализации и кооперирования производства играет проводимая в рамках СЭВ работа по стандартизации промышленных изделий с учетом мирового уровня. В результате осуществления рекомендаций СЭВ по стандартизации количество типов грузовых и пассажирских вагонов, производимых в странах СЭВ, сократилось с 86 до 37, рыболовных судов и буксиров - со 186 до 69, холодильных установок - с 442 до 107, машин, применяемых для изготовления строительных материалов, - со 130 до 8537.
Однако достигнутый уровень межгосударственной специализации и кооперирования производства является еще далеко не достаточным, не отвечающим возможностям и потребностям социалистических стран, современному этапу интернационализации производительных сил. Жизнь требует дальнейшего расширения и углубления этой формы сотрудничества, особенно внутриотраслевой специализации. Подсчеты показывают, что повышение уровня специализации в машиностроении стран СЭВ на 50% позволит увеличить производительность труда в этой отрасли не менее чем на 20%38.
На основе расширения межгосударственной специализации и кооперирования производства и сотрудничества по оказанию содействия в сооружении важных народнохозяйственных объектов в рамках СЭВ намечается увеличение взаимных поставок машин и оборудования. Общий объем этих поставок между странами СЭВ в текущем пятилетии должен увеличиться на 80%, в том числе поставок машин из СССР в другие страны СЭВ примерно в 2 раза. К концу пятилетия поставки составят почти треть общего объема советского экспорта в указанные страны. Как уже отмечалось выше, Советский Союз обеспечит страны СЭВ комплектным оборудованием примерно для 400 промышленных предприятий. Братские страны, со своей стороны, увеличат поставки машин и оборудования в СССР, стоимость которых за 1971 - 1975 гг. достигнет 18 млрд. руб. против 12 млрд. руб. в прошлом пятилетии. Советский Союз ввезет из стран СЭВ оборудование для химической промышленности на сумму 1,3 млрд. руб., средств железнодорожного и водного транспорта - почти на 3 млрд. рублей. Стоимость намеченных к импорту товаров народного потребления должна достигнуть 8,5 млрд. рублей39.
35 "Коммунист", 1971, N 4, стр. 90.
36 "Коммунист", 1971, N 16, стр. 80.
37 "Мир социализма в цифрах и фактах. 1969", стр. 127.
38 "Экономическая жизнь", 1971, N 35, стр. 20.
39 "Плановое хозяйство", 1971, N 7, стр. 5, 7.
стр. 32
Важным показателем расширения и углубления различных форм экономического и научно-технического сотрудничества стран социализма является увеличение их взаимного товарооборота и расширение кредитных отношений. Обмен товарами и услугами, взаимное предоставление кредитов - важное средство развития сотрудничества и реализации его результатов, получения необходимого оборудования, топлива и сырья, быстрого преодоления "узких мест", возникающих в ходе строительства материально- технической базы нового общества.
Непрерывный рост производства в странах социализма, развитие сотрудничества, особенно международной специализации и кооперации производства, обусловливают систематическое расширение их взаимных торговых связей. За последние 20 лет товарооборот между странами СЭВ увеличился более чем в 7 раз, а в текущем пятилетии он возрастет еще почти на две трети. Торговля между СССР и другими странами СЭВ, а также Югославией за 1971 - 1975 гг. достигнет огромной суммы - 77 млрд. руб. (в том числе с ГДР - 22 млрд., с Чехословакией - 13,5, с Польшей - 13,0, с Болгарией - 12,5, с Венгрией - 9,3, с Румынией - 5,3, с Монголией - 1,35 млрд. рублей40). Среднегодовой прирост товарооборота между СССР и другими странами СЭВ за текущую пятилетку составит около 9%, что свидетельствует об углублении участия СССР в международном социалистическом разделении труда. Программа социалистической экономической интеграции предусматривает мероприятия по расширению товарооборота стран СЭВ, рационализации его структуры и по повышению эффективности, совершенствованию всей системы товарно-денежных отношений между этими странами.
Развитие социалистической экономической интеграции содействует дальнейшему расширению экономических и научно-технических связей СССР и других социалистических стран со всеми странами мира и прежде всего с развивающимися государствами, освободившимися от империалистической зависимости. Страны - члены СЭВ, указывается в Комплексной программе, в соответствии с проводимой ими политикой мирного сосуществования и в интересах социального прогресса, а также исходя из того, что международное социалистическое разделение труда строится с учетом всемирного разделения труда, будут продолжать экономические и научно-технические связи с другими странами мира независимо от их общественного и государственного строя. Эти отношения будут развиваться на принципах равноправия, взаимной выгоды и соблюдения суверенитета. Особое значение при этом придается дальнейшему расширению торговли, экономического и научно-технического сотрудничества с развивающимися странами. Хозяйственное сотрудничество социалистических государств с развивающимися странами содействует укреплению их экономической и политической независимости, дальнейшему отрыву этих стран от мирового капиталистического хозяйства, подъему их экономики и народного благосостояния. Это сотрудничество, все больше приобретает характер устойчивого взаимовыгодного разделения труда, противостоящего системе империалистической эксплуатации в сфере международных экономических отношений, служит общему делу борьбы против империализма, за мир и социальный прогресс.
В соответствии с имеющимися соглашениями только при техническом содействии СССР в развивающихся странах намечено построить или реконструировать свыше 700 важных народнохозяйственных объектов и 118 учебных заведений. Построенные и строящиеся с помощью Советского Союза предприятия будут ежегодно производить 11 млн. т стали, перерабатывать 11,5 млн. т нефти, добывать 10,5 млн. т угля и значительные количества других видов продукции. Установленная мощ-
40 "Внешняя торговля", 1971, N 11, стр. 5.
стр. 33
ность электростанций этих стран возрастет на 6 млн. квт, площадь орошаемых земель увеличится примерно на 1,5 млн. гектаров41. Значительное содействие развивающимся странам оказывают и другие социалистические государства. Растут объемы и совершенствуется структура взаимного внешнеторгового оборота социалистических и развивающихся государств.
Советский Союз расширяет экономически оправданные внешнеторговые и научно-технические связи с промышленно развитыми капиталистическим странами, проявляющими готовность к таким связям.
Огромное значение для успешного развития социалистической экономической интеграции, для упрочения всей мировой социалистической системы имеет последовательное разоблачение концепций буржуазных идеологов, правых и "левых" ревизионистов, искажающих сущность, основы и результаты сотрудничества братских стран, их хозяйственного сближения. Путем подтасовки и фальсификации статистических данных, замалчивания экономических успехов социалистических стран и выгод их взаимных связей, раздувания встречающихся трудностей и недостатков, неизбежных при решении новых, сложных задач, антикоммунисты всех мастей пытаются доказать "неравноправность" и "невыгодность" сотрудничества внутри мировой социалистической системы. Они пытаются гальванизировать автаркические тенденции и националистические силы в отдельных странах, ослабить социалистическое содружество, постепенно привязать отдельные социалистические страны к мировому капиталистическому хозяйству.
Последовательная принципиальная борьба против идеологических диверсий империализма и ревизионизма, широкая пропаганда достижений и преимуществ развития мировой социалистической системы играют исключительно важную роль в марксистско-ленинском воспитании трудящихся, в упрочении чувств социалистического интернационализма, в мобилизации народов на достижение новых успехов в развитии каждой страны и всего социалистического содружества в целом.
Обеспечивая гармоничное сочетание национальных и интернациональных интересов и задач рабочего класса и всех трудящихся, сотрудничество братских стран, социалистическая интеграция показывает всю несостоятельность курса на изолированное, обособленное от мировой системы социализма развитие, линии "опоры на собственные силы", проповедуемой группой Мао Цзэ-дуна. Как показывает жизнь, такое развитие противоречит объективным законам функционирования социалистического общества в условиях существования мировой системы социализма, ведет к расточительству общественного труда, тормозит экономический и научно-технический прогресс, повышение уровня благосостояния народных масс, подтачивает устои нового общественного строя и может привести к потере социалистических завоеваний. Вместе с тем такое развитие ослабляет всю мировую систему социализма, единство и сплоченность входящих в нее стран, уменьшает возможности социализма в его противоборстве с капитализмом.
Вот почему коммунистические и рабочие партии стран - членов СЭВ, мировое коммунистическое и рабочее движение, все прогрессивное человечество выразили большое удовлетворение принятием Комплексной программы социалистической экономической интеграции, рассматривают ее как документ большой экономической и политической важности, как большой успех в деле укрепления социалистического содружества, мира и международной безопасности.
41 "Внешняя торговля", 1971, N 3, стр. 15 - 16; "Плановое хозяйство", 1971, N 7, стр. 19.
Новые публикации: |
Популярные у читателей: |
Новинки из других стран: |
Контакты редакции | |
О проекте · Новости · Реклама |
Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту) Сохраняя наследие России |