Libmonster ID: RU-13523

Каменский Алексей Михайлович, директор ГБОУ "Лицей N 590", г. Санкт-Петербург

Однажды руководителю крупной японской компании был задан традиционный журналистский вопрос: "Над чем вы сейчас работаете?". Он сказал, что думает о будущем фирмы. Когда поинтересовались о сроках планирования, выяснилось, что речь идёт о 200-летнем периоде. Это был очень пожилой человек.

В разных профессиях пик успешности приходится на определенный возраст. У спортсменов и математиков - в диапазоне 20 - 30 лет, у сталеваров и инженеров - в районе 30 - 40, политиков - 50. Продуктивность педагогической деятельности с годами растёт. Приходит опыт, набирается мудрость. Недаром своих внуков растить даже интереснее, чем детей. Умений становится больше, но меньше остаётся возможностей.

Вдумаемся. Большей части жарко спорящих сейчас о "Школе-2020" работать в полную силу в ней уже не доведётся. Средний возраст российского учительства сегодня - за 50. Вопреки заверениям чиновников за этим поколением пока пустота.

Выставленная вакансия учителя начальных классов может

стр. 9

висеть без отклика месяцами на сайте подбора персонала. И дело не в деньгах. Точнее, не только в деньгах. Пропадает уважение. В первую очередь уважение к самому себе.

Для учительской профессии деньги вторичны. Первична свобода.

Вспомним классика: "Раб, не сознающий, что он раб, уже не раб, а холуй".

Но за свободу надо бороться. Хочется выстроить такую "Школу-2020", чтобы не стыдно было передать в хорошие руки. А они найдутся, если идущие за нами увидят, что мы идём, не понукаемые кнутиком реформ, а сами выбираем путь. Свобода ценится больше денег. На такие творческие профессии, как актёр, художник, писатель, конкурсный набор не ослабевает даже в самые тяжкие кризисные времена.

В чём заключается свобода в нашей профессии? Вопрос сложный. С одной стороны, новые ФГОСы декларируют творческий подход в обучении. Их вообще можно воспринимать как своеобразные открытые горизонты. С другой стороны, современный педагогический лексикон наполнен такими понятиями, как "услуга", "технология", "формирование", "стандарт". Противоречие.

Выход из этого противоречия видится в особого рода системности - кластерном подходе, в котором достигается кумулятивный эффект сложения составляющих при сохранении высокой степени их автономности. Такие изменения необходимы на всех образовательных уровнях - федеральном, региональном, школьном. Выделим, на наш взгляд, 12 ключевых.

I. Федеральный уровень

1. Диверсификация образовательной системы среднего и старшего звена

Заявительный набор в старшие классы оказался губителен для общеобразовательной школы. Он породил тотальное поступление в вузы и полную девальвацию диплома, почти как советского рубля. Механическое увеличение количества училищ, техникумов, колледжей сегодня будет не эффективно.

Необходимо возрождение промышленности, иначе выпускники училищ точно так же ринутся в вуз, как и одиннадцатиклассники (что и происходит). Возможно, было бы целесообразно не училища создавать при крупных заводах, как было раньше, а небольшие предприятия при училищах и колледжах. Такая экономика была бы более мобильной и могла бы стать основой для производственных кластеров.

2. Создание центров сдачи ЕГЭ

За время проведения эксперимента по введению единого государственного экзамена выявились минусы, которые несёт в себе этот проект:

- высокая коррупционная составляющая экзамена, проводимого на окраинах;

- невозможность выявления этим путём творческого потенциала ребёнка, особенно в гуманитарных областях;

- большое количество технических накладок, вызванное в том числе низким уровнем оборудования мест проведения

стр. 10

ЕГЭ и недостаточной подготовленностью обслуживающего персонала.

Слабые стороны данного вида экзамена можно было бы сгладить, раздвинув сроки его проведения (например, по графику в течение года) и сосредоточив места проведения в круглогодично действующих центрах со специально подготовленным персоналом (численность сотрудников при этом можно снизить в десятки раз по сравнению с задействованными сейчас учителями).

Гуманитарные предметы можно было бы сдавать не в тестовой форме, а независимым комиссиям.

В таких центрах обязательно должны сдавать экзамены и выпускники вузов.

Это должно привести к автоматическому повышению качества и институтского образования, так как дотягивать лоботрясов до выпуска станет просто бессмысленно. По сути, центры ЕГЭ могут стать элементами образовательных кластеров.

3. Образовательные стандарты среднего и старшего звена должны кардинально изменить педагогические подходы к ученику

Вариативная часть должна быть значительно расширена, а базовая - сокращена (просочившаяся в прессу информация об этом была искажена и не понята обществом).

Такой путь будет способствовать развитию инфраструктурных подразделений школ, осуществляющих деятельность как в основное учебное время, так и во второй половине дня, включая досуговое время. Дифференцированный стандарт станет стимулом развития кластеров досуговых.

В базовой части целесообразно вернуться к единому пакету учебников, в вариативной должно процветать их многообразие.

4. Необходимо изменение системы подготовки учителей

Есть смысл воспользоваться многолетним западным опытом, где в педвузах выпускник получает специализацию в нескольких предметных областях. Повысится степень индивидуализации нашего образования (на одного педагога при той же нагрузке будет приходиться гораздо меньше учеников).

Универсализм учителя облегчит жизнь и самому педагогу, и школе в целом (легче регулировать нагрузку, больше возможностей учёта личных интересов преподавателя). Этот путь приблизит педагогические вузы к творческим вузам, в которых существуют курсы конкретных мастеров своего дела со своими театрами, студиями, салонами. В итоге имеем кластер внутривузовский.

II. Региональный уровень

Этот уровень мобильнее федерального. В Красносельском районе Санкт-Петербурга планируемые изменения уже прошли подготовительную стадию и частично реализуются.

стр. 11

1. Создание учебных округов

Крупные региональные образовательные системы часто отличаются неповоротливостью, забюрократизированы. Имеет смысл объединить единой деятельностью те школы, которые находятся в непосредственной пешеходной доступности друг от друга.

Они по факту в первую очередь обмениваются учениками. Для такого округа необходим единый план внеурочной работы. Можно оборудовать при школах предметные классы-лаборатории. Допустимо проведение объединённых тематических педсоветов и заседаний методобъединений. Такие учебные округа становятся своеобразными межшкольными кластерами.

2. Формирование единых попечительских советов

Государственно-общественное управление школой предполагает ведущую роль государства в этом процессе.

Действенные попечительские советы должны формироваться сверху.

В таком объединённом варианте их деятельность более эффективна (менеджмент, обслуживание счёта и т.п.), так как затраты раскладываются на несколько образовательных учреждений. По сути, речь идёт о восстановлении системы шефства, но на другой мотивационной основе, не идеологической, а личностно социальной, соединяющей государственные и частные ресурсы в деле поддержки образования. Следовательно, мы имеем кластерные взаимоотношения частно-государственного характера.

3. Создание единого территориального образовательного пространства

Имеется в виду тот самый общий комплект учебников при сохранении разнообразия учебных пособий. Этот вопрос является вопросом личных договорённостей учителей преподаваемого предмета. Его решение облегчит ребёнку изменение образовательного маршрута при необходимости. Срабатывает в данном случае и эффект наращивания учебно-методического комплекса, воспользоваться которым сможет каждая школа. Порождается методический кластер.

4. Учреждение единого тьюторского центра

Создание на его базе службы подменных учителей, как это делается за рубежом. Костяк службы могли бы составить педагоги, подходящие к пенсионному возрасту. Необходимо максимально использовать их потенциал в организации наставничества как для учащихся, так и для начинающих учителей.

Именно им целесообразно доверить линию инклюзивного образования. Такой центр выполняет роль кластера психолого-педагогического сопровождения.

III. Школьный уровень

Он является самым мобильным. Эти изменения можно проводить, не дожидаясь, пока они произойдут наверху. В лицее N 590 Санкт-Петербурга уже несколько лет успешно претворяются в жизнь масштабные образовательные проекты.

стр. 12

Модное слово "кластер" всё шире используется в различных областях человеческой деятельности от астрономии и информатики до промышленного производства и музыки. В образование оно вошло сравнительно недавно и применяется обычно в отношении взаимодействия образовательного учреждения с внешними структурами.

"Кластер" буквально - гроздь, его отличает высокая степень автономности элементов. Мы ведём разговор о внутришкольном образовательном кластере, где деятельность инфраструктурных подразделений опирается в первую очередь на желания, возможности и способности людей, их создающих и развивающих.

Роль руководителя в таком кластере особая, цементирующая. Он не столько отдаёт распоряжения и контролирует выполнение указаний, сколько помогает каждой школьной службе, творческой группе, структурному подразделению эффективно осуществлять самостоятельную деятельность. Из множества направлений работы лицея выделим ключевые.

1. Развитие альтернативных форм образования

Кроме урока в современной школе активно используются иные формы образования, такие как проектные работы, мастерские, погружения, образовательные выезды, видеоконференцсвязь и др. Развитие таких педагогических форм является преддверием перехода к новым стандартам, их конкретным воплощением в школе полного дня. Особенности их реализации в общеобразовательном учебном учреждении описаны нами в отдельном пособии, вышедшем в издательстве "Сентябрь" ещё в 2006 году.

2. Освоение информационно-коммуникативных технологий (ИКТ)

Чаще всего аббревиатура ИКТ воспринимается как синоним компьютеризации. Нами не исключаются компьютерные технологии, но акцент сделан на понятии "коммуникация" - взаимодействие. Путей взаимодействия очень много, в первую очередь - это человеческое общение.

Очень важно за техническим прогрессом не потерять самого человека. Ребёнок должен осознавать, что за компьютерным экраном на самом деле находятся мысли, желания, чувства людей. Именно такой информационно-гуманитарный подход порождает максимальную открытость школы в мир и для мира.

Подробное описание реализации программы "Открытая школа" приведёно нами в сборнике "Стратегические ориентиры в управлении современной школой", вышедшем в издательстве "Педагогический поиск" в 2007 году.

3. Педагогика авторитета

Основная идея этого педагогического направления проста: воспитание является продуктивным лишь в том случае, если рядом с ребёнком находится тот, кого он по-настоящему уважает, и они заняты совместной деятельностью.

В разные педагогические эпохи этот путь назывался по-разному: деятельностный подход, активная жизненная позиция, формирование компетенций... Суть одна: ребёнок тогда эффективно осваивает приобретаемые зна-

стр. 13

ния, когда начинает их использовать "здесь и сейчас", а не отсроченно. Школа - не подготовка к будущей жизни, а сама жизнь.

Лицей N 590 является зачинателем крупных проектов всероссийского и международного уровня, таких как:

- "Добрая лира" (литературно-педагогический конкурс);

- "Школьный патент" (освоение учеником вопросов интеллектуальной собственности, защиты авторских прав);

- "Культурно-педагогический парк" (формирование собственного пространства общения, досуга) и многих других.

В таком формате ребята имеют возможность общения с яркими творческими индивидуальностями, звёздами первой величины.

Сборник "Воспитание авторитетом: образовательный потенциал внеурочной работы" вышел в издательстве "Сентябрь" в 2008 году.

4. Внутрифирменное обучение

В современном мире принято считать, что наиболее результативным является повышение квалификации, происходящее непосредственно на рабочем месте. Образование не является исключением. В течение нескольких лет лицей N 590 совместно с Фондом поддержки образования активно проводит видеоконференции с регионами России.

Их тематика актуальна и разнообразна. Непосредственное заседание сопровождается как подготовительным, так и рефлексивным этапом. Именно в этих педагогических дискуссиях и выкристаллизовывается истина. В 2012 году в издательстве "Сентябрь" готовится выпуск сборника с практическими материалами, полученными в ходе реализации этого проекта.

Программа развития лицея N 590 сознательно выстроена по избыточному принципу. Её название "Сто дорог" отражает общую идеологию кластерного подхода. Конечно, все 100 направлений одновременно не реализуемы, они скорее служат ориентиром развития.

Каждый волен выбрать свой путь, тот, который ему ближе, "индивидуальностней" (ни баллы, ни деньги не могут быть более весомым мотивом для педагога, нежели собственный интерес).

Семь шагов реформы

Объединив наши предложения по изменению системы образования на всех горизонтальных уровнях (школьном, региональном, федеральном), мы считаем целесообразным создание единой программы вывода нашего образования из кризисного состояния.

Эта программа требует не модернизации, а ключевой перестройки системы, но не революционным, а эволюционным путем, и предполагает семь основных шагов.

1. Восстановить единое образовательное пространство, сократив обязательную часть базового учебного плана и значительно увеличив вариативную. В обязательной части учебники должны быть едиными, в вариативной требуется их максимальное разнообразие.

ЕГЭ должен измерять обязательную часть, вариативную можно доверить оценивать

стр. 14

вузам, колледжам при условии введения обязательного ЕГЭ для их выпускников.

2. При определении норматива финансирования на ученика предусматривать выделение средств на развитие образовательных учреждений, ввести повышающие коэффициенты для школ, находящихся в особых условиях (это общемировая практика). Норматив должен быть единым по всей стране.

3. Способствовать развитию системы благотворительности, частно-государственного партнёрства (вернуть законодательную норму, разрешающую двойное учредительство школ). Принять закон о благотворительности, как это сделано в большинстве развитых стран.

4. Диверсифицировать систему общего образования. Возродить училища, техникумы, наставничество с параллельным возрождением промышленности.

5. Способствовать повышению имиджа учительской профессии (сериалам, подобным "Школе" и "Снежане Денисовне", можно было бы противопоставить новые "Республику ШКИД" и "Доживем до понедельника").

Можно было бы задействовать, кроме телевизионных, и множество других рычагов, начиная от льгот по предоставлению жилья до отсрочки от воинской службы для мальчишек-педагогов (пока их на всю страну едва наберется на роту).

6. В подготовке и переподготовке учителей необходимо перенимать опыт творческих вузов (старомодно считаем педагогику творческой профессией), такой как создание мастер-классов (например, Е. А. Ямбурга) и получение дополнительных специальностей (руководитель проектной работы, воспитатель, педагог дополнительного образования и пр.).

7. Директор школы не должен быть частью "вертикали" (необходимо изменить законодательную норму об увольнении без объяснения причин).

Вместо эпилога

На сайте лицея мы регулярно проводим опросы по актуальной для школьников тематике. Один из последних опросов (660 человек) на тему проведения свободного времени ребёнка дал поразительные результаты: 45% опрошенных предпочитают читать книги (этот ответ вышел на первое место) и лишь 1,5% общаются с родителями.

Неожиданно в начале XXI века мы получили поколение "книжных" и очень одиноких детей. Кому, как не нам, взяться за построение для них, вместе с ними Школы-2020. Так хочется, чтобы эта школа получилась доброй, заботливой, умной и саморазвивающейся. Тогда и новые федеральные государственные образовательные стандарты начнут реализовываться не на бумаге, а в реальной практике.


© libmonster.ru

Постоянный адрес данной публикации:

https://libmonster.ru/m/articles/view/Эволюция-образования-Семь-шагов-и-три-уровня

Похожие публикации: LРоссия LWorld Y G


Публикатор:

Марк ШвеинКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: https://libmonster.ru/Shvein

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

Каменский Алексей Михайлович, Эволюция образования. Семь шагов и три уровня // Москва: Либмонстр Россия (LIBMONSTER.RU). Дата обновления: 26.02.2017. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/Эволюция-образования-Семь-шагов-и-три-уровня (дата обращения: 29.03.2024).

Найденный поисковым роботом источник:


Автор(ы) публикации - Каменский Алексей Михайлович:

Каменский Алексей Михайлович → другие работы, поиск: Либмонстр - РоссияЛибмонстр - мирGoogleYandex

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Похожие темы
Публикатор
Марк Швеин
Кижи, Россия
852 просмотров рейтинг
26.02.2017 (2589 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
0 голос(а,ов)
Похожие статьи
ЛЕТОПИСЬ РОССИЙСКО-ТУРЕЦКИХ ОТНОШЕНИЙ
Каталог: Политология 
Вчера · от Zakhar Prilepin
Стихи, находки, древние поделки
Каталог: Разное 
2 дней(я) назад · от Денис Николайчиков
ЦИТАТИ З ВОСЬМИКНИЖЖЯ В РАННІХ ДАВНЬОРУСЬКИХ ЛІТОПИСАХ, АБО ЯК ЗМІНЮЄТЬСЯ СМИСЛ ІСТОРИЧНИХ ПОВІДОМЛЕНЬ
Каталог: История 
4 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
Туристы едут, жилье дорожает, Солнце - бесплатное
Каталог: Экономика 
5 дней(я) назад · от Россия Онлайн
ТУРЦИЯ: МАРАФОН НА ПУТИ В ЕВРОПУ
Каталог: Политология 
6 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
ТУРЕЦКИЙ ТЕАТР И РУССКОЕ ТЕАТРАЛЬНОЕ ИСКУССТВО
8 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
Произведём расчёт виртуального нейтронного астрономического объекта значением размера 〖1m〗^3. Найдём скрытые сущности частиц, энергии и массы. Найдём квантовые значения нейтронного ядра. Найдём энергию удержания нейтрона в этом объекте, которая является энергией удержания нейтронных ядер, астрономических объектов. Рассмотрим физику распада нейтронного ядра. Уточним образование зоны распада ядра и зоны синтеза ядра. Каким образом эти зоны регулируют скорость излучения нейтронов из ядра. Как образуется материя ядра элементов, которая является своеобразной “шубой” любого астрономического объекта. Эта материя является видимой частью Вселенной.
Каталог: Физика 
9 дней(я) назад · от Владимир Груздов
Стихи, находки, артефакты
Каталог: Разное 
9 дней(я) назад · от Денис Николайчиков
ГОД КИНО В РОССИЙСКО-ЯПОНСКИХ ОТНОШЕНИЯХ
9 дней(я) назад · от Вадим Казаков
Несправедливо! Кощунственно! Мерзко! Тема: Сколько россиян считают себя счастливыми и чего им не хватает? По данным опроса ФОМ РФ, 38% граждан РФ чувствуют себя счастливыми. 5% - не чувствуют себя счастливыми. Статистическая погрешность 3,5 %. (Радио Спутник, 19.03.2024, Встречаем Зарю. 07:04 мск, из 114 мин >31:42-53:40
Каталог: История 
10 дней(я) назад · от Анатолий Дмитриев

Новые публикации:

Популярные у читателей:

Новинки из других стран:

LIBMONSTER.RU - Цифровая библиотека России

Создайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Сохраните навсегда своё авторское Наследие в цифровом виде. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора.
Партнёры библиотеки
Эволюция образования. Семь шагов и три уровня
 

Контакты редакции
Чат авторов: RU LIVE: Мы в соцсетях:

О проекте · Новости · Реклама

Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)
Сохраняя наследие России


LIBMONSTER NETWORK ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА

Россия Беларусь Украина Казахстан Молдова Таджикистан Эстония Россия-2 Беларусь-2
США-Великобритания Швеция Сербия

Создавайте и храните на Либмонстре свою авторскую коллекцию: статьи, книги, исследования. Либмонстр распространит Ваши труды по всему миру (через сеть филиалов, библиотеки-партнеры, поисковики, соцсети). Вы сможете делиться ссылкой на свой профиль с коллегами, учениками, читателями и другими заинтересованными лицами, чтобы ознакомить их со своим авторским наследием. После регистрации в Вашем распоряжении - более 100 инструментов для создания собственной авторской коллекции. Это бесплатно: так было, так есть и так будет всегда.

Скачать приложение для Android