Сагдиева Юлианна Анатольевна,
главный специалист Института повышения квалификации Казахского Национального университета им. Аль-Фараби (Алматы), руководитель программы ЛТЭА в Казахстане (Казну), эксклюзивный преподаватель международной программы ЛТЭА (Австрия-Казахстан) Институт Виктора Франкла (Вена)
logotherapyincentralasia@gmail.com
Эффективность психологического тренинга развития социально-психологической компетентности будущих педагогов-психологов
Для изучения практической эффективности подготовленной программы социально-психологического тренинга нами было организовано и проведено экспериментальное исследование, в котором приняло участие 75 студентов обучающихся в Казахском Национальном Университете имени Аль-Фараби, как женского, так мужского пола, разных возрастных категорий.
При этом, выборка экспериментального исследования, по аналогии с предыдущим, формировалась случайным образом при помощи сгенерированной таблицы случайных чисел в программе Microsoft Excel, т.е. был применён рандомизированный подход. Кроме того, для сравнимости данных, учета различных факторов, оказывающих влияние на исследуемое явление, вся выборка экспериментального исследования была разделена на две группы сравнения:
экспериментальную группу, в которую вошли 40 (53,3 %) респондентов и которые непосредственно приняли участие в подготовленном социально-психологическом тренинге;
контрольную группу, в которую вошли 35 (46,7 %) респондентов и которые не принимали участие в подготовленном социально-психологическом тренинге.
Сам социально-психологический тренинг проводился в течении восьми недель (одно занятие в неделю) внеурочное время, в стандартной аудитории для проведения практических (семинарских) занятий. До и после проведения социально-психологического тренинга вся выборка экспериментального исследования была обследована с помощью апробированного психодиагностического комплекса:
Многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» А.Г. Маклакова, С.В. Чермянина;
Тест-опросник личностной зрелости Ю.З. Гильбуха;
Опросник эмоционального интеллекта Н.Холла;
Опросник оценки самоконтроля в общении М. Снайдера;
Опросник диагностики общей коммуникативной толерантности В.В. Бойко;
Опросник диагностики эмоциональных барьеров в межличностном общении В.В. Бойко;
Опросник диагностики уровня развития рефлексивности А.В. Карпова.
В целом, дизайн экспериментального исследования приближён к классическому психологическому эксперименту, предусматривающий условия для проведения адекватного сравнительного анализа и позволяющему максимально исключить влияние различных факторов на изучаемое явление, что несомненно имеет позитивное влияние на его валидность.
В целях выбора адекватного критерия для проведения сравнительного анализа, результаты комплексного психодиагностического обследования были исследованы на предмет их нормального распределения. Так, в результате применения одновыборочного непараметрического критерия Колмогорова-Смирнова с помощью программы SPSS выяснено, что анализируемые признаки имеют нормальное распределение за исключением признака - Уровень развития социально-психологической компетентности (обобщённый балл) в экспериментальной группе после проведения социально-психологического тренинга. Этому свидетельствуют полученные коэффициенты асимптотической значимости (2-сторонняя), которые, в первом случае большее 0,05, соответственно во втором - меньше 0,05. Исходя из полученных данных, для сравнительного анализа, где задействован признак, отличающийся от нормального распределения (Уровень развития социально-психологической компетентности в экспериментальной группе после проведения социально-психологического тренинга) была применена непараметрическая статистика, в частности Т-критерий Вилкоксона для связанных выборок и U-критерий Манна Уитни для не связанных выборок. В остальных случаях - параметрическая статистика, т.е. критерий Стьюдента (t-критерий) для связанных и не связанных выборок.
Таким образом, применение параметрического t-критерия Стьюдента для не связанных выборок позволило выяснить, что до проведения социально-психологического тренинга результаты комплексного психодиагностического обследования в экспериментальной и контрольной группах статистически значимо не отличались. Этому свидетельствуют полученный коэффициент двухсторонней значимости - 0,923, который соответственно большее 0,05. Т.е. респонденты контрольной и экспериментальной групп до проведения тренинга по уровням развития социально-психологической компетентности не отличались.
В свою очередь применение непараметрического Т-критерия Вилкоксона для связанных выборок позволило выяснить, что результаты комплексного психодиагностического обследования респондентов экспериментальной группы до и после проведения социально-психологического тренинга имели статистически значимые различия. Этому свидетельствуют полученный коэффициент асимптотической значимости - 0,009, который соответственно меньше 0,05. Т.е. у респондентов экспериментальной группы в результате социально-психологического тренинга изменился уровень социально-психологической компетентности.
Далее, применение параметрического t-критерия Стьюдента для связанных выборок позволило выяснить, что результаты комплексного психодиагностического обследования респондентов контрольной группы до и после проведения социально-психологического тренинга статистически значимо не отличались. Этому свидетельствуют полученный коэффициент двухсторонней значимости - 0,764, который соответственно большее 0,05. Т.е. респонденты контрольной группы до и после проведения социально-психологического тренинга по уровню развития социально-психологической компетентности не отличались.
Применение непараметрического U-критерия Манна Уитни для не связанных выборок позволило выяснить, что после проведения социально-психологического тренинга результаты комплексного психодиагностического обследования в экспериментальной и контрольной группах статистически значимо отличались. Этому свидетельствуют полученный коэффициент асимптотической значимости - 0,020, который соответственно меньше 0,05. Т.е. респонденты контрольной и экспериментальной групп после проведения тренинга по уровням развития социально-психологической компетентности имели статистически значимые различия.
В целях уточнения динамики выявленных изменений (статистически значимых различий) нами был проведён анализ по частоте встречаемого признака (таб. 1), который показал, что до проведения социально-психологического тренинга превалирующее количество респондентов (62,5 % - 25 чел.) экспериментальной группы являлись обладателями среднего уровня развития социально-психологической компетентности.
Таблица 1
Динамика развития уровня социально-психологической
компетентности у респондентов экспериментальной
и контрольной групп (n=75)
|
Экспериментальная группа |
Контрольная группа |
Всего |
||
До проведения социально-психологического тренинга |
выше среднего уровня |
кол |
8 |
9 |
17 |
в % |
20 |
25,7 |
22,6 |
||
средний уровень |
кол |
25 |
19 |
44 |
|
в % |
62,5 |
54,3 |
58,7 |
||
ниже среднего уровня |
кол |
7 |
7 |
14 |
|
в % |
17,5 |
20,0 |
18,7 |
||
всего |
кол |
40 |
35 |
75 |
|
в % |
53,3 |
46,7 |
100 |
||
После проведения социально-психологического тренинга |
выше среднего уровня |
кол |
26 |
8 |
34 |
в % |
65,0 |
22,9 |
45,3 |
||
средний уровень |
кол |
13 |
21 |
34 |
|
в % |
32,5 |
60,0 |
45,3 |
||
ниже среднего уровня |
кол |
1 |
6 |
7 |
|
в % |
2,5 |
17,1 |
9,3 |
||
всего |
кол |
40 |
35 |
75 |
|
в % |
53,3 |
46,7 |
100 |
У 20 % (8 чел.) студентов наблюдался выше среднего уровня развития социально-психологической компетентности. Соответственно у 17,5 % (7 чел.) респондентов - ниже среднего уровня развития диагностируемого признака.
Как показал математико-статистический анализ, распределение изучаемого признака в контрольной группе было примерно идентичное и не имело различий. В частности, наибольшее количество студентов (54 % - 19 чел.) было выявлено с выше среднем уровнем развития социально-психологической компетентности. Наименьшее количество респондентов (20% - 7 чел.) являлись обладателями ниже среднего уровня развития изучаемого признака. Соответственно, у 25,7 % (9 чел.) студентов наблюдался выше среднего уровня развития социально-психологической компетентности.
Таким образом, как сравнительный анализ, так и анализ по частоте встречаемого признака наглядно показал, что до поведения социально-психологического тренинга респонденты групп сравнения по уровню развития социально-психологической компетентности не отличались. Данный факт является важным, так как свидетельствует об одинаковых условиях в группах сравнения перед целенаправленным воздействием в ходе социально-психологического тренинга.
Второе психодиагностическое обследование показала другую динамику. Так, после целенаправленного воздействия по средствам реализации социально-психологического тренинга количество респондентов экспериментальной группы с (со):
выше средним уровнем развития социально-психологической компетентности значимо выросло с 20 % (8 чел.) до 65 % (26 чел.);
средним уровнем развития социально-психологической компетентности значимо снизилось с 62,5 % (25 чел.) до 32,5 % (13 чел.);
ниже средним уровнем развития социально-психологической компетентности значимо снизилось с 17,5 % (7 чел.) до 2,5 % (1 чел.).
Вместе с тем, подобной, позитивной динамики выявлено не было в контрольной группе. В частности, второе психодиагностическое обследование показало, что количество респондентов контрольной группы с (со):
выше средним уровнем развития социально-психологической компетентности незначительно снизилось с 25,7 % (9 чел.) до 22,9 % (8 чел.);
средним уровнем развития социально-психологической компетентности незначительно повысилось с 54,3 % (19 чел.) до 60 % (21 чел.);
ниже средним уровнем развития социально-психологической компетентности незначительно снизилось с 20 % (7чел.) до 17,1 % (6 чел.).
Таким образом, исходя из вышеизложенного полагается целесообразным заключить, что экспериментальное исследование (n=75) позволило подтвердить должную практическую эффективность подготовленной программы социально-психологического тренинга «Развитие социально-психологической компетентности будущих педагогов-психологов». Так, анализ полученных результатов двукратного комплексного психодиагностического обследования студентов показал, что после проведения подготовленного тренинга, уровень развития социально-психологической компетентности будущих педагогов-психологов претерпел позитивные изменения в экспериментальной группе (n=40) в отличии от контрольной (n=35), где подобных преобразований не наблюдалось. В экспериментальной группе (n=40) количество студентов с (со): выше средним уровнем развития социально-психологической компетентности значимо выросло с 20 % (8 чел.) до 65 % (26 чел.); средним уровнем развития социально-психологической компетентности значимо снизилось с 62,5 % (25 чел.) до 32,5 % (13 чел.); ниже средним уровнем развития социально-психологической компетентности значимо снизилось с 17,5 % (7 чел.) до 2,5 % (1 чел.). Вышеизложенные изменения подтверждаются и статистически по непараметрическому критерию Вилкоксона, Манна Уитни и параметрическому критерию Стьюдента.
Новые публикации: |
Популярные у читателей: |
Новинки из других стран: |
Контакты редакции | |
О проекте · Новости · Реклама |
Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту) Сохраняя наследие России |