Libmonster ID: RU-18438
Автор(ы) публикации: Сагдиева Юлианна Анатольевна

Сагдиева Юлианна Анатольевна,
главный специалист Института повышения квалификации Казахского Национального университета им. Аль-Фараби (Алматы), руководитель программы ЛТЭА в Казахстане (Казну), эксклюзивный преподаватель международной программы ЛТЭА (Австрия-Казахстан) Институт Виктора Франкла (Вена)

logotherapyincentralasia@gmail.com

 Эффективность психологического тренинга развития социально-психологической компетентности будущих педагогов-психологов

Для изучения практической эффективности подготовленной программы социально-психологического тренинга нами было организовано и проведено экспериментальное исследование, в котором приняло участие 75 студентов обучающихся в Казахском Национальном Университете имени Аль-Фараби, как женского, так мужского пола, разных возрастных категорий.

При этом, выборка экспериментального исследования, по аналогии с предыдущим, формировалась случайным образом при помощи сгенерированной таблицы случайных чисел в программе Microsoft Excel, т.е. был применён рандомизированный подход. Кроме того, для сравнимости данных, учета различных факторов, оказывающих влияние на исследуемое явление, вся выборка экспериментального исследования была разделена на две группы сравнения:

экспериментальную группу, в которую вошли 40 (53,3 %) респондентов и которые непосредственно приняли участие в подготовленном социально-психологическом тренинге;

контрольную группу, в которую вошли 35 (46,7 %) респондентов и которые не принимали участие в подготовленном социально-психологическом тренинге.

Сам социально-психологический тренинг проводился в течении восьми недель (одно занятие в неделю) внеурочное время, в стандартной аудитории для проведения практических (семинарских) занятий. До и после проведения социально-психологического тренинга вся выборка экспериментального исследования была обследована с помощью апробированного психодиагностического комплекса:

Многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» А.Г. Маклакова, С.В. Чермянина;

Тест-опросник личностной зрелости Ю.З. Гильбуха;

Опросник эмоционального интеллекта Н.Холла;

Опросник оценки самоконтроля в общении М. Снайдера;

Опросник диагностики общей коммуникативной толерантности В.В. Бойко;

Опросник диагностики эмоциональных барьеров в межличностном общении В.В. Бойко;

Опросник диагностики уровня развития рефлексивности А.В. Карпова.

В целом, дизайн экспериментального исследования приближён к классическому психологическому эксперименту, предусматривающий условия для проведения адекватного сравнительного анализа и позволяющему максимально исключить влияние различных факторов на изучаемое явление, что несомненно имеет позитивное влияние на его валидность.

В целях выбора адекватного критерия для проведения сравнительного анализа, результаты комплексного психодиагностического обследования были исследованы на предмет их нормального распределения. Так, в результате применения одновыборочного непараметрического критерия Колмогорова-Смирнова с помощью программы SPSS выяснено, что анализируемые признаки имеют нормальное распределение за исключением признака - Уровень развития социально-психологической компетентности (обобщённый балл) в экспериментальной группе после проведения социально-психологического тренинга. Этому свидетельствуют полученные коэффициенты асимптотической значимости (2-сторонняя), которые, в первом случае большее 0,05, соответственно во втором - меньше 0,05. Исходя из полученных данных, для сравнительного анализа, где задействован признак, отличающийся от нормального распределения (Уровень развития социально-психологической компетентности в экспериментальной группе после проведения социально-психологического тренинга) была применена непараметрическая статистика, в частности Т-критерий Вилкоксона для связанных выборок и U-критерий Манна Уитни для не связанных выборок. В остальных случаях - параметрическая статистика, т.е. критерий Стьюдента (t-критерий) для связанных и не связанных выборок.

Таким образом, применение параметрического t-критерия Стьюдента для не связанных выборок позволило выяснить, что до проведения социально-психологического тренинга результаты комплексного психодиагностического обследования в экспериментальной и контрольной группах статистически значимо не отличались. Этому свидетельствуют полученный коэффициент двухсторонней значимости - 0,923, который соответственно большее 0,05. Т.е. респонденты контрольной и экспериментальной групп до проведения тренинга по уровням развития социально-психологической компетентности не отличались.

В свою очередь применение непараметрического Т-критерия Вилкоксона для связанных выборок позволило выяснить, что результаты комплексного психодиагностического обследования респондентов экспериментальной группы до и после проведения социально-психологического тренинга имели статистически значимые различия. Этому свидетельствуют полученный коэффициент асимптотической значимости - 0,009, который соответственно меньше 0,05. Т.е. у респондентов экспериментальной группы в результате социально-психологического тренинга изменился уровень социально-психологической компетентности.

Далее, применение параметрического t-критерия Стьюдента для связанных выборок позволило выяснить, что результаты комплексного психодиагностического обследования респондентов контрольной группы до и после проведения социально-психологического тренинга статистически значимо не отличались. Этому свидетельствуют полученный коэффициент двухсторонней значимости - 0,764, который соответственно большее 0,05. Т.е. респонденты контрольной группы до и после проведения социально-психологического тренинга по уровню развития социально-психологической компетентности не отличались.

Применение непараметрического U-критерия Манна Уитни для не связанных выборок позволило выяснить, что после проведения социально-психологического тренинга результаты комплексного психодиагностического обследования в экспериментальной и контрольной группах статистически значимо отличались. Этому свидетельствуют полученный коэффициент асимптотической значимости - 0,020, который соответственно меньше 0,05. Т.е. респонденты контрольной и экспериментальной групп после проведения тренинга по уровням развития социально-психологической компетентности имели статистически значимые различия.

В целях уточнения динамики выявленных изменений (статистически значимых различий) нами был проведён анализ по частоте встречаемого признака (таб. 1), который показал, что до проведения социально-психологического тренинга превалирующее количество респондентов (62,5 % - 25 чел.) экспериментальной группы являлись обладателями среднего уровня развития социально-психологической компетентности.

Таблица 1

Динамика развития уровня социально-психологической
компетентности у респондентов экспериментальной
и контрольной групп (
n=75)

 

Экспериментальная группа

Контрольная группа

Всего

До проведения социально-психологического тренинга

выше среднего уровня

кол

8

9

17

в %

20

25,7

22,6

средний уровень

кол

25

19

44

в %

62,5

54,3

58,7

ниже среднего уровня

кол

7

7

14

в %

17,5

20,0

18,7

всего

кол

40

35

75

в %

53,3

46,7

100

После проведения социально-психологического тренинга

выше среднего уровня

кол

26

8

34

в %

65,0

22,9

45,3

средний уровень

кол

13

21

34

в %

32,5

60,0

45,3

ниже среднего уровня

кол

1

6

7

в %

2,5

17,1

9,3

всего

кол

40

35

75

в %

53,3

46,7

100

 У 20 % (8 чел.) студентов наблюдался выше среднего уровня развития социально-психологической компетентности. Соответственно у 17,5 % (7 чел.) респондентов - ниже среднего уровня развития диагностируемого признака.

Как показал математико-статистический анализ, распределение изучаемого признака в контрольной группе было примерно идентичное и не имело различий. В частности, наибольшее количество студентов (54 % - 19 чел.) было выявлено с выше среднем уровнем развития социально-психологической компетентности. Наименьшее количество респондентов (20% - 7 чел.) являлись обладателями ниже среднего уровня развития изучаемого признака. Соответственно, у 25,7 % (9 чел.) студентов наблюдался выше среднего уровня развития социально-психологической компетентности.

Таким образом, как сравнительный анализ, так и анализ по частоте встречаемого признака наглядно показал, что до поведения социально-психологического тренинга респонденты групп сравнения по уровню развития социально-психологической компетентности не отличались. Данный факт является важным, так как свидетельствует об одинаковых условиях в группах сравнения перед целенаправленным воздействием в ходе социально-психологического тренинга.

Второе психодиагностическое обследование показала другую динамику. Так, после целенаправленного воздействия по средствам реализации социально-психологического тренинга количество респондентов экспериментальной группы с (со):

выше средним уровнем развития социально-психологической компетентности значимо выросло с 20 % (8 чел.) до 65 % (26 чел.);

средним уровнем развития социально-психологической компетентности значимо снизилось с 62,5 % (25 чел.) до 32,5 % (13 чел.);

ниже средним уровнем развития социально-психологической компетентности значимо снизилось с 17,5 % (7 чел.) до 2,5 % (1 чел.).

Вместе с тем, подобной, позитивной динамики выявлено не было в контрольной группе. В частности, второе психодиагностическое обследование показало, что количество респондентов контрольной группы с (со):

выше средним уровнем развития социально-психологической компетентности незначительно снизилось с 25,7 % (9 чел.) до 22,9 % (8 чел.);

средним уровнем развития социально-психологической компетентности незначительно повысилось с 54,3 % (19 чел.) до 60 % (21 чел.);

ниже средним уровнем развития социально-психологической компетентности незначительно снизилось с 20 % (7чел.) до 17,1 % (6 чел.).

Таким образом, исходя из вышеизложенного полагается целесообразным заключить, что экспериментальное исследование (n=75) позволило подтвердить должную практическую эффективность подготовленной программы социально-психологического тренинга «Развитие социально-психологической компетентности будущих педагогов-психологов». Так, анализ полученных результатов двукратного комплексного психодиагностического обследования студентов показал, что после проведения подготовленного тренинга, уровень развития социально-психологической компетентности будущих педагогов-психологов претерпел позитивные изменения в экспериментальной группе (n=40) в отличии от контрольной (n=35), где подобных преобразований не наблюдалось. В экспериментальной группе (n=40) количество студентов с (со): выше средним уровнем развития социально-психологической компетентности значимо выросло с 20 % (8 чел.) до 65 % (26 чел.); средним уровнем развития социально-психологической компетентности значимо снизилось с 62,5 % (25 чел.) до 32,5 % (13 чел.); ниже средним уровнем развития социально-психологической компетентности значимо снизилось с 17,5 % (7 чел.) до 2,5 % (1 чел.). Вышеизложенные изменения подтверждаются и статистически по непараметрическому критерию Вилкоксона, Манна Уитни и параметрическому критерию Стьюдента.


© libmonster.ru

Постоянный адрес данной публикации:

https://libmonster.ru/m/articles/view/Эффективность-психологического-тренинга-развития-социально-психологической-компетентности-будущих-педагогов-психологов

Похожие публикации: LРоссия LWorld Y G


Публикатор:

Юлианна Анатольевна СагдиеваКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: https://libmonster.ru/logo

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

Сагдиева Юлианна Анатольевна, Эффективность психологического тренинга развития социально-психологической компетентности будущих педагогов-психологов // Москва: Либмонстр Россия (LIBMONSTER.RU). Дата обновления: 24.03.2023. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/Эффективность-психологического-тренинга-развития-социально-психологической-компетентности-будущих-педагогов-психологов (дата обращения: 20.04.2024).

Автор(ы) публикации - Сагдиева Юлианна Анатольевна:

Сагдиева Юлианна Анатольевна → другие работы, поиск: Либмонстр - РоссияЛибмонстр - мирGoogleYandex

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Похожие темы
Публикатор
127 просмотров рейтинг
24.03.2023 (392 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
0 голос(а,ов)
Похожие статьи
КИТАЙСКИЙ КАПИТАЛ НА РЫНКАХ АФРИКИ
Каталог: Экономика 
24 часов(а) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ. РЕШЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ В УСЛОВИЯХ РЕФОРМ И КРИЗИСА
Каталог: Социология 
Вчера · от Вадим Казаков
КИТАЙ: РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭМИГРАЦИОННОГО ПРОЦЕССА
Каталог: Экономика 
3 дней(я) назад · от Вадим Казаков
China. WOMEN'S EQUALITY AND THE ONE-CHILD POLICY
Каталог: Лайфстайл 
3 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ. ПРОБЛЕМЫ УРЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ
Каталог: Экономика 
3 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ: ПРОБЛЕМА МИРНОГО ВОССОЕДИНЕНИЯ ТАЙВАНЯ
Каталог: Политология 
3 дней(я) назад · от Вадим Казаков
Стихи, пейзажная лирика, Карелия
Каталог: Разное 
5 дней(я) назад · от Денис Николайчиков
ВЬЕТНАМ И ЗАРУБЕЖНАЯ ДИАСПОРА
Каталог: Социология 
7 дней(я) назад · от Вадим Казаков
ВЬЕТНАМ, ОБЩАЯ ПАМЯТЬ
Каталог: Военное дело 
7 дней(я) назад · от Вадим Казаков
Женщина видит мир по-другому. И чтобы сделать это «по-другому»: образно, эмоционально, причастно лично к себе, на ощущениях – инструментом в социальном мире, ей нужны специальные знания и усилия. Необходимо выделить себя из процесса, описать себя на своем внутреннем языке, сперва этот язык в себе открыв, и создать себе систему перевода со своего языка на язык социума.
Каталог: Информатика 
8 дней(я) назад · от Виталий Петрович Ветров

Новые публикации:

Популярные у читателей:

Новинки из других стран:

LIBMONSTER.RU - Цифровая библиотека России

Создайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Сохраните навсегда своё авторское Наследие в цифровом виде. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора.
Партнёры библиотеки
Эффективность психологического тренинга развития социально-психологической компетентности будущих педагогов-психологов
 

Контакты редакции
Чат авторов: RU LIVE: Мы в соцсетях:

О проекте · Новости · Реклама

Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)
Сохраняя наследие России


LIBMONSTER NETWORK ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА

Россия Беларусь Украина Казахстан Молдова Таджикистан Эстония Россия-2 Беларусь-2
США-Великобритания Швеция Сербия

Создавайте и храните на Либмонстре свою авторскую коллекцию: статьи, книги, исследования. Либмонстр распространит Ваши труды по всему миру (через сеть филиалов, библиотеки-партнеры, поисковики, соцсети). Вы сможете делиться ссылкой на свой профиль с коллегами, учениками, читателями и другими заинтересованными лицами, чтобы ознакомить их со своим авторским наследием. После регистрации в Вашем распоряжении - более 100 инструментов для создания собственной авторской коллекции. Это бесплатно: так было, так есть и так будет всегда.

Скачать приложение для Android