Недавно вышедшая в свет в ЮАР книга профессора Виллема де Клерка "Африканеры" никого не оставила равнодушным в белой общине страны. Об этом можно судить по широкому спектру оценок - от одобрения взглядов автора на новую роль африканеров в жизни демократической ЮАР до обвинения в предательстве интересов белых южноафриканцев.
Публикация книги совпала с дебатами в среде африканеров о судьбе их языка африкаанс и прав как национального меньшинства. Как известно, это меньшинство, некогда отстоявшее независимость в борьбе с английскими колонизаторами, потом стало угнетателем чернокожего большинства страны. Правящая верхушка африканеров взяла на вооружение политику расового господства под названием апартеид, провозгласив себя исключительным народом.
Но времена круто изменились, и в середине 90-х годов в результате демократических выборов в стране к власти пришли представители чернокожего большинства.
Автор книги "Африканеры" Биллем де Клерк - известный философ, брат последнего президента ЮАР от Национальной партии Фредерика де Клерка, активный в прошлом член тайного общества африканеров "Брудербонд" - до недавнего времени держался в стороне от этой полемики.
По признанию местной печати, это самое жесткое и всеобъемлющее осуждение апартеида и африканерского национализма, когда-либо высказанное африканером. По мнению автора книги, африканерский национализм строился на вере в то, что африканеры были посланы в Африку Всевышним для того, чтобы принести цивилизацию Черному континенту. По этой теории они являются исключительно белой расой.
Не щадя самолюбия своих собратьев, Биллем де Клерк осуждает эти все еще бытующие взгляды, выражающиеся в "откровенном шовинизме, экстремизме, нетерпимости, глупости, наивности, слепоте и лицемерии". И все это не что иное, как отражение комплекса неполноценности, поскольку глубоко в душе африканеры знают, что не являются теми, кем призваны быть по расистской доктрине, и потому стремятся утвердить свое превосходство, пишет он. В этой связи автор делает вывод: если африканеры хотят выжить как народ, то им следует как можно скорее избавиться от груза прошлого.
В книге говорится, что для африканеров не будет прогресса, если они искренне не признают свою вину перед теми, кого угнетали. Отрицательное отношение многих африканеров к Комиссии правды и примирения подтверждает тот факт, что они не склонны покаяться и это тормозит перспективы примирения в ЮАР. Следует признать, что вся система апартеида строилась, прежде всего, на расовой дискриминации, подчеркивает автор.
Как же видится Виллему де Клерку процесс покаяния африканеров? По его словам, это не должно быть сделано каким-то лидером или группой лидеров, а должно прийти от всех структур африканерского политико-культурного общества. Но важнее всего для африканеров избавиться от ощущения вины за прошлое путем активного участия в борьбе с бедностью и нищетой. Рядовой африканер должен считать своим долгом улучшение жизненных условий черных южноафриканцев, которые работают на них. В городе или деревне можно построить на свои деньги школу или поликлинику. И тогда взгляд на тех, у кого другой цвет кожи, будет резко меняться.
В книге содержится рекомендация африканерам не демонстрировать свою исключительность, а все больше становиться африканцами, частью южноафриканской нации.
Новые публикации: |
Популярные у читателей: |
Новинки из других стран: |
Контакты редакции | |
О проекте · Новости · Реклама |
Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту) Сохраняя наследие России |