М. ГУСЕВ
Кандидат экономических наук
Для лучшего понимания политической ситуации в Юго-Восточной Азии, на которую влияют политика великих держав (Китай, США, Япония), противоречивость их интересов и борьба за расширение сфер влияния в регионе, необходим серьезный пересмотр сложившихся стереотипов. При этом также следует учитывать возрастание исламского фактора и активизацию исламистских тенденций, которые все в большей степени влияют на внешнюю политику стран региона.
Для Юго-Восточной Азии это имеет особое значение, поскольку в ней проживает значительное число приверженцев ислама и находится наиболее крупная мусульманская страна мира - Индонезия с населением 220 млн. человек, из которых около 80% исповедуют ислам. Особое положение в мусульманском мире занимает и Малайзия, где более 50% 24-миллионного населения страны - мусульмане, и на текущий момент она является председателем Организации Исламская Конференция (ОИК) - наиболее влиятельного и авторитетного объединения мусульман всего мира.
Уместно вспомнить, что ОИК была учреждена в 1969 г. по инициативе короля Саудовской Аравии Фейсала и первого премьер-министра, "отца-основателя" Малайзии Абдула Рахмана. С тех пор Малайзия претендует на роль носителя наиболее умеренных и взвешенных идей в мусульманском мире, олицетворяет терпимость и сдержанность. Четвертый по счету малайзийский премьер Махатхир Мохамад утвердил за собой репутацию деятельного трибуна мусульманского мира, чей голос на различных международных форумах по конкретным проблемам и перспективам уммы приобрел особое звучание и авторитет. На куала-лумпурском саммите ОИК в октябре 2003 г. специально для Махатхира Мохамада был учрежден пост бессменного главы организации. Выступая на саммите, М. Мохамад, отметив, что мусульман во всем мире 1 млрд. 300 млн, призвал их к единению ради общей цели возрождения исламского мира, что было воспринято аудиторией с величайшим воодушевлением.
Ныне действующий премьер-министр Малайзии Абдулла Бадави, богослов в третьем поколении, получивший религиозное мусульманское образование в Университете Малайи, выражает убежденность, что ислам является религией мира и не должен препятствовать прогрессу. Выступая перед журналистами и учеными-обществоведами в малайзийском институте стратегических и международных исследований, он заявил: "Мы против экстремизма в любых проявлениях, какие бы он цели ни преследовал, на какую бы религиозную, этническую или идеологическую базу он ни опирался". Немалое значение имеет и влияние, оказываемое странами традиционного ислама на усиление религиозных настроений и на внутриполитическую ситуацию в ЮВА.
Соединенные Штаты, объявив войну с терроризмом в международном масштабе, провезли военные акции в Афганистане и Ираке, однако эти действия вызвали негативную реакцию в государствах Юго-Восточной Азии. Ряд индонезийских мусульманских организаций выступил с призывом к священной войне - "джихаду" против США уже в ответ на нанесение ими первых ударов по Афганистану. В Джакарте и других городах прокати-
стр. 37
лась волна демонстрации с требованием прекращения агрессии, террористами исламистского толка была проведена серия актов с десятками жертв. В свете этих событий, а также вследствие опасения вызвать негативную реакцию со стороны исламского мира на саммите АТЭС в Шанхае в октябре 2001 г., несмотря на все усилия американцев, не была принята резолюция в поддержку военных действий США в Афганистане. Наблюдалось охлаждение и в отношениях между странами АСЕАН и Японией после принятия последней решения о введении воинского контингента в Ирак в поддержку американской агрессии. Малайзия отказалась от участия США в созданном ею антитеррористическом центре в знак протеста против военных действий американцев в Ираке и т.д.
На ситуацию, связанную с взаимоотношениями США и стран ЮВА в рассматриваемом контексте, справедливо посмотреть и с другой стороны. Борьба США с терроризмом и в Афганистане, и в Ираке преследует далеко идущие цели: установление политического и экономического контроля над регионом Ближнего и Среднего Востока. В результате они оказались не в состоянии уделять должного внимания региону Юго-Восточной Азии.
Несколько в стороне от этих страстей находится Китай, сумевший не осложнить отношений с мусульманским миром. В Юго-Восточной Азии Китай не ассоциируется с той глобализацией, которая в представлении многих мусульман тождественна американизации. Китай рассматривается исламистами как потенциальный противник Соединенных Штатов, в то время как главной задачей исламистов является всемерно ослабить, унизить Америку, показать ее беспомощность.
Все это вовсе не мешает странам региона развивать экономическое сотрудничество с США и Китаем. Для асеановцев остается исключительно важным американское военное присутствие, являющееся с их точки зрения гарантом безопасности и относительного спокойствия, а также противовесом территориальным притязаниям Китая в регионе.
Мощнейшим побудительным моментом формирующегося ныне нового спектра внешнеполитических воздействий на состояние внешней и внутренней политики ряда стран АСЕАН явилась победа исламской революции в Иране в 1979 г. Вплоть до этого знакового в исламском мире события мусульманские страны Юго-Восточной Азии в своем развитии двигались в направлении утверждения принципа секуляризма. Пример Ирана показал странам ЮВА возможную альтернативу. Постепенно Юго-Восточная Азия становится объектом борьбы за создание "нового азиатского халифата", куда вошли бы Индонезия, Малайзия, Бруней, Сингапур, южные части Филиппин, Таиланд и Мьянма. И хотя у этой инициативы шансы на успех в обозримом будущем невелики, данный факт внес серьезные коррективы в треугольник "страны АСЕАН - великие державы - исламский мир".
Исламский фактор видоизменил и положение дел в АСЕАН. Далеко не все страны данной ассоциации в равной степени причастны к проблемам взаимоотношений с исламским миром. Это относится прежде всего к странам Индокитая. Размежевание внутри АСЕАН по идеологическим признакам, уровню экономического развития, борьбе за лидерство между традиционными участниками Ассоциации и Вьетнамом усугубляется еще и несхожестью взглядов по ряду направлений внешней политики.
Таковы на сегодняшний день некоторые особенности влияния исламского фактора и связанных с ним действий мировых держав на международные отношения в Юго-Восточной Азии.
Новые публикации: |
Популярные у читателей: |
Новинки из других стран: |
Контакты редакции | |
О проекте · Новости · Реклама |
Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту) Сохраняя наследие России |