Libmonster ID: RU-18673
Автор(ы) публикации: А. ГУШЕР

ЧТО СТОИТ ЗА ЖЕЛАНИЕМ ЗАПАДА УСИЛИТЬ СВОИ ПОЗИЦИИ В КАВКАЗСКОМ РЕГИОНЕ

А. ГУШЕР

Директор Центра стратегического развития

АЗЕРБАЙДЖАНСКИЙ АКЦЕНТ АМЕРИКАНСКОЙ ПОЛИТИКИ

Особое значение для Вашингтона имеют связи с Азербайджаном. После 11 сентября 2001 г. Соединенные Штаты отменили торговое эмбарго в отношении кавказских республик Армении и Азербайджана (оба государства предоставили США право пролета через свое воздушное пространство для кампании в Афганистане), которое было объявлено в 1992 г. в связи с вооруженным конфликтом в Нагорном Карабахе. Конфликт еще не исчерпан, но Вашингтон активно развивает военное сотрудничество именно с Азербайджаном (Армения считает приоритетными свои отношения с Россией). Снятие эмбарго означает, в первую очередь, что в адрес Азербайджана снова идет помощь деньгами, вооружением и, конечно, "дружескими советами".

Сейчас в Азербайджане развернулась подготовка к реализации программы, схожей с грузинской "Обучи и оснасти". Для этого может быть использован военный полигон в Гараэйбате, недалеко от Баку, а также учебно-тренировочный центр в поселке Чуханлы в Сальяне, которые соответствуют стандартам НАТО. Их модернизации сейчас помогают, как утверждается, несколько десятков американских солдат и офицеров. В перспективе предполагается разместить на Апшеронском полуострове мобильные силы Пентагона. Их основной задачей станет охрана транскаспийского нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан на азербайджанском участке. Все это делается для последующего проникновения американцев в Каспийский регион. Данная задача имеет для США стратегическое значение, о чем Вашингтон не стесняется заявлять открыто.

Об этом, в частности, шла речь на слушаниях в комитете по вооруженным силам американского сената в марте 2005 г., где с докладом о текущих и будущих военно-стратегических интересах США в мире выступил командующий европейским командованием вооруженных сил США, верховный главнокомандующий объединенными вооруженными силами НАТО в Европе генерал Джеймс Джонс. По его мнению, "...Кавказ в возрастающей степени является важным для наших интересов. Этот регион является ключевой географической точкой в процессе распространения демократии и рыночной экономики (именно под этими терминами подразумевается американская экспансия. - А. Г. ) в страны Центральной и Юго-Западной Азии". Далее генерал отметил, что "...на каспийскую нефть, идущую через Кавказ, в ближайшие пять лет может приходиться до 25% общемирового прироста производства нефти".

Джонс подчеркнул, что США по-прежнему отводят важную роль передовому базированию своих вооруженных сил в различных регионах мира. Он также заявил, что "...в дополнение к сохранению наших традиционных линий коммуникаций и доступа мы ищем доступ к новым объектам и свободе транзита к Черному морю, Кавказу, Ближнему Востоку и Африке для продвижения американских национальных интересов".

По словам Джонса, европейское командование ВС США совместно с командованием американских сил специального назначения работает над новым планом, согласно которому до 2015 г. США перебазируют "постоянные и ротационные" силы своего спецназа на новые базы на юге Европы. "Детали плана засекречены из-за продолжающихся переговоров с принимающими сторонами", - сообщил Джонс, отметив лишь, что "...базирование всех предназначенных для театра военных действий сил спецназа - воздушных, наземных и морских - к югу от Альп усилит их взаимодействие, подготовку и реагирование на кризисы на Кавказе и в Африке".

Получается, что для генерала Джонса кризисы на Кавказе в недалеком будущем - вещь очевидная и неизбежная. Создается впечатление, что эти кризисы даже запланированы. Во всяком случае, все видят усиливающуюся напряженность вокруг Грузии, которая "железной рукой", как говорил ее президент Михаил Саакашвили, готова "восстановить свою территориальную целостность" за счет Абхазии и Южной Осетии. Также периодически следуют заявления азербайджанских властей о том, что "вопрос о Нагорном Карабахе" еще далеко не закрыт.

ОТКРОВЕНИЯ ПРЕЗИДЕНТА БУША

Аналогичную позицию, предсказывающую кризисное развитие событий на постсоветском пространстве, занимает и президент США Дж. Буш. Так, выступая 19 мая 2005 г. в Международном республиканском институте в Вашингтоне (IRI), он предсказал грандиозные политические перемены на постсоветском пространстве. "В Закавказье и Средней Азии люди лелеют надежду на перемены, и пере-


Окончание. Начало см.: "Азия и Африка сегодня", 2005, N 10.

стр. 9


мены наступят, - заявил глава Белого дома. - Мы наблюдаем за становлением нового поколения людей, сердца которых горят свободой, и они обретут свободу". В то же время, по словам Буша, США не просто приветствуют "розовые, оранжевые, фиолетовые, тюльпанные и кедровые революции", но и финансируют их. Только за последние три года Вашингтон "...выделил более 4,6 млрд. долл. на программы по поддержке демократических перемен по всему миру", сообщил Буш.

Безусловно, речь президента для консервативно настроенной аудитории Международного республиканского института можно назвать программной, так как именно в ней Буш четко обозначает основные ориентиры внешней политики американской администрации на следующие четыре года. Хотя формально торжественная церемония в Вашингтоне была приурочена к вручению президенту почетной медали "Награда свободы", ежегодно присуждаемой этой организацией "самому выдающемуся человеку года". Другая любопытная деталь: IRI хорошо известен своей активной поддержкой оппозиционных сил в большинстве стран на постсоветском пространстве. По мнению обозревателей газеты "Нью-Йорк Таймс", нынешние заявления главы Белого дома об экспорте и поддержке "демократических революций" звучат резким диссонансом с позицией Буша во время его предвыборной кампании в 2000 г. Четыре года назад американский президент выступал против какого-либо прямого участия США (включая военное) в так называемом национальном строительстве (national building) других государств.

Теперь же Буш не просто сообщает, но даже подчеркивает, что только на 2006 г. его администрация запросила у Конгресса США на программы "поддержки демократии" в зарубежных странах 1,3 млрд. долл. По словам помощников главы Белого дома, пишет американская газета, президент "...стал изменять свою позицию в начале первого срока во время своего визита в Косово". Однако даже тогда Буш четко определял границы, в которых США "...могли участвовать в национальном строительстве другой страны". Но события 11 сентября 2001 г. кардинально изменили его отношение к этому вопросу.

На примере Ирака Буш разъяснил, что, помимо "...основной задачи наших военных - найти и уничтожить террористов за рубежом", армия США выполняет также порой "...менее заметную, но чрезвычайно важную роль: помогать людям в других странах строить гражданские институты на руинах репрессивных режимов". По словам Буша, события в Ираке подтвердили способность американских военнослужащих "быстро передислоцироваться в любую точку мира" и выполнять функции, которые раньше находились в зоне ответственности только гражданских ведомств.

Теперь, согласно новой доктрине Буша, "распространение демократии и свободы", а также свержение "диктаторских режимов" по всему миру входит в национальные интересы США и должно всячески поддерживаться и поощряться. Причем он считает, что военную силу в особых ситуациях тоже можно использовать. Правда, в своей речи в Вашингтоне президент не обещал немедленно отправить морских пехотинцев США для продвижения "цветных революций" в восточной Европе, на Кавказе и в Средней Азии. Однако сообщил, что намерен в ближайшее время сформировать "гражданские корпуса быстрого реагирования" для поддержки "новых демократий в переходные периоды".

Более того, по словам президента, для этих корпусов в бюджете 2006 г. уже заложено 124 млн. долл. Как пишет "Нью-Йорк Таймс", сотрудники корпуса, как американцы, так и иностранцы, будут оперативно направляться в "кризисные регионы" для оказания "первой экстренной помощи демократическим силам". "Для этого должны быть заранее разработаны соответствующие социальные и экономические программы действий. И если возникнет кризис и потребуется наша помощь, то Америка будет готова ее оказать", - заявил хозяин Белого дома.

Признав, что "демократия имеет различные формы в различных культурах", Буш все же считает, что существуют основополагающие принципы, отличающие все демократические общества. Речь идет о свободе слова, собраний, свободной экономике, независимой судебной системе, свободе вероисповедания. В качестве подтверждения своего тезиса американский президент привел недавние события и "революционные перемены" в Грузии, на Украине, в Ираке, Киргизии и Ливане.

В то же время глава американской администрации предупредил, что события последних лет свидетельствуют об опасностях, подстерегающих демократические силы в различных странах. Главной такой опасностью Буш считает политический "вакуум, который могут создавать движения за свободу". Он пояснил, что "...за свободными выборами следуют периоды неопределенности, откаты и фальстарты". "Когда люди рискуют всем и голосуют, они могут ожидать, что их жизнь изменится в одночасье, но история учит: к свободному обществу ведет долгий и не всегда легкий путь". Ряд аналитиков уже оценили заявление Дж. Буша как программное, в соответствии с которым на смену военным операциям приходят "бархатные революции".

При этом Вашингтон, очевидно, не готов в ближайшее время к серьезным "операциям" на этом "фронте". Тем не менее, для режимов прикаспийских государств чрезвычайно актуальными становятся угрозы разного рода "бархатных" и "оранжевых" революций. Ведь в результате смены руководства в этих странах к власти неизбежно придут проамериканские правители, которые сделают для Вашингтона все, что он потребует, причем дело обойдется без дорогостоящих бомбардировок и военных оккупации. Пройдя "обкатку" в Грузии и Украине, подобные технологии "прививания демократии" вовсю готовятся к применению в Казахстане и Иране.

Не получится "миром" - не проблема. Поводом для "наведения порядка", предполагающего военное присутствие, всегда могут стать, скажем, "права человека", с которыми есть проблема практически у всех стран, расположенных близ Каспийского моря. В том числе, как считает официальный Вашингтон, и у России. Возможны и другие поводы для вмешательства во внутренние дала государств, включая "борьбу с тер-

стр. 10


роризмом и нестабильностью", благо конфликтов в регионе, к сожалению, хватает.

"ИРАНСКАЯ ЗАНОЗА" АМЕРИКАНСКОЙ ПОЛИТИКИ

Отдельный, но ключевой вопрос - Иран. Эта исключительно богатая нефтью страна дает США столько поводов для "демократизации" (от ядерной программы и "поддержки терроризма" до тех же прав человека и стремления наказать за перенесенный позор "освобождения" заложников-американцев во время исламской революции 1979 г.), что, видимо, открытый ирано-американский военный конфликт - просто вопрос времени.

В качестве наземного плацдарма для интервенции в Иран Вашингтон теоретически мог бы использовать территории Армении, Сирии, Ирака, Афганистана и Азербайджана. Из этого списка сразу можно исключить Армению и, вероятно, Сирию (если она не разделит участь Ирана еще раньше - страна входит в составленный Вашингтоном официальный список "стран-изгоев", и число резких заявлений американских политических деятелей в ее адрес сопоставимо с числом нападок на Иран). При этом ни Ирак, ни Афганистан, на территории которых идет партизанская война, не являются надежным тылом. Но американское военное присутствие там велико, и, таким образом, уже сейчас кольцо американских военных баз вокруг Ирана практически замкнуто. Осталось только усилить его с севера, разместив войска в Закавказье - в Азербайджане и Грузии. Что, собственно, уже и происходит.

Особое значение в этом контексте занимает Грузия, на которую руководством НАТО делается основная ставка в утверждении своих позиций в регионе. Этим объясняется и масштабная финансовая и военно-техническая помощь альянса Грузии. В свою очередь, грузинское руководство рассматривает вступление в НАТО как способ решения не только своих территориальных проблем, но и как важнейшее условие своего дальнейшего существования, пусть даже в условиях крайне ограниченного суверенитета и очередного протектората, осуществляемого в данном случае США и НАТО.

Следует отметить, что сама Грузия, по классификации американских аналитиков, относится к категории "failed state" ("несостоявшееся государство"). Свидетельство чему крайне сложное социально-экономическое положение страны, ее зависимость от поставок энергоресурсов и товаров первой необходимости, осуществляемых, прежде всего, из России. Как отмечает директор московского Института политических исследований Сергей Марков, проблема состоит в том, что "...Грузия не желает признавать своих ошибок и винит во всем Россию". По его словам, подписав 200 лет назад Георгиевский трактат, Россия спасла грузин от физического истребления и приняла под свою опеку бедную страну, а из состава СССР Грузия вышла самой богатой республикой на постсоветском пространстве. "Спустя 15 лет Грузия вновь опустилась до уровня стран Средней Азии и по бедности стоит на третьем месте после Таджикистана и Молдовы", - отметил Марков.

И все же, несмотря на это, грузинское руководство значительные финансовые средства вкладывает именно в различные программы оснащения и подготовки своих вооруженных сил, что свидетельствует о явно милитаристских тенденциях в развитии страны, другими словами, о подготовке вооруженных сил Грузии к осуществлению военно-силовых акций по отношению к Абхазии и Южной Осетии.

В этих своих планах Грузия опирается на военное содействие Соединенных Штатов, которые помогают ей реорганизовать национальную армию. В рамках финансируемой США программы "Обучи и оснасти" (GTEP) в 2004 г. с помощью американских инструкторов прошли обучение около 5 тыс. грузинских военнослужащих. На реализацию данной программы США уже выделили 64 млн. долл. При этом только в 2004 г. США выделили Грузии самую большую (из стран бывшего СССР) долю военной помощи - 21%, составившую 12 млн. долл., что на 74% больше показателя 2003 г. Причем первоначально проектом бюджета была определена сумма в 10 млн. долл., однако затем она была увеличена. Кроме того, по программе международного военного обучения и военной подготовки Грузия в 2004 финансовом году получила 1,3 млн. долл. (Характерно, что Азербайджану и Армении в рамках иностранного военного содействия в 2004 финансовом году выделено по 2,485 млн. долл. вместо 5 млн. долл. в 2003 г.)

Несмотря на содействие Соединенных Штатов, грузинское правительство продолжает сталкиваться с проблемами финансирования оборонных мероприятий. Расходы на эти цели в текущем финансовом году составят только 60% от сумм, запланированных в бюджете.

Кроме того, на низком уровне, остававшемся без изменений с 1996 г., остается заработная плата тех сотрудников министерства обороны, с которыми не были подписаны контракты в рамках GTEP. Заработная плата гражданского персонала военных объектов, численность которого должна увеличиться в соответствии со стандартами НАТО, еще ниже и составляет в среднем 50 лари (менее 25 долл.) в месяц. Это, в свою очередь, дало аналитикам основание констатировать наличие потенциально опасной тенденции к сосуществованию "двух армий", одна из которых укомплектована высокооплачиваемым персоналом GTEP, а другая - деморализованными, малооплачиваемыми кадровыми офицерами и гражданскими служащими. По мнению грузинского эксперта Кобы Ликликадзе, это может привести к усилению напряженности в армии и ослабить стремление к проведению в стране реформ с целью ее преобразования в более привлекательного кандидата на вступление в НАТО.

ГРУЗИЯ И НАТО

О возможных проблемах, которые могут осложнить вступление Грузии в НАТО, заявил на состоявшемся в марте 2005 г. в Загребе международном форуме, на котором рассматривались перспективы расширения Евросоюза на Восток, и госминистр Грузии Георгий Барамидзе. По его словам, к концу 2006 г. страна рассчитывает завершить работу в рамках плана индивидуального партнерства Грузии с Североатлантическим альянсом, который был утвержден в октябре прошлого года. Он включает широкий спектр вопросов, пре-

стр. 11


дусматривающих реформирование и модернизацию всех государственных структур. Окончательный доклад будет сделан в конце апреля, а позже в Брюсселе совместно с представителями 26 государств НАТО Грузия обсудит свои достижения и проблемы. К вступлению в альянс Грузия должна быть готова в 2007 г. Другое дело - будет ли само НАТО готово к приему новых членов, в частности Грузии? Это вопрос политический. Не будем гадать, хотя то, что приблизительно в названные сроки Грузия станет членом НАТО, - однозначно. Вместе с Грузией в направлении Североатлантического альянса, наверное, будут двигаться и другие государства Южного Кавказа, а также Украина и Молдова.

Тем не менее, практические шаги по интеграции Грузии в НАТО осуществляются уже сейчас. Так, в начале весны 2005 г. Грузия и НАТО договорились о транзите грузов альянса через грузинскую территорию. Договор уже вошел в силу, и натовские транзитные самолеты летают над территорией Грузии. Кстати, примерно такое же соглашение с НАТО имеет Россия, которая также предоставляет самолетам альянса воздушный коридор. Более того, с программы индивидуального партнерства Грузия-НАТО (IPAP) в ближайшей перспективе будет снят гриф секретности, и она станет доступна общественности. Об этом, в частности, заявил в Тбилиси на состоявшейся в апреле 2005 г. международной конференции под эгидой НАТО специальный представитель генерального секретаря НАТО в странах Южного Кавказа и Центральной Азии Роберт Симмонс, отметивший, что после рассекречивания IPAP представители неправительственных организаций получат возможность осуществлять мониторинг программы.

В свою очередь, замглавы грузинского военного ведомства Давид Сихарулидзе сообщил журналистам, что гриф секретности с IPAP снимается по просьбе грузинской стороны, и отметил, что "...необходимо провести определенные процедуры, чтобы сделать его открытым для общественности".

Таким образом, американо-грузинские отношения переходят из медового месяца в рабочие будни. И чем упорней трудится, не покладая рук, нью-йоркский юрист" Михаил Саакашвили, стремясь организовать "отпор Российской империи", тем больше он создает практических трудностей для США. Проблема заключается в том, что откровенные попытки Саакашвили установить контроль над Южной Осетией и Абхазией военным путем заставляют Россию занимать более жесткую позицию на стороне осетин и абхазцев. Этот конфликт вольно или невольно влияет и на другие аспекты американо-российских отношений. Западные аналитики не исключают даже военного противостояния в регионе, поскольку на территории Грузии присутствуют натовские подразделения. Силовое решение проблемы усложнит для Соединенных Штатов ситуацию в регионе, поскольку там отдают себе отчет в том, что народы Абхазии и Южной Осетии проголосовали за выход из состава Грузии и желают воссоединиться с Россией. В Вашингтоне понимают, что без участия и согласия Москвы эти проблемы не решаются. Все иные пути решения - это война. Очевидно, что именно этими обстоятельствами вызвана определенная смена приоритетов натовской политики в закавказском регионе с Грузии на Азербайджан.

Таким образом, в районе Каспия открывается новый очаг российско-американского противостояния. И в центре "схватки" теперь оказывается Азербайджан. Основанием для данного вывода служит активизация деятельности в регионе главы военного ведомства США.

Министр обороны США Дональд Рамсфелд, за последние три года трижды навещавший Азербайджан, 12 апреля 2005 г. снова прилетел в Баку прямиком из Афганистана. Официально - для обсуждения с азербайджанским руководством "вопросов двустороннего сотрудничества в рамках антитеррористической коалиции и содействия интеграции Азербайджана в НАТО". Однако американский министр не застал президента Ильхама Алиева. Несколькими часами ранее тот отбыл с официальным визитом в Пакистан. В его отсутствие Дональд Рамсфелд прямо в бакинском аэропорту "Бина" провел многочасовые переговоры с министром обороны республики Сафаром Абиевым и другими официальными лицами.

Следует заметить, что информацию о блиц-визите Рамсфелда и азербайджанская, и американская стороны фактически засекретили. Только утром 13 апреля, когда самолет Рамсфелда уже покинул воздушное пространство республики, пресс-служба Минобороны Азербайджана распространила максимально дозированную информацию о том, что в ходе встречи обсуждались "вопросы развития азербайджано-американского сотрудничества в военной сфере". Посол США в Азербайджане Рино Харниш обронил, что обсуждалось "...оказание США помощи Азербайджану в реализации плана индивидуального партнерства Азербайджана и НАТО". Он проговорился, что в Баку уже прибыла группа американских офицеров. О целях этого визита дипломат предпочел не распространяться.

КОГО БУДЕТ СТОРОЖИТЬ "КАСПИЙСКИЙ СТРАЖ"?

В связи с этим азербайджанские СМИ обратили внимание на недавнее заявление командующего силами НАТО в Европе генерала Джеймса Джонса. По словам генерала, США ведут активную работу по созданию в Азербайджане сил специального назначения и военных баз, которые будут обеспечивать безопасность во всем Каспийском регионе. Соответствующую программу, получившую наименование "Каспийский страж", активно продвигает в Баку представитель Белого дома Харниш.

Концепция обеспечения безопасности Каспийского бассейна родилась в недрах Пентагона в 2003 г. Она предполагает формирование сети подразделений специального назначения и полицейских сил в прикаспийских странах, которые могли бы быстро реагировать на возникновение чрезвычайных ситуаций, включая угрозы нападения террористов на нефтяные объекты, в том числе трубопроводы. Фактически "Каспийский страж" должен стать передовым постом европейского командования США со штаб-квартирой в Штутгарте, в зону ответственности которого будет входить Каспийский регион. Как отмечает газета "Уолл-стрит джорнэл", командный центр "Кас-

стр. 12


пийского стража", оснащенный новейшим радаром, расположится в Баку. По данным газеты, в ближайшие 10 лет правительство США планирует израсходовать на эту программу около 100 млн. долл.

По мнению некоторых азербайджанских военных экспертов, Баку не возражает против размещения мобильных групп быстрого реагирования НАТО на территории страны в рамках данной программы. Окончательное решение по этому поводу должно быть принято на самом высоком политическом уровне - президентом Азербайджана и министром обороны. Азербайджан принимал участие во многих мероприятиях Североатлантического альянса, в том числе в формате международной антитеррористической операции. И если со стороны официального Баку прозвучит отрицательный ответ по поводу "Стража", это будет означать, что Азербайджан делает шаг назад.

Но, судя по всему, в отношении предлагаемой Пентагоном программы власти уже определились. Во всяком случае, источник в азербайджанском военном ведомстве сообщил, что уже определено месторасположение штаб-квартиры "Каспийского стража" - территория одной из воинских частей в окрестностях азербайджанской столицы. По данным того же источника, находящаяся в Баку группа американских офицеров уже развернула учебный центр по подготовке азербайджанских специалистов, которые будут включены в эту программу.

По мнению российских военных аналитиков, реализация этой программы направлена на создание в регионе Каспийского бассейна трехстороннего союза в составе США, Азербайджана и Казахстана. В перспективе Белый дом планирует привлечь к сотрудничеству в рамках создаваемой структуры Туркмению, Узбекистан и, возможно, Турцию.

"Страж" предназначен для создания системы наблюдения за воздушным и морским пространством, а также сил быстрого реагирования и пограничного контроля. В рамках этой программы США обеспечивают подготовку воинских контингентов и оказывают различные виды экономической и политической помощи своим партнерам. Планируемая структура будет неким аналогом созданного в 1997 г. Совета по евроатлантическому партнерству, главная цель которого - сотрудничество между странами - членами блока НАТО.

Официальной целью "Каспийского стража" провозглашена борьба с ядерными устремлениями стран-изгоев. Конкретная задача - окружить Иран военными базами, чтобы это самое потенциально опасное с ядерной точки зрения исламское государство находилось под постоянным контролем. Каспий - традиционная зона российского влияния. Вторжение американцев угрожает оборонным интересам России, поскольку открывается стратегическое направление на индустриально развитый Урал, находящийся в самом центре страны.

Приход Америки на Каспий - очередное фиаско российской внешней политики. В настоящий момент Российская Федерация активно выступает за демилитаризацию региона и в то же время пытается консолидировать военно-морские силы государств Каспия в своих интересах. Но интересы здесь у всех разные. Например, Казахстан, Азербайджан и Туркмения сегодня заинтересованы в развитии собственных военно-морских сил. И пока Россия только обещает помощь, США уже реально помогают: военное ведомство США безвозмездно передает Казахстану корабль водоизмещением более 1 тыс. т. На американские деньги сегодня оборудуется и вся береговая военная инфраструктура Казахстана. США предлагают свою помощь также Туркмении и Азербайджану в обмен, разумеется, на бесперебойное снабжение нефтяным сырьем.

Таким образом, Вашингтон по-прежнему выстраивает модель однополярного мира: США - во главе, а все остальные страны - в подчиненном положении. Реализуется и сценарий установления контроля над Кавказско-Каспийским и Центрально-Азиатским регионами.

Российские аналитики считают, что события, происходящие в последние месяцы на Кавказе, заставят руководство Российской Федерации вернуться к рассмотрению ситуации в этом регионе как составной части всех мировых процессов. В частности, аналитический центр "Намакон", созданный сотрудниками службы внешней разведки РФ, считает, что новый рост политической активности в некоторых частях бывшего Советского Союза - на Украине, в Грузии, Армении, Азербайджане, Молдове - имеет вполне четкие географические границы. А с учетом некоторых изменений внешнеполитической линии Вашингтона и крупномасштабной передислокации американских войск в Европе, Азии и на Востоке просматривается и смысловое содержание этих перемен. Информация из различных западных источников (научных, журналистских и официальных) говорит о том, что Запад несколько изменил тактику и оценку ситуации у южных рубежей России. Подтверждается неоднократно высказанное нами прежде мнение о том, что энергетическое значение Каспийского региона сильно преувеличено и основным в интересе США к этому региону является его военно-политическое значение, правда, с учетом и экономических выгод.

В такой ситуации вполне очевидна очередность задач, которые Соединенные Штаты постараются решить в не столь отдаленном будущем. Ближайшая задача, после состоявшейся грузинской "революции" (которая на деле была согласованной сменой лидера с элементами инсценировки для приобретения популярности и укрепления народной веры в то, что возможны перемены), это предстоящие выборы в Азербайджане. Затем параллельно активизируется деятельность по решению конфликтов в Южной Осетии, Абхазии, Нагорном Карабахе и Приднестровье.

"На этом фоне будет происходить подготовка к парламентским и президентским выборам в Армении. Далее смена власти должна произойти в Азербайджане. В итоге должен быть создан некий военно-политический блок, который дал бы странам-участницам возможность, формально не являясь членами НАТО, быть интегрированными в евроатлантическую систему безопасности. Этот союз мог бы препятствовать внешнеполитической экспансии России и еще больше снизить ее конкурентоспособность на мировой политической арене" - не без оснований прогнозируют российские аналитики.

Не хотелось бы, чтобы эти прогнозы сбылись.


© libmonster.ru

Постоянный адрес данной публикации:

https://libmonster.ru/m/articles/view/ЮЖНЫЙ-КАВКАЗ-АМЕРИКА-НАТО

Похожие публикации: LРоссия LWorld Y G


Публикатор:

Zakhar PrilepinКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: https://libmonster.ru/Prilepin

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

А. ГУШЕР, ЮЖНЫЙ КАВКАЗ, АМЕРИКА, НАТО // Москва: Либмонстр Россия (LIBMONSTER.RU). Дата обновления: 01.06.2023. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/ЮЖНЫЙ-КАВКАЗ-АМЕРИКА-НАТО (дата обращения: 16.04.2024).

Найденный поисковым роботом источник:


Автор(ы) публикации - А. ГУШЕР:

А. ГУШЕР → другие работы, поиск: Либмонстр - РоссияЛибмонстр - мирGoogleYandex

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Похожие темы
Публикатор
Zakhar Prilepin
Moscow, Россия
103 просмотров рейтинг
01.06.2023 (320 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
0 голос(а,ов)
Похожие статьи
Стихи, пейзажная лирика, Карелия
Каталог: Разное 
2 дней(я) назад · от Денис Николайчиков
ВЬЕТНАМ И ЗАРУБЕЖНАЯ ДИАСПОРА
Каталог: Социология 
4 дней(я) назад · от Вадим Казаков
ВЬЕТНАМ, ОБЩАЯ ПАМЯТЬ
Каталог: Военное дело 
4 дней(я) назад · от Вадим Казаков
Женщина видит мир по-другому. И чтобы сделать это «по-другому»: образно, эмоционально, причастно лично к себе, на ощущениях – инструментом в социальном мире, ей нужны специальные знания и усилия. Необходимо выделить себя из процесса, описать себя на своем внутреннем языке, сперва этот язык в себе открыв, и создать себе систему перевода со своего языка на язык социума.
Каталог: Информатика 
4 дней(я) назад · от Виталий Петрович Ветров
Выдвинутая академиком В. Амбарцумяном концепция главенствующей роли ядра в жизни галактики гласила: «Галактики образуются в результате выбросов вещества из их ядер, представляющих собой новый вид "активной материи" не звёздного типа. Галактики, спиральные рукава, газопылевые туманности, звёздное население и др. образуются из активного ядра галактики».[1] Бюраканская концепция – образование звёзд происходит группами. В небольшом объёме образуется большое количество звёзд.
Каталог: Физика 
6 дней(я) назад · от Владимир Груздов
КИТАЙ И ИНДИЯ В АФРИКЕ: азиатская альтернатива западному влиянию?
Каталог: Разное 
6 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ - ГЛОБАЛЬНАЯ ДЕРЖАВА XXI ВЕКА?
Каталог: Политология 
6 дней(я) назад · от Вадим Казаков
Многие пользователи знают, что научно-технический прогресс упростил труд домохозяйки или рабочего завода. Но новыми технологиями пользуются также педагоги и их ученики.
Каталог: Педагогика 
6 дней(я) назад · от Россия Онлайн
Стихи, пейзажная лирика
Каталог: Разное 
7 дней(я) назад · от Денис Николайчиков
Основная противоэпизоотическая работа велась ветеринарным составом, войск в ветеринарных лазаретах, в армейском тылу — в заразных отделениях армейских лазаретов и армейскими ветеринарными лабораториями. Армейские и фронтовые ветеринарные лаборатории явились не только диагностическими учреждениями, но и оперативными органами начальников ветеринарной службы фронтов и армий и центрами научно-практической работы в области военной эпизоотологии
Каталог: Военное дело 
8 дней(я) назад · от Виталий Петрович Ветров

Новые публикации:

Популярные у читателей:

Новинки из других стран:

LIBMONSTER.RU - Цифровая библиотека России

Создайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Сохраните навсегда своё авторское Наследие в цифровом виде. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора.
Партнёры библиотеки
ЮЖНЫЙ КАВКАЗ, АМЕРИКА, НАТО
 

Контакты редакции
Чат авторов: RU LIVE: Мы в соцсетях:

О проекте · Новости · Реклама

Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)
Сохраняя наследие России


LIBMONSTER NETWORK ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА

Россия Беларусь Украина Казахстан Молдова Таджикистан Эстония Россия-2 Беларусь-2
США-Великобритания Швеция Сербия

Создавайте и храните на Либмонстре свою авторскую коллекцию: статьи, книги, исследования. Либмонстр распространит Ваши труды по всему миру (через сеть филиалов, библиотеки-партнеры, поисковики, соцсети). Вы сможете делиться ссылкой на свой профиль с коллегами, учениками, читателями и другими заинтересованными лицами, чтобы ознакомить их со своим авторским наследием. После регистрации в Вашем распоряжении - более 100 инструментов для создания собственной авторской коллекции. Это бесплатно: так было, так есть и так будет всегда.

Скачать приложение для Android