Libmonster ID: RU-17356
Автор(ы) публикации: Е.А. РЕЗВАН, Э.Н. ТЕМКИН.

20 июля 2000 г. исполняется 70 лет проф. Юрию Ашотовичу Петросяну. Он родился в Ростове-на-Дону в 1930 г. в интеллигентной армянской семье. Детство и школьную юность он провел в Ленинакане и Баку. Окончив среднюю школу с медалью, он в 1947 г. поступил на Восточный факультет Ленинградского университета, выбрав областью своих научных интересов историю Турции. После окончания в 1952 г. Восточного факультета Ю.А. Петросян был приглашен в аспирантуру и через три года с успехом защитил диссертацию, посвященную истории борьбы "новых османов" за конституцию в Османской Турции 1876 г. Молодой ученый оказался перед необходимостью выбора места работы.

В конце 1956 г. в Ленинграде на базе сектора восточных рукописей Института востоковедения АН СССР было создано Ленинградское отделение института, и в Ленинграде вновь открылись перспективы возрождения академического классического востоковедения, судьбы которого в Советском Союзе были достаточно трагичны. В сравнительно небольшом Институте востоковедения, который создал в 1930 г. на базе Азиатского музея Академии наук акад. С.Ф. Ольденбург (1863-1934), работало всего несколько десятков человек. Многие из них были незаурядными учеными. Но большую часть своих людей институт потерял во время сталинских репрессий, на полях Отечественной войны, в страшную блокаду 1941-1944 гг. Многие специалисты были переведены на работу в Москву.

Один из самых близких учителей Юрия Ашотовича, акад. И.А. Орбели (1887- 1961), пользуясь "оттепелью" 60-х годов и будучи деканом Восточного факультета Ленинградского университета, сумел добиться создания уже упомянутого нами Ленинградского отделения Института востоковедения. Поддержал эту идею и директор Института востоковедения в Москве акад. Б.Г. Гафуров (1908-1977). Страстным их желанием было возродить блестящие традиции отечественного востоковедения с его особым вниманием к изучению богатейшей культуры народов Востока.

Своим заместителем акад. И.А. Орбели пригласил крупнейшего тюрколога России, профессора Восточного факультета А.Н. Кононова (1906-1986), впоследствии действительного члена АН СССР. Так случилось, что два ближайших учителя Ю.А. Петросяна возглавили Ленинградское отделение Института востоковедения Академии наук, которое к концу 1956 г. существовало только на бумаге. Его еще предстояло создавать.

И.А. Орбели, на кафедре которого учился и защищал диссертацию Ю.А. Петросян, пригласил его в декабре 1956 г. принять участие в той большой работе, которая предстояла И.А. Орбели. Надо было найти специалистов в области классического востоковедения, разработать научную программу, одним словом, создать коллектив, достойный своих предшественников и учителей. По сути дела, надо было создать целый институт, восстановить утерянные научные направления, укрепить и развить сохранившиеся, а главное, обеспечить условия для успешного проведения научных исследований. Свое участие в этой работе под руководством И.А. Орбели Ю.А. Петросян часто называет своей самой большой жизненной удачей и вторым университетом. Незаурядная личность И.А. Орбели, смелого в поступках, человека чести и огромного личного достоинства, оказала большое влияние на молодого ученого. И.А. Орбели был человеком не только влюбленным в востоковедение, которому посвятил свою жизнь, человеком энциклопедических знаний, но и талантливым организатором. Он был также генератором идей, которыми щедро делился с коллегами и учениками, оставаясь бескорыстным рыцарем науки.

И.А. Орбели привлек к работе в институте молодых людей, заканчивавших Восточный факультет или не имевших работы по специальности. К 1960 г. в отделении было уже более 100 начинающих научных работников, а за два последующих десятилетия в институте сформировался коллектив ученых- востоковедов, которым оказалось по силам решать самые сложные научные задачи. К сожалению, И.А. Орбели не смог этого увидеть: он

стр. 210


умер в начале 1961 г. Руководителем Института востоковедения в Ленинграде был назначен другой учитель Ю.А. Петросяна, прославленный тюрколог, в то время чл.-кор. АН СССР А.Н. Кононов. Ю.А. Петросян, который в последние месяцы жизни И.А. Орбели стал его заместителем, продолжал исполнять эти обязанности. В 1963 г. А.Н. Кононов был вынужден по состоянию здоровья оставить свой пост, он счел необходимым передать его тогда еще кандидату исторических наук Ю.А. Петросяну - случай редкий в истории Российской Академии наук. В этом решении А.Н. Кононова поддержал и Б.Г. Гафуров, директор головного института в Москве, а также президиум Академии наук.

Это не было случайностью. И.А. Орбели, как и А.Н. Кононов, рано разглядели в молодом ученом незаурядное организаторское дарование. Организаторский талант, бесценный в любой отрасли человеческой деятельности, имел особое значение в советский период развития отечественной науки. Люди, стоявшие в 60-е годы во главе академических институтов, в гораздо большей степени, чем их коллеги на Западе, должны были заниматься организационной стороной научного процесса. К тому же, находясь под неусыпным контролем партийного аппарата, они были поставлены в своей деятельности в жесткие условия идеологического диктата, часто мешавшего свободному научному поиску. Особенно верно это было для гуманитарной науки, зажатой в тиски одной-единственной теории марксизма. От людей, возглавлявших научные учреждения в СССР, требовалось больше, чем простая организация работы научного коллектива. Люди компетентные и свободные по самому духу науки, они выполняли роль своеобразного буфера между тяжелой махиной указующего государства и людьми, для которых свобода научного поиска являлась безусловным императивом. Одним из таких руководителей был все годы своего директорства Ю.А. Петросян. Его профессиональные знания, исключительная коммуникабельность, интуиция и умение убеждать бюрократов в правильности научных программ, которые он формулировал перед своим коллективом, создали благоприятные условия для проведения научных исследований на всех направлениях востоковедения, представленных в научном учреждении, которым он руководил. Следует также добавить, что есть два стиля управления научным учреждением - авторитарный и демократический. С самого начала Юрий Ашотович избрал для себя демократический и никогда ему не изменил. Более 33 лет (до 1996 г.) он был руководителем научного коллектива, генерируя научные идеи и убеждая людей в своей правоте. Его всегда привлекала победа в честном поединке мнений и идей. Он слишком часто оказывался прав, обладая редким даром предвидения, и, возможно, этим подчас раздражал своих научных оппонентов. Никто не любит быть побежденным. Однако другой стороной этого таланта было то, что директор сумел создать такую атмосферу в коллективе людей, каждый из которых был яркой и талантливой личностью, которая исключала мелочность, склоки и околонаучную суету. Эта благоприятная для творчества атмосфера, созданная в институте, была широко известна в Академии наук и вызывала неизменное уважение.

Коллектив востоковедного научного центра, который был воссоздан в Ленинграде в конце 50-х годов на базе сектора восточных рукописей, неизбежно должен был потратить часть своего потенциала на изучение того огромного культурного богатства, которое он хранил в своих стенах. В 60-70-е годы, а частично и в 80-е в Ленинградском отделении Института востоковедения шла реализация долгосрочной программы по описанию, изучению и изданию текстов письменных памятников Востока, хранящихся в институтской рукописной коллекции. Это была работа, требовавшая от сотрудников не только огромных профессиональных знаний, но и значительной доли личной самоотверженности. Однако одновременно она подготавливала почву для постановки новых важных задач и создавала тот бесценный потенциал, который был с блеском использован позднее. В рамках этого направления шло издание литературных памятников в серии "Памятники письменности Востока", огромную поддержку работе которой неизменно оказывал Ю.А. Петросян. Оценив накопленный в результате реализации этой программы материал, Ю.А. Петросян сформулировал новую задачу - создать исключительный по своей значимости труд о роли рукописной книги в истории культуры стран Востока. Он вышел в двух томах под названием "Рукописная книга в культуре народов Востока" (М., 1987-1988).

В те годы, когда гуманитарная наука страны была жестко ориентирована на изучение экономики и классовой борьбы, которые рассматривались исключительно через призму марксизма, Ю.А. Петросян сделал приоритетным изучение историко-культурного

стр. 211


наследия народов Востока. Это был вполне самостоятельный и в то же самое время продиктованный сложившимися условиями выбор. В Ленинградском отделении Института востоковедения хранились огромные коллекции, вобравшие в себя бесценный культурный опыт народов Востока. Они же создавали ту базу, на которой могла строиться значительная часть научной работы в коллективе. Ю.А. Петросяну принадлежит идея создания исследований, посвященных истории культуры Востока, а также организации в середине 60-х годов серии "Культура Востока: материалы и исследования", в которой вышло более 40 книг. Как и серия "Памятники письменности Востока", она выпускается и в настоящее время. Все эти годы Ю.А. Петросян остается бессменным председателем редколлегии этой серии, получившей широкое признание мирового востоковедного сообщества.

Исследование культуры Востока проходило не без трудностей. Приходилось преодолевать непонимание чиновников от науки и политики, для которых общенаучное и общекультурное значение изучения истории и культуры древних и средневековых восточных обществ, иначе говоря, классического востоковедения было далеко не всегда очевидным. Эта область знания считалась недостаточно актуальной. И это было опасно, ибо могло помешать успешному развитию исследований. Едва ли многие сотрудники института замечали ту невидимую для их глаз работу, которую вел их директор, сражаясь с отечественным чиновничеством, отстаивая право ученых на свободный выбор в научном творчестве.

К сожалению, большой объем организаторской работы оставлял слишком мало времени для науки. Но, к счастью, Ю.А. Петросян принадлежит к тем редким людям, которым удается совмещать и то, и другое. С его именем неразрывно связано превращение молодого научного коллектива в крупнейший востоковедный центр, широко известный и уважаемый во всем мире.

С наступлением эпохи перестройки рухнули многие преграды, борьба с которыми отнимала столько сил и времени, и перед коллективом института, казалось, открывались новые перспективы и возможности. Однако экономические условия, в которые была поставлена наука в конце 80-х - начале 90-х годов, породили новые трудности, едва ли не большие, чем прежде. Прекратилось полноценное финансирование, возникли проблемы оплаты аренды помещения, отопления, электричества, телефонной связи, - проблемы, которых институт не знал раньше, полностью находясь на государственном финансировании. Именно в эти годы (с 1991 г. Ленинградское отделение Института востоковедения обрело статус филиала Института востоковедения) особенно ярко проявился незаурядный организаторский талант Ю.А. Петросяна. Чтобы спасти от гибели дело, которому была отдана жизнь, следовало быть не просто директором, а менеджером. Главным образом усилиями Ю.А. Петросяна, его идеями, рождавшимися бессонными ночами, удалось отстоять и сохранить все то, что было создано за предыдущие десятилетия. Институту пришлось зарабатывать деньги. Но как научный коллектив мог их заработать, не оставляя своего специального труда? Только изданием книг, научными проектами, осуществляемыми совместно с зарубежными партнерами.

Огромные усилия были потрачены Ю.А. Петросяном на поиск зарубежных научных и издательских центров, готовых к деловому сотрудничеству. В этом ему помогали высокий авторитет и содействие О.Ф. Акимушкина, М.И. Воробьевой- Десятовской, Е.И. Кычанова, Л.Н. Меньшикова, Е.А. Резвана, Э.Н. Темкина, А.Б. Халидова. В результате были найдены деловые партнеры в Китае и Японии, США и Швейцарии, Объединенных Арабских Эмиратах, в ряде научных и университетских центров Англии, Франции, Германии, Голландии, Швеции и Израиля. Появились совместные научные публикации письменных памятников, расширился обмен микрофильмами рукописей и книг, были организованы первые в истории петербургского востоковедения выставки. Качества Ю.А. Петросяна как искусного менеджера изумляли даже опытных западных партнеров по совместным проектам.

Большой деловой успех пришелся на долю первой в истории классического востоковедения выставки мусульманских рукописей из собрания Санкт- Петербургского филиала Института востоковедения, организованной совместно со швейцарским культурным фондом Arch Foundation, возглавляемым герцогиней Франческой фон Габсбург, и проведенной при содействии тогдашней сотрудницы фонда Элизабет Шторм-Надь. Эта выставка с огромным успехом прошла в Швейцарии, Франции, Австрии и Америке, в первоклассных музеях, таких, как Галерея барона Тиссен-Борнемисса, Пти Пале в Париже и Музей

стр. 212


Метрополитен в Нью-Йорке. Это был одновременно научно-культурный и финансовый успех.

Следующая выставка, которую организовал Ю.А. Петросян, - выставка материалов, связанных с жизнью японца Гонзы, в XVIII в. волею судьбы оказавшегося в России. Она была подготовлена при научной поддержке В.Н. Горегляда и с успехом проведена в Японии. Выставка, посвященная жемчужине буддийской культуры Востока - "Лотосовой Сутре", древнейшая рукопись которой хранится в коллекции института, также была проведена в Японии и в научном отношении подготовлена трудами специалистов института - М.И. Воробьевой-Десятовской, Е.И. Кычанова, Л.Н. Меньшикова и Э.Н. Темкина. Все это, не говоря уже о многих договорных издательских программах, входило в круг напряженной работы Ю.А. Петросяна в 90-е годы. Благодаря финансовым средствам, "добытым" в результате осуществления всех этих программ, Институт востоковедения в Санкт-Петербурге смог сохраниться как научное учреждение.

Более 33 лет возглавляя институт, в 1996 г. Ю.А. Петросян, к тому времени получивший звание заслуженного деятеля науки России, покинул этот пост, сочтя свою основную задачу выполненной. Он сохранил за собой лишь должность заведующего Фондом восточных рукописей и документов. Во главе института ныне находится Е.И. Кычанов, опытный и знающий специалист в области Китая и Дальнего Востока. Однако программы, организатором которых был Ю.А. Петросян, продолжают успешно реализовываться. Возникают и новые проекты (например, продолжение выставки "Лотосовой Сутры" в ряде городов Западной Европы).

Ю.А. Петросян остается одним из организаторов отечественной науки. Он избран в состав президиума Санкт-Петербургского научного центра Российской Академии наук и одновременно является заместителем главы центра. Он продолжает свою деятельность по спасению отечественной науки на новом, более высоком уровне, талант организатора не иссяк и вновь оказался востребованным. Однако все меньше времени остается для собственных исследований. Это вызывает сожаление в первую очередь у самого ученого, но также и у тех, кто работает вместе с ним в области его специальности - истории Турции.

Начало научной карьеры Ю.А. Петросяна было блистательным. Уже первая его работа "Новые османы и борьба за конституцию 1876 г. в Турции" (М., 1958) оказалась первопроходческой, открыв малоизвестную страницу османской истории. Ученый создал работу, в которой была подвергнута исследованию первая в истории Турции попытка провозглашения конституции и создания парламента. Этот период, едва ли не самый интересный в истории Турецкого государства, был исследован тогда еще молодым ученым на основе уникальных сохранившихся материалов и заслуженно получил высокую оценку специалистов в нашей стране и за рубежом. Изучение реформ эпохи нового времени в Турции было продолжено и впоследствии, найдя свое отражение в монографии Ю.А. Петросяна "Младотурецкое движение" (М., 1971). Затем последовали многочисленные труды по культуре и истории Турции нового времени.

Героями работ Ю.А. Петросяна были отдельные личности, "делавшие" турецкую историю, чей индивидуальный политический опыт и энергия спасали и в конечном счете спасли страну. Это было созвучно личной убежденности самого ученого в спасительной силе труда отдельного человека, организующего пространство вокруг себя и тем самым изменяющего мир, уменьшающего его энтропию. В своих работах Ю.А. Петросян изучал и анализировал специфику исторического развития империи, и этот анализ оказался удивительно актуальным в период распада СССР, помогая понять многое в происходящем. Прозванные "пророками прошлого", историки - еще и "пророки будущего", но, к сожалению, в этом "много печали", выражаясь словами Библии. Изучение исторического опыта Османской империи, нашедшее выражение в написанной ученым книге "Османская империя: могущество и гибель" (М., 1990), позволяло предвидеть многое из того, что должно было случиться с Россией в 80 - 90-е годы XX в. Но "предвидеть" не всегда означает возможность "предотвратить", даже если это осуществимо в принципе.

В трудах Ю.А. Петросяна можно было разглядеть элементы будущего его собственной страны, вынужденной в конце XX в. перестраивать привычный строй жизни. Не раз близкие к нему люди слышали и продолжают слышать от него любимую сентенцию борца за реформы в Османской империи принца Сабахеддина: "Мы хотим жить, не прилагая усилий, богатеть, не работая, и всего ожидаем от правительства". Вслед за принцем Сабахеддином ученый

стр. 213


склонен считать, что благословенны те народы, которые только в себе "ищут точку опоры, создают общества, которые отличают высокие производительные возможности, инициатива и независимость". Взгляды этого османского реформатора начала XX в. созвучны убежденности ученого в социальной благотворности частной инициативы, индивидуальных усилий человека во всякой области, где бы он ни работал. Область научного знания, в которой Ю.А. Петросян проработал всю свою жизнь, многое для него открыла, опровергая расхожее положение о том, что "история учит тому, что ничему не учит". Она учит умного и доказывает полезность гуманитарных, или, как любят шутить не гуманитарии, "неестественных" наук. По-видимому, объективная трудность заключается в личности самого изучающего.

За долгие годы профессиональной работы сделано немало. Но многих, кто близко знаком с Ю.А. Петросяном, удивляет его неистощимая способность генерировать новые идеи и инициативы. Заслуживает отдельного упоминания уже осуществляемый им проект издания нового востоковедного журнала на английском языке - "Manuscripta Orientalia", главным редактором которого до начала 2000 г. он являлся. Первый номер этого журнала, посвященного исследованию рукописной книги Востока, предмету, особенно близкому ученому, вышел в 1995 г. Его авторами являются отечественные и зарубежные востоковеды. Первым он дает прекрасную возможность представить свои исследования мировому научному сообществу, вторым - опубликовать свои исследования в специализированном издании, имеющемся ныне во всех крупных востоковедных центрах мира.

К 300-летию Санкт-Петербурга Ю.А. Петросян предложил осуществить еще один важный проект - издать книгу, посвященную академическим коллекциям Санкт- Петербурга, малоизвестным отечественной и зарубежной публике. Первые шаги к осуществлению проекта уже сделаны, и, зная характер Ю.А. Петросяна, не приходится сомневаться, что и этому проекту суждено осуществиться, а за ним, если позволит здоровье, последуют и др. В этой активности деятеля и организатора - весь Ю.А. Петросян.

Но организатор не смог заслонить в Ю.А. Петросяне ученого. Оценивая в целом тот вклад, который был сделан им в отечественную тюркологию, составной частью которой является история Турции, следует отметить, что работы Ю.А. Петросяна по истории, источниковедению и историографии Турции во многом определяют нынешние основные направления туркологических исследований в России. В его многочисленных статьях и монографиях нашли свое оригинальное осмысление важнейшие темы турецкой истории, но особенно весом его вклад в изучение и осмысление узловых проблем османской эпохи. Своими публикациями 50-60-х годов Ю.А. Петросян, несомненно, способствовал возрастанию интереса к истории Османской Турции, утверждению в современной ориенталистике той очевидной ныне истины, что истоки кризисной ситуации на Ближнем Востоке нужно искать не только в особенностях текущего момента, но и в историческом прошлом региона. Его работы во многом изменили и сам подход к освещению османской истории. На смену ее поверхностному восприятию, когда на первом плане оказывались воинственные султаны, интриги обитателей сераля и извечная вражда мусульман и немусульман, пришло глубоко научное изложение исторических судеб как турецкого, так и других народов, оказавшихся под властью османских правителей.

В методологическом отношении исследования Ю.А. Петросяна даже в самые сложные годы отличало стремление к отказу от догматически узкого и ограниченного истолкования общественных процессов. Ученый успешно отстаивал и отстаивает в своих работах восприятие османского общества как целостной системы, в которой каждый ее компонент - будь то экономика, социальная или политическая структура, духовная жизнь - обладает относительной самостоятельностью и способностью оказывать заметное воздействие на общий ход общественного прогресса. Особенности трансформации каждого из этих компонентов нашли свое отражение в работах Ю.А. Петросяна, но все же наибольшее его внимание привлекали и привлекают развитие социально-политических институтов и эволюция идей. Он прослеживает эти сюжеты на разном материале (конституция 1876 г., парламентское управление в 1908 г., система образования, пресса - официозная и эмигрантская), анализирует ситуацию под разными углами зрения, через судьбы видных политических и общественных деятелей - Намыка Кемаля, Ибрахима Шинаси, Али Суави, Мехмеда Сабахеддина - или через программные установки "новых османов", младотурок, лидеров освободительной борьбы нетурецких народов. Но все частные выводы и заключения

стр. 214


используются им для раскрытия общей проблемы - роли человеческого фактора в османской истории. Эти аспекты османской истории эпохи нового времени наиболее полно отражены в книгах Ю.А. Петросяна "История просвещения в Турции" (М., 1965, в соавторстве с А.Д. Желтяковым) и "Турецкая публицистика эпохи реформ в Османской империи" (М.,1985).

Важнейшим результатом поисков ученого можно считать его концепцию социальной эволюции в Османской империи в эпоху нового времени. Ее хронологические рамки определяются исследователем весьма широко - от первых нововведений при султане Селиме III (1789-1808) и до младотурецкой революции 1908-1909 гг. Ведущую роль в процессе социальных перемен Ю.А. Петросян справедливо отводит реформаторскому движению, осуществлявшемуся по инициативе верхов. Глубокий анализ "эпохи реформ" и ее главных политических персонажей позволил ученому четко выявить цели преобразований и их сущностные черты, социальные силы, определявшие направление и масштабы новаций, а также их конечные результаты.

Выдвинутая Ю.А. Петросяном концепция буржуазных преобразований в Османской империи позволила обеспечить принципиально новый подход к осмыслению турецкой истории XIX - начала XX в. Она открыла возможность иного, нетрадиционного истолкования процесса модернизации османского общества - как своеобразной "революции сверху", осуществляемой в связи с включением страны в орбиту мировой капиталистической системы; появляется и другое понимание причин, толкнувших правящие круги Османской империи к использованию европейского опыта в области государственного управления, экономики и культуры. Вместе с тем проведенный ученым анализ реформаторского движения позволяет объяснить живучесть в современной Турции традиций государственного контроля над всеми областями общественной жизни и претензий этатистской бюрократии на верховенство в политике. Все эти вопросы с особой полнотой освещены в книге Ю.А. Петросяна и И.Е. Петросян "Османская империя: реформы и реформаторы" (М., 1993).

Начатая ученым последовательная разработка ключевых проблем новой истории Турции стала основой для более тесной координации деятельности отечественных туркологов. Одним из первых результатов совместных усилий можно считать появление "Очерков истории Турции", созданных Ю.А. Петросяном в содружестве с С.Ф. Орешковой и М.А. Гасратяном (1983), переведенных на армянский язык в Ереване в 1986 г. Другим примером тесного сотрудничества ученых Москвы, Ленинграда, Еревана и Баку является работа над двумя коллективными монографиями по экономической истории Османской империи, выполненными под руководством Ю.А. Петросяна.

Активизация изысканий по истории Турции поставила перед учеными и проблему углубления и расширения источниковедческой базы исследований. Еще в 1961 г. он выпустил двухтомное издание труда османского историка XVII в. Хюсейна "Беда 'и' улвека 'и'" (с предисловием А.С. Тверитиновой). Все годы своей научной работы он вел большую работу по выявлению османских документов и периодических изданий конца XIX в. в Архиве внешней политики России и других архивохранилищах, не ограничивая свои изыскания отечественными библиотеками и архивами. Сатирические газеты младотурок были обнаружены им в библиотеке им. И. Вазова в Пловдиве, с тюрко-язычной прессой Боснии исследователь познакомился во время научной командировки в Сараево, в Румынии ему удалось получить от вдовы одного из основателей первой тайной организации младотурок уникальный экземпляр устава "Османского общества - Единение и Прогресс". Такой же поиск велся ученым в библиотеках Польши, Турции, США.

Особо отметим многочисленные успешные выступления Ю.А. Петросяна на международных научных конгрессах и конференциях востоковедов, специалистов по истории стран Юго-Восточной Европы и Турции. Его доклады, равно как его книги и статьи, отличаются не только глубоким содержанием, но и живостью изложения, литературным вкусом и хорошим слогом.

Это относится особенно к научно-популярным работам ученого. Своими популярными историческими книгами Ю.А. Петросян открыл целую область в литературе об Османской Турции. Его исторические очерки "Город на двух континентах" (М., 1977, 2-е изд. 1981), книги "Древний город на берегах Босфора" (М., 1986. Пер. на арм. яз., Ереван, 1989; 2-е изд. на рус. яз., 1991), "Измир" (М., 1973), "Русские на берегах Босфора" (СПб., 1998) адресованы широкому читателю, рассчитаны на то, чтобы пробудить интерес читающей публики к истории Турции и к

стр. 215


истории стран Востока в целом. Примечательно, что ученый охотно обращается к подобной аудитории, поскольку обладает талантом излагать сложные проблемы и запутанные ситуации просто, ясно и доходчиво, умеет убедить читателя и возбудить его интерес к самым различным сторонам жизни турецкого общества в прошлом и настоящем. Его книги серьезного и профессионального ученого способствуют формированию более верных и глубоких представлений об истории Турции в широкой читательской среде и побуждают интересующихся обращаться к специальной научной литературе.

Ю.А. Петросян в настоящее время является одним из наиболее крупных и авторитетных исследователей истории и культуры Турции. Его перу принадлежит около 200 научных работ. Под его редакцией опубликовано более 40 книг и сборников статей по вопросам истории, культуры и общественно- политической мысли народов Ближнего Востока.

Работы Ю.А. Петросяна по истории и культуре Турции получили высокую оценку как у нас в стране, так и за рубежом. Положительные рецензии на его труды опубликованы в России, странах СНГ, а также в научных журналах Болгарии, Польши, Румынии, Чехии, Словакии, Турции и Англии, многих других стран. О высокой оценке научного творчества Ю.А. Петросяна свидетельствует и публикация (в переводе на турецкий язык) в 1974 г. в Анкаре его книги "Младотурецкое движение". Ряд работ Ю.А. Петросяна опубликован в научных изданиях Болгарии, Германии, Турции, Франции, США, Японии.

В честь 70-летия Ю.А. Петросяна друзья и коллеги замечательного ученого и замечательного человека, не раз сумевшего переломить свою судьбу и помочь многим и многим людям, с чувством глубокого уважения к его жизни и труду посвящают ему сборник статей "Восток: история и культура" (СПб., 2000).

Е.А. РЕЗВАН, Э.Н. ТЕМКИН.

ОСНОВНЫЕ НАУЧНЫЕ ТРУДЫ Ю.А. ПЕТРОСЯНА *

Древний город на берегах Босфора. 2-е изд., доп. М., 1991, 300с.

Османская империя: реформы и реформаторы (конец XVIII - начало XX в.). М., 1993, 186 с. (совм. с И.Е. Петросян).

В кн.: Петербургское востоковедение. 5, 1994. - Авт.: Петербургское востоковедение: традиции и современное состояние, с. 9-21; Азиатское наследие в русской культурной и научной традиции, с. 379-388.

Собрание восточных рукописей Института востоковедения Российской Академии наук. - Книжное дело. 5, 1994, с. 23-26 (совм. с Э.Н. Темкиным).

Реформы и реформаторы в период крушения империи: османский опыт и некоторые его исторические параллели. - Петербургское востоковедение. 7, 1995, с.117-129.

De Bagdad a Ispahan, manuscrits islamiques de la Filiale de Saint-Petersbourg de l'Institut d'Etudes orientales. Milan, 1994 (совм. с О.Ф. Аки-мушкиным, А.Б. Халидовым и Е.А. Резваном). То же: Milan, 1995 (на англ., нем. и итал. яз.).

The Collection of Oriental Manuscripts in the St. Petersburg Branch of the Institute of Oriental Studies and its Investigations. - Manucripta Orientalia, II/3, 1996, p. 27-37.

Is Dialogue with Islam Possible? - The Journal of Oriental Studies. 7. Tokyo, 1997, p. 27-36.

Islam in Modern World. - The Journal of Oriental Studies. 8. Tokyo, 1998, p. 59-71.

Петербургская школа восточной текстологии. - Академические научные школы Санкт-Петербурга. СПб., 1998, с. 213-221.

Русские на берегах Босфора (исторические очерки). СПб., 1998, 208 с.

Научные коллекции академических учреждений Санкт-Петербурга как часть мирового историко-культурного наследия. - Петербургская Академия наук в истории академий мира. СПб., 1999, с. 33-38.

Новая жизнь памятников прошлого. - Экономика, политика, инвестиции. 1(3). СПб., 1999, с. 31-34.


* Список трудов Ю.А. Петросяна до 1990 г. см. Народы Азии и Африки, 1990, N 3, с. 210-212.


© libmonster.ru

Постоянный адрес данной публикации:

https://libmonster.ru/m/articles/view/ЮРИЙ-АШОТОВИЧ-ПЕТРОСЯН-к-70-летию-со-дня-рождения

Похожие публикации: LРоссия LWorld Y G


Публикатор:

Россия ОнлайнКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: https://libmonster.ru/Libmonster

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

Е.А. РЕЗВАН, Э.Н. ТЕМКИН., ЮРИЙ АШОТОВИЧ ПЕТРОСЯН (к 70-летию со дня рождения) // Москва: Либмонстр Россия (LIBMONSTER.RU). Дата обновления: 18.01.2022. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/ЮРИЙ-АШОТОВИЧ-ПЕТРОСЯН-к-70-летию-со-дня-рождения (дата обращения: 24.04.2024).

Автор(ы) публикации - Е.А. РЕЗВАН, Э.Н. ТЕМКИН.:

Е.А. РЕЗВАН, Э.Н. ТЕМКИН. → другие работы, поиск: Либмонстр - РоссияЛибмонстр - мирGoogleYandex

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Похожие темы
Публикатор
Россия Онлайн
Москва, Россия
233 просмотров рейтинг
18.01.2022 (827 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
1 голос(а,ов)
Похожие статьи
ОНИ ЗАЩИЩАЛИ НЕБО ВЬЕТНАМА
Каталог: Военное дело 
37 минут назад · от Россия Онлайн
КНР: ВОЗРОЖДЕНИЕ И ПОДЪЕМ ЧАСТНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
Каталог: Экономика 
12 часов(а) назад · от Россия Онлайн
КИТАЙСКО-САУДОВСКИЕ ОТНОШЕНИЯ (КОНЕЦ XX - НАЧАЛО XXI вв.)
Каталог: Право 
Вчера · от Вадим Казаков
КИТАЙСКО-АФРИКАНСКИЕ ОТНОШЕНИЯ: УСКОРЕНИЕ РАЗВИТИЯ
Каталог: Экономика 
4 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙСКИЙ КАПИТАЛ НА РЫНКАХ АФРИКИ
Каталог: Экономика 
5 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ. РЕШЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ В УСЛОВИЯХ РЕФОРМ И КРИЗИСА
Каталог: Социология 
5 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ: РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭМИГРАЦИОННОГО ПРОЦЕССА
Каталог: Экономика 
7 дней(я) назад · от Вадим Казаков
China. WOMEN'S EQUALITY AND THE ONE-CHILD POLICY
Каталог: Лайфстайл 
7 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ. ПРОБЛЕМЫ УРЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ
Каталог: Экономика 
7 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ: ПРОБЛЕМА МИРНОГО ВОССОЕДИНЕНИЯ ТАЙВАНЯ
Каталог: Политология 
7 дней(я) назад · от Вадим Казаков

Новые публикации:

Популярные у читателей:

Новинки из других стран:

LIBMONSTER.RU - Цифровая библиотека России

Создайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Сохраните навсегда своё авторское Наследие в цифровом виде. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора.
Партнёры библиотеки
ЮРИЙ АШОТОВИЧ ПЕТРОСЯН (к 70-летию со дня рождения)
 

Контакты редакции
Чат авторов: RU LIVE: Мы в соцсетях:

О проекте · Новости · Реклама

Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)
Сохраняя наследие России


LIBMONSTER NETWORK ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА

Россия Беларусь Украина Казахстан Молдова Таджикистан Эстония Россия-2 Беларусь-2
США-Великобритания Швеция Сербия

Создавайте и храните на Либмонстре свою авторскую коллекцию: статьи, книги, исследования. Либмонстр распространит Ваши труды по всему миру (через сеть филиалов, библиотеки-партнеры, поисковики, соцсети). Вы сможете делиться ссылкой на свой профиль с коллегами, учениками, читателями и другими заинтересованными лицами, чтобы ознакомить их со своим авторским наследием. После регистрации в Вашем распоряжении - более 100 инструментов для создания собственной авторской коллекции. Это бесплатно: так было, так есть и так будет всегда.

Скачать приложение для Android