Libmonster ID: RU-16643
Автор(ы) публикации: В. А. Штыров

В 2002 году Республика Саха (Якутия) отметила событие огромного исторического и общественно-политического значения - 370-летие со дня вхождения Якутии в состав Российского государства.

Народы Якутии навеки связали свою судьбу с русским и другими народами нашей великой многонациональной Родины. В этой истории были разные страницы - пройден сложный и противоречивый путь, но значение этих событий невозможно переоценить с точки зрения исторической судьбы как Российского государства, так и Якутии. Один из основателей исторической науки в Якутии Г. П. Башарин писал: "Вхождение в XVII веке Якутии в состав России явилось поворотным моментом в истории Ленского края. Оно имело огромное прогрессивное значение. История Якутии вовлечена в сферу общерусского, общероссийского процесса. Судьбы якутов, эвенков, эвенов, юкагиров и других народов края связаны с судьбам и русского народа, а через это - с судьбами и других народов великой страны" 1 .

Официальной датой вхождения Якутии в состав Российского государства принято считать 1632 год, когда на берегах Лены сотником П. Бекетовым был заложен Ленский острог. В 1641 г. в Якутский острог прибыл первый официальный наместник русского царя, воевода П. П. Головин. Впоследствии он был смещен с этой должности за злоупотребления властью, что вызвало в 1642 г. вооруженное выступление якутов против русской администрации. В челобитной, с которой служилые люди Якутии обратились к царю, говорилось, что Головин "якутов, князцей, лутчих людей пытал и огнем жег и кнутом бил больше месяца... после того своего сыску тех якутов лутчих людей и аманатов повесил 23 человека...многие якуты с пыток и холоду в тюрьмах померли...многую налогу и тесноту делал... а как приехали якуты с ясаком, князцей и лутчих людей на морозе морил" 2 .

Происхождение якутского народа восходит ко второй четверти II тыс. н. э., когда на территории огромного края появились предки современных саха (якутов). В то время происходил переход от присваивающего хозяйства к производящему, получило развитие сенокосно-пастбищное скотоводство. Именно тогда, как отмечает один из известных специалистов в области этнической истории саха (якутов) А. И. Гоголев, началось "формирование постплеменной якутской народности с патронажно-иерархической традиционной структурой, содержащей элементы феодальных отношений". В истоках


Штыров Вячеслав Анатольевич - Президент Республики Саха (Якутия).

стр. 87


этногенеза саха прослеживаются скифо-хуннские компоненты. Исследования подтвердили, что в состав этногенеза саха входили также рано отюреченные этнические группы индо-сакского происхождения, связанные с племенами Горного Алтая 3 .

Что касается якутского языка, то его формирование шло на базе двух тюркских компонентов. Один из них, а именно язык прибайкальских курыкан, составивший основу современного якутского языка, близок к древнеогузскому, который обособился к VI веку. В становлении последнего большая роль принадлежала древним кыргызам и уйгурам. Второй компонент это - кыпчакский язык. Определенную роль в формировании якутского языка сыграли также монголоязычные племена. В современном якутском языке около 2500 слов являются монгольского происхождения.

По мнению Гоголева, "оседлое скотоводство, сочетающееся с рыболовством и охотой, жилища и хозяйственные постройки, одежда, обувь, орнаментальное искусство, религиозно-мифологические воззрения якутов имеют южносибирскую, в своей основе тюркскую, платформу,... устное народное творчество, народные знания, обычное право, имея тюрко-монгольскую основу, окончательно сформировались в бассейне Средней Лены,...исторические предания якутов происхождение народа связывают с процессами переселения,...формирование современного физического типа якутов завершилось не ранее середины II тыс. н. э на Средней Лене на основе смешения пришлых центральноазиатских, южносибирских и аборигенных тунгусских племен" 4 .

В 30 - 40-е годы XVII в. территория Якутии стала активно осваиваться русскими промышленниками, которых привлекали пушные богатства этого края. Во второй половине XVII в. по мере истощения соболиных промыслов многие из русских промышленников стали покидать Якутию. Те же, кто остался в Якутии, составили, вместе с казаками, основу русского старожильческого населения Ленского края. Они основывали свои поселения на Колыме, возле рек Олекмы, Амга, в низовьях Лены, Оленька. Устье Олекмы, окрестности Якутска, среднее течение Амги стали центрами земледелия. После вхождения Ленского края в состав Российского государства началось освоение этого огромного края с богатейшими природными ресурсами. Якутск, Жиганск, Верхоянск, Зашиверск, Среднеколымск превратились в опорные базы, имевшие важное значение для освоения новых территорий на Северо-Востоке Азии и в Америке: Колымского края, Камчатки, Приамурья, Охотского края, Аляски, Калифорнии. Отсюда отправлялись в экспедиции в неведомые земли и моря русские землепроходцы. Стремительное, в исторически кратчайшие сроки расширение территории России за счет освоения новых земель в Сибири и на Дальнем Востоке имело важное геополитическое значение, позволило укрепить позиции России в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Уникальное геополитическое положение, обширнейшие и богатейшие территории, талант и энергия многочисленных народов, влившихся в единую семью россиян, стали основой внутреннего развития Российского государства, содействовали росту его влияния в мире.

Говоря об исторических последствиях вхождения Якутии в состав России, нельзя не отметить огромный вклад всех якутян, независимо от их национальностей и вероисповеданий, в становление, укрепление и развитие российской государственности. Это касается различных аспектов государственного строительства. Коренные народы Якутии вместе с русскими землепроходцами приняли самое активное участие в освоении Дальнего Востока, Северо-Востока Азии и Русской Америки. Открытие новых земель ставило перед российским правительством задачу наладить такую систему управления Ленским краем, которая обеспечивала бы бесперебойное поступление в казну валюты, главным образом от продажи пушнины. Вооруженные выступления местного населения против произвола русских промышленников и казаков также требовали от российских властей скорейшего решения вопросов, связанных с введением здесь надежной административной системы.

стр. 88


Значительную роль в выработке основополагающих принципов наиболее оптимальной для Якутии модели управления сыграл мангазейский воевода А. Ф. Палицын. По поручению царя Михаила Федоровича и патриарха Филарета он в 1633 г. направил царю докладную записку, в которой были четко сформулированы три основных принципа, определяющих политику России в этом регионе: 1) "Новая Сибирь" (Якутия) в силу своих природных богатств имеет для России особое значение; 2) Для освоения этих богатых и обширных земель необходимо создать самостоятельное и сильное воеводское управление; 3) Опираясь на созданные укрепленные острожки в Якутии необходимо осваивать новые земли на Северо-Востоке Азии" 5 .

Получив данную записку, руководство Казанского приказа решило запросить у тобольского, мангазейского и енисейского воевод дополнительные сведения о "Новой Сибири" (Якутии).

Из полученных данных следовало, что регулярная отправка отрядов служилых людей в Якутию началась в 1632 г. и осуществлялась она из Тобольска, Енисейска и Мангазеи. Поскольку отправка этих отрядов велась из разных районов, то между этими отрядами часто возникали вооруженные столкновения. Натуральный налог (ясак) взимался по нескольку раз с местного населения, которое в ответ на такой произвол организовывало вооруженные выступления. В 1634 - 1638 гг. руководство Казанского приказа опросило также рядовых служилых людей, которые подтвердили информацию, полученную от вышеуказанных воевод. В результате 6 февраля 1638 г. был образован Якутский уезд с непосредственным подчинением Сибирскому приказу, основанному в 1637 г. для управления новыми восточными землями русского государства. 6 августа 1638 г. первым якутским воеводам П. П. Головину и М. Б. Глебову был вручен царский наказ, в котором была поставлена следующая цель: "строение острога и приведение в русское подданство сибирских инородцев". По пути в Якутию они должны были получить у енисейского воеводы Н. Л. Веревкина "роспись" уже построенным острожкам, а также списки ясачного населения и служилых людей, отправленных в Ленский край. Эта информация нужна была для упорядочения сбора налога (ясака). В наказе достаточно четко были определены меры, направленные на налаживание мирного сотрудничества с местным населением, которые, как говорилось в наказе, должны достигаться "ласкою, а не жесточью". Головину и Глебову предписывалось: 1) Не брать с собой вина, табака, других товаров для обмена на "мягкую рухлядь", пушнину, категорически запрещался всякий ее обмен, купля и продажа; 2) создать специальные ясачные книги для фиксации собранного ясака и брать в качестве гарантии уплаты ясака заложников, аманатов "лутчих людей"; 3) установить четкий порядок оформления приема ясака; 4) в случае открытия новых земель собирать информацию о его населении и правителях; 5) строго следить за сбором и отправкой ясака в Москву; 6) взимать ясак один раз в год. Головину и Глебову приписывалось также при встрече с "лутчими людьми" из числа местного населения официально огласить обращение к ним русского царя. Текст этого обращения гласил: "Великий царь и великий князь Михаил Федорович, веса Русиа самодержец их новых земель ясачных людей учнет жаловати и держати в своем царском милостивом призрене и во всем велит оберегати накрепко, и они б новых землиц ясачные люди были на государеву милость надежны и жили на прежних своих улусех и на кочевьях и на юртах в тишине и покое, и ни кого ничего не опасались и ясак с себя государю платили перед прежним с прибавкою ежегод беспереводно с великим раденьем" 6 .

Русские служилые, торговые и промышленные люди активно начали налаживать хозяйственные связи с местными жителями. В 30-е годы XVII в. некоторые казаки успели даже обзавестись собственным скотом. С первых же дней освоения Якутии здесь активно развивался товарообмен. Якутский острог стал центром торговли пушниной, скотом, рыбой, мясом, маслом, дичью. В Якутске открылась ярмарка. Перепись ясачного населения, осуществленная воеводой Головиным в 1642 г., несмотря на ограниченный охват

стр. 89


ею населения, дала важные показатели: "якутские тойоны стали активно сотрудничать с воеводской администрацией, ...перепись 1642 г. утвердила в ясачном обложении имущественный принцип - каждая семья стала платить определенный размер ясака, что упорядочило практику взимания ясака, ограничило злоупотребления и произвол ясачных сборщиков" 7 . Упорядочение сбора ясака было завершено с окончанием первой сводной ясачной окладной книги Якутского уезда 1649 года.

В середине XVII в. российская администрация начала активно сотрудничать с якутской знатью, тойонатом. В 1676 - 1677 гг. состоялась поездка в Москву якутских тойонов Мазары Бозекова, Нокто Никина, Трека Осюркаева. 3 января 1677 г. они подали челобитную царю, в которой говорилось о разорении якутов, злоупотреблениях служилых людей. Эти факты находили подтверждение и во время многочисленных ревизий, которые проводили якутские власти. В частности, в 1665 - 1666 гг. одному из таких ревизоров Ф. Охлопкову удалось установить, что якутский воевода незаконным путем присвоил себе 22 920 собольих шкур 8 .

Благодаря тому, что царь поддержал челобитную 9 февраля 1677 г. был издан указ, официально разрешавший якутским тойонам участвовать при рассмотрении в улусах мелких споров между ясачными. В 1677 г. в Москве побывал и другой якутский тойон - Кисикей Сахалкин, принявший крещение и нареченный Леонтием Львовым. Он и его сын Иван Львов были удостоены звания сына боярского. В 1678 г. был опубликован царский указ, допускавший якутских тойонов к участию в сборе ясака. В 1680 г. во время второго приезда якутской делегации в Москву особым царским указом были официально признаны князцами Мазары Бозеков, Чука Капчиков и Чугун Бодоев. На основании этого указа якутский воевода Приклонский наделил Мазары Бозекова полицейскими полномочиями. Вскоре такие же полномочия получили другие князцы и "лутчие люди". Таким образом, к 70 - 80-м годам XVII в. якутский тойонат фактически вновь установил судебно-административную власть над местным населением, укрепив тем самым свои социально- экономические позиции.

Развитие земледелия в Якутии началось с середины XVII века. Однако вплоть до конца столетия оно не получило широкого распространения. В 1698 г. общая площадь пашни 32 русских крестьянских дворов составляла всего лишь 236 десятин земли. Наряду с русскими крестьянами пашенным земледелием стали заниматься и якуты. В 1678 - 1697 гг. в Амгинской, Олекминской и Хангаласской волостях земледелием постоянно занимались примерно 40 якутов. В 1768 г. была официально учреждена Якутская ярмарка, а уже в 1769 г. ее оборот составил 150 тыс. рублей, превысив на рубеже XVIII- XIX веков 2 млн. 500 тыс. руб. 9 .

Якутия явилась важнейшим транспортным узлом на северо-востоке России. Круглогодично осуществлялось движение по Иркутско-Якутскому тракту. Значительно увеличилось движение по Аянекому тракту, предназначенному для перевозки грузов Камчатской экспедиции В. Беринга. Значение Аянского тракта особенно возросло в конце XVIII в. в связи с активизацией деятельности Российско-Американской компании и освоением русскими землепроходцами Северной Америки. В середине XVIII в. для перевозки грузов по Охотскому тракту ежегодно требовалось 4 - 5 тыс. лошадей, а в период работы Камчатской экспедиции Беринга требовалось уже 8 - 9 тысяч лошадей. В конце XVIII в. на тракте ежегодно было занято от 6 до 10 тыс. лошадей и 1200 - 1600 проводников 10 .

Благодаря деятельности первой ясачной комиссии под руководством М. М. Черкашенинова (1766 -1769 гг.) была проведена перепись ясачного населения, изменен порядок обложения ясаком, ликвидирован институт аманатства, установлен запрет на куплю-продажу земли, введена "соболино-лисья" система землепользования. Эта система предполагала распределение земли между плательщиками ясака, причем надел земли за соболиный оклад в три раза превышал надел земли за лисий оклад. При этом сумма ясака с населе-

стр. 90


ния Якутии была увеличена с 16325 руб. до 45482 руб. Разрешалось вносить ясак деньгами: шкура соболя оценивалась в 7 руб., а лисы - в 2 руб. Работа второй ясачной комиссии приходится на 1828 - 1834 годы. Тогда же сумма ясака была увеличена с 46051 руб. до 128436 руб. В то же время соболино-лисья система распределения земли была заменена классной системой землепользования. Главное отличие новой системы заключалось в том, что при первой системе право на землю имели лишь плательщики ясака, при второй право на землю получали и те, кто не платил ясак, но исправно выполнял другие подати и повинности 11 .

В 20-х годах XIX в. благодаря усилиям М. М. Сперанского была проведена реформа системы управления Сибири и был принят "Устав об управлении инородцев Сибири". Устав давал право ясачному населению на свободный и беспошлинный сбыт его продукции, разрешал въезд на их территорию всем торговцам, запрещал властям возводить любые экономические барьеры, препятствующие деятельности частных предпринимателей и торговцев. Все население Сибири было разделено на отдельные разряды, вводилась новая система управления, устанавливался порядок определения и сбора различных податей и исполнения повинностей. Якутов включили в разряд кочевых инородцев. Эвены, эвенки, юкагиры определялись как бродячие инородцы. В Якутской области была создана система управления кочевыми и бродячими инородцами, которая включала в себя 17 улусных и 195 наслежных родовых управлений. Сама Якутская область входила в состав Восточносибирского генерал-губернаторства. Положения данного устава действовали вплоть до 1917 года.

С 1676 г., когда первая якутская делегация в составе Мазары Бозекова, Некто Никина и Трека Осюркаева посетила русского царя, участие коренных народов Якутии в выработке внутренней и внешней политики государства Российского, его уложений, уставов, законодательства становится традицией. Через века прямым продолжением этой традиции явилась активная позиция Республики Саха (Якутия) в разработке и подписании Федеративного Договора в 1992 г., когда необходимо было выработать решение, которое не допустило распада Российского государства.

Вклад Якутии в экономику и процветание России всегда был достаточно заметным, начиная еще с царских времен, когда коренное население платило в российскую казну ясак, а русские промышленники - десятинный сбор и до создания современных отраслей горной промышленности в интересах обороны и экономического развития всего Российского государства. В 1660 г. от продажи сибирской пушнины, значительная часть которой шла из Якутии, в казну государства поступило более 600 тыс. рублей, а доходы от других источников составили всего 1311 тыс. рублей 12 .

Важнейшим следствием вхождения Якутии в состав России стал выработанный в процессе творческого труда всех ее народов своеобразный хозяйственный уклад, сочетающий в себе уникальные технологии ведения хозяйства в экстремальных природно-климатических условиях, а также весьма бережное отношение к природе. Коренные народы края научили русских умению выживать в суровых условиях севера и обустраивать здесь свой образ жизни. Русские переняли у местного населения технологию северного скотоводства, некоторые элементы охотничьего и рыболовного промыслов, средства передвижения, особенности национальной кухни. В свою очередь, северные народы усвоили более совершенные способы хозяйствования, методы строительства, приобщились к торговой деятельности. Русские крестьяне передавали местным скотоводческим народам свой опыт хлебопашества и огородничества. Уже в середине XVII в. крестьяне Амгинской слободы, русские и якуты, высевали здесь рожь, ячмень, пшеницу. Так зарождалось уникальное земледелие в условиях вечной мерзлоты.

В XX в. именно в Якутии впервые были созданы теория и технология капитального строительства, обнаружения месторождений полезных ископаемых и их разработки на вечной мерзлоте, пути развития судоходства, спосо-

стр. 91


бы прокладки транспортных коммуникаций в экстремальных арктических условиях, приемы безопасного в экологическом отношении ведения хозяйства. Особый хозяйственный уклад якутян является важной составной частью российской и мировой цивилизации, их весомым вкладом в научно-техническое и культурное развитие России.

Вхождение Якутии в состав России оказало существенное и многообразное влияние на историческую судьбу всего Российского государства, но еще большее значение это событие имело для судеб народов Республики Саха. Пройденный ими за 370 лет путь - это убедительное свидетельство огромного прогрессивного значения, которое имело для Ленского края его вхождение в состав России. Важнейшим результатом этого явилось ускоренное развитие производительных сил Якутии, где на стыке достижений разных цивилизаций возник свой особый так называемый северный способ хозяйствования, сформировалась новая система общественных отношений на основе товарно- денежного обмена.

Мощный импульс к дальнейшему развитию получили национальная культура, духовная жизнь коренных народов, произошло значительное повышение их самосознания. Особая роль в этом принадлежит христианству, которое получило в начале XVII в. широкое распространение в Якутии. С деятельностью православного духовенства связано развитие народного образования и просвещения народов Якутии, появление литературы на национальных языках. Большой вклад в это внес Иннокентий Вениаминов, впоследствии митрополит Московский и Коломенский. Он первым стал служить литургию на якутском языке. Массовое добровольное крещение приобщило коренные народы Якутии к общечеловеческим духовным ценностям. На этом фундаменте строились и развивались отношения взаимного уважения и дружбы между саха и русскими. Единство в вере не только не умаляло национальную самобытность коренных народов этого края, но напротив, православие, утверждающее высокие идеи гуманизма, лишь способствовало развитию их культуры и национального самосознания.

Развитие товарно-денежных отношений и формирование торгового капитала предопределили постепенное вовлечение этого огромного региона в общероссийский рынок. Со второй половины XIX в. в Якутии начали развиваться транспорт и промышленность. Так, на Лене началось регулярное судоходство, в Витимо-Олекмииском районе стали добывать золото. К этому времени относятся и первые шаги в разработке и производстве угля, свинца, слюды, соли, железной руды. В конце XIX - начале XX вв. здесь впервые стали возникать электростанции, типографии, кирпичные и стекольные заводы, получила развитие кустарная промышленность.

С XVII в. Якутия стала местом ссылки политических деятелей. Эта страница в истории Якутии не столь однозначна. Она связана с целой плеядой талантливых якутских исследователей, представлявших собой поколение тех, кто во второй половине XIX в. оказался в Якутии на положении ссыльных. Это геолог и географ Иван Черский, исследователь якутского языка и автор первого русско- якутского словаря Эдуард Пекарский, этнограф и писатель Вацлав Серошевский, видные этнографы Василий Трощанский, Всеволод Ионов и многие другие. Огромный вклад в изучение края внесли также члены Петербургской АН историк Герард Фридрих Миллер и естествоиспытатель и путешественник Александр Миддендорф, а также Отто Бетлингк, Ричард Маак. Большая роль в развитии Якутии принадлежит губернаторам Ю. Штубендорфу, В. Скрипицыну, И. Крафту.

С первых лет вхождения Якутии в состав Российского государства она стремилась к тому, чтобы ее отношения с Россией строились на законодательной и правовой основе. Якугия выступала за самоуправление. После вхождения Якутии в состав Российского государства царская администрация сохранила существовавшие до этого формы самоорганизации якутов (наслеги, улусы) как основу административного устройства Якутского округа. Еще в XVIII в. А. Аржаков, С. Сыранов ставили вопрос о предоставлении якутам

стр. 92


самоуправления. В 1768 г. Сыранов, видный представитель якутской знати, несмотря на противодействие иркутской губернской канцелярии, добился от императрицы Екатерины II своего назначения в Комиссию по выработке нового Уложения (свода законов) Российской империи в качестве выборного представителя от якутов. Основываясь на наказах своих избирателей, Сыранов представил на рассмотрение Комиссии предложения о правовом регулировании жизни населения Якутии. Среди них были вопросы об отмене подводной повинности, о передаче управления станциями на Иркутском и Охотском трактах русским поселенцам, о предоставлении права сбора ясака якутским князцам, тойонам, об освобождении князцев от уплаты ясака, о снятии запрета на их поездки в столицу, о наделении их дополнительными судебными функциями, о зачислении в счет ясачных платежей незаконно взимаемых с якутов накладных денег.

Большинство этих предложений было принято. Утвержденные Комиссией положения легли в основу якутского самоуправления и просуществовали вплоть до 1896 года. Уже в 1769 году иркутскому губернатору Брилю было предписано, "не посылать за ясаком сборщиков в якутские улусы, а в случае, если бы якуты не доставили в срок положенного с них ясака, то депутат, князец их Софрон Сыранов, сам должен посылать нарочных для бездоимочного сбора, чем ясачные избавятся от обид, чинимых им сборщиками" 13 .

18 сентября 1789 г. после двухлетнего ожидания голова Борогонского улуса Аржаков на аудиенции у Екатерины II представил императрице "План о якутах с показанием казенной пользы и выгоднейших положений для них". В этом плане содержалась характеристика якутского народа, его прошлого и настоящего. Аржаков подчеркивал, что в прошедшее столетие якуты "добровольно поддались Российской державе, постоянно и исправно платят в казну великого государя ясачную подать и своей прилежной службой снискали к себе расположение правительства, многие якуты были удостоены почести дворянства по московскому списку". Аржаков отмечал также, что якуты перевозят на своих лошадях в Охотск и другие населенные пункты северовосточной Сибири различные грузы и снаряжения русских землепроходцев, солдат, священников, способствуя тем самым укреплению позиций России на Тихом океане.

Ходатайства, с которыми якутские представители обращались к российским властям, сводились к необходимости введения должности якутского областного головы или предводителя; учреждению особого якутского совестного суда в состав которого предлагалось включить областного предводителя, нескольких наиболее уважаемых улусных голов и наслежных князцов; освобождению якутов от повинности тянуть суда по рекам, переложив эту обязанность на ссыльных; освобождению якутов от расходов на содержание 36 станций по Иркутскому тракту, передав управление ими русским поселенцам; назначению на должность якутских исправников людей, чье "благо-поведение в тамошнем краю было известно" и кто владеет якутским языком и знаком с обычаями якутов; необходимости учреждения в Якутске училищ для якутского народа, в которых обучали бы русской грамоте и другим наукам, что необходимо для государственной и общественной службы; введению права частной собственности на землю с передачей ее "на вечное владение тому, кто оную сначала обработал"; пожалованию якутских князцов и голов дворянским достоинством 14 .

Предложения Аржакова обсуждались на заседании Государственного Совета 1 октября 1789 года. Многие из них были отклонены, но некоторые получили одобрение. В 1789 г. в специальном рескрипте Екатерины II иркутскому генерал-губернатору Брилю говорилось, что впредь дозволяется избрать якутского голову, открывать училища, иметь совестный суд, назначать исправника из лиц, владеющих якутским языком. В том же году в Якутске была открыта приходская школа, а в октябре 1793 г. состоялись выборы якутского областного головы, которым стал Сыранов. В первой половине XIX в. начала действовать Якутская Степная Дума, прообраз органов национально-

стр. 93


го самоуправления. Дума была создана по решению областного правления еще 27 января 1727 года. В феврале 1727 г. состоялись выборы главного родоначальника и временных заседателей. 11 марта 1727 г. она начала свою работу. Главный родоначальник Степной Думы утверждался генерал- губернатором Восточной Сибири. Им стал борогонский глава И. Мигалкин, временными заседателями - кангаласский старшина В. Павлов, ботурусский И. Артемьев, намский К. Прокопьев, дюпсинский П. Васильев, баягантайский А. Калининский, мегинский Я. Березин. Степная Дума занималась изучением демографической ситуации в Якутии, распределением сборов налогов, состоянием земледелия, развитием народных промыслов и т. д. Она подчинялась областному начальнику. Перед Думой была поставлена также задача проведения уравнительного распределения земли, которая была частично выполнена к 1828 году.

Пользуясь поддержкой областного начальника А. Мягкого, Дума добилась урегулирования земельных споров между якутами и эвенками в пользу первых, права заключать контракты для сдачи в аренду земель русским, а также составления новых правил по провозу казенной клади. В 1838 г. по распоряжению иркутского генерал-губернатора Степная Дума прекратила свою деятельность 15 .

В 1883 г. во время коронации императора Александра III голова Ботурусского улуса Е. Д. Николаев подал министру внутренних дел Д. А. Толстому докладную записку о положении якутов. В ней содержалась просьба рассмотреть возможность предоставления инородцам некоторых прав на самоуправление и не ссылать больше уголовных преступников в Якутскую область. Николаев настаивал на возобновлении деятельности Якутской Степной Думы, что могло способствовать развитию системы самоуправления наподобие земского. Александр III отклонил предложения Николаева, так как они, по его мнению, противоречили избранному им политическому курсу, направленному на свертывание демократических реформ его отца. В 1905 г. был образован "Союз якутов" во главе с В. Никифоровым. Разработанный им проект "Общих положений о земском самоуправлении в Якутской области" получил широкую известность не только в Сибири, но и в Центральной России.

27 апреля 1922 г. была образована Якутская Автономная Советская Социалистическая Республика в составе РСФСР. Это стало актом огромного общественно-политического значения, началом глубоких экономических, социальных и культурных преобразований в республике, важным фактором консолидации и единения всех проживающих здесь народов.

Созданию Якутской АССР предшествовала кровопролитная Гражданская война в Якутии, вызванная необдуманными действиями руководства Губбюро. С августа 1921 г. в крае активизировалось белое движение, участники которого созвали в селе Чурапча свой съезд и избрали Временное якутское областное народное управление (ВЯОНУ). Большая часть территории Якутии, за исключением Якутска, Амги, Нюрбы и Вилюйска оказалась под властью белых. Численность отрядов ВЯОНУ достигала 3 тысяч бойцов.

В ответ на действия белогвардейцев руководство Губбюро во главе с Г. И. Лебедевым стало проводить массовые репрессии. Пытки, избиения и бессудные расстрелы ни в чем не повинных людей носили массовый характер. Председатель реввоетрибунала А. Г. Козлов своим приказом от 2 января 1922 г. распорядился расстрелять каждого пятого жителя якутских сел. По свидетельству очевидцев, в восточных районах Якутии трупы расстрелянных людей выставляли в качестве указателей на дорогах. Лебедев в телеграмме, направленной в Сиббюро ЦК РКП (б) 7 марта 1922 г., отмечал, что "подавление белобандитизма возможно при почти поголовном истреблении местного населения" 16 . По приказу заведующего отделом Якутского Губбюро И. Н. Барахова, политрука С. Ю. Широких-Полянского и командиров И. Я. Строда и П. И. Савлука Лебедев и А. В. Агеев 11 марта 1922 г. были арестованы. Новое руководство Якутии во главе с Бараховым, П. А. Ойунским, Широких-По-

стр. 94


лянским и К. К. Байкаловым начало проводить принципиально иную политику, направленную на объединение различных национальных и социальных групп. 30 апреля 1922 г. была объявлена амнистия участникам белоповстанческого движения и политическим заключенным, что вызвало массовое добровольное разоружение повстанцев.

В июне 1922 г. при обсуждении причин начала нового этапа Гражданской войны в Якутии отмечалось, что основная ее причина - неумелый подход тех работников, которые были посланы в Якутскую область, и стремление распространить на Якутию некоторые методы работы 1918 - 1919 гг., какие были применены в Европейской России. Исполняющий обязанности начальника Губчека Богословский, назначенный после этих событий, в одном из писем Ойунскому охарактеризовал события 1921 - 1922 годов как "народное восстание", переросшее в "национальное движение с контрреволюционным уклоном". Он, в частности, писал: "Единственным исходом для предотвращения возможности в будущем этих вспышек, основанных на неудовлетворительности национального возрождения якутов, является предоставление широкой возможности развитию национального возрождения якутов, признание за ними прав на автономное самоуправление, допуская даже в процессе организации своей государственности отступление от принципов диктатуры пролетариата и советского правительства" 17 .

Инициатором образования Автономной республики в Якутии был М. К. Аммосов. В 1921 г. 24-летний лидер якутских коммунистов поставил перед ЦК РКП (б) и Наркоматом по делам национальностей вопрос об образовании Якутской Автономной Советской Социалистической Республики. 27 апреля 1922 г. Президиум ВЦИК принял постановление об образовании ЯАССР, в состав которой вошли пять округов - Якутский, Олекминский, Верхоянский, Вилюйский и Ленский с территорией около 4 млн. кв. км. Население Республики насчитывало в то время 299,5 тыс. человек, из них 80% составляли якуты 18 . Осенью 1922 г. были проведены выборы в сельские, наслежные и городские Советы, избраны исполнительные комитеты улусов и округов. 27 декабря 1922 года состоялся первый Всеякутский съезд Советов. На нем был избран Центральный Исполнительный Комитет ЯАССР, председателем президиума которого был избран Ойунский (Слепцов), а председателем Совета Народных Комиссаров ЯАССР стал Барахов (Иванов). В 1924 г. была принята первая Конституция ЯАССР, согласно которой ЦИК ЯАССР объявлялся высшим законодательным органом республики. Были образованы также народные комиссариаты юстиции, земледелия, внутренних дел, народного образования, здравоохранения, социального обеспечения. Финансы, статистика и средства связи оставались в ведении РСФСР, а оборона, внешняя политика, международная торговля - в ведении СССР.

В конце 20-х годов Якутской АССР была навязана сталинская тоталитарная модель государственного развития. Поводом, приведшим к резкому изменению политического курса Якутии, послужили события осени - зимы 1927 г., названные "ксенофонтовщиной". Они были связаны с разгромом партии конфедералистов, во главе которой стоял П. Ксенофонтов. События 1927 - 1928 гг. положили начало широкомасштабным политическим репрессиям в Якутии, органично вписавшись в выдвинутую Сталиным в 1928 г. на июльском пленуме ЦК ВКП(б) концепцию об усилении классовой борьбы по мере продвижения советского общества к социализму. Эти события стали своеобразным продолжением дела Султан-Галиева 1923 г., когда был организован показательный процесс над теми, кто отстаивал идею национальной автономии.

Поводом к началу репрессий в Якутии явились события осени 1927 г., когда конфедералисты из Младоякутской национальной советской социалистической партии, выражавшей интересы середняцко-бедняцкого крестьянства, выступили с требованием предоставить Якутии статус союзной республики, подписать новый Союзный договор и прекратить незаконные аресты представителей якутской интеллигенции. Лидеры конфедералистов видели

стр. 95


будущее Якутии в составе России, они выступали за "действительное утверждение социализма и неуклонную борьбу со всякими контрреволюционными, антисоветскими устремлениями", полагая, что развитие по капиталистическому пути повлекло бы за собой превращение Якутии в аграрно-сырьевую колонию развитых империалистических держав. Они были убеждены в том, что для Якутии оптимальный путь развития края лежит в "твердо взятом курсе к постепенному, но неуклонному развитию всех видов кооперации, коллективных форм сельского хозяйства с дальнейшим курсом к укреплению коллективных форм земледельческого и скотоводческого хозяйства на основе электрификации.... безусловную необходимость постепенной индустриализации страны на социалистических началах".

По их мнению, дли успешного развития Якутии принципиально важным было ее вхождение в состав СССР на договорных началах в качестве равноправной стороны, гарантирующих ей возможность самостоятельно решать вопросы, касающиеся концессионной политики использования своей земли и территории, ее недр, водных и лесных богатств и т. д. В Союзном договоре предполагалось зафиксировать добровольную передачу союзному Центру полномочий, связанных с обороной, внешней политикой, средствами связи и путями сообщения. Одновременно предполагалось ликвидировать прямую административную зависимость наркоматов Я АССР от центральных органов, а Союзный Центр брал бы на себя обязанность оказывать реальную помощь в предоставлении льготных кредитов, субвенций, дотаций, современной техники, подготовке кадров, направлением в Якутию высококвалифицированных специалистов и т. д. Конфедералисты выступали также за активное участие представителей народа в работе Советов, гарантии соблюдения личных прав и свобод трудящихся, проведения в жизнь принципа разделения властей 19 .

По мнению Ксенофонтова, в конце 20-х годов в партии большевиков выделилась каста безответственных бюрократов, которые начали бездумно навязывать методы социалистического строительства, применявшиеся в центральной части России отсталым национальным окраинам. Он отмечал, что трудящиеся были лишены элементарных политических прав, что повсюду царил "полный произвол всесильной административной власти", грубо нарушалась революционная законность, личность трудящегося была низведена "до положения бесправной скотины" 20 .

После длительных переговоров с руководством ЯАССР лидеры конфедералистов добровольно сложили оружие, заручившись гарантией личной безопасности и получив согласие на то, что их предложения по изменению статуса республики и проведению ряда реформ при участии представителей союзного Центра буду! тщательно изучены. Однако надежды конфедералистов на справедливое и мирное разрешение конфликта Fie оправдались и прежде всего потому, что представители Центра заняли жесткую и непримиримую позицию. По итогам работы специальной комиссии ОГПУ, которой руководил С. Пузицкий, и правительственной комиссии во главе с членом ЦК ВКП(б), заместителем председателя ВЦИК Я. Полуяном более 260 человек были расстреляны или приговорены к различным срокам заключения и ссылки 21 .

По материалам работы двух комиссий ЦК ВКП(б) принял специальное постановление "О положении в Якутской организации", опубликованное в "Правде" 11 августа 1928 года. В нем эти события были квалифицированы как бандитизм, усиление политической роли и влияния кулака в деревне. В постановлении говорилось также о политических ошибках руководителей республики, которым вменялось в вину оказание поддержки верхушечной части националистически настроенной интеллигенции, выдвижение ее представителей на руководящие посты в государственном аппарате, а именно в планово-финансовых и хозяйственных учреждениях. В результате из Якутии была отозвана большая группа видных якутских большевиков во главе с Аммосовым, Ойунским, Бараховым, С. Васильевым. Их наказали, в сущности, лишь за то, что они пытались проводить взвешенную, обдуманную политику

стр. 96


по отношению к национальной интеллигенции, учитывать региональные особенности республики. Данное постановление должно было послужить уроком для лидеров других национальных республик и стать дополнительным "аргументом" в пользу дальнейшего ужесточения политики большевиков по отношению к интеллигенции и крестьянству не только национальных республик, но и центральных российских областей.

Советский период в истории Якутии занимает особое место. Он связан прежде всего с широкомасштабным освоением ее природных богатств, начало которому положила разработка еще в 20-е годы золотоносных алданских месторождений. В 1924 г. был образован республиканский трест "Алданзолото", чистая прибыль которого уже в первый год его существования составила 5400 тыс. рублей. В 1925 г. трест получил общесоюзный статус. В Якутии в это время шло становление золотодобывающей промышленности Алдана, которая к 1926 г. уже обеспечивала 24,4% общесоюзной добычи золота. Благодаря новой экономической политике к 1926 г. развитие сельского хозяйства, транспорта и торговли Якутии достигло дореволюционного уровня 22 .

В 30-е годы началась эксплуатация Северного морского пути. В устье реки Лены был построен морской порт Тикси. Судоходные и воздушные трассы связали с центром республики труднодоступные районы Якутии. Даже в годы Великой Отечественной войны якутская промышленность продолжала успешно развиваться. Именно в те годы началась добыча горного хрусталя. В 1944 г. добыча в республике этого важного стратегического материала составила четвертую часть общесоюзной добычи. В результате Якутия превратилась в один из наиболее крупных оловодобывающих регионов Советского Союза.

В суровые военные годы якутяне плечом к плечу со всеми россиянами сражались на ратных полях, защищая свободу и независимость нашей общей Родины - России. Так было и в Отечественную войну 1812 г., когда Александр I отмечал Якутский пехотный полк как одно их лучших подразделений российской армии. Подвиги якутян в годы Отечественной войны 1812 г. были увековечены золотыми буквами на стене Георгиевского зала Большого Кремлевского Дворца. В. И. Стрельский писал: "В великих битвах за разгром Наполеона приняли участие также и доблестные русские воины-сибиряки, якуты, ненцы, манси, ханты, которые вышли из боев овеянными военной славой". Во время Крымской кампании 1853 - 1856 годов якутские казаки мужественно защищали Малахов курган. В годы Великой Отечественной войны 1941 -1945 гг. из ЯАССР было призвано на фронт 59889 якутян, или примерно половина всего взрослого мужского населения. Около 40 тысяч из них погибли. 28 якутян были удостоены звания Героя Советского Союза, более 10 тыс. отмечены боевыми орденами и медалями. В годы Великой Отечественной войны якутяне прославились как меткие стрелки, снайперы. Только 6 якутских снайперов Ф. М. Охлопков, И. Н. Кульбертинов, А. А. Миронов, Д. А. Гуляев, Е. К. Петров, Г. К. Федоров, по неполным данным, уничтожили более 1170 солдат и офицеров противника. В 1941 - 1945 гг. якутяне внесли из личных сбережений в фонд обороны в общей сложности более 37 млн. руб. наличными и 234 млн. руб. облигациями госзаймов, 29 кг. золота, 550 кг серебра. Жители республики собрали и отправили на фронт более 200 тыс. теплых вещей. В фонд помощи населению районов, освобожденных от фашистской оккупации, было собрано и передано 3583 тыс. руб., свыше 62600 различной одежды, более 20 тыс. м мануфактуры, десятки тысяч пудов зерна, мяса, рыбы, более 23 тыс. лошадей 23 .

В 50-е годы XX в. с открытием алмазоносных месторождений на западе Якутии была создана мощная алмазодобывающая промышленность, которая со временем превратилась в ведущую отрасль экономики республики. Представители всех республик Советского Союза принимали участие в промышленном освоении природных богатств Якутии. Общими усилиями в Якутии была создана современная промышленность, оснащенная новейшей техникой и технологией. Выросли новые города - Мирный, Нерюнгри, возводить

стр. 97


которые помогала вся страна. Якутия становилась второй родиной для тысяч выходцев из Центральной России и союзных республик.

В советский период наблюдался подъем национальной литературы и искусства народов Якутии, формировались собственные научные кадры, складывались благоприятные предпосылки для национального возрождения малочисленных народов Севера, у которых появилась своя письменность и сформировалась национальная интеллигенция. Получила развитие якутская наука, сконцентрировавшая в себе самые разные направления. Некоторые научно- исследовательские институты Якутии - Институт мерзлотоведения, Институт проблем малочисленных народов Севера, Институт физико-технических проблем Севера - являются единственными в мире институтами такого профиля. Мировое признание получили работы якутских ученых в области физики космических лучей, геологического строения недр, техники и технологии горного производства в условиях вечной мерзлоты. Важное значение в подготовке научных кадров имело создание в 1956 г. Якутского государственного университета.

Системный экономический и политический кризис конца 80-х - начала 90-х годов XX в. поставил Якутию перед новым выбором. Местные республиканские власти, не имея реальных рычагов влияния на союзные ведомства, не смогли защитить интересы якутян. Якутия постепенно стала превращаться в регион с однобоко развитыми сырьевыми отраслями. Республика не получала никаких доходов от реализации драгоценных камней, промышленного сырья, пушнины. В бюджет ЯАССР поступало лишь 4,5 % от прибыли, которую получали союзные и федеральные предприятия добывающей промышленности, работавшие в Якутии. В то же время страна имела от реализации добытого в республике сырья ежегодно 2,5 млрд. долларов. По общему объему ВВП (7,5 млрд. руб.) Якутия занимала пятое место среди субъектов Российской Федерации и была сопоставима по этому показателю со многими союзными республиками, а в расчете на душу населения и вовсе занимала первое место. В то же время по всем показателям развития социальной сферы она занимала одно из последних мест в СССР. По обеспеченности населения жильем среди 73 регионов РСФСР Якутия занимала 70-е место, а по уровню благоустройства - последнее, 73-е место. Примерно такое же положение существовало и в отношении обеспеченности школами, детскими учреждениями, предприятиями торговли, общественного питания, бытового обслуживания. При этом ЯАССР, где проживало 13,6% населения Дальневосточного экономического района, давала 100% добычи алмазов, 17% - угля, 41% - продукции цветной металлургии, 20% - электроэнергии этого региона 24 .

В экономике Якутии в 80-е годы был сделан акцент на развитие горнодобывающей промышленности. Сфера производства поглощала 70% ресурсов республики. Наблюдался хронический дефицит всех видов продовольственных товаров и товаров народного потребления. Наблюдался рост незавершенного капитального строительства. К началу 90-х годов депрессия охватила основные отрасли экономики. Снизились объемы всех видов промышленной и сельскохозяйственной продукции. Ухудшилось финансовое состояние республики. Рост прибыли был получен за счет снижения основных показателей производства и повышения цен на потребляемые материальные и трудовые ресурсы. Сводный индекс цен на товары и услуги составил в 1991 г. 188,55 при росте заработной платы в 1,7 раза к предыдущему году. Объем розничного товарооборота снизился на 6,1%, а объем услуг населению - на 18,5%. Увеличилось число тех, кто находится за чертой прожиточного минимума. По данным Института региональной экономики, только 40% экономического оборота находило отражение в финансовом балансе республики. По итогам 1987 г., на долю первичных источников (прибыль, налог с оборота, амортизационные отчисления) приходилось 53,5% доходов, а на долю непроизводственных, перераспределяемых (налоги с населения, проценты за кредит, средства из госбюджета) - 46,5%, в том числе 33,9% поступлений из союзного и российского бюджетов 25 .

стр. 98


Кризисное положение экономики республики во многом объяснялось сырьевым характером ее экономики, заниженными оптовыми ценами на продукцию отраслей горнодобывающей промышленности, низкой рентабельностью местной промышленности, агропромышленного комплекса, транспорта, снабжения, убыточностью жилищно-коммунального хозяйства и торговли. Основные предприятия и организации ЯАССР оставались дотационными. Социальная сфера по-прежнему финансировалась по остаточному принципу и не превышала 12 - 14% расходной части бюджета республики. Большая часть материальных ресурсов и капитальных вложений была сосредоточена на предприятиях общесоюзного и российского подчинения, доходы с которых напрямую шли в бюджет СССР и РСФСР. Алмазы, золото, олово, вольфрам, сурьма, коксующийся уголь, пушнина были представлены исключительно на общесоюзном и международном рынках. Якутия оставалась "валютным цехом" страны. Общая стоимость основных фондов народного хозяйства республики на 1 января 1990 г. составляла 22 млрд. руб., в том числе на хронически убыточные предприятия приходилось 7 млрд. руб. Стоимость незавершенного капитального строительства определялась в 2,8 млрд. руб. При этом природные ископаемые Якутии по некоторым оценкам, превышают 10 трлн долларов.

Ввиду низкого уровня развития социальной сферы миграция населения и текучесть рабочей силы оставались крайне высокими. Все больше ухудшалась экологическая ситуация в республике. Наибольший вред экологии Якутии нанесли своими отходами и сточными водами Мирнинский и Айхало- Удачнинский промышленные узлы. Из одного только карьера "Мир" с 1977 по 1989 гг. сброс загрязненной воды составил около 60 млн. куб. м. Положение усугублялось тем, что период максимального сброса неочищенных стоков совпал с маловодным периодом на р. Вилюй в 1980 - 1986 годы. В зоне экологического бедствия оказались сельские жители Сунтарского, Ленского, Верхневилюйского, Вилюйского, Нюрбинского, Кобяйского, Мирнинского районов, где не существовало систем очистки воды. В этих районах проживала примерно одна треть населения Якутии 26 .

27 сентября 1990 г. была принята Декларация о государственном суверенитете Саха Якутии, что позволило в 1991 г. впервые добиться от "Главалмаззолото" перечисления в бюджет республики в виде платы за природные ресурсы 1659 млн. руб. из расчета 20 руб. за 1 грамм золота и 1 карат алмаза, что составляло 1,6% стоимости добытых в Якутии золота и алмазов 27 . 2 марта 1991 г. был принят Закон "О собственности в Якутской-Саха ССР". По этому закону земля, ее недра и другие природные ресурсы объявлялись государственной собственностью. Передача земельных участков в частную собственность, купля- продажа земли и иные сделки с нею на территории республики были запрещены.

В то же время якутяне всегда остались приверженцами сохранения единства и целостности России. В это сложное время Республика Саха (Якутия) приложила все свои усилия для разработки и подписания нового Федеративного Договора, который бы укреплял российскую государственность. Провозглашенный Декларацией о государственном суверенитете, закрепленный Федеративным Договором 1992 г. и Конституцией Российской Федерации 1993 г. новый государственно-правовой статус Республика Саха (Якутия) использовала для принятия в пределах своих новых полномочий решений, направленных на смягчение последствии системного кризиса в стране, преодоление трудностей и противоречий в ходе перехода к рынку.

Значительные финансовые и материальные ресурсы, которые направлялись в стратегические отрасли народного хозяйства, образование и социальную сферу, явились своего рода амортизатором кризисных явлений, позволили сохранить экономический потенциал республики. Об этом свидетельствуют индексы объема производства промышленной продукции, которые в 1999 г. в отличие в целом от России и от большинства российских регионов сократились по сравнению с 1990 г. до 80,2%, а в добывающей

стр. 99


промышленности - до 82,9%. В 1999 - 2001 годы наблюдался рост валового внутреннего продукта. Якутия заняла 3 место в Российской Федерации по валовому региональному продукту на душу населения 28 .

За эти годы республика добилась значительных успехов в области подготовки национальных кадров, развития медицины, культуры, искусства, спорта. Одним из главных достижений этих трудных лет можно считать преодоление психологии иждивенчества и обретение уверенности в том, что только собственным трудом, мобилизуя весь свой духовный и интеллектуальный потенциал, можно добиться достойной жизни. Одновременно получили подтверждение положения о том, что человек является главным богатством, а порядочность, социальная справедливость, свобода и равенство возможностей, коллективизм и ответственность - основные общественные ценности. Именно такого подхода придерживалась республика в 90-е годы. Следствием этого стал хотя и медленный, но неуклонный подъем экономики после резкого обвала начала 90-х годов, наступила стабильность политической и социальной жизни.

Если реалистично оценивать наше далекое и недавнее прошлое, то следует признать, что бытовавшие до недавнего времени догмы вроде тех, что "царская Россия - тюрьма народов", "советская власть сдерживала развитие самосознания народов" были неверны. Они опровергаются историческим опытом, который явственно демонстрирует наличие прямых линий развития, сосуществования на протяжении многих веков. Одна из таких линий проходила от жизни на грани исчезновения до формирования коренных народностей Крайнего Севера со своим языком и культурой, становления национальной интеллигенции. Другая линия идет от разрозненных племен до сформировавшегося этноса саха со всеми признаками зрелости - собственным стереотипом поведения, культурной и исторической традициями, национальной идеей, развитой интеллигенцией. И, наконец, третью линию можно вести от первых челобитных, в которых выдвигалась необходимость введения элементов самоуправления до развитой государственности Республики Саха (Якутия).

Все эти процессы проходили в период после вхождения Якутии в состав Российского государства. Важными факторами, содействовавшими этому процессу, явились, с одной стороны, менталитет и психология народов России, иначе говоря, то, что историк Л. Н. Гумилев называл комплиментарностью, или симпатией народов друг к другу, стремлением к сотрудничеству и открытостью к совместной жизни. С другой стороны, - целенаправленная политика государственной власти на всех этапах истории России, начиная с наказа, который давал царь Михаил Федорович первому якутскому воеводе Головину, требуя от него бережного отношения к коренным народам, до национальной политики Советского Союза, которая позволила реализоваться идеям и мечтам о сплочении якутского народа в единую нацию, обрести свою государственность. И, наконец, мощь единого Российского государства, способного защищать свои народы от любых невзгод и горестей, - все это факторы, лежащие в основе развития народов по пути социального и культурного прогресса.

Одним из ярчайших проявлений такого исторического прогресса является сегодняшняя Якутия, известная во всем мире своей экономикой, культурой, особым типом человеческих отношений, называемых иногда арктической культурой. В век жесткой конкурентной борьбы ясное понимание этого приобретает особый смысл и значение. Необходимо бережно сохранять то, что оставили нам наши мудрые предки - дружбу между народами, зародившуюся еще во времена Легея и Семена Дежнева. И, пожалуй, самое главное - крепить единое Российское государство, служащее гарантом сохранения национальной культуры наших народов и нашей государственности.

Исторический процесс непрерывен, и вовлеченные в него люди являются его творцами. Наши действия будут оцениваться потомками так же, как мы сегодня оцениваем пройденный Якутией исторический путь. Якутия,

стр. 100


приверженная российскому федерализму, стремится к его укреплению во благо всех регионов России и Российской Федерации в целом. Путь к укреплению государственности якутяне видят в совершенствовании федеративных отношений в России, что предполагает учет взаимных интересов, четкое разграничение полномочий в области использования природных ресурсов и осуществления межбюджетных отношений. По всем ключевым вопросам развития республики достигнуто полное взаимопонимание с руководством Российской Федерации. Подтверждением этому может служить подписанный 26 сентября 1995 г. Президентом Российской Федерации Договор о внесении изменений в Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и Республикой Саха (Якутия).

29 июня 2002 г. исполнилось 7 лет со дня подписания Договора "О разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Саха (Якутия)". Значение этого поистине исторического документа заключается в том, что он положил начало новому этапу в отношениях между Республикой Саха (Якутия) и Российской Федерацией, основанных на принципах равноправия и самоопределения народов. Органичной составной частью Договора является пакет из 18 соглашений, определяющих механизм его реализации и ставших руководством действий для органов государственной власти всех уровней.

Подписание нового Договора (Якутия была первой из всех субъектов РФ) и целого ряда соглашений о разграничении и передаче части полномочий между федеральными и республиканскими министерствами и ведомствами создает условия для динамичного развития республики. При этом акцент делается на приоритетные направления экономики, являющиеся краеугольным камнем социально-экономического развития Якутии и основой ее экономической самостоятельности. Предусматривается, в частности, четкое разграничение предметов ведения и полномочий между Федеральным Центром, республиканскими органами власти и органами местного самоуправления, а в ряде случаев и передача федеральными органами власти части своих полномочий республиканским министерствам и ведомствам. Как известно, до сих пор не удавалось в полной мере реализовать на практике принципы федерализма прежде всего потому, что в федеральном законодательстве не было четкого разграничения полномочий и ответственности между тремя уровнями власти. Для того, чтобы полномочия и ответственность стали действенными, необходимо создать соответствующую финансовую базу.

Перераспределение средств в пользу Федерального Центра ведет к тому, что регионы при нынешнем состоянии дел не имеют пока возможности вкладывать достаточные средства в развитие своих регионов и поэтому вынуждены обращаться за содействием к федеральному правительству. Если называть вещи своими именами, то можно считать, что существует реальная опасность отхода от декларируемого в Конституции Российской Федерации принципа федеративного устройства страны и перехода к унитарной модели государства. И тогда, как в недавнем прошлом, руководителям регионов опять будут спускать сверху указания относительно того, что и где сеять, какую зарплату и социальные пособия выплачивать и т. д. и т. п.

Как показывает наш собственный исторический опыт, такой вариант развития государства является весьма порочным и губительным для такой огромной, многонациональной, неоднородной по природно-климатическим условиям страны, как Россия. К тому же курс на постепенную унитаризацию и свертывание федеративной реформы может стать серьезным препятствием на пути интеграции стран СНГ, без чего трудно рассчитывать на динамичное развитие постсоветских республик.

В современных условиях, когда активизируются процессы интеграции регионов России в рамках семи федеральных округов, особое значение приобретают культурные и экономические связи и контакты Якутии с субъектами Российской Федерации, входящими в Дальневосточный федеральный

стр. 101


округ, а также пути ее интеграции в общероссийский и мировой экономические процессы.

Для Якутии это означает усиление деятельности, направленной на постепенную интеграцию ее в Азиатско-Тихоокеанский регион, не только в качестве источника сырья, но и в качестве важной составной части транспортной магистрали, которая могла бы соединить наиболее динамично развивающиеся центры современного мира - Северную Америку и Восточную Азию, США, Китай и Японию. В XXI веке Азиатский регион по мере его дальнейшего экономического роста будет становиться все более крупным потребителем первичных энергоресурсов. В связи с этим одним из основных направлений экономического сотрудничества России со странами Азии, несомненно, явится реализация глобальных энергоориентированных и энерготранспортных проектов. Для их реализации необходимо кардинально изменить механизм использования невозобновляемых ресурсов и связанной с этим охраны окружающей среды, а также создание эффективного механизма правовой защиты интересов коренных народов Севера.

Сейчас в республике набирает силу процесс совершенствования Конституции РС(Я) как с точки зрения необходимости приведения ее в соответствие с Конституцией Российской Федерации, так и с целью приведения ее в соответствие с реалиями времени. Конституция Республики Саха (Якутия) была принята в 1992 г., когда существовали совершенно иные исторические условия и когда Россия находилась на переходном этапе от одного социально- политического строя к другому. Процесс подготовки и принятия новой конституции республики развивается достаточно динамично, в тесном взаимодействии всех ветвей власти - законодательной, исполнительной, судебной. Уже достигнуты определенные результаты. Конституция Республики Саха (Якутия) в основном приведена в соответствие с Федеральной Конституцией, приняты новые законы, совершенствуется система всех органов государственной власти.

Якутия стоит сегодня на пороге принятия ключевого решения, которое на многие годы будет определять ее будущее. Речь идет о развитии местного самоуправления. 29 сентября 2002 г. состоялся референдум, на котором многонациональный народ Республики Саха (Якутия) сделал свой выбор в пользу местного самоуправления. Предстоит кропотливая, сложная работа по созданию законодательной базы самоуправления, его организации, совершенствованию работы на местах.

Кроме вопросов государственного строительства, главная забота руководства республики состоит в дальнейшем развитии экономики, культуры, социальной сферы. Вместе с тем необходимо подчеркнуть, что развитие экономики не является самоцелью. Это лишь инструмент для решения вопросов социального развития республики, улучшения условий жизни людей. Особая забота - это село. Сохранение села означает сохранение корней любого этноса, в том числе и народа саха и всех малочисленных народов Севера, как, впрочем и русского народа, создавшего земледельческую культуру в Якутии. Успешное решение экономических проблем, а также улучшение социальной защиты населения напрямую зависит от того, как они будут решаться в рамках всей Российской Федерации.

Пришло время, когда огромный потенциал, накопленный республикой за минувшее десятилетие, должен в полной мере заработать во благо всей России. В одиночку Якутия, как и любой другой субъект Российской Федерации, не сможет успешно конкурировать на мировом рынке. Россия же в состоянии занять достойное место в мировом сообществе, если она станет мощной и единой державой.

В эпоху глобализации и интернационализации, возникновения все новых вызовов и угроз для всего человечества, обострения борьбы за природные ресурсы, как никогда остро, стоит проблема выработки нового комплексного плана освоения и развития восточных территорий страны. С точки зрения внешнеэкономической деятельности существует определенная опас-

стр. 102


ность того, что Якутия, как и весь российский Дальний Восток, могут превратиться в топливно-сырьевой придаток стран АТР. Экспорт сырья без инвестирования полученных от него доходов в развитие производства может привести лишь к консервации сложившейся сырьевой структуры экономики республики, к застою и деградации как в добывающей, так и перерабатывающей промышленности, что никак не отвечает национальным интересам России и может усилить зависимость республиканского экспорта от конъюнктуры рынков стран АТР. Поэтому необходима поддержка экспортно- ориентированных производств, стимулирование роста в ее экспорте доли полуфабрикатов и готовой продукции. Для привлечения иностранных инвестиций необходимо совершенствовать правовую базу в этой области, добиваться привлечения иностранных инвестиций в производственную сферу. Низкая конкурентоспособность продукции якутских предприятий лишь усиливает импортную зависимость по продовольствию и потребительским товарам (особенно товарам китайского производства). Чтобы избежать этого планируется оказание существенной поддержки местных товаропроизводителей.

В последние годы значительный приток нелегальных мигрантов из стран Юго- Восточной Азии породил немало сложных проблем. Федеральная миграционная служба МВД России только формируется. Не определен пока и механизм действия соответствующего законодательства в субъектах Федерации. Четко не определены квоты, касающиеся иностранной рабочей силы по отдельным отраслям, которые учитывали бы интересы Якутии. Это особенно касается граждан КНР, занимающихся в основном торговой деятельностью. Незаконная миграция сопровождается вывозом значительного объема капиталов за рубеж. К тому же неконтролируемый поток иммигрантов приводит к деформации регионального рынка труда. По оперативным данным, существуют отлаженные каналы поставки круглого леса, главным образом в КНР, с использованием подставных фирм и с занижением стоимости, реальных объемов и сортности, чтобы таким образом уйти от налогообложения.

Более динамичному социально-экономическому развитию Якутии препятствует и недостаточно развитая транспортная инфраструктура. 80% территории республики обслуживается водным путем по реке Лене, который к тому же функционирует менее полугода. Для завоза в республику необходимых товаров в навигационный период расходуется до 18 млрд. рублей, в том числе до 8 млрд. рублей на государственные нужды. Кроме того затраты на обслуживание полученных кредитов и хранение товаров составляют до 8 млрд. рублей. В результате оборачиваемость 1 рубля, вложенного в организацию завоза, в среднем составляет до 250 - 280 дней. Столь высокий уровень расходов приводит к снижению конкурентоспособности целых отраслей экономики республики, а также делает невозможным освоение ценных и стратегически важных полезных ископаемых.

Одной из основных задач, стоящих перед республикой, является обеспечение развития транспортной инфраструктуры, устойчивости системы жизнеобеспечения республики. Для ее решения большое значение имеет окончание строительства железной дороги Беркакит-Томмот-Якутск. Это могло бы принципиально изменить всю схему завоза грузов на весь Северо-Восток России и создать условия, необходимые для развития новых добывающих и перерабатывающих отраслей производства. Необходимо также развивать сеть автомобильных дорог. На территории республики, превышающей 3 млн. кв. км, существует всего около 7 тыс. км. грунтовых дорог. Критическое положение в автодорожной сфере усугубляется вступлением с 1 января 2003 г. нового налогового законодательства о порядке формирования дорожных фондов, по которому Якутия может потерять почти половину источников финансирования, необходимых для строительства и содержания дорог. В последнее время предпринимаются серьезные усилия по снижению затрат на завоз грузов по водным путям. В первую очередь предполагается восстановить в прежнем виде Северный морской путь. Это имеет важнейшее значение не только для Якутии, но и для всех восточных территорий России, а также для

стр. 103


укрепления ее геополитических позиций. Использование Северного морского пути в полном объеме может снизить зависимость внутрироссийских морских перевозок от политической ситуации в других регионах мира, а также повысить роль России в мировых транспортных потоках. Правительство Якутии уже разработало комплекс мер по государственной поддержке авиапредприятий республики и их укрупнению.

Другим важным направлением, касающимся обеспечения экономического суверенитета республики, является снижение потребности в сезонном завозе грузов в республику. В этой связи ключевое значение имеет освоение перспективных месторождений угля, нефти и газа. Реализация проектов по экспорту этих энергоносителей позволит использовать природные ресурсы республики для социально-экономического развития как самой Якутии, так и других регионов, добиваясь при этом бесперебойного снабжения топливно- энергетическими ресурсами всего Дальнего Востока России.

Одним из наиболее перспективных проектов развития Дальневосточного Федерального округа является развитие металлургической промышленности на юге республики. Ресурсной базой являются запасы коксующихся углей и железных руд Южной Якутии, которые позволяют полностью обеспечить потребности как Дальневосточного региона, так и весьма перспективного металлургического производства мощностью до 20 млн. тонн в год. Экономическими предпосылками данного проекта являются стабильный спрос на продукцию металлургии и железорудное сырье, а также то, что рудная база Урала в ближайшие 10 - 20 лет может исчерпать себя.

Важным источником финансирования этих проектов могут стать иностранные инвесторы. Этому, как представляется, будет способствовать вступление России во Всемирную Торговую Организацию, либерализация экспортного регулирования в РФ и улучшение общего инвестиционного климата как в Якутии, так и во всей России. Вступление в ВТО позволит осуществлять более действенную защиту интересов республиканских производителей на внешних рынках.

В связи с планами КНР ежегодно до 2020 г. импортировать примерно 60 млрд. куб. м газа особую актуальность приобретает строительство газопровода из Якутии в Китай протяженностью 2000 км. Стоимость проекта 8 - 12 млрд. долларов. Если, однако, учесть, что защищенные разведанные запасы газа в Якутии составляют, с учетом Чаяндинского месторождения, 3,25 трлн куб. метров, а перспективные запасы газа специалисты оценивают в 9 трлн куб. метров, то реализация этого проекта будет способствовать стабильному пополнению государственной казны сотнями миллионов долларов на протяжении, как минимум, ближайших 20 лет. Динамичное развитие экономики КНР, Южной Кореи в первой четверти XXI века во многом будет зависеть от поставок в эти страны российской нефти. Нефтегазовая зависимость Китая может позволить России существенно усилить свои позиции в наиболее динамично развивающемся Азиатско-Тихоокеанском регионе.

Указанные проекты имеют хорошую перспективу. Их реализация, несомненно, будет способствовать превращению Республики Саха (Якутия) в локомотив восточных территорий России и тогда на деле воплотятся в жизнь пророческие слова М. В. Ломоносова о том, что могущество России прирастать будет Сибирью.

Все эти проблемы необходимо увязать с вопросами государственной поддержки районов Крайнего Севера, координации работы федеральных и региональных органов власти Урала, Сибири и Дальнего Востока, разработки единой комплексной стратегии развития данных регионов на долгосрочную перспективу.

стр. 104


Примечания

1. БАШАРИН Г. П. В составе свободной России. М. 2002, с. 15.

2. Воеводческая Сибирь. - Восточное обозрение, 8.I.1889.

3. ФЕФЕЛОВА В. В., ВЫСОЦКАЯ Г. С. Изучение распределения антигенов системы XLA у коренных народностей Сибири как основа для анализа этногенеза популяций. Красноярск. 1987; ГОГОЛЕВ А. И. История Якутии. Якутск. 2001, с. 20.

4. ГОГОЛЕВ А. И. ук. соч., с. 26 - 27.

5. ЕРОШКИН Н. П. Очерки истории государственных учреждений дореволюционной России. М. 1960, с. 60.; КЛЮЧЕВСКИЙ В. О. Сочинения. Т. 2. М. 1957, с. 342; ДЕМИДОВА Н. Ф. Служилая бюрократия в России XVII в. и ее роль в формировании абсолютизма. М. 1987, с. 154.

6. ИВАНОВ В. Н. Вхождение Северо-Востока Азии в состав Русского государства. Новосибирск. 1999, с. 183; его же. Якутия в составе Русского государства (XVII век). Якутск. 2002, с. 52 - 56.

7. ИВАНОВ В. Н. Якутия в составе Русского государства, с. 90.

8. ГОГОЛЕВ А. И. ук. соч., с. 76.

9. ИВАНОВ В. Н. Якутия в составе Русского государства, с. 116, 121; ГОГОЛЕВ А. И. ук. соч., с. 78.

10. ГОГОЛЕВ А. И. ук. соч., с. 78 - 79.

11. ПЕСТЕРЕВ В. И. История Якутии в лицах. Якутск. 2001, с. 50.

12. КЛЮЧЕВСКИЙ В. О. Русская история. Кн. 2. М. 1993, с. 336.

13. ПЕСТЕРЕВ В. И. ук. соч., с. 52.

14. Там же, с. 54.

15. ГОГОЛЕВ А. И. ук. соч., с. 95 - 98.

16. АЛЕКСЕЕВ Е. Е. История национального вопроса в РС(Я). Якутск. 1998; ГОГОЛЕВ А. И. Якутия: век XX (1917 - 2000). Якутск. 2001, с. 12 - 13.

17. См. ГОГОЛЕВ А. И. Якутия, с. 19; КЛИОРИНА И. С. История без флера. Якутск. 1999, с. 68.

18. МАКАРОВ Г. Г. Образование Якутской АССР. Якутск. 1957.

19. Программа Младоякутской национальной советской социалистической партии середняцко-бедняцкого крестьянства "конфедералистов". - Илин, 1991, N 2, с. 30.

20. Цит. по: АЛЕКСЕЕВ Е. О так называемой "ксенофонтовщине". - Илин, 1991, N 2, с. 27- 29.

21. ДЬЯЧКОВСКИЙ И. Еще раз о "ксенофонтовщине" (список осужденных). - Илин, 1992, N 3, с. 30 - 34.

22. ХАТЫЛАЕВ М. М. Золотопромышленность Якутии (1923 - 1937 гг.). Якутск. 1972; ГОГОЛЕВ А. И. Якутия, с. 31.

23. СТРЕЛЬСКИЙ В. И. Сибирь в Отечественной войне 1812 года. Омск. 1942, с. 38; ПЕТРОВ Д. Д. Якутяне в годы Великой Отечественной войны. Ч. 1. Якутяне в боях с немецко-фашистскими захватчиками. Якутск. 1979.

24. НИКОЛАЕВ М. Е. Путь к суверенитету. Якутск. 1992, с. 21. Реальный федерализм. Якутск. 1995, с. 36 - 37; БУРНАШЕВ Р. А. Нужны нестандартные решения. - Социалистическая Якутия, 13.VIII.1989; Концепция перехода Я АССР на принципы самоуправления и самофинансирования. Якутск. 1989, с. 4.

25. Якутия: XX век в зеркале статистики. Якутск. 2001, с. 13 - 14; ЕГОРОВ Е. Г. Исследование проблемы перехода к рыночной экономике. Якутск. 1995.

26. ГОГОЛЕВ А. И. Якутия, с. 123 - 125.

27. Там же, с. 127.

28. Якутия: XX век в зеркале статистики, с. 14.


© libmonster.ru

Постоянный адрес данной публикации:

https://libmonster.ru/m/articles/view/Якутия-прошлое-настоящее-будущее-2021-03-30

Похожие публикации: LРоссия LWorld Y G


Публикатор:

Россия ОнлайнКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: https://libmonster.ru/Libmonster

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

В. А. Штыров, Якутия: прошлое, настоящее, будущее // Москва: Либмонстр Россия (LIBMONSTER.RU). Дата обновления: 30.03.2021. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/Якутия-прошлое-настоящее-будущее-2021-03-30 (дата обращения: 23.04.2024).

Автор(ы) публикации - В. А. Штыров:

В. А. Штыров → другие работы, поиск: Либмонстр - РоссияЛибмонстр - мирGoogleYandex

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Похожие темы
Публикатор
Россия Онлайн
Москва, Россия
605 просмотров рейтинг
30.03.2021 (1120 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
0 голос(а,ов)
Похожие статьи
КНР: ВОЗРОЖДЕНИЕ И ПОДЪЕМ ЧАСТНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
Каталог: Экономика 
6 часов(а) назад · от Россия Онлайн
КИТАЙСКО-САУДОВСКИЕ ОТНОШЕНИЯ (КОНЕЦ XX - НАЧАЛО XXI вв.)
Каталог: Право 
Вчера · от Вадим Казаков
КИТАЙСКО-АФРИКАНСКИЕ ОТНОШЕНИЯ: УСКОРЕНИЕ РАЗВИТИЯ
Каталог: Экономика 
3 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙСКИЙ КАПИТАЛ НА РЫНКАХ АФРИКИ
Каталог: Экономика 
5 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ. РЕШЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ В УСЛОВИЯХ РЕФОРМ И КРИЗИСА
Каталог: Социология 
5 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ: РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭМИГРАЦИОННОГО ПРОЦЕССА
Каталог: Экономика 
7 дней(я) назад · от Вадим Казаков
China. WOMEN'S EQUALITY AND THE ONE-CHILD POLICY
Каталог: Лайфстайл 
7 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ. ПРОБЛЕМЫ УРЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ
Каталог: Экономика 
7 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ: ПРОБЛЕМА МИРНОГО ВОССОЕДИНЕНИЯ ТАЙВАНЯ
Каталог: Политология 
7 дней(я) назад · от Вадим Казаков
Стихи, пейзажная лирика, Карелия
Каталог: Разное 
9 дней(я) назад · от Денис Николайчиков

Новые публикации:

Популярные у читателей:

Новинки из других стран:

LIBMONSTER.RU - Цифровая библиотека России

Создайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Сохраните навсегда своё авторское Наследие в цифровом виде. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора.
Партнёры библиотеки
Якутия: прошлое, настоящее, будущее
 

Контакты редакции
Чат авторов: RU LIVE: Мы в соцсетях:

О проекте · Новости · Реклама

Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)
Сохраняя наследие России


LIBMONSTER NETWORK ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА

Россия Беларусь Украина Казахстан Молдова Таджикистан Эстония Россия-2 Беларусь-2
США-Великобритания Швеция Сербия

Создавайте и храните на Либмонстре свою авторскую коллекцию: статьи, книги, исследования. Либмонстр распространит Ваши труды по всему миру (через сеть филиалов, библиотеки-партнеры, поисковики, соцсети). Вы сможете делиться ссылкой на свой профиль с коллегами, учениками, читателями и другими заинтересованными лицами, чтобы ознакомить их со своим авторским наследием. После регистрации в Вашем распоряжении - более 100 инструментов для создания собственной авторской коллекции. Это бесплатно: так было, так есть и так будет всегда.

Скачать приложение для Android