Libmonster ID: RU-15846
Автор(ы) публикации: А. В. Сушко

Вскоре после Февральской революции в Якутске сформировалась группа молодых якутов, примкнувших к большевикам. Костяк этой группы составляли: М. К. Аммосов, П. А. Ойунский, И. Н. Барахов и С. М. Аржаков. В советской историографии этих людей традиционно называли якутскими коммунистами. Однако заметим, для них приоритетной была борьба за суверенизацию якутской нации, за обретение и реализацию народом права определять содержание и характер своей политической, экономической и культурной жизни, руководствуясь правом нации на самоопределение. При этом по социальным вопросам они действительно ориентировались на коммунистические идеи, выступали за построение социалистического государства, а затем и коммунистического общества. Поэтому, на наш взгляд, их мировоззрение и политическую деятельность правомерно охарактеризовать как национал-коммунизм.

Февральская революция активизировала политическую деятельность якутской интеллигенции. С 26 марта по 16 апреля 1917 г. прошел съезд якутов и русских крестьян Якутской области. Подготовку съезда в сжатые сроки успешно провела крестьянско-инородческая комиссия, возглавляемая Г. В. Ксенофонтовым. По оценке исследователя Н. Н. Дьяконовой, "I Съезд якутских и русских крестьян 27 марта 1917 г. представлял практически все слои населения. Ведущую роль в работе съезда играла якутская интеллигенция" 1. Как представитель якутской молодежи, на съезде начал свою карьеру политика Аммосов. Якутский историк Е. Е. Алексеев отмечал, что позднее, в 1928 г., его друг и соратник Ойунский (Слепцов) писал, что на этом съезде Аммосов впервые выступил с вопросом об автономии Якутии: "М. К. Аммосов заявил о праве якутского народа на самоопределение "в форме автономии". Вопроса об автономии до М. К Аммосова никто не поднимал. И внутри партии об этом впервые заговорил тоже Максим Аммосов, в связи с чем возник большой спор" 2. Обратив внимание на впервые прозвучавшее требование автономии, историки упускают националистический дискурс речи Амосова. Именно с его помощью оратор обосновывал необходимость автономной жизни якутов. Он призывал: "Все мы должны во имя будущего прекрасного, светлого в жизни якутской нации работать вместе и идти рука об руку"3. В речи Аммосова - будущего лидера якутских коммунистов - четко проводилась мысль о том, что автономия есть средство для достижения цели - защиты интересов якутской нации.

Помимо речи, произнесенной Аммосовым на съезде, взгляды якутской молодежи хорошо иллюстрирует эпистолярное наследие - письма из Томска Ойунского к


Сушко Алексей Владимирович - доктор исторических наук, профессор Омского государственного технического университета.

стр. 133

Аммосову, написанные в 1917 году. Одно из наиболее ярких писем датировано 21 сентября. В этом письме проявилось желание молодого Ойунского обособиться от общероссийских политических партий и якутских федералистов, программы которых не удовлетворяли его. "В каждой народности и нации есть свои особые интересы и свои особые политические потребности, а они требуют удовлетворения своими политическими силами. Мы имеем трудовой союз федералистов, профессиональный союз чернорабочих якутов, но почему не можем создать свою национальную социал-демократическую партию или социалистов-революционеров или совершенно особую. Если не теперь добиваться самоопределения и автономности в деле национального культурного возрождения, то когда мы будем их добиваться?"4

В сознании якутской молодежи, примкнувшей к большевикам, господствовала идея служения интересам якутской нации. Однако в период с октября 1917 по 1919 г. Советская власть в Якутии просуществовала чуть больше месяца. Соответственно группа якутской молодежи, находившаяся вместе с большевиками в оппозиции к властям белой Сибири, не играла в указанное время значимой роли в жизни края. В ночь с 14 на 15 декабря 1919 г. военный гарнизон и восставшие рабочие г. Якутска без сопротивления местных властей совершили переворот, в результате в Якутии была установлена Советская власть. Вскоре был поставлен вопрос о статусе Якутии в составе Советской России.

Впервые положение Якутии обсуждалось на совещании в Иркутске 10 марта 1920 года. Проанализировав ход возникшей на совещании дискуссии по вопросу об автономии, Л. Е. Винокурова отметила: "В марте 1920 г. представители национальной интеллигенции (Г. Г. Колесов, Г. В. Ксенофонтов и др.) выдвинули идею об установлении "национальной" и "культурно-национальной" автономии в Якутии. В отличии от них М. К. Аммосов в то время, по-видимому, свою позицию по вопросу об автономии региона окончательно не определил; А. Д. Метельшин, Н. С. Ершов утверждали о преждевременности постановки вопроса"5. Совещание показало, что якутская интеллигенция не была едина в представлении о форме политического самоопределения своего народа.

Решение Сибревкома от 20 апреля 1920 г., упразднившее областной статус Якутии и подчинившее Якутск Иркутску, вызвало резонанс в партийно-советском руководстве края, подогревая националистический настрой отдельных деятелей. С этого времени можно определенно говорить о группе якутских национал-коммунистов, членов РКП, в своей деятельности на первое место ставивших "защиту интересов якутской нации". Они стали добиваться отмены решения Сибревкома, а позднее инициировали процесс образования автономной государственности якутского народа.

В телеграмме Аммосова в Омск по поводу необходимости отмены решения Сибревкома в числе причин пересмотра данного решения, национальный фактор имел главенствующее значение. И если в марте 1920 г. он не до конца ясно определил свое отношение к самоуправлению, то 30 апреля уже вполне определенно писал: "Область заселена на 95% якутами, слишком много особенностей в укладе жизни последних. Урезывание размеров раньше существующих прав произведет на якутов тяжелое впечатление, усмотрят оскорбление Советской властью национального достоинства, подорвет доверие к Советской власти. Среди местного населения слишком свежи воспоминания о ненавистном управлении из далекого царского центра, игнорировавшее последним интересы области. Население в силу своей культурной отсталости не может понять иначе аннулирования губернского самоуправления"6. Якутские национал-коммунисты добились пересмотра решения Сибревкома, 21 августа 1920 г. изменившего свою позицию и восстановившего Якутскую область в качестве самостоятельной губернской единицы в прежних границах.

Исключительно важное значение для образования якутской государственности имел проходивший в марте 1921 г. в Москве X съезд РКП. В работе съезда принимали участие Аммосов, Барахов, Ойунский. Съезд принял постановление "Об очередных задачах партии в национальном вопросе", определившее вектор движения Якутии к статусу республики. 23 апрля 1921 г., уже после отъезда своих товарищей из столицы, Амосов, еще оставаясь в Москве, телеграфировал в Омск Барахову о необходимости

стр. 134

его выезда в Якутск для разрешения вопроса об автономии края совместно с якутской партийной организацией7.

По дороге из Москвы в Якутск Ойунский, Барахов и Агеев обратились с предложением в Сиббюро ЦК РКП(б) об образовании автономной республики8. 26 апреля 1921 г. в Омске с докладом об автономии Якутии выступил Ойунский. Л. Е. Винокурова поместила полный текст этого выступления в приложении к своей монографии, которым мы воспользуемся. До сих пор исследователи, ссылаясь на факторы, вызывавшие, по мнению Ойунского, необходимость автономии якутов, не обратили внимания на националистическую направленность документа в целом - основным мотивом для образования якутской автономии служили интересы якутской нации, которые попытался представить автор доклада, интегрировав их в коммунистическую идеологию: "Пора нам - коммунистам, встать во главе автономии якутского народа и возглавлять коммунистической партией национальное, культурно-экономическое возрождение якутов!" - заявил Ойунский9. Половина членов Сиббюро восприняла его аргументацию как националистическую. Показательно, что неудовлетворенный ходом обсуждения своего доклада в Сиббюро Ойунский на следующий день предоставил "Объяснительную записку к докладу о Якутской автономии", где сокрушался по поводу того, что его доклад вызвал сомнения и недоверие в Сиббюро и он был причислен "к пленникам национальной буржуазии"10.

Параллельно с Ойунским, в Москве Аммосов подал главе Наркомнаца И. В. Сталину заявление по вопросу об образовании якутской автономной советской республики, где указывал "на ширящееся движение, идущее под флагом национального освобождения", которое захватывает "бедняцкие и даже коммунистически настроенные интеллигентские элементы"11, С. М. Аржаковым также был подготовлен доклад "Об автономии Якутской области", который обсуждался 16 мая 1921 г. на заседании коллегии Наркомнаца, проходившего под председательством Сталина. В результате было принято решение о выделении Якутской области в автономную единицу и созыве съезда представителей якутских трудящихся12.

Казалось бы, дело об образовании автономии якутов должно было сдвинуться с мертвой точки, но коммунисты Якутии (не якуты) на расширенном пленуме губернских ответственных работников Якутии заявили о преждевременности создания автономии. На пленуме единогласно была принята резолюция, раскрывавшая причины, по которым они высказались о несвоевременности введения автономии края: соседство с Японией и Америкой (опасность внешнего вторжения в регион), отсутствие сил для самостоятельной защиты своей территории в случае вторжения Японии в Якутию, экономическая и культурная отсталость (отсутствие национальной письменности, промышленности и пролетариата, неразвитость транспортной системы, связи). Высказывались опасения, что со стороны РСФСР будет прекращена политическая и экономическая помощь13. Таким образом, в то время, как Аммосов, Ойунскиц, Барахов, Аржакова от имени своего народа доказывали советскому руководству необходимость образования национально-территориальной автономии якутского народа, местные коммунисты, не являвшиеся якутами, выступали против. Они считали, что областной статус Якутии в полной мере отвечает интересам местного населения. Это свидетельствовало о том, что национально-территориальной автономии для якутского народа добивалась немногочисленная группа якутских национал-коммунистов.

Показателем степени распространенности национализма среди этнических якутов-коммунистов стало создание в августе 1921 г. якутской секции при губбюро РКП (заведующий Ойунский, а затем Аммосов). С позиции коммунистической идеологии, одним из принципов которой является интернационализм, по меньшей мере странно выглядит создание секции по этническому критерию в крае, где 85% всего населения составляют представители этого народа. Секция была необходима для того, чтобы консолидировать якутских национал-коммунистов. Она успешно провела работу по подготовке общественного мнения в пользу создания национально-территориальной автономии якутов. Губернское партийное совещание, проходившее с 19 по 22 июня 1921 г., высказалось за создание автономной республики, это же мнение высказал съезд ревкомов, состоявшийся с 3 по 9 октября 1921 года. К январю 1922 г.

стр. 135

практически все члены губбюро РКП(б) Якутии считали необходимым ввести в крае автономную республику14.

В контексте изучения суверенизации якутского народа особенного внимания заслуживает смена власти в высшем партийном руководстве края, случившаяся 10 марта 1922 г., имевшая, по оценке якутского историка Е. Е. Алексеева, характер "дворцового переворота"15. От власти насильственно были отстранены руководители местных коммунистов Г. И. Лебедев и А. В. Агеев. В работе Алексеева один из разделов назван "Антинациональная политика массового террора". Автор возлагает вину за непопулярность коммунистов на этих лиц и оправдывает их смещение тем, что "их действия в губернии носили преступный характер. При их попустительстве и личном руководстве широко применялись пытки, произвол, беззакония и расстрелы граждан"16.

Версию о размахе террора, развязанного коммунистами в Якутии, в советской историографии опровергнул В. А. Демидов: "Миф о кровавом коммунистическом терроре был выдуман и распространялся врагами Советской власти. Всего в Якутии с 1920 по 1922 г. включительно по постановлению ревтребуналов и органов ВЧК было расстреляно 47 контрреволюционеров, в их числе лишь несколько якутов"17. С тем, что новое руководство края проводило принципиально новую политику, был не согласен другой советский историк, А И. Новгородов, отмечавший, что после смены партийного руководства в Якутии военно-политическое совещание, заслушав доклад нового секретаря Губбюро РКП (б) И. Н. Иванова (Барахова), вынесло решение подтвердить к руководству прежнюю линию по борьбе с бандитизмом, установленную постановлением Губбюро РКП(б) от 18 февраля 1922 г., что, по мнению Новгородова, "свидетельствовало о преемственности политической линии по ликвидации контрреволюционного движения нового состава Губбюро РКП(б) с прежним Губбюро"18.

С приведенным мнением советских историков нельзя полностью согласиться, так как политика высшего советского руководства Якутии со сменой руководства изменилась: вскоре была прекращена политика классового расслоения, сдавшиеся повстанцы (участники антисоветского вооруженного восстания) не несли наказаний за свою антисоветскую деятельность, представители интеллигенции из повстанцев получали высокие должности в советском государственном аппарате, активно велась работа по созданию якутской национальной государственности. Но, с другой стороны, политика классового расслоения до переворота активно разрабатывалась и проводилась представителями нового руководства краем, например, Аммосов в газете "Ленский коммунар" писал: "Основа нашей власти - в классовом расслоении населения"19. С введением нэпа несвоевременность политики классового расслоения в Якутии становилась очевидной для всех.

Суть мартовского переворота в Якутии состояла в захвате власти группой якутских национал-коммунистов, до этого лишь участвовавших в управлении краем под руководством российских коммунистов-интернационалистов. Переворот ознаменовал победу одной из разновидностей якутского национализма в регионе. Не случайно в 1964 г. отстраненный от власти Лебедев в одном из писем в ЦК КПСС, выступая против националистов 1960-х гг. в Якутии, писал об Аммосове, Ойунском, Барахове и др. якутских руководителях как о "махровых националистах"20. Если исходить из интернационального характера коммунистической идеологии, то с оценкой Лебедева можно было бы согласиться. Но все же якуты-коммунисты были не "махровыми националистами", а национал-коммунистами, поскольку в своей деятельности по суверенизации якутского народа гибко сочетали националистические и коммунистические идеи.

После смены партийного руководства, в марте 1922 г., национал-коммунистами начала проводиться так называемая "новая военно-политическая линия". Представление о принципиальном отличии политики нового руководства края от политики прежнего руководства, ее идеализация прочно утвердились в трудах якутских историков. Например, Алексеев следующим образом характеризует "новую военно-политическую линию", которая "заключалась в гуманном отношении к мирному населению, пленным, национальной интеллигенции, ко всем слоям населения. Это политика национальной консолидации самого многочисленного в крае якутского народа;

стр. 136

национального единства; единения всех народов без разделения на враждующие классы, политика культурного и национального возрождения народов, живущих на территории губернии, а затем автономной республики"21.

Проанализируем основные черты новой военно-политической линии с тем, чтобы увидеть, что же в действительности в ней было новым, а что стало удобным для руководства края мифом, необходимым для обеспечения легитимности своего прихода к власти и образования автономной республики.

В военно-политической линии принципиально новой оказалась идеологическая направленность, определявшая ее отличие от политики прежних якутских властей. 19 марта 1922 г. Президиум Якутского губернского бюро РКП принял доклад Барахова "Бандитизм и наши задачи". В начале документа обосновывалась необходимость "переворота": "Местные коммунистические силы оказались не в состоянии провести ту освободительную национальную политику Советской власти, которая была провозглашена Октябрьской революцией в ноябре 1917 года. Наоборот, местные представители Советской власти в деле разрешения якутского национального вопроса пошли в том направлении, что каждое проявление хотя бы культурно-просветительского национального движения среди якутов бралось под сомнение и объявлялось контрреволюционным"22.

Из представленного Бараховым видения ошибок коммунистов вытекала необходимость изменения внутренней политики в Якутии. Приведем мнение Барахова, поддержанное Президиумом Якутского губернского бюро РКП: "Основной и ближайшей задачей партии при ликвидации бандитизма является, главным образом, восстановление доверия широкой якутской массы и трудовой части якутской интеллигенции к Советской власти, планомерный и систематический переход всех органов власти на якутские рельсы, возможное смягчение всех жесткостей Гражданской войны и самая решительная чистка всех советских учреждений от уголовных и преступных элементов, своими действиями возбуждающих население против Советской власти"23. С этого момента для новых якутских руководителей первостепенной стала суверенизация якутского народа, оттеснившая на задний план и подчинившая себе все другие проблемы жизни края.

Пришедшие к власти национал-коммунисты концептуально отказались от классовой борьбы. Новые руководители якутского края стали проводить политику национальной консолидации якутов, тем самым выводя национальную интеллигенцию из участия в антисоветском восстании и привлекая в государственный аппарат представителей элиты, которые из буржуазных националистов превратились в борцов за счастье каждого якута вне зависимости от его материального благосостояния.

В отношении направленности новой военно-политической линии на национальную консолидацию якутов показательна деятельность Аммосова, в своих выступлениях и обращениях к населению Якутии подчеркивавшего приоритет национальной составляющей во внутреннем политическом курсе. В своем знаменитом письме к национальной интеллигенции, опубликованном в газете "Автономная Якутия", Аммосов обращался к национальной интеллигенции: "Внутренняя политика автономной Якутии будет способствовать возрождению культуры якутской национальности. Долг нацинтеллигенции - активно и горячо взяться за строительство автономной Якутии. Нет и не может быть оправдания никому из нацинтеллигенции в желании оставаться в стороне от строительства автономной Якутии, тем более тем, кто идет против нее. Настал момент решительной переоценки политической линии нацинтеллигенции. Довольно колебаний! Довольно досадных непониманий и недоговоренностей! Довольно безрассудных заблуждений! К делу! К творческой работе! Слово и дело за вами, товарищи из нацинтеллигенции"24.

Таким образом, инициаторами якутской автономии в форме советской республики, по внутриполитическим полномочиям превышающей самые смелые ожидания большинства якутских националистов, стали якутские национал-коммунисты. Наиболее концентрированно выразил совместимость националистических и коммунистических идей Аммосов в работе "Тезисы о строительстве автономной Якутии и обороне ее от нападения хищников восточного империализма", опубликованной 20 сентября 1922 г. на страницах газеты "Автономная Якутия": "Для якутского народа имеется

стр. 137

одна-единственная дорога..., против всякой попытки связать якутский народ с восточным империализмом и за теснейший союз с Советской Россией - такой лозунг всей якутской нации и ее передовых сознательных элементов"25.

Споря по отдельным аспектам идейно-политической борьбы в Якутии, историки традиционно сходились во мнении, что образование якутской республики было вызвано требованиями трудящихся или всего якутского народа. Г. Г. Макаров по вопросу об образовании Якутской АССР, критикуя Сиббюро и Сибревком за то, что они первоначально выступали против создания Якутской АССР, стремясь ограничиться образованием автономной области, причину образования республики усматривал в деятельности якутов-коммунистов: "Почему якутская парторганизация и ее деятели такие как М. К. Аммосов, П. А Ойунский, С. М. Аржаков... и др. выступили еще в 1921 г. о создании Якутской автономной республики, входящей в состав РСФСР? Во-первых, их вдохновляла Ленинская национальная политика. Во-вторых, резолюции X съезда партии, доклады и речи В. И. Ленина легли в основу практической деятельности якутской партийной организации и органов Советской власти. В-третьих, они учитывали конкретную политическую обстановку в Якутии того времени, в частности начавшуюся гражданскую войну, в которой буржуазные националисты выдвинули националистические лозунги"26.

С первой частью заключения якутского историка можно целиком согласиться - ленинская национальная политика создания национально-государственных образований по этническому принципу вдохновляла якутских деятелей, особенно после их участия в X съезде РКП. Но вот "конкретная политическая обстановка в Якутии" не требовала автономии именно в форме республики. Для того, чтобы придать своей деятельности по образованию якутской республики легитимность, якутские национал-коммунисты успешно провели агитационную кампанию в малограмотных массах сородичей, которые совсем недавно на земских выборах 1917 г. голосовали в виде исключения еще с помощью шаров. Простые якуты не могли разобраться в теории государственного строительства и понять, чем автономная область отличается от республики. Статуса республики добивались якуты национал-коммунисты исходя из своих убеждений с тем, чтобы иметь больше властных полномочий и использовать их в интересах своего народа. В результате их усилий 16 февраля 1922 г. ВЦИК и принял декрет об образовании в составе РСФСР Якутской автономной советской социалистической республики.

Окончательно якутская государственность была оформлена на I Всеякутском Учредительном съезде Советов, проходившем с 27 декабря 1922 г. по 19 января 1923 года. Это был съезд Советов советской части Якутии, управляемой национал-коммунистами и примкнувшей к ним части якутской интеллигенции, которая к этому времени уже покинула ряды антикоммунистического повстанческого движения, действовавшего на территории республики, и была интегрирована в советский государственный аппарат. Газета "Автономная Якутия" во время проведения съезда писала: "Разрешение национального вопроса здесь, в Якутии, составило и составляет основную проблему, стоящую перед революционной властью рабочих и крестьян"27.

Основным результатом съезда в области укрепления якутской государственности стало избрание высших органов государственной власти республики, причем национал-коммунистам удалось занять в них ключевые должности. Был избран ЦИК Якутской АССР в составе 25 членов и 9 кандидатов, его председателем был избран П. А. Слепцов. В Президиум ЯЦИК вошел Аммосов. Съезд образовал правительство Якутской АССР - Совет Народных Комиссаров во главе с Ивановым (Бараховым).

Главным итогом Гражданской войны в Якутии стала суверенизация якутского народа путем образования национальной государственности - Якутской АССР. Это стало возможным благодаря деятельности группы якутских национал-коммунистов, в мировоззрение которых были интегрированы ценности, присущие националистической и коммунистической идеологиям. Благодаря этому, возглавив процесс суверенизации якутов, они сумели согласовать интересы своего народа с политикой победивших в Гражданской войне большевиков. На примере Якутии очевидно, что для национал-коммунистов на первом месте стоял национальный вопрос. Якутские деятели в первую очередь являлись националистами. Они выдвигали на первый

стр. 138

план национальные задачи и ставили в зависимость от них решение социальных вопросов.

Якутские национал-коммунисты занимают почетное место в "национальном пантеоне" героев якутского народа. В результате их деятельности положение якутов, по сравнению с большинством колониально зависимых народов Востока, было гораздо более выгодным. Якуты получали преимущества от совместного существования в большом государстве с более развитыми в культурном и социально-экономическом отношении народами, которые делились имевшимися у них ресурсами и выводили на новый культурный и социально-экономический уровень развития бывших сибирских "инородцев", ставших полноправными гражданами Советской России. В случае суверенизации якутского народа путем образования независимого государства, он неизбежно попал бы в разряд колониально зависимых народов и подвергся эксплуатации со стороны крупных капиталистических государств, потеряв завоеванный им в ходе революций и Гражданской войны национальный суверенитет. Поэтому якутские национал-коммунисты в переломный момент истории, сознательно связали свои судьбы с российской цивилизацией в образе Советской России.

Примечания

1. ДЬЯКОНОВА Н. Н. Якутская интеллигенция в национальной истории: Судьбы и время (конец XIX в. - 1917 г.). Новосибирск. 2002, с. 147.

2. АЛЕКСЕЕВ Е. Е. Национальный вопрос в Якутии: (1917 - 1972 гг.). Якутск. 2007, с. 58.

3. Филиал Национального архива Республики Саха (Якутия), ф. 1. оп. 1, д. 177, л. 6.

4. Там же, ф. 182, оп. 1, д. 31, л. 2.

5. ВИНОКУРОВА Л. Е. М. К. Аммосов и общественно-политические события в Якутии (1920- 1928 гг.). Якутск. 2007, с. 42.

6. М. К. Аммосов. Неизвестные страницы жизни и деятельности: сб. документов и материалов. Якутск. 2007, с. 35.

7. Там же, с. 47.

8. Россия и Якутия: сквозь призму истории. Якутск. 2007, с. 131.

9. ВИНОКУРОВА Л. Е. Ук. соч., с. 175.

10. Там же, с. 71.

11. М. К. Аммосов. Неизвестные страницы жизни и деятельности..., с. 48 - 49.

12. Россия и Якутия: сквозь призму истории, с. 132 - 133.

13. ВИНОКУРОВА Л. Е. Ук. соч., с. 75.

14. Россия и Якутия: сквозь призму истории, с. 134 - 135.

15. АЛЕКСЕЕВ Е. Е. Ук. соч., с. 136.

16. Там же, с. 127.

17. ДЕМИДОВ В. А. Октябрь и национальный вопрос в Сибири. Новосибирск. 1983, с. 212. 28. НОВГОРОДОВ А. И. Октябрьская Социалистическая Революция и Гражданская война в Якутии. Новосибирск. 1969, с. 261.

19. АММОСОВ М. К. В гуще событий: статьи, письма, телеграммы, речи, беседы (1920- 1928). Якутск. 2007, с. 45.

20. АЛЕКСЕЕВ Е. Е. Ук. соч., с. 126.

21. Там же, с. 137.

22. ФНА РС (Я), ф. 2, оп. 20, д. 787, л. 1.

23. Там же.

24. АММОСОВ М. К. В гуще событий..., с. 66 - 67.

25. ЕГО ЖЕ. С помощью русских рабочих и крестьян (статьи, речи, воспоминания, письма). Якутск. 1987, с. 49.

26. МАКАРОВ Г. Г. Северо-Восток РСФСР в 1918 - 1921 гг. Якутск. 1988, с. 137.

27. Автономия Якутии. Якутск. 29.XII.1922.


© libmonster.ru

Постоянный адрес данной публикации:

https://libmonster.ru/m/articles/view/Якутские-национал-коммунисты-и-образование-Якутской-автономной-республики

Похожие публикации: LРоссия LWorld Y G


Публикатор:

Россия ОнлайнКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: https://libmonster.ru/Libmonster

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

А. В. Сушко, Якутские национал-коммунисты и образование Якутской автономной республики // Москва: Либмонстр Россия (LIBMONSTER.RU). Дата обновления: 25.02.2020. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/Якутские-национал-коммунисты-и-образование-Якутской-автономной-республики (дата обращения: 24.04.2024).

Найденный поисковым роботом источник:


Автор(ы) публикации - А. В. Сушко:

А. В. Сушко → другие работы, поиск: Либмонстр - РоссияЛибмонстр - мирGoogleYandex

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Похожие темы
Публикатор
Россия Онлайн
Москва, Россия
455 просмотров рейтинг
25.02.2020 (1520 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
0 голос(а,ов)
Похожие статьи
ОНИ ЗАЩИЩАЛИ НЕБО ВЬЕТНАМА
Каталог: Военное дело 
17 часов(а) назад · от Россия Онлайн
КНР: ВОЗРОЖДЕНИЕ И ПОДЪЕМ ЧАСТНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
Каталог: Экономика 
Вчера · от Россия Онлайн
КИТАЙСКО-САУДОВСКИЕ ОТНОШЕНИЯ (КОНЕЦ XX - НАЧАЛО XXI вв.)
Каталог: Право 
2 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙСКО-АФРИКАНСКИЕ ОТНОШЕНИЯ: УСКОРЕНИЕ РАЗВИТИЯ
Каталог: Экономика 
4 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙСКИЙ КАПИТАЛ НА РЫНКАХ АФРИКИ
Каталог: Экономика 
6 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ. РЕШЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ В УСЛОВИЯХ РЕФОРМ И КРИЗИСА
Каталог: Социология 
6 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ: РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭМИГРАЦИОННОГО ПРОЦЕССА
Каталог: Экономика 
8 дней(я) назад · от Вадим Казаков
China. WOMEN'S EQUALITY AND THE ONE-CHILD POLICY
Каталог: Лайфстайл 
8 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ. ПРОБЛЕМЫ УРЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ
Каталог: Экономика 
8 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ: ПРОБЛЕМА МИРНОГО ВОССОЕДИНЕНИЯ ТАЙВАНЯ
Каталог: Политология 
8 дней(я) назад · от Вадим Казаков

Новые публикации:

Популярные у читателей:

Новинки из других стран:

LIBMONSTER.RU - Цифровая библиотека России

Создайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Сохраните навсегда своё авторское Наследие в цифровом виде. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора.
Партнёры библиотеки
Якутские национал-коммунисты и образование Якутской автономной республики
 

Контакты редакции
Чат авторов: RU LIVE: Мы в соцсетях:

О проекте · Новости · Реклама

Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)
Сохраняя наследие России


LIBMONSTER NETWORK ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА

Россия Беларусь Украина Казахстан Молдова Таджикистан Эстония Россия-2 Беларусь-2
США-Великобритания Швеция Сербия

Создавайте и храните на Либмонстре свою авторскую коллекцию: статьи, книги, исследования. Либмонстр распространит Ваши труды по всему миру (через сеть филиалов, библиотеки-партнеры, поисковики, соцсети). Вы сможете делиться ссылкой на свой профиль с коллегами, учениками, читателями и другими заинтересованными лицами, чтобы ознакомить их со своим авторским наследием. После регистрации в Вашем распоряжении - более 100 инструментов для создания собственной авторской коллекции. Это бесплатно: так было, так есть и так будет всегда.

Скачать приложение для Android