В чём прелесть советской поэзии Чуковского для детей?

Помимо сказок, Корней Иванович Чуковский писал большое количество стихов, которые также имеют под собой сильную фольклорную подоплеку. В первую очередь, это, конечно же, сказки про животных, которые так любили заимствовать другие русские авторы. Однако при ближайшем рассмотрении, оказывается, что этот фундамент гораздо глубже.

Если брать вышеупомянутые сказки о животных, то в данном случае это выражается в, прежде всего, максимально очеловеченных, говорящих живых существах. Они живут внутри своего социума, который максимально похож на человеческий. Это ярко видно в стихотворении «Айболит», где животные говорят человеческим языком. Кроме того, там же можно увидеть еще один характерный для сказки признак – это сказочное, фантастическое пространство. Хоть внутри мира применяются реальные названия локаций и географических объектов, на самом деле они выстроены максимально далеко от реального мира.

Кроме того, Чуковский берет за основу такой жанр как небылица. Изначально это направление сказки делалось для того, чтобы лучше познать смерть и то, что будет после нее. Древние люди считали, что мир мертвых – это место, где «все наоборот», и именно от этого и родился данный жанр. Мы ярко видим его корни в стихотворении «Чудо-дерево», однако здесь, опять же, взята лишь форма, а не содержание. В данном случае это стихотворение – лишь забавная шутка, которая была сделана только для детей.

И если стихи Чуковского для детей (см. сборники по внешней ссылке) имели под собой некую мифологическую подоплеку, то произведения Агнии Барто гораздо более бытовые и обыденные. Она увлекает краткостью своих историй, очень простой ритмикой и идеей. Ее стихи очень легко читаются, благодаря чему ребенок может за один раз прочесть сразу несколько и легко понять, о чем они написаны, и что хотел сказать автор.

Все ситуации, которые описывают стихи Агнии Барто http://vseskazki.su/detskie-stihi/agniya-barto.html (внешняя ссылка) максимально обыденны и повседневны. Именно благодаря этому они крайне просты в понимании. Автор старается привить молодому поколению общечеловеческие, обычные ценности – дружбу, взаимопомощь, любовь к ближнему. Кроме того, воспитание происходит максимально незаметно. Она не читает морали и не подводит итоги или озвучивает идею в конце каждого произведения – наоборот, автор оставляет анализ для маленького читателя, ведь именно таким образом идею можно усвоить гораздо плотнее и лучше.

При этом в процессе чтения между ребенком и автором возникает своеобразный односторонний диалог, что способствует еще более лучшему усвоению материала. Это особо заметно в стихотворении «Королева», где помимо описания девочки - эгоистки, автор как бы задает вопрос – хорошо ли то, как она себя ведет?

При этом благодаря своей повсеместности, стихотворения Агнии Барто сохраняют свою актуальность до сих пор. Ее включали и будут включать в различные хрестоматии просто потому что мысли, которые автор передает, будут нужны всегда.

Точно такой же бытовой подход можно отследить, если читать стихи Маршака здесь (внешняя ссылка). Видно, что автор пишет для более взрослой аудитории – структурно его произведения более сложны, чему у Агнии Барто, однако также носят в себе общечеловеческие и мировые ценности. В стихотворении «Пожар» Маршак воспевает храбрость главного героя, Кузьмы, который за свои заслуги получает награду в виде благодарности жителей.

Одной из отличительных особенностей подхода Маршака к стихосложению является постоянное действие. Именно этим приемом он увлекает ребенка, делает его невольным участником всех событий. Сам автор был убежден, что дети любят движение, и им скучно, когда ничего не происходит. Именно на примере «Пожара» это видно лучше всего – каждую строфу происходит некое действие, события развиваются стремительно и быстро.

Кроме того, Маршак через свои стихотворения знакомил детей с обычными явлениями – например, в стихотворении «Почта» описывается обычный почтальон, однако его описание сделано очень увлекательно и забавно, благодаря чему ребенок запоминает его, и потом при случае узнает того самого «Ленинградского почтальона». При этом само письмо совершает целое кругосветное путешествие, в процессе которого Самуил Яковлевич описывает ребенку весь мир. При этом делает это максимально увлекательно и красиво, что способствует лучшему усвоению и запоминанию материала.

Все три автора по-своему подходят к детской литературе. Кто-то опирается на фольклор, а кто-то пытается писать интересно о бытовых вещах. Именно этим они ценны для литературы и детей – каждый из них пишет по-своему, со своим интересом и приемами. Поэтому лучше всего прочесть всех трех авторов, и уже потом выбрать для себя, что нравится больше, а что меньше.

Mood: Apathetic
Россия Онлайн · 2355 days ago 0 1903
Professional Authors' Comments:
Order by: 
Per page: 
 
  • There are no comments yet
Library guests comments




Actions
Rate
0 votes
Link
Permanent link to this publication:

https://libmonster.ru/modules/boonex/blogs/blogs.php?action=show_member_post&postUri=В-чём-прелесть-советской-поэзии-Чуковского-для-детей&lang=en


© libmonster.ru
 
Library Partners

LIBMONSTER.RU - Digital Library of Russia

Create your author's collection of articles, books, author's works, biographies, photographic documents, files. Save forever your author's legacy in digital form. Click here to register as an author.
В чём прелесть советской поэзии Чуковского для детей?
 

Editorial Contacts
Chat for Authors: RU LIVE: We are in social networks:

About · News · For Advertisers

Libmonster Russia ® All rights reserved.
2014-2024, LIBMONSTER.RU is a part of Libmonster, international library network (open map)
Keeping the heritage of Russia


LIBMONSTER NETWORK ONE WORLD - ONE LIBRARY

US-Great Britain Sweden Serbia
Russia Belarus Ukraine Kazakhstan Moldova Tajikistan Estonia Russia-2 Belarus-2

Create and store your author's collection at Libmonster: articles, books, studies. Libmonster will spread your heritage all over the world (through a network of affiliates, partner libraries, search engines, social networks). You will be able to share a link to your profile with colleagues, students, readers and other interested parties, in order to acquaint them with your copyright heritage. Once you register, you have more than 100 tools at your disposal to build your own author collection. It's free: it was, it is, and it always will be.

Download app for Android