Евсеев Б. Лавка нищих: Русские каприччо
М.: Время, 2009
Борис Евсеев принадлежит к тому типу писателей, которые словно бы стремятся осуществить мечту Флобера: творить силой одного стиля, давая форме самой созидать своё содержание. Андрей Белый, Ремизов, Бабель, Олеша, Платонов, оба Казаковых (прославленный Юрий и известный более на Западе Владимир), Саша Соколов изваяли, нам на радость, таким методом много шедевров. Однако же большинство писателей продолжает угрюмо исповедовать "идейное содержание". И преобладающая критика не больно-то жалует "художников". Вот и на Бориса Евсеева они нередко нападают, не находя в его прозе духоподъёмных мыслей. Между тем, их у него, как у каждого истинного художника, столько, что и не счесть простым арифметическим действием. Просто они, эти мысли-идеи, разбегаются в бесконечности интерпретационных возможностей - как в каком-нибудь музыкальном произведении. Недаром он дал своему новому сборнику рассказов подзаголовок - Русские каприччо.
Тут целая галерея чудиков - вроде бы "пришпиленных" к нашему времени, если не порождённых им: всякий раз с просветами в вечность. Восходящих не столько к Шукшину, сколько к Ремизову, Сологубу, тому же Платонову. Живущих с виду реалиями современного бытия и быта, но и в каком-то полусне, сдвигающем времена и пространства. Та же лавка, торгующая нищими, существует где-то на грани яви и ночного кошмара. И бандиты здесь не совсем бандиты, и мирные обыватели с какой-то угрозливой уродинкой или приступами блаженненькой неги. Но ощущения модной "чернухи" не возникает - именно благодаря естественному, природному изяществу ненатужно музыкальной - или ещё можно сказать акварельной - формы. Евсеев пишет "перстами легкими, как сон...", возвращая нас к пониманию того, что художественная литература - это прежде всего искусство языка. И лишь затем - потреба "головных" построений.
стр. 48
"Сюррные" контаминации позволяют автору иной раз скручивать время в один тугой узел. Замечателен тут рассказ "Бе ...
Читать далее