А. МЕЗЯЕВ, член Российской Ассоциации африканистов, старший преподаватель кафедры международного права Института содействия бизнесу, г. Казань
Смертная казнь не занимала значительного места в древних африканских обществах. В ряде обществ (например, у банту) предпочтение отдавалось изгнанию как альтернативе смертной казни. О том, что именно изгнание, а не смертная казнь являлось главным наказанием за тягчайшие преступления, писал и крупный сенегальский историк и философ Шейх Анта Диоп 1 . В ряде серьезных исследований традиционного доколониального африканского права подчеркивается, что смертная казнь за убийство, как правило, не применялась 2 . Должность палача, существующая ныне, не была известна до прихода белых в Африку 3 . До сих пор ряд африканских обществ сталкивается с проблемой исполнения выносимых смертных приговоров в связи с отсутствием кандидатов на должность палача (например, в Лесото).
По обычному праву Уганды убийца обязан был только выплатить родственникам убитого компенсацию женщинами, домашними животными, тканями. Случайное убийство вообще не считалось преступлением 4 . Однако убийство с помощью колдовства наказывалось именно смертной казнью - сожжением. Так, описывая ситуацию конца 80-х годов на Мадагаскаре, М.А. Супатаев отмечал, что участились случаи самосуда в соответствии с древними традициями: "Колдунам отрубают голову, а тело сжигают. Хоронить казненного там, где покоятся предки, нельзя, по традиционным верованиям, это является самой страшной карой" 5 .
Что касается современной Африки, то на конец 2000 года 11 государств отменили смертную казнь. Последняя страна африканского
континента, которая отменила смертную казнь, - Кот-д'Ивуар. Новая конституция страны, принятая на всенародном референдуме в июле 2000 года, отменила этот вид наказания. Интересно, что полная отмена смертной казни произошла не во время гражданского правления, а после военного переворота, когда к власти пришел генерал Роберт Гей. Уголовные законодательства остальных 46 стра ...
Читать далее