Libmonster ID: RU-9600
Автор(ы) публикации: Р. ИСЯНОВ

АГРАРНЫЙ СЕКТОР В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ*

Р. ИСЯНОВ, кандидат экономических наук, доцент НОУ ВПО "Смоленский гуманитарный университет"

Итоги институциональных преобразований

Земельный кодекс РСФСР (апрель 1991 г.) закрепил многообразие форм собственности на землю и организационно-правовых форм хозяйствования. Реформирование аграрного сектора шло одновременно с трансформацией земельных отношений. В ходе реорганизации колхозов и совхозов их работники наделялись земельными долями и имущественными паями. Юридически они становились совместными собственниками земли и других активов сельхозпредприятий. В целом до 70% площади сельхозугодий, находившихся в пользовании сельхозпредприятий, стали принадлежать собственникам земельных долей1.

Кампания приватизации земли и реорганизации колхозов и совхозов проводилась поспешно и во многом формально. Сегодня большая часть владельцев продолжает равнодушно относиться к своему статусу совместного собственника земли сельскохозяйственных предприятий. Да и реформы 1990 - 2000 гг. в целом во многом осуществлялись "путем проб и ошибок". В тот период среди практиков и научных работников не было единства во взглядах на набор инструментов, средств и способов преобразования аграрного сектора. Некоторые руководители правительственных учреждений и ведомств пытались внедрять присущие развитым странам рыночные механизмы без учета специфики российского аграрного сектора, а на местах не успевали осваивать новые законодательные акты (за 1990 - 1993 гг. их было принято свыше 100).

Становление цивилизованного рынка земли в России сдерживается противоречиями между отдельными законами, а также правовыми коллизиями в земельном и гражданском законодательстве. Особенно часто эти недостатки проявляются в ходе правоприменительной практики законов "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", "Об ипотеке (залоге недвижимости)", "О несостоятельности (банкротстве)" и других нормативных актов. На сегодня так и не завершено полноценное разграничение государственной собственности на землю. Сохраняется и статья в земельном законодательстве, усугубляющая коррупцию, поскольку в ней предусматривается, что распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов.

В механизме владения и пользования землей сельскохозяйственных предприятий участвуют два субъекта - собственники земельных долей и сельскохозяйственные предприятия. Юридически эта двойственность была введена Земельным кодексом РСФСР (ст. 9) и закреплена законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", согласно которому

* Работа выполнена при финансовой поддержке РФФИ, проект N 060565012.

1 Мамаева Г. Использование земельных ресурсов Российской Федерации в 2000 - 2004 годах // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2006. N 6. С. 49.

стр. 139
земельная доля, полученная при приватизации сельскохозяйственных угодий, является долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения. По существу, это реставрирует колхозное право. Сельхозпредприятия четвертую часть площади земельных долей использовали без оформления документов с их собственниками2.

Неслучайно поэтому в последние годы выделение земельных долей из землепользования сельхозпредприятий инициируется, как правило, не их владельцами, а предприимчивыми гражданами и организациями, хорошо знающими пробелы в земельном и гражданском законодательстве. Это создает благоприятные условия для коррупции администраций муниципальных образований и руководителей сельхозпредприятий при сделках с земельными участками и облегчает рейдерские захваты земель сельскохозяйственного назначения.

Даже по истечении почти двадцатилетнего периода рыночных преобразований в России не утихают споры политиков, экономистов и юристов по поводу частной собственности на землю. Одни утверждают, что частная собственность уже не играет большой роли в институциональной структуре национальных экономик развитых стран, что она во многом модифицировалась в совместную, корпоративную и т. п.3 Другие считают, что введение частной собственности на землю не привело к повышению эффективности сельскохозяйственного производства4. Однако мало кто из них, отмечая незавершенность трансформации земельных отношений, готов признать развитие отношений собственности в качестве ключевого элемента институциональной трансформации аграрного сектора. Не учитывается и исторически сложившееся в российском обществе отношение к частной собственности на землю.

Экономика аграрного сектора в переходный период

В структуру хозяйствующих субъектов аграрного сектора входят четыре их вида: сельскохозяйственные коммерческие организации корпоративного типа; государственные и муниципальные унитарные предприятия; крестьянские (фермерские) хозяйства; хозяйства населения, которые включают в свой состав личные подсобные хозяйства (ЛПХ), садоводство и огородничество граждан.

За 1990 - 2005 гг. в объеме производства валовой продукции отрасли доля сельскохозяйственных предприятий всех организационно-правовых форм сократилась с 74 до 41,5%, а доля хозяйств населения повысилась с 26 до 52%. В 2005 г. крестьянские (фермерские) хозяйства произвели 6,5% валовой продукции отрасли и за последние восемь лет обеспечили более высокие темпы роста.

По итогам Всероссийской сельскохозяйственной переписи 2006 г.5 зафиксировано 253,3 тыс. крестьянских (фермерских) хозяйств и 31,8 тыс. индивидуальных предпринимателей. Их общее количество составило 285,1 тыс. с площадью сельхозугодий 24,5 млн. га. Насчитывается 17,4 млн. ЛПХ с площадью сельхозугодий 8,3 млн. га. Кроме того, учтено 5,4 млн. других индиви-

2 Мамаева Г. Указ. соч.

3 Шаванс Б. Эволюционный путь от социализма// Вопросы экономики. 1999. N 6. С. 22.

4 Шутьков А. Аграрный сектор России в XXI веке: реалии и прогноз // АПК: Экономика и управление. 2001. N4; Никонова Г. Н. Трансформация аграрного сектора экономики (вопросы теории и практики). Екатеринбург: Изд-во Урал. ГСХА, 2000.

5 Расчеты автора по итогам Всероссийской сельскохозяйственной переписи (www.gks.ru).

стр. 140
дуальных хозяйств (земельные участки с индивидуальным жильем, индивидуальное садоводство и огородничество) с площадью сельхозугодий 0,5 млн. га. В некоммерческих объединениях (садоводческих, огороднических, животноводческих, дачных) земельные участки с площадью сельхозугодий 0,9 млн. га принадлежали 13,8 млн. гражданам. Таким образом, во всех видах хозяйств населения имелось 9,7 млн. га земли, что в 2 раза больше, чем в 1990 г.

Необходимо также иметь в виду, что хозяйства населения дополнительно пользуются землями поселений для сенокошения и выпаса скота. Поэтому при определении их доли в объеме валовой продукции аграрного сектора и оценке эффективности деятельности (особенно ЛПХ) следует учитывать названные особенности землепользования. С 1992 г. услуги сельхозпредприятиями предоставляются за фактическое использование земельных долей и имущественных паев, то есть имеют имущественно-правовую основу. Сельскохозяйственные организации и личные подворья являются различными хозяйствующими субъектами, соответственно и доход по результатам их деятельности поступает в распоряжение различных субъектов.

За период с 1990 - 2006 гг. почти в два раза сократились размеры сельхозпредприятий по площади сельскохозяйственных угодий и по другим факторам производства (численность работников, поголовье скота, количество тракторов). Одновременно произошло увеличение числа сельскохозяйственных организаций почти в 1,9 раза - с 25,8 тыс. до 48,2 тыс. хозяйств. С 2000 по 2006 г. количество крупных и средних сельхозпредприятий вне официальной статистики (прекративших и/или приостановивших сельскохозяйственную деятельность, не представивших отчетность территориальным органам Росстата) увеличилось с 0,7 тыс. до 8,2 тыс. Доля последних составляет почти 30% общего количества крупных и средних сельскохозяйственных организаций. Из состава малых предприятий перешли в неофициальный сектор аграрной экономики 7,5 тыс. хозяйств (37% их общего числа).

Изменения в количественном составе сельхозпредприятий отражают противоречивые тенденции рыночной трансформации аграрного сектора. Уменьшаются размеры сельхозпредприятий (кроме 10 - 15% крупных из них промышленного типа) и одновременно растет их число. Но они остаются низкоэффективными из-за унаследованных от прошлого энергоемких и трудозатратных технологий производства в растениеводстве и животноводстве. Поэтому сельхозпредприятия имеют огромные долги по кредитам, по налогам перед бюджетами различных уровней.

Их адаптация к формирующимся рыночным условиям осложнена разными причинами. Среди них надо назвать прежде всего: наличие отсталых технологий и нерациональную отраслевую структуру; диспаритет цен на промышленную и сельскохозяйственную продукцию; недоступность субсидированных кредитов для большинства из производителей; нечеткость во взаимоотношениях с бюджетами различных уровней и налоговыми органами; либерализацию импорта сельхозпродукции и продовольствия; упущения федеральных и региональных органов власти в целенаправленном регулировании аграрного сектора; неподготовленность основной части руководителей сельхозпредприятий к освоению рыночных механизмов.

Без упорядочения отношений собственности с владельцами земельных долей (спецификации прав собственности) процедура финансового оздоровления превращается в расчетно-техническую. К тому же до сих пор не практикуется ипотека земель, находящихся в общей собственности. Незавершенность рыночно ориентированного реформирования основных условий функционирования аграрного сектора сдерживает его поступательное развитие.

стр. 141
Необходимость модернизации

Рыночные условия выявили основные недостатки в аграрном секторе, унаследованные от советского периода - технологическую отсталость и нерациональную организацию производства в многоотраслевых хозяйствах.

Наибольшая технологическая отсталость характерна для молочного скотоводства. Производство молока в большинстве хозяйств осуществляется на базе устаревшего оборудования. Объемы его производства во многих хозяйствах настолько малы, что влиять на условия сбыта, диктуемые молокоперерабатывающими предприятиями, они не могут. Производство говядины в России базируется на использовании сверхремонтного молодняка и выбракованного взрослого скота молочных и комбинированных пород. Это практически побочное производство, которое не ведется как отдельный бизнес. От скота специализированных мясных пород и их помесей получают в настоящее время только 2% говядины. Большинство сельхозпредприятий реализуют скот на убой спорадически. Мясокомбинаты, опираясь только на случайные поставки скота незначительными партиями и нестандартной кондиции, не могут организовать ритмичную загрузку мощностей и обеспечить выпуск запланированного ассортимента продукции. В основном по этим причинам российские мясокомбинаты работают преимущественно на импортном сырье.

Большинство сельхозпредприятий не ориентируются на конкретный сегмент рынка или определенную группу покупателей, требования которых к объемам и качеству продукции они должны соблюдать. Практически у них нет маркетингового подхода к организации своей деятельности. Государственные закупочные и товарные интервенции, используемые Минсельхозом РФ с 2002 г., мало влияют на конъюнктуру рынка зерна. На торгах, как правило, пока участвуют не производители, а оптовые покупатели.

За годы рыночных реформ возросла активность компаний по продвижению импортной продукции на российский продовольственный рынок. Деятельность иностранных сетевых структур плохо отрегулирована государством, поэтому они в основном сами определяют как условия сбыта для отечественных товаропроизводителей, так и ценовую политику. Несогласованные действия Минсельхоза РФ и экономического блока российского правительства по регулированию импорта сельхозпродукции и продовольствия приводят к конфликту интересов отечественных производителей и компаний, специализирующихся на оптовой торговле импортной продукцией. Особенно остро такой конфликт проявился на рубеже 2006 - 2007 гг. в сегменте рынка свинины.

Создать "цепочку" сбыта продукции сельхозпредприятиями и мелкими товаропроизводителями можно только на основе кооперирования их усилий. Но многие десятилетия именно вопросам кооперирования не уделялось должного внимания, поэтому руководители как сельхозорганизаций и фермерских хозяйств, так и региональных и муниципальных органов власти имеют небольшой опыт по налаживанию их функционирования.

Переход на инновационный путь развития предполагает также изменение отраслевой структуры, форм организации производства и методов управления. Проведенные нами аналитические и прогностические оценки (в том числе на основе метода SWOT-анализа)6 позволяют предположить, что наиболее

6 Исянов Р. А. Стратегический анализ потенциальных возможностей развития сельскохозяйственных предприятий и аграрного сектора // Доклады Российской академии сельскохозяйственных наук. 2006. N 6. С. 3 - 6.

стр. 142
Таблица

Темпы и сроки модернизации аграрного сектора

вероятный срок наступления относительно равновесного рыночного состояния аграрной экономики - это период с конца 2012 по 2014 г. (см. табл.).

К указанному сроку при активизации деятельности государственных и муниципальных органов управления можно реально завершить: спецификацию прав собственности на землю в сельхозпредприятиях; реструктуризацию значительной части многоотраслевых хозяйств; формирование инфраструктуры сбыта сельхозпродукции. Другие трансформационные изменения будут происходить в более отдаленные сроки, например повышение качества жизни сельского населения.

Стратегия развития аграрного сектора

Одной из характерных черт адаптации аграрного сектора к рыночно ориентированным изменениям является реализация принципов и методов стратегического планирования. Наиболее значимым событием, подтвердившим инновационный подход к государственному управлению, явилось принятие в октябре 2005 г. правительством РФ приоритетного национального проекта "Развитие АПК".

В течение более чем двух лет реализации национального проекта в аграрном секторе уже достигнуты позитивные результаты по намеченным направлениям. В частности, меры, предусмотренные в нем по поддержке пот-

стр. 143
ребительских кооперативов на селе, стимулируют процесс их формирования. К концу 2007 г. количество таких кооперативов превысило 3800, тогда как в 2005 г. их было 800.

Однако не удалось увеличить долю отечественной говядины в структуре потребления мяса. Сохраняется также зависимость страны от импорта сельскохозяйственного сырья и продовольствия, что сдерживает обеспечение внутреннего рынка продукцией собственного производства. Вместе с тем проект "Развитие АПК" придал динамичность развитию аграрного сектора, повысил его инвестиционную привлекательность, изменил психологический настрой руководителей и специалистов всех субъектов хозяйствования (федеральных, региональных и муниципальных органов управления, сельхозпредприятий, крестьянских/ фермерских хозяйств и владельцев ЛПХ).

С целью реализации закона "О развитии сельского хозяйства" разработана Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 - 2012 годы. Она утверждена постановлением правительства РФ N 446 от 14 июля 2007 г.7 В ней выделены пять приоритетных направлений по ускорению развития аграрного сектора:

- развитие сельских территорий, повышение занятости и уровня жизни сельского населения;

- создание общих условий функционирования сельского хозяйства;

- развитие приоритетных подотраслей сельского хозяйства, прежде всего животноводства;

- достижение финансовой устойчивости сельского хозяйства;

- совершенствование механизма регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.

Структура выделенных направлений господдержки аграрного сектора отражает рыночно ориентированный характер его ресурсного обеспечения, что является положительной чертой Госпрограммы. Однако недостаточно четко проработан механизм ее реализации. Вряд ли финансовую устойчивость сельского хозяйства можно обеспечить только на основе методологии, действовавшей в течение 1998 - 2007 гг. В Госпрограмме не раскрыты меры и этапы реструктуризации деятельности убыточных сельхозпредприятий. Без реструктуризации их деятельности и завершения спецификации прав собственности на землю невозможно достичь ни финансового оздоровления, ни рационального использования выделяемых бюджетных средств, ни модернизации технологий производства. Именно перечисленные условия и будут способствовать переходу аграрного сектора на устойчивый путь развития.

В механизме реализации Госпрограммы основное внимание уделено процедуре распределения средств федерального бюджета по намеченным пяти приоритетным направлениям, участию субъектов Федерации в их софинансировании. По существу, это означает, что к чиновникам аппарата Минсельхоза РФ, субъектов и муниципалитетов возвращается их привычное занятие - "освоение" бюджетных средств, направляемых на развитие аграрного сектора. Соответственно возрастает и риск провала бюджетных денег в "черную дыру".

7 Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 - 2012 годы (www.government.ru/government/governmentactivity/rfgovernmentplans/2 f7511e372).


© libmonster.ru

Постоянный адрес данной публикации:

https://libmonster.ru/m/articles/view/АГРАРНЫЙ-СЕКТОР-В-РЫНОЧНОЙ-ЭКОНОМИКЕ

Похожие публикации: LРоссия LWorld Y G


Публикатор:

Mikhail LetoshinКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: https://libmonster.ru/Letoshin

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

Р. ИСЯНОВ, АГРАРНЫЙ СЕКТОР В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ // Москва: Либмонстр Россия (LIBMONSTER.RU). Дата обновления: 18.09.2015. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/АГРАРНЫЙ-СЕКТОР-В-РЫНОЧНОЙ-ЭКОНОМИКЕ (дата обращения: 20.04.2024).

Найденный поисковым роботом источник:


Автор(ы) публикации - Р. ИСЯНОВ:

Р. ИСЯНОВ → другие работы, поиск: Либмонстр - РоссияЛибмонстр - мирGoogleYandex

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Похожие темы
Публикатор
Mikhail Letoshin
Tomsk, Россия
1294 просмотров рейтинг
18.09.2015 (3137 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
0 голос(а,ов)
Похожие статьи
КИТАЙСКИЙ КАПИТАЛ НА РЫНКАХ АФРИКИ
Каталог: Экономика 
Вчера · от Вадим Казаков
КИТАЙ. РЕШЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ В УСЛОВИЯХ РЕФОРМ И КРИЗИСА
Каталог: Социология 
Вчера · от Вадим Казаков
КИТАЙ: РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭМИГРАЦИОННОГО ПРОЦЕССА
Каталог: Экономика 
3 дней(я) назад · от Вадим Казаков
China. WOMEN'S EQUALITY AND THE ONE-CHILD POLICY
Каталог: Лайфстайл 
3 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ. ПРОБЛЕМЫ УРЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ
Каталог: Экономика 
3 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ: ПРОБЛЕМА МИРНОГО ВОССОЕДИНЕНИЯ ТАЙВАНЯ
Каталог: Политология 
3 дней(я) назад · от Вадим Казаков
Стихи, пейзажная лирика, Карелия
Каталог: Разное 
6 дней(я) назад · от Денис Николайчиков
ВЬЕТНАМ И ЗАРУБЕЖНАЯ ДИАСПОРА
Каталог: Социология 
7 дней(я) назад · от Вадим Казаков
ВЬЕТНАМ, ОБЩАЯ ПАМЯТЬ
Каталог: Военное дело 
7 дней(я) назад · от Вадим Казаков
Женщина видит мир по-другому. И чтобы сделать это «по-другому»: образно, эмоционально, причастно лично к себе, на ощущениях – инструментом в социальном мире, ей нужны специальные знания и усилия. Необходимо выделить себя из процесса, описать себя на своем внутреннем языке, сперва этот язык в себе открыв, и создать себе систему перевода со своего языка на язык социума.
Каталог: Информатика 
8 дней(я) назад · от Виталий Петрович Ветров

Новые публикации:

Популярные у читателей:

Новинки из других стран:

LIBMONSTER.RU - Цифровая библиотека России

Создайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Сохраните навсегда своё авторское Наследие в цифровом виде. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора.
Партнёры библиотеки
АГРАРНЫЙ СЕКТОР В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ
 

Контакты редакции
Чат авторов: RU LIVE: Мы в соцсетях:

О проекте · Новости · Реклама

Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)
Сохраняя наследие России


LIBMONSTER NETWORK ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА

Россия Беларусь Украина Казахстан Молдова Таджикистан Эстония Россия-2 Беларусь-2
США-Великобритания Швеция Сербия

Создавайте и храните на Либмонстре свою авторскую коллекцию: статьи, книги, исследования. Либмонстр распространит Ваши труды по всему миру (через сеть филиалов, библиотеки-партнеры, поисковики, соцсети). Вы сможете делиться ссылкой на свой профиль с коллегами, учениками, читателями и другими заинтересованными лицами, чтобы ознакомить их со своим авторским наследием. После регистрации в Вашем распоряжении - более 100 инструментов для создания собственной авторской коллекции. Это бесплатно: так было, так есть и так будет всегда.

Скачать приложение для Android