Libmonster ID: RU-8202
Автор(ы) публикации: А. ИЕССЕН

Проф. А. Иессен

Эрмитаж как крупнейший художественный музей широко известен в Советском Союзе и далеко за его пределами. В самых отдаленных уголках нашей страны знают название Эрмитажа и связывают с ним прежде всего представление об исключительно богатом собрании мировых шедевров живописи. Менее известно, что в Эрмитаже сохраняются не только произведения живописи, но и много других первоклассных художественных собраний. И совсем немногие знают, что Эрмитаж давно уже перерос рамки историко-художественного музея: в его собраниях имеются богатейшие и разнообразнейшие материалы по истории культуры в самом широком понимании этого слова Эрмитажа не менее велико чем их художественная и историко-художественная ценность.

Цель этой статьи - рассказать об археологических богатствах Эрмитажа, во много раз выросших за последние двадцать лет. Эрмитаж располагает одним из крупнейших в мире собраний археологических памятников, представляющих сейчас, после проведенной за последние годы новой их систематизации и организации, исключительный по научному значению фонд первоисточников по истории культуры. В этом собрании мы найдем материалы по культуре различных эпох, от древнейших времен до средних веков; здесь представлены коллекции и отдельные предметы, найденные на территории как СССР, так и зарубежных стран.

Археологические собрания Эрмитажа складывались постепенно. Наиболее старая его часть восходит к началу XVIII века, к коллекциям бывшей Петровской кунсткамеры, состоявшей при Академии наук. В это время впервые началось систематическое изучение нашей родины. Им занимались первоначально отдельные исследователи, а затем планомерные экспедиции Академии наук. Эти работы составили блестящую страницу в истории русской науки, изучались не только природа страны и ее естественные ресурсы, но и ее экономика, этнография, историческое прошлое.

Эти исследования пробудили научный интерес и к археологическим находкам. Еще Петром I был издан ряд указов о том, чтобы находимые предметы древности - так называемые "курьезные вещи" - доставлялись в Москву и в Петербург. Эти указы в первую очередь относились к Сибири, где в это время среди русских поселенцев получили широкое распространение хищнические раскопки древних курганов и могил для добычи "могильного золота". Целые артели "бугровщиков" выезжали в степь, главным образом в области Прииртышья, и там производили раскопки. Большое количество золотых изделий, добытых во время таких раскопок и относящихся главным образом ко времени от IV века до нашей эры и до I-II века нашей эры, в 1726 году поступило в Кунсткамеру и составило знаменитую "Сибирскую золотую коллекцию".

Эта коллекция вместе с другими предметами, поступившими в Кунсткамеру позже, была в середине XIX века передана в Эрмитаж и до сих пор составляет одну из наибольших исторических и художественных ценностей его собраний.

Сам Эрмитаж начал собирать археологические материалы в 1831 году, когда в Музей поступили замечательные находки, относящиеся к V-IV векам до нашей эры, из кургана Кульоба, около древней столицы Боспорского царства -

стр. 151

Пантикапея (на месте нынешней Керчи). Эти находки положили начало исключительно ценному собранию, характеризующему культуру Боспорского царства, а также и не входивших в его состав греческих колоний Северного Причерноморья за время с VI века до нашей эры и до первых веков нашей эры. В пятидесятых годах XIX века начались раскопки курганных погребений скифской племенной знати VI-III веков до нашей эры в Прикубанье. С 1859 года все эти раскопки производились созданной тогда Археологической комиссией. Она предоставляла Эрмитажу право отбора "замечательнейших из вещей, открываемых Комиссией или поступающих в нее".

Деятельность Археологической комиссии постепенно становилась все более разносторонней. Раскопки производились во многих областях нашей страны и обнаруживали предметы культуры отдаленнейших эпох, начиная с неолита. Однако Эрмитаж вплоть до Октябрьской революций собирал преимущественно археологические памятники, характеризующие культуру и быт причерноморских греческих колоний, а также и местных скифских племен.

Кроме этих материалов собирались предметы художественного ремесла киевского периода древней Руси. Археологические памятники других народов, населявших в древности территорию СССР, занимали в собраниях Эрмитажа совершенно случайное и ничтожное место.

В общем до 1917 года археологические собрания Эрмитажа пополнялись главным образом предметами, имеющими художественную ценность, в особенности сделанными из драгоценного материала. Предпочтение отдавалось памятникам, связанным в той или иной степени с "великими культурами" - античной и византийской.

Видный ученый и искусствовед того времени Н. П. Кондаков еще в 1891 году отмечал, что собрания Эрмитажа, "столь разросшиеся в течение последнего пятидесятилетия, удерживали сперва долгое время характер подбора более или менее случайного, субъективного, руководившегося исключительно художественным достоинством или же декоративными потребностями". По мнению Кондакова, "возможность рассматривать художественные коллекции Эрмитажа как звенья исторического целого и наполнять их до полного представления истории искусства в древнем мире и в новом христианском на Западе и на Востоке" могла осуществляться только в будущем.

Сейчас мы живем в этом "будущем". Наш советский Эрмитаж в большей степени чем какой-либо другой музей может дать полное представление не только об истории искусства, но и об общей истории культуры, особенно об ее ранних периодах. После Октябрьской революции в Эрмитаж стали поступать новые археологические собрания и отдельные предметы из частных коллекций и различных учреждений. Эрмитаж пополнился значительными богатствами, накопленными бывшей Археологической комиссией и не переданными в музеи. За последние 10 лет все большую долю новых поступлений составляют материалы, собранные советскими археологическими экспедициями во всех концах нашей родины. Наконец, с 1933 года и сам Эрмитаж ведет полевые археологические работы.

Новые археологические материалы в большей своей части собирались планомерно с целью разрешения определенных научных задач. Благодаря этому археологические собрания Эрмитажа значительно расширились и стали гораздо полнее в отношении представленных последовательных этапов исторического развития, территорий и разнообразных сторон культуры человечества.

Например в Отделе истории культуры и искусства доклассового общества сейчас хранится около 280 тысяч предметов, из которых до 1917 года перетупило только около 13 тысяч. На этом участке Эрмитажа мы имеем, следовательно, рост больше чем в 20 раз. Приток новых археологических материалов в Эрмитаж непрерывно продолжается. Это позволит постепенно заполнять пробелы, еще существующие в наших собраниях по некоторым истерическим периодам. Эти пробелы затруднили работу Музея, в особенности при устройстве выставок.

Количественный рост собраний Музея характеризует только одну, притом в известной степени внешнюю сторону изменений, происшедших в Эрмитаже за последнее двадцатилетие. Вся работа Музея по изучению наших археологических материалов получила другое направление. Это потребовало организационной перестройки собраний. Перестройка происходила постепенно и в главных своих чертах была завершена в 1931 топу. В основу ее положена историческая оценка археологических материалов Музея. Они рассматриваются как первостепенные, а во многих случаях - как единственные исторические источники для изучения развития различных областей и стран в разные периоды их истории.

В настоящее время археологические собрания Эрмитажа сосредоточены в трех основных отделах Музея, из которых каждый разрешает определенные единые научные задачи.

Отдел истории культуры и искусства доклассового общества организован в

стр. 152

1931 году. Он собирает памятники наиболее ранних ступеней в истории человечества, эпохи первобытнообщинного строя и его постепенного распада, вплоть до времени формирования классового общества и образования первых государств. Задачи, поставленные перед ними, никогда не стояли и не могли стоять перед дореволюционным Эрмитажем. Царское правительство не могло допустить, чтобы научные учреждения самодержавной России исследовали действительный процесс возникновения классового общества и государства.

В собраниях отдела представлены в подавляющем большинстве материалы, собранные на территории Советского Союза. Эти материалы позволяют достаточно полно проследить развитие культуры в нашей стране, начиная с позднего древнекаменного века - верхнего палеолита (около 30 тысяч лет тому назад) и вплоть до образования первого русского государства.

Отдел истории культуры и искусства Востока был полностью сформирован в 1927 году. Здесь представлены памятники государств древнего Востока - Египта, Ассирии, Персии, государства Урарту. Исключительны по своему богатству собрания памятников феодального Востока - от мавританской Испании до Китая и Японии. Богато представлены в этом отделе памятники культуры Советского Востока - Средней Азии, Кавказа, бывшего Золотоордынского государства. И этот отдел является совершенно новым по стоящим перед ним задачам. В старом Эрмитаже почетное место занимали только памятники Египта и Ассирии. Представители придворной бюрократии (например председатель Археологической комиссии граф А. А. Бобринский) расценивали историю стран древнего Востока как назидательный пример незыблемости основ самодержавных государств. Культура всех остальных народов Востока, отчасти покоренных царской империей, отчасти же являвшихся предметом дальнейших ее империалистических устремлений, в Эрмитаже как историческое явление не изучалась и не могла изучаться. Объективное изучение культуры восточных стран неизбежно разоблачило бы полную необоснованность притязаний царизма на роль носителя европейской культуры в Азии и привело бы к признанию равноправия культуры Востока с европейской культурой.

В отделе истории культуры и искусства античного мира на первом месте стоят собрания памятников античных колоний Северного Причерноморья и Боспорского царства. Эти собрания ранее в Эрмитаже изучались только с точки зрения истории античного искусства. Сейчас они рассматриваются как памятники сложной культуры, выросшей на основе предшествующего развития как греческого мира, так и местного, скифского населения Причерноморья. Этот тип культуры - в одних местах более эллинизированный, в других - более варварский - наиболее ярко представлен в памятниках Боспорского царства.

Кроме названных трех отделов следует упомянуть отдел нумизматики, хранящий древние монеты, в значительной степени связанные с археологическими собраниями.

В результате новой организации отделов и постановки перед ними новых задач в Эрмитаже складывается коллектив историков-археологов, способных вести полноценную исследовательскую археологическую работу на всех ее стадиях - от добывания материала в поле во время археологических раскопок до написания исторических и историко-археологических исследований и показа результатов этих исследований на выставках Музея.

Многие вопросы - иногда первостепенной исторической важности - могут быть разрешены только при помощи материалов Эрмитажа. К этим вопросам относятся: проблема культуры и общественных отношений у скифов Причерноморья; вопрос о происхождении и развитии скифского искусства; проблема сложных взаимоотношений греков с местным населением Причерноморья; проблема бактрийского и сасанидского искусств, и многие другие.

Коллектив историков и археологов Эрмитажа не считает, что разработка всех этих вопросов может быть осуществлена только его собственными силами. Археологические собрания Эрмитажа широко доступны любому историку нашей страны, нуждающемуся в наших материалах для своей научной работы. Сотрудники Эрмитажа постоянно принимают участие вработе других научных учреждений. Например работники Эрмитажа написали отдельные части I тема "История СССР", подготовляемого к печати Академией наук СССР, а собрания Эрмитажа были широко использованы всем авторским коллективом. Ценные результаты дает также совместная полевая работа. Например раскопки холма. Кармир-блур, около Еревана, предпринятые в 1939 поду Эрмитажем совместно с Армянским филиалом Академии наук СССР, привели к открытию построек времен урартского государства (VII век до нашей эры) и дали обильный материал для характеристики быта, техники (в особенности строительной) и культуры того времени.

Существующее еще кое у кого представление о Музее как о складе редкостей, в котором действуют странные люди, оторванные, от жизни, вообще неприменимо к

стр. 153

советскому музею. Неприменимо оно и к Эрмитажу наших, дней. Современный Эрмитаж - не только исключительно богатое хранилище первоисточников по истории, истории культуры и истории искусства, но и научно-исследовательское учреждение, работающее над очень сложными проблемами исторической науки. Вместе с тем, как и каждый советский музей, Эрмитаж является крупнейшим пропагандистом научных знаний, в данном случае исторических знаний, среди трудящихся нашей страны.

В сочетании этих трех основных функций Музея заложены гарантии его дальнейшего роста, его крепкой связи с жизнью нашей страны, с развитием передовой истерической науки.

Каждый работник Эрмитажа, занятый изучением его археологических собраний, чувствует себя связанным с жизнью нашей страны, строящей коммунистическую культуру. Эту связь мы ощущаем и в поле, и во время раскопок и археологических обследований, и во время исследовательской работы. Но особенно остро мы чувствуем эту связь, когда встречаемся с пытливым интересом наших самых дорогих гостей - ленинградских школьников - к археологии, казалось бы, такой далекой от современности. Мы тогда вспоминаем слова Энгельса о том, "что эта "седая древность" при всех обстоятельствах останется необычайно интересной эпохой для всех будущих поколений, ибо она является основой всего прогресса, ибо она имеет исходным пунктом выделения человека из животного царства, а содержанием - преодоление таких трудностей, которые никогда не представляется будущему человеку" (Маркс и Энгельс. Т. XIV, стр. 115).

 


© libmonster.ru

Постоянный адрес данной публикации:

https://libmonster.ru/m/articles/view/АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ-СОБРАНИЯ-ЭРМИТАЖА-И-ИЗУЧЕНИЕ-ИСТОРИИ

Похожие публикации: LРоссия LWorld Y G


Публикатор:

Анастасия КольцоКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: https://libmonster.ru/Kolco

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

А. ИЕССЕН, АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ СОБРАНИЯ ЭРМИТАЖА И ИЗУЧЕНИЕ ИСТОРИИ // Москва: Либмонстр Россия (LIBMONSTER.RU). Дата обновления: 31.08.2015. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ-СОБРАНИЯ-ЭРМИТАЖА-И-ИЗУЧЕНИЕ-ИСТОРИИ (дата обращения: 29.03.2024).

Найденный поисковым роботом источник:


Автор(ы) публикации - А. ИЕССЕН:

А. ИЕССЕН → другие работы, поиск: Либмонстр - РоссияЛибмонстр - мирGoogleYandex

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Похожие темы
Публикатор
Анастасия Кольцо
Saint-Petersburg, Россия
2900 просмотров рейтинг
31.08.2015 (3133 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
0 голос(а,ов)
Похожие статьи
ЛЕТОПИСЬ РОССИЙСКО-ТУРЕЦКИХ ОТНОШЕНИЙ
Каталог: Политология 
19 часов(а) назад · от Zakhar Prilepin
Стихи, находки, древние поделки
Каталог: Разное 
2 дней(я) назад · от Денис Николайчиков
ЦИТАТИ З ВОСЬМИКНИЖЖЯ В РАННІХ ДАВНЬОРУСЬКИХ ЛІТОПИСАХ, АБО ЯК ЗМІНЮЄТЬСЯ СМИСЛ ІСТОРИЧНИХ ПОВІДОМЛЕНЬ
Каталог: История 
3 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
Туристы едут, жилье дорожает, Солнце - бесплатное
Каталог: Экономика 
4 дней(я) назад · от Россия Онлайн
ТУРЦИЯ: МАРАФОН НА ПУТИ В ЕВРОПУ
Каталог: Политология 
5 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
ТУРЕЦКИЙ ТЕАТР И РУССКОЕ ТЕАТРАЛЬНОЕ ИСКУССТВО
8 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
Произведём расчёт виртуального нейтронного астрономического объекта значением размера 〖1m〗^3. Найдём скрытые сущности частиц, энергии и массы. Найдём квантовые значения нейтронного ядра. Найдём энергию удержания нейтрона в этом объекте, которая является энергией удержания нейтронных ядер, астрономических объектов. Рассмотрим физику распада нейтронного ядра. Уточним образование зоны распада ядра и зоны синтеза ядра. Каким образом эти зоны регулируют скорость излучения нейтронов из ядра. Как образуется материя ядра элементов, которая является своеобразной “шубой” любого астрономического объекта. Эта материя является видимой частью Вселенной.
Каталог: Физика 
8 дней(я) назад · от Владимир Груздов
Стихи, находки, артефакты
Каталог: Разное 
9 дней(я) назад · от Денис Николайчиков
ГОД КИНО В РОССИЙСКО-ЯПОНСКИХ ОТНОШЕНИЯХ
9 дней(я) назад · от Вадим Казаков
Несправедливо! Кощунственно! Мерзко! Тема: Сколько россиян считают себя счастливыми и чего им не хватает? По данным опроса ФОМ РФ, 38% граждан РФ чувствуют себя счастливыми. 5% - не чувствуют себя счастливыми. Статистическая погрешность 3,5 %. (Радио Спутник, 19.03.2024, Встречаем Зарю. 07:04 мск, из 114 мин >31:42-53:40
Каталог: История 
10 дней(я) назад · от Анатолий Дмитриев

Новые публикации:

Популярные у читателей:

Новинки из других стран:

LIBMONSTER.RU - Цифровая библиотека России

Создайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Сохраните навсегда своё авторское Наследие в цифровом виде. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора.
Партнёры библиотеки
АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ СОБРАНИЯ ЭРМИТАЖА И ИЗУЧЕНИЕ ИСТОРИИ
 

Контакты редакции
Чат авторов: RU LIVE: Мы в соцсетях:

О проекте · Новости · Реклама

Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)
Сохраняя наследие России


LIBMONSTER NETWORK ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА

Россия Беларусь Украина Казахстан Молдова Таджикистан Эстония Россия-2 Беларусь-2
США-Великобритания Швеция Сербия

Создавайте и храните на Либмонстре свою авторскую коллекцию: статьи, книги, исследования. Либмонстр распространит Ваши труды по всему миру (через сеть филиалов, библиотеки-партнеры, поисковики, соцсети). Вы сможете делиться ссылкой на свой профиль с коллегами, учениками, читателями и другими заинтересованными лицами, чтобы ознакомить их со своим авторским наследием. После регистрации в Вашем распоряжении - более 100 инструментов для создания собственной авторской коллекции. Это бесплатно: так было, так есть и так будет всегда.

Скачать приложение для Android