Libmonster ID: RU-8766
Автор(ы) публикации: В. Ф. ГЕРШАНСКИЙ

Идея о том, что у всех вещей и явлений существующего Мира имеется универсальная, единая сущностная основа, есть одна из фундаментальных идей материалистической философии - философского гилодинамизма1 . Понятие "материя" в генезисе философии традиционно означает ту единую, универсальную основу, которая отражалась в таких понятиях, как "субстрат" - материальная основа определенных объектов и как "субстанция" - суть всех вещей и явлений объективного мира2 . Материя в таком представлении обладает рядом признаков, свойств, характеристик, которые известны в философии как: "акциденция" - случайное, несущественное свойство вещей; "модус" - свойство, присущее только данному материальному объекту; "монада" - структурная, субстанциальная единица бытия, элемент вещей; и, наконец, "атрибут" - универсальное, абсолютное свойство. Поэтому представляется с необходимостью, что рассмотрение материи следует осуществлять в ассоциации всех ее признаков и характеристик, что соответственно ведет к построению модели материи, в которой бы учитывались все аспекты в органическом единстве диалектического дискурса.

Близким к понятию материи, часто совпадающим с ним, было понятие "субстанция"3 , которая характеризовалась как "сущность",


1 См: Гершанский В. Ф. Философский гилодинамизм // Вопросы философии. 2003. N 11. С. 85 - 92.

2 ""Быть из чего-то" означает... состоять из чего-то как из материи" (Аристотель. Соч. Т. 1. М., 1975. С. 173); "Материя как начало всего возникающего одна и та же" (Там же. С. 229).

3 "Разумея субстанцию, мы можем разуметь лишь вещь, которая существует так, что не нуждается для своего существования ни в чем,

стр. 19


"основа вещей". Гилодинамическое понимание субстанции подчеркивает ее объективность, абсолютность, несотворимость и неуничтожимость, необусловленность ее существования каким-либо духовным началом, которое уже само по себе содержится в составе материи на правах атрибута. Для характеристики материи в генезисе философии также часто использовалось понятие "сущность"4 . Среди ряда значений понятия сущности одно совпадало с понятием материи как основы вещей5 .

Сущность материального объекта представляется как совокупностью оснований разного рода общности и глубины представлений, так и системой закономерностей6 . При этом все многообразие оснований и закономерностей объекта - это неотъемлемые обоснованные части того целого, чем, собственно, и является сущность. Обоснованная сущность представляется ни чем иным как субстанцией, которая может быть представлена как синтез меры и субстрата. Известно, что мера является количественной характеристикой явления, атрибутом субстанции. Однако следует иметь в виду, что и сущность и субстанция в известном смысле "безмерные". В результате синтеза меры и субстрата, который в объекте осуществляется через синтез мерного элемента и элементарного субстрата, каждый элемент в объекте оказывается определенной действительностью (действенностью), которая порождает сама из себя различные возможности и сама же реализует их. Понятие о таком активном элементе было сформулировано и мистифицировано в лейбницевских монадах. Монад бесчисленное множество, и все они находятся друг к другу в отношении всеобщей взаимосвязи вещей, единообразия законов природы, сохранения, всеобщей изменчивости и


кроме самой себя" (Декарт Р. // Антология мировой философии. М., 1969. Т. 2. С. 249); "Под субстанцией я разумею то, что существует само в себе и не нуждается в представлении другого вещи, из которой оно должно было бы образоваться" (Спиноза // Там же. С. 354).

4 "О сущности говорится... в смысле последнего субстрата, который уже не сказывается ни о чем..." (Аристотель. Соч. Т. 1. С. 157, см. также С. 189, 213, 224, 394).

5 Последовательность представлений о материи в развернутом виде выглядит следующим образом: совокупность индивидуальных материальных объектов, материальные объекты вообще, материя вообще.

6 Исходя из того, что общее, особенное и единичное не могут существовать независимо друг от друга, следует, что объект как таковой, в "чистом" виде есть абстракция, отражающая все эти элементы в единстве.

стр. 20


саморазвития. В монаде как бы отражается весь Мир, и она содержит в себе как бы в зародыше бесконечное. В качестве таких монад могут служить мировые фундаментальные постоянные, имеющие физическую размерность, а в качестве физической монады может служить "элементарная" частица, которая в себе может "содержать целую вселенную". Сущность представляется как атрибут материи, так как является внутренней природой объекта, его содержанием, однако при этом не обладает свойством. Свойство же в свою очередь как атрибут материи обладает общим и особенным содержанием, которому как следствие присуща неоднородность. Это в свою очередь приводит к представлению о том, что формы, в которых проявляются различные атрибуты и которые являются предметом исследования конкретных наук ("модусы"), неисчерпаемо разнообразны. При этом устанавливается, что различные формы проявления (модусы) одного атрибута изменяются при изменении модусов другого атрибута.

Обращаясь к генезису философии, следует заметить, что сложившееся в эллинистической философии и ставшее традиционным в последующем метафизическое понимание материи отождествляло материю с метафизически понимаемым субстратом. Однако это понятие в своем представлении не было чисто умозрительным.

Одним из наиболее исторически значимых вариантов субстратного понимания материи была атомистическая концепция. Античный гилодинамизм (Левкипп, Демокрит, Эпикур, Лукреций Кар), понимая материю как субстрат вещей, представляет его в виде совокупности атомов. Концепция материи, развитая Стагиритом, существенно отличалась от атомистической. Если у атомистов материя понималась как дифференцированный субстрат, множество атомов, то Аристотель трактовал материю как неопределенное однородное, недифференцированное начало, субстрат, который бескачествен, неподвижен и неизменен. При решении этой проблемы Стагирит допускает существование отдельных внешних по отношению к субстрату факторов. В основу своей онтологической концепции материи он положил дуализм материи и формы. Материя, по Аристотелю, есть неопределенный, бескачественный субстрат, стремящийся к форме и получающий ее извне, благодаря чему он становится определенной материей, конкретными вещами. Точка зрения Стагирита в средневековой философии была канонизирована и получила идеалистическую интерпретацию, в которой форме был отдан приоритет перед материей, и форма стала рассматриваться как некое духовное начало. И хотя материя, по Ари-

стр. 21


стотелю, "сама по себе" не познается, чувственно не воспринимается, однако к признанию ее существования можно прийти на основании обобщения наблюдений. "А что и сущности, и все остальное, просто существующее, возникают из какого-нибудь субстрата, это очевидно из наблюдений. Всегда ведь лежит в основе что-нибудь, из чего происходит возникающее, например, растения и животные из семени"7 .

В принципе в концепциях материи раннего гилодинамизма в силу ограниченности опытных данных (взятых, как правило, из неорганической природы) фактически произошло отождествление атрибутов (универсальных характеристик объектов) и модусов (неуниверсальных свойств и отношений). Возведя некоторые модусы, характеризующие определенные, конкретные состояния материи, в ранг атрибутов, ранний гилодинамизм абсолютизировал их. Следствием такой абсолютизации и является метафизическое понимание материи, когда утверждается существование фундаментального неизменного субстрата - "праматерии", "первоматерии", "материи как таковой", из которой построены все объекты в мире. Понятию "праматерия" приписывается обычно небольшое число неизменных свойств (в предельном случае считается, что она вообще не обладает свойствами). Эти свойства обычно берутся из опыта, им придается универсальное значение, хотя они в действительности не являются универсальными. С другой стороны, "праматерия" рассматривается как носитель свойств, отличный от последних. И хотя практически она не может существовать независимо от своих свойств, однако теоретически вполне допустимо мыслить ее в "чистом виде" как некое неизменное основание, к которому "пристегнуты" свойства. Субстрат либо обладает определенными физическими свойствами, и все в мире состоит из него, либо это кантовская "вещь в себе", которая неопределенна и только существует.

Современная теоретическая физика использует ряд концепций "праматерии": в гелл-манновской гипотезе кварков предполагается, что сильно взаимодействующие частицы - адроны - составлены из фундаментальных "прачастиц" - кварков; в гейзенберговской теории роль "праматерии" играет единое квантовое поле и т. п. Однако сами по себе ни гипотеза кварков, ни единое квантовое поле не являются "праматерией" в философском смысле, ибо это субстратное - конкретное состояние материи без отождествле-


7 См: Антология мировой философии. Т. 1. Ч. 1. С. 441.

стр. 22


ния с последней. В качестве "праматерии" предлагаются также понятия о физическом вакууме и возрожденном эфире в газодинамическом подходе, но они, по сути, являются номиналистической интерпретацией в отличие от реалистической интерпретации, в которой физический вакуум претендует на роль одного из наиболее глубокого уровня организации материи.

Вообще говоря, следует заметить, что субстратное представление материи метафизично в обоих смыслах понятия "метафизика". Дело в том, что, с одной стороны, субстрат традиционно понимался как нечто абсолютно устойчивое, лишенное изменения и развития, а с другой - оказывался чем-то ненаблюдаемым, своеобразной "вещью в себе". Такая двухаспектная метафизичность субстратного понимания материи давала возможность критиковать его как материалистам, так и идеалистам. Исходя из положения о ненаблюдаемости единого субстрата, субстанции, Беркли сделал вывод о несуществовании материи вообще. В отличие от материализма, для которого наблюдаемость вещей, данность их в чувствах означает их объективное существование, для субъективного идеализма наблюдаемость вещей означает их существование лишь в восприятиях. Формула Беркли "esse-percipi" (существовать - значит быть воспринимаемым) была направлена против признания объективности материи. Отрицая существование материальной субстанции, Беркли, как известно, не отрицал существования духовной субстанции, бога. Юм пошел дальше, отрицая не только материальную, но и духовную субстанцию.

Философское понятие материи в Новое время являлось, с одной стороны, продолжением традиций прошлого, а с другой - обобщением тенденций естествознания. Первой своеобразной модификацией идей атомизма в философии Нового времени можно считать развитую Декартом эфирную концепцию. По Картезию, основой вещей является не атом, а эфирный вихрь, состоящий из частиц разного размера, которые "всплошную" заполняют пространство. Вихрь обладает определенной формой, величиной, скоростью и моментом инерции, а материальная вещь представляет собой совокупность некоторого числа таких вихрей. Согласно Декарту, вихри находятся в состоянии постоянного движения и изменения, и соответственно с изменением вихрей изменяются вещи. Концепция Картезия была впоследствии развита Максвеллом. Он постулировал существование "эфира", заполняющего все пространство, в котором распространяются электромагнитные волны. Следует отметить, что эфирная концепция была связана с определен-

стр. 23


ными опытными данными, аналогом эфирному вихрю служила жидкость, находящаяся в турбулентном движении8 .

Однако ведущей в философии и науке Нового времени становится вещественная концепция материи, в которой материя понимается как вещество, как совокупность физико-химических тел. Это вещество обладает определенным химическим составом, агрегатным состоянием, температурой, весом, зарядом и т. п. Тела состоят из "корпускул" (Гольбах), "гетерогенных молекул" (Дидро) и т. п., которые имеют такие общие свойства, как протяженность, твердость, тяжесть, инертность, подвижность. Вещественная концепция материи явилась продолжением и обобщением ранее существовавших атомистических представлений. Ее достоинством было то, что она в значительно большей степени, чем другие концепции, опиралась на опытные данные. Однако узость круга опытных данных предопределила ограниченность, метафизичность этой концепции.

Следует отметить, что конкретные варианты субстратного понимания материи в силу их метафизической ограниченности последовательно опровергались в ходе развития науки. Господствовавшая вещественная концепция материи оказалась ограниченной. Такие характеристики материи, как неизменность, непроницаемость, неделимость и т. п., потеряли свое универсальное значение. В этой ситуации ряд физиков (в том числе Э. Мах и А. Пуанкаре) пришли к выводу об "исчезновении материи".

Философский гилодинамизм отрицает существование абсолютного субстрата. Однако часто и субстанцию понимают как субстрат, а понятия материи и субстанции как синонимы. Субстанция упоминается в смысле того общего, что присуще всем материальным объектам (causa sui). Материя же как субстанция есть единство всех ее атрибутов (абсолютные, универсальные свойства - движение, пространство, время и т. д.), субстратов (материальные основы определенных объектов - атомы, квантовое поле, физический вакуум и т. д.), акциденций (случайные, несущественные свойства явлений - уровень (амплитуда), случайное отклонение (флуктуация), возможное изменение (тональность) и т.д.), монад (структурные, субстанциальные единицы - фундаментальные постоянные: скорость света в вакууме, постоянная Планка, гравитационная постоянная и т. д.; "элементарные" частицы.) и, наконец, модусов (свойства, присущие только данному материальному объекту - заряд, температура, упругость и т. д.). Кстати сказать, в метафизи-


8 См.: Диалектика материального мира. Л., 1985. С. 64.

стр. 24


ческих моделях модусам приписывают атрибутивный характер, а связь между ними представляется формальной, а не органической, как у атрибутов. Модус существует в этом другом и представляется через это другое в отличие от субстанции, существование которой не зависит ни от какой другой вещи. Каждый модус включен в бесконечную цепь причин и следствий. Постижение вещей как модусов означает постижение необходимых проявлений единой и вечной субстанции. Понимание субстанции как причины всех формообразований не связано с понятием конечной причины, первоначала и обозначает универсальную причинную обусловленность объектов, что корректно выражается в категории детерминации. Однако при этом понятие субстанции как causa sui раскрывается в этом смысле как взаимодействие материальных объектов, которое является основой их конкретного бытия, изменения и развития. Поэтому материя в этом смысле есть субстанция.

Философский гилодинамизм опирается на положение о том, что материя является субстанциальной основой по отношению ко всем свойствам, процессам, формам движения и законам в мире. Другими словами, признание материи в качестве субстанции представляет исходный принцип последовательного философского гилодинамизма. Содержание этого учения раскрывается в ассоциативной модели материи во всех формах ее проявлений. Субстанция, с одной стороны, понимается как материя, а с другой стороны, эта материя трактуется одновременно как субъект всех своих изменений. Другими словами, субстанция как субъект - активная причина всех своих формообразований, не нуждается поэтому в формировании извне9 .

Из положения о том, что материальный объект является фрагментом (частью) материи как субстанции, возникает проблема взаимосвязи материи (субстанции) и ее атрибутов, соответственно объекта и его атрибутов. Однако следует заметить, что понятия "материя" и "субстанция" не тождественны, а эквивалентны, ибо материя есть единство субстанции и всех ее атрибутов, а также субстратов, акциденций, модусов и монад (собственно ассоциативная модель материи).

В различных философских учениях прошлого предлагались те или иные модели материального объекта. При этом они выступали в качестве универсальных базисных схем, в предварительной фор-


9 См.: Ильенков Э. В. Субстанция // Философская энциклопедия. М., 1970. Т. 5. С. 153.

стр. 25


ме определяющих общий характер научного описания и объяснения отдельных вещей и процессов. В натурфилософии модели материального объекта строились на основе глобальных онтологических представлений о том, что представляет собой Мир в целом, материя вообще. Так, в рамках уже упоминавшихся атомистических представлений возникла атомная модель материального объекта, изображавшая его как систему атомов (Левкипп, Демокрит), а эфирная концепция материи привела к модели объекта, представленного в виде системы эфирных вихрей (Декарт). Общей чертой всех подобных моделей является их субстратно-субстанциальный характер. Объект рассматривается здесь как отдельный фрагмент, часть неопределенной субстанции, состоящий из неопределенного абсолютного, неизменного субстрата. Такого рода модели лежат в основе, как уже обсуждалось, метафизического понимания материи. С развитием науки постепенно выяснялась ограниченность субстратно-субстанциальных моделей материального объекта. Их неспособность служить универсальным средством описания всех объектов и методологическая неэффективность особенно остро стали ощущаться с появлением квантовой механики и теории относительности.

Философское обобщение тенденций развития науки привело к мысли о неисчерпаемости материи. Эта идея предполагает, что не существует никакой неизменной, исходной, абсолютно простой субстанции, из которой состояли бы все материальные объекты. Следовательно, никакая субстратно-субстанциальная модель не может претендовать на роль универсальной базисной схемы описания и объяснения явлений объективной действительности. Для разработки онтологической теории материального объекта необходимо введение соответствующей модели "материального объекта вообще". В метафизическом понимании материи свойства, атрибуты материи как бы "привешиваются" к некоей абсолютно неизменной "основе". Но, если отказаться от традиционной метафизической идеи о субстанции как абсолютном, неизменном носителе атрибутов, который отличен от них и находится "под" ними, то это естественно подводит к мысли, что существует лишь изменчивая и неисчерпаемо объективная многообразная реальность, природа которой проявляется в ее атрибутах и не скрывает в себе ничего иного, что лежало бы "за" ними и не выражалось так или иначе в них. "За" или "под" атрибутами нет никакого отличного от них носителя. Такому представлению об объективной реальности соответствует уже не "субстратно-субстанциальная", а так называемая

стр. 26


"атрибутивная" модель материального объекта: материальный объект есть система взаимосвязанных атрибутов в их особенной форме (как система модусов)10 .

Естественно, что материя как субстанция, как носительница атрибутов изменчива и реализуется через систему своих атрибутов в единстве многообразия. Содержание каждого атрибута зависит от характера той системы атрибутов, элементом которой он является, и, следовательно, зависит от природы объекта в целом, от материи. Когда атрибут мысленно отделяется от других атрибутов, он становится абстрактным понятием, т. е. категорией. Таким образом, атрибуты и их взаимосвязь отражаются в философских категориях.

Так, в результате анализа или синтеза фундаментального диалектического взаимоотношения таких наиболее важных категорий, как "явление" и "сущность" образуется множество онтологических категорий, как правило, полярных пар: движение и покой, качество и количество, возможность и действительность, случайность и необходимость и т. д. В то же время принцип противоречивости материальных объектов и их атрибутов ведет через выявление противоположностей (элементов) и принцип простоты (относительность предельно простых абстракций) к тому, что объективная взаимосвязь атрибутов имеет полярный характер (единство противоположностей как объекта, так и каждого из его атрибутов). И наиболее сложными противоположностями, которыми характеризуется объект, являются опять-таки явление и сущность, ибо полное знание объекта складывается из описания и объяснения. Описание объекта есть познание его со стороны явления (феноменологический подход), а объяснение - познание со стороны сущности (нефеноменологический подход). Это обстоятельство и послужило для выражения Аристокла (Платона), а затем и Аристотеля о том, что "наука начинается с удивления"11 .

Думается, что здесь уместно сказать о том, что в соответствии с принципом неисчерпаемости материи характер атрибутов на разных уровнях мироздания, при разных комплексах материальных условий может меняться. Неограниченно расширяя классы рассматриваемых объектов, можно прийти к выводу, что для материального Мира в целом все универсальные свойства оказываются


10 См.: Диалектика материального мира. Л., 1985. С. 33 - 34.

11 См.: Материалистическая диалектика. В 5-ти т. Т. 1. М., 1981. С. 25 - 26.

стр. 27


в одинаковой степени фундаментальными. С такой точки зрения, субординация атрибутов материи, вообще говоря, не имеет места. Однако существует определенная иерархия (субординация) атрибутов (одни атрибуты обязательно входят в состав других) на любом конкретном уровне организации материи. Так, одной из форм выражения единства атрибутивности материи является объединение двух свойств материи в новый, более фундаментальный атрибут. Известные примеры такого слияния - масса-энергия, геометрия-гравитация, пространство-время при относительности статуса существования каждой из составляющих. Диалектическая относительность представлений об атрибутах предполагает возможность изменения, дополнения, появления новых атрибутов. Так, ограниченность лапласовского детерминизма привела не к индетерминизму, а к представлению о вероятностном детерминизме12 .

Итак, если говорить о материи как субстанции, - то это значит характеризовать ее как носителя атрибутов. В противоположность субстратной концепции материи была выдвинута и разработана атрибутивная концепция материи. Сторонники этой концепции и модели материи недостаток субстратной концепции (как в историческом, так и современном виде) усматривали в том, что в ней различаются и даже противопоставляются "носитель" и характеристики (атрибуты), а субстрат понимается как подпорка, на которую "навешаны" атрибуты. Ставя задачей преодолеть это противопоставление носителя и свойств, они определяли материю как "согласованную систему атрибутов"13 .

Возникает типично антиномическая ситуация. Для сторонников указанных концепций она существовала на уровне альтернативного обсуждения проблемы. Интересно, что эта альтернатива возникла уже в домарксистской философии, причем в полемике между материализмом и идеализмом. Так, по Локку, "субстанция есть носитель тех качеств, которые способны вызывать в нас простые идеи и которые обыкновенно называются акциденциями"14 . Носитель - это нечто "поддерживающее", "стоящее под чем-нибудь". Субстанция отлична от акциденций: акциденции познавае-


12 Мостепаненко А. М. Методологические и философские проблемы современной физики. Л., 1977. С. 136.

13 Бранский В. П., Ильин В. В., Кармин А. С. Диалектическое понимание материи и его методологическая роль // Методологические аспекты материалистической диалектики. Л., 1974. С. 14, 16.

14 Локк Д. Избр. философские произв. В 3 т. Т. 1. М., 1960. С. 301.

стр. 28


мы, а о субстанции-носителе нет ясной идеи15 . В то же время Фихте явно тяготеет к атрибутивному взгляду, определяя субстанцию как совокупность акциденций. "Члены отношения, будучи рассматриваемы в отдельности, суть акциденции; их полнота есть субстанция. Под субстанцией надо разуметь не нечто фиксированное, а только изменение. Акциденции, будучи синтетически объединены, дают субстанцию, и в этой последней не содержится ничего, кроме акциденции: субстанция, будучи анализирована, распадается на акциденции, и после полного анализа субстанции не остается ничего, кроме акциденций"16 . Однако в рамках ассоциированной модели материи акциденция есть то, что в предметах и бывает, и отсутствует, не разрушая предмета. И еще: акциденция есть то, что может одному и тому же предмету как принадлежать, так и не принадлежать. Всякая вещь, содержащая какую-либо акциденцию, не тождественна своему содержанию: потому что акциденция не принадлежит к сущности подлежащего (субстанции).

Сама же категория субстанции, несомненно, более богата содержанием, чем понятие субстрата. Субстанция включает в себя субстрат, понимаемый как устойчивая основа (в виде конкретных форм материи) явлений, но не сводится к нему. Самое существенное содержание субстанции выражает спинозовское "causa sui" - самообоснованность и самодетерминированность изменений, способность быть субъектом всех изменений. Что же касается такого важного аспекта онтологического содержания материи, который выражает понятие атрибутов, то подобно тому, как объективно и реально не существует универсального субстрата - носителя атрибутов, а существуют конкретные формы материи, так и универсальные атрибуты (движение, пространство-время и др.) объективно и реально существуют в конкретных формах (модусах). Объективно и реально не существует движения как такового, а существуют конкретные формы движения, нет пространства и времени как такового, а существуют конкретные пространственно-временные формы (пространство-время микро-, макро-, мегамира и т. д.).

Тем самым односторонности субстратной и атрибутивной концепции преодолеваются в ассоциативном субстратно-субстанциально-атрибутивном понимании материи со своими акциденциями, модусами и монадами, характеризующими объективную реальность. В любом другом виде онтологические функции, отмечен-


15 Локк Д. Избр. философские произв. В 3 т. Т. 1. М., 1960. С. 301.

16 Фихте И. Г. Избр. соч. М., 1916. С. 180.

стр. 29


ные выше односторонности отдельно субстратной, субстанциальной или атрибутивной концепции будут усилены. Можно сказать, что в них проявляется определенная номиналистическая недооценка абстрактно-теоретического обоснования исходных оснований онтологической теории17 . Таким образом, происходит переход от субстратно-субстанциально-атрибутивной модели материи к ассоциативной. Материя как субстанция есть диалектическое единство (синтез) ее атрибутов, субстратов, акциденций, модусов и монад (в рациональном смысле). Такое содержание и определяет представление об ассоциативной модели материи.


17 Основы онтологии. СПб., 1997. С. 71 - 74.


© libmonster.ru

Постоянный адрес данной публикации:

https://libmonster.ru/m/articles/view/АССОЦИАТИВНАЯ-МОДЕЛЬ-МАТЕРИИ

Похожие публикации: LРоссия LWorld Y G


Публикатор:

Polina YagodaКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: https://libmonster.ru/Yagoda

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

В. Ф. ГЕРШАНСКИЙ, АССОЦИАТИВНАЯ МОДЕЛЬ МАТЕРИИ // Москва: Либмонстр Россия (LIBMONSTER.RU). Дата обновления: 10.09.2015. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/АССОЦИАТИВНАЯ-МОДЕЛЬ-МАТЕРИИ (дата обращения: 29.03.2024).

Автор(ы) публикации - В. Ф. ГЕРШАНСКИЙ:

В. Ф. ГЕРШАНСКИЙ → другие работы, поиск: Либмонстр - РоссияЛибмонстр - мирGoogleYandex

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Похожие темы
Публикатор
Polina Yagoda
Kaliningrad, Россия
2592 просмотров рейтинг
10.09.2015 (3123 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
0 голос(а,ов)
Похожие статьи
ЛЕТОПИСЬ РОССИЙСКО-ТУРЕЦКИХ ОТНОШЕНИЙ
Каталог: Политология 
19 часов(а) назад · от Zakhar Prilepin
Стихи, находки, древние поделки
Каталог: Разное 
2 дней(я) назад · от Денис Николайчиков
ЦИТАТИ З ВОСЬМИКНИЖЖЯ В РАННІХ ДАВНЬОРУСЬКИХ ЛІТОПИСАХ, АБО ЯК ЗМІНЮЄТЬСЯ СМИСЛ ІСТОРИЧНИХ ПОВІДОМЛЕНЬ
Каталог: История 
3 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
Туристы едут, жилье дорожает, Солнце - бесплатное
Каталог: Экономика 
4 дней(я) назад · от Россия Онлайн
ТУРЦИЯ: МАРАФОН НА ПУТИ В ЕВРОПУ
Каталог: Политология 
5 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
ТУРЕЦКИЙ ТЕАТР И РУССКОЕ ТЕАТРАЛЬНОЕ ИСКУССТВО
8 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
Произведём расчёт виртуального нейтронного астрономического объекта значением размера 〖1m〗^3. Найдём скрытые сущности частиц, энергии и массы. Найдём квантовые значения нейтронного ядра. Найдём энергию удержания нейтрона в этом объекте, которая является энергией удержания нейтронных ядер, астрономических объектов. Рассмотрим физику распада нейтронного ядра. Уточним образование зоны распада ядра и зоны синтеза ядра. Каким образом эти зоны регулируют скорость излучения нейтронов из ядра. Как образуется материя ядра элементов, которая является своеобразной “шубой” любого астрономического объекта. Эта материя является видимой частью Вселенной.
Каталог: Физика 
8 дней(я) назад · от Владимир Груздов
Стихи, находки, артефакты
Каталог: Разное 
9 дней(я) назад · от Денис Николайчиков
ГОД КИНО В РОССИЙСКО-ЯПОНСКИХ ОТНОШЕНИЯХ
9 дней(я) назад · от Вадим Казаков
Несправедливо! Кощунственно! Мерзко! Тема: Сколько россиян считают себя счастливыми и чего им не хватает? По данным опроса ФОМ РФ, 38% граждан РФ чувствуют себя счастливыми. 5% - не чувствуют себя счастливыми. Статистическая погрешность 3,5 %. (Радио Спутник, 19.03.2024, Встречаем Зарю. 07:04 мск, из 114 мин >31:42-53:40
Каталог: История 
10 дней(я) назад · от Анатолий Дмитриев

Новые публикации:

Популярные у читателей:

Новинки из других стран:

LIBMONSTER.RU - Цифровая библиотека России

Создайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Сохраните навсегда своё авторское Наследие в цифровом виде. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора.
Партнёры библиотеки
АССОЦИАТИВНАЯ МОДЕЛЬ МАТЕРИИ
 

Контакты редакции
Чат авторов: RU LIVE: Мы в соцсетях:

О проекте · Новости · Реклама

Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)
Сохраняя наследие России


LIBMONSTER NETWORK ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА

Россия Беларусь Украина Казахстан Молдова Таджикистан Эстония Россия-2 Беларусь-2
США-Великобритания Швеция Сербия

Создавайте и храните на Либмонстре свою авторскую коллекцию: статьи, книги, исследования. Либмонстр распространит Ваши труды по всему миру (через сеть филиалов, библиотеки-партнеры, поисковики, соцсети). Вы сможете делиться ссылкой на свой профиль с коллегами, учениками, читателями и другими заинтересованными лицами, чтобы ознакомить их со своим авторским наследием. После регистрации в Вашем распоряжении - более 100 инструментов для создания собственной авторской коллекции. Это бесплатно: так было, так есть и так будет всегда.

Скачать приложение для Android