Цикл повестей Альберта Лиханова "Русские мальчики" оставляет светлое чувство радости и приятия жизни. Очень уж симпатичен их главный герой, от лица которого ведется повествование, - подросток Колька (он же Коляша, Кольча, Николка, Киндер и т.д.). Глазами мальчика мы видим жизнь маленького городка в военную пору, и оказывается, что солнца, синего неба, цветов одуванчика у дороги в ней больше, чем черного и серого на улицах и в лицах людей. Таков уж этот чудный возраст- писатель любит его за инстинктивную нравственную чистоту и жажду добра. Неслучайно своему издательству, в котором вышли эти повести, автор дал название "Детство. Отрочество. Юность".
В повестях Лиханова много музыки. Музыки цветаевских и пушкинских стихов, вдохновенно декламируемых друзьями Колькой и Вовкой, музыки непривычных для провинциальных ребят высоких слов в речи эвакуированной балерины Мариинского театра, работающей библиотекарем, и учительницы Анны Николаевны, воспитанием и культурой соединяющей настоящее с ХIХ веком. Из довоенного далека вплывает балет "Щелкунчик", звучит марш из оперы "Кармен". Повесть "Лежачих не бьют" вся держится на противопоставлении Моцарта и Сальери. Прикосновение к искусству как животворному источнику спасает детей и взрослых в самые тяжелые времена.
Гармония человеческих отношений - одна из тем, проходящих через вселихановские повести. Герой-подросток открывает для себя важность и незыблемость таких понятий, как деликатность, тонкость чувств, внимание к другому.
Этот мальчишка был не так заметен в 70- 80-е годы, теряясь на фоне многочисленных повестей о пионерах и детях-разведчиках. Теперь ценность и человеческая привлекательность этого типа - не твердокаменного гайдаровского Тимура, но человека ранимого, мечтательного до самозабвения, с ярким творческим воображением - не только упрочилась, но и возросла.
Первые десять лихановских повестей, посвященных детству, образуют, по авторскому замыслу, первую часть дилогии. Роман "Мужская школа" - ее вторая часть.
Встреча с полюбившимся героем на новом этапе его жизни - как встреча с давним другом. Действие романа происходит в период с 1947 по 1953 год, когда в стране шел педагогический эксперимент по раздельному обучению. В новой трилогии ("Дрянные мальчишки", "Мерзкий возраст", "Другой счет") подняты трудные для детской литературы темы: политические репрессии, надзор НКВД за школой, униженность взрослых в тоталитарном государстве, вечный страх, доносительство, жестокость, взращенная общественными установками. К чести автора следует отметить, что эти темы были заявлены им и в ранних произведениях. В новом романе нравственные акценты расставлены жестче, резче. Философски осмыслены связи личного и общественного. До физиологической составляющей, до дна, исповедально открывается вся триада возмужания. Но юмор положений, словес-
стр. 19
ная игра и языковые шутки остаются неотъемлемой краской в лихановской палитре. Стремление юного человека к свету показано столь убедительно, что роман "Мужская школа", уравновесив ранние повести Лиханова, встает на почетное место рядом с автобиографическими романами XIX века - "Очерками бурсы" Н. Г. Помяловского, трилогией зачинателя темы Л. Н. Толстого, "Детством Тёмы", "Гимназистами" и "Инженерами" Н. Г. Гарина-Михайловского.
Новые публикации: |
Популярные у читателей: |
Новинки из других стран: |
Контакты редакции | |
О проекте · Новости · Реклама |
Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту) Сохраняя наследие России |