Эпоха Просвещения - время усиления культурных взаимодействий народов. Их изучение ведется, однако, преимущественно на материале высокой культуры, со сферой которой в большинстве случаев в целом отождествляется культура Просвещения. Научное описание контактов на уровне народного сознания не только дает всестороннее представление о той эпохе, но оно важно и в методологическом плане.
Тем большее внимание привлекает работа доктора исторических наук А. С. Мыльникова (Ленинградское отделение Института этнографии АН СССР). Она посвящена социально-утопической легенде о герое-избавителе, которая в 60- 70-е годы XVIII в. получила распространение как в России, так и в других славянских землях и была связана с фигурой Петра III (в народных представлениях она бытовала в образе либо царя, либо наследника русского престола, русского принца).
Эта легенда, обстоятельно исследовавшаяся этнографами, историками и ранее, впервые поставлена автором в широкий контекст межславянских культурных взаимоотношений. Учитывая, что народные представления обычно слабо фиксируются в источниках, он сосредоточивает внимание на "звездных часах народного духа", на тех моментах, "когда социальная напряженность достигает максимального накала", когда народная масса "обретает собственный голос" (с. 9).
В книге прослежены зарождение, бытование и модификации этой легенды в России, особенно в годы Крестьянской войны под руководством Е. Пугачева; в Черногории, где в 1766 - 1773 гг. действовал талантливый организатор освободительного движения Степан Малый, своим окружением отождествлявшийся с Петром III; в чешских землях во время крестьянского восстания 1775 года. При этом автор подчеркивает различия в интерпретации легенды, в России и Чехии имевшей социальную направленность, а в Черногории - национально-освободительную окраску.
Опираясь на работы предшественников, привлекая новые архивные документы из советских и зарубежных хранилищ, заново внимательно прочитывая уже известные материалы, А. С. Мыльников показывает, как "в причудливом сочетании фактов и разнообразных, порой фантастических домыслов" (с. 27) сложилась легенда, благоприятную почву для распространения которой создавали социальные и национально-освободительные движения второй половины XVIII века. Рассматриваемые факты вводятся в контекст русско- славянских связей, выявляются неофициальные каналы, раскрывается общность славянских народов. При этом автор вносит добавления и уточнения, предлагает свою интерпретацию некоторых явлений, а также биографий Степана Малого, чешского деятеля Подивина Садло (Сабо) и др.
Изучение путей распространения легенды позволяет оцепить значение различного рода переселений для расширения этих контактов, и здесь, очевидно, было бы важно яснее акцентировать не только добровольный, но и вынужденный в ряде случаев характер обстоятельств, в силу которых выходцы из
стр. 174
разных славянских земель попадали в Россию, и, кроме того, неоднозначность последствий этих переселений. Однако для автора было важнее всего показать их роль в усилении общения народов, что способствовало выходу "легенды о русском принце" за пределы России. При этом отмечена и посредническая роль Речи Посполитой. Создаваемая автором картина включает и славяно- германский аспект: выявленный А. С. Мыльниковым в архиве Шлезвига документ (пророчество о "скором возвращении" Петра III) свидетельствует, что легенда бытовала и в Гольштейне, где Петр III был наследным принцем.
Рассматривая причины возникновения "легенды о русском принце", автор неизбежно обращается к характеристике противоречивой фигуры реального Петра III. Оставаясь крепостником, этот очень недолго правивший монарх издал ряд актов, которые могли благоприятствовать распространению социальных иллюзий, наивного монархизма, чему способствовало и его поведение в быту. Книга А. С. Мыльникова вышла в серии "Из истории мировой культуры". Исследовательская по своей задаче, она отличается доступностью изложения и может служить примером того, как на современном научном уровне можно вести пропаганду исторических знаний.
Новые публикации: |
Популярные у читателей: |
Новинки из других стран: |
Контакты редакции | |
О проекте · Новости · Реклама |
Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту) Сохраняя наследие России |