Libmonster ID: RU-9084
Автор(ы) публикации: Л. Н. Любинская

В 1937 г. отмечалось столетие со дня гибели величайшего русского поэта Александра Сергеевича Пушкина. Среди мероприятий, проводившихся в нашей стране в дни юбилея, большой популярностью пользовались экскурсии по пушкинским местам. На меня особое впечатление произвела экскурсия в Царское село, где помещался лицей, в котором учился поэт. Показаны были и спальные помещения (дортуары), и классные комнаты для занятий лицеистов. Одна из классных комнат напоминала небольшой амфитеатр, сидения были расположены полукругом и на возвышениях для лучшего обзора кафедры и преподавателя. Экскурсовод показал место, где, по словам современников, будущий поэт чаще всего любил сидеть. Известно из многочисленных источников, что Пушкин с ранних лет испытывал необычайный интерес к книгам. Он не расставался с любимыми произведениями, носил их с собой, неоднократно перечитывал, запоминал отрывки. Но, к сожалению, в круг его любимого чтения не попадали книги по математике. Математика давалась ему с трудом. Почему Пушкин не любил математику, я не знала. (Сама я в 1937 г. училась в седьмом классе и математику любила, любила решать задачи.)

Прошло много лет, я окончила физический факультет Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова, потом защитила кандидатскую диссертацию и получила степень кандидата философских наук. Тематика моих научных работ была связана с проблемой времени, при этом я была вовлечена в круг общения людей, которых тоже интересовала суть такой категории, как время.

Однажды кто-то из сотрудников Института философии Академии наук мне сказал, что в Москву приехал математик

стр. 5

Р. И. Пименов, он является автором множества публикаций. Работает над созданием математической теории времени, и ему дали мой адрес. В один из вечеров, когда я возвращалась после работы домой, лифт почему-то не работал, и пришлось мне идти пешком на пятый этаж. Заметила, что с верхних этажей спускается мужчина. Он представился, это был Р. И. Пименов.

Потом я познакомила Р. И. Пименова с А. П. Левичем, доктором биологических наук. Он был организатором и руководителем семинара по изучению времени, работал этот семинар в МГУ им. М. В. Ломоносова.

В год знакомства Р. И. Пименова с А. П. Левичем в МГУ зимой была организована "Зимняя математическая школа", для участия в программе которой был приглашен Р. И. Пименов. Он выступал с докладами перед участниками школы и общался с ними в неформальной обстановке. Пименов делился со слушателями своими замыслами, которые он предполагал изложить в готовящейся к изданию книге. Р. И. Пименов в декабре 1990 г. умер. Книга его "Основы теории темпорального универсума" вышла в 1991 г. [1]. В период написания книги Пименов жил и работал в Сыктывкаре.

При прочтении книги я заметила, что автор приводит отрывок из знаменитой поэмы А. Пушкина "Евгений Онегин". Прежде чем цитировать этот отрывок, необходимо хотя бы кратко ответить на вопрос о том, в какой связи автор книги о математическом времени обращается вообще к поэтическому произведению? Цитата Пушкина приведена в параграфе, который называется "Время как одномерная ось". В этом параграфе Пименов пишет: "Таким образом, мы говорим о времени в универсаме, о времени в мире, когда мы весь многоразличный мир с его пространственными, гравитационными, электрическими, метаболическими, почвенными, генетическими, химическими, психическими, нравственными, магическими, административными характеристиками проецируем на одну ось, на линейно-упорядоченную прямую (или окружность). Это сведение, редукция к одномерности - необходимое условие, чтобы можно было говорить о времени" [1. С. 71].

Далее Пименов мотивирует целесообразность обращении к цитате из "Евгения Онегина". Он пишет: "...Упорядочивающий субъект сам не мыслит себя относящимся к тому миру-универсуму, который он трактует. Внутренняя (психическая или иная) упорядоченность... может быть не зацеплена за внешнюю, "объективную" упорядоченность. Например, так бывает при воспоминаниях: "То видит он: на талом снеге, как будто путник на ночлеге, недвижим

стр. 6

юноша лежит... То видит он врагов забвенных, клеветников и трусов злых, и рой изменниц молодых, и сельский дом...". В реальной жизни Онегина сначала были петербургские враги, клеветники, изменницы, а лишь потом - убитый Ленский. Сельский же дом был не в конце, но в середине. Однако его субъективная упорядоченность.., как и сам поток его мыслей-чувств не доминируется внешней календарной упорядоченностью и не вкладывается во внешние события универсума ..." [1. С. 72].

В этой связи нас заинтересовал вопрос о том, как на современном этапе среди множества исследований, посвященных теме времени, смотрится содержание приведенного из мира художественной литературы отрывка.

Первый наиболее важный комментарий должен относиться к тому факту, что в отрывке используются воспоминания героя о прошлых событиях, следовательно сам Пушкин стоит на позиции, согласно которой во времени различаются такие модусы, как "прошлое", "настоящее" и "будущее". Аристотель в своих работах писал, что прошлое, настоящие и будущее познаются при помощи различных способностей нашего ума. Настоящее познается при помощи опыта, прошлое при помощи памяти, будущее при помощи воображения, фантазии. (В дальнейшем философ Э. Гуссерль дополнил эти положения Аристотеля суждением о том, что, восстанавливая в памяти прошлые события, субъект в какой-то степени может использовать и такую способность нашего ума, как воображение [2. С. 116 - 117].)

Но если отвлечься от анализа тех средств, при помощи которых познаются модусы времени: настоящее, прошлое и будущее и сосредоточиться только на анализе онтологического аспекта этих модусов, то сразу же возникает вопрос о признании самого факта существования этих модусов (настоящего, прошлого и будущего). По отношению к любому событию, происходящему в настоящем, можно сказать: "Прошлого уже нет, а будущее еще не наступило" (Августин).

Для аналитики целесообразно использовать такие конструкты из области когнитологии, как "имманентность" и "трансцендентность". Дело в том, что познавательный процесс может происходить в двух полях: в поле имманентности и в поле трансценденции. Поля отличаются друг от друга по целому ряду параметров. Назовем наиболее значительные из них.

В поле имманентности попадают только те объекты, которые доступны непосредственному чувственному восприятию, по от-

стр. 7

ношению к этим объектам со стороны познающего субъекта возможна "обратная связь", а это значит, что возможно в ряде случаев изучить ту реакцию, которая исходит от объекта при том или ином воздействии на него. Есть еще целый ряд отличий в полях имманентности и трансцендентности. Но мы для краткости ограничимся только одним, самым важным, на наш взгляд, и доступным для понимания признаком.

Что касается модусов времени, то их расположение в когнитивных полях возможно представить следующим образом. Настоящее как объект познания расположено в поле имманентности. Такие объекты, как прошлое и будущее, не обладают многими свойствами, присущими настоящему, они не доступны чувственному познанию, с ними нельзя взаимодействовать, отсутствует обратная связь и т.д. Эти модусы (прошлое и будущее) расположены в поле трансценденции.

По отношению к идеям, высказанным в отрывке Пушкина, ясно, что поэт не отрицает реальность прошлого, реальность того, что герой поэмы Онегин воспроизвел в своих воспоминаниях.

Представление Пушкина о существовании/несуществовании таких модусов времени, как прошлое и будущее мы должны оценить как одну из возможных ориентации мыслителей современной ему европейской цивилизации.

Не только Августин, но ряд крупнейших философов более поздних эпох, например, гениальный Декарт, стоял на позиции отрицания реальности прошлого и будущего. В одной из своих работ Декарт писал: "...В идее бесконечного бытия заложено представление и о бесконечной длительности, не ограниченной никакими пределами; поэтому оно неделимо, постоянно и единовременно целостно и лишь в силу несовершенства нашего интеллекта в нем могут различаться прошедшее и будущее время..." [3. С. 166]. Однако следует отметить, что не только в европейской цивилизации существовали и продолжают существовать ученые, которые отрицают реальность таких модусов, как прошлое и будущее, но имеет место довольно прочная указанная тенденция в восточной цивилизации. Так, например, в книге Ф. Жюльена, известного французского философа и социолога отмечается, что в китайском языке нет спряжений и различий между грамматическими временами - прошедшим, настоящим и будущим. Китайские представления о времени рассматриваются как альтернатива западноевропейским, в частности, как способ научиться "жить" исключительно в "настоящем"[4].

стр. 8

Следует отметить, что существуют языки, в которых подобраны свои специфические слова и понятия для отражения протекания процессов во времени. Ученые исследуют эти механизмы и делают гипотетические ориентировочные суждения о существовании значительного разнообразия грамматических средств для отражения свойств времени (бирманский, цахурский и кхмерский языки).

Из всего вышеперечисленного следует сделать вывод о том, что ряд трудностей, которые имеют место при попытках раскрыть суть такого понятия, как прошлое (и в известной степени будущего) возникают в силу того обстоятельства, что при исследовании прошлого не всегда разграничивают, идет речь об изучении такого объекта, как прошлое, или об изучении тех средств, с помощью которых раскрывается сущность феномена прошлого.

Известно, что сущность феномена прошлого раскрывается прежде всего с помощью такой способности нашего ума, как память. Важно при этом подчеркнуть, что если с феноменом прошлого нельзя вступить в контакт, он не доступен чувственному познанию и именно поэтому располагается в поле трансценденции, то такая способность нашего ума, как память, доступна экспериментальному познанию и располагается в поле имманентности.

Внимание к феномену памяти в современной культуре характерно для различных наук. Так, например, в криминалистике используют такой метод познания прошлого, как "следственный эксперимент", когда моделируется ситуация, имевшая место в прошлом, и по сути дела исследуется "модель" событий прошлого, поскольку само событие не может быть воспроизведено.

В этой связи рассмотрим такие свойства памяти, как инверсия. Инверсия не допустима для объектов в поле имманентности, что касается прошлого и будущего, то в этих модусах возможна инверсия, точнее возможна инверсия не самих событий, а тех моделей событий, которые строятся в воспоминаниях о прошлом или в представлениях о будущем.

Как раз в отрывке, приведенном из "Евгения Онегина" Пименов отмечает, что Онегин вспоминает события своей жизни не в той последовательности, в которой они происходили в реальной жизни. В аналитике этого обстоятельства мы выделим два аспекта.

Первое. Принцип, основываясь на котором Онегин соответствующим образом ранжировал события прошлой жизни, связан с тем, как он сам оценивает эти события, какую придает им значимость. Наиболее серьезное событие в его жизни того периода - это, бесспорно, дуэль с Ленским. Онегин убил человека, который

стр. 9

раньше был его другом. Эта тема - тема другоубийцы - одна из часто встречающихся во многих произведениях европейской литературы.

Возможно, что Пименов в качестве цитаты в своей книге не случайно выбрал именно этот отрывок, так как он сам писал исторические и стихотворные произведения, и затронутая Пушкиным этическая и аксиологическая тематика была Пименову не чужда. Подробно о том, что пушкинские произведения содержат богатый материал о динамике истории, о трудных путях развития и самопознания общества, о темных искушениях, присущих отдельным личностям, пишет в предисловии к книге "Пушкинская Вселенная, пушкинская Россия" И. Рашковский. Автор отмечает, что тема другоубийства затрагивается Пушкиным не только в "Евгении Онегине", но и в таких произведениях, как "Полтава", "Моцарт и Сальери" и др. [5. С. 3].

Заслуга Пушкина как мыслителя-аналитика, несомненно, заключается в том, что он постепенно шаг за шагом вскрывает "идеологию" "зависти", ее генезис. Зависть заведомо предполагает в дальнейшем преступный акт и следом - открытие несостоятельности самого завистника.

Исследование отношений между преступлением и психологическими чертами преступника - эта задача сохраняет свое значение и в современной действительности. Но то обстоятельство, что сам Онегин оценивает такой поступок как убийство друга одним из пусть тяжелых, но самых значительных поступков - это то, что всегда будет сохранено в его памяти, будет всегда занимать, отодвигать, подавлять другие поступки. Этим моментом не исчерпывается значение приведенного отрывка.

Второе обстоятельство. В этом отрывке автор использует такую операцию, как инверсия событий, произошедших в прошлом. Механизмы, обеспечивающие возможность этой инверсии, являются предметом исследования современной науки, достигнуты впечатляющие результаты. Но прежде чем говорить о самой инверсии, нам представляется целесообразным сказать несколько слов о том, что физиологи с помощью интересных и сложных экспериментов выявили генетическую последовательность образования механизмов, с помощью которых осуществляется реакция на события настоящего, прошлого и будущего [6. С. 87 - 92].

Самая ранняя, основная, базовая, жизненно необходимая реакция - это реакция на настоящее, затем образуется и реализуется в действии реакция на прошлое - память, а затем самая поздняя,

стр. 10

генетически самая "молодая" и самая сложная реакция - это реакция на будущее, она реализуется с помощью таких способностей нашего ума, как воображение и фантазия.

Модели будущего в свою очередь могут подразделяться на простые и на сложные. Простые модели строятся по сценарию: "будущее как прошлое" или другими словами "образцы" для построения моделей будущего берутся из прошлого или настоящего. Такие "простые" модели будущего характерны для представлений людей из традиционных обществ. Аналогичные принципы используются детьми в раннем детстве. Известно, что если маленького ребенка спросить о том, "кем ты будешь, когда вырастешь большой?", он назовет ту профессию, которой владеют известные ему люди. Анализ приведенных принципов убеждает, что такая способность ума, как память, которая играет основную роль в построении моделей прошлого, играет известную роль и в построении простых моделей будущего. Но существуют и более сложные модели будущего - это такие модели, с помощью которых человечество стремится отразить события, аналогов которым не было в прошлом. Построение таких моделей - дело чрезвычайно ответственное. Исследованиями процесса построения моделей будущего занимаются не только представители особой специфической области знаний - футурологи.

Что касается памяти как такой способности нашего ума, с помощью которой моделируется события прошлого, то в процессе ее исследования за последнее время наблюдаются существенные достижения. Дело в том, что долгий период времени ученые пытались найти особые локализованные участи в мозге, которые были бы ответственными за работу механизмов памяти. Оказалось, что таких специализированных участков мозг не имеет. То ^ли иное внешнее воздействие может быть зафиксировано как след в различных участках нейронной сети.

Сигналы, поступающие из внешней среды в мозг, представлены ансамблями нейронных откликов, всегда организованных иерархически (от общего к частному). Комбинаторный иерархический способ формирования памяти позволяет мозгу генерировать неограниченное количество универсальных сетевых паттернов, отображающих неисчислимое количество впечатлений. Именно такая иерархическая структура механизмов памяти и является одним из необходимых условий для осуществления процесса инверсии событий, запечатленных в памяти [7. С. 19 - 25].

А. С. Пушкин, конечно, не мог знать о том, что собой представляют механизмы, обеспечивающие возможность инверсии событий,

стр. 11

запечатленных в памяти, но он использовал эту способность, поскольку понимал, что в методах ранжирования и в соответствующих оценках событий прошедшей жизни раскрывается внутренний сложный мир его героя.

* * *

В заключение нам представляется целесообразным сказать несколько слов по поводу того, что собой представляет содружество людей, занимающихся исследованием проблемы времени. Слово "содружество" мы использовали весьма условно, так как люди, исследующие проблему времени, в ряде случаев придерживаются различных точек зрения и часто вступают в дискуссии и не находят возможности договориться по важным вопросам.

Известно, что в 1966 г. в США было создано Международное общество по изучению времени во главе с создателем и бессменным руководителем Дж. Т. Фрейзером. Это общество через каждые четыре года организовывает конференции, труды которых публикуются в виде отдельных томов. За последний период в трудах конференций дается оповещение, каким более конкретным проблемам посвящается обзор ("время и жизнь", "время и процесс" и т.п.). Наряду с этим осуществляется выбор лучшей книги, посвященной анализу категории времени, и этой книге присваивается звание "Лучшая книга года".

Автор ряда работ по теме "время" Н. А. Потаенко в одной из них пишет: "Вполне логично, что время заняло прочное место в категориальном аппарате естественных, технических и общественных наук, среди которых помимо физики, астрономии, биологии и социологии неординарное положение занимают филология, языкознание, логика и семиотика" [8. С. 9].

Далее автор указывает наиболее престижные семинары, конгрессы, конференции, которые были посвящены теме времени: Modern Mathematical Models of Time and Their Applications to Physics and Cosmology (США, 1996); Time, Creation and World Order (Дания, 1996); Mind and Time (Швейцария, 1996); The Temporalities of Nature and Culture (Германия, 1996); Conference on Time and History (Великобритания, 1997); The Meaning of Time (Великобритания, 1997); What's Time: Multidisciplinary Approach (Италия, 1997); The Psychology of Time (США, 1997); The IV Latin American Symposium on Chronobiology (Мексика, 1997); Time and Globalization (Франция, 1999); Seminar Series on Time (Швеция, 1999); Time, Reality and Transcendence (Дания, 1999); Time and

стр. 12

the Brain (Великобритания, 2000); Time (Тунис, 2000); Time and Management (Италия, 2000); Rethinking Time (США, 2000); The Many Sideness of Time (Германия, 2000).

Список впечатляющий, но и он далеко не полный. Проблемой времени занимаются искусствоведы, анализируется специфика отражения времени в различных жанрах: кино, живопись, музыка, театр, художественная литература; десятки томов, множество стран, цивилизаций и множество исторических эпох.

Что касается форм организации и реализации идей междисциплинарности, то одной из новых форм стало создание Виртуального института междисциплинарного изучения времени. Проект одного такого института осуществляется силами участников Российского международного семинара по изучению времени, действующего на базе Московского государственного университета при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований. В рамках семинара, который работает с 1984 г., проведено более 300 заседаний. Создателем и бессменным руководителем этого семинара является А. П. Левич [8. С. 11].

Количество различных проблем и концепций внутри общей темы "время" не уменьшается. Поэтому многих исследователей заинтересовал вопрос о том, какие все же тенденции являются ведущими и преобладающими. При этом предполагается, что анализ подходов к исследованию проблемы "время" сможет как-то помочь в классификации и упорядочении несметного потока литературы [9]. В этой связи отметим, что одна из принципиальных трудностей, которая неизбежно возникает при исследовании сущности времени (возможно, что аналогичные трудности возникают и при исследовании других объектов), заключается в том, что по мере того, как в тех или иных публикациях предлагается очередной план или проект исследования, не исключено, что одновременно появятся и работы, на основе которых предвидится фундаментальный переворот в уже достигнутых, имеющихся представлениях о времени, и в свете этих новых представлений по новому должен быть осмыслен весь комплекс ранее сделанных выводов и обобщений.

Приведем два примера:

Известно, что за последнее время получены новые результаты в исследовании антивещества Авторы работ по этой теме утверждают, что в свете новых открытий как следствие этих открытий должны быть пересмотрены существующие представления о ряде категорий современной физики, в том числе и о свойствах времени. Основой для пересмотра свойств времени является открытие нарушения

стр. 13

СРТ - симметрии антиводородом. Некоторые ученые высказывают гипотетическое суждение, что "...нарушение СРТ-симметрии антиводородом могло бы стать прародителем всех нарушений симметрии и перевернуло бы современные представления ученых об окружающем мире" [10. С. 53 - 59]. Не будем рассматривать содержание всех последствий, отметим только, что должна произойти инверсия четности (Pariry) и "обращение времени", а "обращение времени" означает как бы движение "киноленты" действительности в обратную сторону.

Второй пример мы приведем из сферы коммуникационных технологий. Мак-Люэн (1911 - 1980) рисует картину ближайших изменений в области технологий коммуникации, которые повлияют на многие стороны общественной жизни таким образом, что социальные процессы приобретут совершенно другой характер. Из множества идей Мак-Люэна мы, естественно, остановимся только на вопросе о том, как с его точки зрения будет модифицироваться такой феномен, как время. Мак-Люэн пишет, что "...если в механический век в пространство проецировались телесные органы человека, то в электронный век наружу выводится нервная система человека, поглощающая, распространяясь в планетарном масштабе, пространство и время" [11. С. 167] и далее возникает эффект "имплозии" - "взрывного сжатия пространства, времени, информации" [11. С. 168]. Мак-Люэн считает, что "само изменение становиться архетипом социальной жизни". То, что такой феномен, как время выделяется на фоне других категорий, - это банально. Свойства времени определенным образом взаимосвязаны с деятельностью нашего мозга. Доказано, что постоянным неизменным свойством мозга следует признать его "постоянную изменчивость". Время без изменений, вне изменений, очевидно, перестает быть временем.

* * *

Возможно, что крохотный вклад отдельного мыслителя в этот бездонный "котел очередных новаций" все же найдет свое пристанище или повлияет на новации будущих поколений, будет "жить", пусть и в превращенной форме, в контакте с такими категориями, как "структура", "хронотоп", "складки времени", "инверсия" и др. В период жизни Пушкина эти категории не использовались. Но если в дальнейшем классификаторы множества идей, относящихся к теме "время", посчитают целесообразным использовать и такой принцип в классификации, как соотношение идей времени с той или иной национальной культурой и введут термин "русская тем-

стр. 14

порология", то бесспорно в числе мыслителей, стоящих у истоков этой области знаний, мы встретим и имя А. С. Пушкина.

Но вернемся к вопросу о том, "почему Пушкин не любил математику?". Весьма вероятно, что в различные исторические периоды различные мыслители отвечали бы по-разному на этот вопрос.

Нам представляется, что в качестве своеобразного ответа возможно рассматривать суждение Э. Гуссерля о наглядных и ненаглядных способах представления самой реальности. В одной из своих работ Э. Гуссерль писал: "... Божественная физика не способна превратить категориальные определения реальности в наглядные, подобно тому, как божественное всемогущество не в состоянии сделать так, чтобы можно было живописать, или же исполнять на скрипке эллиптические функции" [12. С. 119]. Можно сделать вывод о том, что Гуссерль признавал наличие различных видов реальности: одни вещи поддаются наглядно - образному выражению, другие не поддаются. Естественно, что Пушкин предпочитал в своем творчестве иметь дело с теми вещами реальности, которые поддаются образному, наглядному представлению.

Что касается современного периода развития науки, то многие исследователи стремятся проникнуть в суть когнитивных типов мышления человека. При этом созданы "достаточно надежные, экспериметально обоснованные теоретические предпосылки для разработки принципиально новых эпистемологических представлений, касающихся когнитивной природы формальных наук - математики и логики. Благодаря выявлению присущей человеческому мозгу информационной активности, проявляющейся в реализации его правым и левым полушариями различных доминирующих стратегий переработки когнитивной информации, стало ясно, что математика и логика имеют непосредственное отношение не к каким-то структурам внешнего мира, а к работе когнитивной системы человека" [13. С. 733]. В результате всестороннего анализа когнитивных типов мышления и их стратегий делается вывод о том, что "математику, видимо, вполне оправданно рассматривать не как науку о числе, пространстве и т.д., а как науку об идеальных математических структурах, специальных формальных структурах нашего (неречевого) знаково-символического мышления, свойства которых она описывает с помощью аксиоматических теорем" [13. С. 734].

К сказанному следует добавить, что поскольку в деятельности человека имеет место кооперация и согласованность различных стратегий в переработке информации логико-вербального мышления с мышлением пространственно-образным, то возможно задать

стр. 15

вопрос о том, что собой представляет творческая деятельность людей, у которых может быть реализована как стратегия с опорой на правое, так и на левое полушария? Такой когнитивный тип людей встречается чрезвычайно редко, но все же в истории науки отдельные личности с таким типом мышления исследованы. К числу таких личностей принадлежал известный гениальный математик А. Пуанкаре. Биографы Пуанкаре отмечают, что он прекрасно рисовал акварелью и с удовольствием обучал живописи своих дочерей. Наряду с этим он увлекался художественной прозой и написал один роман. Литературоведы утверждали, что по своим достоинствам роман сопоставим с произведением такого талантливого писателя, как Мериме. Сам Пуанкаре объяснял друзьям, что он на роман потратил целый год и что лучше было бы потратить это время на исследования в области математики!

ЛИТЕРАТУРА

1. Пименов Р. И. Основы теории темпорального универсума. Сыктывкар, 1991.

2. Гуссерль Э. Собрание сочинений. Т. 1. М., 1994.

3. Декарт Р. Первоначала философии // Сочинения в 2-х томах. Т. 2. М., 1989.

4. Жюльен Ф. О природе времени. Элементы философии "жить". М., 2005.

5. Рашковский Е. Пушкинская Вселенная, пушкинская Россия // Гениальный сын России. М., 1998. С. 3.

6. Кузнецов О. М. Сон как фактор, оптимизирующий организацию времени познавательной деятельности человека // Сон как фактор регуляции функционального состояния организма. Ленинград, 1985.

7. Джо Цинь. Код памяти // В мире науки. 2007. N 1. С 19 - 25.

8. Потаенко Н. А. Языковая темпоральность: содержательные аспекты (научная монография). Пятигорск, 2007.

9. Казарян В. Л. Тенденции в исследовании времени // Ломоносовские чтения. Материалы научной конференции кафедры философии естественных факультетов философского факультета МГУ им. М. В. Ломоносова. М., 2008.

10. Грэхем К. Получение холодного антивещества // В мире наук. 2005. N 9.

11. Просин В. Е. Мак-Люэн Херберт Маршалл // Современная западная философия. Словарь. М., 1991. С. 167.

12. Гуссерль Э. Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии. М., 1999.

13. Меркулов И. П. Когнитивная природа математических и логических формализмов // Философия и будущее цивилизации. Тезисы докладов и выступлений IV Российского философского конгресса. Т. 1. М., 2005.


© libmonster.ru

Постоянный адрес данной публикации:

https://libmonster.ru/m/articles/view/А-С-ПУШКИН-И-МАТЕМАТИЧЕСКИЕ-ТЕОРИИ-ВРЕМЕНИ

Похожие публикации: LРоссия LWorld Y G


Публикатор:

Galina SivkoКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: https://libmonster.ru/Sivko

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

Л. Н. Любинская, А. С. ПУШКИН И МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ ВРЕМЕНИ // Москва: Либмонстр Россия (LIBMONSTER.RU). Дата обновления: 14.09.2015. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/А-С-ПУШКИН-И-МАТЕМАТИЧЕСКИЕ-ТЕОРИИ-ВРЕМЕНИ (дата обращения: 28.03.2024).

Найденный поисковым роботом источник:


Автор(ы) публикации - Л. Н. Любинская:

Л. Н. Любинская → другие работы, поиск: Либмонстр - РоссияЛибмонстр - мирGoogleYandex

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Похожие темы
Публикатор
Galina Sivko
Краснодар, Россия
1364 просмотров рейтинг
14.09.2015 (3118 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
0 голос(а,ов)
Похожие статьи
ЛЕТОПИСЬ РОССИЙСКО-ТУРЕЦКИХ ОТНОШЕНИЙ
Каталог: Политология 
5 часов(а) назад · от Zakhar Prilepin
Стихи, находки, древние поделки
Каталог: Разное 
ЦИТАТИ З ВОСЬМИКНИЖЖЯ В РАННІХ ДАВНЬОРУСЬКИХ ЛІТОПИСАХ, АБО ЯК ЗМІНЮЄТЬСЯ СМИСЛ ІСТОРИЧНИХ ПОВІДОМЛЕНЬ
Каталог: История 
3 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
Туристы едут, жилье дорожает, Солнце - бесплатное
Каталог: Экономика 
4 дней(я) назад · от Россия Онлайн
ТУРЦИЯ: МАРАФОН НА ПУТИ В ЕВРОПУ
Каталог: Политология 
5 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
ТУРЕЦКИЙ ТЕАТР И РУССКОЕ ТЕАТРАЛЬНОЕ ИСКУССТВО
7 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
Произведём расчёт виртуального нейтронного астрономического объекта значением размера 〖1m〗^3. Найдём скрытые сущности частиц, энергии и массы. Найдём квантовые значения нейтронного ядра. Найдём энергию удержания нейтрона в этом объекте, которая является энергией удержания нейтронных ядер, астрономических объектов. Рассмотрим физику распада нейтронного ядра. Уточним образование зоны распада ядра и зоны синтеза ядра. Каким образом эти зоны регулируют скорость излучения нейтронов из ядра. Как образуется материя ядра элементов, которая является своеобразной “шубой” любого астрономического объекта. Эта материя является видимой частью Вселенной.
Каталог: Физика 
8 дней(я) назад · от Владимир Груздов
Стихи, находки, артефакты
Каталог: Разное 
8 дней(я) назад · от Денис Николайчиков
ГОД КИНО В РОССИЙСКО-ЯПОНСКИХ ОТНОШЕНИЯХ
8 дней(я) назад · от Вадим Казаков
Несправедливо! Кощунственно! Мерзко! Тема: Сколько россиян считают себя счастливыми и чего им не хватает? По данным опроса ФОМ РФ, 38% граждан РФ чувствуют себя счастливыми. 5% - не чувствуют себя счастливыми. Статистическая погрешность 3,5 %. (Радио Спутник, 19.03.2024, Встречаем Зарю. 07:04 мск, из 114 мин >31:42-53:40
Каталог: История 
9 дней(я) назад · от Анатолий Дмитриев

Новые публикации:

Популярные у читателей:

Новинки из других стран:

LIBMONSTER.RU - Цифровая библиотека России

Создайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Сохраните навсегда своё авторское Наследие в цифровом виде. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора.
Партнёры библиотеки
А. С. ПУШКИН И МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ ВРЕМЕНИ
 

Контакты редакции
Чат авторов: RU LIVE: Мы в соцсетях:

О проекте · Новости · Реклама

Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)
Сохраняя наследие России


LIBMONSTER NETWORK ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА

Россия Беларусь Украина Казахстан Молдова Таджикистан Эстония Россия-2 Беларусь-2
США-Великобритания Швеция Сербия

Создавайте и храните на Либмонстре свою авторскую коллекцию: статьи, книги, исследования. Либмонстр распространит Ваши труды по всему миру (через сеть филиалов, библиотеки-партнеры, поисковики, соцсети). Вы сможете делиться ссылкой на свой профиль с коллегами, учениками, читателями и другими заинтересованными лицами, чтобы ознакомить их со своим авторским наследием. После регистрации в Вашем распоряжении - более 100 инструментов для создания собственной авторской коллекции. Это бесплатно: так было, так есть и так будет всегда.

Скачать приложение для Android