Libmonster ID: RU-14395
Автор(ы) публикации: Р. Г. ХАЙРУТДИНОВ

Борьба против британских колонизаторов выдвинула в Индии многих стойких противников империализма. Среди них достойное место занял Мухамед Баракатулла. Он родился в 1859 г. в Бхопале1 . В студенческие годы изучал литературу, потом переехал в Лондон, где начал заниматься политической деятельностью, направленной против английского господства на его родине. За это Баракатулла подвергался преследованиям и в 1907 г. вынужден был покинуть Англию2 . Некоторое время он жил в США3 , а затем был приглашен в Японию для преподавания восточных языков. В 1909 - 1914 гг. он вел занятия по урду и персидскому языку в Токийском университете и издавал газету "Мусульманское единение", отличавшуюся религиозной односторонностью, но в то же время выступавшую против британского колониализма. После начала первой мировой войны Баракатуллу под давлением из Лондона уволили из Токийского университета, и он снова уехал в США4 .

Как и многие иные деятели национально-освободительного движения того времени, Баракатулла первой своей целью ставил освобождение родины из-под власти империалистов, не особенно вникая в классовые проблемы. Он принимал активное участие в деятельности патриотических обществ индийских эмигрантов, вел там агитационную и организационную работу и снискал себе авторитет среди соотечественников. Когда в конце 1915 г. в Кабуле образовалось эмигрантское Временное правительство Индии, член Индийского национального конгресса и одновременно Мусульманской лиги Баракатулла стал его премьер-министром5 . Индийские патриоты в борьбе против британского ига тщетно обращались в разные годы за поддержкой к правительствам Турции, Афганистана, России6 , возлагали надежды и на Германию, но безрезультатно.

Новую обстановку во всем мире создала Великая Октябрьская социалистическая революция. Она открыла перед национально- освободительным движением иные горизонты и перспективы. Баракатулла в то время жил в Кабуле и являлся одним из ближайших советников будущего афганского короля Амануллы-хана. Первые же декреты Советской власти, ее обращение "Ко всем трудящимся мусульманам России и Востока" и практические шаги Совнаркома РСФСР во внешней и внутренней политике произвели на Баракатуллу большое впечатление. "К счастью для Афганистана, - писал он, - на севере от нас ныне образовалось сильное, гуманное и благородное правительство Советской России, которое не только не имеет никакого намерения захватить хотя бы один дюйм чужой земли, но, наоборот, ставит своей неуклонной целью освобождение всех угнетенных азиатских народов от рабства европейских хищников"7 . Он настоятельно рекомендовал Аманулле-хану заключить союз с РСФСР, видя в этом залог успешной борьбы против колонизаторов. Весной 1919 г. в качестве личного представителя афганского эмира Баракатулла прибыл в Москву, чтобы выяснить возможности установления дипломатических отношений между Афганистаном и Советской Россией8 .

Коммунистическая партия и Советское правительство оказали теплый прием по-


1 "Documents of the History of the Communist Party of India". New Delhi. 1971, p. 114.

2 См. "Известия ВЦИК", 1, 6, 8, V. 1919.

3 См. "Кызыл Армия", 20.Х. 1919 (на татарском языке).

4 М. А. Персии. Революционеры Индии в Стране Советов, 1918 - 1921. М. 1973, стр. 30.

5 Г. Я. Люстерник. В. И. Ленин и некоторые вопросы национально- освободительного движения в Индии в 1918 - 1922 гг. "Ленин и проблемы истории Азии (Китай, Индия)". Л. 1970, стр. 68.

6 Там же, стр. 70.

7 "Известия ВЦИК", 8.V.1919.

8 Там же.

стр. 209


сланцу соседней страны. 7 мая 1919 г. В. И. Ленин принял Баракатуллу и беседовал с ним о положении на Востоке, о помощи Афганистану в борьбе с империализмом9 . Через некоторое время Баракатулла обратился с письмом к Ленину, в котором просил опубликовать в советской печати его статью с тем, "чтобы привлечь сердца мусульман на сторону большевизма"10 . С этой же целью он предложил свои услуги в ведении литературной и устной агитационной работы среди мусульманского населения РСФСР, а также среди бывших турецких военнопленных, находившихся на территории Советской России11 . Он хотел также рассказать советским людям о борьбе народов Азии против империализма, о зверствах колонизаторов на Востоке. Ленин одобрительно отнесся к инициативе Баракатуллы и поручил соответствующим ведомствам оказать ему содействие. В записке, адресованной народному комиссару по иностранным делам Г. В. Чичерину, он поинтересовался, что сделано, чтобы помочь Баракатулле в опубликовании статей, а также в других отношениях, и предложил наркому обеспечить гостя из Индии сводками, листовками и картами раздела мира Англией и Францией на сферы влияния12 . Осенью 1919 г. Баракатулла отправился в поездку по городам Поволжья и При-уралья. Он посетил Казань, Уфу, Самару, Стерлитамак и другие места13 . Советская пресса широко освещала его поездку. В "Правде", "Жизни национальностей", ряде местных периодических изданий встречаются интересные сведения о поездке Баракатуллы. Любопытны документы и материалы о ней, помещенные в органе Центральной мусульманской военной коллегии (ЦМВК.) при Народном комиссариате по военным делам - газете "Кызыл Армия", выходившей на татарском языке. В частности, там опубликованы информация о выступлениях Баракатуллы в Москве и Казани, его обращения "К мусульманам России", "Рабочим и работницам", "Ученым и учителям" и др. Эти материалы позволяют добавить новые штрихи к биографии индийского борца за национальное освобождение, проследить эволюцию его мировоззрения под влиянием идей марксизма- ленинизма и социалистической революции в России.

Первые встречи Баракатуллы с трудящимися нашей страны имели место в Москве. 22 июня 1919 г. "при большом стечении рабочих и красноармейцев- мусульман г. Москвы состоялся митинг на тему "Мусульманский мир и Советская власть"14 . Среди других ораторов там выступал и Баракатулла. Митинг прошел с большим успехом. Были провозглашены лозунги в честь союза угнетенных народов Востока с мировым пролетариатом и их совместной борьбы против международного империализма. Из Москвы Баракатулла направился в Казань и 17 октября 1919 г. вместе с редактором газеты "Кызыл Армия" и ответственными работниками ЦМВК держал речь на митинге15 . Как ярчайшее проявление солидарности трудящихся масс России с борющимися против империализма народами Востока, как новый сильнейший удар по внутренней и внешней контрреволюции было расценено органом Казанского губкома РКП(б) и Совета депутатов- газетой "Знамя революции" выступление "под громовые аплодисменты тысячной толпы... известного восточного революционного деятеля профессора Баракатуллы"16 .

20 октября Баракатулла выехал в Самару. Телеграмма заместителя председателя ЦМВК уполномоченному Туркестанской республики содержала просьбу сообщить, "когда и где может Баракатулла встретить товарища Элиаву" (председателя Турккомиссии ВЦИК); в ней говорилось также о времени выезда индийского гостя в Самару 17 . Затем Баракатулла отправился вБашкирию, первую Советскую автономную республику в составе РСФСР, созданную в начале 1919 года. В ноябре в Стерлитамаке, который в то время был столицей Башкирии, он принял участие в I Всебашкирской конференции РКП (б). В своей речи Баракатулла ознакомил присутствовавших с положением в Афганистане, Индии и выска-


9 См. В. И. Ленин. ПСС. Т. 38, стр. 548.

10 См. В. И. Ленин. ПСС. Т. 50, стр. 489. О какой статье идет речь и была ли она опубликована, установить пока не удалось. Из опубликованных в советской печати статей наиболее известны такие работы Баракатуллы, как "Вильсон против Ленина", "Большевистские идеи и исламская республика", "Восточные националисты и социализм", "Всем мусульманам Азии", "Восточный вопрос", брошюра "Большевизм и ислам" (см. М. А. Персиц. Указ. соч., стр. 38).

11 М. А. Персиц. Указ. соч., стр. 36.

12 В. И. Ленин. ПСС. Т. 50, стр. 337.

13 М. А. Персиц. Указ. соч., стр. 36.

14 "Правда", 25.VI.1919.

15 "Жизнь национальностей", 2. XI. 1919; Кызыл Армия", 20.Х. 1919.

16 "Знамя революции", 22.Х.1919.

17 ЦГАСА, ф. 17, ол. 1, д. 130, л. 5.

стр. 210


зался за укрепление связей народов Востока с Советской Россией18 . Его выступления повсюду выслушивались с большим вниманием. Участники митингов и собраний выражали горячую солидарность с борьбой народов Востока за освобождение, за право жить без империалистических господ.

Именно таким духом проникнуто решение I Всебашкирской конференции РКП(б) по "восточному вопросу", где главными ораторами были член Башкирского губкома РКП(б), уполномоченный ВЦИК по "Башкирпомощи" Т. И. Сидельников и Баракатулла. В резолюции конференции подчеркивалось, что общие интересы борьбы с "хищниками-капиталистами требуют... самого тесного сближения и взаимной поддержки русских и европейских рабочих и трудящихся масс Востока"; коммунисты Советской Башкирии горячо поддержали общее стремление трудящихся нашей страны "сблизиться с трудовыми народными массами Востока, видящими в Советской России свою естественную защитницу и с открытой душой идущими... ей навстречу"; конференция приветствовала политику Коммунистической партии и Советского правительства, "направленную " поддержке попыток народов Востока избавиться от своих угнетателей"19 .

Встречи и беседы с советскими людьми не прошли бесследно для Баракатуллы, страстно искавшего пути освобождения Индии от гнета, расширяли его политический кругозор, помогали ему ознакомиться с тем, как ленинские идеи на практике осуществляются в РСФСР. Баракатуллу особенно интересовали те изменения, которые происходили на национальных окраинах России. Пребывание в Средней Азии, поездки по национальным районам Поволжья и Приуралья позволили ему увидеть первые шаги ранее угнетенных народов на пути к новой жизни. Полезными были для него и встречи с работниками органов, созданных ЦК РКП(б) и Совнаркомом РСФСР для проведения ленинской национальной политики в районах Советского Востока, в частности с сотрудниками Центрального бюро коммунистических организаций народов Востока при ЦК РКП(б) и ЦМВК, занимавшимися устройством его встреч с населением и выступлений на митингах.

Трудности борьбы против старого мира, гражданская война, начало коренных социально-экономических преобразований в Советской России и горячий энтузиазм трудящихся при проведении их в жизнь произвели на Баракатуллу неизгладимое впечатление. Это ясно прослеживается по его устным и печатным заявлениям той поры, причем заметна существенная разница между содержанием его первых выступлений в Советской России и более поздних. "Я не коммунист и не социалист, - говорил он по прибытии в Москву в мае 1919 г., - ...моя политическая программа пока что - изгнание англичан из Азии"20 . Затем он все чаще стал говорить о социализме, который "завладел умами всего человечества"21 , и пытался проанализировать некоторые стороны советской действительности, сравнивая ее с жизнью в капиталистических государствах. Особое внимание индийского гостя привлекла первая конституция РСФСР, ее положение о равенстве гражданских прав представителей всех национальностей, что Баракатулла считал "самым важным и самым великим... Такое положение имеется и в законодательстве капиталистических государств Европы и Америки. Однако свобода и равноправие там существуют лишь на бумаге, в жизни практически они отсутствуют", а в РСФСР эти принципы "не остаются на бумаге, они реализуются в жизни"22 . На основе личных наблюдений он пришел к выводу, что "социализм есть первая и самая прямая дорога к счастью людей... В настоящее время, когда существуют миллионы и миллионы нищих и искалеченных, улучшить их жизнь - это идти по пути социализма"23 . Он объявил себя сторонником ликвидации частной собственности, ибо "она всем порокам на Земле причина"24 .

В первых своих выступлениях в Советской России Баракатулла еще не касался конкретных путей, которые ведут к социализму. Он отмечал только, что "социализм приходит через революцию", которая "вызывает вначале много трудностей"25 . Постепенно он все чаще стал упоминать о рабочем классе, который теперь считал "основой общества"26 . Весьма интересно в этом


18 "Известия Уфимского губревкома", 18. XI. 1919; "Образование Башкирской Автономной Советской Социалистической Республики". Сборник документов и материалов. Уфа. 1959, стр. 345, 892.

19 Архив Оренбургского обкома КПСС, ф. 1, оп. 1, д. 97, л. 7.

20 "Известия ВЦИК", 6.V.1919.

21 "Кызыл Армия", 20.VII.1919.

22 "Кызыл Армия", 20.Х. 1919.

23 "Кызыл Армия", 20.VII.1919.

24 М. А. Персиц. Указ. соч., стр. 39.

25 "Кызыл Армия", 20.VII.1919.

26 Там же.

стр. 211


отношении его воззвание "К рабочим и работницам". Прежде всего примечателен самый факт его обращения к представителям трудящихся: "Все, что необходимо для жизни и прогресса, до сих пор создавалось руками рабочих, их потом"; чтобы "спасти народ от гнета, необходимо передать власть рабочим. Такая честь принадлежит Ленину. Свергнув эксплуататоров и всяких богатеев, он передал власть рабочим и крестьянам, живущим своим трудом"27 . В марте- апреле 1920 г. Баракатулла выразился еще конкретнее: "Как солнечный свет, воздух и дождь являются общей собственностью всех живых существ, так пусть и все остальные предметы необходимости и роскоши будут коллективным достоянием всех членов общества. А при настоящих условиях осуществить это можно только через диктатуру пролетариата. И вот Ленин и его товарищи, непоколебимо уверенные в правильности только что изложенных принципов, установили по всей России власть рабочих, крестьян и солдат, то есть власть тех, кто создает и охраняет всенародное достояние. Перед этой решительной программой сразу померкли все старые рецепты облегчения человеческих страданий и устранения общественных недостатков. Борющиеся за свое освобождение народы едва ли найдут лучшую дорогу к свободе"28 .

Однако было бы преувеличением считать, что Баракатулла полностью понимал идеи научного социализма. Он и впоследствии оставался не более чем участником национально-освободительного движения, перешедшим на позиции уравнительного социализма. Но Баракатулла горячо желал укрепления дружбы советского и индийского народов. Обращаясь к национальным меньшинствам РСФСР, он призывал их поддержать Советскую власть и бороться против наемников империализма; "тем самым вы поможете освободиться не только России, но и народам Турции, Ирана, Афганистана и т. д. Только на этом пути можно освободиться от рабства"29 . Наблюдения Баракатуллы о новой жизни трудящихся нашей страны вошли в его брошюру "Большевики и мусульманские народы", изданную в Ташкенте. Вскоре она была переведена на многие восточные языки и сыграла определенную роль в распространении в странах Востока правды о ленинской национальной политике и советской действительности30 , что вызвало новый приступ озлобления у британских империалистов31 .

Баракатулла оставался в РСФСР до 1922 года32 . Некоторое время он жил в Ташкенте, во второй половине 1920 г. совершил поездку в Закаспийскую область. Последующие годы его жизни слабо изучены. Отдельные сведения о его дальнейшей судьбе можно почерпнуть из работ Дж. Неру, который во время своей поездки в 1926 г. по Европе встретился с Баракатуллой в Берлине. Неру подчеркнул его стремление "усвоить новые идеи и понять современный мир". "Я был глубоко опечален вестью о его кончине", - писал Неру после смерти Баракатуллы в 1927 г. в Сан-Франциско33 .

Долгая и трудная борьба, которую вел Баракатулла вместе с другими патриотами Индии за свободу и независимость своей страны, увенчалась в конечном счете успехом. Мысли Баракатуллы о змачении социалистического строительства в Советской России, его борьба против империализма и за прочную дружбу с СССР остаются актуальными и в наши дни.


27 "Кызыл Армия", 27.Х. 1919.

28 Цит. по: Л. В. Митрохин. Индия о Ленине (В. И. Ленин в индийской публицистике и воспоминаниях современников-индийцев). М. 1971, стр. 79.

29 "Кызыл Армия", 15.VI.1919.

30 К. А. Антонова, Г. М. Бонгард-Левин, Г. Г. Котовский; История Индии. Краткий очерк. М. 1973, стр. 403 - 404.

31 Английская буржуазная печать в связи с пребыванием Баракатуллы в Советской России распространяла о нем всяческие клеветнические слухи ("Правда", 6.VII. 1919).

32 "Documents of the History of the Communist Party of India", pp. 114 - 116.

33 Дж. Неру. Автобиография. М. 1955, стр. 169 - 170.


© libmonster.ru

Постоянный адрес данной публикации:

https://libmonster.ru/m/articles/view/БАРАКАТУЛЛА-В-СОВЕТСКОЙ-РОССИИ

Похожие публикации: LРоссия LWorld Y G


Публикатор:

Россия ОнлайнКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: https://libmonster.ru/Libmonster

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

Р. Г. ХАЙРУТДИНОВ, БАРАКАТУЛЛА В СОВЕТСКОЙ РОССИИ // Москва: Либмонстр Россия (LIBMONSTER.RU). Дата обновления: 28.10.2017. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/БАРАКАТУЛЛА-В-СОВЕТСКОЙ-РОССИИ (дата обращения: 18.04.2024).

Автор(ы) публикации - Р. Г. ХАЙРУТДИНОВ:

Р. Г. ХАЙРУТДИНОВ → другие работы, поиск: Либмонстр - РоссияЛибмонстр - мирGoogleYandex

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Похожие темы
Публикатор
Россия Онлайн
Москва, Россия
1143 просмотров рейтинг
28.10.2017 (2364 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
1 голос(а,ов)
Похожие статьи
КИТАЙ: РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭМИГРАЦИОННОГО ПРОЦЕССА
Каталог: Экономика 
2 дней(я) назад · от Вадим Казаков
China. WOMEN'S EQUALITY AND THE ONE-CHILD POLICY
Каталог: Лайфстайл 
2 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ. ПРОБЛЕМЫ УРЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ
Каталог: Экономика 
2 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ: ПРОБЛЕМА МИРНОГО ВОССОЕДИНЕНИЯ ТАЙВАНЯ
Каталог: Политология 
2 дней(я) назад · от Вадим Казаков
Стихи, пейзажная лирика, Карелия
Каталог: Разное 
4 дней(я) назад · от Денис Николайчиков
ВЬЕТНАМ И ЗАРУБЕЖНАЯ ДИАСПОРА
Каталог: Социология 
6 дней(я) назад · от Вадим Казаков
ВЬЕТНАМ, ОБЩАЯ ПАМЯТЬ
Каталог: Военное дело 
6 дней(я) назад · от Вадим Казаков
Женщина видит мир по-другому. И чтобы сделать это «по-другому»: образно, эмоционально, причастно лично к себе, на ощущениях – инструментом в социальном мире, ей нужны специальные знания и усилия. Необходимо выделить себя из процесса, описать себя на своем внутреннем языке, сперва этот язык в себе открыв, и создать себе систему перевода со своего языка на язык социума.
Каталог: Информатика 
6 дней(я) назад · от Виталий Петрович Ветров
Выдвинутая академиком В. Амбарцумяном концепция главенствующей роли ядра в жизни галактики гласила: «Галактики образуются в результате выбросов вещества из их ядер, представляющих собой новый вид "активной материи" не звёздного типа. Галактики, спиральные рукава, газопылевые туманности, звёздное население и др. образуются из активного ядра галактики».[1] Бюраканская концепция – образование звёзд происходит группами. В небольшом объёме образуется большое количество звёзд.
Каталог: Физика 
8 дней(я) назад · от Владимир Груздов
КИТАЙ И ИНДИЯ В АФРИКЕ: азиатская альтернатива западному влиянию?
Каталог: Разное 
8 дней(я) назад · от Вадим Казаков

Новые публикации:

Популярные у читателей:

Новинки из других стран:

LIBMONSTER.RU - Цифровая библиотека России

Создайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Сохраните навсегда своё авторское Наследие в цифровом виде. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора.
Партнёры библиотеки
БАРАКАТУЛЛА В СОВЕТСКОЙ РОССИИ
 

Контакты редакции
Чат авторов: RU LIVE: Мы в соцсетях:

О проекте · Новости · Реклама

Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)
Сохраняя наследие России


LIBMONSTER NETWORK ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА

Россия Беларусь Украина Казахстан Молдова Таджикистан Эстония Россия-2 Беларусь-2
США-Великобритания Швеция Сербия

Создавайте и храните на Либмонстре свою авторскую коллекцию: статьи, книги, исследования. Либмонстр распространит Ваши труды по всему миру (через сеть филиалов, библиотеки-партнеры, поисковики, соцсети). Вы сможете делиться ссылкой на свой профиль с коллегами, учениками, читателями и другими заинтересованными лицами, чтобы ознакомить их со своим авторским наследием. После регистрации в Вашем распоряжении - более 100 инструментов для создания собственной авторской коллекции. Это бесплатно: так было, так есть и так будет всегда.

Скачать приложение для Android