Libmonster ID: RU-10012
Автор(ы) публикации: С. Ф. ДМИТРЕНКО

СПб.: Амфора, 2005

В первом номере нашего журнала за этот год читатели недавно уже имели возможность ознакомиться с вехами жизни и творчества "великого библиотекаря" - аргентинского писателя Хорхе Луиса Борхеса (1899 - 1986).

Действительно, пора, наконец, сделать книги автора "Вавилонской библиотеки" достоянием библиотек попроще - наших, обыкновенных, российских. Настоящее собрание сочинений, подготовленное на основе выпущенного в 1990-х годах, с дополнениями и исправлениями, - прекрасный вариант для полноценного укомплектования фонда Борхесом.

В самом деле: ещё двадцать лет назад в СССР Борхеса не очень-то жаловали. Характеристика из "Краткой литературной энциклопедии" была как тавро: "проповедник идей буржуазного декаданса", его фантастические рассказы проникнуты "мистикой и неверием в человека". В советское время любая публикация Борхеса была если не подвигом, то во всяком случае - нелёгким трудом (каждое его сочинение поистине просачивалось на страницы немногих антологий). Так, в 1982 году отважные Сергей Гончаренко и Борис Дубин виртуозно поместили стихотворения Борхеса (и его литературного ученика Альберто Хирри) в очередной сборник памятной "прогрессовской" серии "Из национальной поэзии" - посвященный Аргентине. Через два года состоялся и полноценный книжный дебют Борхеса в нашей стране (здесь проявили волю дамы - незабвенная Инна Арташесовна Тертерян и переводчица Маргарита Ивановна Былинкина). Хотя книжечка была и маленькая, тоже в знаменитой тогдашней серии "Библиотека журнала "Иностранная литература"", она мгновенно стала интеллектуальным (ну, не "бестселлером", тогда - выпустили 50 тысяч экземпляров, и точка) бестридом, что ли. Читали её нарасхват, как несколько лет до того "Сто лет одиночества" и "Цветы зла"...

А потом Борхес умер - в Женеве, а у нас началась перестройка, и его стали помногу переводить и печатать... Его имя мгновенно вошло в обойму интеллектуальной лексики, без упоминаний о Борхесе не обходилось никакое мероприятие, относящееся к литературе или к культуре в целом.

Несколько его метких суждений были затёрты до лоска, стали расхожими. Жизнь есть сон, снящийся Богу.

стр. 50

Реальность - одна из ипостасей сна. Быть может, всемирная история - всего лишь история нескольких метафор.

Демократия - это злоупотребление статистикой.

Литература - это управляемое сновидение. И даже:

Мы уже не верим в прогресс - разве это не прогресс?

Тем не менее, куда важнее увидеть за чертами чудаковатого гения гения титанического, создавшего в своём мозаичном, внешне несерьёзном наследии - рассказики, эссе, стихотворения - провидческий образ новой интеллектуальной реальности.

Бросая радикальный вызов самоценности мыслительных построений индивида, так называемому дискурсу во всех его проявлениях, Борхес предложил свои подходы к космосу реальности в знаменитой ныне миниатюре "Четыре цикла".

Историй всего четыре. Одна, самая старая - об укреплённом городе, который штурмуют и обороняют герои. То есть "Илиада".

Вторая история, связанная с первой, - о возвращении. Об Улиссе, после десяти лет скитаний по грозным морям и остановок на зачарованных островах приплывшем к родной Итаке. <...>

Третья история - о поиске. Можно считать её вариантом предыдущей. Это Ясон, плывущий за золотым руном. Правда, добавляет Борхес, в прошлом любое начинание завершалось удачей. Один герой похищал в итоге золотые яблоки Другому в итоге удавалось захватить Грааль. Теперь поиски обречены на провал. Капитан Ахав попадает в кита, но кит его всё-таки уничтожает; героев Джеймса и Кафки может ждать только поражение.

И наконец: последняя история - о самоубийстве Бога. Атис во Фригии калечит и убивает себя; <...> Христа распинают римские легионеры.

Историй всего четыре, - заканчивает Борхес, хотя, как видно, он готов свести их число и до трёх. - И сколько бы времени нам ни осталось, мы будем пересказывать их - в том или ином виде.

Полузатерянная, не находимая сразу в собрании сочинений, эта, казалось бы, всё упрощающая миниатюра, в действительности, становится универсальным эталоном, приложимым ко всей литературе как к словесному действию, если угодно, дискурсу без дискурса. И к Борхесу самому в первую очередь, он собственно на таком подходе, как единственно производительном, и настаивает.

В другом своём ключевом произведении, рассказе "Сад расходящихся тропок" (мне кажется более точным, хотя, может быть, и не столь изящным, перевод заглавия как "Сад, где ветвятся дорожки") Борхес под внешностью детективной новеллы (или, точнее, военно-приключенческой) дал совершенно необходимый контрапункт к своим "Четырём циклам", противопоставил предопределённости и ограниченности событий непредусмотренность и эмоциональную сокрушительность человеческого действия.

стр. 51

Историй всего четыре, или даже три, но они бесконечно ветвятся между собой, создавая перед каждым наблюдателем (читателем) особое пространство вымысла, вроде бы впервые описанного именно Борхесом, но не Борхесом выдуманного. "Тонкий и бесцельный лабиринт", по его же определению в стихотворении "О множественности вещей" (перевод Б. Дубина). Но "бесцельный", хочется думать, не потому, что никудышный и никому не нужный, а потому, что этот вымышленный и реальный вместе с тем мир существует над целями и расчётами. Потому Борхес так и любит библиотеку, что это, может быть, единственное на земле место, где удаётся хоть как-то уловить (в каждом тексте, в каждой книге) и собрать воедино ирреальность реального. Вокруг этого всё у Борхеса и обращается. Вот он описывает одного такого героя, думавшего "найти исцеление в книгах" (новелла "Everything and nothing" - "Всё и ничто"), а завершает так:

... накануне или после смерти он предстал перед Господом и обратился к нему со словами: - Я, бывший всуе столькими людьми, хочу стать одним - собой. - И глас Творца ответил ему из бури: - Я тоже не я; я выдумал этот мир, как ты свои созданья, Шекспир мой, и один из призраков моего сна - ты, подобный мнеу который суть всё и никто.

Будто предчувствуя множество споров и толкований, которые вызывают его произведения, Борхес объявил однажды: Оригинал неверен по отношению к переводу. В данном случае это авторское суждение применительно к его собственному творчеству следует понимать как его согласие на существование, наряду с Борхесом как таковым, Борхеса английского, немецкого и, как теперь мы можем с полным основанием утверждать, Борхеса русского.

При покупке энциклопедии



Вот оно, исполинское Брокгаузово творенье:
изобилье и тяжесть томов с приложением тома карт,
вся немецкая истовость,
неоплатоники и гностицизм,
первородный Адам и Адам из Бремена,
тигры и татарва,
четкость печати и синева морей,
память времен и лабиринты времени,
истины и ошибки,
помесь всего со всем, неохватная для любого,
итог многолетних бдений.
А в придачу - беспомощные глаза,
непослушные пальцы,
неразборчивые страницы,
зыбкая мгла слепоты и стирающиеся стены.
Но еще и новый обряд
среди прежних, зовущихся домом,
новая тяга и новая близость,
эта таинственная любовь ко всему,
существующую без нас и помимо друг друга.


Один из снов



В одной из пустынь Ирана стоит невысокая
каменная башня без дверей и окон. Внутри
- единственная каморка (с круглым земляным
полом), а в ней - деревянный стол и скамья. В
этом круглом застенке похожий на меня
человек непонятными буквами пишет поэму о
человеке, который в другом круглом застенке
пишет поэму о человеке, который в другом
круглом застенке... Занятию нет конца, и никто
никогда не прочтет написанного.


Перевод Б. Дубина


© libmonster.ru

Постоянный адрес данной публикации:

https://libmonster.ru/m/articles/view/БОРХЕС-Х-Л-СОБРАНИЕ-СОЧИНЕНИЙ-В-4-Т

Похожие публикации: LРоссия LWorld Y G


Публикатор:

Konstantin SenatorovКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: https://libmonster.ru/Senatorov

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

С. Ф. ДМИТРЕНКО, БОРХЕС Х. Л. СОБРАНИЕ СОЧИНЕНИЙ: В 4 Т. // Москва: Либмонстр Россия (LIBMONSTER.RU). Дата обновления: 29.09.2015. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/БОРХЕС-Х-Л-СОБРАНИЕ-СОЧИНЕНИЙ-В-4-Т (дата обращения: 29.03.2024).

Найденный поисковым роботом источник:


Автор(ы) публикации - С. Ф. ДМИТРЕНКО:

С. Ф. ДМИТРЕНКО → другие работы, поиск: Либмонстр - РоссияЛибмонстр - мирGoogleYandex

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Похожие темы
Публикатор
Konstantin Senatorov
Актобэ, Казахстан
1505 просмотров рейтинг
29.09.2015 (3103 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
0 голос(а,ов)
Похожие статьи
ЛЕТОПИСЬ РОССИЙСКО-ТУРЕЦКИХ ОТНОШЕНИЙ
Каталог: Политология 
10 часов(а) назад · от Zakhar Prilepin
Стихи, находки, древние поделки
Каталог: Разное 
ЦИТАТИ З ВОСЬМИКНИЖЖЯ В РАННІХ ДАВНЬОРУСЬКИХ ЛІТОПИСАХ, АБО ЯК ЗМІНЮЄТЬСЯ СМИСЛ ІСТОРИЧНИХ ПОВІДОМЛЕНЬ
Каталог: История 
3 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
Туристы едут, жилье дорожает, Солнце - бесплатное
Каталог: Экономика 
4 дней(я) назад · от Россия Онлайн
ТУРЦИЯ: МАРАФОН НА ПУТИ В ЕВРОПУ
Каталог: Политология 
5 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
ТУРЕЦКИЙ ТЕАТР И РУССКОЕ ТЕАТРАЛЬНОЕ ИСКУССТВО
7 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
Произведём расчёт виртуального нейтронного астрономического объекта значением размера 〖1m〗^3. Найдём скрытые сущности частиц, энергии и массы. Найдём квантовые значения нейтронного ядра. Найдём энергию удержания нейтрона в этом объекте, которая является энергией удержания нейтронных ядер, астрономических объектов. Рассмотрим физику распада нейтронного ядра. Уточним образование зоны распада ядра и зоны синтеза ядра. Каким образом эти зоны регулируют скорость излучения нейтронов из ядра. Как образуется материя ядра элементов, которая является своеобразной “шубой” любого астрономического объекта. Эта материя является видимой частью Вселенной.
Каталог: Физика 
8 дней(я) назад · от Владимир Груздов
Стихи, находки, артефакты
Каталог: Разное 
8 дней(я) назад · от Денис Николайчиков
ГОД КИНО В РОССИЙСКО-ЯПОНСКИХ ОТНОШЕНИЯХ
8 дней(я) назад · от Вадим Казаков
Несправедливо! Кощунственно! Мерзко! Тема: Сколько россиян считают себя счастливыми и чего им не хватает? По данным опроса ФОМ РФ, 38% граждан РФ чувствуют себя счастливыми. 5% - не чувствуют себя счастливыми. Статистическая погрешность 3,5 %. (Радио Спутник, 19.03.2024, Встречаем Зарю. 07:04 мск, из 114 мин >31:42-53:40
Каталог: История 
9 дней(я) назад · от Анатолий Дмитриев

Новые публикации:

Популярные у читателей:

Новинки из других стран:

LIBMONSTER.RU - Цифровая библиотека России

Создайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Сохраните навсегда своё авторское Наследие в цифровом виде. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора.
Партнёры библиотеки
БОРХЕС Х. Л. СОБРАНИЕ СОЧИНЕНИЙ: В 4 Т.
 

Контакты редакции
Чат авторов: RU LIVE: Мы в соцсетях:

О проекте · Новости · Реклама

Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)
Сохраняя наследие России


LIBMONSTER NETWORK ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА

Россия Беларусь Украина Казахстан Молдова Таджикистан Эстония Россия-2 Беларусь-2
США-Великобритания Швеция Сербия

Создавайте и храните на Либмонстре свою авторскую коллекцию: статьи, книги, исследования. Либмонстр распространит Ваши труды по всему миру (через сеть филиалов, библиотеки-партнеры, поисковики, соцсети). Вы сможете делиться ссылкой на свой профиль с коллегами, учениками, читателями и другими заинтересованными лицами, чтобы ознакомить их со своим авторским наследием. После регистрации в Вашем распоряжении - более 100 инструментов для создания собственной авторской коллекции. Это бесплатно: так было, так есть и так будет всегда.

Скачать приложение для Android