Libmonster ID: RU-10409
Автор(ы) публикации: М. Юраго

К весне 1921 г., отстояв в гражданской ноше свою свободу и государственную независимость, Советская республика получала возможность использовать временную передышку для восстановления народного хозяйства и укрепления обороноспособности страны. Экономическое положение страны было "раине тяжёлым. "Россия из войны вышла в таком положения, что её состояние больше всего похоже на состояние человека, которого избили до полусмерти: Семь лет колотили её, и тут, дай бог, с костылями двигаться! Вот мы в каком положение"1 , - говорил Ленин, оценивая экономическое положение страны.

В тяжёлом состоянии находился крупнейший революционный и промышленный центр России- Петроград. На его долю выпала честь не только отстаивать свою независимость от посягательств интервентов, но и быть прочной базой, откуда партия черпала кадры, необходимые дли всей страны.

Стращающий от голода, оторванный от источников сырья и топлива, с почтя остановившейся промышленностью, героический Петроград оборонялся от наступавших немцев и Юденича и одновременно посылал своих лучших сынов на Восточный и Южный фронты. Питерские рабочих можно было встретить на польском фронте, под Царицыном; питерские рабочие вели борьбу с кулаками и спекулянтами, когда борьба за хлеб стала борьбой за социализм.

Общее количество населения Петрограда сократилось до 1 /3 по сравнению с довоенным временем. Если накануне войны 1914 - 1917 гг. в Петрограде насчитывалось 2217 тыс. жителей, то к концу 1920 г. осталось всего 720 тысяч2 . В связи с эвакуацией части промышленности, остановкой фабрик и заводов из-за отсутствия сырья и топлива и, наконец, на почве голода многие рабочие уезжали в деревню. Сокращение количества рабочих в Петрограде принимало угрожающий характер. На фабрике "Скороход" в 1916 г. насчитывалось 4500 рабочих, к 1921 г. осталось меньше тысячи. На заводе Симменс-Шуккерт ("Электросила") из тысячи человек осталось всего 359, на Невском заводе (ныне завод имени Ленина) из 6 тыс. - только 300 человек; на


1 Ленин. Соч. Т. XXVI, стр. 245.

2 Статистический сборник по Петрограду и Петроградской губернии, стр. 14. Петроград. 1923.

стр. 34

заводе "Промет" было 22% необходимого количества рабочих. По ведущим отраслям петроградской промышленности общее количество рабочей силы по сравнению с довоенным снизилось на предприятиях по обработке металла до 34,2%, по обработке дерева - до 23,3%, по обработке волокнистых веществ -до 13,2%, в химической промышленности - до 28,5%, по обработке минеральных веществ - до 22,1% и т. д.1 .

Создавалась опасность ослабления классовой базы диктатуры пролетариата. "К 1921 году мы видел", что после окончания борьбы с внешними врагами самой главной опасностью, самым большим злом, - писал Ленин, - стало то, что мы непрерывную производственную работу в крупнейших предприятиях, которые остались у нас в небольшом числе, обеспечить не могли. Это основное. Без такой экономической базы, прочной политической власти у рабочего класса быть не может" 2 .

Положение с сырьём я топливом было не менее катастрофическим. Завод Симменс-Шуккерт получал 30% необходимого количества меди, 25% бензина, 2% изолировочного материала. Температура в мастерских равнялась 0 - 20 . Нередко работа прекращалась из-за отсутствия смазочных веществ. Подшипники подъемных кранов приходилось засыпать солью, пропитанной нефтью, чтобы предохранять машины от перегреваний. Отсутствие необходимого сырья и материала приводило к тому, что даже небольшая часть работавших заводов была загружена в минимальной степени. Судостроительный Балтийский завод был использован только на 40%; гигант машиностроительной индустрии - Обуховский завод - на 15%3 . До 1914 г. металлопромышленность составляла 40% общего промышленного бюджета Петрограда, в 1921 г. - всего 17% 4 .

О состояния многих предприятий петроградской промышленности можно судить по отчёту директора завода бывш. Фаворского: "Двери и окна помещения были полуоткрыты, материал: развален и занесён снегом. Всюду грязь, мусор... Двигатель заржавел. Водопроводные трубы замёрзли. Горны почти разрушены. Электромоторы отсутствовали. Ремни и шкивы были сняты. В литейной печи разрушены" 5 .

Железнодорожный и водный транспорт не обеспечивал необходимых перевозок, паровозы и суда нуждались в срочном ремонте, Из 1886 паровозов Петроградского железнодорожного узла 1120 полностью или частично выбыли из строя; из 1013 паровых судов в эксплоатации было меньше половины6 .

Но даже в это трудное время, с подорванными экономическими силами, Петроград продолжал оставаться ведущим политическим центром нашей страны. В конце 1920 и начале 1921 г., когда всё внимание было обращено на восстановление Донбасса, Центральный комитет партии и "Правда" призывали московских и питерских металлистов показать пример практической помощи Донбассу.

Задача восстановления петроградской промышленности решалась о условиях обострённой классовой борьбы. Враги рабочего класса, используя трудности, создавшиеся в стране: голод, усталость некоторой часта рабочих, - вели активную контрреволюционную деятельность. В марте 1921 г. в Кронштадте вспыхнул контрреволюционный мятеж. Для подавления этого мятежа от Петрограда потребовалось большое напряжение сил.

Летом 1921 г. в Петрограде был раскрыт контрреволюционный "Областной комитет союза освобождения России", - связанный с иностранной разведкой и готовивший вооружённое восстание. Массовые пожары в Петрограде в 1921 г. также были проявлением контрреволюционной борьбы.

В такой сложной обстановке, преодолевая сопротивление классового врага, петроградский пролетариат начал напряжённую будничную работу по восстановлению народного хозяйства. Революционная сознательность, дисциплина и самоотверженный труд питерских рабочих, проявленные в восстановительный период, полумиля заслуженную оценку в обращении X съезда партия "Рабочим Петрограда": "Российская Коммунистическая партия, вышедшая из недр рабочего класса, всегда имевшая крепкую, братской общей кровью и общими стращаннями спаянную связь с рабочими массами Петрограда, первого города Великой русской революции, шлёт привет петроградским рабочим и работницам и призывает весь пролетариат Петрограда твёрдо, до конца стоять за то, что ценою великих жертв было завоёвано четыре года тому назад. Съезд уверен, что пролетариат Петрограда и впредь будет для всей трудовой России и пролетариата всего мира образцом революционной выдержки, трудовой дисциплины, величайшей преданности делу пролетарской революции и незыблемой опорой власти Советов"7 .

Вопросы восстановления промышленности были в центре внимания партийной организации и, всей общественности Петрограда

6 апреля 1921 г. решением президиума Петроградского совета народного хозяйства была создана комиссия, которой было поручено обследовать состояние пепроград-


1 Статистический сборник по Петрограду "Петроградской губернии, стр. 40 - 41 Пегроград. 1923.

2 Ленин. Соч. Т. XXVI, стр. 394.

3 Архив Октябрьской Революции (АОР). Союз металлистов, 1923 г. св. 99. д. N 41, л. 5.

4 Там же, св. 95, д. N 5, л. 1.

5 Там же, 1921 г., св. 16, д. 51, л. 3.

6 Хозяйственный обзор Северозападной области за 1921 - 1922 г., стр. 161. Петроград. 1923.

7 ВКП(б) в резолюциях. Ч. 1 -я, стр. 404. 1936.

стр. 35

ской промышленности и представить планы восстановления предприятий, Производственные вопросы широко обсуждались на заводских и городских собраниях рабочих. Общегородское совещание представителей рабочих, происходившее 10 апреля во Дворце труда, единодушно одобрило решение восстановить петроградские предприятия. Попытка меньшевиков и эсеров сорвать работу совещания окончилась поражением. В ответ на их вылазку рабочий завода Симменс-Шуккерт заявил: "Мы пришли сюда отнюдь не для того, чтобы пустить к власти меньшевиков. Пусть они не суются. Они себя достаточно показали, и "уменье" их известно. Мы, беспартийные, явились по зову коммунистической партии, мы пришли к коммунистам, чтобы взяться с ними за общую работу" 1 . Совещание примяло наказ, обсуждавшийся до этого на 500 предприятиях Петрограда: "Рабочие обязуются сделать всё возможное для борьбы с холодом и голодом у станков, понимая, что намеченное может быть осуществлено в полной мере лишь путём упорной и длительной работы в этом направлении всех рабочих и их организаций"2 .

С 9 по 16 мая на предприятиях и в учреждениях была проведена санитарная неделя по очистке от мусора и нечистот. Рабочие, пережившие 1918 - 1920 гг. в Петрограде, не считаясь с ограниченностью продовольственного пайка, усердно принялись за работу. Старые, кадровые пролетарии, сохранившие от расхищения и гибели заводское имущество, готовы были своим дыханием отогревать замёрзшие станки, чтобы снова почувствовать пульс жизни родного завода.

Рабочие Путиловского завода работали у горячих печей с рогожными обмотками на ногах вместо сапог. Каждый неверный шаг мог повлечь за собой сильнейший ожог и даже смерть. Но, рискуя своей жизнью, путиловцы работали круглые сутки, оживляя мёртвые цехи, и мастерские. Вокруг старых рабочих группировались новички, осваивавшие специальности, связанные с восстановлением.

Один из старых рабочих завода имени Ленина вспоминает: "В этот период мы были и слесарями, и токарями, и мастерами, и чернорабочими. Не хватало рабочих нужной квалификации, а работу выполнять надо. Выход из этого положения был таков: требовался нам сверловщик, мы ставим рабочего к сверлу и обучаем" Проходит а нём надобность, перебрасываем на другую работу" 3 .

"Красная газета" писала о рабочих стекольного завода; "Рабочие бросаются в мае месяце на заготовку дров, ремонтируют завод. Инвалиды и те втягиваются в работу, и их "силами ремонтируется стеклоплавильная печь. Получив в последний раз по 11 ф. овса в мае месяце, рабочие не получают ничего в течение всего лета. Но работают не покладая рук. В конце концов привели свое родное убежище в боевую готовность... 10 сентября завод пустили"4 .

С новой силой вспыхнуло чувство любви и гордости за свой завод. Один из старых рабочих Невского завода, критикуя на пленуме завкома плохое качество ремонта судов, призывал бороться за честь марки завода; "Если о таком ремонте станут говорить в высших органах, то "е будет особенного труда опять закрыть наш завод. Скажут, что Невский завод только и думает о провизии, об открытии швейной и сапожной мастерских, а своего дела не знает. Уж пусть тогда он примется за починку сапог, если у него дело да излаживается, а ремонт судов передать тем, кто умеет их делать. А ведь у нее сохранились старые рабочие я мастера. А как мы делаем? Кое-что слепим, кое-что залепим и пустили. Дошёл буксир до Финляндского моста, даёт тревожные гудки - авария. Спасайтесь, люди добрые, с парохода, вышедшего из ремонта Невского завода... Ремонт буксиров - право На жизнь завода"5 .

Восстановление петроградской промышленности и организация бесперебойной работы предприятий весной 1921 г, зависели прежде всего от преодоления топливного кризиса, Город получал лишь 48 млн. пудов угля вместо (необходимых ему 130 млн. пудов. О кризисном положении с топливом в Петрограде можно судить но следующей телеграмме Петроградского губкома РКП(б) Ленину: "1. Запас топлива в Петрограде в данное время исчерпан. Обеспечен топливом на короткое время лишь водопровод. 2. Подвоз нефти в количестве 195 цистерн обеспечивает на ближайшее время лишь группу "водосвет", 3. Поступление дров из 60-вёрстки, а тем более из массивов прилегающих к Петербургской губернии пяти смежных губерний (Олонецкая, Череповецкая, Тверская, Новгородская и Псковская) может быть налажено не сразу. Требуется подготовительная работа в 2 - 3 недели. 4. Поступление угля из Мурманска может лишь немного облегчить положение, но не раньше как через 2 - 3 недели. 5. Такое положение вещей стоят перед необходимостью сокращения производства" 6 .

Решением исполкома Петроградского совета была образована чрезвычайная пятёрка по топливу, облечённая широкими полномочиями. Тысячи рабочих Петрограда принимали участие в субботниках по выгрузке дров. За два субботника в январе 1921 г. было выгружено 1328 кубометров дров и получено от разбора старых домов


1 "Красная газета" от 14 апреля 1921 года.

2 АОР. Союз металлистов, 1921 год, св. 26, д. 71, л. 71.

3 Рукописный отдел Института истории ВКП(б). Завод имени Ленина, св. 8, д. N 74, л. 14.

4 "Красная газета" от 25 ноября 1921 года.

5 Рукописный отдел Института истории ВКП(б). Завод имени Ленина, св. 8, д. N 74, л. 5.

6 "Красная летопись" N 4 (37) за 1930 г., стр. 80.

стр. 36

298 кубометров. Но эти меры не улучшили положения. 27 мая 64 предприятия прекратили работу на 2 неделя, в том числе судостроительная верфь Путиловского завода, "Треугольник", "Феникс" и др.

Учитывая общегосударственное значение петроградской промышленности, Всероссийский центральный исполнительный комитет 1 июня 1921 г. опубликовал постановление об оказании помощи Петрограду, ВЦИК поручал Совету труда и обороны в недельный срок определить производственное положение Петрограда в общем хозяйственном плане России, обязывал все наркоматы согласовать свою политику с основным положением, которое будет выработано по данному вопросу, устанавливал ответственность всех правительственных Учреждений за проводимую ими политику по отношению к Петрограду 1 .

Всероссийский центральный исполнительный комитет также принял меры практической помощи Петрограду. За Петроградом закреплялись 18,9 млн. пудов угля, ввозимого из-за границы. В области продовольственного снабжения петроградские рабочие был" у размены с московскими. Было принято решение прекратить вывоз из Петрограда технического оборудования и квалифицированной рабочей силы, усилить работу на Волховстрое, возвратить квалифицированных рабочих, откомандированных на работу в провинцию. Для проведения в жизнь намеченных мероприятий была создана постоянная комиссия помощи Петрограду во главе с Лениным.

М. И. Калинин обратился к трудящимся страны с призывом помочь Петрограду: "Если мы Красному Питеру не поможем, то мы раскуем потерять один из важнейших промышленных городов. Не допускайте, чтобы Петроград отступал на хозяйственном фронте на радость международной шайке белогвардейцев, помещиков я капиталистов. Организуйте комитеты помощи Петрограду!"2 .

Помощь и внимание, оказанные Петрограду, имели большое значение для восстановления промышленности и для поддержания морального состояния питерских рабочих.

Параллельно с размораживанием заводов, очищением и ремонтом мастерских шло энергичное собирание рабочей силы. В первую очередь для нужд восстановительных работ были использованы безработные, числившиеся на учёте государственного отдела труда. За 1921 г. на работы были посланы 78 772 мужчины и 51 708 женщин. Но это мероприятие не разрешило проблему кадров, так как большая часть их состояла из чернорабочих и служащих. Общегородское совещание представителей фабрик и заводов и особое совещание областного экономического совета наметили ряд мероприятий по мобилизации квалифицированных рабочих. Было решено отозвать из учреждений специалистов, перешедших на работу в хозяйственный и советский аппарат, вернуть из других предприятий рабочих, занятых не по своей специальности, написать письма рабочим, уехавшим в деревню, и подготовить новые кадры в соответствующих школах при заводах. Рабочие завода Розенкранца обратились с воззванием "Ко всем бывшим работникам завода": "Завод Розенкранца включён в первую группу ударных заводов на восстановление транспорта. Все, кому дорога победа над транспортной разрухой, победа над голодом и холодом, спешите на завод или сообщите срочно свои адреса и место службы" 3 , Одновременно заводоуправление командировало своего сотрудника в Смоленскую губернию, откуда в дореволюционное время вербовались рабочие. Тщательно выясняя местонахождение старых рабочих-специалистов, заводоуправление настойчиво требовало их возвращения. В результате на завод вернулись опытные кадровики с завода Кольчугина, из Нижнего Новгорода, с Урала и из других мест. Отдельные рабочие, узнав о возобновления работ, возвращались на завод. Так постепенно собирался старый костяк питерских пролетариев: металлистов, текстильщиков, деревообделочников, работников полиграфической промышленности и др.

Борьба за возрождение Петрограда как экономического центра была не мыслима без восстановления Петроградского порта, единственного советского порта на Балтийском море, оставшегося после империалистической войны 1914 - 1918 годов. К 1920 г. работа в порту совершенно прекратилась. Бассейны обмелели и были загромождены затонувшими судами, причальные линия были размыты, портовые сооружения пришли в негодность.

23 марта 1921 г. президиум Петроградского совета народного хозяйства принял решение: "Признать работы по восстановлению товаропропускной способности Петроградского порта, в связи с открытием навигации, имеющими исключительный характер государственной важности" 4 . Рабочим и служащим порта предоставлялись все преимущества ударных предприятий. Отделы снабжения и секции Петроградского совета были обязаны "предоставлять для работ, связанных с восстановлением порта, вне всякой очереди потребные материалы"5 . Было решено ходатайствовать о срочном воз вращении из Архангельска отправленных туда в своё время лебёдок, причальных бочек и прочего портового оборудования.

Петроградский Порт начал работу, имея лишь один буксир. Не было ни бочек, ни лопат, ни тросов, ни достаточного количества корзин для выгрузки угля; грузовых барж было всего 6, электрических выгружателей для угля - только 4. Ни один европейский порт при таких условиях не рискнул бы на приёмку пароходов. Но в помощь советскому порту были мобилизованы все силы Петрограда. В течение всей


1 "Правда" от 1 июня 1921 года.

2 "Правда" от 17 июня 1921 года.

3 Рукописный отдел Института истории ВКП(б), св, 7, д. N 17. л. 83.

4 АОР. Фонд полиграфической промышленности, 1921 г., св. 11, д. N 4, л. 6.

5 Там же.

стр. 37

навигации вопросы порта не сходили в повесток дня всех учреждений и организаций, имевших к нему прямое или косвенное отношение. Население Петрограда принимало большое участие в восстановление порта.

Наряду с очисткой дна и углубленней фарватера происходили ремонт землечерпательных машин, причальных бочек, завинчивание мертвых якорей, строились пристани и эстакады, ремонтировались склады, пакгаузы и подъездные пути.

В результате напряжённой работы Петроградский порт, бездействовавший в продолжение семи лет, быстро ожил. 27 мая он принял из Голландии первый иностранный пароход - "Александр Польдер", Прибывавшие пароходы нужно было срочно разгружать, так как простои оплачивались золотом. Работники порта понимали, что своевременная приёмка пароходов имеет и политическое значение, и иностранные суда в порту не задерживались. Первый пароход, прибывший в порт, был разгружен в два дня вместо пяти по плану, За навигацию прибыло 308 иностранных судов.

Работа на многих заводах Петрограда началась параллельно их восстановлению - с весны 1921 г., - но шла с больший перебоями. Враги партии и народа, пробравшиеся на руководящие посты, проповедовали троцкистскую "теорию" нецелесообразности восстановления и развития петроградской промышленности, как якобы искусственно созданной. Зиновьев и его единомышленники предлагали закрыть ряд заводов в Петрограде, как якобы нерентабельные. Многие заказы на ремонт судов, паровозов, электростанций, которые могли быть успешно выполнены на месте, были отправлены заграницу Петроградские заводы, вписавшие славную страницу в историю экономического к политического развития России, теряли свое производственное лицо. Путиловский завод, еще до революции производивший машины, в 1921 г. выпускал напильники. Дизельный завод "Айваз" начал производить топоры и колёса. Когда приступали к восстановлению телефонной станции, петроградские машиностроительные заводы получили лишь заказ на изготовление 100 отвёрток, заказ на остальное оборудование был отправлен заграницу. Невский машиностроительный завод за весь 1921 г. отремонтировал только 5 паровозов1 .

Заказы приходилось брать с бою. Суда трального флота "Совет" и "Карл Маркс" должны были быть переданы для ремонта в Германию. И только после больших усилий заводоуправления и рабочих организаций Балтийского завода заказ получили балтийцы.

Низовые партийныее организации подвергали жесточайшей критике политику зиновьевских руководителей Петроградского совета и Петроградского губкома партии, Рабочие на своих собраниях выражали недовольство политикой "руководителей", не заботившихся о поддержания своей отечественной промышленности. На конференции союза металлистов в июне 1922 г. была принята следующая резолюция: "Необходимо урегулировать вопрос о заграничных заказах. Предоставить питерским заводам те заказы, которые они в состоянии выполнить с не меньшим успехом, чем заграничные заводы"2 .

В резолюции Всероссийского съезда металлистов говорилось; "В особенности съезд обращает внимание ЦК ВСРМ на необходимость поддержания питерской металлопромышленности в отношении получения оборотных средств и заказов"3 . Только после протеста заводов, рабочих и центральных профсоюзных организаций положение изменилось. Договоры с Германией на ремонт паровозов были аннулированы, и заказы были переданы петроградским заводам. Путиловский завод получил первые заказы на пневматическое оборудование железнодорожных мастерских. Изготовление частей для табачных машин было передано заводу "Айваз", Заказы для турбинного производства получил металлический завод (ныне завод имени Сталина), на ремонт ледоколов "Ермак" и "Трувор" - Балтийский завод. Так начиналось настоящее возрождение петроградских заводов, будущих гигантов социалистической индустрии.

Выполнение первых заказов питерскими рабочими показало, что они справляются с возложенной на них ответственной работой. Рабочие Балтийского завода, получив первые крупные заказы, отказывались от воскресного отдыха для того, чтобы разгрузить машинные части ремонтируемых судов.

10 августа 1922 г. Невский завод в рекордный срок выпустил первый товарный паровоз. Стоимость его не превышала довоенную и была ниже стоимости паровозов, изготовляемых заграницей. Это бил первый паровоз, выпушенный в Петрограде; им по праву гордились рабочие Невского завода. "В паровозостроительной мастерской Невского завода стоит сейчас под навесом совершенно готовый красавец типа 0 - 5 - 0 серии "Э", от котла до последней заклёпки построенный на заводе республики. Это наш паровоз"4 , - писала петроградская газета.

О качестве первого паровоза можно судить по выводам инспекции по приёмке паровоза, После первой проверки комиссия просила ВСНХ признать это испытание окончательным, так как пробег паровоза 0 - 5 - 0 дал прекрасные результаты.

Движение за производство советского паровоза, начавшееся на Невском заводе, было поддержано, и 21 декабря 1922 г. заводу был дан заказ на постройку новых и ремонт старых паровозов.

Питерские металлисты своими производственными успехами заставили президиум Петроградского губернского совета профсоюзов осудить вредную политику, направ-


1 Рукописный отдел Института истории ВКП(б), св. 8, д. N 74, л. 7.

2 АОР. Союз металлистов, 113 св. 45, д. N 6, л. 1.

3 Там же, ф. 113, св. 114, д. N 9, л. 18.

4 "Красная газета" от 17 августа 1922 года.

стр. 38

ленную на свёртывание петроградской промышленности.

Ленинградская промышленность была сохранена. В годи сталинских пятилеток она получила дальнейшее блестящее развитие, Она сыграла в индустриализации страны, как говорит С. М. Киров на губернском съезде профсоюзов в ноябре 1926 г., "примерно, ту же самую роль, какую этот город и пролетарии Ленинграда сыграли во всех этапах нашей великой революции" 1 . Заводы, жизнь которых происками врагов революции была поставлена под удар в 1921 - 1923 гг., превратились в гиганты социалистической индустрии.

Эти успехи ленинградской промышленности явились генеральной проверкой революционных традиций, которые создавались в борьбе с врагами, в напряжённом труде питерских пролетариев, по частям собиравших свои заводы в суровые дни начального восстановительного периода 1921 - 1922 годов.


1 Киров С. Статьи, речи, документы, стр. 246. Партиздат. 1936.

Заглавие статьи Сообщения и публикации. БОРЬБА ЗА ВОССТАНОВЛЕНИЕ ПРОМЫШЛЕННОСТИ ПЕТРОГРАДА (1921 - 1923 гг.)
Автор(ы) М. Юраго
Источник Исторический журнал,  № 3, Март  1945, C. 34-39
Место издания Москва, СССР
Объем 26.1 Kbytes
Количество слов 3309
Постоянный адрес статьи http://dlib.eastview.com/browse/doc/7623965

Сообщения и публикации. БОРЬБА ЗА ВОССТАНОВЛЕНИЕ ПРОМЫШЛЕННОСТИ ПЕТРОГРАДА (1921 - 1923 гг.)

Автор: М. Юраго

К весне 1921 г., отстояв в гражданской ноше свою свободу и государственную независимость, Советская республика получала возможность использовать временную передышку для восстановления народного хозяйства и укрепления обороноспособности страны. Экономическое положение страны было "раине тяжёлым. "Россия из войны вышла в таком положения, что её состояние больше всего похоже на состояние человека, которого избили до полусмерти: Семь лет колотили её, и тут, дай бог, с костылями двигаться! Вот мы в каком положение"1 , - говорил Ленин, оценивая экономическое положение страны.

В тяжёлом состоянии находился крупнейший революционный и промышленный центр России- Петроград. На его долю выпала честь не только отстаивать свою независимость от посягательств интервентов, но и быть прочной базой, откуда партия черпала кадры, необходимые дли всей страны.

Стращающий от голода, оторванный от источников сырья и топлива, с почтя остановившейся промышленностью, героический Петроград оборонялся от наступавших немцев и Юденича и одновременно посылал своих лучших сынов на Восточный и Южный фронты. Питерские рабочих можно было встретить на польском фронте, под Царицыном; питерские рабочие вели борьбу с кулаками и спекулянтами, когда борьба за хлеб стала борьбой за социализм.

Общее количество населения Петрограда сократилось до 1 /3 по сравнению с довоенным временем. Если накануне войны 1914 - 1917 гг. в Петрограде насчитывалось 2217 тыс. жителей, то к концу 1920 г. осталось всего 720 тысяч2 . В связи с эвакуацией части промышленности, остановкой фабрик и заводов из-за отсутствия сырья и топлива и, наконец, на почве голода многие рабочие уезжали в деревню. Сокращение количества рабочих в Петрограде принимало угрожающий характер. На фабрике "Скороход" в 1916 г. насчитывалось 4500 рабочих, к 1921 г. осталось меньше тысячи. На заводе Симменс-Шуккерт ("Электросила") из тысячи человек осталось всего 359, на Невском заводе (ныне завод имени Ленина) из 6 тыс. - только 300 человек; на


1 Ленин. Соч. Т. XXVI, стр. 245.

2 Статистический сборник по Петрограду и Петроградской губернии, стр. 14. Петроград. 1923.

стр. 34

заводе "Промет" было 22% необходимого количества рабочих. По ведущим отраслям петроградской промышленности общее количество рабочей силы по сравнению с довоенным снизилось на предприятиях по обработке металла до 34,2%, по обработке дерева - до 23,3%, по обработке волокнистых веществ -до 13,2%, в химической промышленности - до 28,5%, по обработке минеральных веществ - до 22,1% и т. д.1 .

Создавалась опасность ослабления классовой базы диктатуры пролетариата. "К 1921 году мы видел", что после окончания борьбы с внешними врагами самой главной опасностью, самым большим злом, - писал Ленин, - стало то, что мы непрерывную производственную работу в крупнейших предприятиях, которые остались у нас в небольшом числе, обеспечить не могли. Это основное. Без такой экономической базы, прочной политической власти у рабочего класса быть не может" 2 .

Положение с сырьём я топливом было не менее катастрофическим. Завод Симменс-Шуккерт получал 30% необходимого количества меди, 25% бензина, 2% изолировочного материала. Температура в мастерских равнялась 0 - 20 . Нередко работа прекращалась из-за отсутствия смазочных веществ. Подшипники подъемных кранов приходилось засыпать солью, пропитанной нефтью, чтобы предохранять машины от перегреваний. Отсутствие необходимого сырья и материала приводило к тому, что даже небольшая часть работавших заводов была загружена в минимальной степени. Судостроительный Балтийский завод был использован только на 40%; гигант машиностроительной индустрии - Обуховский завод - на 15%3 . До 1914 г. металлопромышленность составляла 40% общего промышленного бюджета Петрограда, в 1921 г. - всего 17% 4 .

О состояния многих предприятий петроградской промышленности можно судить по отчёту директора завода бывш. Фаворского: "Двери и окна помещения были полуоткрыты, материал: развален и занесён снегом. Всюду грязь, мусор... Двигатель заржавел. Водопроводные трубы замёрзли. Горны почти разрушены. Электромоторы отсутствовали. Ремни и шкивы были сняты. В литейной печи разрушены" 5 .

Железнодорожный и водный транспорт не обеспечивал необходимых перевозок, паровозы и суда нуждались в срочном ремонте, Из 1886 паровозов Петроградского железнодорожного узла 1120 полностью или частично выбыли из строя; из 1013 паровых судов в эксплоатации было меньше половины6 .

Но даже в это трудное время, с подорванными экономическими силами, Петроград продолжал оставаться ведущим политическим центром нашей страны. В конце 1920 и начале 1921 г., когда всё внимание было обращено на восстановление Донбасса, Центральный комитет партии и "Правда" призывали московских и питерских металлистов показать пример практической помощи Донбассу.

Задача восстановления петроградской промышленности решалась о условиях обострённой классовой борьбы. Враги рабочего класса, используя трудности, создавшиеся в стране: голод, усталость некоторой часта рабочих, - вели активную контрреволюционную деятельность. В марте 1921 г. в Кронштадте вспыхнул контрреволюционный мятеж. Для подавления этого мятежа от Петрограда потребовалось большое напряжение сил.

Летом 1921 г. в Петрограде был раскрыт контрреволюционный "Областной комитет союза освобождения России", - связанный с иностранной разведкой и готовивший вооружённое восстание. Массовые пожары в Петрограде в 1921 г. также были проявлением контрреволюционной борьбы.

В такой сложной обстановке, преодолевая сопротивление классового врага, петроградский пролетариат начал напряжённую будничную работу по восстановлению народного хозяйства. Революционная сознательность, дисциплина и самоотверженный труд питерских рабочих, проявленные в восстановительный период, полумиля заслуженную оценку в обращении X съезда партия "Рабочим Петрограда": "Российская Коммунистическая партия, вышедшая из недр рабочего класса, всегда имевшая крепкую, братской общей кровью и общими стращаннями спаянную связь с рабочими массами Петрограда, первого города Великой русской революции, шлёт привет петроградским рабочим и работницам и призывает весь пролетариат Петрограда твёрдо, до конца стоять за то, что ценою великих жертв было завоёвано четыре года тому назад. Съезд уверен, что пролетариат Петрограда и впредь будет для всей трудовой России и пролетариата всего мира образцом революционной выдержки, трудовой дисциплины, величайшей преданности делу пролетарской революции и незыблемой опорой власти Советов"7 .

Вопросы восстановления промышленности были в центре внимания партийной организации и, всей общественности Петрограда

6 апреля 1921 г. решением президиума Петроградского совета народного хозяйства была создана комиссия, которой было поручено обследовать состояние пепроград-


1 Статистический сборник по Петрограду "Петроградской губернии, стр. 40 - 41 Пегроград. 1923.

2 Ленин. Соч. Т. XXVI, стр. 394.

3 Архив Октябрьской Революции (АОР). Союз металлистов, 1923 г. св. 99. д. N 41, л. 5.

4 Там же, св. 95, д. N 5, л. 1.

5 Там же, 1921 г., св. 16, д. 51, л. 3.

6 Хозяйственный обзор Северозападной области за 1921 - 1922 г., стр. 161. Петроград. 1923.

7 ВКП(б) в резолюциях. Ч. 1 -я, стр. 404. 1936.

стр. 35

ской промышленности и представить планы восстановления предприятий, Производственные вопросы широко обсуждались на заводских и городских собраниях рабочих. Общегородское совещание представителей рабочих, происходившее 10 апреля во Дворце труда, единодушно одобрило решение восстановить петроградские предприятия. Попытка меньшевиков и эсеров сорвать работу совещания окончилась поражением. В ответ на их вылазку рабочий завода Симменс-Шуккерт заявил: "Мы пришли сюда отнюдь не для того, чтобы пустить к власти меньшевиков. Пусть они не суются. Они себя достаточно показали, и "уменье" их известно. Мы, беспартийные, явились по зову коммунистической партии, мы пришли к коммунистам, чтобы взяться с ними за общую работу" 1 . Совещание примяло наказ, обсуждавшийся до этого на 500 предприятиях Петрограда: "Рабочие обязуются сделать всё возможное для борьбы с холодом и голодом у станков, понимая, что намеченное может быть осуществлено в полной мере лишь путём упорной и длительной работы в этом направлении всех рабочих и их организаций"2 .

С 9 по 16 мая на предприятиях и в учреждениях была проведена санитарная неделя по очистке от мусора и нечистот. Рабочие, пережившие 1918 - 1920 гг. в Петрограде, не считаясь с ограниченностью продовольственного пайка, усердно принялись за работу. Старые, кадровые пролетарии, сохранившие от расхищения и гибели заводское имущество, готовы были своим дыханием отогревать замёрзшие станки, чтобы снова почувствовать пульс жизни родного завода.

Рабочие Путиловского завода работали у горячих печей с рогожными обмотками на ногах вместо сапог. Каждый неверный шаг мог повлечь за собой сильнейший ожог и даже смерть. Но, рискуя своей жизнью, путиловцы работали круглые сутки, оживляя мёртвые цехи, и мастерские. Вокруг старых рабочих группировались новички, осваивавшие специальности, связанные с восстановлением.

Один из старых рабочих завода имени Ленина вспоминает: "В этот период мы были и слесарями, и токарями, и мастерами, и чернорабочими. Не хватало рабочих нужной квалификации, а работу выполнять надо. Выход из этого положения был таков: требовался нам сверловщик, мы ставим рабочего к сверлу и обучаем" Проходит а нём надобность, перебрасываем на другую работу" 3 .

"Красная газета" писала о рабочих стекольного завода; "Рабочие бросаются в мае месяце на заготовку дров, ремонтируют завод. Инвалиды и те втягиваются в работу, и их "силами ремонтируется стеклоплавильная печь. Получив в последний раз по 11 ф. овса в мае месяце, рабочие не получают ничего в течение всего лета. Но работают не покладая рук. В конце концов привели свое родное убежище в боевую готовность... 10 сентября завод пустили"4 .

С новой силой вспыхнуло чувство любви и гордости за свой завод. Один из старых рабочих Невского завода, критикуя на пленуме завкома плохое качество ремонта судов, призывал бороться за честь марки завода; "Если о таком ремонте станут говорить в высших органах, то "е будет особенного труда опять закрыть наш завод. Скажут, что Невский завод только и думает о провизии, об открытии швейной и сапожной мастерских, а своего дела не знает. Уж пусть тогда он примется за починку сапог, если у него дело да излаживается, а ремонт судов передать тем, кто умеет их делать. А ведь у нее сохранились старые рабочие я мастера. А как мы делаем? Кое-что слепим, кое-что залепим и пустили. Дошёл буксир до Финляндского моста, даёт тревожные гудки - авария. Спасайтесь, люди добрые, с парохода, вышедшего из ремонта Невского завода... Ремонт буксиров - право На жизнь завода"5 .

Восстановление петроградской промышленности и организация бесперебойной работы предприятий весной 1921 г, зависели прежде всего от преодоления топливного кризиса, Город получал лишь 48 млн. пудов угля вместо (необходимых ему 130 млн. пудов. О кризисном положении с топливом в Петрограде можно судить но следующей телеграмме Петроградского губкома РКП(б) Ленину: "1. Запас топлива в Петрограде в данное время исчерпан. Обеспечен топливом на короткое время лишь водопровод. 2. Подвоз нефти в количестве 195 цистерн обеспечивает на ближайшее время лишь группу "водосвет", 3. Поступление дров из 60-вёрстки, а тем более из массивов прилегающих к Петербургской губернии пяти смежных губерний (Олонецкая, Череповецкая, Тверская, Новгородская и Псковская) может быть налажено не сразу. Требуется подготовительная работа в 2 - 3 недели. 4. Поступление угля из Мурманска может лишь немного облегчить положение, но не раньше как через 2 - 3 недели. 5. Такое положение вещей стоят перед необходимостью сокращения производства" 6 .

Решением исполкома Петроградского совета была образована чрезвычайная пятёрка по топливу, облечённая широкими полномочиями. Тысячи рабочих Петрограда принимали участие в субботниках по выгрузке дров. За два субботника в январе 1921 г. было выгружено 1328 кубометров дров и получено от разбора старых домов


1 "Красная газета" от 14 апреля 1921 года.

2 АОР. Союз металлистов, 1921 год, св. 26, д. 71, л. 71.

3 Рукописный отдел Института истории ВКП(б). Завод имени Ленина, св. 8, д. N 74, л. 14.

4 "Красная газета" от 25 ноября 1921 года.

5 Рукописный отдел Института истории ВКП(б). Завод имени Ленина, св. 8, д. N 74, л. 5.

6 "Красная летопись" N 4 (37) за 1930 г., стр. 80.

стр. 36

298 кубометров. Но эти меры не улучшили положения. 27 мая 64 предприятия прекратили работу на 2 неделя, в том числе судостроительная верфь Путиловского завода, "Треугольник", "Феникс" и др.

Учитывая общегосударственное значение петроградской промышленности, Всероссийский центральный исполнительный комитет 1 июня 1921 г. опубликовал постановление об оказании помощи Петрограду, ВЦИК поручал Совету труда и обороны в недельный срок определить производственное положение Петрограда в общем хозяйственном плане России, обязывал все наркоматы согласовать свою политику с основным положением, которое будет выработано по данному вопросу, устанавливал ответственность всех правительственных Учреждений за проводимую ими политику по отношению к Петрограду 1 .

Всероссийский центральный исполнительный комитет также принял меры практической помощи Петрограду. За Петроградом закреплялись 18,9 млн. пудов угля, ввозимого из-за границы. В области продовольственного снабжения петроградские рабочие был" у размены с московскими. Было принято решение прекратить вывоз из Петрограда технического оборудования и квалифицированной рабочей силы, усилить работу на Волховстрое, возвратить квалифицированных рабочих, откомандированных на работу в провинцию. Для проведения в жизнь намеченных мероприятий была создана постоянная комиссия помощи Петрограду во главе с Лениным.

М. И. Калинин обратился к трудящимся страны с призывом помочь Петрограду: "Если мы Красному Питеру не поможем, то мы раскуем потерять один из важнейших промышленных городов. Не допускайте, чтобы Петроград отступал на хозяйственном фронте на радость международной шайке белогвардейцев, помещиков я капиталистов. Организуйте комитеты помощи Петрограду!"2 .

Помощь и внимание, оказанные Петрограду, имели большое значение для восстановления промышленности и для поддержания морального состояния питерских рабочих.

Параллельно с размораживанием заводов, очищением и ремонтом мастерских шло энергичное собирание рабочей силы. В первую очередь для нужд восстановительных работ были использованы безработные, числившиеся на учёте государственного отдела труда. За 1921 г. на работы были посланы 78 772 мужчины и 51 708 женщин. Но это мероприятие не разрешило проблему кадров, так как большая часть их состояла из чернорабочих и служащих. Общегородское совещание представителей фабрик и заводов и особое совещание областного экономического совета наметили ряд мероприятий по мобилизации квалифицированных рабочих. Было решено отозвать из учреждений специалистов, перешедших на работу в хозяйственный и советский аппарат, вернуть из других предприятий рабочих, занятых не по своей специальности, написать письма рабочим, уехавшим в деревню, и подготовить новые кадры в соответствующих школах при заводах. Рабочие завода Розенкранца обратились с воззванием "Ко всем бывшим работникам завода": "Завод Розенкранца включён в первую группу ударных заводов на восстановление транспорта. Все, кому дорога победа над транспортной разрухой, победа над голодом и холодом, спешите на завод или сообщите срочно свои адреса и место службы" 3 , Одновременно заводоуправление командировало своего сотрудника в Смоленскую губернию, откуда в дореволюционное время вербовались рабочие. Тщательно выясняя местонахождение старых рабочих-специалистов, заводоуправление настойчиво требовало их возвращения. В результате на завод вернулись опытные кадровики с завода Кольчугина, из Нижнего Новгорода, с Урала и из других мест. Отдельные рабочие, узнав о возобновления работ, возвращались на завод. Так постепенно собирался старый костяк питерских пролетариев: металлистов, текстильщиков, деревообделочников, работников полиграфической промышленности и др.

Борьба за возрождение Петрограда как экономического центра была не мыслима без восстановления Петроградского порта, единственного советского порта на Балтийском море, оставшегося после империалистической войны 1914 - 1918 годов. К 1920 г. работа в порту совершенно прекратилась. Бассейны обмелели и были загромождены затонувшими судами, причальные линия были размыты, портовые сооружения пришли в негодность.

23 марта 1921 г. президиум Петроградского совета народного хозяйства принял решение: "Признать работы по восстановлению товаропропускной способности Петроградского порта, в связи с открытием навигации, имеющими исключительный характер государственной важности" 4 . Рабочим и служащим порта предоставлялись все преимущества ударных предприятий. Отделы снабжения и секции Петроградского совета были обязаны "предоставлять для работ, связанных с восстановлением порта, вне всякой очереди потребные материалы"5 . Было решено ходатайствовать о срочном воз вращении из Архангельска отправленных туда в своё время лебёдок, причальных бочек и прочего портового оборудования.

Петроградский Порт начал работу, имея лишь один буксир. Не было ни бочек, ни лопат, ни тросов, ни достаточного количества корзин для выгрузки угля; грузовых барж было всего 6, электрических выгружателей для угля - только 4. Ни один европейский порт при таких условиях не рискнул бы на приёмку пароходов. Но в помощь советскому порту были мобилизованы все силы Петрограда. В течение всей


1 "Правда" от 1 июня 1921 года.

2 "Правда" от 17 июня 1921 года.

3 Рукописный отдел Института истории ВКП(б), св, 7, д. N 17. л. 83.

4 АОР. Фонд полиграфической промышленности, 1921 г., св. 11, д. N 4, л. 6.

5 Там же.

стр. 37

навигации вопросы порта не сходили в повесток дня всех учреждений и организаций, имевших к нему прямое или косвенное отношение. Население Петрограда принимало большое участие в восстановление порта.

Наряду с очисткой дна и углубленней фарватера происходили ремонт землечерпательных машин, причальных бочек, завинчивание мертвых якорей, строились пристани и эстакады, ремонтировались склады, пакгаузы и подъездные пути.

В результате напряжённой работы Петроградский порт, бездействовавший в продолжение семи лет, быстро ожил. 27 мая он принял из Голландии первый иностранный пароход - "Александр Польдер", Прибывавшие пароходы нужно было срочно разгружать, так как простои оплачивались золотом. Работники порта понимали, что своевременная приёмка пароходов имеет и политическое значение, и иностранные суда в порту не задерживались. Первый пароход, прибывший в порт, был разгружен в два дня вместо пяти по плану, За навигацию прибыло 308 иностранных судов.

Работа на многих заводах Петрограда началась параллельно их восстановлению - с весны 1921 г., - но шла с больший перебоями. Враги партии и народа, пробравшиеся на руководящие посты, проповедовали троцкистскую "теорию" нецелесообразности восстановления и развития петроградской промышленности, как якобы искусственно созданной. Зиновьев и его единомышленники предлагали закрыть ряд заводов в Петрограде, как якобы нерентабельные. Многие заказы на ремонт судов, паровозов, электростанций, которые могли быть успешно выполнены на месте, были отправлены заграницу Петроградские заводы, вписавшие славную страницу в историю экономического к политического развития России, теряли свое производственное лицо. Путиловский завод, еще до революции производивший машины, в 1921 г. выпускал напильники. Дизельный завод "Айваз" начал производить топоры и колёса. Когда приступали к восстановлению телефонной станции, петроградские машиностроительные заводы получили лишь заказ на изготовление 100 отвёрток, заказ на остальное оборудование был отправлен заграницу. Невский машиностроительный завод за весь 1921 г. отремонтировал только 5 паровозов1 .

Заказы приходилось брать с бою. Суда трального флота "Совет" и "Карл Маркс" должны были быть переданы для ремонта в Германию. И только после больших усилий заводоуправления и рабочих организаций Балтийского завода заказ получили балтийцы.

Низовые партийныее организации подвергали жесточайшей критике политику зиновьевских руководителей Петроградского совета и Петроградского губкома партии, Рабочие на своих собраниях выражали недовольство политикой "руководителей", не заботившихся о поддержания своей отечественной промышленности. На конференции союза металлистов в июне 1922 г. была принята следующая резолюция: "Необходимо урегулировать вопрос о заграничных заказах. Предоставить питерским заводам те заказы, которые они в состоянии выполнить с не меньшим успехом, чем заграничные заводы"2 .

В резолюции Всероссийского съезда металлистов говорилось; "В особенности съезд обращает внимание ЦК ВСРМ на необходимость поддержания питерской металлопромышленности в отношении получения оборотных средств и заказов"3 . Только после протеста заводов, рабочих и центральных профсоюзных организаций положение изменилось. Договоры с Германией на ремонт паровозов были аннулированы, и заказы были переданы петроградским заводам. Путиловский завод получил первые заказы на пневматическое оборудование железнодорожных мастерских. Изготовление частей для табачных машин было передано заводу "Айваз", Заказы для турбинного производства получил металлический завод (ныне завод имени Сталина), на ремонт ледоколов "Ермак" и "Трувор" - Балтийский завод. Так начиналось настоящее возрождение петроградских заводов, будущих гигантов социалистической индустрии.

Выполнение первых заказов питерскими рабочими показало, что они справляются с возложенной на них ответственной работой. Рабочие Балтийского завода, получив первые крупные заказы, отказывались от воскресного отдыха для того, чтобы разгрузить машинные части ремонтируемых судов.

10 августа 1922 г. Невский завод в рекордный срок выпустил первый товарный паровоз. Стоимость его не превышала довоенную и была ниже стоимости паровозов, изготовляемых заграницей. Это бил первый паровоз, выпушенный в Петрограде; им по праву гордились рабочие Невского завода. "В паровозостроительной мастерской Невского завода стоит сейчас под навесом совершенно готовый красавец типа 0 - 5 - 0 серии "Э", от котла до последней заклёпки построенный на заводе республики. Это наш паровоз"4 , - писала петроградская газета.

О качестве первого паровоза можно судить по выводам инспекции по приёмке паровоза, После первой проверки комиссия просила ВСНХ признать это испытание окончательным, так как пробег паровоза 0 - 5 - 0 дал прекрасные результаты.

Движение за производство советского паровоза, начавшееся на Невском заводе, было поддержано, и 21 декабря 1922 г. заводу был дан заказ на постройку новых и ремонт старых паровозов.

Питерские металлисты своими производственными успехами заставили президиум Петроградского губернского совета профсоюзов осудить вредную политику, направ-


1 Рукописный отдел Института истории ВКП(б), св. 8, д. N 74, л. 7.

2 АОР. Союз металлистов, 113 св. 45, д. N 6, л. 1.

3 Там же, ф. 113, св. 114, д. N 9, л. 18.

4 "Красная газета" от 17 августа 1922 года.

стр. 38

ленную на свёртывание петроградской промышленности.

Ленинградская промышленность была сохранена. В годи сталинских пятилеток она получила дальнейшее блестящее развитие, Она сыграла в индустриализации страны, как говорит С. М. Киров на губернском съезде профсоюзов в ноябре 1926 г., "примерно, ту же самую роль, какую этот город и пролетарии Ленинграда сыграли во всех этапах нашей великой революции" 1 . Заводы, жизнь которых происками врагов революции была поставлена под удар в 1921 - 1923 гг., превратились в гиганты социалистической индустрии.

Эти успехи ленинградской промышленности явились генеральной проверкой революционных традиций, которые создавались в борьбе с врагами, в напряжённом труде питерских пролетариев, по частям собиравших свои заводы в суровые дни начального восстановительного периода 1921 - 1922 годов.


1 Киров С. Статьи, речи, документы, стр. 246. Партиздат. 1936.


© libmonster.ru

Постоянный адрес данной публикации:

https://libmonster.ru/m/articles/view/БОРЬБА-ЗА-ВОССТАНОВЛЕНИЕ-ПРОМЫШЛЕННОСТИ-ПЕТРОГРАДА-1921-1923-гг

Похожие публикации: LРоссия LWorld Y G


Публикатор:

Svetlana GarikКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: https://libmonster.ru/Garik

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

М. Юраго, БОРЬБА ЗА ВОССТАНОВЛЕНИЕ ПРОМЫШЛЕННОСТИ ПЕТРОГРАДА (1921 - 1923 гг.) // Москва: Либмонстр Россия (LIBMONSTER.RU). Дата обновления: 08.11.2015. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/БОРЬБА-ЗА-ВОССТАНОВЛЕНИЕ-ПРОМЫШЛЕННОСТИ-ПЕТРОГРАДА-1921-1923-гг (дата обращения: 25.04.2024).

Найденный поисковым роботом источник:


Автор(ы) публикации - М. Юраго:

М. Юраго → другие работы, поиск: Либмонстр - РоссияЛибмонстр - мирGoogleYandex

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Похожие темы
Публикатор
Svetlana Garik
Москва, Россия
1406 просмотров рейтинг
08.11.2015 (3091 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
0 голос(а,ов)
Похожие статьи
ОНИ ЗАЩИЩАЛИ НЕБО ВЬЕТНАМА
Каталог: Военное дело 
Вчера · от Россия Онлайн
КНР: ВОЗРОЖДЕНИЕ И ПОДЪЕМ ЧАСТНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
Каталог: Экономика 
2 дней(я) назад · от Россия Онлайн
КИТАЙСКО-САУДОВСКИЕ ОТНОШЕНИЯ (КОНЕЦ XX - НАЧАЛО XXI вв.)
Каталог: Право 
2 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙСКО-АФРИКАНСКИЕ ОТНОШЕНИЯ: УСКОРЕНИЕ РАЗВИТИЯ
Каталог: Экономика 
5 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙСКИЙ КАПИТАЛ НА РЫНКАХ АФРИКИ
Каталог: Экономика 
6 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ. РЕШЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ В УСЛОВИЯХ РЕФОРМ И КРИЗИСА
Каталог: Социология 
6 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ: РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭМИГРАЦИОННОГО ПРОЦЕССА
Каталог: Экономика 
8 дней(я) назад · от Вадим Казаков
China. WOMEN'S EQUALITY AND THE ONE-CHILD POLICY
Каталог: Лайфстайл 
8 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ. ПРОБЛЕМЫ УРЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ
Каталог: Экономика 
8 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ: ПРОБЛЕМА МИРНОГО ВОССОЕДИНЕНИЯ ТАЙВАНЯ
Каталог: Политология 
8 дней(я) назад · от Вадим Казаков

Новые публикации:

Популярные у читателей:

Новинки из других стран:

LIBMONSTER.RU - Цифровая библиотека России

Создайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Сохраните навсегда своё авторское Наследие в цифровом виде. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора.
Партнёры библиотеки
БОРЬБА ЗА ВОССТАНОВЛЕНИЕ ПРОМЫШЛЕННОСТИ ПЕТРОГРАДА (1921 - 1923 гг.)
 

Контакты редакции
Чат авторов: RU LIVE: Мы в соцсетях:

О проекте · Новости · Реклама

Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)
Сохраняя наследие России


LIBMONSTER NETWORK ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА

Россия Беларусь Украина Казахстан Молдова Таджикистан Эстония Россия-2 Беларусь-2
США-Великобритания Швеция Сербия

Создавайте и храните на Либмонстре свою авторскую коллекцию: статьи, книги, исследования. Либмонстр распространит Ваши труды по всему миру (через сеть филиалов, библиотеки-партнеры, поисковики, соцсети). Вы сможете делиться ссылкой на свой профиль с коллегами, учениками, читателями и другими заинтересованными лицами, чтобы ознакомить их со своим авторским наследием. После регистрации в Вашем распоряжении - более 100 инструментов для создания собственной авторской коллекции. Это бесплатно: так было, так есть и так будет всегда.

Скачать приложение для Android