Libmonster ID: RU-8182
Автор(ы) публикации: С. БЕЗБАХ

Выпуск 1-й. Госполитиздат. 1939. 27 картин. Цена - 100 рублей.

Составители - научные сотрудники историко-партийного кабинета Высшей школы партийных организаторов при ЦК ВКП(б) Н. Беляев, М. Мешков, Д. Петров, Л. Сегаль. Под руководством З. А. Ждановой. Консультанты - проф. П. Тарасов и Г. Новицкий. Пояснительный текст составил проф. Г. А. Новицкий. Ответственный редактор - проф. В. И. Лебедев. Редакторы-организаторы - Е. Глазунова и Н. Коробченко. Художник Б. Капцов.

Выход в свет первого из восьми выпусков "Альбома наглядных пособий по истории СССР" является крупным событием в области пропаганды исторических знаний.

Первый выпуск "Альбома" охватывает темы "Наша родина в далеком; прошлом" и "Киевское государство".

Составители включили в "Альбом" изображения подлинников и реконструкций, причем почти каждый лист представляет комбинацию обоих видов иллюстраций. Кроме того на каждой таблице, помимо заголовка, помещены удачно подобранные краткие, но яркие и выразительные высказывания из сочинений классиков марксизма, "Краткого курса истории СССР" и первоисточников (летописи, "Русская Правда" и т. п.).

Первый лист "Альбома" посвящен изображению жизни древнейшего населения нашей страны. Известное замечание Энгельса о значении "седой древности" для истории человечества помещено над репродукцией с картины В. М. Васнецова "Охота на мамонта". Внизу листа расположены палеолитические орудия труда. Все это заключается цитатой из сочинения Энгельса о роли труда в процессе превращения обезьяны в человека.

Пояснительный текст к таблице говорит о каменных орудиях, технике их изготовления, рассказывает, где найдены изображенные на таблице орудия, и приводит отрывки из "Истории ВКП(б)" об основе производственных отношений при первобытнообщинном строе. В заключение дается очень краткое об'яснение картины Васнецова. К сожалению, ничего не сказано о внешнем облике людей того времени, их одежде, оружии, окружавшей их суровой природе.

На втором плакате центральное место занимает репродукция с другой картины Васнецова, изображающей стоянку родовой общины. Лист начинается цитатой из "Истории ВКП(б)" об общем труде, и общей собственности на средства и продукты производства при первобытнообщинном строе. Внизу даны изображения неолитических орудий труда, жилища, челнока, высеченное на скале изображение охоты на оленя. Здесь же приводится высказывание Энгельса о периоде дикости.

Пояснительный текст и в данном случае носит чисто описательный характер. Не-

стр. 149


Плакат из "Альбома наглядных пособий по истории СССР".

сколько больше сказано только об изображениях на скалах, о магическом: значении этих рисунков.

Очень важно было бы дать территориальное размещение стоянок либо в виде карты, с нанесением: границ ледников либо в форме соответственно развернутого пояснительного текста, Однако составители этого не сделали. Недостатком: является также и то, что текст не об'единяет в пояснении центральной картины - реконструкции с дополнительными изображениями вещественных памятников или схем. Так например, говоря о том, что "жилищем человеку в этот период служили главным образом: землянки", автор забывает сказать о пещере, около которой изображены члены родовой общины на центральной картине таблицы. Схема землянки-шалаша не дает верного представления о жилище того времени. Следовало бы дать изображение жилища Костенковской стоянки, которая гораздо ярче рисует обстановку коллективного жилища изучаемой эпохи и представляет научно ценный материал.

Лучше сделан следующий плакат - о родовой общине на поздней стадии развития. В центре находится картина М. Г. Соколова "Поселок эпохи трипольской культуры". Однако замечание составителя о том, что "люди в ту пору жили в больших домах, которые внутри делились на помещения для отдельных семей", противоречит результатам раскопок Т. Пассека.

Последний плакат по разделу "Первобытнообщинный строй" воспроизводит картину А. Н. Комарова "Поселок срубно-хвалынской культуры". Под картиной помещены бронзовые изделия (кинжал и топор старейшины), золотой бычок и каменная литейная форма. Напечатанные тут же высказывания Энгельса говорят о первом: крупном общественном разделении труда.

Пояснительный текст к этому плакату не связан с содержанием плаката. В то время как в тексте много места отведено погребениям срубной культуры, на плакате отсутствует изображение такого погребения.

Плакат N 4 отведен теме "Урарту - древнейшее государство в нашей стране". В отличие от предыдущих эта таблица представляет сложную композицию из ряда отдельных изображений. В центре помешена карта государства Урарту. Следует отметить удачный прием, примененный составителями на этой и на последующих картах. Там, где точные границы территории неизвестны, они отмечены отмывкой, т. е. постепенным ослаблением интенсивности цвета, обозначающего данное государство. Вокруг карты расположены изображения:

стр. 150

Плакат из "Альбома наглядных пособий по истории СССР".

1) части стены крепости Сардура I; 2) строительного камня Аргишти I; 3) барельефа "Халды обороняют крепость Сугунию от ассирийцев"; 4) статуэтки царицы халдов; 5) барельефа "Военнопленные халды"; 6) барельефа. "Храм бога- Халда в Мусасире подвергается нападению ассирийцев". Уже самый перечень показывает, как много материала включено в этот лист.

Плакаты N 5, 6 и 7 дают представление о народах северного Причерноморья в первом тысячелетии до нашей эры.

Плакат N 5 целиком занят технически хорошо выложенной картой размещения основных племен северного Причерноморья, составленной по данным Геродота. Однако спорным является обозначение принадлежности колоний греческим городам жирными цветными линиями по морю из Босфора к колониям. Греки в те времена плавали вдоль беретов, а не по открытому морю. Также, неудачна растушевка Боспорского царства, едва заметная рядом с отчетливо обозначенными владениями Херсонеса.

Плакат N 6 поевшей рабовладельческому строю греческих колоний Причерноморья V - I веков до нашей эры.

Плакат N 7 воспроизводит скифские изображения VIII - III веков до нашей эры на золотых и серебряных изделиях того времени. В плакате использованы широко известные памятники: 1) куль-обская ваза, 2) колчан, 3) гребень из кургана Солоха и 4) чертомлыцкая ваза.

Плакаты N 8 и 9 отведены народам Средней Азии в VI - II веках до нашей эры (N 8) и VII - X веках нашей эры (N 9). С точки зрения новизны использованного материала это наиболее интересные листы. В центре каждого из них находится красочно выполненная карта, на которой отмечены места восстаний.

Содержание расположенных вокруг карт изображений памятников раскрыто сжатым текстом пояснений. На самих плакатах дается краткая характеристика страны в данный период.

Удачно выполнен плакат N 10 - о народах Закавказья в VI в. до нашей эры - VII в. нашей эры. Он дает новый или малоизвестный материал, достаточно полно раскрытый в пояснительном тексте. Очень уместно использован отрывок из письма трудящихся Советской Грузии товарищу Сталину о героическом прошлом; грузинского народа.

К сожалению, в один лист втиснута более чем тысячелетняя история Закавказья. Совершенно не отражена в плакате культура Грузии.

Плакат N 11 посвящен народам Южной Сибири в V - X веках. Надо было бы закрасить приблизительный район государ-

стр. 151
ства хакасов и дать реконструкцию. Это тем более желательно, что мелкие предметы быта далеко не заполняют листа.

Плакат N 12 -о волжских болгарах и хазарах в VIII - X веках - очень содержателен. Центральная карта дает представление о размещении этих народов и подвластных им племен. Расположенные вокруг карты изображения предметов относятся, к сожалению, только " болгарам, о хазарах же нет никаких материалов.

Начиная с плаката N 13 дается на 5 листах материал о славянах VI - X веков. Первый лист (N 13) содержит данные о славянах VI - VIII веков, остальные (NN 14, 14а, 14б, 15) относятся к периоду IX - X веков. На первой таблице, в центре, известная картина А. Ф. Максимова - "Славянский поселок" - одна из лучших реконструкций этого периода. Помещенные по обе стороны картины Максимова цитаты из Маврикия удачно подобраны и вместе с изображением оружия и утвари дают представление о социально-экономическом строе славян.

К сожалению, полиграфическое исполнение этого плаката нельзя признать удовлетворительным. Краски оказались настолько блеклыми и монотонными, что трудно разобраться в деталях. К тому же и размер картины очень мал. Между тем его можно было смело увеличить, пере компоновав таблицу, уменьшив шрифт текстов и поставив ее вертикально, как это сделано, например, в плакате N 17.

На плакате N 14 дана карта размещения племен и народов Восточной Европы в IX - X веках. Размещение племен показано хорошо, но главнейшие пути сообщения нанесены неудачно. Почему-то не показаны днепровские пороги, волжский путь на севере не сведен к одному варианту через озеро Селигер, а два других (по Мсте и Мологе) опущены.

Плакаты NN 14а и 146 составляют тематически: одно целое с плакатом N 14. Они дают материалы о хозяйственном укладе восточных славян в IX - X веках (N 14а) и о походах славян на Царьград (N 14б). Вокруг картин-реконструкций С. В. Иванова "Торг у славян" и Н. К. Рериха "На Царьград" расположены предметы быта, орудия труда, деньги, вооружение. Весь материал хорошо подобрав и с немощью текста рисует разностороннюю картину хозяйственного уклада славян. Краткие выдержки из Ибн-Якуба и Ибн-Роста очень выразительны.

Последний плакат этой труппы (N 15) посвящен славянским: верованиям в IX - X веках. Центральное место занимает картина В. М. Васнецова "Тризна". Качество воспроизведения ее оставляет желать лучшего. По обе стороны картины размещены древнеславянский языческий идол, меч и рог.

С плаката N 16 начинается серия из 9 таблиц о Киевском государстве. Высказывание К. Маркса о значении империя Рюриковичей открывает эту серию. Первая ее таблица занята большой картой на ней нанесена территория владений Олега и его преемников.

Нужно сказать, что органическая связь плакатов между собой недостаточно продумана. Об этом свидетельствует карта плаката N 17, на которой снова показаны походы Олега и Святослава, отмеченные на предыдущей карте.

Удачно подобраны приведенные внизу плаката слова из речи Святослава.

Плакат N 18 рисует борьбу Киевского государства с кочевниками-печенегами в X - XI веках. Здесь очень уместно помещена цитата из "Правды": "Русская земля являлась как бы барьером, защищавшим Европу от опустошительных набегов печенегов, половцев, татар". Рисунок Н. А. Касаткина "Печенег в степи" плохо выполнен технически, карта же набегов печенегов, походов славян и линий славянских укреплений оформлена удачно и дает очень наглядный материал.

На плакате N 19 репродукция с известной картины К. В. Лебедева "Полюдье" и цитата из сочинений Константина Багрянородного. Вместе с пояснительным текстом это достаточно полно раскрывает содержание темы.

В плакате N 20 (княжеский суд в X - XI веках) ощущается разрыв между содержанием картины и текстом.

Плакат N 21 отведен интересной и до сих пор не освещавшейся в подобных изданиях теме - "Внешние связи Киевского государства X - XI веков".

Плакаты NN 22 и 22а показывают культуру Киевской Руси в XI веке. На двух листах представлены: архитектура (Софийский собор в Киеве), живопись (фрески и мозаика), письменность (листы из "Изборника, Святослава", отрывки из "Остромирова евангелия" и рукописи XII века), работы ремесленников. Но рисунки неудачны, особенно Софийский собор.

Фрески разнообразны по тематик" (скоморохи, музыканты, охота на медведя, портреты детей Ярослава). Мозаика "Дмитрий Солунский" производит сильнейшее впечатление.

Последний плакат (N 23) посвящен показу борьбы Киевского государства с кочевниками. Под цитатой из "Правды" о складывании русского народа в процессе борьбы с ордами азиатских кочевников помещена известная картина В. М. Васнецова - "Три богатыря".

стр. 152

Плакат из "Альбома наглядных пособий по истории СССР".

Неправильно поступили составители альбома, не посвятив "Слову о полку Игореве" специального листа, а только упомянув о "Слове" в тексте.

Приложенный в конце текста список литературы охватывает важнейшие произведения по истории этого периода и может быть использован студентами вузов. Самый же альбом для исторических или педагогических вузов слишком примитивен.

Часть картин-реконструкций, помещенных в альбоме, годится для III - IV классов, т. е. для начальной ступени обучения, и малопригодна для VIII классов. Зато другая часть сложна для школьников III - IV классов и может быть использована более целесообразно в старших классах. Карты в большинстве очень примитивны и годятся, скорее, дм малышей, а цитаты для них сложны и не могут быть ими хорошо усвоены.

Для взрослых рабочих и колхозников, изучающих историю СССР на основе учебника Шестакова, содержание альбома подходит. На них, вероятно, и рассчитывали составители.

Выше говорилось о слабости полиграфической техники издания. Картонажные работы тоже не вполне хороши. Листы плакатов наклеены на довольно тонкий картон, не окантованы цветной бумажной ленточкой, отверстия для развески не заделаны в пистоны. Папка, в которой должны храниться листы, оклеена бумагой и только на сгибах имеет коленкор. Шнурки для завязки отсутствуют. Между тем цена альбома настолько велика, что позволяет желать более высокого качества оформления.

стр. 153
Подводя итоги, можно сделать следующие выводы: а) появление альбома надо приветствовать как новый, большой шаг в деле пропаганды исторических знаний; б) если в целом альбом дает научно-ценное систематическое освещение раннего периода истории СССР, то все же он несвободен от существенных пробелов; в) недостаточно привлечены новые, специально исполненные картины-реконструкции, более отвечающие современным требованиям; г) сам по себе прием широкого применения реконструкций неплох, во следовало бы шире использовать подлинники (миниатюры из летописей) и археологический материал, дав их в красках, что значительно повысило бы восприятие плакатов учащимися; д) цитаты на плакатах в основном подобраны удачно; они лаконичны, выразительны и хорошо раскрывают содержание темы; е) карты в альбоме подобраны и исполнены в основном удовлетворительно, но слишком упрощены; ж) наименее удачен пояснительный текст; видимо, сделанный наспех, недостаточно глубоко продуманный, он часто не соответствует материалу и больше перечисляет изображения па плакатах, чем раскрывает их содержание; з) техническое оформление альбома стоит на недостаточной высоте.

Следует пожелать выхода в свет следующих выпусков в улучшенном издании.


© libmonster.ru

Постоянный адрес данной публикации:

https://libmonster.ru/m/articles/view/Библиография-АЛЬБОМ-НАГЛЯДНЫХ-ПОСОБИЙ-ПО-ИСТОРИИ-СССР

Похожие публикации: LРоссия LWorld Y G


Публикатор:

Анастасия КольцоКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: https://libmonster.ru/Kolco

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

С. БЕЗБАХ, Библиография. "АЛЬБОМ НАГЛЯДНЫХ ПОСОБИЙ ПО ИСТОРИИ СССР" // Москва: Либмонстр Россия (LIBMONSTER.RU). Дата обновления: 30.08.2015. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/Библиография-АЛЬБОМ-НАГЛЯДНЫХ-ПОСОБИЙ-ПО-ИСТОРИИ-СССР (дата обращения: 19.04.2024).

Найденный поисковым роботом источник:


Автор(ы) публикации - С. БЕЗБАХ:

С. БЕЗБАХ → другие работы, поиск: Либмонстр - РоссияЛибмонстр - мирGoogleYandex

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Похожие темы
Публикатор
Анастасия Кольцо
Saint-Petersburg, Россия
2297 просмотров рейтинг
30.08.2015 (3155 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
0 голос(а,ов)
Похожие статьи
КИТАЙСКИЙ КАПИТАЛ НА РЫНКАХ АФРИКИ
Каталог: Экономика 
9 часов(а) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ. РЕШЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ В УСЛОВИЯХ РЕФОРМ И КРИЗИСА
Каталог: Социология 
14 часов(а) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ: РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭМИГРАЦИОННОГО ПРОЦЕССА
Каталог: Экономика 
3 дней(я) назад · от Вадим Казаков
China. WOMEN'S EQUALITY AND THE ONE-CHILD POLICY
Каталог: Лайфстайл 
3 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ. ПРОБЛЕМЫ УРЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ
Каталог: Экономика 
3 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ: ПРОБЛЕМА МИРНОГО ВОССОЕДИНЕНИЯ ТАЙВАНЯ
Каталог: Политология 
3 дней(я) назад · от Вадим Казаков
Стихи, пейзажная лирика, Карелия
Каталог: Разное 
5 дней(я) назад · от Денис Николайчиков
ВЬЕТНАМ И ЗАРУБЕЖНАЯ ДИАСПОРА
Каталог: Социология 
6 дней(я) назад · от Вадим Казаков
ВЬЕТНАМ, ОБЩАЯ ПАМЯТЬ
Каталог: Военное дело 
6 дней(я) назад · от Вадим Казаков
Женщина видит мир по-другому. И чтобы сделать это «по-другому»: образно, эмоционально, причастно лично к себе, на ощущениях – инструментом в социальном мире, ей нужны специальные знания и усилия. Необходимо выделить себя из процесса, описать себя на своем внутреннем языке, сперва этот язык в себе открыв, и создать себе систему перевода со своего языка на язык социума.
Каталог: Информатика 
7 дней(я) назад · от Виталий Петрович Ветров

Новые публикации:

Популярные у читателей:

Новинки из других стран:

LIBMONSTER.RU - Цифровая библиотека России

Создайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Сохраните навсегда своё авторское Наследие в цифровом виде. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора.
Партнёры библиотеки
Библиография. "АЛЬБОМ НАГЛЯДНЫХ ПОСОБИЙ ПО ИСТОРИИ СССР"
 

Контакты редакции
Чат авторов: RU LIVE: Мы в соцсетях:

О проекте · Новости · Реклама

Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)
Сохраняя наследие России


LIBMONSTER NETWORK ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА

Россия Беларусь Украина Казахстан Молдова Таджикистан Эстония Россия-2 Беларусь-2
США-Великобритания Швеция Сербия

Создавайте и храните на Либмонстре свою авторскую коллекцию: статьи, книги, исследования. Либмонстр распространит Ваши труды по всему миру (через сеть филиалов, библиотеки-партнеры, поисковики, соцсети). Вы сможете делиться ссылкой на свой профиль с коллегами, учениками, читателями и другими заинтересованными лицами, чтобы ознакомить их со своим авторским наследием. После регистрации в Вашем распоряжении - более 100 инструментов для создания собственной авторской коллекции. Это бесплатно: так было, так есть и так будет всегда.

Скачать приложение для Android