Libmonster ID: RU-8048

Соцэкгиз. 1939. 220 стр. 4 руб.

изучение истории Японии сейчас представляет особый интерес. Оно дает возможность лучше понять все происходящие в настоящее время события, связанные с агрессивной политикой современной Японии. В этом отношении очень полезен написанный Е. Жуковым краткий очерк истории Японии. Очерк разделен на 10 глав. Первые 4 главы посвящены истории Японии до буржуазной революции 1868 года. Последние 6 глав излагают историю Японии эпохи (капитализма, причем в 4 из них (VII, VIII, IX и X) речь идет об истории Японии в эпоху империализма. Таким образом, главное внимание уделено новой и новейшей истории Японии, что является, безусловно, правильным с точки зрения того интереса, который для нас представляет именно этот период.

Автор вместе с большинством ученых считает, что предки японцев являются помесью переселенцев с азиатского материка с переселенцами южных островов. Эти переселенцы, явившиеся на Японские острова разновременно, вступили в борьбу с аборигенами Эбису, или Айну, которых они оттеснили на север, и Кумасо, или Хаято, жившими на юге, на острове Кюсю. Основным занятием прибывших на Японские острова племен было рыболовство и охота. Особенно большое значение имело рыболовство. По мере продвижения племен в глубь страны (речь идет о более поздней, хотя и весьма древней эпохе) обитатели островов начинали заниматься земледелием. Вся земледельческая культура была заимствована японцами у Китая и Кореи.

На стр. 11 автор дает примерно такую схему развития японского общества: родовой строй ("удзи" - род, возглавляемый "удзи но ками" - старейшиной), государство, "возглавляющееся племенным вождем Ямато", и, наконец, феодальное государство. Автор считает, что до середины VII века в Японии существовал родовой строй, усиленное разложение которого датируется им "с начала V до середины VII века н. э." (стр. 8).

Как известно, Энгельс, говоря о причинах разложения родового общества, указывает на рабство. Именно наличие рабов, как и союза племен, является показателем разложения родового общества.

Рабы же в Японии подвились не в V веке, а значительно раньше.

Китайские источники, в частности Хоу Хань-Шу (история второй Ханьской династии), относящиеся к III веку нашей эры, говорят о том, что королевство Wa (Япония) в 107 году нашей эры "преподнесло 160 живых людей китайскому двору"1 . На основании китайских же данных, профессор Мардок утверждает, что в 247 году нашей эры, когда умерла японская королева, вместе с ней было похоронено 1000 чел. ее слуг. Японский исследователь экономической истории Такекоси на основании китайских источников III века говорит, что японская королева Химико наряду с другими подарками китайскому двору послала в дар "четырех рабов и 6 рабынь"2 . Можно было бы привести еще довольно большое количество аналогичных фактов. Однако уже и этого достаточно, чтобы установить наличие рабов не в V - VII веках, когда происходит, как заявляет автор, "процесс усиленного разложения родового строя" (стр. 8), а значительно раньше, т. е. во II - III веках нашей эры. Следовательно, уже со II - III веков нашей эры необходимо говорить о разложении родового строя. Но в таком случае опять-таки возникает вопрос: неужели в Японии на протяжении 500 - 600 лет происходило разложение родового строя?

Тов. Жуков утверждает: "Рабовладение также не пустило глубоких корней в Японии. Рабовладельцы не сумели, очевидно, создать военную организацию, которая обеспечивала бы завоевания, захват большой массы рабов как источник их силы" (стр. 18).

Обосновывать отсутствие рабовладельческой формации только лишь тем, что "рабовладельцы не сумели, очевидно, создать военную организацию", по нашему мнению, нельзя. Рабство может существовать не только на захвате рабов - военнопленных, - но и на возможности "порабощения собственных соплеменников в даже сородичей" (Энгельс).

Автор сам указывает на то, что в Японии "появлялась тенденция к прикреплению к земле полусвободных бэ и даже части полноправных членов рода (удзибито),


1 Murdoch "A History of Japan". Vol. I, p. 36.

2 Takekoshi "The economic aspects of the civilisation of Jaipan". Vol. I, p. 3.

стр. 147

насильственно превращавшихся в табэ (долевых бэ)" (стр. 10).

Но кто такие были бэ? Бэ прежде всего были иноплеменниками или же их потомками. Например существовали кудара-бэ, т. е. бэ из Кудара (из Кореи), сахэки-бэ, т. е. бэ из племени эбису, с которыми японские племена непрерывно воевали, захватывая земли этих аборигенов, и т. д. Главным занятием бэ было ремесло, хотя они использовались и в качестве домашних слуг, хранителей гробниц, на строительных работах, даже иногда из бэ и рабов составлялись вооруженные отрады1 . Бэ стояли значительно ближе к рабам чем к свободным.

Казенные бэ (термин "казенные" берется условно), которые носили название то-рикай-бэ, полностью приравнивались к рабам, и им на лица ставили даже клеймо.

Автор не может отрицать и того факта, что храмы и монастыри (последние даже в VII - VIII веках нашей эры) широко пользовались трудом рабов. Известно, что храм Хорюдзи имел 532 раба, Якуси дэра - 122 раба, Тодайдзи - 202 раба и т. д. Точно так же известно, что после "переворота Тайка" (645 год), "принц" Тенти передал победившему роду Сумераги 534 раба2 . Японский историк Хондзё Эйдзиро приводит такой исторический факт; "203 раба дома Косэ Наудзимаро просили об отпуске их на волю"3 и т. д. Превращались в рабов не только пленники других племен, но и должники при неуплате долга, люди, выступавшие против главенствующей знати, я преступники.

Здесь, конечно, мы не ставим перед собой задачу сколько-нибудь подробно исследовать вопрос о наличии рабовладельческой формации в Японии. Этот вопрос, как я ряд других, - еще ожидает своего исследователя. Однако нам хотелось подчеркнуть, что утверждение тов. Жукова о том, что "рабовладение в Японии не пустило глубокие корни", скорее является предположением автора чем исторически установленным фактом.

Следует остановить внимание и на утверждении автора рецензируемой книги о том, что "...на развалинах родового строя появляется государство. Оно возглавляется племенем вождем - "царем" или "императорам", как окрестили его официальные японские хроники... Бывший временным предводитель племени из числа сильных удзи но ками становится постоянным монархом, создает "двор" и администрацию... Царь (тенно) приходит на помощь отдельным удзи но ками общеплеменным войском..." (стр. 11). Безусловно правильно, что "на развалинах родового строя появляется государство", однако совершенно непонятна вторая часть утверждения автора. Дело в том, что автор говорит о государстве, во главе которого стоял племенной вождь, другими словами, об общеплеменном государстве.

Классики марксизма-ленинизма учат нас, что государство возникает на известкой ступени общественного развития, что оно "есть продукт и проявление непримиримости классовых противоречий. Государство возникает там, тогда и постольку, где, когда и поскольку классовые противоречия об'ективно не могут быть примирены"4 .

Ленин указывал, далее, что "рабовладельцы и рабы - первое крупное деление на классы. Первая группа владела не только всеми средствами производства - землей, орудиями, как бы примитивны они тогда ни были, но она владела также и людьми. Эта группа называлась рабовладельцами, а те, кто трудился и доставлял труд другим, назывались рабами.

За этой формой последовала в истории другая форма - крепостное право. Рабство в громадном большинстве стран в своем развитии превратилось в крепостное право. Основное деление общества - крепостники-помещики и крепостные крестьяне"5 .

Возникает вопрос: на какие же основные классы делилось японское государство, которое "возглавлялось племенным вождем"? Рабовладельческим оно не было, так как автор отрицает наличие в Японии рабовладельческий формации. Крепостническим государством оно также не могло быть, так как автор говорит о какой-то племенной организации, дофеодальной, поскольку во главе государства стоит "племенной вождь". Становление же феодализма в Японии автор правильно датирует VII - VIII веками, то есть указывает время после так называемого "переворота Тайка".

Автор пишет о "союзе племен", но "союз племен" не есть государство, а лишь начало разрушения родовой организации, и нам думается, что совершенно неверно утверждать о наличии государства, которое возглавлял "племенной вождь". Энгельс подчеркивал: "Но не забудем, что эта организация (родовая. - И. П.) была обречена


1 Takekoshi "The economic aspects of Japan". Vol. I, p. 18.

2 Там же.

3 Хондзё Эйдзиро "Социальная история Японии". Литографический перевод с японского Московского института востоковедения имени Нариманова, стр. 39. Москва. 1927.

4 В. И. Ленин. Соч. Т. XXI, стр. 372.

5 В. И. Ленин. Соч. Т. XXIV, стр. 366 - 367.

стр. 148

на гибель. Дальше племени она не пошла; союз племен означает уже начало ее разрушения, как мы это увидим и как это уже оказалось в попытках ирокезов порабощать другие племена"1 .

Точно так же неверно утверждать, что племенной вождь, "бывший временным предводителем племени из числа сильных удзи но ками становится постоянным монархом, создает "двор" и администрация) и т. д." (стр. 11). Нам думается, что в данном случае автор как раз утверждает то, против чего протестовал Энгельс: "Аристотель говорит, что basileia героической эпохи была предводительством над свободными, а базилевс был военачальником, судьей и верховным жрецом; правительственной властью в позднейшем смысле он поэтому не обладал...

Как греческого базилевса, так и ацтекского военачальника подменяли современным владетельным князем. Морган впервые подвергает исторической критике первоначально основанные на недоразумении я преувеличенные, а затем и прямо лживые сообщения испанцев и доказывает, что мексиканцы стояли на средней ступени варварства, но несколько опередили в своем развитии новомексиканских индейцев пуэбло, и что их общественный строй, насколько можно заключить по искаженным сообщениям, соответствовал следующему: союз трех племен, подчинивший себе и обязавший данью несколько других племен и управлявшийся союзным советом и союзным военным вождем, которого истицы превратили в "императора"2 .

Поэтому отождествлять вождя союза племен в Японии с постоянным монархом, имеющим "двор" и администрацию, конечно, нельзя. В Японии, как и в странах Запада, произошла узурпация власти, вооруженный захват ее, так, как хотя вошь племени или союза племен и был первым среди равных, среди старейшин или вождей племен, но без борьбы, конечно, он власть захватить не мог. И на первых порах тот, кто узурпировал власть, должен был иметь военную страну не столько для того, чтобы "приходить на помощь отдельным удзи но нами общеплеменным: войском в случае необходимости закрепить их господство на определенной территории" (стр. 11), сколько для того, чтобы бороться с этими вождями племен и отстоять вооруженным путем захваченную власть от равных ему.

В 645 году нашей эры в Японии происходит "переворот Тайка", знаменующий собой решительный шаг вперед по пути установления феодальных порядков.

В VIII - IX веках власть переходит к богатому феодальному дому Фудзивара. При Фудзивара огромное влияние получает буддийское духовенство. Монастыри в это время играли крупнейшую политическую роль.

В этот период истории Японии мы наблюдаем особенный блеск и пышность феодального двора, на содержание которого тратятся огромные суммы, собираемые с крестьянства. Одной из форм эксплоатации крестьянства становится принудительная раздача рисовых ссуд весной; ссуды собирались осенью с 50-процентной надбавкой. Эти принудительные ссуды, так называемые "суйко", послужили одной из причин крестьянских восстаний и бегства крестьян с земли. Во второй половине IX века крестьянские отряды напали и разгромили столицу Хейан. Получая особые привилегии на земельные участки (иногда целые провинции) и поднимая новь, крупные феодалы постепенно выходят из-под контроля центрального правительства. Создаются "сёэны", т. е. феодальные поместья, независимые от центрального правительства. В сёэнах феодалы создают вооруженные отряды, дружины.

Военное дело и служение феодалу является основным занятием дружинников, за что они получают от феодала натуральную оплату рисом. Некоторые дружинники получали не натуральную оплату, а землю с определенным количеством крестьян на ней, которые вносили этому дружиннику налог с земли. Вторая форма оплаты играла меньшую роль чем первая. Так складывался паразитический слой самурайства. На протяжении всей своей истории самурая не участвовали в процессе производства, а жиж за счет трудящихся и в первую очередь за счет японского крестьянина. Вплоть до буржуазной революции 1868 года самурайство играло огромную роль, являясь господствующим сословием. После революции 1868 года и последующих реформ часть самураев превратилась в мелких торговцев и лиц свободных профессий. Средний же и высший слой самурайства перешел в армию, созданную после революции 1868 года на основе всеобщей воинской повинности, в качестве офицерского состава этой армии.

Дальнейший период японской истории, вплоть до конца XVI века, характеризуется борьбой феодалов между собой.

В это время мы наблюдаем развитие торговли. Организуются впервые купеческие гильдии (дза) и торговые фирмы (тоя). Растут города, рынки, развиваются товарно-денежные отношения. Начинается торговля с Китаем, Сиамом, Аннамом и др.


1 Ф. Энгельс "Происхождение семьи, частной собственности и государства", стр. 128. Партиздат ЦК ВКП(б). 1937.

2 Там же, стр. 140.

стр. 149

В 1401 году 3-й сегун (правитель) из дома Асиката признает себя данником китайского императора для того, чтобы получить торговые преимущества. Все это происходит в условиях жесточайшей эксплуатации крестьян. XV век, характеризуется длительными крестьянскими войнами. На стр. 31 - 35 автор приводит интересные данные о крестьянских выступлениях. В 1428 году проходит ряд крупных восстаний под лозунгом "В стране не должно быть самураев!" Восставшие одержали ряд побед в сражениях с войсками феодалов, но впоследствии были разбиты из-за слабой организованности и сплоченности. Для характеристики кошмарного положения "низов" автор приводит такой факт: "В 1454 году на улицах Киото ежедневно подбиралось до 700 трупов людей, умерших от голода и эпидемических заболеваний. В 1461 году в течение двух месяцев в Киото умерло около 80 тысяч человек" (стр. 33 - 34).

Развивающаяся торговля настойчиво требовала объединения страны, однако не это является основной причиной об'единительных войн, происходивших в Японии во второй половине XVI века. Тортовая буржуазия была слишком слаба. "Основу того исторического пронесла "объединительных войн", который происходил в Японии в конце XVI в., составляла борьба между феодальным классом и крестьянскими массами" (стр. 35). Главное заключалось в том, чтобы создать такой феодальный аппарат, который мог бы противостоять крестьянству.

Третья глава посвящена вопросам борьбы за об'единение феодальной Японии, т. е. деятельности трех "об'единителей Японии": Ода Набунага, Тойотоми Хидэйоси и Токугава Иэясу. Автор недостаточно подробно, даже в рамках краткого очерка, освещает попытку японцев завоевать в 1592 - 1598 годах Корею и Китай. Именно этот вопрос следовало бы осветить более подробно, поскольку между первыми попытками японских захватчиков вторгнуться в Корею и Китай и современными событиями на азиатском материке может быть проведена некоторая аналогия.

В 1592 году японские феодалы предприняли поход с целью завоевания Кореи и Китая. Военные действия вначале развертывались довольно удачно для японцев. 2 мая 1592 года японцы захватили главный город Кореи - Сеул. Апетит японских завоевателей возрос. Хидэйоси уже мечтал о завоевании Китая. Однако корейский флот нанес поражение японскому флоту и, по существу, прервал японские коммуникационные линии, так что японская армия очутилась под угрозой быть отрезанной от Японии. Кроме того начались раздоры в шатре японских феодалов.

Наконец, на помощь Корее, находившейся в вассальной зависимости от Китая, были посланы китайские войска, которые нанесли ряд поражений японцам. Все это заставило японских захватчиков оставить Корею. В 1596 году они начали второй поход против Кореи, который закончился полным разгромом японских войск. Оторванные от своих основных баз снабжения, японские войска в Корее встретились с хорошо вооруженной и превосходящей их по численности армией Китая. Кроме того в Корее началось антияпонское партизанское движение крестьян, которое создало исключительно тяжелую обстановку для японских захватчиков. В конечном счете отступление японской армии из Кореи закончилось форменным бегством. Армия Японии была разгромлена. Хидэйоси умер еще до окончания похода, в сентябре 1598 года.

Четвертая глава посвящена последнему периоду феодальной Японии - периоду Токугава. В этой главе автор освещает историю Японии от начала XVII века до буржуазной революции 1868 года. Автор рассказывает о том, как в недрах феодального общества зарождается и развивается капитализм, который привадит в 1868 году к падению феодального режима. На протяжении всего 250-летнего правления Токугава происходит борьба между феодалами и крестьянами. Развивающиеся торгово-денежные отношения еще больше обостряют классовую борьбу. В деревне происходит разложение деревенской общины. Выделяются зажиточные крестьяне на одном полюсе и беднота - на другом. И те и другие недовольны феодальными порядками: одни - из-за неимоверного гнета, который давил на них другие - из-за феодальных ограничений, стоящих на пути их обогащения: запрещения купли-продажи земли, отсутствия свободного выхода на рынок. Нарождающаяся буржуазия недовольна своим политическим бесправием и произволом феодалов. Часть феодалов, особенно тодзама дайме, т. е. те феодальные князья, которые не происходили из пода Токугава и не являлись вассалами Токугава до прихода, последнего к власти, также выражали недовольство существующим режимом. Сегунат Токугава всячески старался ослабить этих феодальных князей и усилить своих непосредственных сторонников. Автор говорит, что "бакуфу (правительство сегунов Токугава. - И. П. ) неоднократно подчеркивало, что оно сохраняет за собой верховный контроль над всеми земельными владениями и потому вправе отнимать у всех феодальных князей, не исключая и тодзама, их владения, перераспределять их и награждать новыми. Однако на практике это право верховной власти применялось крайне редко" (стр.

стр. 150

58). Последняя часть этого утверждения

но соответствует исторической действительности. Сразу же после прихода Токугава к власти произошло перераспределение земель. Значительное количество земель было отнято у тодзама дайме. Вот что пишет, например, профессор Тактами: "В течение 27 лет своего сегунства Иэмицу (1623 - 1651) отрешил от должности 46 феодальных владетелей, конфисковав имения всего на сумму 5 млн. 430 тыс. коку1 ; некоторым из разжалованных вменялась в вину неповиновение сегунату и непризнание его власти... Сегун никогда не упускал удобного случая для искоренения представителей старой феодальной аристократии и создания новой, одновременно увеличивая владения, принадлежавшие самим Токугава"2 . По тому же пути тали и последующие сегуны Токугава: Иецунэ конфисковал феоды 22 владетелей с доходами в 1 миллион 200 тысяч коку; Цунайоси отобрал владения у 40 владетелей с доходом в 2 миллиона 400 тысяч коку и т. д.

Подобная политика правителей из дома Токугава вполне понятна. Вопрос о том, в чьих пуках находилась земля (у сторонников Токугава или их противников), имел огромное значение в экономической, политической и военной точек зрения.

Автор совершенно верно указывает, что "именно тогда (в эпоху Токугава. - И. П. ) выработалась та чудовищная машина полицейского сыска, административного произвола и деспотизма, которая перешла потом на службу японской буржуазии" (стр. 59).

Далее, тов. Жуков останавливается на истории закрытия страны, т. е. политике ее изоляции, хотя и неполной, от всего остального внешнего миря, которая проводилась Японией с 1636 - 1638 годов вплоть до 1854 года.

В этой главе автор, по нашему мнению, совершенно недостаточно освещает борьбу городских низов как против феодального правительства, так и против крупного городского купечества, хотя в истории Японии эта борьба играла очень большую роль.

Интереснее и полнее изложена новая и новейшая история Японии. Пятая глава говорит о революции 1868 года и буржуазных преобразованиях. Феодальный строй, ставший оковами для дальнейшего развития страны, должен был неизбежно пасть под ударами развивающегося внутри страны капитализма. Внешнеполитические события ускорили падение феодального правительства Токугава. С середины XIX века попытки капиталистических стран - Европы и США - завоевать позиции на Востоке стали особенно настойчивыми. Наибольшую настойчивость проявила Америка. Под давлением США Япония в 1854 году вынуждена была заключить первый торговый договор с Америкой. В 1858 году был подписан уже ряд торговых договоров: с США, Голландией, Россией, Англией, Францией. Эти договоры были неравноправны: иностранцы пользовались экстерриториальностью, была установлена 5-процентная пошлина и т. д.

Проникновение иностранных капиталистических держав в Японию обострило назревавший в ней внутриполитический кризис. Недовольные феодальным правительством Токугава деревенские и городские низы, а также значительная часть городской буржуазии и самурайства получили формальный повод для открытого выступления против правительства бакуфу: Токугава нарушил древние законы страны и разрешил иностранцам вступить на японскую почву. Все чаще, начинает раздаваться требование "изгнать варваров". Многие сторонники этого лозунга отдавали себе полный отчет в невозможности дальнейшей изоляции, да она им и не была выгодна, однако этот лозунг давал возможность об'единить широкие слои недовольных сегунатом.

В 1868 году после недолгого вооруженного сопротивления феодальное правительство Токугава пало. Тогда лозунг об "изгнании варваров" был отброшен. На следующий день после свержения сегуна крестьянство начинает выступать против нового правительства, от которого оно ничего не получило. В 1869 году в Японии было уже зарегистрировано 42 крупных восстания. Перед лицом этой грозной революционной силы японская буржуазия поддерживает жестокую расплаву феодалов с крестьянским движением. В период с 1868 по 1872 год проходит ряд реформ: отмена ограничений в выборе профессий, право каждого заниматься торговлей, земледелием, ремеслом и т. д., ликвидированы цехи и гильдии, об'явлена частная собственность на землю и разрешена купля-продажа земли, отменено феодальное административное деление и установлены губернии.

Все эти события и реформы следует охарактеризовать как незавершенную буржуазную революцию в Японии. К власти пришел феодально-буржуазный блок.

В шестой главе речь идет о развитии японского капитализма. После революции 1868 года в Японии разгорается борьба вокруг вопроса о введении конституции. Волна крестьянских волнений в эти годы несколько спала, так как новому прави-


1 Коку - 180 литров (около 160 килограммов).

2 Takekoshi "The economic aspects of the history of the civilisation of Japan", Vol. II, p. 26. New-York. 1930.

стр. 151

тельству посредством реформ удалось расколоть крестьянство.

Начинают зарождаться политические, партий. Автор подробно останавливается на вопросах роста политических партий и либерального движения в Японии. Довольно быстро начинает расти печать.

В 70-х годах в Токио насчитывалось до 30 газет. В 1875 году в Японии был опубликован реакционный закон о печати, устанавливавший строгую полицейскую цензуру. Расширилась также борьба, за конституцию. Для успокоения общественного мнения в 1881 году был об'явлен императорский рескрипт о созыве в 1890 году парламента. В 1885 году был создан кабинет министров по европейскому, образцу. Быстро выросшая буржуазия Японии была недовольна неравноправными договорами. С 1886 года начинается борьба против правительства, "не умеющего добиться отмены неравноправных договоров" (стр. 122). В ответ на это в 1887 году был издан закон об охране общественного порядка. Но борьба происходит не только между буржуазией и правительством.

К этому же периоду относятся первые выступления молодого японского пролетариата. Уже в 70-х годах имели место самостоятельные выступления рабьих. В первом из них, состоявшемся в 1872 году, участвовало 200 рабочих-горняков шахты Токасима, принадлежавшей англичанам-концессионерам. Рабочие потребовали повышения заработной платы. Выступление приняло антииностранную окраску, что является характерной чертой для того времени. Рабочие выдвинули лозунг "Против предпринимателей и против иностранцев!" (стр. 122). Англичане потребовали от японского правительства охрану, которая беспощадно подавила выступление". В 1881 году в городе Курумэ выступили текстильщики. В 1886 году выступили деревообделочники в Вакаяма и забастовали женщины-текстильщицы в Яманаси. Выступление текстильщиц произошло в связи со снижением заработной платы до 10 сен при одновременном увеличении рабочего дня до 15 часов. В забастовке участвовало более 100 женщин, которые собрались в храме и заявили, что не уйдут из храма до удовлетворения выдвинутых требований. Требования текстильщиц были частично удовлетворены.

В 1881 году был создан первый рабочий союз, об'единявший 600 человек. Сразу же после организации он был запрещен полицией.

В 1889 госту была опубликована конституция. Японская конституция - это образец недемократической конституции. "Но своему существу конституция 1889 года не посягала на самодержавную власть японской монархии" (стр. 125). Однако на первой же сессия произошло столкновение между парламентом и правительством. Парламент выразил недовольство чрезвычайно большим военным бюджетом. 25 декабря 1891 года первый парламент был распущен. В 1893 году был распущен второй парламент. В 1894 году был распущен третий парламент. Автор верно подмечает, что борьба между буржуазной оппозицией и монархической бюрократией продолжала обостряться до момента вступления Японии на путь внешней агрессии. В 1894 году Япония начинает войну за захват Кореи. Е. Жуков описывает внутреннее положение Кореи накануне войны, военные операции японцев и результаты войны, зафиксированные в симоносекском договоре 1895 года. Однако в определении момента начала войны автор допускает ошибку. В рецензируемой книге, на стр. 134, мы читаем: "1 августа Япония об'явила войну Китаю, отказавшемуся признать законность военной оккупации Кореи японцами. Война началась с того, что 12-тысячный японский военный отряд оккупировал Сеул и важнейшие порты Кореи". В действительности войну начали японцы не 1 августа, а 25 июля 1894 года, причем военные действия начались с потопления японцами английского корабля, перевозившего китайские войска. Так, 25 июля, за неделю по об'явления войны, воровским образом, вопреки международным правилам, Япония напала на беззащитных китайских солдат и погубила 1500 человек. 1 августа 1894 года произошло лишь об'явление уже раньше начатой войны.

В результате войны Япония добилась признания полной "независимости и автономии" Кореи ("независимость" от Китая); Китай "уступил" Японии южную часть Мукденской провинции, остров Формозу и Пескадорские острова; Япония получила в качестве военной контрибуция от Китая 200 миллионов таэлей и различные экономические привилегии. Однако для того, чтобы привести в покорность население острова Формозы и Пескадорских островов, Японии пришлось потратить довольно много сил. Население этих островов состояло в основном из китайцев и аборигенов малайского происхождения. "С перовых же дней установления японского господства японский гнет оказался настолько сильным, что началась целая серия очень упорных восстаний против Японии. Наиболее крупное восстание на Формозе, известное под названием восстания "Черного знамени", вспыхнуло в 1898 году" (стр. 148). О силе этого восстания можно судить уже но тому, что на его подавление Япония вынуждена была бросить 100-тысячную армию. Восстание было жестоко подавлено. С этого времени на Формозе

стр. 152

установлен режим военно-полицейского произвола. Население острота начало уходить в глубь острова, в горы, куда колонизаторы могли проникнуть, лишь преодолевая большие трудности. Целые десятилетия, вплоть до настоящего времени, население Формозы ведет партизанскую борьбу против японских захватчиков.

Глава седьмая охватывает период с 1900 по 1914 год. В это время японский капитализм перерастает в свою последнюю стадию - стадию империализма. Автор указывает на колониальный характер эксплоатации рабочего класса Японии. Квалифицированный рабочий-литейщик получал за 15-часовой рабочий день в 1895 году 30 сен. Женщина-работница получала лишь 17 сен. В большом масштабе применялся детский труд. Заработная плата мальчика составляла от 5 до 9 сен в день, а девочки - от 3 до 6 сен. "Широко применялась купля-продажа детей и девушек на фабрики под видом "контрактации" (стр. 143). На фабриках имели место избиения рабочих. Росло и стачечное движение. В 1897 году общее число забастовщиков составляло, по официальным данным, 3517, а в 1907 году, по тем же данным, - 9855 человек. В революционном движении с 1897 года начинает участвовать Сен-Катаяма. В 1904 году оформляется японская социалистическая партия. В этом же году в Японии был впервые опубликован "Коммунистический манифест".

Далее автор подробно останавливается на крупнейших японских монополистических об'единениях и выясняет их роль и значение в экономической и политической жизни страны. Из внешнеполитических событий автор отмечает прежде всего "боксерское" восстание в Китае (1900 гад). На подавление "боксерского" восстания Япония послала наибольшее количество солдат. Если царская Россия послала 4800 человек, Англия - 3 тысячи, Америка - 2100. Франция - 800, то Япония послала 8 тысяч человек.

Затем автор освещает причины и ход русско-японской войны, аннексию Японией Кореи и т. д.

Если до русско-японской войны еще наблюдалась кое-какая, парламентская борьба буржуазии против военно-бюрократического правительства, то после войны "парламентские политические партии японской буржуазии и помещиков окончательно и полностью отказались от какого бы то ни было протеста против деспотизма военно-бюрократических правительств" (стр. 159). Это произошло потому, что военный грабеж и контрибуции, как в связи с японо-китайской войной, так и в связи с русско-японской, способствовали быстрому развитию японского империализма и завоеванию внешних рынков, к чему и стремилась буржуазия. "В 1906 г. была основана компания Южно-Манчжурской железной дороги, ставшая основным орудием экономического закабаления Манчжурии" (стр. 159). Буржуазия укрепляет свои позиции в господствующем блоке помещиков и капиталистов. Если и происходит борьба между этими двумя господствующими группами, то она всегда заканчивается компромиссом за счет трудящихся.

В 1911 году были полностью ликвидированы остатки неравноправных договоров и Япония окончательно стала полноправным членом семьи империалистических хищников.

Глава восьмая говорит об участии Японии в мировой империалистической войне 1914 - 1918 годов. Воспользовавшись тем, что внимание других империя диетических держав было отвлечено событиями в Европе, Япония решила прибрать Китай полностью к своим рукам. В 1915 году Япония пред'явила китайскому правительству известные "21 требование", выполнение которых превратило бы Китай в колонию Японии.

Китайское правительство вынуждено было принять большинство японских требований.

Автор указывает, что "недостаточно энергичная реакция японских соперников в Китае - США и Англии - на действия японского империализма об'яснялась, во-первых, занятостью держав европейской войной, во-вторых, тем, что и США и Англия считали, что общеэкономическая ж, в особенности, финансовая слабость Японии не позволит ей пустить достаточно глубокие корни в деле эксплоатации Китая" (стр. 171).

Для Японии война 1914 - 1918 годов была "золотым дождем". Дивиденды японских предприятий доходили до 70 и даже до 120%. Золотой запас вырос до 2 миллиардов иен.

Версальская мирная конференция удовлетворила все требования Японии, которая получила бывшие германские тихоокеанские острова: Каролинские, Маршальские и Марианские, - и за Японией были признаны специальные права на Шаньдунский полуостров, которым ранее владела Германия. Китайская делегация отказалась подписать версальский договор и покинула конференцию.

Девятая глава отводится истории Японии в эпоху общего кризиса капитализма. Охватывает она период с 1918 по 1929 год, т. е. до всеобщего мирового экономического кризиса. Автор останавливается главным образом на следующих вопросах: рисовые бунты 1918 года, японская интервенция на Дальнем Востоке против Советской России (стр. 178 - 182), организация

стр. 153

японской коммунистической партии и ее работа, вашингтонская конференция и финансовый кризис в Японии в 1927 году. Кроме того автор останавливается на так называемом меморандуме Танака, приводя и комментируя отдельные выдержки из этой программы агрессивной деятельности японского фашизма на материке.

Наконец, десятая глава посвящена новому этапу японской империалистической агрессии. В этой главе автор говорит о мировом экономическом кризисе, который с особой силой ударил по Японии в поисках выхода из кризиса Япония усиливает внешнеполитические агрессивные действия. В 1931 году Япония начала войну против Китая, захватив Манчжурию. Вместе с тем; Япония пытается спровоцировать войну против СССР на Дальнем Востоке. СССР, проводя твердо и последовательно мирную политику, предложил Японии в 1931 году подписать договор о ненападении. Япония от подписания такого договора отказалась.

В 1935 году советское правительство в целях нормализации японо-советских отношений продало КВЖД. Однако и после продажи КВЖД Япония не прекратила и не прекращает своих провокационных наскоков на границы СССР и Монгольской народной республики, которая связана с СССР дружественным договором. Товарищ Сталин предупреждал японских империалистов, что в случае нападения на МНР Советский Союз поможет этой дружественной республике. Победоносный отпор, который получили японские захватчики на монголо-манчжурской границе, является результатом помощи дружественной республике со стороны великой Страны советов.

Заканчивается книга описанием провокационного выступления японской фашистской военщины против СССР у озера Хасан в июле - августе, 1938 года и разгрома японских захватчиков.

Выход в свет краткого очерка "История Японии" тов. Жукова, - безусловно, положительное явление на фронте нашего востоковедения. Книга поможет пропагандистам, а также широкому кругу читателей ознакомиться с историей Японии. Эта книга не только заполняет пробел, существовавший до настоящего времени в литературе по истории Японии, но и ставит некоторые вопросы, которые требуют дальнейшего, более глубокого изучения и разработки. Приходится пожалеть, что автор книги не снабдил ее библиографией, которая помогла бы читателям расширить знакомство с историей Японии.


© libmonster.ru

Постоянный адрес данной публикации:

https://libmonster.ru/m/articles/view/Библиография-Е-ЖУКОВ-ИСТОРИЯ-ЯПОНИИ-КРАТКИЙ-ОЧЕРК

Похожие публикации: LРоссия LWorld Y G


Публикатор:

Анна СергейчикКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: https://libmonster.ru/Sergeichik

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

И. ПЛЫШЕВСКИЙ, Библиография. Е. ЖУКОВ "ИСТОРИЯ ЯПОНИИ. КРАТКИЙ ОЧЕРК" // Москва: Либмонстр Россия (LIBMONSTER.RU). Дата обновления: 29.08.2015. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/Библиография-Е-ЖУКОВ-ИСТОРИЯ-ЯПОНИИ-КРАТКИЙ-ОЧЕРК (дата обращения: 29.03.2024).

Найденный поисковым роботом источник:


Автор(ы) публикации - И. ПЛЫШЕВСКИЙ:

И. ПЛЫШЕВСКИЙ → другие работы, поиск: Либмонстр - РоссияЛибмонстр - мирGoogleYandex

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Похожие темы
Публикатор
Анна Сергейчик
Vladikavkaz, Россия
2393 просмотров рейтинг
29.08.2015 (3136 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
0 голос(а,ов)
Похожие статьи
ЛЕТОПИСЬ РОССИЙСКО-ТУРЕЦКИХ ОТНОШЕНИЙ
Каталог: Политология 
Вчера · от Zakhar Prilepin
Стихи, находки, древние поделки
Каталог: Разное 
2 дней(я) назад · от Денис Николайчиков
ЦИТАТИ З ВОСЬМИКНИЖЖЯ В РАННІХ ДАВНЬОРУСЬКИХ ЛІТОПИСАХ, АБО ЯК ЗМІНЮЄТЬСЯ СМИСЛ ІСТОРИЧНИХ ПОВІДОМЛЕНЬ
Каталог: История 
4 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
Туристы едут, жилье дорожает, Солнце - бесплатное
Каталог: Экономика 
5 дней(я) назад · от Россия Онлайн
ТУРЦИЯ: МАРАФОН НА ПУТИ В ЕВРОПУ
Каталог: Политология 
6 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
ТУРЕЦКИЙ ТЕАТР И РУССКОЕ ТЕАТРАЛЬНОЕ ИСКУССТВО
8 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
Произведём расчёт виртуального нейтронного астрономического объекта значением размера 〖1m〗^3. Найдём скрытые сущности частиц, энергии и массы. Найдём квантовые значения нейтронного ядра. Найдём энергию удержания нейтрона в этом объекте, которая является энергией удержания нейтронных ядер, астрономических объектов. Рассмотрим физику распада нейтронного ядра. Уточним образование зоны распада ядра и зоны синтеза ядра. Каким образом эти зоны регулируют скорость излучения нейтронов из ядра. Как образуется материя ядра элементов, которая является своеобразной “шубой” любого астрономического объекта. Эта материя является видимой частью Вселенной.
Каталог: Физика 
9 дней(я) назад · от Владимир Груздов
Стихи, находки, артефакты
Каталог: Разное 
9 дней(я) назад · от Денис Николайчиков
ГОД КИНО В РОССИЙСКО-ЯПОНСКИХ ОТНОШЕНИЯХ
9 дней(я) назад · от Вадим Казаков
Несправедливо! Кощунственно! Мерзко! Тема: Сколько россиян считают себя счастливыми и чего им не хватает? По данным опроса ФОМ РФ, 38% граждан РФ чувствуют себя счастливыми. 5% - не чувствуют себя счастливыми. Статистическая погрешность 3,5 %. (Радио Спутник, 19.03.2024, Встречаем Зарю. 07:04 мск, из 114 мин >31:42-53:40
Каталог: История 
10 дней(я) назад · от Анатолий Дмитриев

Новые публикации:

Популярные у читателей:

Новинки из других стран:

LIBMONSTER.RU - Цифровая библиотека России

Создайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Сохраните навсегда своё авторское Наследие в цифровом виде. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора.
Партнёры библиотеки
Библиография. Е. ЖУКОВ "ИСТОРИЯ ЯПОНИИ. КРАТКИЙ ОЧЕРК"
 

Контакты редакции
Чат авторов: RU LIVE: Мы в соцсетях:

О проекте · Новости · Реклама

Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)
Сохраняя наследие России


LIBMONSTER NETWORK ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА

Россия Беларусь Украина Казахстан Молдова Таджикистан Эстония Россия-2 Беларусь-2
США-Великобритания Швеция Сербия

Создавайте и храните на Либмонстре свою авторскую коллекцию: статьи, книги, исследования. Либмонстр распространит Ваши труды по всему миру (через сеть филиалов, библиотеки-партнеры, поисковики, соцсети). Вы сможете делиться ссылкой на свой профиль с коллегами, учениками, читателями и другими заинтересованными лицами, чтобы ознакомить их со своим авторским наследием. После регистрации в Вашем распоряжении - более 100 инструментов для создания собственной авторской коллекции. Это бесплатно: так было, так есть и так будет всегда.

Скачать приложение для Android