Libmonster ID: RU-16165
Автор(ы) публикации: В. Н. Дряхлов

Само содержание борьбы с язычеством предполагало, что сначала главные усилия и внимание церковнослужителей должны быть обращены на устранение наиболее зримых и материально воплощенных проявлений языческих верований - культовых мест язычников в виде капищ, священных источников, рощ и деревьев. Именно вблизи и вокруг них разворачивались культовые действия, непримиримо осуждаемые церковью, в первую очередь - жертвоприношения и праздненства в честь природных сил.

Почитание священных деревьев и рощ - одно из типичных проявлений первобытных верований многих народов мира, переходивших от родового строя к раннеклассовому обществу в окружении древних лесов - греков, римлян, кельтов, славян, финно-угров и пр.

По своим историческим корням оно является одним из наиболее древних представлений человека о существовании потустороннего и могущественного мира и о необходимости поклонения ему в той или иной форме. Э. Тэйлор в рамках своей анимистической теории природы признал, что попытки более или менее однозначно объяснить суть первобытных представлений о священных деревьях оказываются не вполне удачны: "Бывает весьма трудно определить, считается ли такое дерево имеющим подобно человеку свою, неразрывно связанную с ним, жизнь и душу или только обитаемым наподобие фетиша посторонним духом, для которого дерево служит не более как телом"1.

Наиболее крупное, величественное по своему облику дерево, роща деревьев определенной породы на фоне остального смешанного леса воспринимались первобытным человеком как нечто особенное, выдающееся, что могло соотноситься в его сознании с тем, что господствует над ним в повседневной жизни - с божеством. Такое божество, предположительно, осознавалось как живущее внутри дерева (наподобие древесного духа) или поблизости, как владеющее этим деревом и пространством вокруг него, подобно тому, как человек владел своим жилищем и землей около него.

Источники, повествующие о сохранении языческих верований в раннее средневековье в Западной Европе, весьма разнообразны. Среди них можно


Дряхлов Владимир Николаевич - кандидат исторических наук, доцент. Институт (филиал) Московской государственной юридической академии. Киров.

стр. 119

выделить сочинение Я. Гримма, где впервые в большом объеме были собраны примеры почитания священной силы деревьев2.

Единственным и наиболее приемлемым методом борьбы с почитанием язычниками священных деревьев являлась их вырубка. Э. Тэйлор утверждал, что именно "с христианства начинается движение против священных деревьев и рощ"3. Однако, если обратиться к источникам, самые ранние идеи такого рода появились уже в Ветхом Завете. В некоторых его книгах речь шла о том, как приверженцам чистоты веры следует относиться к священным местам неиудейских верований: "...Вырубите священные рощи их"4. Уничтожение священных рощ в те времена по своему происхождению восходило к военной стратегии государств Древнего Востока, когда вместе с угоном скота и пленных в целях нанесения противнику наибольшего и трудно восстановимого ущерба вырубались его виноградники и сады.

Активная вырубка священных деревьев произошла во время религиозной реформы иудейского царя Иосии в 622 г. до н. э., направленной на утверждение преобладающего значения культа Яхве. В ходе реформы были уничтожены многие проявления древних ханаанейских культов, в том числе, и священные рощи5.

Для ветхозаветных пророков почитание священных деревьев подлежало безоговорочному осуждению прежде всего потому, что вблизи них находились идолы богов и места для совершения жертвоприношений в их честь, а под сенью таких деревьев женщины обычно занимались культовой проституцией6.

В раннее средневековье для представителей церкви, занятых крещением населения и искоренением язычества, отрицательное отношение к культу священных рощ и деревьев было вызвано не только уважительным следованием ветхозаветным указаниям. Поклонение рощам и деревьям являлось для клириков одним из главных, причем прилюдно зримых, воплощений отвергаемого ими язычества.

Как на Руси, так и в Западной Европе борьба церкви против почитания населением священной силы деревьев была частью общей борьбы против языческих верований и их пережитков, а также против культовых обрядов, которые их сопровождали. Подавляющая часть источников о борьбе церкви с проявлениями язычества связана с землями королевства Меровингов (особенно с севером и северо-востоком Галлии), откуда христианство начало свое распространение в соседние области, заселенные в большинстве язычниками.

С почитанием священных деревьев христианская церковь столкнулась с самого начала борьбы за умы населения. Пока христианство по своему социальному составу оставалось религией небольшой части городского населения, культ священной силы деревьев особо не привлекал внимание церковнослужителей. В меровингские времена по мере продвижения проповеди христианства в сельскую округу церковь и ее миссионеры уже не могли смотреть сквозь пальцы на языческое почитание священных деревьев.

Священные деревья стали падать под ударами топоров миссионеров уже со второй половины IV века. Активным борцом зарекомендовал себя епископ и миссионер Мартин Турский (336 - 397), собственноручно разрушавший в округе Тура деревенские капища.

Сюжет об уничтожении Мартином священной сосны и об оказанном ему при этом противодействии галльских крестьян является классическим примером отношения миссионеров к священным деревьям и ответной реакции язычников. Рубке дерева предшествовала проповедь среди собравшихся сельчан. Обращаясь к ним, Мартин "увещевал, говоря, что нет ничего священного в этом дереве: лучше бы последовали тому Богу, которому он служит, дерево же следует срубить, ибо оно посвящено демону"7.

стр. 120

Собравшиеся язычники для проверки истинности его слов связали Мартина и положили на то место, куда должна была упасть сосна. "После этого язычники сами с великой радостью и ликованием стали рубить свое дерево... И вот начала сосна понемногу раскачиваться и уже грозила рухнуть. Стоявшие невдалеке монахи были в отчаянии и, напуганные явной опасностью, потеряли всякую надежду и веру, приготовившись увидеть несомненную смерть Мартина. А он, бестрепетно уповая на Бога, ждал, когда же сосна с великим шумом рухнет на него. И вот она уже нависла над ним, вот уже падает, он, вскинув навстречу ей руку, сотворил спасительный знак креста"8. По рассказу Сульпиция, падавшее дерево чудотворной силой было отброшено в противоположную сторону и послужило примером истинности его проповеди.

Уничтожение священной рощи в отличие от рубки отдельного дерева требовало от служителя церкви гораздо больших затрат физических сил и времени. Причем, уничтожение рощи должно было быть осуществимо в наиболее короткое время, чтобы убедительно проявить торжество христианской веры в глазах собравшихся людей. Этого можно было добиться только при использовании дополнительной и к тому же массовой рабочей силы.

Привлечение мирян для рубки священных деревьев и рощ в те времена имело важное воспитательное значение. В ходе уничтожения священной рощи по примеру Мартина Турского можно было продемонстрировать язычникам слабость их богов, их неспособность защитить собственные священные места. Именно так, по описанию Григория Турского, действовал в 585 г. диакон Вульфилаих в округе Трира. Собирая крестьян для разрушения каменного идола, он в качестве идейной подготовки "непрестанно проповедовал им, что ...ничего не значат и статуи, и почитание, которое им воздают, не имеет никакого смысла"9.

Епископ Камбре Гаугерик (ум. между 614 - 622 гг.) при уничтожении рощи, в которой совершались языческие жертвоприношения, также собрал работников и вырубил рощу. На ее месте была построена церковь10. На значение назидательного момента при уничтожении священных деревьев обращается внимание в житие Аманда (ум. ок. 676 г.), епископа Маастрихта и странствующего миссионера, проповедовавшего среди населения в долине Шельды. Согласно рассказу агиографа Аманда, некая женщина в тех местах за следование языческим предсказаниям и за почитание священных деревьев потеряла зрение в качестве божьей кары. Аманд повелел ей приблизиться к священному дереву, вложил в ее руки топор и велел наугад рубить дерево. После нескольких ударов топором по стволу к слепой чудесным образом вернулось зрение11.

Из жития архиепископа Майнца Бонифация (ок. 680 - 754), написанного Виллибальдом, известно о низвержении Бонифацием священного дуба Тора в Гессене, вблизи Гейсмара. По рассказу Виллибальда, за рубкой дерева наблюдала большая толпа язычников, которые "проклинали в своих сердцах врага богов", то есть Бонифация. Он только "попробовал срубить" дуб, нанеся тому несколько ударов, как внезапно налетевший сильный порыв ветра обрушил дерево на землю. При падении его ствол чудесным образом разломился на равные части. Впоследствии эта древесина была использована при постройке на этом месте церкви св. Петр12. Это описание дает читателю понять, что дерево было сокрушено исключительно по причине случившегося чуда. Однако срубил ли дерево Тора от начала до конца в действительности сам Бонифаций? Либо это сделали другие? Вполне возможно, что за описанием чуда могло скрываться использование массовой рабочей силы - монахов или местных христиан. Указание агиографа на чувства язычников, которые так и не смогли помешать рубке священного дуба, позволяет предполагать, что это произошло в присутствии вооруженной силы.

стр. 121

Использование срубленного священного дерева для постройки церкви служило не только символом торжества христианства над язычеством. Срубая лично священные деревья или организуя людей на их уничтожение, христианское духовенство полностью следовало советам Ветхого Завета по уничтожению мест языческого культа. Но при этом церковь не пошла по пути их осквернения в целях невозможности дальнейшего использования, как это некогда делалось в Иудее во время реформы царя Иосии13.

По-видимому, в таком поведении миссионеров просматривается желание "не перегибать палку" и не доводить язычников (или христиан, сохранивших приверженность к отдельным проявлениям язычества) до состояния крайней ненависти. Стандартной иллюстрацией такого стиля поведения служит совет папы Григория I миссионерам в Англии в 597 г. проявлять терпимость к местам языческого почитания англов и саксов: "...Храмы идоловы этого народа не должны быть разрушены. Уничтожив находившихся в них идолов, возьмите святую воду и окропите эти капища, воздвигните в них алтари, и поместите святые реликвии. Но если храмы выстроены прочно, весьма важно заместить в них служение идолам службой истинному Богу. Когда эти люди увидят, что святилища их не разрушены, они ...с большой охотой придут в знакомые им места, чтобы признать истинного Бога..."14.

Другим средством борьбы с проявлениями язычества служила проповедь, в которой осуждалось почитание всех возможных мест языческих культов - деревьев, камней, водоемов.

Со времени раннего христианства идолопоклонство приравнивалось к числу наиболее тяжких прегрешений, к примеру, таких, как самоубийство и блуд15. Применение новозаветных идей приобрело особое значение для церкви, когда после крушения Западной Римской империи, расселения варваров-язычников на ее землях, небывалого ослабления церковной организации наблюдалось возобновление языческих обрядов среди уже принявшего христианство населения.

Известнейшим основателем критики язычества словом проповеди явился Цезарий (470 - 543), архиепископ Арелата (Арль) и один из крупных организаторов церковной жизни на юге Галлии в первой половине VI века. В своих проповедях, основанных на идеях Священного Писания, он обличал многие проявления язычества, существовавшие в повседневной жизни местных христиан. В частности, он требовал, "чтобы никто не совершал приношений к деревьям"16.

Другим важным памятником такого рода стало произведение "Об исправлении крестьян" (De correctione rusticorum) епископа Мартина (ум. ок. 578 г.) из Бракары (Брага). Признано, что оно возникло под сильным влиянием взглядов Цезария Арелатского и в свою очередь в дальнейшем привело к созданию аналогичных проповедей Элигием (ум. 659 г.), епископом Нуайона, и Пирмином (ум. 758 г.), аббатом монастыря в Рейхенау17.

Мартин утверждал, что жертвоприношение к священным деревьям имеет дьявольское происхождение. "Дьявол и демоны, его слуги, низвергнутые с небес, увидели равнодушие людей, забывших о своем Творце и, странствуя среди них, начали открываться тем разными способами, разговаривая с ними и домогаясь, чтобы те совершали для них жертвоприношения на высотах и под ветвистыми деревьями, и почитали бы их как богов...."18. Сделанное им упоминание о "высотах" и "ветвистых деревьях" позволяет найти во фразе Мартина безусловное следование ветхозаветным установкам, которые осуждали подобные явления.

Элигий проповедовал в тех местах Галлии, где позиции христианства были невероятно ослаблены в предшествовавшее время. Именно с северны-

стр. 122

ми областями Галлии связана наибольшая часть сведений о сохранении многих проявлений язычества в жизни населения. Элигий в проповеди к пастве призывал срубить священные деревья: "В самом деле, как это хорошо, если бы эти деревья, куда негодные люди приносят жертвы, были бы срублены, и притом, их древесину унести бы к себе в очаги"19. Подобные призывы раздавались из уст Буркхарда из Вюрцбурга (ум. 754 г.): "Слышим, что некоторые из вас приносят жертвы к деревьям... Сожгите с корнями эти нечестивые деревья"20.

Почитание священных деревьев поддерживалось верой населения в их целительные свойства. Элигий обращался к своим прихожанам, требуя, чтобы они впредь не протаскивали больных домашних животных через дупло священного дерева в целях их излечения. А Пирмин увещевал своих слушателей: "Не изготовляйте из дерева телесные члены (membra ex ligno facto) и не отправляйте их ни к перекресткам, ни к деревьям, которые не в состоянии дать вам никакого здоровья"21.

В одной из проповедей, приписываемых Бонифацию, к числу смертных грехов относилось святотатство, понимавшееся как почитание идолов. Одним из его проявлений объявлялось совершение жертвоприношений у камней, источников и деревьев"22.

В рамках церковного права осуждение почитания деревьев изначально осуществлялось в решениях церковных соборов, где под общим понятием "идолопоклонства" (idolatria) осуждалась практика языческих обрядов, совершавшихся где бы то ни было - в священных рощах, у камней, источников и отдельных деревьев. Второй Арльский собор (между 442 - 506 гг.) отнес к числу грехов посещение священных камней и деревьев23. Турский собор 567 г., поддерживая линию раннего христианства, требовал отлучать от церкви тех христиан, кто по привычке продолжал приносить жертвы к деревьям, камням и источникам24.

По-видимому, отлучение воспринималось частью церковнослужителей как слишком жесткая мера. Поэтому собор в Оксерре (между 561 - 605 гг.) ограничился простым запретом: "не следует приносить жертвы к священным деревьям", не упоминая о наказании25.

Особым видом церковного правотворчества в раннее средневековье стало создание пенитенциалиев ("покаянных книг"). "Покаянные книги" содержали списки разного рода прегрешений (в виде вопросов к исповедующемуся мирянину), оцененных таковыми с точки зрения их частных составителей, и предлагали меры церковных наказаний за это. Пенитенциалии не были безусловно обязательными к исполнению церковнослужителями, а скорее советовали им как относиться к людям, признавшим свои грехи26. В "покаянных книгах" почитание священных деревьев обычно связывалось с вопросами ("Ходил ли ты туда-то?") обо всех местах совершения языческих обрядов, главным образом, в контексте принесения жертв "демонам". Авторы "покаянных книг" делали упор в большинстве случаев на совершение собственно языческого обряда, а не на его место.

Пенитенциалии ирландского миссионера Колумбана за еду и питье в священных языческих местах, то есть, за вкушение жертвенной пищи, в том числе и при совершении обрядов у священных деревьев, налагал 40-дневный пост на хлебе и воде. По-видимому, в целях более быстрого искоренения такой привычки у населения франкские авторы (к примеру, Бургундский пенитенциалии ок. 700 - 725 гг., пенитенциалии епископа Камбре Халитгара ок. 830 г.) усилили наказание и ввели трехгодичный пост на хлебе и воде за совершение жертвоприношений при священных деревьях27.

Церковь была вынуждена отказаться от наказания в форме отлучения от церкви и заменить его наказанием в виде церковного поста, по-видимому,

стр. 123

по причине сохранения довольно массовых в те времена отголосков почитания священной силы деревьев среди принявшего христианство меровингского населения. В противном случае пришлось бы отлучить многих христиан, что подорвало бы влияние церкви в обществе и ее доходы со стороны мирян.

О сохранении почитания священных деревьев свидетельствует "Перечень суеверий и языческих обрядов", появившийся во Франции в середине VIII века. Он был составлен неизвестным автором, вероятно, каким-то клириком из окружения архиепископа Бонифация и объединил под одним названием ряд очень разнородных явлений и обычаев населения, трактуя их при этом как суеверные или языческие28. Среди прочего в нем упоминались "священные рощи, называемые nimidas".

По содержанию последующих по времени пенитенциалиев видно, что трехгодичное наказание сохранялось вплоть до XI столетия. Достаточно высокий уровень наказания и его долгое сохранение свидетельствуют о том, что церкви к концу меровингского периода не удалось только своим личным примером и своими силами полностью изжить поклонение священным деревьям.

С приходом к власти каролингской династии церковь получила административную поддержку со стороны королей. Реакция королевской власти на проявления язычества, особенно в капитуляриях Карла Великого (768 - 814), стала более резкой. В одном из пунктов "Admonitio generalis" (787 г.), адресованном "всем", то есть в равной мере церковнослужителям и представителям светской власти, Карл требовал, чтобы поклонение деревьям, камням и источникам подлежало бы впредь повсеместному уничтожению; причем, судя по терминологии (destruere - разрушать, разорять, tollere - убирать, уничтожать) предполагалось именно их уничтожение. Другими словами, клирикам, графам, сотникам и прочим должностным лицам следовало собрать людей с необходимыми орудиями и повести тех на вырубку и корчевку священных деревьев. Впоследствии это указание с тем же самым выражением (tollatur et destruatur) подтверждалось особым капитулярием 802 г. для королевских посланцев: "Чтобы то почитание, которое глупцы оказывают деревьям, либо камням, либо источникам, упразднялось и уничтожалось"29. По-видимому, Карла не устраивало то, что искоренении остатков язычества, велось лишь средствами церкви. Теперь такая задача вменялась в обязанности королевской администрации.

Почитание священных деревьев преследовалось и за пределами собственно франкской территории. Для покоренных саксов следование языческим обычаям служило формой неприятия власти франкских королей и церкви. За совершение жертвоприношений при водоемах, деревьях или рощах налагалася штраф в 60 солидов для знатного человека, 30 солидов - для свободного крестьянина, 15 солидов - для человека полусвободного (литского) статуса. В случае невозможности уплатить штраф виновный принуждался отрабатывать его в пользу церкви на положении раба. При этом очевидна явная разница в подходах Карла Великого и пенитенциалиев в вопросе о характере наказания за поклонение священным деревьям. Это обусловлено, главным образом, местом сохранения языческого обычая: на собственно франкских землях виновный подлежал церковному наказанию в виде поста, в саксонских землях - светскому наказанию в виде штрафа.

В рамках единого процесса, сочетавшего в себе крещение населения, уничтожение языческих культовых мест, основание монастырей создавались психологические предпосылки для будущего хозяйственного освоения новых земель, сопровождавшегося вырубками лесов. По образной оценке Дж. Уол-

стр. 124

леса-Хэдрилла, произошло избавление населения от "первобытного священного трепета перед лесными глубинами, где, не тревожимые никем, жили их племенные боги"30.

Примечания

1. ТЭЙЛОР Э. Первобытная культура. М. 1939, с. 395.

2. GRIMM J. Deutsche Mythologie. Bd. 1. Graz. 1968.

3. ТЭЙЛОР Э. Ук. соч., с. 400.

4. Исх., 34:14; Втор., 7:5; 12. 2 - 3.

5. Цар., 23:14, 15.

6. Иерем., 3:6; Иез., 6:13; 20:28; Ос, 4:13.

7. Sulp. Sev. Vita Mart., XIII, 2 (Сульпиций Север. Сочинения. М. 1999).

8. Ibid., XIII, 5 - 8.

9. Greg, Turon. Hist, fr., VIII, 14 (Григорий Турский. История франков. М. 1987).

10. Acta Sanctorum. Augusti. Т. 2. Venetia. 1751, p. 587.

11. Ibid., Februarii. T.I. Venetia. 1735, p. 853.

12. Willib. Vita Bon., 6. GLEMEN K. Fontes historiae religionis germanicae. Berlin. 1928, S. 45.

13. 4 Цар., 23. 13 - 14; 16, 20.

14. Beda. Hist, eccl., 1, 25 (Беда Достопочтенный. Церковная история народа англов. СПб. 2001).

15. Деян., 15:29; 1 Кор., 5:10 - 11; 6:9; Еф., 5:5; Гал., 5:19 - 20; Колос, 3:5.

16. Serm., I, 12. Также: "Не смейте приносить жертвы к деревьям" (Serm., XIV, 4); "Срубите посвященные (богам. - В. Д.) деревья" (ibid., LIU, I). Caesarius Arelatenensis. Opera. Paris. 1978, p. 248, 438, 444.

17. LAISTNER M. L. W. Thought and Letters in Western Europe A.D. 500 to 900. L. 1957, p. 119.

18. Mart. Bracar. De corr. rust., 7. www.thelatinlibrary.com.

19. Vita Elig., II, 16. www.fordham.edu/halsall.

20. Цит. по: BOUDRIOT W. Die germanische Religion in der amtlichen kirchlichen Literatur des Abendlandes vom 5 bis 11. Jahrhundert. Bonn. 1928, S. 38.

21. Ibid., S. 39.

22. "Те, кто приносят жертвы к камням или в водоемы, или к деревьям". CLEMEN К. Op. cit., S. 51.

23. Consilia Galliae. A. 314 - 506. Turnholt, 1963, p. 119.

24. Monumenta Germaniae Historica. Consilia. Hannover. 1893, Bd. 1, p. 133.

25. Consilia Galliae. A. 507-A. 695. Turnholt. 1963, p. 265.

26. БЕРМАН Г. ДЖ. Западная традиция права: Эпоха формирования. М. 1998, с. 81.

27. Суть поста, согласно пенитенциалию Беды Почтенного, состояла в том, что во вторник, четверг, субботу и в воскресенье кающийся христианин исключал из пищи вино, мед и мясо, причем, следовало поститься и вкушать еду всухомятку и только до вечера. Это ограничение распространялось на три дня перед 7-м числом в марте, мае, июне, октябре и на 5-е - в остальные дни, далее - на главные христианские праздники и на день святого - покровителя епархии. В остальные дни наказанный христианин мог питаться наравне с прочими мирянами. MCNEIL J.T., GAMER H.M. Medieval Handbooks of Penance. New York. 1938, p. 227.

28. DIERKENS A. Superstitions, christianisme et paganisme a la fin de l'epoque merovingienne. Magie, Sorcellerie et Paraphsychologie. Laicite. Bruxelles. 1984, p. 23.

29. Monumenta Germaniae Historica. Legum. II. Capitularia regum Francorum. T. 1. Hannover. 1883, p. 59, 104.

30. УОЛЛЕС-ХЕДРИЛЛ Дж.-М. Варварский Запад. Раннее средневековье. 400 - 1000. СПб. 2002, с 113.


© libmonster.ru

Постоянный адрес данной публикации:

https://libmonster.ru/m/articles/view/Борьба-церкви-с-язычеством-в-королевстве-Меровингов

Похожие публикации: LРоссия LWorld Y G


Публикатор:

Россия ОнлайнКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: https://libmonster.ru/Libmonster

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

В. Н. Дряхлов, Борьба церкви с язычеством в королевстве Меровингов // Москва: Либмонстр Россия (LIBMONSTER.RU). Дата обновления: 29.07.2020. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/Борьба-церкви-с-язычеством-в-королевстве-Меровингов (дата обращения: 24.04.2024).

Найденный поисковым роботом источник:


Автор(ы) публикации - В. Н. Дряхлов:

В. Н. Дряхлов → другие работы, поиск: Либмонстр - РоссияЛибмонстр - мирGoogleYandex

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Похожие темы
Публикатор
Россия Онлайн
Москва, Россия
346 просмотров рейтинг
29.07.2020 (1365 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
0 голос(а,ов)
Похожие статьи
ОНИ ЗАЩИЩАЛИ НЕБО ВЬЕТНАМА
Каталог: Военное дело 
13 часов(а) назад · от Россия Онлайн
КНР: ВОЗРОЖДЕНИЕ И ПОДЪЕМ ЧАСТНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
Каталог: Экономика 
Вчера · от Россия Онлайн
КИТАЙСКО-САУДОВСКИЕ ОТНОШЕНИЯ (КОНЕЦ XX - НАЧАЛО XXI вв.)
Каталог: Право 
2 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙСКО-АФРИКАНСКИЕ ОТНОШЕНИЯ: УСКОРЕНИЕ РАЗВИТИЯ
Каталог: Экономика 
4 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙСКИЙ КАПИТАЛ НА РЫНКАХ АФРИКИ
Каталог: Экономика 
6 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ. РЕШЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ В УСЛОВИЯХ РЕФОРМ И КРИЗИСА
Каталог: Социология 
6 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ: РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭМИГРАЦИОННОГО ПРОЦЕССА
Каталог: Экономика 
8 дней(я) назад · от Вадим Казаков
China. WOMEN'S EQUALITY AND THE ONE-CHILD POLICY
Каталог: Лайфстайл 
8 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ. ПРОБЛЕМЫ УРЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ
Каталог: Экономика 
8 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ: ПРОБЛЕМА МИРНОГО ВОССОЕДИНЕНИЯ ТАЙВАНЯ
Каталог: Политология 
8 дней(я) назад · от Вадим Казаков

Новые публикации:

Популярные у читателей:

Новинки из других стран:

LIBMONSTER.RU - Цифровая библиотека России

Создайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Сохраните навсегда своё авторское Наследие в цифровом виде. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора.
Партнёры библиотеки
Борьба церкви с язычеством в королевстве Меровингов
 

Контакты редакции
Чат авторов: RU LIVE: Мы в соцсетях:

О проекте · Новости · Реклама

Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)
Сохраняя наследие России


LIBMONSTER NETWORK ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА

Россия Беларусь Украина Казахстан Молдова Таджикистан Эстония Россия-2 Беларусь-2
США-Великобритания Швеция Сербия

Создавайте и храните на Либмонстре свою авторскую коллекцию: статьи, книги, исследования. Либмонстр распространит Ваши труды по всему миру (через сеть филиалов, библиотеки-партнеры, поисковики, соцсети). Вы сможете делиться ссылкой на свой профиль с коллегами, учениками, читателями и другими заинтересованными лицами, чтобы ознакомить их со своим авторским наследием. После регистрации в Вашем распоряжении - более 100 инструментов для создания собственной авторской коллекции. Это бесплатно: так было, так есть и так будет всегда.

Скачать приложение для Android