Буржуазный историк о плане ГОЭЛРО
"Survey". London. 1968, N 67.
В апрельском номере журнала "Survey" за 1968 г. опубликована статья английского буржуазного экономиста Л. Смолинского "Гриневецкий и советская индустриализация". Необходимо напомнить, что В. И. Гриневецкий (1871 - 1919), видный русский ученый- теплотехник, враждебно встретил Великую Октябрьскую социалистическую революцию. В труде "Послевоенные перспективы русской промышленности" (1919), сыгравшем роль своеобразного манифеста определенной группы буржуазных специалистов, Гриневецкий, отрицая социалистический характер Октябрьской революции, пытался наметить перспективы восстановления народного хозяйства России на основе буржуазного строя.
Обращение Л. Смолинского к упомянутому труду, как он сам пишет, вызвано "более чем обоснованным и на только историческим интересом". Признавая практическое значение советского опыта хозяйственного планирования для государств социалистической системы и стран "третьего мира", Л. Смолинский вместе с тем утверждает, что правительствам, намеревающимся "испробовать советский метод индустриализации", не следует искать в методологии советского планирования "гранитных основ марксизма- ленинизма", поскольку, как ан пишет, главные идеи и конкретные задания первых советских перспективных народнохозяйственных планов были разработаны людьми, далекими от марксистских взглядов. Политический смысл этой концепции ясен: перед нами попытка представить советское хозяйственное планирование лишенным социалистического содержания. При этом Л. Смолинский изображает дело так, будто именно буржуазный ученый Гриневецкий наметил дуги индустриализации.
Советская историография уже давно и справедливо оценила значение последнего научного труда В. И. Гриневецкого. Советские исследователи показали, что при решении отдельных технико-экономических проблем Гриневецкий проявил большую проницательность. Так, Г. М. Кржижановский отмечал глубину анализа состояния промышленности и транспорта в работе В. И. Гриневецкого, другие исследователи положительно охарактеризовали предположения Гриневецкого в области развитию железнодорожного транспорта1 . Однако созданная им общая схема возрождения и реконструкции промышленности и народного хозяйства России оказалась несостоятельней.
Действительно, В. И. Гриневецкому представлялся "исторически уже решенным" вопрос о неизбежной политической союзников России после войны и революции, и перспективы экономического развития страны он ставил в прямую зависимость от соотношения политических и экономически интересов и спя Германии и союзников России но империалистической войне, "в будущем, - писая он - придется примириться с господствующим положением иностранного капитала". По его мнению, задача "вливания" иностранного капитала должна стать "основной линией нашей экономической политики", а непременным ее условием - устранение влияния "гибельной идеологи"" социализма. Всё социально-экономическое развитие страны, по В. И. Гриневецкому, должно было определяться "не нашей политической мощью, а лишь той иди другой заинтересованностью в нашей судьбе других борющихся держав".
В противоположность этому экономическая политика Советского государства предполагала лишь определенное использование заинтересованности капиталистических стран в развитии экономических связей с Советской Россией при условии подчинения этих отношений основной задаче - построению материально-технических основ социализма, завоеванию экономической независимости, быстрейшему преодолению отсталости страны. В этом состояло одно из принципиальных отличий плана ГОЭЛРО и предположений Гриневецкого, чему Л. Смолинский не придает значения.
Л. Смолинский также совершенно неверно изображает роль электрификации в плане ГОЭЛРО и в разработках В. И. Гриневецкого. Электрификация всего народного хозяйства - и промышленности, и земледелия, и транспорта - являлась основой ленинского плана строительства социалистической экономики. Конкретные экономические, географические и технические детали
1 "Правда", 7.XI.1922; А. А. Неопиханов. Русский транспорт и его планирование. Т. I. М. - Птгр. Г924. См. также предисловие В. Н. Сарибьяновя ко 2-му изд. книги В. И. Гриневецкого (М. 1922).
были разработаны специалистами из комиссии ГОЭЛРО в соответствии с этой установкой Коммунистической партии. По мысли же В. И. Гриневецкого, "осью всей экономической политики" России должно было стать восстановление и развитие транспорта. Что же касается электрификации, то проект В. И. Гриневецкого придавал ей значение лишь как "технической мере сбережения топлива" подобно "вытеснению печного отопления центральным". При этом В. И. Гриневецкий говорил об электрификации только применительно к промышленности и частично железнодорожному транспорту, не распространяя ее на сферу сельскохозяйственного производства. Это полностью опровергает утверждение Л. Смолинского о том, что выраженная в труде В. И. Гриневецкого мысль об электрификации якобы "предвосхищает позднейшую формулировку Ленина".
Необходимо указать и на другие аспекты, свидетельствующие о противоположности методологии планирования, применявшейся В. И. Гриневецким и составителями плана ГОЭЛРО. В то время как план ГОЭЛРО ставил своей задачей развитие социалистической экономики на основе использования ее объективных закономерностей, предположения Гриневецкого были ориентированы на законы капиталистического рынка.
В основу своей работы Л. Смолинский, выступивший в роли запоздалого апологета сменовеховских идей, положил не объективную оценку фактов, а предвзятую и надуманную схему, ничего общего не имеющую с научным подходом к исторической действительности. Исследование Л. Смолинского показывает неспособность буржуазных историков экономической мысли понять существо социалистического народнохозяйственного планирования.
Новые публикации: |
Популярные у читателей: |
Новинки из других стран: |
Контакты редакции | |
О проекте · Новости · Реклама |
Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту) Сохраняя наследие России |