Libmonster ID: RU-7187
Автор(ы) публикации: С. ЮШКОВ

Историко-социологическое исследование о типах внегородских поселений. "Известия ГАИМК". Вып. 139-й. Огиз. М. и Л. 1936. 166 стр. и карта.

Вопрос об эволюции села и деревни в эпоху феодализма в Московском государстве является неразработанным. О форме селений писали на основании источников, относящихся главным образом к Великому Новгороду (Неволин, Сергеевич) или к северу России (Ефименко, Иванов, Богословский).

Автором названного исследования является первоклассный знаток хозяйст-

стр. 134

венной истории Московского государства XV - XVII вв. С. Б. Веселовский.

В первой главе автор, кроме вводных замечаний, дает краткий очерк истории погоста, села и деревни. Во второй главе автор говорит о финансовом обложении в Московском государстве и об основных единицах обложения (соха, выть). Третья глава посвящена исследованию судеб мелкого вотчинного землевладения. В главе четвертой дается описание отдельных митрополичьих и монастырских владений в уездах Московского государства. В пятой и последней главе подводятся итоги исследованию; в частности автор особенно подробно говорит об установленном им процессе укрупнения селений в последней четверти XV и в первой половине XVI в. и о замедлении этого процесса во второй половине XVI века.

Основным источником для исследования послужили материалы, относящиеся к церковному, точнее, монастырскому, землевладению. Уже этот краткий обзор содержания работы С. Б. Веселовского заставляет несколько насторожиться, так как к исследованию почти не привлечен материал, относящийся к землевладению великокняжескому, княженецкому, боярскому и поместнодворянскому.

Утверждение автора о зависимости формы и характера поселений от социально-экономического строя чрезвычайно мало отразилось на самом исследовании. Это утверждение получило отражение только в той главе работы, в которой С. Б. Веселовский делает попытку объяснить причину приостановки процесса укрупнения селений во второй половине XVI в., т. е. при решении одного частного вопроса затронутой им проблемы. В работе о селе и деревне в эпоху феодализма отсутствует совершенно необходимая глава, в которой было бы прослежено влияние форм и характера феодальной эксплоатации на организационную структуру поселений. С. Б. Веселовский, решая вопрос об эволюции селений в зависимости от изменений в системе финансового обложения, а не социально-экономического строя, выступает по самым основным вопросам истории феодализма в Московском государстве с позиций буржуазной историографии. Приходится признать, что эта работа С. Б. Веселовского не находится в соответствии не только с основными принципами марксистско-ленинской методологии, но и с теми общими взглядами на организационную структуру феодальных сеньерий XIV - XVI вв., к которым пришли передовые представители буржуазной историографии, в частности Павлов-Сильванский. Иначе говоря, С. Б. Веселовский стоит на позициях Чичерина и так называемой юридической школы.

Уже в редакционном предисловии отмечено, что у С. Б. Веселовского в качестве основной методологической предпосылки фигурирует своеобразная робинзонада, сущность которой сводится к тому, что начальной формой земельной собственности признается частная земельная собственность отдельного двора деревни, возникшая в результате захвата крестьянином-пионером свободной девственной земли. Эта робинзонада, этот, по выражению Маркса, "вестфальский юнкерский взгляд", в конечном счете ведет за собой отрицание основной схемы землевладения для России, вполне доказанной основоположниками марксизма, - от родовой коммуны через семейную общину к сельской общине. Как же С. Б. Веселовский старается обосновать эту робинзонаду на русской почве, и к каким приемам он прибегает для обоснования своих положений?

Прежде всего, он исключает из объектов своих наблюдений волостную общину XIV - XV вв., которой так много уделил внимания Павлов-Сильванский, установивший аналогию волостной общины с германской маркой. Конечно, не со всеми выводами Павлова-Сильванского можно согласиться, но является совершенно необъяснимым, как может современный историк сбросить со счетов исследования Павлова-Сильванского об общине в Московском государстве XIV - XV веков?

С. Б. Веселовский много говорит о погостах, о станах, но о волостях он упоминает вскользь, безапелляционно утверждая, что слово "волость" подобно слову "село" получило свое значение административного деления очень поздно, не ранее XV века. А между тем анализ материалов, относящихся к волости, и знакомство со взглядами Павлова-Сильванского в конце концов должны были бы привести к убеждению, что начальной формой землевладения в России была не частная земельная собственность отдельного двора, деревни, а общинная.

Другим приемом, к которому прибегает С. Б. Веселовский для подтверждения своих взглядов, ведущих к отрицанию существования поземельной общины в России в XIV - XV вв., является почти полное игнорирование материалов, относящихся к светскому землевладению и, в частности, великокняжескому и княженецкому.

Здесь С. Б. Веселовский до сих пор не желает понять, что наряду с боярским и церковным землевладением в XIV - XV вв. имело большое значение великокняжеское, домениальное владение и что история феодального землевладения в значительной степени определяется судьбами великокняжеского домена. По мере того как растут земельные владения московских князей, они постепенно раздаются церковным учреждениям, боярству и дворянству или за-

стр. 135

хзатываются ими. Так называемые "черные" волостные земли суть домениальные владения великого князя московского, и их структура должна быть одним из основных объектов исследования феодальных селений XIV - XVI веков. Церковные учреждения, в особенности монастыри, разлагали волостные общины и ликвидировали древние формы поземельных отношений. Общеизвестно, что великокняжеский домен и княженецкие вотчины должны в первую очередь явиться объектами исследования для историка феодальных селений в XIV - XV вв.; но изучение этих владений неминуемо должно привести к отрицанию основной схемы С. Б. Веселовского. Ввиду этого С. Б. Веселовский ограничился рассмотрением материалов, относящихся к монастырскому землевладению, мало касаясь первоклассного и обильного материала, характеризующего историю митрополичьего землевладения, так как и этот материал, как видно из исследования Горчакова, не мог способствовать обоснованию его схемы.

Нет ничего удивительного в том, что, исключив из поля зрения материал, относящийся к светскому феодальному землевладению и не придавая особого значения материалу, относящемуся к митрополичьему землевладению. С. Б. Веселовский придает кажущуюся убедительность своим взглядом на деревню как на основную хозяйственную ячейку и начальную форму землевладения в Московском государстве XIV - XV веков.

А между тем то, о чем говорит С. Б. Веселовский, является не общей нормой, а спецификой монастырского землевладения. Именно монастыри, стремясь захватить земли в "черных" волостях и тем самым в конечном счете разложить волостную общину, сопротивлявшуюся монастырям, основной организационной формой своих владений в этих волостях, основной хозяйственной ячейкой сделали деревню.

С. Б. Веселовский идет дальше, по пути Чичерина и других представителей юридической школы. Он вновь делает попытку обосновать значение системы финансового обложения как фактора в оформлении поземельной общины. Прямо сказать, что поземельная община в России порождена системой финансового обложения, он не решается; он стремится провести свою мысль по частям и в завуалированном виде. Так, он совершенно голословно утверждает, что круговая порука крестьян (а круговая порука является одним из признаков существования общины) - позднейшее явление. А так, как всем известно, что о круговой поруке впервые говорится еще в "Русской правде", то С. Б. Веселовский легко разделывается с этим фактом путем указания, что "вира не преследовала фискальных целей, а была средством заставить всех жильцов той или иной территории не укрывать, а преследовать и выдавать душегубца и разбойника", в то время как виры и продажи были важными источниками княжеских доходов, и не даром летопись отмечает разорение населения от этих вир и продаж. Покончив с круговой порукой, являющейся одним из основных признаков существования поземельной общины, С. Б. Веселовский делает попытку разделаться и с другим характерным признаком существования сельской общины - переделами. И здесь он проявляет большую осторожность в формулировке своих утверждений: он прибегает к термину "надельная система землепользования" и тем самым переходит в решительное наступление против защитников существования сельской общины в XIV - XV вв. При анализе известной грамоты митрополита Симона Юрию Масляницкому С. Б. Веселовский решительно утверждает, что грамота не имела в виду ни надела, ни передела, и развивает взгляды Чичерина и Милюкова.

Можно отметить много необоснованных и спорных положений и упущений при решении С. Б. Веселовским и частных вопросов истории села и деревни в северовосточной Руси. Отметим лишь основные. Так, для характеристики погостов, равно как и при изучении сел и деревень северовосточной Руси, надо было привлечь материалы, относящиеся к рязанскому и тверскому великим княжествам. В особенности приходится отметить неудовлетворительность объяснения причин кризиса в Московском государстве во второй половине XVI века. С. Б. Веселовский отмечает следующие причины этого кризиса: войны, опричнина, неурожаи, голодовки, эпидемии. Однако как будто давно установлено и общепризнано, что основной причиной этого кризиса является усиление эксплоатации закрепощаемого крестьянства. В тексте он говорит об усилении этой эксплоатации, но очень мало и невнятно.

На наш взгляд, неудовлетворительна и архитектоника всего исследования. Невольно приходит мысль о том, что С. Б. Веселовский недоработал материала или же, что всего вероятнее, взял основной материал из какого-то своего крупного исследования, написанного в другом плане, и не успел его, как следует оформить.

Наконец, приходится признать и несоответствие названия работы ее содержанию. Поскольку основной материал, который был положен в основу исследования С. Б. Веселовского, относится к церковному землевладению, необходимо было учесть это и при формулировке заглавия книги.

Подчеркивая ошибочность основной концепции автора и ряд допущенных им

стр. 136

ошибок и упущений, нельзя не отметить, что многие частные вопросы из истории погоста, села и деревни в Московском государстве не только заново им поставлены, но и разрешены. Можно признать обоснованным особо подчеркиваемый автором факт укрупнения селений в церковных владениях, вызванный, в конечном счете, новыми формами эксплоатации закрепощаемого крестьянства.

Большой заслугой С. Б. Веселовского надо признать постановку им впервые вопроса о мелком вотчинном землевладении и ликвидации неслужилого землевладения в Московском государстве.


© libmonster.ru

Постоянный адрес данной публикации:

https://libmonster.ru/m/articles/view/ВЕСЕЛОВСКИЙ-С-Б-СЕЛО-И-ДЕРЕВНЯ-В-СЕВЕРОВОСТОЧНОЙ-РУСИ-XIV-XVI-ВЕКОВ

Похожие публикации: LРоссия LWorld Y G


Публикатор:

Svetlana LegostaevaКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: https://libmonster.ru/Legostaeva

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

С. ЮШКОВ, ВЕСЕЛОВСКИЙ, С. Б. СЕЛО И ДЕРЕВНЯ В СЕВЕРОВОСТОЧНОЙ РУСИ XIV - XVI ВЕКОВ // Москва: Либмонстр Россия (LIBMONSTER.RU). Дата обновления: 18.08.2015. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/ВЕСЕЛОВСКИЙ-С-Б-СЕЛО-И-ДЕРЕВНЯ-В-СЕВЕРОВОСТОЧНОЙ-РУСИ-XIV-XVI-ВЕКОВ (дата обращения: 20.04.2024).

Найденный поисковым роботом источник:


Автор(ы) публикации - С. ЮШКОВ:

С. ЮШКОВ → другие работы, поиск: Либмонстр - РоссияЛибмонстр - мирGoogleYandex

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Похожие темы
Публикатор
Svetlana Legostaeva
Yaroslavl, Россия
3233 просмотров рейтинг
18.08.2015 (3168 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
0 голос(а,ов)
Похожие статьи
КИТАЙСКИЙ КАПИТАЛ НА РЫНКАХ АФРИКИ
Каталог: Экономика 
Вчера · от Вадим Казаков
КИТАЙ. РЕШЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ В УСЛОВИЯХ РЕФОРМ И КРИЗИСА
Каталог: Социология 
Вчера · от Вадим Казаков
КИТАЙ: РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭМИГРАЦИОННОГО ПРОЦЕССА
Каталог: Экономика 
3 дней(я) назад · от Вадим Казаков
China. WOMEN'S EQUALITY AND THE ONE-CHILD POLICY
Каталог: Лайфстайл 
3 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ. ПРОБЛЕМЫ УРЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ
Каталог: Экономика 
3 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ: ПРОБЛЕМА МИРНОГО ВОССОЕДИНЕНИЯ ТАЙВАНЯ
Каталог: Политология 
3 дней(я) назад · от Вадим Казаков
Стихи, пейзажная лирика, Карелия
Каталог: Разное 
6 дней(я) назад · от Денис Николайчиков
ВЬЕТНАМ И ЗАРУБЕЖНАЯ ДИАСПОРА
Каталог: Социология 
7 дней(я) назад · от Вадим Казаков
ВЬЕТНАМ, ОБЩАЯ ПАМЯТЬ
Каталог: Военное дело 
7 дней(я) назад · от Вадим Казаков
Женщина видит мир по-другому. И чтобы сделать это «по-другому»: образно, эмоционально, причастно лично к себе, на ощущениях – инструментом в социальном мире, ей нужны специальные знания и усилия. Необходимо выделить себя из процесса, описать себя на своем внутреннем языке, сперва этот язык в себе открыв, и создать себе систему перевода со своего языка на язык социума.
Каталог: Информатика 
8 дней(я) назад · от Виталий Петрович Ветров

Новые публикации:

Популярные у читателей:

Новинки из других стран:

LIBMONSTER.RU - Цифровая библиотека России

Создайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Сохраните навсегда своё авторское Наследие в цифровом виде. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора.
Партнёры библиотеки
ВЕСЕЛОВСКИЙ, С. Б. СЕЛО И ДЕРЕВНЯ В СЕВЕРОВОСТОЧНОЙ РУСИ XIV - XVI ВЕКОВ
 

Контакты редакции
Чат авторов: RU LIVE: Мы в соцсетях:

О проекте · Новости · Реклама

Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)
Сохраняя наследие России


LIBMONSTER NETWORK ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА

Россия Беларусь Украина Казахстан Молдова Таджикистан Эстония Россия-2 Беларусь-2
США-Великобритания Швеция Сербия

Создавайте и храните на Либмонстре свою авторскую коллекцию: статьи, книги, исследования. Либмонстр распространит Ваши труды по всему миру (через сеть филиалов, библиотеки-партнеры, поисковики, соцсети). Вы сможете делиться ссылкой на свой профиль с коллегами, учениками, читателями и другими заинтересованными лицами, чтобы ознакомить их со своим авторским наследием. После регистрации в Вашем распоряжении - более 100 инструментов для создания собственной авторской коллекции. Это бесплатно: так было, так есть и так будет всегда.

Скачать приложение для Android