Иллюстрации:
Libmonster ID: RU-16408
Автор(ы) публикации: Д.Ф. Клочков, В.П. Ветров
Учреждение образования \ работы: центральный совет ветеранов Тыла Вооруженных сил
Источник: вэб
Сайт автора(ов): вэб. страничка

Из истории военной ветеринарии

Доклад

генерал-майора ветеринарной службы запаса Ветрова Виталия Петровича.

Представление:

генерал-майор ветеринарной службы запаса Виталий Петрович Ветров, профессор Академии военных наук, кандидат биологических наук, заслуженный ветеринарный врач Российской Федерации, ветеран боевых действий, участник ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, Спитакского и Охинского землетрясения. Окончил ветеринарный (специальный) факультет Алма-Атинского Зооветеринарного института по специализации военный ветеринарно-санитарный эксперт.

За плечами почти полвека службы и работы в области военной ветеринарии, прошел все ступени войскового, оперативного и стратегического звена.  Около 10 лет возглавлял Ветеринарно-санитарную службу МО СССР и Вооруженных Сил  Российской Федерации. Руководил рядом направлений НИР и НИОКР в области создания средств ветеринарной и фитосанитарной защиты. Соавтор закона «О ветеринарии» 1993 г. Участвовал в организации системы правового сопровождения ветеринарно-контрольных и надзорных функций территориальных органов Россельхознадзора. Эксперт высшей категории в области ветеринарно-контрольных и надзорных функций. Автор более 200 научных работ, ряда книг, учебных пособий и документальных фильмов, имеет 13 авторских свидетельств. Под моим руководством определялись символика и геральдика органов государственной ветеринарной службы Российской Федерации, в том числе ветеринарно-санитарной службы Вооруженных Сил. Заместитель председателя Центрального совета ветеранов Тыла ВС (МТО).  Награжден орденом Мужества, орденом Почета и 35 медалями, в том числе, боевыми, а также именным огнестрельным оружием.  В настоящее время является инспектором группы (инспекторов) МТО Вооруженных Сил Российской Федерации.

 Л Е К Ц И Я

 Тема:      Ветеринарно-санитарная служба в системе материально-технического обеспечения Вооруженных Сил Российской Федерации.

Задачи и организация ветеринарно-санитарной службы.

Учебные цели:

1. Основные задачи ветеринарно-санитарной службы.

2. Ветеринарно-санитарная служба на современном этапе.

3. Состояние и перспективы развития. Проблемные вопросы и пути их решения.

 Курс – Профессорско-преподавательский состав Военной академии  материально-технического обеспечения Вооруженных Сил Российской  Федерации им. маршала А.В. Хрулева, участники учебно-методических
сборов материально-технического обеспечения Вооруженных Сил  Российской Федерации, декабрь 2014 года. 

Время – 2,0 часа.

Автор – инспектор группы (инспекторов) МТО Вооруженных Сил  Российской Федерации генерал-майор ветеринарной службы запаса Виталий Петрович Ветров, Советник (начальник службы) ветеринарно-санитарной штаба материально-технического обеспечения Вооруженных Сил Российской Федерации Клочков Дмитрий Федорович.  

Слайд № 1

 Уважаемые коллеги!

 Разрешите выразить почтение и благодарность Руководящему составу органов управления МТО ВС РФ. начальнику Военной академии МТО им. А.В.Хрулева доктору технических наук, профессору, генерал-лейтенанту Ивановскому Владимиру Сергеевичу, ученому Совету и вам, представителям высшей академической школы, всему уважаемому профессорско-преподавательскому составу за оказанную честь и предоставление выступления на этой трибуне!

Сегодня в своем выступления коротко доложу на Ваше рассмотрение вопросы, касающиеся эпизоотической и продовольственной безопасности Вооруженных сил Российской Федерации в системе МТО.

Подтвердить целесообразность содержания стройной системы военной ветеринарии в общей схеме МТО на данном этапе развития Вооруженных Сил.

Доложить уважаемому коллективу профессорско-преподавательского состава о проблемных вопросах в ветеринарно-санитарном обеспечении войск (сил), исходя из решаемых задач.

Дать реальную оценку и обозначить первоочередные цели, в плане совершенствования специального вида обеспечения в общей схеме МТО.

Во все времена исторического развития человечества ветеринария стояла у истоков обеспечения безопасности человека и животных.

В 102 году нашей эры, Римские легионеры под предводительством царя Трояна в походах обязательно брали с собой шорников, кузнецов и ветеринаров. Именно ветеринаров, а не коновалов, как их называли в дальнейшем в древней Руси, и иронически в настоящее время. Оружие, амуницию и 3-х дневный запас зерна, т.е. груз, общим весом 26 кг воины несли на себе.

В римской армии Константина Великого существовали особые лазареты для больных лошадей, носившие название "Veterinarum" и имелись должности военных ветеринаров. Одним из выдающихся военных римских ветеринаров был Апсирт, оставивший много научных сочинений по ветеринарии, часть которых дошла до нашего времени.

Первые эдикты по продовольственной безопасности были изданы Петром Первым - «торгующих тухлым мясом нещадно бить батогами», не случайно привел пример потому, что и в наше время в населенных пунктах России не прекращается практика торговли мясом и продукцией сомнительного качества.

Ветеринарно-санитарная служба Вооруженных Сил Российской Федерации - одна из старейших служб материально-технического обеспечения Вооруженных Сил. Датой ее зарождения считается 12 июля 1707 года — день, когда последовал Указ Петра I об учреждении в Российской армии ветеринарных специалистов (коновальных мастеров).

Сегодня страны ВТО активно осваивают систему контроля ХАССП (анализ рисков и контрольные критические точки - система безопасности пищевых продуктов), которая разработана США, хотя подобная система контроля успешно существовала в СССР, и производство с/х продукции соответствовало ГОСТам.

В соответствии с положениями Соглашения Всемирной торговой организации о Применении санитарных и фитосанитарных мер (Соглашение СФС), страны-подписанты обязуются строить свои санитарные и фитосанитарные меры на оценке рисков для жизни и здоровья человека, животных, или растений, используя методы оценки рисков, рекомендуемые международными организациями, компетентными в соответствующих сферах. Традиционный подход, согласно которому, операторы пищевой промышленности обязаны гарантировать качество своей продукции, а санитарная безопасность продуктов питания входит в сферу компетенции агентств по стандартам, постепенно заменяется более сложными схемами, по которым главную ответственность за качество и санитарную безопасность продуктов, выпускаемых на рынок, несут операторы пищевой промышленности.

В этих условиях роль органов контроля (в частности государственной ветеринарии) заключается в анализе и пересмотре круга компетенций, научной информации, обосновывающей стандарты санитарной безопасности продовольствия (применяемые на стадии переработки, а также к конечному продукту). Одновременно должна осуществляться проверка того, что системы контроля, используемые операторами промышленности, являются надлежащими и квалицированными, и что при этом они действительно соблюдают нормативные положения.

Строгая вертикаль ветеринарно-санитарного обслуживания в прошлом позволяла обеспечивать население качественной и безопасной продукцией. Многие могут усомниться, но на прилавках отсутствовали сосиски, сардельки и вареная колбаса со сроками хранения месяц и более; копчености с
сомнительным цветом и запахом химического дыма; мясо, полученное на кормах, содержащих генетически модифицированный компонент, такие как соя и кукуруза; молоко, сметана и др. молочные продукты, произведенные из сухого молока, сыры с добавлением пальмового масла, фальсифицированная красная, черная икра; крупы, полученные из генетически модифицированного зерна, мед из патоки и т.д.

Важно отметить эпизоотическую составляющую и роль ветеринарии в сохранении благополучия страны по особо опасным инфекциям. Каждая ошибка ветеринарного врача - это угроза здоровью человека, огромные материальные потери государства, которые направляются на ликвидацию очага инфекции.

При сокращении поголовья сельскохозяйственных животных за период независимости России эпизоотические риски резко обозначились и приняли угрожающие темпы развития, налицо африканская чума свиней, ящур,
бруцеллез, лейкоз и десятки скрытых видов инфекций и инвазий, которые широко распространены по стране, но не декларируются для широких масс населения.

Источниками заразных заболеваний сегодня являются очаги инфекций внутри страны, импортируемая с\х продукция, животные, корма, а также добыча и оборот диких животных. Наличие стойких очагов инфекций на территории Российской Федерации указывает на нестабильность эпизоотического благополучия,  связанного с рядом объективных и субъективных причин:

- не выполнение в полном объеме плановых диагностических и карантинных мероприятий,

- неполноценный контроль над оборотом животных, продукции животного происхождения и кормов,

- недостаточность современного диагностического оборудования,

- халатность и бесконтрольность ветеринарных специалистов, осуществляющих контроль над объектами ветеринарного контроля,

- недостаточные знания у ветеринарных специалистов, обслуживающих животных.

Отношение ветеринарного специалиста к своим обязанностям оценивается не только его теоретическими знаниями, практическими навыками, но и добросовестным выполнением инструкций, которыми предписаны действия по диагностике и ликвидации инфекционных заболеваний.

Животные, населяющие нашу планету, являются носителями многих неизвестных в России инфекционных, инвазионных заболеваний, которые могут быть потенциальными источниками заноса возбудителя в населенные пункты, при этом, их адаптационные возможности в новых условиях нам неведомы. В этих случаях без проведения мониторинга эпизоотических рисков, а также наличия диагностических возможностей, создается эпизоотическое напряжение во многих регионах страны. Причем объекты содержания животных зачастую не имеют технических возможностей для создания видовых природно-климатических условий содержания, проведения карантина, а также обеззараживания их выделений, которые поступают с канализационными стоками во внешнюю среду, зачастую в водоем или реку, где возбудитель имеет возможность найти себе промежуточного или основного хозяина.

Сегодня мы говорим о ликвидации африканской чумы свиней, но как мы ее можем ликвидировать, когда раннее утвержденная инструкция не позволяла контролировать основные факторы передачи:

- свободный оборот, из неблагополучного пункта по чуме свиней, КРС, МРС, птицы, продуктов

- убоя по территории России. В странах СНГ существуют особенности содержания с\х животных (на одном подворье содержаться коровы, овцы, козы, куры), а также порядка их убоя.

Изучая Российскую и зарубежную научную литературу, я пришел к выводу, что вопросами эпизоотологии, паразитологии среди диких и экзотических животных больше интересуются биологи, чем ветеринарные специалисты. Современная диагностическая аппаратура позволяет биологам выявлять новые виды вирусов, бактерий, протозоа, а также гельминтов среди дикой фауны.

Для решения вышеперечисленных вопросов сегодня важно рассмотреть:

- систему управления ветеринарного обеспечения министерств и ведомств Российской Федерации, применительно к национальным традициям;

- систему контроля над объектами ветеринарного контроля;

- научное обеспечение ветеринарии;

- современное материально-техническое обеспечение лабораторий;

- инструкции по профилактике и ликвидации инфекционных заболеваний, требование которых относится, в основном, к сельскохозяйственным животным, без учета видового разнообразия животного мира;

- разработку входных нормативно-правовых документов определяющий порядок участия поставщиков поднадзорной ветеринарно-санитарной службе продукции для обеспечения ВС РФ, как для партнеров внутри страны, так и участников международной торговли (стран ВТО и стран Таможенного союза);

- оценить возникающие риски и эпизоотические вызовы в условиях современной обстановки.

Одной из составляющих и неотъемлемых частей материально-технического обеспечения Вооруженных Сил Российской Федерации является ветеринарно-санитарное обеспечение, которое представляет собой комплекс мероприятий, проводимых ветеринарно-санитарной службой в целях защиты здоровья личного состава от заразных болезней, общих для человека и животных, пищевых отравлений (поражений) и поддержания эпизоотического благополучия войск (сил флота).

Ветеринарно-санитарная служба Вооруженных Сил Российской Федерации является единственной структурной единицей в системе материально-технического обеспечения Вооруженных Сил обладающая правами и обязанностями Государственного контроля и надзора и акредитационных функций в области ветеринарии, и в этой связи имеет возможность отстаивать интересы Министерства обороны РФ по вопросам ветеринарии во всех судебных и арбитражных инстанциях.

В других ведомствах силового блока подобных прав у ветеринарных служб нет.

Основным направлением деятельности ветеринарно-санитарной службы является обеспечение эпизоотического благополучия войск и сил флота.   

Слайд № 2:

Почему, именно территориальный принцип ветеринарного обеспечения наиболее приемлем в вопросах обеспечения эпизоотического благополучия в районах действия и дислокации войск (сил)?

Да потому, что любое инфекционное начало не имеет границ и не признает ведомственную принадлежность. А военный ветеринар несет ответственность за всю территорию военного округа (флота), критерий которой один, благополучна ли она, или неблагополучна по заразным болезням животных!

 Слайд № 3:

Основные нормативно-правовые документы, регламентирующие вопросы ветеринарно-санитарного обеспечения в Вооруженных Силах Российской Федерации.

Дальнейшее совершенствование служба получает 22 августа 2004 года, когда в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации
№ 122-ФЗ ветеринарно-санитарная служба Вооруженных Сил РФ включена в систему государственной ветеринарной службы. На основании Указа Президента РФ от 16 августа 2004 года № 1082 она реализует государственную политику в области ветеринарного и фитосанитарного надзора в Вооруженных Силах, других войсках, воинских формированиях и органах в порядке, установленном законодательными и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.

 Слайд № 4:

При этом главными задачами ВСС ВС РФ на современном этапе являются:

исключение причин и факторов, входящих в компетенцию Службы, способных оказать негативное влияние на обеспечение боеготовности и боеспособности личного состава войск (сил), выполнение комплекса ветеринарно-санитарных, фитосанитарных, противоэпизоотических, лечебно-профилактических, надзорных и других специальных мероприятий;

       -   проведение контроля в области обеспечения качества и безопасности в ветеринарном отношении пищевых продуктов и продовольственного сырья, заготавливаемого и производимого для нужд Вооруженных Сил Российской Федерации, в том числе поступающего из государственных резервов для обеспечения войск (сил), а также закупаемого сторонними гражданскими организациями, оказывающими услуги по питанию военнослужащих по системе аутсорсинга;

         - обеспечение эпизоотического благополучия соединений, воинских частей, организаций и предприятий Минобороны России;

исключение причин и факторов, а также рисков, входящих в компетенцию Службы, способных оказать негативное влияние на обеспечение боеготовности и боеспособности личного состава войск (сил);

выполнение комплекса ветеринарно-санитарных, фитосанитарных, противоэпизоотических, лечебно-профилактических, надзорных и других специальных мероприятий;

приведение организационно-штатной структуры организаций Службы в соответствии с новым обликом Вооружённых Сил, выполнение организационно-штатных мероприятий в установленные сроки;

недопущение срывов в ветеринарно-санитарном обеспечении боевой подготовки и жизнедеятельности войск, в том числе в период проведения организационно-штатных мероприятий.

 Слайд № 5:

2. Ветеринарно-санитарная служба на современном этапе:

В настоящее время ветеринарно-санитарная служба Вооруженных Сил Российской Федерации представляет собой стройную систему органов управления, организаций ветеринарно-санитарной службы (ЦВСЭиЛД), а также специалистов ветеринарно-санитарной службы воинских частей,
соединений и организаций Минобороны России, предназначенных для организации и проведения ветеринарно-профилактических, противоэпизоотических, лечебных мероприятий, ветеринарно-санитарного надзора и контроля, а также для выполнения других ветеринарно-санитарных мероприятий в войсках и на флоте.

Слайд № 6:

К организациям ветеринарно-санитарной службы относятся специализированные организации - Центры ветеринарно-санитарной экспертизы и лабораторной диагностики с филиалами и подвижными лабораториями.

К концу 2014 года в каждом округе созданы по одному Центру ветеринарно-санитарной экспертизы и лабораторной, а также один Центр ветеринарно-санитарной экспертизы и лабораторной диагностики в Крыму. Центры имеют филиалы, штатной численностью до 30 человек. Кроме того, в военных округах созданы подвижные лаборатории (в штате 12 или 5 человек). Центры дислоцируются в местах дислокации штабов военных округов и  флотов. А филиалы в местах дислокации штабов по операционным направлениям.

Подготовка (повышение квалификации) специалистов ветеринарно-санитарной службы проводится на базе Военной академии материально-технического обеспечения им. А.В. Хрулёва (г. С-Петербург), где сформированы соответствующие курсы. Подготовка специалистов ветеринарно-санитарной службы также спланирована и для других ФОИВ, в которых законом предусмотрена военная служба.

           Слайд № 7:

3. Актуальные направления развития системы ветеринарно-санитарного обеспечения Вооружённых Сил  Российской Федерации. Перспективы развития службы.

Основным направлением развития системы ветеринарно-санитарной службы в начавшемся третьем тысячелетии является исключение причин и факторов, входящих в компетенцию службы, способных оказать негативное влияние на обеспечение боеготовности и боеспособности личного состава войск (сил флота), выполнением комплекса ветеринарно-санитарных, профилактических, противоэпизоотических и других специальных мероприятий.

Усилия всех структур и звеньев службы в настоящее время направлены на:

обеспечение готовности и способности организаций службы к выполнению задач по предназначению в мирное и военное время;

обеспечение эпизоотического благополучия воинских частей, организаций и предприятий Министерства обороны Российской Федерации;

контроль качества и безопасности пищевых продуктов и продовольственного сырья, используемых предприятиями-аутсорсерами при организации услуг по питанию личного состава в воинских частях;

подготовку, переподготовку и повышение квалификации специалистов службы для всех федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная служба.

В решении вопросов заготовки и снабжения ветеринарным имуществом и биологическими препаратами, в условиях стабильного финансирования последних лет позволили, в целом, обеспечить заготовку минимально необходимых объемов медикаментов, биологических препаратов, реактивов, дезинфицирующих средств, закупить специальное оборудование и технические средства службы. На последующие годы запланированы закупки материальных средств в необходимых  объемах, и в первую очередь, на  обеспечение ЦВСЭиЛД. Оснащение современными приборами и оборудованием в полном объеме необходимо для расширения области аккредитации ЦВСЭиЛД.

В результате напряженной и кропотливой работы органов управления, ветеринарных специалистов в сложных экономических условиях и строительства нового облика Вооруженных Сил, сохранялась стабильная ситуация в плане выполнения задач по ветеринарно-санитарному обеспечению войск и сил флота. Происходящие в стране реформы законодательного, экономического, административного и других направлений, безусловно, сказываются на годами отлаженном механизме ветеринарной деятельности. Несовершенство действующих законодательных актов накладывало ряд проблем в решении текущих вопросов, входящих в компетенцию службы.

Остановимся на основных и перспективных направлениях, стоящих перед ветеринарно-санитарной службой Вооруженных Сил.

Основное направление деятельности ветеринарно-санитарной службы Вооруженных Сил РФ на данном этапе, от положительного решения которого зависит дальнейшая сфера влияния и деятельности службы, в сложившейся системе материально-технического обеспечения войск – это совершенствование системы ветеринарно-санитарного контроля и надзора за качеством и безопасностью пищевых продуктов и продовольственного сырья.

Объективный уход от сложившихся стереотипов громоздкого войскового хозяйства с его запасами материальных средств, в частности, пересмотр эшелонирования и содержания продовольствия: мясных консервов, крупы, муки, животных жиров и прочего продовольствия, а также передача части функций продовольственной службы коммерческим структурам резко снизили востребованность специалистов ветеринарной службы. Однако передача коммерческим структурам сферы питания личного состава, хлебопечения, обеспечения скоропортящимися продуктами не снижает роль и значимость ветеринарно-санитарной службы, а наоборот поднимает ее авторитет, так как решающее слово остается за специалистами службы, владеющими методами и способами определения доброкачественности пищевых продуктов и их безопасности в ветеринарном отношении. Это касается и фитосанитарного контроля и надзора. Нет более универсального специалиста, в этой области, нежели ветеринарный врач, который, по уровню своей подготовки обладает необходимым комплексом специальных знаний в агрономической и биологической отраслях, а следовательно, способен выполнять функцию фитосанитарного эксперта. Он, естественно, ближе всех, из числа военных специалистов, находится у решения возникающих проблем. Не напрасно, в плане проведения административной реформы в стране, ветеринарная и фитосанитарная служба объединены в одно Федеральное ведомство - Россельхознадзор.

Основным направлением является сохранение и совершенствование сложившейся системы ветеринарно-санитарного контроля, применительно к  функциям, определенным для государственной ветеринарно-санитарной службы.

Проанализировав многолетний опыт работы специалистов ветеринарно-санитарной службы во всех сферах их деятельности, в частности в области контроля и обеспечения пищевой безопасности продуктов питания, был сделан вывод, что основными причинами оборота некачественных и опасных пищевых продуктов в Вооруженных Силах на сегодняшний день являются:

- отсутствие государственного и производственного ветеринарно-санитарного контроля в организациях, оказывающие услуги по питанию личного состава по системе аутсорсинг;

-  приоритет низких цен перед реальными затратами на качественный продукт и как следствие недостаточная мотивация повышения качества используемых продуктов при организации питания личного состава в воинских частях;

- использование некачественного или фальсифицированного сырья с целью извлечения поставщиком услуг по питанию максимальной выгоды;

- отсутствие громких примеров наказания недобросовестных поставщиков услуг по питанию использованию  некачественной, фальсифицированной пищевой продукции;

- отсутствие полномасштабного ветеринарно-санитарного контроля при приемке пищевой продукции по качеству в организациях-аутсорсерах;

- низкая ответственность должностных лиц воинских частей  при приемке услуг по организации питания личного состава;

Таким образом, система по  контролю качества и безопасности продовольствия, поступающего в войска (силы флота), должна включать мероприятия от согласования государственного контракта на оказание услуг по питанию личного состава, в отношении требования к качеству продовольствия и организацию ветеринарно-санитарной проверки до работы непосредственно  в организациях по изучению возможности поставщика услуг обеспечить выполнение договоров и  непосредственного лабораторного контроля. 

Основными задачами ветеринарно-санитарной службы на  ближайшую  перспективу являются: 

введение в действие конкретных планов ветеринарно-санитарного обеспечения войск, определение зон ответственности и закрепление на ветеринарно-санитарное обеспечение соединений, воинских частей и организаций, дислоцирующихся на территории округа (флота);

контроль качества и безопасности пищевых продуктов и продовольственного сырья, используемых организациями – аутсорсерами при организации  питания личного состава.

 Слайд № 8:

Своеобразие задач военно-ветеринарного обеспечения армии (специфические условия военной службы, осуществление ветеринарных лечебных и профилактических мероприятий в условиях боевой обстановки, особые условия эпизоотологии и клинического течения болезней) оправдывает существование военной ветеринарии как самостоятельного раздела науки и практики

В связи с ликвидацией в Вооруженных Силах Российской Федерации подсобных хозяйств, а также переходом питания личного состава на систему аутсорсинга, в ветеринарно-санитарной службе Вооруженных Сил Российской Федерации происходят кардинальные преобразования, меняется ее структура, численность и частично характер выполняемых задач.

Сложившаяся организационно-штатная структура оправдывает себя в условии мирного времени, но в условии военного конфликта, когда требуется мобильность всех подсистем материально-технического обеспечения, подвижная лаборатория укомплектованная гражданским персоналам, не сможет в полном объеме выполнить задачи по ветеринарно-санитарному обеспечению действующей группировки войск (сил). Это было отчетливо видно при проведении последних специальных учений и СКШУ «Восток – 2014».

Назрело время возвращения военных специалистов ветеринарно-санитарной службы. Это особенно касается специалистов подвижных лабораторий, мотострелковых, воздушно-десантных, горных бригад, арктических группировок.

Осознание большого значения, которое имеет Ветеринарный корпус армии США для сохранения здоровья и работоспособности личного состава, Сенат США ввел должность бригадного генерала для начальника Ветеринарного корпуса. Поскольку Начальник Ветеринарного Корпуса армии США также исполняет обязанности координатора действий всех сил ветеринарного обслуживания при МО США и должен взаимодействовать и координировать действия с представителями стран-союзниц (членов НАТО).

Полковник Крюк Денис Ван - главный ветеринар Воздушных сил - Директората Эксплуатационной Поддержки Воздушных Сил Медицинского Агентства Действий сказал: "Мы - ветеринары вообще, первые среди людей кто осуществляет задачи по приему основных сил на местоположении базирования авиации. Поэтому мы обязаны удостовериться, что место столь же безопасно, чтобы вводить туда людей".

В Ираке, Афганистане, других странах базирования войск армии США Ветеринары, как самостоятельный отдел здравоохранения обслуживают военнослужащих, членов их семей, гражданский персонал и местное население, из расчета один специалист на 5000 человек. Они проводят предварительную ветеринарную и эпизоотическую разведку, проводят мониторинг распространения инфекций, составляют векторы болезней, прежде чем развернуть там базы и отряды.

Вариант перспективной схемы построения ветеринарно-санитарной службы ВС РФ на период 2015-2020 г.г. представлена на данном слайде.

Само время определяет необходимость подготовки кадров и создания мобилизационного резерва ветеринарно-санитарной службы и восстановления перечня военно-учетных специальностей

          Справочно: мобилизационная потребность военно-ветеринарной службы Советской армии, по состоянию на 01.01.1991 года составляла
9 860 военнослужащих, из них более 3 500 офицерского состава.

 Деятельность ветеринарно-санитарной службы осуществляется по следующим основным направлениям.

 Слайд № 9

Особенности организации проведение контроля в области обеспечения качества и безопасности в ветеринарном отношении пищевых продуктов и продовольственного сырья, используемых сторонними гражданскими организациями, оказывающими услуги по питанию военнослужащих по системе аутсорсинга.

 Ветеринарно-санитарные специалисты военного округа (флота)  при осуществлении контрольной деятельности в отношении сторонних организаций, осуществляющих питание личного состава ВС РФ по системе аутсорсинга, действуют от имени Заказчика (Министерство обороны Российской Федерации) в целях исполнения государственного контракта на оказание услуг по организации питания для нужд Минобороны России от «24» декабря 2011 года,  № 241211…. в 2012-2014 годах, в котором чётко определены права и обязанности Заказчика и Исполнителя (ОАО «Военторг») в области осуществления контроля за объемом, качеством и сроками оказания Услуг, с привлечением аккредитованных организаций.

Ввиду особого статуса военнослужащих, в том числе по ограничению прав и свобод, а также условий прохождения ими военной службы, необходим особый уровень контроля за качеством оказания услуг по питанию, что и  предусмотрено п. 7.6: «Стороны установили, что имеющие полномочия на проведение проверок оказания услуг представители заказчика по государственному контракту на оказание услуг по организации питания для нужд Министерства обороны Российской Федерации в 2012-2014 годах от 24 декабря 2011 года № 241211/1/1/ПП осуществляют проверки в любое время в ходе оказания услуг».

Таким образом, деятельность ветеринарно-санитарных специалистов, в настоящее время, в отношении сторонних организаций, осуществляющих питание личного состава по системе аутсорсинга, осуществляется в рамках исполнения государственного контракта в соответствии с требованиями нормативно-правовых документов в области ветеринарии под контролем органов военной прокуратуры  и направлена на предупреждение нарушений государственного контракта в целях недопущения срыва боеготовности войск  (сил), сохранения жизни и здоровья военнослужащих в ходе выполнения задач по обеспечению обороноспособности Российской Федерации.

Командир воинской части является получателем услуги предприятия-аутсорсера и, в конечном итоге, несет ответственность за качество питания личного состава, учитывая, отсутствие у него специальных знаний в области контроля качества продовольствия, необходимо максимально привлекать к этой работе специалистов ветеринарно-санитарной службы округа (флота). Это позволит командованию воинской части избежать ошибок и принимать правильные решения по вопросу качества продовольствия, используемого для  питания личного состава, что обеспечит высокую боевую готовность и не допустит отравлений личного состава.

Справочно:

Специалистами ветеринарно-санитарной службы ВС РФ за текущий период не было допущено более 480 тонн продовольствия, что на 43 тонны больше чем за аналогичный период прошлого года.

Основные направления деятельности службы по предотвращению поставок  в войска некачественного продовольствия.

 В связи с особым характером обязанностей, возложенных на специалистов ветеринарно-санитарной службы, мероприятия по предотвращению поступления на довольствие недоброкачественных пищевых продуктов и профилактике отравлений такими  продуктами   приобретают особо важное  значение.

В соответствии с положениями Федеральных законов и требованиями соответствующих приказов и директив в Вооруженных Силах Российской Федерации, наряду с системой санитарно-эпидемиологического надзора, построена и функционирует система ветеринарно-санитарного контроля и надзора за качеством и безопасностью продовольствия,  поступающего в войска (силы флота). Эта работа выполняется специалистами органов управления и организаций ветеринарно-санитарной службы по сложившейся технологической цепочке, от проверки документации у поставщиков услуг и непосредственного лабораторного контроля качества и безопасности продовольствия, с еженедельными докладами по подчиненности о выявленном и не допущенном некачественном продовольствии и других результатах работы.

Учитывая приведенные факты, предполагается возможным и целесообразным определить следующие пути и направления деятельности по совершенствованию системы контроля качества и безопасности продовольствия в области ответственности ветеринарно-санитарной службы.

 Слайд № 10:

Первое – это приведение нормативной базы и уставных документов службы в соответствие с законами Российской Федерации. Не секрет,  что сегодня даже на государственном уровне имеющиеся подзаконные акты не в полной мере реализуют положения законов и предлагают соответствующий механизм их выполнения.

Второе – это  расширение области аккредитация всех лабораторных учреждений, позволяющей осуществлять функции контроля качества и безопасности пищевых продуктов и продовольственного сырья по всем показателям, установленным нормативными документами (Техническим регламентом, ГОСТ, СанПиН, ВетПиН и др.).

 Слайд № 11:

В общей сложности, ветеринарно-санитарной службой и ее организациями, ежегодно подвергается ветеринарно-санитарной экспертизе более 30 тыс. тонн продовольствия, с этой целью выполняется более 320 тыс. лабораторных исследований. Не допускается  к заготовке и на обеспечение войск (сил флота) порядка 500 тонн продовольствия. Выявляется 20 случаев заражения продуктов животного происхождения возбудителями инфекционных и инвазионных болезней, представляющих опасность для человека.

 Слайд № 12:

В конечном итоге ветеринарно-санитарный контроль и надзор в Вооруженных Силах, учитывая его не только военную, экономическую, и социальную значимость, осуществляется в полном объеме, достаточными и квалифицированными силами. Это обеспечивается состоянием материальной базы, единой системой подчиненности сверху донизу, организацией работы с кадрами, выполнением комплекса надзорных, ограничительных, общих охранно-карантинных мероприятий и решением многих других вопросов, за которые отвечает ветеринарно-санитарная служба Вооруженных Сил Российской Федерации.

 Безусловно, без понимания важности решаемых задач и ответственности военной ветеринарии в общей схеме материально-технического обеспечения войск и сил флота, со стороны непосредственных руководителей материально-технического обеспечения Вооруженных Сил, не было бы столь ощутимого прогресса в развитии и совершенствовании ветеринарных структур. Особая роль в этом важном направлении принадлежит Заместителю Министра обороны Российской Федерации генералу армии Булгакову Дмитрию Витальевичу и его предшественниками, которые в течение всей своей служебной деятельности уделяли ветеринарному обеспечению, самое пристальное внимание и заботу. Отчетливо оно проявилось за последнее десятилетие, о чем свидетельствует стабильное положению ветеринарно-санитарной службы в построении органов материально-технического обеспечения Вооружённых сил Российской Федерации.

          За последние 30 лет развития военной ветеринарии прослеживается тенденция сохранения положения «стабильной структуры» МТО  Вооруженных Сил, в соизмерении с численным составом войск (сил) в Российской Армии (СА и ВМФ)

По оценке ведущих аналитиков РАН и РАСХН,  подобное положение будет сохраняться и в дальнейшем, поскольку оно сопряжено с непредсказуемостью военно-политической ситуации, глобальным изменением климата на планете, вполне вероятной мутацией возбудителей особо опасных болезней и других неблагоприятных факторов, при которых роль и значимость военной ветеринарии, как комплекса биологических наук, безусловно, возрастет.

Учитывая реалии современного международного положения Российской Федерации, постоянной угрозе международного терроризма, в том числе и наиболее доступного в применении - биологического терроризма. Перед ветеринарно-санитарной службой Вооруженных Сил возникло новое направление ее деятельности, как одной из специальных служб силовой структуры. Вероятность применения биологических агентов (возбудителей особо опасных инфекций) обязательно будет проходить по известной эпизоотической цепи, где основным объектом заражения будет живой организм, т.е. животное, а затем уже человек.

Работа специалистов ветеринарно-санитарной службы в противодействии биологическому терроризму будет неоценима. Имея достаточный парк лабораторно-диагностических приборов и оборудования, наличие высококвалифицированных специалистов, владея эпизоотической обстановкой во всех субъектах Федерации и сопредельных странах. Располагая данными аналитических управлений разведывательных структур силовых ведомств и Международного Эпизоотического Бюро, Ветеринарно-санитарная служба Вооруженных Сил ведет постоянный мониторинг по особо опасным инфекциям животных на территории России и сопредельных стран. Эта информация подкрепляется своевременными докладами специалистов службы из всех регионов России. При угрозе применения биологического оружия или факту его появления в любом регионе проводится экстренная индикация биологических средств. При этом используются штатные технические средства стационарных ветеринарных организаций мирного времени.

Вопрос о применении ветеринарно-санитарной службы в области противодействии биологическому терроризму, как никогда своевременный  и актуальный  - это направление диктует сама жизнь!

Биологический терроризм и его последствия.  Реальная угроза применения, прямо или косвенно, биологических агентов, направленных на территорию Российской Федерации.

Получила широкое распространение практика целевого использования органов ветеринарного надзора и контроля, а также роспотребнадзора, как некие инструменты в решении экономических и политических вопросов и задач. Пример; Грузия – вино, Белоруссия - молокопродукты, США – продукция птицеводства, Нидерланды – цветы, Польша- свинина, яблоки. Контроль Россельхознадзором предприятий поставщиков мяса из стран Латинской Америки, США, Новой Зеландии, Юго-Восточной Азии и прочее

Привожу личный пример, по ящуру типа АИ в 1965-66гг. на границе в Казахстане и Узбекистане, Африканская чума свиней в республике Куба 1970 и 1972год, уничтожено в провинции Гавана, Матанзас и Пинар-дель Рио 1,5 млн. свиней, вспышка в Одесской и Николаевской области в 1989 90гг.. Чума КРС в Джамбульской области на Алтае и Монголии в 1968год, ликвидированная в СССР в 1927году.м. Клещевой энцефаломиэлит в Приморье в 48 гв. мсп 123 мсд 1973г., инфекционная анемия лошадей 1977г. Сихотэ-алинь, африканская чума свиней, Конаково, Москва и область. 1986-87гг.Лептоспироз после Чернобыльской катастрофы в Пинском районе Брестской области, Хойникского района Гомелькой области. Только крысиного яда, фосфида цинка одна 412 ветеринарная лаборатория в 1 секторе БВО, израсходовала более 5 тонн. 2007-08гг,  Абхазия в 2008 ги проведение охранно-ограничительных мероприятий. .уточнить что заболевание жителей в Харольском районе Приморского края в 2014 году и  и т.д.

 Справочно: Вирус Эбола запущен США как биологическое оружие?

 А почему именно Эбола, якобы не относящаяся к перечню антропозоонозов? Да потому, что переносчиками и вирусоносителями являются кровососущие млекопитающие и насекомые, а это биологические объекты сопровождения многих специалистов, (зоологов, энтомологов, в том числе и ветеринарных специалистов, и  работа которых составляет более 60 процентов от всех профилактических и лечебных затрат.

 Лихорадка Эбола стала угрозой международного значения. Такое заявление на неделе сделала Всемирная организация здравоохранения. Таинственная болезнь, от которой умирают 90 процентов заболевших, привлекает внимание не только врачей, но и военных.

Как выясняется, разработку вакцины от этой лихорадки финансировал Пентагон, и все права на лекарство принадлежат правительству США. Зачем это было сделано? В теории на этот вопрос есть два ответа.

Первый: по сути, вирус Эбола представляет собой идеальное биологическое оружие. Заражение передается настолько быстро, что с его помощью можно уничтожить любую изолированную группу людей, вплоть до населения целой страны, если ее соседи перекроют границы.

Второй: достаточно с помощью СМИ устроить панику, а потом продавать лекарство втридорога правительствам по всему миру. Такое уже было со штаммами птичьего и свиного гриппа, напугавшего всю планету буквально на ровном месте. Это, конечно, всего лишь предположения, однако других объяснений пока нет: ведь способ лечения, к примеру, диабета и других смертельных недугов никто до сих пор не патентовал.

 Смерть из Западной Африки выходит из джунглей. Лихорадка Эбола официально признана международной угрозой. Она сеет панику и распространяется по планете с невиданной скоростью. Число погибших уже приблизилось к тысяче. В два раза больше число инфцированных, а значит, фактически обреченных. И это только официальная статистика. В Либерии и Сьерра-Леоне введено чрезвычайное положение. В Гвинее и Нигерии медики заявляют о неспособности контролировать распространение болезни. Лихорадка добралась уже до Канады, там первый случай инфицирования. Всемирная организация здравоохранение на экстренном заседании объявила вирус чрезвычайным событием, которое несет угрозу человечеству.

"ВОЗ признает эпидемию лихорадки Эбола угрозой международного значения. Мы отмечаем беспрецедентный характер развития заболевания. И тем уже можно сказать точно, что все дальше будет только хуже. Поэтому международное сообщество будет принимать все необходимые усилия, чтобы в скорейшие сроки взять ситуацию под контроль", - отметила глава ВОЗ Маргарет Чан.

Но пока очевидно другое: угроза из влажных тропиков все меньше поддается контролю. Тем временем американское издание Washington Post сообщает, что ученые из США, долгих 30 лет создававшие экспериментальную вакцину от вируса, близки к завершению исследований. Лекарство испытано на обезьянах и вроде бы несколько ампул уже отправлены в Либерию для спасения двух заразившихся вирусом американских врачей. После введения экспериментальной вакцины врачи пошли на поправку. И скоро чудо-лекарство, обещают исследователи, станет массовым.

Однако в том, что получить спасительную вакцину удалось, у российских ученых есть большие сомнения. Пока все громкие заявление американских врачей не подкреплены серьезными клиническими исследования, а главное - наблюдениями над новым штаммом. И все это больше напоминают хороший коммерческий ход. Апробированной вакцины же против вируса, утверждают российские ученые, на самом деле в настоящее время просто не существует. И лихорадка Эбола по-прежнему неизлечима.

"Сейчас, судя по всему, эту санитарную вакцину испытают, но заметьте, что испытают ее только в первой фазе. Если эта первая фаза пройдет нормально, а это станет известно через несколько месяцев, то тогда имеет смысл поставить эксперимент над группой добровольцев. А вот здесь гораздо все сложнее, потому, что сейчас первая фаза будет поставлена гражданам США, а вторую фазу надо ставить на тех людях, у которых повышен риск заражения. А это уже африканцы", - прокомментировал ситуацию доктор биологических наук Сергей Нетесов.

А такой опыт исследований есть у российских ученых, которые сейчас параллельно ведут свои разработки по созданию вакцины. Научный центр имени Ивановского - один из самых закрытых вирусологических институтов в стране. Здесь в морозильных установках при температуре минус 70 градусов хранятся сотни опаснейших вирусов и их многочисленные штаммы. Находиться здесь долго запрещено, а открывать эти морозильные установки смертельно опасно. Сейчас специалисты центра изучают лихорадку Эбола, чтобы придумать против нее универсальную вакцину.

Заместитель руководителя института имени Ивановского Александр Бутенко еще в далеком 1982 году в составе совместной советско-гвинейской экспедиции почти год провел во влажных лесах Гвинеи Вместе с коллегами профессор Бутенко обнаружили неизвестный тогда вирус, который выкашивал целые африканские деревни. В тропической лаборатории Александр Бутенко попытался наладить диагностику инфекции и уже тогда установил, что, скорее всего, это страшный вирус Эбола.

"Выяснить причину и выяснить что это такое, - это была задача всей лаборатории, которая была организована в свое время и финансировалась Министерством здравоохранения Советского Союза. Мы общались с населением, часть из которых переболела там, а часть погибла. Точно посчитать число заболевших в условиях джунглевой цивилизации трудно. Но в некоторых деревнях, например, из 60 человек населения заболевало 30 человек. По крайней мере, до половины людей заболевали там", - вспоминает зам главы НИИ вирусологии им. Ивановского Александр Бутенко.

Нынешняя инфекция является продолжением опасной вспышки в далеком 1982 году, уверен профессор Бутенко. А значит у российских ученых самая большая база исследований для создания вакцины. Материалы, собранные Александром Бутенко четверть века назад, должны помочь сегодняшнему поколению российских ученых в разработке вакцины против лихорадки. Кроме московского института им. Ивановского в программе участвует и другой закрытый научный центр - "Вектор" в Новосибирске. Несколько российских исследователей уже в Гвинее. Заведующий лаборатории экологии вирусов Михаил Щелканов среди них. Нам с трудом удалось дозвонится до него в охваченную эпидемией Гвинею, которая на этой неделе закрыла свои границы. Российский ученый рассказал, на какой стадии находятся исследования по созданию российской вакцины от страшного вируса.

"В настоящее время это вакцина прошла пять испытаний вполне успешно. В настоящее время испытания вакцины вышли на завершающую стадию. Но как долго продлятся испытания, сказать сложно", - отметил Михаил Щелканов.

Вирус Эбола - один из самых страшных субклеточных убийц, с летальностью 90 процентов. Он даже менее требователен, чем ВИЧ, и не имеет так называемой "бессимптомной фазы". Поэтому убийца из джунглей действует в течение нескольких недель. Выжившие - это скорее везение и даже чудо. Особенно там, где лихорадка свирепствует уже давно. Резервуаром вируса в природе считаются грызуны и обезьяны, обитающие около жилья человека. Но главные переносчики - летучие мыши. Именно отсутствие традиционных переносчиков инфекции делает нашу страну одной из самых безопасных на планете.

"Здесь речь идет о том, имеются ли оптимальные условия для циркуляции этого вируса в той или иной стране, куда он попадает. Что значит оптимальные условия? Это значит, если достаточно адекватные хозяева этой инфекции, которые будут поддерживать ее все время, скажем, как летучие мыши на африканском континенте. В нашей стране таких условий нет", - считает и.о. директора НИИ вирусологии им. Ивановского Петр Дерябин.

И тем не менее, Россия сейчас предпринимает все необходимые санитарные меры безопасности, чтобы остановить африканского убийцу. Тем более, повторяют ученые, что вакцины по-прежнему не существует.

 Биологические лаборатории Пентагона на Украине

Только за один 2013 год на Украине при поддержке США были открыты биолаборатории в Виннице, Тернополе, Ужгороде, Киеве, Днепропетровске, Симферополе, Херсоне, Львове (в этом городе - сразу три лаборатории!), Луганске…

 Несмотря на существующие международные соглашения, которые регламентируют деятельность в области биологических исследований, США придерживаются здесь, как и в вопросе о химическом оружии, двойных стандартов. Достоверно не известно, где и какие исследования, особенно связанные со смертоносными вирусами, проводятся американскими военными.

После терактов в Нью-Йорке в сентябре 2001 г. биологическая угроза была использована как пугало для Америки. Инцидент с рассылкой писем, в которые был вложен порошок со спорами сибирской язвы, был раздут до масштабов общественной истерии. Это произошло примерно через неделю после атаки на Всемирный торговый центр в Нью-Йорке, что позволило создать иллюзию взаимосвязи двух событий, объединенных темой угрозы «исламского фундаментализма»[1].  

Десять лет спустя, в 2011 году, рассекреченные документы ФБР показали, что споры сибирской язвы были созданы в Институте медицинских исследований инфекционных заболеваний армии США[2]. 

За десять лет количество американских лабораторий, которые по официальной версии занимаются разработкой способов защиты от биотерроризма, возросло с 20 до 400. Закрытые биологические центры появились в Африке, Латинской Америке. Биологические лаборатории неизвестного назначения открыты на Украине и в Грузии. На 2015 год запланировано открытие биологического центра в Казахстане. Большинство этих работ курирует Пентагон.

Соглашение США - Грузия «О сотрудничестве в области технологий и патогенов, связанных с созданием биологического оружия и нераспространения информации в данной сфере» стороны подписали в 2002 г. В 2004 году было принято решение построить «Реферальную лабораторию общественного здравоохранения» в поселке Алексеевка близ Тбилиси. В официальной церемонии открытия, состоявшейся 18 марта 2011 г., принял участие заместитель министра обороны США по вопросам ядерной, химической и биологической обороны Эндрю Вебер.

 Особый интерес для американских военных с точки зрения развёртывания биологических исследований представляет Украина. Сразу после победы первой цветной революции между Министерством здравоохранения Украины и Министерством обороны США было подписано пакетное соглашение о переоснащении биологических объектов на Украине. В 2008 г. появился план предоставления американской помощи Минздраву Украины, а в октябре 2009 г. была представлена Концепция развития «Проекта сокращения биологической угрозы». 

 Первый биологический центр на Украине при поддержке США открылся 15 июня 2010 года на базе Научно-исследовательского противочумного института им. И.И. Мечникова в Одессе в присутствии американского посла Джона Теффта. Одесскому центру присвоен уровень, допускающий работы со штаммами, которые используются при создании биологического оружия. На Украине практикуется децентрализованное хранение опасных патогенов. В связи с этим возникает вопрос: могла ли существовать какая-то связь между работами, проводимыми в этом центре, и массовым убийством людей в Доме профсоюзов в Одессе 2 мая 2014 года? Ряд местных активистов и СМИ заявляли, что в тот день в целях массового поражения людей применили неизвестное вещество.  

Как отмечает в своем исследовании наш коллега Дмитрий Перетолчин, в открытую в 2010 году на базе Украинского научно-исследовательского противочумного института им.Мечникова лабораторию американский сенатор Ричард Лугар назвал «главным учреждением по исследованию опасных патогенных веществ, используемых террористами». Лаборатория заработала в рамках программы «Совместное сокращение угрозы», финансируемой в размере более $170 млн. Министерством Обороны США через компанию «Blac&Vtatch Special Projects Corp.», которые активно интересуются работой ветеринарных лабораторий Украины.

В марте 2011 года «Медицинский Научно-исследовательский институт инфекционных болезней армии США» (USAMRIID) совместно с вирусологами и биологами Грузии открыл Центральную реферальную лабораторию общественного здравоохранения, проект стоимостью $100 млн. В этом же году в Грузии был выявлен новый вирус гриппа H3N2, а врачи инфекционной больницы заявили, что в Грузии произошел существенный рост случаев заболевания сибирской язвой. В том же году Глава Роспотребнадзора, главный санитарный врач РФ Геннадий Онищенко однозначно заявил, что «африканская чума свиней пришла к нам из Грузии», а работники лаборатории «специалисты военно-морского ведомства США», то есть работу вет. учреждений они изучают не зря.

Первый смертельный договор между Грузией и США был заключен в 2002 году, когда 2 оборонных ведомства подписали соглашение «О сотрудничестве в сфере технологий и патогенов, связанных с развитием биологического оружия и нераспространения информации в этой сфере». А уже спустя 2 года был дан старт созданию «Центральной референт-лаборатории» в поселке Алексеевка недалеко от Тбилиси. Как оказалось, главным пунктом договоренности между Грузией и США стал пункт о нераспространении информации. А когда в проект, изначально оценивавшийся в $15 млн., американцы вложили $95 млн., уже в открытую заговорили о том, что речь идет об особой программе Пентагона - тайной биолаборатории Министерства обороны США. Что характерно, удар по производству свинины в России был очень ощутимы: порядка $240 млн., что вполне на руку заокеанским конкурентам на поставку мяса.

В Казахстане правительство США строит крупную референс-лабораторию для изучения инфекционных заболеваний, включающую музей коллекции возбудителей опасных инфекций стоимостью $60 млн. Завершается строительство такого учреждения в Азербайджане, в Кыргызстане такая лаборатория будет строиться по программе МИД Канады.

И вряд ли кто-то поверит, что более трети миллиарда долларов военные ведомства США вкладывают в «музеи опасных инфекций» с целью «сокращать угрозу».

Только за один 2013 год на Украине при поддержке США были открыты биолаборатории в Виннице, Тернополе, Ужгороде, Киеве, Днепропетровске, Симферополе, Херсоне, Львове (в этом городе - сразу три лаборатории!),           Луганске… 

На сегодняшний день биолаборатории Пентагона окружают Россию полукольцом. В 2012 году при поддержке США была завершена модернизация биолаборатории в Азербайджане. В планах США по созданию аналогичных центров фигурируют Узбекистан и Кыргызстан. Имеются данные, что биологический центр в Казахстане может возглавить Канатжан Алибеков - бывший советский военный микробиолог, ныне гражданин США, эмигрировавший в Америку в начале 1990-х гг. и передавший американцам секретные сведения о военно-биологической программе СССР. Вернувшись в 2010 г. в Казахстан, Алибеков возглавил кафедру в «Назарбаев-Университете»; одновременно он является председателем правления АО «Национальный медицинский холдинг».

 О направленности действий США по созданию в соседних с Россией государствах биологических центров говорит следующий факт. В 2010 г. под руководством Финско-Российской биотехнологической лаборатории (JBL) в Турку был подготовлен проект TECDOBA - Трансъевропейского центра определения агентов биологической опасности (Trans-European Centre for the Detection of Biothreat Agents). В отличие от Грузии и Украины работа Центра планировалась с участием России, проект был одобрен в правительстве Финляндии. Однако вскоре без объяснения причин проект закрыли. Из частных источников стало известно, что это произошло по прямому указанию из Вашингтона в том момент, когда США готовились к открытию биолаборатории в Грузии.

В скрытой биологической войне, которая пока не вышла за рамки лабораторий, участвуют не только Пентагон и специальные ведомства, но и корпорации, объединенные в Альянс за биобезопасность. В эту группу компаний входят Bavarian Nordic, Cangene Corporation, DOR BioPharma, Inc., DynPort Vaccine Company LLC, Elusys Therapeutics, Inc., Emergent BioSolutions, Hematech, Inc., Human Genome Sciences, Inc., NanoViricides, Inc., Pfizer Inc., PharmAthene, Siga Technologies, Inc., Unither Virology LLC. Все они являются частью так называемой «Большой Аптеки» (Big Pharma). Этим термином обозначают разветвлённую структуру, в которой переплелись интересы американских конгрессменов с интересами фармацевтической и военной промышленности США[3]. 

 Сейчас реально происходит  тихое и незаметное окружение России  "референс-лабораториями" Пентагона, или, говоря проще, к созданию биологических центров Армии США на границах России.

Деятельность различных биологических институтов США по отношению к странам бывшего СССР можно разделить на два этапа:

1. Изъятие оставшихся от СССР национальных коллекций патогенных микроорганизмов и штаммов вирусов с их передачей в лаборатории USAMRIID.

2. Организацию на базе различных национальных медучреждений, либо строительство с нуля, т.н. "центральных референс-лабораторий", или биологических центров USAMRIID, выступающих под разными вывесками, но всегда финансирующимися одним учреждением - Пентагоном.

В рамках первого этапа по различным программам с красивыми названиями ("Программа Правительства США по уменьшению биологических угроз",  "Проект по борьбе с биотерроризмом", "Глобальное партнерство по уккреплению биологической безопасности", "Биологическая программа совместного участия",  и т.п.) , Азербайджан, Грузия, Кыргызстан, Молдова, Таджикистан, Узбекистан и Украина передавали представителям USAMRIID национальные коллекции патогенов, которые самолетами ВВС США вывозились в в Институт патологии ВС США (Вашингтон).

Один только Азербайджан предоставил США 124 образца 62 уникальных видов возбудителей чумы, сибирской язвы, холеры и других опасных болезней. По остальным странам детальная информация вообще не раскрывается, поскольку передача национальных коллекций проводилась в обстановке полной секретности. С особой тщательностью и настойчивостью велся поиск советских разработок по защите от биологического оружия (вакцин, возбудителей болезней, от которых разрабатывались вакцины, и т.д.).

На каких именно условиях (а говоря точнее - за какие деньги) правительства стран бывшего СССР отдавали свои коллекции - неизвестно. Избежала этой участи лишь РФ, и то, по всей видимости, лишь по причине неожиданной для американцев смены руководства времен Ельцина на новое, занявшее жесткую позицию:

МО РФ в 2006 году состоялось закрытое совещание по запросу Управления международного военного сотрудничества и по поручению Правительства РФ  «О передаче США всех банковских данных НИИ страны» (музеи штаммов патогенных культур и бактерий), с определенными предложениями и  мизерной платы. На совещание привлекались директора (руководители) ведущих НИИ в области ветеринарии (присутствовали представители из Казани, Покрова, Юрьевеца, два института Москвы)  Проводил совещание начальник службы полковник м/сл. Ю.Г. Боев, присутствовал генерал-майор в/сл. В.П. Ветров в качестве эксперта и старшего научного сотрудника НИЛ Р и Т Военно-ветеринарного института.  По результату совещания был представлен доклад,  в котором было отклонено предложение о передаче за рубеж всех банковских данных НИИ страны.

Второй этап начался с 2002 г. с Грузии, когда министерствами обороны Грузии и США было подписано соглашение "О сотрудничестве в сфере технологий и патогенов, связанных с развитием биологического оружия и нераспространения информации в этой сфере". Лоббировал это соглашение американский сенатор Лугар и в ходе его визита в Тбилиси в сентябре 2004 г. была достигнута договоренность о создании "Центральной референс-лаборатории" в поселке Алексеевка недалеко от Тбилиси во главе с бывшим руководителем службы разведки Грузии А. Жвания. При этом ее работу курировал  лично советник министра обороны США по ядерным, химическим и оборонным программам Э. Вебер.

Вам свежий пример возникновения Африканской чумы свиней в Российской Федерации, о чем ваш покорный слуга докладывал вышестоящему руководству с 2005 года.

Строительство ЦРЛ было завершено к 2007 г. О деятельности этой ЦРЛ известно лишь, что работают в ней военнослужащие США - в обстановке полной секретности. Объем финансирования на первом этапе составил примерно 160 млн. долларов. Планировалось открытие еще нескольких дополнительных лабораторий в различных частях Грузии.

Удивительнейшим образом начало деятельности грузинской ЦРЛ необъяснимо совпало с началом эпизоотии африканской чумы свиней:
Как выяснилось впоследствии, возбудителем эпизоотии стал... редкий мадагаскарский штамм этой болезни, распространение которого якобы от диких кабанов через Кавказ на территорию России уже привело к убыткам российских производителей свинины на сумму более миллиарда долларов США. Каким образом мадагаскарский штамм появился на Кавказе - "тайна сия велика есть".

В 2005 г. строительство американской ЦРЛ было начато в Азербайджане. Затем - в Кыргызстане. В 2008 г. американскую ЦРЛ открыли в Молдове. В 2011 г. - в Таджикистане. В марте 2011 г. началось строительство 10-ти (десяти!) американских референс-лабораторий в Узбекистане, из них две - второго класса биооопасности, в Андижане и Фергане.

Строится американская ЦРЛ и в Казахстане, но в последнее время ее возведение там вроде бы приостановлено, строится американская ЦРЛ и на Украине под Харьковом, в Мерефе.

Вообще следует отметить, что любые сведения об американских ЦРЛ засекречено, так что, по всей видимости, положение о секретности информации является неотъемлемой составной частью любых подписанных с американскими структурами документов.

Таким образом, Россия окружается - говоря точнее, уже практически окружена - по своему периметру кольцом "референс-лабораторий":

- действующих в обстановке повышенной секретности;

- укомплектованных офицерами и специалистами Медицинского научно-исследовательского института инфекционных болезней Армии США (US Army Medical Research Institute of Infectious Diseases - USAMRIID);
- финансируемых непосредственно министерством обороны США;
- не подчиняющимися в своих действиях неподписанному США Протоколу КБТО;
- неподотчетными национальным правительствам стран пребывания.
Если использовать характерное выражение наших американских друзей, все это - "clear and present dandger" (прямая и явная угроза). Именно так - и никак иначе, поскольку напрочь заскреченная деятельность американских офицеров USAMRIID представляет собой прямой и явный вызов.

Вызов не только интересам национальной безопасности РФ, но интересам национальной безопасности всех государств, на территории которых действуют ЦРЛ. Поскольку никто не в состоянии дать гарантий, что на населении этих государств не проводятся исследования биохимических или иных рецептур.

Администрации США своего отказалась от присоединения к Протоколу КБТО и раскрытия программ и результатов деятельность американских ЦРЛ вокруг России.

 Справочно: После ратификации Россией (СССР) Конвенции о запрещении биологического оружия (1975 год) и Конвенции о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении (1997 год) оговорки к Женевскому протоколу полностью, по мнению России, утратили свое политическое и юридическое значение. Публичное заявление об отказе о части оговорок, которые касались возможности ответного использования биологического оружия, было сделано Президентом России еще в 1992 г. (Дипломатический вестник, 1992, № 13-14). Официально Россия сняла оговорки к Женевскому Протоколу Федеральным законом     № 143-ФЗ от 6 декабря 2000 г.

Делать вид, что ничего не происходит, уже нельзя. А для изменения сложившейся ситуации требуются решительные, жесткие и четкие шаги дипломатического ведомства и российского военного руководства.

 Кто будет заниматься конкретно данным вопросом? Специальные формирования , подчиненные Управлению РХБЗ МО РФ, военная медицина будет решать задачи  противоэпидемического обеспечения, методического руководства и лечения военнослужащих. Остальная нагрузка, по нынешней организации и историческому опыту ложится на плечи органов МТО Вооруженных Сил Российской Федерации, поскольку, сил и средств, лабораторного парка, оборудования и специалистов в структурах МЧС, и других ведомств силового блока просто нет, кроме отдельных структур по обслуживанию служебных животных.

Термин ветеринарно-эпизоотическая  разведка и ветеринарно-санитарное состояние, кроме специальных задач включает в себя еще десяток важных направлений разведывательно-диверсионного характера. Этот фактор широко используется армией США в 85 странах мира, где специалисты военнослужащие, используя якобы мирное направление своей деятельности, выполняют разведывательные функции.

 Заключительный слайд!

Вся сознательная жизнь автора и его военная и гражданская служба  связана с такой невероятной и неповторимой отраслью деятельности человека, как ветеринария, ее обособленной и самостоятельной ветвью, военно-ветеринарной службой. В прошлом, как начальнику военно-ветеринарного ведомства страны, ему довелось общаться с широким кругом людей: научными работниками, деятелями культуры и искусства, работниками медицины и сельского хозяйства, командным составом вооруженных сил, военными специалистами различных профилей, в числе которых – ветеринарные врачи, фельдшеры и рядовой состав. И что характерно, Российские военные ветеринары всегда отличались высочайшим профессионализмом, коллективной сплоченностью, а также невероятной преданностью своей работе, выносливостью и самопожертвованием. В любых, казалось бы, самых невероятных или невыносимых условиях, служба живет, работает и побеждает! Воистину, ветеринарный врач, по сравнению с медицинским, является универсальным врачом, сочетающим в себе сразу более двадцати профессий и специализаций. Возможно, это и есть основной фактор военной ветеринарной деятельности, всегда находящейся в пограничном состоянии, между здоровьем человека и состоянием жизни братьев наших меньших, составляющих единую биологическую цепь, а вернее самый важный участок этой эволюционной эпизоотической цепи. И этот фактор не дает ему никаких послаблений, снисхождений и времени на размышления по принятию любых решений, хотя у ветеринарного врача на первом месте стоит принцип экономической целесообразности, хотя со счетов никогда не сбрасывается  сам фактор гуманного отношения ко всему живому.

Военная ветеринарная уникальная специализация, несмотря на несколько снисходительное в военной иерархии, отношение к ней, не терпит никакой фальши и лицемерия. Любое животное, в отличие от человека, создание безобидное и безмолвное. А за нашими врачебными действиями или бездействием, наблюдает сам Господь Бог! В нашей среде чужакам места нет, они просто не могут жить и работать среди нашего брата. Псевдо ветеринары, как инородное тело, просто выдавливаются из нашего окружения, подобных примеров десятки, сотни.

Здесь уместно привести высказывание Андрея Матвеевича Руденко, тайного советника, магистра ветеринарных наук, приуроченное к обретению самостоятельности военно-ветеринарного ведомства России более 100 лет назад. "Если трудная доля и неопределенное правовое положение ветеринарного врача ощущается на каждом шагу и теперь, то что же было с ним на заре русской военной ветеринарии, - писал он. - История русской военной ветеринарии - история прогресса ветеринарии вообще и военной ветеринарии в частности, с одной стороны; с другой - она есть история скорби, печали и страданий бывших ветеринарных врачей, боровшихся за самостоятельность и самобытность своего дела".

Спасибо за внимание!

Заслуженный ветеринарный врач Российской Федерации,

профессор академии военных наук, кандидат биологических наук,

генерал-майор ветеринарной службы запаса                        Виталий Ветров

 12 декабря 2014 года

 


© libmonster.ru

Постоянный адрес данной публикации:

https://libmonster.ru/m/articles/view/ВЕТЕРИНАРНО-САНИТАРНАЯ-СЛУЖБА-СЛУЖБА-В-СИСТЕМЕ-МТО

Похожие публикации: LРоссия LWorld Y G


Публикатор:

Виталий Петрович ВетровКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: https://libmonster.ru/Genvssl

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

Д.Ф. Клочков, В.П. Ветров, ВЕТЕРИНАРНО-САНИТАРНАЯ СЛУЖБА В СИСТЕМЕ МТО // Москва: Либмонстр Россия (LIBMONSTER.RU). Дата обновления: 21.01.2021. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/ВЕТЕРИНАРНО-САНИТАРНАЯ-СЛУЖБА-СЛУЖБА-В-СИСТЕМЕ-МТО (дата обращения: 28.03.2024).

Найденный поисковым роботом источник:


Автор(ы) публикации - Д.Ф. Клочков, В.П. Ветров:

Д.Ф. Клочков, В.П. Ветров → другие работы, поиск: Либмонстр - РоссияЛибмонстр - мирGoogleYandex

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  •  Виталий Петрович Ветров: 
     
    Рекомендую коллегам и всем специалистам ветеринарного, а также тылового и медицинского профиля к прочтению
     
     1162 дней(я) назад 
    Рейтинг: 0
     
Похожие темы
Публикатор
1021 просмотров рейтинг
21.01.2021 (1162 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
3 голос(а,ов)
Похожие статьи
Опыт ВС некоторых стран НАТО показал, что привлечение гражданского сектора к материально-техническому обеспечению войск (сил) эффективно в мирное время или в конфликтах малой интенсивности и не способно в полной мере обеспечить потребности ВС в случае участия их в крупномасштабных военных действиях, особенно за пределами государства.
Каталог: Военное дело 
500 дней(я) назад · от Виталий Петрович Ветров
В помощь специалисту ветеринарно-санитарной службы. раздел Учебного пособия. Продовольственную безопасность следует понимать как возможность государства и способность отечественного АПК производить и поставлять на внутренний рынок и в государственные резервы продовольственные товары и ресурсы в необходимом ассортименте, в достаточных объемах и должного качества с учетом социальной структуры населения и фактического уровня доходов, обеспечивающих их физическую и экономическую доступность и продовольственную независимость стра
Каталог: Ветеринария 
573 дней(я) назад · от Виталий Петрович Ветров
В статье изложены обстоятельства оборонительного и наступательного этапов битвы за Кавказ, обусловившие особенности действий военно-ветеринарной службы. Приведены сведения из трудов лиц командного состава Вооруженных Сил СССР и специалистов военно-ветеринарной службы по вопросам стратегии и о деятельности Советского тыла, включая ветеринарное обеспечение в этот период
Каталог: Военное дело 
623 дней(я) назад · от Виталий Петрович Ветров
Старшие ветеринары были поставлены самостоятельно, не подчиняясь военным врачам, состоя в подчинении начальника корпусного штаба; точно также полковые и бригадные ветеринары подчинялись, кроме военного начальства, лишь корпусным ветеринарам (разъяснения медицинского департамента Военного министерства 7 сентября 1855 г. № 12.365). Недолго, однако, просуществовали самостоятельные должности "корпусных ветеринаров». В 1864 г. при учреждении военных округов, в каждом из них, были учреждено окружное военно-медицинское управление, а в нем положена должность окружного ветеринара, непосредственно подчиненного военно-медицинскому инспектору.
Каталог: Военное дело 
623 дней(я) назад · от Виталий Петрович Ветров
Данная публикация, основанная на собственном опыте автора и анализе открытых источников дает возможность читателю вникнуть в вопрос, раскрывающий идеи создания специальных лабораторий, финансируемых США, предупредить и отразить возможные угрозы скрытых и секретно проводимых работах Пентагона по биологическим изысканиям, создающим проблемы на территориях многих регионов и несущих в целом опасность для всего человечества , при этом диктуются совершенно новые взгляды, по отношению к ветеринарной науке и ее практике в военном деле, в том числе подготовке специалистов в этой области.
Каталог: Военное дело 
658 дней(я) назад · от кто-то
Взаимодействие ветеринарной службы групп советских войск, временно дислоцированных на территории ряда европейских социалистических стран, с ветеринарными специалистами национальных армий этих государств было еще до создания Варшавского Договора, но носило ограниченный характер. В этот период осуществлялись дружественные встречи и обмен опытом работы. С созданием Варшавского Договора определилась четкая направленность во взаимодействии и координации ветеринарного обеспечения национальных армий, требовавших разработки новых задач ветеринарного обеспечения группировок войск коалиционного состава.
Каталог: Военное дело 
735 дней(я) назад · от Виталий Петрович Ветров
7 декабря 1988 г., в день трагедии, в непосредственной близости от эпицентра землетрясения (г. Спитак) оказался на служебном автомобиле начальник 883-го ветеринарно-эпизоотического отряда (г. Ереван) майор медицинской службы А. Зиганшин. Он по плану работал в частях Кироваканского гарнизона. И уже к исходу следующих суток его информация о реальном положении дел в районе стихийного бедствия поступила в ветеринарную службу Закавказского военного округа . На вторые сутки – 9 декабря 1988 г. – первым авиарейсом от Тыла Вооруженных Сил в зону землетрясения прибыл заместитель начальника Военно-ветеринарной службы Министерства обороны СССР подполковник медицинской службы В. Ветров. Организованная им оперативная группа из четырех специалистов выдвинулась по маршруту: Ереван – Октемберян – Ленинакан – Кировакан – Севан – Ереван.
Каталог: Военное дело 
741 дней(я) назад · от Виталий Петрович Ветров
Опираясь на исторические даты и архивные материалы, а также исследования в этой области нами выделено 10 ключевых вех развития военно-ветеринарного дела в России, каждую, из которых не следует понимать как какой-то самостоятельный период развития самой ветеринарии. Думается, что при таком распределении материала легче устанавливаются те связи и влияния, которые неизменно испытывала ветеринария в тот или иной исторический период. На протяжении трех веков служба именовалась коновальной наукой, ветеринарной частью, ветеринарной и военно-ветеринарной. В 1993 году получает новое наименование - ветеринарно-санитарная служба Вооруженных Сил Российской Федерации. А с 2004 года ей определяется статус Государственной ветеринарной службы России. В 2022 году, на Ветеринарно-санитарную службу, в структуре МТО ВС РФ возлагаются полномочия Федерального государственного ветеринарного контроля (надзора) на объектах Министерства обороны Российской Федерации.
Каталог: Военное дело 
767 дней(я) назад · от Виталий Петрович Ветров
В период Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Приволжский и Уральский военные округа играли важную роль, как мобилизационные округа, где были сосредоточены большие материальные и людские ресурсы. На территории округов выпускалась бронетанковая, артиллерийская и другая техника, различное вооружение. Это позволило в период войны, наряду со стрелковыми и кавалерийскими соединениями, сформировать при заводах, несколько танковых, механизированных бригад, артиллерийских частей и бронепоездов. На Урале впервые появились добровольческие части и соединения, обеспеченные своим оружием и другой техников перед отправкой на фронт.
Каталог: Военное дело 
774 дней(я) назад · от Виталий Петрович Ветров
Администрации США отказалась от присоединения к Протоколу КБТО и раскрытия программ и результатов деятельность американских ЦРЛ вокруг России. Делать вид, что ничего не происходит, уже нельзя. А для изменения сложившейся ситуации требуются решительные, жесткие и четкие шаги дипломатического ведомства и Российского военно-политического руководства, в частности.
Каталог: Военное дело 
779 дней(я) назад · от Виталий Петрович Ветров

Новые публикации:

Популярные у читателей:

Новинки из других стран:

LIBMONSTER.RU - Цифровая библиотека России

Создайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Сохраните навсегда своё авторское Наследие в цифровом виде. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора.
Партнёры библиотеки
ВЕТЕРИНАРНО-САНИТАРНАЯ СЛУЖБА В СИСТЕМЕ МТО
 

Контакты редакции
Чат авторов: RU LIVE: Мы в соцсетях:

О проекте · Новости · Реклама

Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)
Сохраняя наследие России


LIBMONSTER NETWORK ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА

Россия Беларусь Украина Казахстан Молдова Таджикистан Эстония Россия-2 Беларусь-2
США-Великобритания Швеция Сербия

Создавайте и храните на Либмонстре свою авторскую коллекцию: статьи, книги, исследования. Либмонстр распространит Ваши труды по всему миру (через сеть филиалов, библиотеки-партнеры, поисковики, соцсети). Вы сможете делиться ссылкой на свой профиль с коллегами, учениками, читателями и другими заинтересованными лицами, чтобы ознакомить их со своим авторским наследием. После регистрации в Вашем распоряжении - более 100 инструментов для создания собственной авторской коллекции. Это бесплатно: так было, так есть и так будет всегда.

Скачать приложение для Android