Герой одного детектива как-то заметил, что всякую вещь надо прятать на видном месте, поскольку в таких местах редко что-нибудь ищут. Герой другого детектива добавил, что прятать надо среди похожих предметов, чтобы найти было еще труднее. Судя по всему, к информации применимы оба этих правила, и многие пользователи глобальной "паутины" могут свести их в одно: если, скажут они, вы хотите спрятать какой-нибудь секретный файл - выложите его в Интернет, и тогда его точно никто не найдет. Это звучит как анекдот, но те, кому приходилось безуспешно искать в Сети что-нибудь нужное, понимают, насколько много в такой шутке правды. К тому же, если вспомнить, что самые мощные поисковые интернет-машины охватывают лишь небольшой процент реально существующих веб-страниц, а само количество таких страниц растет быстрее, чем базы данных поисковиков, то можно просто опустить руки. Кажется, по мере своего роста Интернет превращается в большое белое пятно.
Прятать, действительно, лучше всего в Интернете. Но как лучше всего в нем искать?
Ответ на этот вопрос дает книга И. Б. Михновой, А. А. Пурника, А. В. Пурника, М. М. Самохиной "Поручи поиск человеку: виртуальные справочные службы в современных библиотеках".
В первом разделе книги дается общее представление о системе виртуального справочного обслуживания в мире. Второй раздел посвящен Виртуальной справочно-информационной службе публичных библиотек, ее участникам, операторам и пользователям. В третьем разделе даны описания всех работающих на данный момент в Интернете русскоязычных виртуальных справочных служб.
У пользователей Интернета наконец появилась возможность задавать вопросы не поисковой машине, а людям. Осенью 2000 года в России возникли первые виртуальные справочные службы.
Одна них - "Виртуальная справка" - сначала работала на сайте ЦБС "Киевская" (Москва), а с июня 2003 года перешла на общероссийский информационно-справочный портал Library.ru. Спустя несколько месяцев на ее базе возникла первая и единственная пока в России корпоративная Виртуальная справочно-информационная служба публичных библиотек (ВСИС ПБ), в которой принимают участие 20 российских и 1 украинская библиотеки. Осенью к ее работе подключатся еще одна украинская и одна казахская библиотеки. Хочется верить, что в скором времени в мире, где сейчас обслуживают пользователей свыше 80 корпоративных справочных служб, наконец-то появится библиотечная Международная русскоязычная справочно-информационная служба. Идея объединения усилий разных библиотек на благо виртуальных пользователей постепенно "овладевает массами". Вот уже в Кемеровской области приступила к работе региональная виртуальная справочная служба.
Активно работает справочная служба "Спроси библиографа" на сайте Российской национальной библиотеки. Около 20 локальных виртуальных справочных служб действуют на сайтах областных научных, городских и районных библиотек.
Но разберемся в терминологии. Что же такое виртуальные справочные службы?
В "Руководстве по созданию и функционированию виртуальных справочных служб", разработанному нашими американскими коллегами, дано следующее определение:
Виртуальная справочная служба - это справочная служба, функционирующая с помощью электронных технологий, часто в реальном масштабе времени.
К сожалению, виртуальное справочное обслуживание в российских библиотеках пока не обеспечено соответствующими документами и материалами, содержащими общие для всех стандарты, регламенты, нор-
стр. 101
мы. Мы располагаем лишь несколькими Положениями о службах такого рода, выставленными на сайтах библиотек (прежде всего. Российской национальной библиотеки). В связи с большой важностью этих материалов мы посчитали необходимым опубликовать их в книге.
Иначе обстоит дело с американскими виртуальными справочными службами. Здесь разработкой такого рода документов занимаются специально созданные комитеты, секции, группы, научные коллективы. Мы включили в приложение к книге два документа, безусловно, ценные для российских практиков.
Однако отсутствие регламентирующих документов не означает, что организаторы и руководители первой в России корпоративной Виртуальной справочной службы публичных библиотек не имеют четко выраженной позиции по всем аспектам ее деятельности. Руководитель этой корпоративной Службы Антон Пурник четко обозначил принципы взаимодействия с пользователями и корпоративной этики, описал организационную структуру службы и способы решения основных задач управления корпоративным проектом такого рода.
Известно, что сайты - очень динамичные "организмы". Выйдя по знакомому адресу, можно увидеть совсем не ту картину, какую наблюдали вчера или месяц назад. Мы описываем в книге самую "свежую" версию сайта, виртуальной справочной службы, обязательно указывая их точные веб-адреса.
Достаточно много внимания в книге уделено анализу аудитории "Виртуальной справки" и ее информационных потребностей. На создание "портрета" пользователей реальных библиотек были направлены усилия многих библиотечных социологов. Первое серьезное исследование удаленных пользователей библиотек было осуществлено М. М. Самохиной. Дополненные и обновленные на текущий момент результаты анализа, проведенного по результатам этого исследования, включены во второй раздел книги.
Завершает книгу небольшой свод "нестандартных" вопросов, которые время от времени присылают пользователи. Он так и называется - "ПЕРЛОВКА, или Что за вопросы порой задают в "Виртуальную справку"".
Мы сохранили в неизменном виде орфографию и стиль некоторых вопросов, заданных в Службу, реплик, отзывов, электронных писем. Вот, например, одно из последних:
Здравствуйте, help, Дорогие мои! Как я рад, что Вы у нас есть! Что бы я без Вас делал! Спасибо Вам большое! Замечательно, что вы нашли время, ресурсы, силы и желание помогать нам, страждущим знаний! Я Вас люблю! А еще хотел бы сказать, что у Вас замечательные и отзывчивые операторы (сужу по тому, как они отвечают и какие слова пишут в предисловии к материалам)! Вы лучшие! До свиданья. Станислав К-ов, г. Владивосток 2005 - 03 - 30.
Новые публикации: |
Популярные у читателей: |
Новинки из других стран: |
Контакты редакции | |
О проекте · Новости · Реклама |
Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту) Сохраняя наследие России |