Libmonster ID: RU-7795
Автор(ы) публикации: В. ГАЛКИН

1

Ростово-Суздальская земля, которая дворянско-буржуазными историками определялась как новообразование XII - XIII столетия, на самом деле входила как составная часть еще в Киевскую Русь, империю Рюриковичей.

В летописи "Повесть временных лет" под датой 862 года, где излагается легенда о призвании варягов, говорится, что власть новгородского князя Рюрика распространялась и на Ростовскую область.

Племена междуречья - Меря и Мурома, - по заявлению летописца, "дань дають Руси", т. е. варягам.

Под датой "лета 6390" (или 882 года нашей эры) сообщается, что князь Олег во главе "вся многи" направляется в землю племени Меря и "прия град, и посади мужь свои".

Киевские князья не напрасно интересовались центральным междуречьем: оно было об'ектом грабежа, с его населения собиралась богатая дань: Сбор дани ("полюдье") производился вооруженной княжеской дружиной и мало чем отличался от военных экспедиций.

Полюдье киевской дружины являлось основной формой связи между Киевом и городами Волжско-Окского бассейна. А так как эта связь могла поддерживаться лишь при помощи оружия, то нельзя говорить о прочной, долговечной спаянности отдельных, составных частей империи Рюриковичей.

Ростово-Суздальская земля отличалась своими богатствами. Весь край был изрезан многочисленными притоками Волги и Оки. Ее почва была благоприятна для развития земледелия. Но самое главное: в междуречье было спокойнее жить.

Далекая, северовосточная окраина славянской земли быстро заселялась. Сюда бежало немало славян-земледельцев из юговосточных окраин Киевского государства. Здесь они спасались от частых набегов половцев и от насилия со стороны князей и бояр.

В Ростово-Суздальской земле еще задолго до прихода Юрия Долгорукого складывались феодальные отношения. А. Е. Пресняков правильно подходит к выяснению руководящей политической роли местного боярства. Он писал: "Это боярство в Суздальщине то же, что и везде в древней Руси, - "старейшая дружина", сильная административным влиянием, общественным положением и земельным богатством. Нет ни оснований, ни возможности считать этот класс новообразованием, только что возникшим при Андрее Боголюбском или при Юрии Долгоруком. А наличность сильного земского класса заставляет признать, что первые князья Ростово-Суздальской земли, Юрий Долгорукий и Андрей Боголюбский, строили свое

стр. 61

политическое и владельческое здание не на зыбкой, только что колонизирующейся почве, а на основе окрепшего общественного быта, сложного по внутреннему строю, в среде того же уклада, какой в ту же пору наблюдаем в Киевщине или на Волыни, в Галицкой земле или в Черниговщине. XII век всюду на Руси - время усиления боярского землевладения, боярского влияния и роста боярских привилегий"1 .

На территории Ростово-Суздальской земли летописец отмечает еще в XI веке два массовых восстания смердов, из которых первое относится к 1024 году, а второе - к 1071 году. Эти восстания шли под флагом борьбы "язычников" против христианства, но, по существу, они были связаны с борьбой смердов против превращения их феодалами из свободных в крепостных. Введение христианства имело по сравнению с язычеством прогрессивное значение: славяне в результате введения христианства как государственной религии приобрели письменность и более тесно связались с византийской культурой, но язычество не раз в истории являлось формой, под которой скрывалась борьба смердов против феодалов и бояр. Так оно было и в восстаниях 1024 и 1071 годов.

Во главе восстания были волхвы - защитники язычества, - а на стороне феодализирующейся родоплеменной знати, "старой чади"2 , "лучших людей", как ее называет летописец, были княжеские дружины, а вместе с ними представители христианства - царьградские миссионеры.

Лаврентьевская и Ипатьевская летописи дают полную характеристику восстания 1024 года в Суздальской земле. Перечисляя события в лето 6532-е, летописец отмечает:

"В се же лето в'сташа вол'сви в Суждали, избиваху старую чадь по дьяволу наущенью и бесованью, глаголюще, яко си держать гобино. Бе мятежь велик и голод по всей той стране; идоша по Волзе вси людье в Болгары и привезоша (жито) и тако ожиша. Слышав же Ярослав волхвы, приде Суздалю; из'имав волхвы, расточи, а другыя показни, рек сице: "Бог наводит по грехом на куюждо землю гладом или мором, ли ведромь, ли иною казнью, а человек не весть ничто же"3 .

Социальные мотивы восстания 1024 года явственно выступают в сообщении летописи. Но эта примитивная форма классового протеста угнетенных облекается в форму защиты старой веры.

В княжение Изяслава Ярославича, в 1071 году, происходит восстание смердов в Ростовской земле и Белоозерье. Это восстание описано в Лаврентьевской летописи:

"Бывше бо единого скудости в Ростовстей области, в'стает ста два волхва от Ярославля, глаголюща "Яко ве свеве, кто обилье держит" и поидоста по Волзе, кде приидучи в погость, туже нарекаста лучшие жены, глаголюща, яко си жито держить, а си мед, а си рыбы, а си скору. И привожаху к нима сестры своя, матери и жены своя; она же в мечте прорезавша за плечемь, вынимаста любо жито, любо рыбу и убивашета многы жены, (и) именье их от'имашета собе"4 .

Из описания этого восстания в летописи видно, что в результате агитации волхвов сформировался отряд в 200 человек, во главе которого находились волхвы. Проникновение христианства и вытеснение языческой веры вызвало прежде всего недовольство волхвов. Они хулили греческую веру и поднимали народ против христианских миссионеров. Волхвы использовали недовольство крестьян, вызванное голодом, и подняли восстание в защиту старой веры. Таким образом, социальному протесту была придана религиозная оболочка.

Характерно, что восставшие расправляются с "лучшими (т. е. зажиточными) женами", которые держат жито (т. е. рожь и другие зерновые хлеба), мед, рыбу, скот. В Ростовском и Белоозерском краях в то время господствовал древний обычай, по кото-


1 А. Е. Пресняков "Образование великорусского государства", стр. 34.

2 Чадью назывались старейшины общин.

3 "Памятники истории Киевского государства IX - XII веков", стр. 90. Соц. экгиз. 1936.

4 Там же, стр. 95.

стр. 62

Крестьянское восстание на Белом озере. 1071 год. Миниатюра из Радзивиловской летописи.

Гос. исторический музей.

рому на обязанности женщин лежало хранение пищевых продуктов; поэтому-то жилища "лучших жен" и подверглись разграблению со стороны восставших.

И борьба крестьянских масс в раннюю феодальную эпоху, как мы видим, представляла собой стихийное возмущение угнетенных классов, стихийное восстание крестьянства против феодального гнета.

2

Основоположником княжеской династии в Ростово-Суздальской земле был Юрий Владимирович, по прозвищу Долгорукий (1091 - 1157 годы). Когда Долгорукий появился в городе Ростове, точно неизвестно. Известно лишь, что во время своего первого появления в Ростово-Суздальской земле Юрий был малолетним и управлять самостоятельно не мог. Поэтому регентство над ним осуществлялось старшим братом Мстиславом и частично матерью Гидой, а непосредственное управление княжескими делами возглавлял Георгий Шимонович, который занял должность тысяцкого в Ростове.

Юрий Долгорукий прежде всего опирался на княжескую дружину - эксплоататорскую феодальную верхушку, которая составляла непосредственное окружение князя и занимала руководящее место в гражданском и военном управлении Ростово-Суздальской земли. Дружинники участвовали в управлении княжеством и представляли собой его военную силу. За свою службу дружинники получали от князя земли с зависимым крестьянским населением.

Местная феодальная знать, владения которой захватывались князем и его дружинниками и которая оттеснялась на второстепенные позиции, повела длительную борьбу против княжеской власти. Юрий Долгорукий требовал от местных бояр вассальной службы при своем дворе, угрожая в случае неповиновения жестокой расправой. Но все же местная аристократия на княжескую службу шла с большой неохотой. Видя это, Юрий создает наемные иноплеменные дружины из мордвы, болгар, венгров - из людей, зависимых от княжеского пожалования.

Этими дружинниками он заселяет новые княжие города-крепости на наиболее важных речных путях, особенно в районе "залесского ополья" (Переяславль-Залесский, город Юрьев).

В этих новых городах росли и крепли те элементы, которые были недовольны бесконечными феодальными войнами и тяготели к сильной княжеской власти. В этих городах развиваются ремесла и торговля.

В целях более усиленной борьбы с туземной знатью, во главе которой стояли ростовские бояре, Юрий Долгорукий переселяется из Ростова

стр. 63

Казнь пленных предводителей восстания на Белом озере. 1071 год.

Миниатюра из Радзивиловской летописи.

Гос. исторический музей.

в Суздаль, который становится не только княжеской резиденцией, но и местопребыванием епископа. Положение древнего Ростова, прежнего центра междуречья, было сильно поколеблено.

В результате дальнейшего роста феодальных отношений в Ростово-Суздальской земле и укрепления княжеской власти Юрий Долгорукий становится на путь активной военно-феодальной захватнической политики. Количественно увеличившаяся княжеская дружина стремится захватить новые земли - новые об'екты дани.

Волжский торговый путь явился той зоной, куда прежде всего устремилась княжеская дружина. Через Ростово-Суздальскую землю проходили два торговых пути, соединяющих Булгарское царство на Каме с Новгородом на Волхове. Один торговый путь шел по верховьям Волги до Тверцы, затем через Торжок к Новгороду, Другой торговый путь имел те же исходные точки, но шел по другому маршруту - от Нижнего Новгорода на Городец, Стародуб, по Клязьме и опять на Волгу, к Твери.

Второй торговый путь приобретал все большее и большее значение в связи с экономическим и политическим ростом Владимира на Клязьме. Но по тому и другому пути в распоряжении ростово-суздальских феодалов находилась лишь транзитная торговля между Новгородом на Волхове и Великими Булгарами. Главной статьей в транзитной торговле был хлеб из рязанского "низа", в котором особенно нуждалось новгородское население. Юрий Долгорукий стремился захватить оба конца водного торгового пути, т. е. Новгород и Булгарское царство.

Отсюда понятны неоднократные походы княжеской дружины то в булгарскую, то в новгородскую землю. В 1120 году был первый поход на булгар. Затем следует целая серия попыток овладеть Новгородом на Волхове. В 1135 году происходила битва на Жданой горе, закончившаяся поражением новгородцев. Через три года после этой битвы Юрию Долгорукому удалось посадить на новгородское княжение своего сына Ростислава.

Новгородские бояре не хотели мириться с зависимым положением от суздальского князя и всячески добивались изгнания неугодного князя. Хозяйничанье суздальских князей встречало сопротивление и со стороны горожан - "молодших людей", обложенных новыми данями. В 1142 году Юрий Долгорукий вновь принуждает новгородцев признать Ростислава князем.

Юрий Долгорукий упорно борется на протяжении ряда лет (1149 - 1155

стр. 64

годы) за "отоимание даней новгородских" в Заволочье.

Одновременно с новгородскими походами можно отметить неоднократные попытки князя Юрия Владимировича захватить Киев - центр великокняжеской власти. После неудачного похода 1149 года в следующем году князь Юрий захватывает днепровскую столицу. Но, не встретив поддержки киевлян, он вынужден был бежать обратно. Летописец сообщает, что Юрий "убоявся киян, зане имеют перевет ко Изяславу". Только лишь в 1154 году Юрий Долгорукий укрепился в Киеве и княжил там до 1157 года.

3

Упадок Киевского государства, усиление сепаратизма отдельных княжеств после смерти Юрия Долгорукого - все это побудило его сына Андрея Юрьевича уйти из Киева на север, в Ростово-Суздальскую землю, где он и княжил с 1157 до 1175 года.

Вскоре после занятия княжеского престола Андрей Юрьевич, столкнувшись с суздальским боярством, принимает решение о переносе своей резиденции в суздальский пригород - Владимир на Клязьме. Это был важный экономический центр междуречья Верхней Волги и Оки.

Андрей Боголюбский многое сделал для превращения Владимира на Клязьме в новую княжескую столицу. Ипатьевская летопись подчеркивает, что князь Андрей "сильно устроил... город Владимир". Боярские и торгово-ремесленные посады были окружены деревянными стенами с изящными пятью воротами: Золотыми, Серебряными, Медными, Волжскими и Ориниными. Андрей Боголюбский сооружает земляной вал, прилегающий на югозападе к валу Владимира Мономаха.

В 1158 году во Владимире закладывается Успенский собор. Для строительства собора и других церквей приглашаются иностранные мастера "из всех земель". Архитектурные и декоративные формы собора говорят о большом влиянии византийско-романского стиля. Успенский собор, как и многие другие постройки XII века во Владимире, является ценнейшим историческо-художественным и археологическим памятником.

По своей экономической и общественной структуре Владимир на Клязьме значительно отличался от древнейших городов междуречья - Ростова и Суздаля. В нем больше чем в других городских центрах были развиты ремесла и торговля. Никоновская летопись сообщает весьма любопытные данные об отношении ростовичей к Владимиру, который они заносчиво считали городом каменщиков и плотников: "Несть бо свое княжение град Владимир, но пригород есть наш, а наши смерды в нем живут и холопы, каменосечцы и древоделы и орачи"1 .

В 1158 году Андрей Юрьевич начинает строительство огромного каменного замка в селе Боголюбове, в 10 верстах от Владимира, на крутом берегу реки Клязьмы. Этот замок стал княжеским дворцом, вокруг которого появлялись новые и новые постройки: хозяйственные здания, жилые дома дружинников князя и т. п. Затем был сооружен Покровский монастырь. Ипатьевская летопись называет Боголюбово каменным градом. Сообщая об Андрее Боголюбском, летопись отмечает: "Создал же... себе город камен, именем Боголюбый".

Строительство Боголюбовской крепости имело большое военно-стратегическое и политическое значение. Боголюбово преграждало водный путь из Булгарского царства и было заслоном от Рязанского княжества со стороны Мурома, с которым Андрей Боголюбский вел борьбу за господство в Волжско-Окском бассейне. Кроме того сооружение Боголюбовской крепости укрепляло позиции княжеской власти в преодолении местной боярской оппозиции. Если раньше ростовские бояре в борьбе против владимирского князя непрочь были установить непосредственное общение с рязанскими князьями Олеговичами, то теперь, когда между Ростовом и рязанским "низом" появился Боголюбов, эта возможность была почти исключена.


1 Никоновская летопись. 1177 г.

стр. 65

Победа Юрия Долгорукого над булгарами в 1120 году. Миниатюра из Радзивиловской летописи.

Гос. исторический музей.

В 1162 году происходит разрыв князя Андрея с епископом Леоном, который не сочувствовал его борьбе с боярством. Епископ был выслан Андреем в Ростов.

В 1164 году Владимиро-суздальским епископом стал Федорец, поставленный константинопольским патриархом. Сторонники епископа Федорца поддерживали князя в его борьбе за сильную княжескую власть. Андрей Боголюбский использовал церковь и духовенство при проведении своей внутренней и внешней политики. Своим личным "боголюбием" и усиленным строительством церквей Андрей Боголюбский подкупал духовенство. Последнее в свою очередь оказывало огромную поддержку князю во многих мероприятиях. Вопросы церковные весьма тесно переплетались с вопросами политическими: церковь освящает походы князя Андрея против булгар и создает культ чудотворной боголюбской иконы.

Политическую независимость от Киева Андрей Боголюбский пытается дополнить созданием особой митрополии во Владимире на Клязьме. Епископ Федорец - кандидат в митрополиты - становится ближайшим помощником Андрея Боголюбского. Они вместе весьма решительно и жестоко расправляются с теми представителями духовенства, которые ("мнихи, игумены и иереи") возражали против разрыва с киевской митрополией.

Епископ Федорец производил конфискацию имущества у непокорных, многих из них пытал и казнил.

Репрессивная деятельность и религиозный сепаратизм епископа Федорца были осуждены киевским митрополитом и южным епископатом. В 1172 году состоялся митрополичий суд над епископом Федорцом, который и приговорил: "Язык ему урезати и руку правую оттяти и очи ему выняти".

Расправа над епископом Федорцом явилась большим ударом по Андрею Боголюбскому. Его политические враги из местного боярства почувствовали прилив новых сил для борьбы против княжеского самовластия.

* * *

Укрепившись в междуречье Оки и Волги, князь Андрей хотел властвовать и на Днепре. События в Киевском княжестве в конце 60-х годов привлекли внимание Андрея Боголюбского. Киевский князь Мстислав Изяславич делает попытку возглавить русские земли в борьбе против половцев. Добившись соглашения с своими братьями-князьями, Мстислав Изяславич в 1168 году устраивает удачный поход против половецких ханов. Это, несомненно, усилило позиции Киевского княжества, что не входило в расчеты Андрея Боголюбского.

Андрей Боголюбский стал готовить-

стр. 66

ся к походу на Днепр. Он организует большую рать из 11 княжеских дружин, которую возглавляет его сын Мстислав Андреевич.

8 марта 1169 года суздальские войска подступили "К Киеву и подожгли его с разных концов. Загорелся и Киево-Печерский монастырь. Пользуясь пожаром, суздальцы грабили киевлян, забирали их имущество, конфисковали ценности церквей и монастырей - ризы, драгоценные оклады с икон, - захватывали с собой книги, снимали колокола и т. п. Победители нанесли не только неисчислимый материальный ущерб "матери русских городов" - Киеву, но и в значительной степени его обезлюдили. Они убивали всех сопротивляющихся, уводили в плен мирных жителей, бросали детей на произвол судьбы.

С разгромом Киева опустошенный юг потерял свое былое значение. Андрей Юрьевич, став великим князем, однако, на юг не переехал.

Перенесение великокняжеской резиденции из Киева во Владимир, несомненно, имело большое политическое значение. Это была попытка приостановить дробление русской земли путем организации нового центра Руси.

Однако эта попытка была безуспешной. Империя Рюриковичей продолжала распадаться, разрываемая на части междоусобными войнами.

В связи с возвышением города Владимира Ростов и Суздаль постепенно теряли первостепенное значение. После того как Андрей Боголюбский ушел во Владимир, в Суздале остался посадником Мстислав Андреевич. Но местная знать старых, вечевых городов и прежде всего Ростова не желала мириться с верховенством града Владимира во всем Залесье. Ростовские бояре называли новую княжескую столицу "пригородом", в котором живут "наши смерды... и холопы" (из Никоновской летописи). Представители ростовской знати выражали неудовольствие тем, что князь Андрей не считался с ними, а все дела вершил со своими служилыми людьми из "мизиных" (т. е. мелких) владимирцев. Никоновская летопись подчеркивает этот момент словами:

"Ненавидяху князя Андрея своего суще домашнии, и льстиво и лукавно глаголаху к нему, и тако совраждовавше и соссориша его с братьею, и с передними мужи отца его, и тако изгна братью свою. Еще же и передних мужей отца своего овех изгна, овех же в темницы затвори; и бысть брань люта в Ростовской и Суздальской земле".

Недовольные самовластьем Андрея Боголюбского, бояре организовали заговор, во главе которого стояли братья Кучковичи, у которых Юрий Долгорукий в свое время отобрал Москву. Князь Андрей, очевидно, подозревая Кучковичей в заговоре, одного из них казнил.

Расправа с боярином Кучкой вызвала еще большее недовольство Андреем Боголюбским. Летописец констатирует: "И почаша молвити: "День того казнил, а нас заутра; а промыслимы о князе за сем" - и "свещаша убийство на ночь".

Такое решение было принято на тайном совещании заговорщиков, которых было около 20 человек, в том числе ключник Анбал, суздальский боярин Ефрем Моизич и возглавлявший заговор Яким Кучкович, который был близким дружинником князя Андрея Боголюбского.

Заговорщики, пользуясь отсутствием дворцовой охраны (при князе находился лишь один отрок из половцев) и безоружностью князя Андрея, свободно проникли в княжеский дворец. Андрей оказал сильное сопротивление заговорщикам. Они долго боролись впотьмах с князем, нанесли ему много ударов мечом и, оставив раненого, вышли из дворца. Они были уверены, что князь Андрей мертв. Но последний обладал такой огромной силой, что смог сползти по лестнице вниз, где и был добит окончательно. Петр Кучкович "оття (отсек) ему руку десную". В Кенигсбергской летописи находится миниатюра, показывающая, как Петр Кучкович отрубил руку у Андрея Боголюбского.

В связи с убийством Андрея Боголюбского в Боголюбове и во Владимире вспыхивает бунт горожан. В этом бунте выявилось тяготение торговых и ремесленных элементов новых городов к сильной княжеской власти, представителем которой яв-

стр. 67

Войско Андрея Боголюбского разоряет Киев и гонит киевлян в плен 1169 год.

Миниатюра из Радзивиловской летописи.

Гос. исторический музей.

лялся Андрей Боголюбский. Горожане Владимира - этого города каменщиков и плотников - равно как и Боголюбова протестовали против бесконечных феодальных войн, против гнета старой боярской власти.

Когда заговорщики тотчас после убийства обратились к владимирцам, последние ответили им: "Вы нам ненадобны".

Восстание горожан и смердов приняло огромные размеры. На третий день после убийства князя Андрея для успокоения народа было привлечено духовенство... Оно должно было пойти "с богородицей" по городу и навести порядок. Тело князя Андрея, выброшенное во двор Боголюбовского замка, было с почестями погребено в Успенском соборе.

М. Н. Покровский называет это восстание "настоящей народной революцией", направленной против эксплоататоров вообще. Разницу между княжеской властью, стремившейся к централизации и ведущей борьбу против феодальной раздробленности, и старым боярством - носителем сепаратизма - Покровский видел лишь в разных формах эксплоатации. "Управление Боголюбского было одной из первых систематических попыток эксплоатировать эту массу (смердов) по-новому..."1 . Все многообразие классовых взаимоотношений и классовой борьбы прошлого Покровский подводил под отвлеченные категории борьбы эксплоатируемых с эксплоататорами. Вредный социологизм школы Покровского приводил к тому, что как Покровский, так и его ученики не смогли дать правильной оценки историческим событиям. Вместо конкретного марксистско-ленинского анализа прошлого они в угоду своей схеме извращали действительный исторический процесс. Это мы видим и в оценке Покровским значения борьбы Андрея Боголюбского за сильную княжескую власть, которая, несомненно, имела прогрессивное значение.

4

После убийства Андрея Боголюбского борьба в среде правящего феодального класса не прекращается. Эта борьба приняла форму непрерывных столкновений ростовцев и владимирцев.


1 М. Н. Покровский "Русская история с древнейших времен", стр. 90.

стр. 68

Заговорщики выламывают дверь во дворце Андрея Боголюбского.

1176 год. Радзивиловская летопись.

Гос. исторический музей.

Боярская аристократия Ростова ориентировалась на племянников Андрея Боголюбского - Ярополка и Мстислава Ростиславичей, тесно связанных с рязанским князем Глебом. Владимирские бояре и горожане стояли на стороне братьев Андрея Боголюбского - Михалки (Михаила) и Всеволода.

В 1175 году во Владимире происходит боярский с'езд по вопросу об избрании нового князя. Ростовские бояре, опираясь на поддержку агентов рязанского князя - бояр Бориса и Дедильца, - добиваются решения о приглашении на княжение Мстислава и Ярополка Ростиславичей. Мономашичи - братья Михалко и Всеволод, - законные наследники на княжеский престол, были обойдены. Они были неугодны ростовскому боярству как противники сепаратизма и сторонники обвинительной политики, которую так решительно проводил Андрей Боголюбский.

Ростиславичи удовлетворяли старую боярскую знать тем, что оставляли их "на своей воле".

Владимировцы не согласились с постановлением боярского с'езда и пригласили к себе Михалку. Михалко, придя во Владимир, организовал оборону города от об'единенной рати ростовцев и рязанцев. В течение 7 недель продолжалась осада города, и только начавшийся голод среди горожан вынудил Михалку капитулировать и уйти в Чернигов. Ростиславичи оказались победителями. Один из них, Мстислав, стал княжить в Ростове, а другой, Ярополк, - во Владимире.

Добившись власти, Ростиславичи, опираясь на поддержку ростовского боярства, занялись насилиями и необузданным грабежом во Владимире и других городах. Владимирский Успенский собор - бывшая резиденция епископа Федорца - был разграблен: все ценности увезены в Рязань, а земли из'яты из церковного владения.

Горожане вновь приглашают Михалку, который собрал дружину и двинулся на Владимир. Навстречу вышли оба брата Ростиславичи, но неудачно. Ярополк и его дружина разошлись с Михалкой, а затем скрылись в Рязани. Дружина Мстислава была разбита, и князь бежал в Новгород. Михалко отвоевал потерянную власть и обязал рязанского князя Глеба возвратить Успенскому собору из'ятые драгоценности.

Михалко стал княжить во Владимире, а его брат - в Переяславле-Залесском.

В 1177 году умер князь Михаил и владимирские горожане приглашают на княжеский стол Всеволода Юрьевича. Но княжение Всеволода во Владимире вызвало новый взрыв сепаратизма ростовских бояр. Они провозглашают своим князем Мстислава

стр. 69

Петр Кучкович отрубает руку Андрею Боголюбскому. Миниатюра из Радзивиловской летописи.

Гос. исторический музей.

Ростиславича, вернувшегося из Новгорода. Мстислав собирает ростовскую рать, поднимает свою дружину и идет походом на Владимир.

Битва, закончившаяся сокрушительным разгромом ополчения князя Мстислава, произошла в 1177 году на Юрьевом поле. Некоторые бояре были убиты, другие - попали в плен и были закованы. Князь Мстислав бежал в Новгород, а оттуда - в Рязань.

Чтобы подорвать экономическую мощь враждебного ростовского боярства, князь Всеволод конфискует их села и деревни ("а села боярьская взяша и кони и скот"), сурово наказывая и расправляясь со всеми сопротивляющимися. Этим решительным мероприятием князь Всеволод завоевал симпатию и прочную поддержку посадских людей.

Расправа с боярской оппозицией завершилась походом Всеволода против рязанского княжества. Рязанский князь Глеб не хотел мириться с господством Всеволода Юрьевича над всей территорией междуречья; вместе с возвратившимся из Новгорода князем Мстиславом он организует внезапное нападение на Москву и сжигает город.

Битва между владимирцами и рязанцами произошла на Прусовой горе. Это был триумф Всеволода Юрьевича. Ростово-рязанский блок был разгромлен, и все руководители его - князья Глеб, Мстислав, сын рязанского князя Роман, ростовские бояре Борис Жидиславич, Дедильц и Олстин - были взяты в плен и торжественно приведены во Владимир.

Местные горожане были непрочь сразу расправиться с князем Мстиславом за его грабительские походы во время пребывания во Владимире. Через 3 дня стихийно вспыхнуло новое восстание владимирских горожан. Об этих событиях летопись сообщает: "Бысть мятеж велик в граде во Владимире: всташа бояре и купцы". Они требовали казни или ослепления рязанских князей и вождей ростовской боярской знати.

Пленников посадили в поруб, куда через некоторое время попал и другой Ростиславич, князь Ярополк, выданный рязанцами по требованию князя Всеволода. Восстание ширилось: в него включились не только горожане, но и крестьяне.

Летописец пишет о том, что "всташа опять люди вси и бояре и придоша на княжь двор, многое множество, с оружием, рекуще "чего их де держати? Хочем слепити их".

Если бояре добивались расправы с рязанскими князьями, то сельские люди жгли боярские имения. Новгородская первая летопись отмечает, что в

стр. 70

Михалко Юрьевич на княжеском престоле во Владимире в 1176 году.

Миниатюра из Радзивиловской летописи.

Гос. исторический музей.

1177 году были сожжены "села боярские".

Дело кончилось тем, что племянники Андрея Боголюбского - Ростиславичи - были фиктивно ослеплены, а их покровитель, рязанский князь Глеб, посажен в тюрьму, где он и умер.

Длительная борьба за власть заканчивается победой Мономашичей и вокняжением Всеволода III, опиравшегося на владимирское вассальное боярство и верхи посадского люда.

Междоусобица во Владимиро-Суздальском княжестве была наруку новгородским боярам, представлявшим большую экономическую и политическую силу и стремившимся к ослаблению княжеской власти во Владимире. Поэтому они охотно поддерживали ростово-суздальскую оппозицию, а когда фиктивно ослепленному князю Мстиславу Ростиславовичу удалось бежать из владимирского плена, новгородцы оказали ему особенное гостеприимство. Все это не могло не обострить отношения между Владимиром и Новгородом.

Воспользовавшись как предлогом вокняжением Ростиславовичей на новгородском престоле, Всеволод устраивает в 1178 году вооруженный набег на Торжок и Волок-Ламский.

Дружинники князя Всеволода разграбили Торжок и сожгли Волок-Ламский, но главная цель набега - водворение суздальских порядков в Новгороде - не была достигнута.

Через 4 года (в 1182 году) устраивается новый поход в новгородские пределы. На этот раз больше всего пострадал Торжок - главный пункт торговли новгородских и "низовых" купцов. Поход 1182 года закончился утверждением на новгородском княжеском престоле ставленника Всеволода - Ярослава Владимировича. Это рассматривалось новгородскими боярами как нарушение вечевых традиций об избрании князей. Как отметил летописец, Ярослав Владимирович "много пакости творяху волости Новгородьскей", и боярство отстранило его, заменив князем Мстиславом из Смоленска.

Такое самоуправство новгородских бояр вызвало резкую реакцию во Владимирском княжестве. Новгородские купцы, находящиеся в Суздальской земле, были схвачены и задержаны как заложники. Кроме того были захвачены и новгородские люди, собирающие дань в Двинской волости. Новгородским боярам ничего не оставалось делать, как вновь примириться с пребыванием Ярослава на новгородском княжении.

Лишь в 1199 году по инициативе Всеволода на новгородский княжеский престол водворяется его сын Свято-

стр. 71

слав, который княжит с перерывом до 1210 года.

В отношении к Киеву Всеволод Юрьевич придерживался той же политики, что осуществлял его брат Андрей Боголюбский.

Он не только внимательно следит за всеми событиями славянского юга, но и активно вмешивался в эти события, если они вели к усилению его политических противников - старших Мономашичей.

5

При Всеволоде III "Большое гнездо" Владимиро-Суздальская земля достигла своей высшей точки расцвета. Далеко продвинулось вперед культурное развитие междуречья.

Князь Всеволод всячески поощрял летописание, так как видел в этом средство укрепления великокняжеской власти во Владимире. В 1185 году владимирские летописцы работают над местными записями, об'единяя их в единый летописный свод. Через 7 лет первая редакция летописного свода подвергается переработке с целью возвеличить город Владимир и его князей. В этом летописном своде князь Всеволод впервые именуется "великим".

Крупным архитектурным памятником времени Всеволода III является Дмитровский собор.

Эпоха упадка Киевской Руси и роста политического могущества владимирских великих князей ярко отражена в блестящем литературном произведении XII столетия - "слове о полку Игореве".

Это произведение неизвестного автора связано с конкретными историческими событиями - походом новгород-северского князя Игоря Святославовича на половцев в 1185 году. Автор "Слова о полку Игореве", повидимому, выходец из княжеской дружины, дает правильную картину междукняжеских отношений в конце XII века.

Усобицы - раздоры между князьями - росли, что ослабляло их сопротивление "поганим половцам".

Сеялась и росла княжеская усобица, "а погание сами, с победами зарыскавши в Русскую землю взимали дань по белке со двора". Тяжелые времена наступили в то время на Руси: "Тоска разлилася по Русской земле; печаль разливом идет среди земли Русской"1 .

Половецкие набеги опустошили землю русскую, от чего "век человечий скоротался".

Певец "Слова о полку Игореве" призывает князей и дружинников к политическому единению, к совместной братской борьбе против захватчиков - половцев.

Автор "Слова о полку Игореве" обращается к владимирскому великому князю Всеволоду Юрьевичу с призывом выступить на борьбу против половцев. Он дает гиперболическое изображение могущества Всеволода "Большое гнездо", который может веслами разбрызгать Волгу и шлемами

Кольчуга и шлем XI века.

Гос. исторический музей.


1 "Слово о полку Игореве", стр. 30 1935.

стр. 72

вычерпать Дон. Вот текст лирического обращения:

?pre? "Великий княже Всеволоде! Не мыслимо ти прилетети издалече Отня злата стола поблюсти! Ты бо можеше Волгу веслы раскропити, А Дон шеломы выльяти". ?/pre?

При Всеволоде III территория Владимирского великого княжества выходила за рамки междуречья Оки и Волги. Границы великого княжества проходили так: на северозападе пограничная полоса захватывала Тверь и далее направлялась через Кснятино, Угличе-поле по реке Сити, в бассейн реки Шексны к Белоозеру. Затем граница идет к югу, около Вологды, захватывая огромную территорию Галича Мерского, переходит на Волгу до Нижнего Новгорода (теперь города Горького) включительно. Далее, на юге, граница великого княжества Владимирского идет по реке Оке и проходит около Коломны и Можайска, поднимаясь к Волоку-Ламскому.

При Всеволоде Юрьевиче борьба за власть внутри феодальной знати не прекращалась. Соперничество между старым градом Ростовом и "выскочкой"-градом Владимиром продолжалось. Во главе оппозиции ростовских бояр, родовитой феодальной знати, встает старший сын Всеволода Константин. Он настойчиво добивается перед отцом князем Всеволодом того, чтобы сделать Ростов главным городом. Дружинная дума вместе с представителями духовенства, собранная по инициативе Всеволода для обсуждения этого вопроса, лишает Константина прав на занятие великокняжеского престола во Владимире с передачей его второму сыну великого князя Юрию Всеволодовичу.

После смерти Всеволода в 1212 году Константин сделал попытку вернуть себе владимирский великокняжеский престол, для чего соединился с новгородцами, но потерпел поражение на реке Липице.

Последующая пятилетняя борьба Всеволодовичей закончилась в 1217 году компромиссом. Летописец так истолковывает это соглашение между ними: "Седе Константин в Володимере на столе, а Юрги Суждали, и бысть радость велика в земли Суждальсте, а дьявол един плакашеся своея погибели"1 .

В княжение Юрия Всеволодовича продолжалось завоевание мордовской земли. В 1221 году князь Юрий "заложил град на устье реки Оки и назвал его Новгородом"2 .

Частые набеги владимиро-суздальской рати способствовали об'единению мордовских племен. Создается сильное об'единение мордовских племен. Юрий Всеволодович организовал мощные силы для борьбы с Пургасом. В 1228 году снаряжается большой поход, в котором, кроме родственников великого князя, участвует муромский князь Юрий Давыдович. Захватчики вторглись в Пургасову область и стали бесчинствовать: жечь селения, уничтожать посевы, бить скот. Много мордовцев было захвачено в плен. Часть жителей бежала в непроходимые леса иоттуда продолжала борьбу против преследователей.

Последний крупный поход на мордву, перед татарским нашествием, был в 1232 году. На этот раз Юрий Всеволодович вступает в союз с рязанским и муромским князьями. Прокатилась новая волна насилий и грабежа по мордовской земле.

Нашествие монгольских завоевателей приостановило дальнейшее завоевание мордовской земли князьями Северовосточной Руси.

Политическая раздробленность Руси, непрерывная княжеская междоусобица облегчали завоевание русских княжеств татарами.

Победу ставленников Чингис-хана Маркс рассматривал в связи с дроблением Киевского государства. Маркс писал: "...неповоротливая, аляповатая и скороспелая империя, скроенная Рюриковичами, распалась, как все подобные империи, на уделы, делилась и подразделялась между потомками завоевателей, разрывалась на части междоусобными войнами и крошилась в куски под ударами внешних завое-


1 Лаврентьевская летопись, стр. 418.

2 П. С. Р. Л. Изд. "Археологического общества". Т. I, стр. 189.

стр. 73

вателей. Верховная власть великого князя исчезает под напором требований семидесяти родовых князей. Попытка Андрея Суздальского собрать часть этой империи путем переноса столицы из Киева во Владимир оказывается успешной лишь постольку, поскольку она переносит разложение с юга в центр. Третий преемник Андрея отказывается от последней тени верховенства - от титула великого князя - и чисто номинального почета, все еще оказываемого ему. Уделы на юге и западе становятся поочередно литовскими, польскими, венгерскими, ливонскими, шведскими.

Киев, древняя столица, живя собственной судьбой, превратилась из главного центра великого княжества в простой город. Так исчезает с арены всемирной истории норманская Россия, и немногие слабые остатки, в которых она пережила себя, гибнут при страшном появлении Чингисхана"1 .

Лишь в результате долгой и упорной борьбы за создание мощного централизованного национального государства русский народ в XV веке освободился от тяжелого татарского ига.


1 К. Маркс "Секретная дипломатия".

 


© libmonster.ru

Постоянный адрес данной публикации:

https://libmonster.ru/m/articles/view/ВЛАДИМИРО-СУЗДАЛЬСКОЕ-КНЯЖЕСТВО

Похожие публикации: LРоссия LWorld Y G


Публикатор:

Анна СергейчикКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: https://libmonster.ru/Sergeichik

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

В. ГАЛКИН, ВЛАДИМИРО-СУЗДАЛЬСКОЕ КНЯЖЕСТВО // Москва: Либмонстр Россия (LIBMONSTER.RU). Дата обновления: 26.08.2015. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/ВЛАДИМИРО-СУЗДАЛЬСКОЕ-КНЯЖЕСТВО (дата обращения: 29.03.2024).

Найденный поисковым роботом источник:


Автор(ы) публикации - В. ГАЛКИН:

В. ГАЛКИН → другие работы, поиск: Либмонстр - РоссияЛибмонстр - мирGoogleYandex

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Похожие темы
Публикатор
Анна Сергейчик
Vladikavkaz, Россия
2246 просмотров рейтинг
26.08.2015 (3138 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
0 голос(а,ов)
Похожие статьи
ЛЕТОПИСЬ РОССИЙСКО-ТУРЕЦКИХ ОТНОШЕНИЙ
Каталог: Политология 
Вчера · от Zakhar Prilepin
Стихи, находки, древние поделки
Каталог: Разное 
2 дней(я) назад · от Денис Николайчиков
ЦИТАТИ З ВОСЬМИКНИЖЖЯ В РАННІХ ДАВНЬОРУСЬКИХ ЛІТОПИСАХ, АБО ЯК ЗМІНЮЄТЬСЯ СМИСЛ ІСТОРИЧНИХ ПОВІДОМЛЕНЬ
Каталог: История 
4 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
Туристы едут, жилье дорожает, Солнце - бесплатное
Каталог: Экономика 
5 дней(я) назад · от Россия Онлайн
ТУРЦИЯ: МАРАФОН НА ПУТИ В ЕВРОПУ
Каталог: Политология 
6 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
ТУРЕЦКИЙ ТЕАТР И РУССКОЕ ТЕАТРАЛЬНОЕ ИСКУССТВО
8 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
Произведём расчёт виртуального нейтронного астрономического объекта значением размера 〖1m〗^3. Найдём скрытые сущности частиц, энергии и массы. Найдём квантовые значения нейтронного ядра. Найдём энергию удержания нейтрона в этом объекте, которая является энергией удержания нейтронных ядер, астрономических объектов. Рассмотрим физику распада нейтронного ядра. Уточним образование зоны распада ядра и зоны синтеза ядра. Каким образом эти зоны регулируют скорость излучения нейтронов из ядра. Как образуется материя ядра элементов, которая является своеобразной “шубой” любого астрономического объекта. Эта материя является видимой частью Вселенной.
Каталог: Физика 
9 дней(я) назад · от Владимир Груздов
Стихи, находки, артефакты
Каталог: Разное 
9 дней(я) назад · от Денис Николайчиков
ГОД КИНО В РОССИЙСКО-ЯПОНСКИХ ОТНОШЕНИЯХ
9 дней(я) назад · от Вадим Казаков
Несправедливо! Кощунственно! Мерзко! Тема: Сколько россиян считают себя счастливыми и чего им не хватает? По данным опроса ФОМ РФ, 38% граждан РФ чувствуют себя счастливыми. 5% - не чувствуют себя счастливыми. Статистическая погрешность 3,5 %. (Радио Спутник, 19.03.2024, Встречаем Зарю. 07:04 мск, из 114 мин >31:42-53:40
Каталог: История 
10 дней(я) назад · от Анатолий Дмитриев

Новые публикации:

Популярные у читателей:

Новинки из других стран:

LIBMONSTER.RU - Цифровая библиотека России

Создайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Сохраните навсегда своё авторское Наследие в цифровом виде. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора.
Партнёры библиотеки
ВЛАДИМИРО-СУЗДАЛЬСКОЕ КНЯЖЕСТВО
 

Контакты редакции
Чат авторов: RU LIVE: Мы в соцсетях:

О проекте · Новости · Реклама

Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)
Сохраняя наследие России


LIBMONSTER NETWORK ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА

Россия Беларусь Украина Казахстан Молдова Таджикистан Эстония Россия-2 Беларусь-2
США-Великобритания Швеция Сербия

Создавайте и храните на Либмонстре свою авторскую коллекцию: статьи, книги, исследования. Либмонстр распространит Ваши труды по всему миру (через сеть филиалов, библиотеки-партнеры, поисковики, соцсети). Вы сможете делиться ссылкой на свой профиль с коллегами, учениками, читателями и другими заинтересованными лицами, чтобы ознакомить их со своим авторским наследием. После регистрации в Вашем распоряжении - более 100 инструментов для создания собственной авторской коллекции. Это бесплатно: так было, так есть и так будет всегда.

Скачать приложение для Android