Libmonster ID: RU-9115
Автор(ы) публикации: В. М. Пучинский

Субъективное психическое выражение действительности выступает в двух разных видах - как идеальность, т.е. в виде невещественных предметов, и в виде субъектных, субъективных явлений.

Рассматривая психическое как идеальное, следует, прежде всего отметить, что выраженное психическое содержание выделяется в жизни людей, в интересах этой жизни как особая реальность ("образы", "мысли", "чувства"), существующая помимо отраженной действительности. Так, в общении людей отраженная содержательность обращается как особая реальность (передаваемая, принимаемая). Как идеальность ("ни грана материальности") психическое выступает в общем познавательном представлении, возникающем при направлении внимания на психическое как особое существование, когда мы находимся на внешней позиции по отношению к психическим явлениям. Мы представляем "образы", "мысли", "чувства" со стороны, с позиции стороннего наблюдателя как особые невещественные вещеобразные существования. Надо отметить, что представление о невещественности возникает из-за объективирующего действия нашего познания, которое трансформирует не отражаемые непосредственно субъективные отношения в невещественный предмет.

Психическое как идеальное принципиально отторгнуто от материального, несоизмеримо с ним. Если идеальное психическое объяснять через материальные механизмы, то возникает мнение о принципиальной необъяснимости психического или представление о том, что мозг черпает содержание психического из космоса. Ч. Шеррингтон говорил: "Строго говоря, мы должны вопрос об

стр. 93

отношении ума и мозга рассматривать не только как нерешенный, но даже совершенно лишенный начала приступа к этой задаче" [3. С. 495]. Почему упорно и безуспешно задаются вопросом: "что такое мысль?" Потому, что задавая его, мы представляем мысль как нечто самосуществующее невещественное, несоизмеримое с материальными смысловыми процессами субъекта, необъяснимое. Невещественные "образы", "мысли" не порождаются внутренними (мозга, тела, субъекта) механизмами. Они вынужденно представляются таковыми при нашей познавательной рефлексии. При реальном, деловом психическом мы имеем дело не с невещественностью "образов", "мыслей", а с определенной содержательностью. Так, при деловом восприятии мы имеем дело не с образом, а с реальным предметом, "образ и есть сам предмет" [2. С. 153].

Перейдем к психическому как субъективному явлению. Психическое как субъективное противоположно идеальному: оно не является особой реальностью и не существует в позиции стороннего наблюдателя. По отношению к подлинной субъективной реальности не применимо понятие о невещественности или вещественности, так как она не является особым образованием, не отделена от внутренних смысловых процессов и состояний субъекта, обуславливающих ее. Субъективная реальность принципиально не наблюдаема сто стороны, она есть явление внутреннее, субъективное, существующее относительно материального смыслового наполнения субъекта. Субъективная реальность существует как "внутренние материальные смысловые структуры субъекта - предмет", а не объективно "там" в мозгу. В объективном направлении, в котором только и возможно научное объяснение, субъективное психическое существует опосредовано и может быть воспроизведено (познано) только теоретически. В субъективной сфере психическое выступает как непосредственно присущее субъекту (переживаемое им) предстояние существующей вне его действительности. Благодаря непосредственной присущности субъекту психическое кажется непосредственно отразимым, но в действительности оно не отразимо непосредственно. Мы не можем построить (в своих рассуждениях и представлениях) субъективное психическое как наличное явление, но можем теоретически понять его как субъективное явление, не доступное непосредственному наблюдению.

В отличие от идеальности рассмотрение субъективности ведет к соответствующим материальным структурам. Дело в том, что отраженное содержание понимаемо, переживаемо - содержание и состоит в определенной понимаемости - и поэтому оно неот-

стр. 94

ъемлемо от субъекта. Когда мы осознаем и понимаем нечто, то явно или неявно подразумеваем множество действий и свойств этого предмета. Субъект понимает в соответствии со своей компетенцией, т.е. на основе имеющихся у него "знаний" о мире, иначе говоря, в соответствии со своим смысловым наполнением. Легко понять, что смысловое наполнение субъекта, предшествующее субъективному психическому, есть наполнение материальное, ибо способность к субъективному выражению действительности сохраняется в периоды отсутствия субъективного психического (при снах, потере сознания и др.). Тело и мозг субъекта, ввиду грандиозной сложности структур и процессов, само представляет особый "космос", способный обуславливать субъективное психическое. Психический способ отражения осуществляется сложной материальной структурой субъекта, построенной, так сказать, по схеме субъективности (субъектности). Основу, ядро этой схемы составляет мощное внутреннее материальное смысловое наполнение (система смыслов) субъекта, в котором, в ходе развития субъекта, был в кодированном виде отражен мир и в отношении к которому существует субъективная реальность. Материальная система смыслов "отражает" своими структурами действительный мир, включает его в себя, и поэтому субъект противостоит реальности, является источником действий (деятельности), сознания и субъективного понимания действительности.

Вопрос о материальных механизмах субъективного психического вообще-то носит специальный характер, ибо субъективное психическое существует благодаря специфически организованным материальным структурам (например, мозга). Однако для успешности исследований требуется критика наших естественных представлений о психическом и установление психического как предмета объяснения через материальное, что выходит за рамки конкретных исследований. Это связано с особенностью (субъективностью) предмета рассмотрения. Факт субъективности означает, что связь материальных структур мозга и тела имеет сложное системное строение, включающее целостность субъекта, и выходит за пределы тех прямых связей, которые проявляются при конкретных исследованиях. В последнее время исследователи осознают несостоятельность непосредственного отражения психического и приходят к выводу, что "проблема наблюдения" должна заменяться "задачами конструирования, формирования, генетического моделирования явлений сознания и психики" [1]. Это выходит за пределы очевидно устанавливаемых связей. Отсутствие

стр. 95

начала приступа к задаче объяснения психического через материальное, о котором говорил Ч. Шеррингтон, состоит, собственно, в отсутствии общих предпосылок о субъективном психическом как предмете объективного объяснения, в отсутствии общей концепции, "схематизирующей" субъективное психическое в связи с его материальными механизмами. Необходимы предположения о внутренних материальных смысловых структурах, которые могут объяснять мощь и субъективность психического.

Материальное смысловое наполнение субъекта (личностно-смысловая система) состоит из двух частей - внутренней, скрытой части, представленной материальными структурами мозга и тела субъекта, и внешней открытой речевой части, которая выступает в словах (высказываемых, отражаемых на письме).

Остановимся на внутренней скрытой части (системе смыслов), построенной из живых смысловых структур мозга и тела субъекта. Предполагается, что материальные структуры мозга и тела субъекта не являются только физиологическими, нейтральными, они в себе несут определенные смыслы, содержание. Материальное смысловое наполнение субъекта, закономерно складывающееся в течение его жизни, отражает своими структурами в кодированном виде типы предметов и их связей, типы ситуаций и систем. Оно обуславливает сознание и понимание субъекта и его активное, т.е. исходящее из собственной структурности, поведение. Память знаний также исходит из системы смыслов. Она есть регулярное субъективное проявление системы смыслов. Система смыслов во внешней, речевой части субъективно проявляется в возможности длительной цепи высказываний о предмете и в способности ребенка задавать бесконечную последовательность вопросов. В материальной системе смыслов предметы не отделяются от их свойств и отношений; предметы, их свойства и отношения разделяются в речевой системе с помощью особых предметов - слов (существительных).

Творческая мощь материального смыслового наполнения субъекта объясняется объемностью и сложностью его смысловой структуры. Для смыслового наполнения субъекта характера глубина, которая объясняется включенностью в систему смыслов истории развития субъекта. Наличествуют все стадии постижения действительности, начиная с возраста младенца. Материальные структуры системы смыслов, выражающие абстрактные теории, в нижних

стр. 96

своих слоях отражают простые реальные отношения, и поэтому абстрактная теория, возникшая естественным путем творчества, не может порвать с действительностью.

Материальные смысловые структуры отражают аспекты действительности обобщенно, что дает "экономию" этих структур. Положение об обобщенности касается различных сторон речевой деятельности. Так, обобщенность свойственна словам (кроме собственных имен и индивидуальных понятий), обобщены высказывания, не привязанные к текущей реальности, обобщены грамматические средства (например, предложно-падежные отношения), обобщены виды интонации речи. Обобщенное отражение действительности обусловлено тем, что субъект развивается в условиях повторяющихся во множестве стереотипных, "стандартных" условий. Повторяются леса, поля, машины, предметы мебели, магазины и т.д. Это дает возможность отражать однотипные предметы одной структурой и одним словом. Слово "книга" отражает любую и всякую книгу. Выделение определенных частных предметов происходит в условиях реального восприятия действительности и обозначается специальными грамматическими средствами (например, определенными артиклями).

Субъективная осмысленность (осознанность) предмета обусловлена тем, что в материальной системе смыслов предмет включен в совокупность внешних отношений всех других предметов, находящихся в этой системе. Приоритетность внешних отношений перед внутренними качествами предметов проявляется в том, что у ребенка в ходе его развития вначале появляются существительные и глаголы, а прилагательные, выражающие качества предмета, появляются позднее. Ребенок возраста 2,5 года не понимает смысла прилагательных и на вопрос "какой?" он произносит первое попавшееся прилагательное [4. С. 95]. Осмысленность связана с тем, что отдельное действие или предмет сами по себе не имеют смысла и могут входить в различные смысловые организации. Смыслом обладает действие или предмет в связи с системой, в которую они входят.

Активное функционирование субъекта предполагает включенность в процесс взаимоотношения материальных сторон субъекта одновременно всей накопленной ранее информации о предмете и отдельных групп такой информации. В материальной системе смыслов предмет не представлен обособленно (подобно тому как он представлен словом). Можно сказать, что в системе смыслов предмет создается множеством материальных структур, воплощающих

стр. 97

множество свойств и отношений предметов. Если бы предмет был представлен в мозгу отдельным материальным отсеком, то работа мозга была бы крайне ненадежной. Соответственно и субъективное психическое не может существовать как отдельный малый элемент, оно всегда входит в широкую психическую целостность, за которую ответственны динамические материальные целостности, создаваемые личностно-смысловой системой по требованиям жизни. Как писал С. Л. Рубинштейн "сам по себе образ, вне психического процесса или деятельности ... и существовать не может" [5. С. 40]. Развитие смыслов (осмысленности) у ребенка связано с тем, что он погружен в такие ситуации жизни, которые составлены из смыслово связанных предметов. Для смыслового наполнения характерна возможность самых различных смысловых связей. Связаны разнородные предметы в соответствии с их назначением в деятельности (например, вода и чайник), предметы однородные в определенных областях жизни, физически однородные предметы и др.

Субъект и его система смыслов организованы как целостности. Целостность вообще состоит в связности всех элементов под управлением некоего центра. Данная целостная совокупность может входить в вышестоящее целостное образование и действовать в нем как элемент, подчиняясь ее законам. Так субъект включен в общество. Целостность субъекта обладает творческой активностью, она может быть нацелена на тот или иной подчас широкий аспект действительности (подобно тому как ребенок непроизвольно хватает яркий предмет), творческая активность обусловлена включенностью в материальную личностно-смысловую систему субъекта всего связного множества предметов и действий, представляющего в субъекте действительность. Это образование как особый мир способно создавать сложные материальные смысловые структуры, отражающие сложные отношения внешней жизни. Эти структуры, которые входят в полную целостность, соотносятся с ней.

Материальная смысловость субъекта может являться иерархической структурой последовательно соподчиненных сверху вниз целостностей разного уровня. Это можно видеть на примерах субъективного содержания. Так, смысл слова может конституироваться текстом: не зная определения понятия, мы правильно пользуемся соответствующим словом в тексте. В этом случае содержание текста, как вышестоящая организация, за которой стоит определенная смысловая "картина", управляет словами. Есть пример характерного нарушения вследствие повреждения мозга.

стр. 98

Больная свободно читала текст, но не могла узнавать отдельные буквы [6. С. 250]. Ясно, что содержание слов конституировалось со стороны вышележащих структур, ответственных за содержание текста. А. Пуанкаре, объясняя математические способности, говорит, что порядок расположения силлогизмом в доказательстве (т.е. его верхний уровень) более важен, чем сами силлогизмы. И поскольку он способен представить этот порядок в целом, для него не составляет труда восстановить сами силлогизмы [7. С. 311]. При творчестве в математике [7. С. 309] после неосознаваемой работы, т.е. после преобразования материальной системы смыслов, возникает замысел новой теории, который часто состоит в идее совмещения известных областей математики и который включает в себя сильную уверенность в его (замысла) правильности, хотя правильность его может быть доказана только последующей текстовой формулировкой новой теории. Объяснить чувство правильности можно тем, что субъективная идея соединения областей (замысел) возникает тогда, когда в материальной системе смыслов соединение их частностей дало контур новой теории. Именно чувствование их наличия дает уверенность в верности общего нераскрытого замысла (идеи). Материальные смысловые структуры могут объединяться в групповые структуры, охватываемее общей "идеей", за которой стоят оперативные материальные смысловые "картины", планы деятельности. Также в ходе исторического развития познания возникают материальные "картины" сложной теории, объясняющей действительность.

Поведение и деятельность субъекта происходит в результате настройки целостности субъекта. При сложных препятствиях и требованиях жизни возникает динамическая целостность субъекта, направленная на преодоление препятствий. С этой целостностью бывает связан сложный эмоциональный чувственный настрой, широкий комплекс интеллектуальных образований. "Органом" настройки целостности является верхний уровень структуры субъекта - личностно-мотивационная система [11. С. 81]. Проявлением такой настройки являются сильные эмоции поглощающие субъекта. Они являются двойственным образованием: с одной стороны, они чувственны (субъективны), а с другой - явственно связаны с изменением тела субъекта и его органов. Эмоции и чувства управляют действующей целостностью субъекта в жизни. Эмоции определяются как "нечто, что переживается как чувство, которое мотивирует, организует и направляет восприятие, мышление и действие" [8. С. 27]. Эмоции, включающие существенные требования

стр. 99

(решить важную задачу, устранить препятствия или опасность и др.) охватывают субъекта, преобразуют его систему смыслов, выделяя в ней соответствующие смыслы и связывая их. Создается материальная "картина" решения или плана действий, которая затем развертывается в логичную цепь мыслей, высказываний, действий. Необходимо отметить, что логика не есть некий самодвижущийся процесс, она переводит в последовательные действия то, что заключено в системе смыслов, т.е. "картину". О базировании логики на внутренних материальных структурах субъекта свидетельствует тот факт, что ребенок до определенного уровня развития не может осмыслить простейший логический силлогизм.

Можно сказать, что эмоции отражают некие общие аспекты мира, лишенные смыслового наполнения. Это проявляется в игре ребенка. А. Н. Гвоздев приводит выразительные примеры игры в торговлю, из которых видно, что ребенок по существу не понимает, что такое торговля, не понимает слов, описывающих ее [4. С. 95]. - Стоит на стуле у стола, разбрасывает книги и бормочет про себя: "дешевле...дороже:...червонцы пять. - Арбуза, арбуза (приносит тыкву и старую сторублевую бумажку) Вот арбуз и пятерку берите. Можно попробовать [4. С. 182]. А. Н. Гвоздев отмечает: "Много говорит о "дороже" и "дешевле" - так же нелепо. Но всегда подобные рассуждения относятся к вещам покупаемым и продаваемым" [4. С. 219]. Здесь эмоциональное отношение ребенка к торговле отражает отношение родителей к ней (занимавшихся торговлей). Характер ситуации торговли, отраженный ребенком эмоционально, "притягивает" связанные с ней слова и действия при отсутствии смысловых связей между ними. Слова являются частью ситуации, а не частью речевого процесса.

Субъективное психическое включает составляющие стороны, к которым можно отнести чувственность, осознанность, понимание, констатирующие чувства. Остановимся на этих сторонах.

Психическое, начиная от органических ощущений и восприятия и кончая самой абстрактной мыслью, чувственно. В субъективно сфере психики не существуют чистые сверхчувственные мысли, не существуют "сверхчувственные компоненты, такие как значение, смысл". Не существует также "неосознаваемая психическая деятельность", подобная деятельности осознаваемой (некая неосознаваемая осознанноподобность).

Чувственность связана с процессами жизни тела субъекта, она обусловлена этими процессами на уровне микропроцессов жизни, отклонениями их. Только процессы жизни тела могут

стр. 100

осуществлять чувственность как присущность психического субъекту (переживаемость) и как напряжение субъекта к действиям. Чувственность изначально свойственна простому организму. Она служит соединению и согласованию двух сторон его: микропроцессов жизни тела (например, по переработке принятой пищи в материю тела) и макродвижений целостного тела (по поиску и захвату пищи). Нарушение микроструктур вызывает напряжение целостного тела, направленное в сторону устранения нарушений. Так, при отсутствии питания сжигается материя тела организма, что приводит к чувству голода, состоящего в макростремлении к поиску пищи, т.е. к макродвижениям тела по поиску и захвату пищи. Как видно, чувственность воздействует на макроповедение тела организма [9. С. 83].

Внутренним материальным субстратом психического является не мозг, а "пара" мозг - тело. Можно предположить, что мозг, его структуры содержат в основном возможности психики, тогда как в теле разыгрываются актуальные психические явления. По-видимому, мозг (смысловые структуры) вызывают в теле такие системы изменений и внутренних движений, которые создают отклонения в микроструктурах жизни. Эти отклонения в отношении к целостности субъекта выступают как чувственность (переживаемость) сложных психических явлений.

Осознанность (сознание) связано с целостностью материальной системы смыслов. Обычно под сознанием подразумевают сознательное понимание. Однако сознание надо отличать от содержательного понимания. Сознание есть состояние готовности субъекта к пониманию. Сознание в отличие от понимания несодержательно. Осознанность не выражает определенное содержание, а лишь говорит о наличии его в системе смыслов. "Дежурное", не акцентированное на определенный предмет сознание есть отношение (сравнение) воспринимаемой действительности к наполнению системы смыслов и субъективно выражается чувствованием "все в порядке", т.е. воспринимаемое обыденно. Субъективную осознанность предмета можно определить как совмещенное с восприятием, представлением, мышлением, речью несодержательное чувствование возможностей различных действий с предметом (действий представления, мысленных, речевых) без указания на то, каковы эти действия. Состояние сознания есть род действия субъекта, охватывающего предмет одновременным (параллельным) несодержательным чувствованием возможностей различных действий с ним. Несмотря на отсутствие содержания в субъективной стороне осознанности,

стр. 101

она действенна, ибо отражает действительные, т.е. материальные смысловые возможности субъекта. Чувство осознанности относится к роду констатирующих чувствований.

Поскольку понимание происходит благодаря погруженности в материальные смысловые структуры субъекта, то субъективно понимание не обязательно может выражаться в виде развернутого содержания. Содержание может замещаться несодержательными констатирующими чувствами. Они не указывают содержательно на то, каковы свойства и действия предмета, но говорят о том, что в материальной системе смыслов имеются свойства и действия, которые необходимы для смысловой определенности предмета, т.е. несодержательно указывают на содержательность предмета. Приведем примеры констатирующих чувств. Так, мышление про себя не является цельным изложением содержания, а состоит из отдельных образов и чувственных "кивков" и отсылок, однако воспринимается как мысль, ибо сопровождается констатирующим чувством истинности мысли. Восприятие простого текста, описывающего обыденную ситуацию, может не сопровождаться содержательным представлением ситуации, а сопровождается констатирующим чувством "понял". Понимание абстрактного текста характеризуется отсутствием полностью открытого содержания, ибо мы не определяем каждое входящее в текст понятие и не интерпретируем его, хотя чувствуем возможность этого. Существуют сложные констатирующие чувства - осознания, реальности, правильности, соответствия, истинности, целостности, ценности и др. Констатирующие чувства отражают отношения к внутренним материальным смысловым структурам и отношениям этих структур. Так, переживаемое нами содержание абстрактного текста состоит, по-существу, в чувствовании отношений слов и других структурных элементов текста к внутренним материальным смыслам и в чувствовании этих смыслов. Все это сопровождается осознанностью возможности открытия содержания этих отношений. Несодержательное чувство целостности текста состоит в констатации внутренней материальной смысловой "картины" в системе смыслов. Чувство истинности абстрактного текста состоит в чувствовании соответствия его внутренним материальным смысловым структурам. Надо подчеркнуть, что констатирующие чувства, входящие кроме содержательной стороны в субъективное психическое, составляют значительную часть сферы психического.

Содержательное понимание предмета представлено актуальными чувственно-двигательными моделями определенных линий

стр. 102

действительности. Модели опираются на унифицированные речевые структуры и управляют ими. Понимание погружено в осознание. Каждый фрагмент понимания и понимание в целом базируется на осознанности, свидетельствующей о том, что субъект может при необходимости пояснить или интерпретировать их. Понимание вызвано личностно-смысловой системой и происходит обычно в условиях обобщенного, широкого отражения действительности. Обобщенное отражение вызывает внутренние движения, смещения и изменения в теле субъекта, создающие отклонения в микропроцессах жизни и чувственность. При восприятии внешнего вида предмета (предметности) внутренние движения оглядывания и ощупывания являются моделью предмета: они выделяют предмет из мира как производное макродвижений по предмету [9. С. 79]. При речевой оценке содержательного понимания внутренние движения состоят в речевых движениях по "законам" грамматики.

Основанность субъективного психического на материальном смысловом наполнении сказывается тем, что существует сознательное восприятие, в котором отсутствует чувствование "я-психического". Нерефлексированное сознательное восприятие может, например, быть у субъекта, ожидающего автобус и выражаться словом "автобус". Предмет, данный в ощущениях, выступает осознанным, т.е, как возможность действий субъекта, но сам субъект не выступает при таком восприятии. Возможна констатация факта восприятия без чувствования "я-психического". Предмет воспринимается в его реальных свойствах ("вижу автобус") как предстоящий мне, моему я, которое не представляется, не чувствуется, а есть реально действующая (ситуационная) предельная позиция, обусловленная настроем материального личностно-смыслового наполнения субъекта. Случай, когда "я" выступает как действующая реальная позиция, а не как нечто переживаемое, явно психическое, является наиболее распространенным случаем сознательной деловой (т.е. включенной в жизнь субъекта) рефлексии. Но когда мы описываем это реальное восприятие, исходя из познавательной ситуации, то привносим представление о "я" как о "я-психическом" и совмещаем его с восприятием действительности. Пример: "Характерной чертой сознательного акта является то, что он представляет собой не только отражение некоторого объекта, но и рефлексию (отражение этого отражения). Способность рефлексии проявляется в бимодальности сознательного акта. Бимодальность означает одновременное отражение того, что принадлежит "Я" (субъекту), и того, что принадлежит "не я" (объекту)" [10]. В этом описании сознательного

стр. 103

акта "я" является данностью расширенной рефлексии, а не "я" действующим (воспринимающим). Возникает вопрос: кто или что рефлексирует, т.е. одновременно отражает то, что принадлежит "я" и то, что принадлежит "не-я"? Если исходным рефлексирующим является деловая материальная личностно-смысловая система субъекта, то зачем еще нужно "я-психическое"? Конечно, наше "я" как особое занимает в жизни большое место и реально может выступать как "я-психическое", т.е, как некая переживаемая предельная позиция, воплощенная в чувствованиях своего тела, настроения, наличия памяти о прожитом. Но такое выдвижение своего "я" происходит по требованию жизненных обстоятельств, когда мы вынуждены обращать внимание специально на наше "я". Обычно в деловом субъективном психическом понимание предмета и осознание себя не совпадают, перемежаются во времени. Подчеркнем, что хотя субъективное предстояние предметов может выступать как предстояние я-психическому, но по существу состоит в предстоянии воспринимаемого массиву внутренних материальных смыслов. Я-психическое не может быть последней инстанцией, ибо все чувствования, воплощающие это Я (чувствований тела, настроения, наличия памяти и др.), сами выступают в предстоянии. Действительной последней инстанцией, которой предстоит действительность, является внутренний материальный смысловой массив субъекта.

Возникает вопрос: если основу субъективного психического составляют внутренние материальные смысловые структуры, то зачем вообще необходимо субъективное психическое? Общий ответ следующий. Субъективность есть главная особенность такой материальной системы, которая способна осуществлять сложное активное поведение субъекта. Такое поведение не было бы возможным, если бы материальные структуры субъекта не были организованы по типу, по "схеме" субъективности. В основе субъективности лежит материальное смысловое наполнение субъекта, выделяющее субъекта как целостность и обеспечивающее участие в действиях субъекта всей ранее накопленной информации. Оперативность субъективного психического, которая свойственна субъективности как таковой, обусловлена материальным смысловым наполнением субъекта. Так, субъект с хорошо поставленной речью быстро выдает систему высказываний, выражающую развернутую содержательность. Имеется мнение, что субъект может даже давать правильный ответ на вопрос, прежде чем осознает его правильность. Такая оперативность обуславливается предварительно сложившейся в

стр. 104

системе смыслов субъекта материальной "картиной" содержательности, которая и развертывается в последующие высказывания во времени. В иных случаях (например, при творчестве) возможно некоторое непосредственное воззрение обобщенного содержания материальной "картины", т.е. участие интуиции в познании.

ЛИТЕРАТУРА

1. Велихов Е. П., Зинченко В. П., Лекторский В. А. Сознание: опыт междисциплинарного подхода // Вопросы философии. 1988. N 11.

2. Михайлов Ф. Т. Загадка человеческого Я. М., 1976.

3. Павлов И. П. Избранные произведения. М., 1951.

4. Гвоздев А. Н. От первых слов до первого класса. Саратов, 1981.

5. Рубинштейн С. Л. Принципы и пути развития психологии. М., 1959.

6. Доброхотова Т. А., Брагина И. Н. Функциональная ассиметрия и психопатология очаговых поражений мозга. М., 1977.

7. Пуанкаре А. О науке. М., 1983.

8. Изард К. Психология эмоций. М., 2002.

9. Пучинский В. М. К общей схеме механизмов субъективного психического. М., 2004.

10. Дубровский Д. И., Черносвитов Е. В. К анализу структуры субъективной реальности // Вопросы философии. 1979. N 3.

11. Пучинский В. М. Субъективность психического как предмет изучения // Философские исследования. 2006. N 3 - 4.


© libmonster.ru

Постоянный адрес данной публикации:

https://libmonster.ru/m/articles/view/ВНУТРЕННЕЕ-МАТЕРИАЛЬНОЕ-СМЫСЛОВОЕ-НАПОЛНЕНИЕ-СУБЪЕКТА-КАК-ОСНОВА-СУБЪЕКТИВНОГО-ПСИХИЧЕСКОГО

Похожие публикации: LРоссия LWorld Y G


Публикатор:

Galina SivkoКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: https://libmonster.ru/Sivko

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

В. М. Пучинский, ВНУТРЕННЕЕ МАТЕРИАЛЬНОЕ СМЫСЛОВОЕ НАПОЛНЕНИЕ СУБЪЕКТА КАК ОСНОВА СУБЪЕКТИВНОГО ПСИХИЧЕСКОГО // Москва: Либмонстр Россия (LIBMONSTER.RU). Дата обновления: 14.09.2015. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/ВНУТРЕННЕЕ-МАТЕРИАЛЬНОЕ-СМЫСЛОВОЕ-НАПОЛНЕНИЕ-СУБЪЕКТА-КАК-ОСНОВА-СУБЪЕКТИВНОГО-ПСИХИЧЕСКОГО (дата обращения: 28.03.2024).

Найденный поисковым роботом источник:


Автор(ы) публикации - В. М. Пучинский:

В. М. Пучинский → другие работы, поиск: Либмонстр - РоссияЛибмонстр - мирGoogleYandex

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Похожие темы
Публикатор
Galina Sivko
Краснодар, Россия
990 просмотров рейтинг
14.09.2015 (3118 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
0 голос(а,ов)
Похожие статьи
ЛЕТОПИСЬ РОССИЙСКО-ТУРЕЦКИХ ОТНОШЕНИЙ
Каталог: Политология 
53 минут назад · от Zakhar Prilepin
Стихи, находки, древние поделки
Каталог: Разное 
ЦИТАТИ З ВОСЬМИКНИЖЖЯ В РАННІХ ДАВНЬОРУСЬКИХ ЛІТОПИСАХ, АБО ЯК ЗМІНЮЄТЬСЯ СМИСЛ ІСТОРИЧНИХ ПОВІДОМЛЕНЬ
Каталог: История 
3 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
Туристы едут, жилье дорожает, Солнце - бесплатное
Каталог: Экономика 
4 дней(я) назад · от Россия Онлайн
ТУРЦИЯ: МАРАФОН НА ПУТИ В ЕВРОПУ
Каталог: Политология 
5 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
ТУРЕЦКИЙ ТЕАТР И РУССКОЕ ТЕАТРАЛЬНОЕ ИСКУССТВО
7 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
Произведём расчёт виртуального нейтронного астрономического объекта значением размера 〖1m〗^3. Найдём скрытые сущности частиц, энергии и массы. Найдём квантовые значения нейтронного ядра. Найдём энергию удержания нейтрона в этом объекте, которая является энергией удержания нейтронных ядер, астрономических объектов. Рассмотрим физику распада нейтронного ядра. Уточним образование зоны распада ядра и зоны синтеза ядра. Каким образом эти зоны регулируют скорость излучения нейтронов из ядра. Как образуется материя ядра элементов, которая является своеобразной “шубой” любого астрономического объекта. Эта материя является видимой частью Вселенной.
Каталог: Физика 
8 дней(я) назад · от Владимир Груздов
Стихи, находки, артефакты
Каталог: Разное 
8 дней(я) назад · от Денис Николайчиков
ГОД КИНО В РОССИЙСКО-ЯПОНСКИХ ОТНОШЕНИЯХ
8 дней(я) назад · от Вадим Казаков
Несправедливо! Кощунственно! Мерзко! Тема: Сколько россиян считают себя счастливыми и чего им не хватает? По данным опроса ФОМ РФ, 38% граждан РФ чувствуют себя счастливыми. 5% - не чувствуют себя счастливыми. Статистическая погрешность 3,5 %. (Радио Спутник, 19.03.2024, Встречаем Зарю. 07:04 мск, из 114 мин >31:42-53:40
Каталог: История 
9 дней(я) назад · от Анатолий Дмитриев

Новые публикации:

Популярные у читателей:

Новинки из других стран:

LIBMONSTER.RU - Цифровая библиотека России

Создайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Сохраните навсегда своё авторское Наследие в цифровом виде. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора.
Партнёры библиотеки
ВНУТРЕННЕЕ МАТЕРИАЛЬНОЕ СМЫСЛОВОЕ НАПОЛНЕНИЕ СУБЪЕКТА КАК ОСНОВА СУБЪЕКТИВНОГО ПСИХИЧЕСКОГО
 

Контакты редакции
Чат авторов: RU LIVE: Мы в соцсетях:

О проекте · Новости · Реклама

Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)
Сохраняя наследие России


LIBMONSTER NETWORK ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА

Россия Беларусь Украина Казахстан Молдова Таджикистан Эстония Россия-2 Беларусь-2
США-Великобритания Швеция Сербия

Создавайте и храните на Либмонстре свою авторскую коллекцию: статьи, книги, исследования. Либмонстр распространит Ваши труды по всему миру (через сеть филиалов, библиотеки-партнеры, поисковики, соцсети). Вы сможете делиться ссылкой на свой профиль с коллегами, учениками, читателями и другими заинтересованными лицами, чтобы ознакомить их со своим авторским наследием. После регистрации в Вашем распоряжении - более 100 инструментов для создания собственной авторской коллекции. Это бесплатно: так было, так есть и так будет всегда.

Скачать приложение для Android