Libmonster ID: RU-9949
Автор(ы) публикации: К. ЮЩАК

Возникновение военно-морского флота США относится к периоду войны за независимость североамериканских колоний против Англии (1776 - 1783 гг.). Уже до войны североамериканские колонии располагали сравнительно большим количеством торговых судов. Во время войны эти суда были вооружены для борьбы с английскими судами на морских коммуникациях, увязывавших Англию с Америкой. Согласно далеко не полным данным, в морской войне против Англии принимало участие около 1700 американских кораблей, насчитывавших в общей сложности 58400 человек экипажа и 14 872 пушки1 .

Тем не менее американский флот, наспех организованный, количественно и качественно сильно уступавший английскому, не смог сколько-нибудь серьезно поколебать господство Англии на морях и полностью нарушить британские коммуникации между Европой и Америкой. Американским кораблям не удалось помешать высадке английских десантов в Нью-Йорке и других крупных прибрежных городах США. Американские легкие "рейдеры" были бессильны против тяжелых линейных кораблей британского флота, конвоировавших караваны судов из Англии в США. В свою очередь американское судоходство несло очень тяжелые потери на море, и морская война могла бы закончиться для США разгромом, если бы в 1778 г. против Англии не выступила Франция, являвшаяся в те времена могущественной морской державой. Своей победой в войне за независимость Соединенные штаты в немалой степени были обязаны и России. Английское правительство в этой воине широко пользовалось наемными немецкими солдатами. Всего к 1767 г. англичане "закупили" у германских князей около 30 тыс. солдат, которые были отправлены в Канаду для войны против американцев. Одновременно Англия обратилась к русскому правительству с предложением предоставить в ее распоряжение 20 тыс. русских солдат, боевые качества которых англичане расценивали очень высоко. По мнению английского правительства, эта "сделка" могла решить в пользу Англии исход войны в Северной Америке. Однако Петербург ответил англичанам категорическим отказом. Кроме того в 1778 г. Россия по своей инициативе возглавила коалицию большинства европейских держав, провозгласивших "вооруженный нейтралитет" и заявивших о своем твердом намерении продолжать торговлю с Америкой, невзирая на английскую блокаду. Этот шаг России сильно повлиял на политику Англии и в известной мере вынудил ее прекратить войну с США.

Оценивая уроки морской войны с Англией, главнокомандующий американской армией Дж. Вашингтон в письме к. Ла-


1 Knox D. "A History of the United States Navy", p. 5 - 6. New York. 1938.

стр. 109

файету писал: "Никакая сухопутная армия не мажет действовать решительно, если ее операции не поддерживаются флотом, господствующим в прибрежных водах... В качестве доказательства этого положения достаточно вспомнить ту легкость и быстроту, с какой англичане перебрасывали свои войска, в выгодные для них пункты американского континента и их последующие тяжелые потери в тех случаях, когда им не удавалось сокращать за собой превосходство на море"1 .

Несмотря на то, что война с Англией достаточно ярко продемонстрировала роль военно-морского флота в деле обороны страны и защиты торгового судоходства, юсе же после заключения мира в 1783 г. правительство США стало на путь ликвидации своего военно-морского флота. Уже к 1785 г. большинство военных кораблей было разоружено, продано или пошло на слом.

Некоторое оставление в военно-морском строительстве Америки наступило лишь с весны 1797 г., в связи с начавшимися в Европе наполеоновскими войнами, а также с выборами президентом США Дж. Адамса, сторонника активной внешней политики и "большого флота". По предложению нового президента, в 1797 г. было организовано самостоятельное морское министерство США, что явилось крупнейшим событием в истории военно-морского флота США. В Америке был создан центр, вокруг которого группировались многочисленные сторонники активной внешней политики США и решительные поборники "большого флота". В дальнейшем из этой среды вышли люди, впервые сформулировавшие основные линии экспансии США и нередко оказывавшие большое влияние на внешнеполитические планы и военную политику США. С другой стороны, морское министерство явилось тем ядром, внутри которого зародилась довольно многочисленная и влиятельная группа морских офицеров-специалистов, тесно связанных с торгово-промышленными кругами приморских штатов страны и нередко проводивших свою линию вопреки мнению "нерешительных" морских министров.

Первым морским министром США был богатейший коммерсант, финансист и судовладелец Бенжамен Стоддарт, уроженец штата Мэрилэнд. Защищая планы создания мощного флота, Стоддарт утверждая, что строительство военных кораблей "...обогатит наших граждан и поможет создать щам промышленность, которая освободит Америку от иностранной зависимости в области предметов, существенно необходимых для обороны страны"2 . В соответствии с этой установкой морское министерство нередко поощряло строительство верфей, доков, арсеналов и складов в тех пунктах страны, где это было выгодно для предпринимателей отдельных штатов, а не там, где эта диктовалось стратегическим положением США. Дух профита, витал над колыбелью военно-морского флота США.

Усилия Стоддарта не пропали даром. За годы 1797 - 1801 ежегодные расходы на флот возросли почти вдвое: с 6 мин. до 12 млн. долларов, - что повлекло за собой рост налогов инационального долга США. Все это вместе с начавшейся в эти годы непопулярной морской войной США против Франции вызвано рост оппозиции, опиравшейся на фермеров и предпринимателей внутренних штатов страны. Во главе этой оппозиции стоял Джефферсон, а ее главным рупором по морским вопросам был А. Галлетин, эмигрант из Швейцарии, указывавший, что морская политика, неизбежно вовлечет Америку в европейскую войну. В 1798 г. правительство США впервые в истории Америки провело закон "Об иностранцах и подстрекателях", направленный против одного из руководителей оппозиций, эмигранта Галлетина и его сторонников. Но и эта мера не помогла, и на выборах 1801 г. победу одержала находившаяся в оппозиции республиканская партия Джефферсона, который не замедлил назначить морским министром... Галлетина, ярого противника политики "большого флота".

Новый морской министр США начал свою деятельность с того, что уволил в отставку весь командный состав флота, за исключением 9 капитанов, 36 лейтенантов и 150 младших офицеров и провалил в Конгрессе проект закона о создании резерва военно-морского флота. В марте 1801 г. по его предложению было продано частным лицам большинство военных кораблей США и приостановлена работа по строительству 74 новых кораблей. Точно так же было законсервировало строительство и ремонт доков и верфей в Портсмуте, Бостоне, Нью-Йорке, Филадельфии, Вашингтоне и Норфольке. Все эти мероприятия привели к тому, что за время пребывания у власти президента. Джефферсона и его приемника Мэдисона (1801 - 1812) военно-морской флот США превратился в ничтожную величину.

Между тем по окончании войны за независимость заморская торговля США очень сильно возросла. Этому в немалой степени способствовали почти непрерывные войны между Англией и Францией - с 1793 по 1815 "г., - втянувшие в водо-


1 Sprout H. and M. "The Rise of American Naval Power", p. 13. Princenton. 1939.

2 Ibidem, p. 42.

стр. 110

ворот борьбы всю Европу и вызвавшие повышенный спрос на американские товары в Европе. Только за время 1798 по 1802 США экспортировали заграницу товаров на баснословную по тем временам сумму - 200 млн. долларов1 . Особенно прибыльную торговлю американцы вели в Средиземном; море, используя рост, цен в Европе на продовольствие и лес. Сотне американских торговых судов бороздам воды Средиземного моря. Стоимость экспорта в Италию и Испанию с 1799 по 1800 г. возросла с 8 млн. до 12 млн. долларов.

Между тем Гибралтарский и Тунисский проливы, а также морские пути, ведущие из Гибралтара в Турцию, Египет и Левант, находились в значительной мере лед контролем правителей Марокко, Алжира, Туниса и Триполи. Америка, не располагая военным флотом для защиты своего судоходства в Средиземном море, вынуждена была заключить в. 1795 г. договор с Алжиром, по которому США в обмен на беспрепятственный пропуск американских судов обязались платить алжирскому бею дань. За один только 1796 год общая сумма американской дани Алжиру достигла 1 млн. долларов!

В 1800 г. правители Туниса и Триполи потребовали от США увеличения дани и выдачи им нескольких американских военных кораблей. Получив отказ, правитель Триполи объявил 10 мая 1801 г. войну США, и триполитанский флот обрушился на американские торговые суда в районе Гибралтарского пролива. Летом 1801 г. в Средиземное море прибыла американская эскадра в составе трех наспех построенных военных кораблей, безуспешно пытавшихся блокировать побережье Триполи. К осени 1803 т. количество военных кораблей США в Средиземном море было увеличено до тринадцати, но блокада оказалась безрезультатной. Тогда американцы высадили в Египте десант под командованием генерала Вильяма Итона, который сумел сформировать небольшую арабо-американскую армию и летом 1805 г. осадил Дерну, угрожая Бенгази2 . Непрерывные бомбардировки Триполи американской эскадрой и осада Дерни заставила правителя Триполи просить мира, который я был подписан 10 июня 1805 года.

Четырехлетняя война не принесла США желаемых результатов. Постоянные трения с Алжиром, Тунисом и Маракко, а также новая вспышка войны между Англией с наполеоновской Францией в 1803 г. создали огромные затруднения для американской торговли в Средиземном море. Достаточно сказать, что с 1803 по 1807 г. англичане захватили 528 американских торговых судов, перевозивших грузы из США во Францию, а французы захватили 389 американских судов, перевозивших грузы для Англии. Возрастающая торговля США с воюющими державами Европы приводила к частым конфликтам и грозила втянуть Америку в европейскую войну. В декабре 1807 г. президент США Джефферсон подписал приказ о введений эмбарго, запрещавшего американским судам заходить в европейские воды. Введение эмбарго повлекло за собой резкое падение внешней торговли США. Экспорт за один год снизился со 108 млн.долларов до 22 млн. долларов, импорт уменьшился больше чем в два раза. Предприниматели и судовладельцы Нью-Йорка, Бостона, Филадельфии и других городов атлантического побережья США предрекали неизбежную "экономическую катастрофу", и под нажимом этих кругов правительство США в 1809 г. отменило эмбарго. Американские суда возобновили торговлю с Европой, нарушая английскую блокаду Европы. Британские военные корабли немедленно, обрушились на американское судоходство, конфискуя грузы и принуждая задержанных американских моряков служить в военном флоте Англии. Англо-американские отношения портились с каждым днем.

Одновременно внутри США усилился нажим на правительство со стороны торгово-промышленных и связанных с ними морских кругов, требовавших твердой внешней политики и решительной запреты экономических и тортовых интересов США за пределами американского континента. Сторонники "большого флота" внесли в 1812 г. законопроект, предусматривающий немедленную постройку эскадры линейных кораблей, и одержали победу в Конгрессе. 18 июня 1814 г. президент США подписал декрет об объявлении войны Англии.

Америка вступила в войну с величайшей морской державой, имея в своем распоряжении военный флот, состоящий из... 16 небольших военных кораблей с неполностью укомплектованным экипажем. Военный флот Англии насчитывал в это время 600 единиц, в том числе 124 линейных корабля. Морское министерство США не имело еще никаких стратегических планов. За несколько дней до начала войны морской министр обратился к капитанам отдельных кораблей с просьбой посоветовать ему, какой метод войны более приемлем: наступательный шли обо-


1 Knox D. Op. cit., p. 55.

2 Характерно, что в связи с операциями в 1941 г. в Ливии итало-германских войск против англичан в американской печати все чаще раздаются призывы повторить кампанию 1804 г., но уже против Германии и Италии.

стр. 111

ронительный? Большинство опрошенных высказалось за наступательные операции, но среди командиров возникли серьезные разногласия относительно районов действий отдельных кораблей. Не дождавшись от морского министра точных указаний на этот счет, капитаны выпили в море по своему усмотрению. До весны 1814 г. американские корабли вели сравнительно успешную борьбу с британским судоходством в Атлантическом океане, пользуясь тем, что Англия в эти годы была занята борьбой не на жизнь, а на смерть с наполеоновской империей. Но после падения Наполеона, весной 1814 г., Англия получила возможность уделить больше внимания войне с США.

За короткий срок британский флот уничтожил или блокировал в американских портах почти весь торговый флот США. Система конвоя позволила англичанам перебросить в Канаду довольно крупную армию, которая вторглась на территорию Соединенных Штатов. Все атлантическое побережье США, от Канады до Флориды, было зажато в тиски английской морской блокады. Тоннаж торгового флота США, занятого шедшей торговлей, упал с 1 млн. т в 1807 г. до 60 тыс. т в 1814 году1 . Импорт США снизился со 138,5 млн. долларов в 1807 г. до 12 млн. долларов в 1814 году. Экспорт уменьшился соответственно со 108,5 млн. долларов до 7 млн. долларов. Внутри страны торговля была парализована, так как в США почтовые грузы перевозились главным образом по морю, которое стало недоступно в связи с английской блокадой. Хозяйственные связи между отдельными штатами были прерваны, и США оказались на грани экономической катастрофы. Попытки правительства США в ходе войны наскоро построить такой флот, который смог бы прорвать кольцо английской блокады, не увенчались успехом, несмотря на то, что расходы на строительство военных кораблей возросли за годы войны больше чем в четыре раза - с 2 млн. до 8,5 млн. долларов. Лишь сильное истощение Англии за двадцатилетний период непрерывных воин с Францией вынудило Лондон заключить мир с США на условиях status quo ante.

В известной мере уступчивость Англии объясняется крупными успехами американцев в "морских" сражениях на оз. Эряэ и Чэмплеэйн. Сражения у Великих озер повысили авторитет американского военного флота и значительно усилили влияние морских кругов на военную политику США. Это, в частности, выразилось в создании в 1815 г. специального комитета по военно-морским делам в составе трех морских офицеров-профессионалов, направлявших деятельность морского министра. Полномочия этого комитета были довольно широкие. Он ведал составлением чертежей, смет расходов на морское строительство, верфями, складами, арсеналами и разработкой стратегических планов войны.

Уже в 20 - 30-х годах XIX в. морское министерство в США стало проявлять большой интерес к Латинской Америке и Дальнему Востоку. В 1822 г. была создана специальная вестиндская эскадра, в задачу которой входило патрулирование Мексиканского залива и Караибского моря. В 1826 г. морское министерство США сформировало южноатлантическую эскадру для защиты американских интересов, торговли и патрулирования вод между Бразилией и Дакаром. Еще раньше, в 1821 г., была организована тихоокеанская эскадра для защиты американского судоходства на Тихом океане.

Начиная с 1825 г. американские военные корабли стали все чаще и чаще посещать самые отдаленные острова Тихого океана. Они бороздили воды Тихого океана во всех направлениях, появляясь на островах Галапагос, Маркизских, Гавайских, Марианских. В 30-х годах прошлого века военные корабли США стали довольно частыми гостями и на островах Юго-восточной Азии: Яве, Суматре, Филиппинах. В 1832 г. американский военный корабль "Пикок" посетил столицу Сиама Бангкок. Разумеется, эти плавания не были простыми визитами вежливости, В ряде мест, например на Гавайских островах, американцы "заключали договоры" с местными правителями о предоставлении торговым судам США различных льгот.

В связи с ростом американской торговли со странами Восточной Азии в 40 - 60-х годах прошлого века военные корабли США стали все чаще появляться и в китайских портах. Так, в конце 1845 г. в Кантон прибыли аз Америки два корабля под командованием коммодора Биддла, который в следующем, 1846 г. сделал неудачную попытку "открыть Японию" путем торговых переговоров с японским правительством. Неудача Биддла не обескуражила американцев, и весной 1854 г. в Токийском, заливе вновь появилась военная эскадра командора Перри в составе 7 кораблей, которая под угрозой пушек заставила японское правительство открыть страну для иностранной торговли. Таким образом, первое знакомство Америки со своей будущей соперницей на Тихом океане - Японией - состоялось не в идиллически мирной обстановке, а под сенью пушек военных кораблей.


1 Frederick J. "The Development of American Commerce", p. 53 - 61. New York. 1932.

стр. 112

Период с 1837 до 1861 г. был довольно своеобразным этапом в истории военно-морского флота США. С одной стороны, этот период характеризовался быстрым ростом внешней торговли и судоходства США. Стоимость американского экспорта и импорта с 1846 по 1860 г. возросла больше чем в 3 раза - с 25 млн. долларов до 762 млн. долларов, причем около 70% всех товаров перевозилось в те годы на американских судах. За эти годы в судостроительной технике произошла настоящая революция, когда парусные суда повсеместно стали вытесняться пароходами. И тем не менее военно-морской флот США в эти годы мало прогрессировал по сравнению с флотами Англии и Франции. По количеству кораблей США занимала в 1837 г. шестое место в мире, но и эти корабли не составляли флота в обычном понимании этого слова. Почти все корабли были распылены среди многочисленных портов Америки, Европы и Азии. Достаточно сказать, что количественно небольшой военно-морской флот США был разделен тогда на шесть эскадр: 1) средиземноморскую, 2) вестиндскую, 3) тихоокеанскую, 4) южноатлантическую, 5) остиндскую и 6) отечественную. Что касается качественной стороны военно-морского флота США, то здесь дело обстояло еще хуже. В 1846 г. военно-морской флот США насчитывал всего 7 кораблей-пароходов, имевших в общей сложности 39 пушек, в то время как Англия имела 42 корабля-парохода, вооруженных 700 пушками, а Франция - 68 кораблей с 430 пушками. Хотя Англия и Франция в начале 60-х годов прошлого века уже использовали пушки с нарезными стволами, стрелявшими разрывными снарядами большой разрушительной силы, морское министерство США по-прежнему боялось расстаться с деревянными парусными кораблями, на вооружении которых состояли гладкоствольные пушки, заряжавшиеся с дула и стрелявшие ядрами на близкие расстояния.

Естественно, что американцы не смели и мечтать тогда о таких "английских" новшествах, как бронирование кораблей и применение приборов для управления артиллерийским огнем. Как это ни странно на первый взгляд, но против замены парусных кораблей паровыми самым решительным образом возражали... опытные морские офицеры и высокопоставленные чиновники из Морского министерства, которые заявляли, что они не нуждаются в "этих грязных и шумных посудинах".

Морской министр США Джемс Полодинг писал в своем докладе сенату 6 января 1839 г. буквально следующее: "Я никогда не допущу, чтобы наши старые чудесные корабли были уничтожены, и американский флот превратился в сборище паровых морских чудовищ"1 .

Некоторое оживление в военно-морском строительстве США наступило лишь накануне возникновения гражданской войны в США, в период пребывания у власти президента Бьюкенена (1857 - 1861), когда американцы стали более широко использовать новейшие достижения и опыт английской судостроительной промышленности. В результате к началу гражданской войны США располагали примерно 10 новыми паровыми крейсерами и 30 устарелыми, парусными кораблями.

В гражданской войне в США (1861 - 1865 гг.) между капиталистическим Севером и рабовладельческим Югом, которую Маркс характеризовал как борьбу "двух социальных систем, - системы рабства и системы свободного труда"2 , военно-морской флот сыграл исключительно большую роль. Северяне, используя свою относительно высоко развитую промышленность, сумели построить за годы войны большое количество военных кораблей, которые установили эффективную блокаду всей береговой линии Южных штатов, протяжением в 3,5 тыс. морских миль. Не получая поддержки из-за моря, терпя поражения на суше, южане били разгромлены.

Своей победой над южанами Северные штаты в известной мере были обязаны России. В разгар гражданской воины в США в Англии и Франции серьезно обсуждался вопрос о военной интервенции этих двух держав в пользу Южных штатов. Русские послы в Лондоне и Париже заявили, что Россия всеми мерами, вплоть до войны, будет противодействовать расчленению США на две части. Ультимативное предупреждение, России было подкреплено посылкой в Нью-Йорк и Сан-Франциско двух крупных русских эскадр, имевших секретные инструкции немедленно поддержать США на море в случае вступления в войну Англии и Франции. Таким образом, на протяжении столетия Россия второй раз оказала неоценимые услуги Америке в наиболее критические моменты ее истории.

В годы гражданской войны в США (1861 - 1865) военно-морской флот США достиг довольно внушительных размеров и мог по праву считаться одним из лучших флотов мира. Он насчитывал в своем составе около 700 кораблей общим водоизмещением в 500 тыс. т, вооруженных 5 тыс. пушек. Личный состав флота увеличился за пять лет с 7600 до 51500


1 Sprout H. Op. cit., p. 114.

2 К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч. Т. XII. Ч. 2-я, стр. 251.

стр. 113

человек. Но как только прекратились военные действия, американское правительство стало распродавать, пускать на, слом и разоружать военные корабли. "Ликвидация" значительной части Военного флота сопровождалась приостановкой военно-морского строительства, консервацией верфей и доков и массовым увольнением в отставку личного состава. Через пять лет, в 1870 г., военный флот США насчитывал в строю всего 59 кораблей с 500 пушками. Неслыханный упадок военного флота США сопровождался сильным техническим регрессом. Приказом морского Министерства в 1869 г. командирам предписывалось сократить на кораблях количество котлов и механизмов за счет увеличения парусов. В 1870 г. распоряжением морского министра капитанам кораблей было категорически запрещено пользоваться машинами, за исключением случаев крайней необходимости. "Жечь уголь считалось настолько серьезным преступлением в глазах морских властей, что капитаны на протяжении долгих лет должны были записывать красными чернилами в вахтенный журнал причины, вынудившие их развести пары и пустить машины"1 .

Все эти меры привели к тому, что средняя скорость американских военных кораблей в 70-х годах прошлого века равнялась 8 узлам по сравнению с 15 узлами английских и французских кораблей. Не лучше обстояло дело и с вооружением американских кораблей, который вплоть до 80-х годов имели на борту устарелые, заряжавшиеся с душа гладкоствольные пушки, от которых давно отказались все передовые флоты мира. Технический застой военно-морского флота США тем более поразителен, что период с 1861 по 1898 г. ознаменовался необычайно быстрым развитием промышленности и техники в США. За последнее тридцатилетие XIX в. в Америке было выдано свыше 300 тыс. патентов на различные изобретения. В известной мере технический застой американского военного флота объясняется крайним консерватизмом профессиональных моряков и поразительным невежеством ряда морских министров. Ричард Томпсон, морской министр США с 1877 по 1881 г., был однажды крайне удивлен, узнав, что все корабли внутри имеют пустоту2 .

Характерно, что упадок военно-морского флота США в 1861 - 1881 гг. сопровождался совершенно неслыханным сокращением американского торгового судоходства. С 1860 по 1900 г. тоннаж американских судов, занятых внешней торговлей, сократился в три раза - с 2,5 млн. т до 800 тыс. тонн.

Таким образом, на протяжении XIX в. мы можем наблюдать картину, чрезвычайно характерную для всей истории развития военно-морского флота США: периоды подъема и лихорадочного строительства кораблей в годы войны сменялись здесь длительной полосой глубокого упадка и застоя в мирное время.

В основе этих "скачков", наложивших глубокий отпечаток на все последующее развитие американского военного флота, лежат причины как экономического, так и политического характера.

1. Прежде всего хозяйственное развитие США в XIX в., особенно во второй половине, шло по линии освоения огромных необжитых пространств североамериканского континента с его большими природными богатствами и малочисленным населением. Колонизация этих земель предоставила в распоряжение американской индустрии много сырья и обширный, непрерывно расширявшийся внутренний рынок. Отсюда относительно слабая заинтересованность США по сравнению с Англией в заокеанских рынках и заморской торговле.

2. Атлантический океан, отделяющий США от Старого Света, а также непрерывное соперничество и частые войны между европейскими державами постоянно нарушали равновесие сил в Европе и Азии, что, несомненно, сильно связывало руки потенциальным противникам США и делало маловероятным вторжение в Америку одной или нескольких европейских держав. Отсюда традиционная заинтересованность США в том, чтобы ни одна держава в Европе или Азии не усиливалась за счет других в такой мере, чтобы это могло угрожать безопасности Америки. Это положение, впервые высказанное президентом Т. Джефферсоном в 1781 г., было краеугольным камнем внешней политики США и ее военных планов.

3. Третья причина заключалась в уверенности многих государственных деятелей США, что в случае войны можно в короткий срок создать "импровизированный" военный флот путем вооружения торговых судов, строительства новых военных кораблей и спешной вербовки личного состава. Сторонники "импровизированного" флота строили свои расчеты на огромных экономических ресурсах и высокоразвитой технике США, которые могли, по их мнению, обеспечить быструю реализацию программ по расширению военно-морского флота. Атлантический океан, представляющий собой серьезную преграду для потенциальных противников США, гарантировал Америке минимум


1 Sprout H. Op. сit., p. 167.

2 Eckenrode H. "Rutherford B. Hayes, Statesman of Reunion", p. 242.

стр. 114

времени, необходимого для подготовки в войне.

4. Наконец, Отсутствие у морского министерства США в XIX в. дальновидной и продуманной морской политики в известной мере объясняется традиционной внутриполитической борьбой за масть двух главных буржуазных партий Америки, нередко использовавших дискуссии о военном флоте в своих корыстных и узкоместнических, грунтовых интересах в ущерб национальной обороне. Социальной базой сторонников "большого флота" были промышленники, судовладельцы и коммерсанты с атлантического побережья США и плантаторы Юга. Что касается "морской оппозиции ", то она в XIX в. опиралась на фермерские и отчасти крупнокапиталистические слои центральных и западных штатов Америки.

В сумме эти причины и обусловили все своеобразие в развитии военно-морского флота США начиная с войны за независимость и кончая XIX в., когда в истории военного флота США наступил новый этап.

Тридцатилетие с 1865 по 1895 г., когда военно-морской флот США переживал глубокий упадок, было переломным периодом в истории США. К концу XIX в. "великое" движение на Запад в основном закончилось и вся территория США, вплоть до берегов Тихого океана, оказалась заселенной и освоенной американскими колонистами. Эти годы ознаменовались бурным развитием капитализма в США. К концу XIX в. США вышли на первое место в мире по производству железа, стали, электроэнергии, машин и по длине железнодорожной сети. Сильно выросла и внешняя торговля США. С 1865 по 1900 г. импорт США увеличился в 3 раза, а экспорт возрос с 166 млн. долларов до 1400 млн. долларов. В соответствии с этим сильно возросла и заинтересованность Америки в заграничных рынках сбыта товаров и приложения капиталов. Молодой американский капитализм стал усиленно домогаться колоний.

Между тем территориальный раздел мира к этому времени был уже в основном закончен между крупнейшими колониальными державами мира: Англией, Францией, Россией. На Тихом океане назревала ожесточенная дипломатическая и военная борьба за раздел "испанского наследства" в крупнейшего потенциального рынка мира - Китая, борьба, в которую в конце XIX в. активно включился в германский империализм. Ленин писал: "...характеристичной чертой рассматриваемого периода является окончательный раздел земли, окончательный не в том смысле, чтобы не возможен был передел, - напротив, переделы возможны и неизбежны, - а в том смысле, что колониальная политика капиталистических стран кончила захват незанятых земель на нашей планете"1 .

Взоры США обратились прежде всего в сторону Тихого океана, где были расположены необъятные рынки Китая и обширные колонии, принадлежащие заживо гниющей, немощной испанской монархии. Перед Америкой стояла задача - утвердиться на важнейших подступах к Восточной Азии и помешать захвату европейскими державами китайского рынка. Идея гегемонии США на Тихом океане была четко сформулирована в начале XX в. президентом США Т. Рузвельтом, который заявил: "Отныне в истории человечества начинается тихоокеанская эра... Господство же над Тихим океаном должно принадлежать Америке"2 .

Осуществление столь грандиозной программы настоятельно требовало от США упрочения их стратегических позиций в Караибском море и на Тихом океане и создания мощного военно-морского флота, способного расчистить путь к гегемонии США на Тихом океане. В соответствии с этой задачей Америка в конце XIX в. приступила к созданию военного флота.

Молодой американский флот рождался в муках. США в 80-х годах прошлого века не имели достаточного количества современных верфей. Оборудование судостроительных заводов устарело. Несмотря на наличие мощной сталелитейной промышленности Америка не располагала заводами по производству броневых плит, морских пушек, механизмов, приборов и пр. Не хватало конструкторов, квалифицированных инженеров и рабочих для судостроительной промышленности. Не удивительно поэтому, что первые корабли, опущенные на воду с американских верфей, отпадали на редкость плохими мореходными качествами. Они выходили из строя и тонули после первых учебных артиллерийских стрельб, расшатывавших до основания весь корпус корабля. Серьезнейшей помехой на пути к созданию современного флота было сугубо барышническое отношение к военно-морскому строительству со стороны предпринимателей, заинтересованных не столько в постройке современных боевых кораблей, сколько в прибылях. Пользуясь своим положением, американские промышленники и связанные с ними сенаторы и корифеи из морского министерства США нередко строили верфи без учета технических и стратегических факторов. Они умышленно тормозили строительство новых кораблей за счет


1 Ленин. Соч. Т. XIX, стр. 132.

2 "Вестник Маньчжурии" N 5 - 7 за 1925 г., стр. 2. Харбин.

стр. 115

бесконечных ремонтов допотопных "плавучих самоваров", приносивших бешеные прибыли владельцам. Морской министр Чэндлер заявил в 1884 г., что в Америке "верфи существуют для флота, а флот для верфей".

Немалой помехой был и консерватизм морских специалистов, цеплявшихся за парусный флот. Даже в 1884 г. адмирал Портер, самое высокопоставленное лицо в американском флоте, требовал, чтобы все новейшие крейсеры имели достаточное количество парусов, чтобы можно было совершить кругосветное плавание, не притрагиваясь к углю".

Все же несмотря на консерватизм старшего поколения американских моряков и барышничество предпринимателей военно-морской флот США к 1898 г. уже насчитывал в своем составе немало новых кораблей, хотя он еще и не мог соперничать с флотами Англии и Франции. Большую роль в развитии военного флота и в формировании морской политики и стратегии США сыграла вышедшая в 1890 г. книга Мэхэна "Влияние морской мощи на историю". Согласно учению Мэхэна, ни одно государство не может существовать и тем более процветать, не расширяя своей внешней торговли. Но торговый флот в свою очередь нуждается в безопасных отечественные портах за пределами США и в надежной защите на море. Поэтому государство должно иметь заморские колонии и мощный военно-морской флот. Далее, изучая опыт прошлых лет морских войн, Мэхэн приходит к выводу, что крейсеры не могут справиться с линейными кораблями противника и следовательно, прорвать кольцо морской блокады. Только сильный линейный флот в сочетании с более легкими кораблями может обеспечить господство на морях. Но флот нуждается в базах, и Мэхэн в своей книге намечает конкретную программу укрепления стратегических позиций США в Атлантическом и Тихом океанах, предусматривающую аннексию Кубы, Филиппин, постройку Панамского канала и т. п.

Таким образом, почти за 10 лет до начала испано-американской войны и до вступления США на путь широкой экспансии Мэхэн с исчерпывающей полнотой сформулировал военную программу Америки на много лет вперед. Если Мэхэн был идеологом и теоретиком активной внешней политики "большого флота", то практическое претворение в жизнь его принципов выпало на долю его ученика и последователя - Теодора Рузвельта, сыгравшего огромную роль в истории внешней политики США и в развитии американского военно-морского флота.

Т. Рузвельт (1858 - 1919 гг.) уже в ранние годы обнаруживал большой интерес к военно-морским вопросам и в 1882 г. издал свою книгу "Морская война 1812 г.", заслужившую высокую оценку специалистов. В 1897 г. Рузвельт получил пост заместителя морского министра США. Уже в эти годы он был широко известен как решительный сторонник "большого флота" и активной внешней политики. Будучи фактическим руководителем морского министерства, Рузвельт энергично принялся за подготовку к войне с Испанией, действуя нередко за сливой президента Мак Кинли и своего непосредственного начальника морского министра Д. Лонга. При Рузвельте военный флот США усиленно модернизируется и пополняется новыми кораблями. Далее Рузвельт реорганизует систему продвижения морских офицеров и уделяет особое внимание артиллерийской подготовке флота.

Морской министр Лонг не без опасений взирал на приготовления Рузвельта. 25 февраля 1898 г., через несколько дней после взрыва на американском броненосце "Мыйн" на острове Куба, Рузвельт, воспользовавшись отсутствием Лонга, отдал приказ о мобилизации флота. Пользуясь полномочиями заместителя морского министра, Рузвельт немедленно начал отдавать приказания, относящиеся к дислокации флота, переброске боеприпасов и увеличению личного состава флота. Так началась война США с Испанией.

Победа США в испано-американской войне радикально изменила стратегические позиции Америки. Аннексия Кубы и Порто-Рико поставила под контроль американского флота Караибское море и Панамский перешеек. Аннексия Гавайских островов (1899 г.), Филиппин, Гуама и Самоа выдвинула стратегические границы США на тысячи километров в глубь Тихого океана. В связи с этим заинтересованность США в дальневосточной политике необычайно возросла. Владения США, простиравшиеся по всему Тихому океану, стали своеобразным гигантским мостом, переброшенным из Америки в Азию, и предоставили в распоряжение американского флота удобные пункты для сооружения военно-морских баз. Прочно утвердившись на подступах к Восточной Азии, США в 1899 г. потребовали от всех заинтересованных держав установления политики "открытых дверей" и уважения территориальной целостности Китая. Этим предложением США рассчитывали предотвратить раздел Китая на монопольные сферы влияния между европейскими державами и Японией, с одной стороны, и обеспечить американским товарам свободный доступ на китайский рынок с целью его мирного экономического завоевания - с другой.

стр. 116

Включившись в активную борьбу за господство на Тихом океане, США тем самым оказались глубоко вовлеченными в водоворот мировой политики, так как любое осложнение в Европе неизбежно должно было повлечь за собой нарушение равновесия сил на Дальнем Востоке. В связи с этим сильно возросла заинтересованность США и в европейских делах. Не удивительно поэтому, что гонка морских вооружений в Европе и на Дальнем Востоке в 1900 - 1914 гг. еще больше подстегивала военно-морское строительство в США.

Годы президентства Т. Рузвельта (1901 - 1909 гг.) были "золотым веком" в развитии военно-морского флота США. С приходом в 1901 г. к власти Рузвельта во главе государства впервые оказался "профессиональный" моряк, ранее зарекомендовавший себя в качестве фанатичного сторонника "большого флота" и активной внешней политики.

Вокруг нового президента и морского министерства сплотилась большая группа влиятельных людей, входивших в Американскую морскую лигу, организованную в 1903 год у. Членами этой Лиги состояли отставные морские офицеры, крупные банкиры, промышленники и выдающиеся юристы, материально заинтересованные в расширении военно-морского флота США. Лига в свою очередь пользовалась исключительно сильной поддержкой со стороны стальных, угольных и хлопковых королей, владельцев судостроительных верфей и пароходных компаний, коммерсантов и экспортеров.

Результаты деятельности Рузвельта не замедлили сказаться, и к 1906 г. военный флот США уже занимал третье место в мире.

Наряду с расширением флота Рузвельт предпринял строительство Панамского канала. Покидая в 1909 г. пост президента, да оставил своему преемнику Тафту завещание: "Никогда не разделять главных сил флота на две эскадры - Атлантическую и Тихоокеанскую, - прежде чем будет закончен Панамский канал".

При преемнике Рузвельта - президенте Тафте (1909 - 1913 гг.) - морская политика США не подверглась существенным изменениям и темпы строительства новых военных кораблей нисколько не уменьшились. Политико-стратегическая обстановка в Европе накануне войны 1914 - 1918 гг. складывалась весьма благоприятно для США. Морское соперничество между Англией и Германией связывало руки потенциальных противников США и приковывало их флоты к европейским водам. Значительно слабее оказались позиции США на Тихом океане. Панамский канал еще не был прорыт.

Главные силы американского флота находились в Атлантике, и для перехода их из Нью-Йорка в Сан-Франциско вокруг мыса Горя потребовалось бы от 2 до 3 месяцев. Предложение морского министра о сооружении военно-морских баз на Гуаме и Филиппинах было провалено в Конгрессе; укрепление Перл Харбора (Гавайские острова) было начато лишь в 1913 году. Все это вместе с уходом в Европу основных сил дальневосточных эскадр Англии и Франции изменило соотношение сил в пользу Японии и сделало ее хозяйкой всей западной части Тихого океана. Слабость военно-морского флота и стратегических позиций США на Тихом океане была одной из причин нейтралитета США в первые годы мировой империалистической войны.

Мировая война 1914 - 1918 гг. была крупнейшей вехой в истории развития военного флота США. Американские военные круги уже зимой 1914 - 1915 г. предвидели неизбежность вступления США в войну против Германии и деятельно готовились к ней. С этой целью в 1915 г. при морском министерстве быт создан Оперативный отдел, выполнявший функции морского генерального штаба, Зимой 1914 - 1915 г. по инициативе морского и военного министерства в США была начата широкая кампания за усиление военной подготовки Америки. По всей стране, как грибы, возникали многочисленные общества, ставившие своей целью стимулировать военные приготовления США. 29 августа 1916 г. Конгресс утвердил беспрецедентный в истории страны законопроект об увеличении военно-морского флота США. Новая программа предусматривала постройку 10 линкоров, 6 линейных крейсеров, 10 крейсеров, 50 эсминцев, 67 подводных лодок и 14 прочих кораблей. Принимая гигантскую программу морских вооружений, правительство США заявило, что Америка намерена создать флот, не уступающий по силе ни одному флоту мира.

Несомненно, что новая программа военно-морского строительства США была направлена в первую очередь против германского империализма. Ютландский морской бой в 1916 г. между германским и английским флотами не дал полной победы ни той, ни другой стороне. Основные силы военно-морского флота Германии остались невредимыми и приставляли собой потенциальную угрозу морскому господству Англии и США. Германская подводная блокада Англии с каждым месяцем принимала все более угрожающие размеры. Положение на фронтах в 1915 - 1916 гг. было также крайне неблагоприятно для союзников.

стр. 117

В 1916 г. сильно осложнилась обстановка и на Тихом океане. Европейские державы, занятые войной не на жизнь, а на смерть, не имела ни сил, ни средств для того, чтобы оказывать сколько-нибудь существенное влияние на ход событий на Дальнем Востоке. Тем временем Япония аннексировала рад германских владений на Тихом океане и сделала попытку установить свой контроль над Китаем. Экспансия Японии на Тихом океане сопровождалась исключительно быстрым ростом японского военно-морского флота, что не могло не вызвать тревоги в США, не располагавших в те годы на Тихом океане подготовленными военно-морскими базами и флотом.

Таким образом, ухудшение взаимоотношений между США и Германией в первую очередь и Японией во вторую было главной причиной быстрого роста морских вооружений США.

За годы первой мировой империалистической войны военно-морской флот США оказал союзникам неоценимые услуги.

Прежде всего американский военный флот в сотрудничестве с английским обеспечил переброску из США в Европу двухмиллионной американской армии и огромного количества оружия, боеприпасов, продовольствия и т. д.

Военные корабли США оказали англичанам большую помощь в борьбе с германскими подводными лодками и рейдерами. Достаточно упомянуть, что в ноябре 1918 г. в состав американских морских сил, оперирующих в европейских водах, входили 8 линкоров, 5 крейсеров, 68 эсминцев, 9 подводных лодок, 121 истребитель подводных лодок и т. д.

Морсвое министерство США передало Англии чрезвычайно ценное изобретение - звукоулавливатель, сильно облегчивший борьбу с подводными лодками противника. Кроме того американцы предоставили в распоряжение англичан так называемые "антенные мины", применение которых позволило Англии к осени 1918 г. преградить для германских подводных лодок выходы из Северного моря в Атлантику.

С другой стороны, для военно-морского флота США война 1914 - 1918 гг. была тем гигантским трамплином, с помощью которого они одним прыжком догнали флот "владычица морей" - Англии - и могли теперь претендовать на "первое место. Кроме того мировая империалистическая война была для военного флота США своеобразной лабораторией для испытания материальной части кораблей и великолепной школой для подготовки личного состава, в особенности офицеров.

За годы войны было завершено также строительство Панамского канала, что сократило морской путь из Нью-Йорка в Сан-Франциско с 13700 до 5300 морских миль. Все это вместе с усилением морских баз США в Караибском море и на тихоокеанском побережье, США значительно усилило позиции Америки на двух океанах.

Постройка Панамского канала радикально изменила свою стратегическую ситуацию в Западном полушарии. Строго говоря, до сооружения Панамского канала США нельзя было назвать тихоокеанской морской державой. На протяжении всей истории США постоянным местопребыванием американского флота было атлантическое побережье. Для того чтобы попасть в тихоокеанские воды, американский флот должен был пройти свыше 20 тыс. километров вокруг Южной Америки. Ввиду того, что большинство южноамериканских стран не располагало хорошими морскими базами, флот США в случае войны мог бы очутиться перед лицом огромных трудностей. К концу мировой войны картина резко изменилась. США располагали теперь крупнейшим в мире военным флотом и контролировали кратчайшие пути из Атлантического в Тихий океан.

В августе 1919 г., после поражения германского империализма, основные морские силы США покинули Атлантику и, пройдя Панамский канал, вышли на просторы Тихого океана. Америка превратилась в тихоокеанскую морскую державу. Теперь, когда Германия была разгромлена, а европейские союзники США оказались на грани экономического банкротства и истощения, Америка могла перейти к широкому контрнаступлению на позиции, захваченные Японией на Дальнем Востоке в годы войны. В своей борьбе с Японией США могли на этот раз бросить на чашу весов свою колоссально возросшую экономическую, финансовую и военную мощь.

Стремясь приостановить экспансию Японии на Тихом океане, правительство США созвало 12 ноября 1921 г. Вашингтонскую конференцию. Спустя месяц, 13 декабря 1921 г., США, Англия, Япония и Франция заключили так называемый "договор четырех держав". Договаривающиеся стороны обязались соблюдать status quo в отношении тихоокеанских владений заинтересованных держав и все спорные вопросы разрешать на совместных конференциях "мирным" путем. В четвертом пункте этого договора говорилось о том, что после ратификации договора четырех держав соответствующими правительствами англо-японский союз прекратит свое существование. После длительных дебатов, закулисной борьбы и политических компромиссов сильнейшие морские страны (Англия, Япония, США, Франция и Италия) заключили (6 февраля 1922 г.)

стр. 118

договор об ограничении морских вооружений по главнейшим водам боевых кораблей ("договор пяти держав"). Для линейных кораблей крупнейших государств были установлены следующие лимиты: Англии и США - 525 тыс. т, Японии - 315 тыс. т, Франции и Италии - по 175 тыс. тонн. Договор воспрещал также укрепление некоторых островных владений (Гуам, Филиппины, Алеутские острова для США, Гонконг для Англии, Бонин, Формоза, Пескадоры и бывшие германские островные владения - для Японии). 6 февраля 1922 г. по предложению США участники конференции подписали также "договор девяти держав" (США, Англия, Франция, Италия, Япония, Бельгия, Голландия, Португалия и Китай).

В тексте "договора девяти держав" говорится, между прочим, следующее: "Договаривающиеся державы, кроме Китая, согласны:

1. Уважать суверенитет, независимость я территориальную неприкосновенность Китая.

2. Предоставить Китаю полнейшую и ничем не стесненную возможность создавать и поддерживать у себя жизнеспособное и прочное правительство.

3. Использовать свое влияние в целях действительного установления и поддержания принципа равенства режима для торговли и промышленности всех нации на всей территории Китая.

4. Воздерживаться от использования существующей ныне в Китае обстановки, чтобы добиваться специальных прав и преимуществ, могущих нанести ущерб правам подданных или граждан дружественных государств, или поддержания деятельности, враждебной безопасности таких государств".

Вашингтонская конференция представляла собой попытку Америки, Англии и Японии договориться между собой. Она отражала стремление США восстановить свои экономические и политические позиции на Тихом океане, ослабленные в годы мировой войны Японией. Однако вашингтонские соглашения оказались столь же непрочными, как и вся система послевоенной стабилизации. И это прежде всего сказалось в области военно-морского строительства.

В период между Вашингтонской и Лондонской конференциями морских держав (1922 - 1930 гг.) Америка, Япония и Англия продолжали усиливать свои флоты за счет строительства авиансоцев, крейсеров, эсминцев и подводных лодок. США построили за эти годы два крупнейших авианосца - "Лексингтон" и "Саратога" - и довольно большое количество крейсеров и подводных лодок. Гонка морских вооружений усиливалась с каждым годом, и в 1930 г. в Лондоне была созвана новая морская конференция пяти держав (США, Агамия, Япония, Франция и Италия) по вопросу о распространения лимитов на типы кораблей, не предусмотренных в вашингтонском "договоре пяти держав". Лондонская Конференция открылась в разгар мирового экономического кризиса, гонки морских вооружений в Японии и острого морского соперничества между Францией и Италией. Представители этих двух стран отказались пойти на существенное сокращение тоннажа легких судов и покинули конференцию. В свою очередь между представителями США, Англии и Японии на конференции разгорелась упорная борьба. В итоге участники конференции приняли следующее соотношение тоннажа по классу крейсеров и подлодок:

 

США

Англия

Япония

Крейсеры

323590

338200

208450

Подводные лодки

52700

52700

52700

Для эсминцев было установлено соотношение 10 : 10 : 7.

Но в обстановке обострившейся борьбы за передел мира между крупнейшими державами морские договоры просуществовали недолго. 29 декабря 1934 г. был денонсирован Вашингтонский "договор пяти держав". Расторжение этого договора означало крушение всей системы послевоенных мирных договоров на Тихом океане, ликвидацию всех ограничений в области морских вооружений и начало новой бешеной гонки вооружений, чреватой острыми конфликтами и военными столкновениями.

Крах вашингтонского и лондонского морских соглашений совпал с приходом в Америке к власти президента Ф. Рузвельта, с именем которого связан новый этап в развитии военно-морского флота США.

Франклин Рузвельт, как в свое время и его родственник президент Теодор Рузвельт, был широко известен в качестве сторонника "большого флота" и специалиста по военно-морским вопросам. Свыше 7 лет (с 1913 по 1921 г.) Рузвельт занимал пост заместителя морского министра США и являлся фактическим руководителем морского ведомства при слабохарактерным и нерешительном морском: министре Д. Даниэльсе. В 1913 - 1916 гг. Рузвельт возглавлял кампанию за усиление военных приготовлений США, написав по этому поводу много статей, выступая с речами и т. п. Накануне вступления США в мировую войну против Германии по инициативе Рузвельта было переоборудовано

стр. 119

и модернизировано большинство американских верфей и арсеналов, накоплены запасы сырья и боеприпасов для военного флота, создан небольшой резерв личного состава военно-морского флота. В годы войны Рузвельт специально изучал проблему борьбы с подводными лодками и энергично защищал проект установления сплошного минного заграждения между Оркнейскими островами и Норвегией, закрывающего германским подводным лодкам выходы из Северного моря в Атлантику. По предложению Рузвельта, в США было построено свыше 400 "истребителей подводных лодок". Летом 1918 г. Рузвельт инспектировал американские военно-морские силы в европейских водах и, будучи в Англии, установил тесные связи с британскими государственными деятелями и адмиралтейством. Вернувшись в феврале 1919 г. в Америку вместе с президентом Вильсоном, он активно выступал в защиту версальского договора и Лиги наций.

После падения Вильсона, а, также в связи со своим заболеванием в 1921 г. Рузвельт временно отошел от активной политической деятельности с тем, чтобы вновь затем вернуться на политическую арену сначала в качестве губернатора штата Нью-Йорк, а затем президента США. Таким образом, на протяжении каких-нибудь 30 лет у государственного руля США вновь оказался член семьи Рузвельтов, убежденный и опытный маринист, сторонник активной внешней политики США, противник изоляционизма.

Период президентства Рузвельта ознаменовался огромным ростом морских вооружений США. В начале 1934 г. Конгресс США утвердил законопроект, предусматривавший постройку 102 военных кораблей общим водоизмещением в 430 тыс. т, в том числе 6 линкоров по 35 тыс. т каждый. В 1938 г. Конгресс принял второй законопроект, намечавший увеличение военного флота США на 20%. Этот законопроект предусматривал постройку 72 кораблей общим водоизмещением в 400 тыс. т, в том числе 2 линкоров по 45 тыс. т каждый. Таким образом, па протяжении каких-нибудь 4 лет США запроектировали и начали постройку 174 кораблей общим водоизмещением в 830 тыс. тонн. Всего за 7 лет - с 1933 по 1940 г. - было заложено 242 корабля, из которых 124 в конце 1940 г. вступили в строй. За 7 лет личный состав флота увеличился с 90334 человек до 145 тыс. человек. "Корпус морской пехоты возрос с 15927 до 27542 человек; количество самолетов морской авиации увеличилось с 1066 до 2100 единиц; число рабочих государственных военно-морских верфей (Нейви Ярдз) возросло с 4969 до 28800 человек"1 .

Агрессия германского империализма, втянувшая в водоворот новой мировой войны большую часть населения земного шара, еще больше усилила военно-морское строительство США. В 1940 г. была принята программа создания "флота двух океанов". Эта программа предусматривала постройку в 1940 - 1946 гг. 200 военных кораблей общим водоизмещением в 1325 тыс. тонн. Числю самолетов морской авиации предполагается довести к 1946 г. до 10 тыс. единиц. Расходы на военно-морское строительство в 1940 - 1946 гг. исчисляются в сумме 10 млрд. долларов.

Всего к концу 1946 г. Америка намерена довести свой военный флот до 670 кораблей общим водоизмещением в 3481359 тонн. Реализация этой гигантской программы позволит американскому флоту оставить далеко позади все другие флоты мира.

В 1914 г. американский флот занимал третье место в мире - после британского и германского. В 1918 г. он уже догнал британский флот. К 1947 г. Америка рассчитывает иметь самый мощный в мире флот. Так, на протяжении каких-нибудь 30 лет военно-морской флот США шаг за шагом завоевывал мировое первенство.

Гигантские военные приготовления США да суше, на море и в воздухе направлены прежде всего против германского фашизма, который, как хищник, попавший в западню, мечется из стороны в сторону, сея смерть и разрушения среди мирных народов Европы. Колоссальная военная машина Америки приведена в действие. Раскручивающаяся пружина военной промышленности США будет наносить все более мощные удары фашизму. Начиная войну против СССР, Гитлер рассчитывал на нежелание американского народа вмешиваться в зажженную им европейскую войну; "фюрер" просчитался. Американский народ, как и все прогрессивное человечество, горячо заинтересовал в уничтожении фашистской коричневой чумы. Военные силы США и в первую очередь морокой флот США сыграют не последнюю роль в разгроме германского фашизма.


1 "Красный флот" от 21 сентября 1940 года.

 


© libmonster.ru

Постоянный адрес данной публикации:

https://libmonster.ru/m/articles/view/ВОЕННО-МОРСКИЕ-СИЛЫ-США-Исторический-очерк

Похожие публикации: LРоссия LWorld Y G


Публикатор:

Alexander KerzКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: https://libmonster.ru/Kerz

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

К. ЮЩАК, ВОЕННО-МОРСКИЕ СИЛЫ США. (Исторический очерк) // Москва: Либмонстр Россия (LIBMONSTER.RU). Дата обновления: 28.09.2015. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/ВОЕННО-МОРСКИЕ-СИЛЫ-США-Исторический-очерк (дата обращения: 29.03.2024).

Найденный поисковым роботом источник:


Автор(ы) публикации - К. ЮЩАК:

К. ЮЩАК → другие работы, поиск: Либмонстр - РоссияЛибмонстр - мирGoogleYandex

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Похожие темы
Публикатор
Alexander Kerz
Moscow, Россия
4073 просмотров рейтинг
28.09.2015 (3106 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
0 голос(а,ов)
Похожие статьи
ЛЕТОПИСЬ РОССИЙСКО-ТУРЕЦКИХ ОТНОШЕНИЙ
Каталог: Политология 
Вчера · от Zakhar Prilepin
Стихи, находки, древние поделки
Каталог: Разное 
2 дней(я) назад · от Денис Николайчиков
ЦИТАТИ З ВОСЬМИКНИЖЖЯ В РАННІХ ДАВНЬОРУСЬКИХ ЛІТОПИСАХ, АБО ЯК ЗМІНЮЄТЬСЯ СМИСЛ ІСТОРИЧНИХ ПОВІДОМЛЕНЬ
Каталог: История 
4 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
Туристы едут, жилье дорожает, Солнце - бесплатное
Каталог: Экономика 
5 дней(я) назад · от Россия Онлайн
ТУРЦИЯ: МАРАФОН НА ПУТИ В ЕВРОПУ
Каталог: Политология 
6 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
ТУРЕЦКИЙ ТЕАТР И РУССКОЕ ТЕАТРАЛЬНОЕ ИСКУССТВО
8 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
Произведём расчёт виртуального нейтронного астрономического объекта значением размера 〖1m〗^3. Найдём скрытые сущности частиц, энергии и массы. Найдём квантовые значения нейтронного ядра. Найдём энергию удержания нейтрона в этом объекте, которая является энергией удержания нейтронных ядер, астрономических объектов. Рассмотрим физику распада нейтронного ядра. Уточним образование зоны распада ядра и зоны синтеза ядра. Каким образом эти зоны регулируют скорость излучения нейтронов из ядра. Как образуется материя ядра элементов, которая является своеобразной “шубой” любого астрономического объекта. Эта материя является видимой частью Вселенной.
Каталог: Физика 
9 дней(я) назад · от Владимир Груздов
Стихи, находки, артефакты
Каталог: Разное 
9 дней(я) назад · от Денис Николайчиков
ГОД КИНО В РОССИЙСКО-ЯПОНСКИХ ОТНОШЕНИЯХ
9 дней(я) назад · от Вадим Казаков
Несправедливо! Кощунственно! Мерзко! Тема: Сколько россиян считают себя счастливыми и чего им не хватает? По данным опроса ФОМ РФ, 38% граждан РФ чувствуют себя счастливыми. 5% - не чувствуют себя счастливыми. Статистическая погрешность 3,5 %. (Радио Спутник, 19.03.2024, Встречаем Зарю. 07:04 мск, из 114 мин >31:42-53:40
Каталог: История 
10 дней(я) назад · от Анатолий Дмитриев

Новые публикации:

Популярные у читателей:

Новинки из других стран:

LIBMONSTER.RU - Цифровая библиотека России

Создайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Сохраните навсегда своё авторское Наследие в цифровом виде. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора.
Партнёры библиотеки
ВОЕННО-МОРСКИЕ СИЛЫ США. (Исторический очерк)
 

Контакты редакции
Чат авторов: RU LIVE: Мы в соцсетях:

О проекте · Новости · Реклама

Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)
Сохраняя наследие России


LIBMONSTER NETWORK ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА

Россия Беларусь Украина Казахстан Молдова Таджикистан Эстония Россия-2 Беларусь-2
США-Великобритания Швеция Сербия

Создавайте и храните на Либмонстре свою авторскую коллекцию: статьи, книги, исследования. Либмонстр распространит Ваши труды по всему миру (через сеть филиалов, библиотеки-партнеры, поисковики, соцсети). Вы сможете делиться ссылкой на свой профиль с коллегами, учениками, читателями и другими заинтересованными лицами, чтобы ознакомить их со своим авторским наследием. После регистрации в Вашем распоряжении - более 100 инструментов для создания собственной авторской коллекции. Это бесплатно: так было, так есть и так будет всегда.

Скачать приложение для Android