Libmonster ID: RU-9570
Автор(ы) публикации: А. ГЕВОРКЯН

А. ГЕВОРКЯН, ассистент кафедры экономики университета "Новая школа общественных исследований" (Нью-Йорк)

Трудовая миграция в современной России в большой степени связана с интеграцией иностранной рабочей силы в российское экономическое пространство, с социальной и трудовой защитой прав как собственных работников, так и трудовых мигрантов. Приток рабочей силы в Россию из-за рубежа превышает отток коренного населения. Это напоминает ситуацию в странах Западной Европы в 1950 - 1970-е годы, когда наиболее интенсивные потоки мигрантов в Западную Европу исходили из бывших колоний, сохранивших с ней экономические связи. Основные потоки временной трудовой миграции в Россию определяются странами бывшего СССР.

Важным аспектом трудовой миграции является активное участие государства в регулировании временной трудовой миграции (ВТМ), позволяющее достигнуть взаимовыгодного компромисса: Россия получает необходимые дополнительные трудовые ресурсы, а временные мигранты - возможность обеспечить свой жизненный уровень.

Модель эффективного регулирования ВТМ зависит от исторических и экономических условий страны, принимающей мигрантов. В России компонентами такой модели могут быть механизм национальных диаспор, успешно интегрированных в ее экономику, и создание миграционного банка развития (МБР). Использование механизма диаспор должно быть направлено на обеспечение трудоустройства и положительное изменение на рынке труда, деятельность миграционного банка - на упорядочение и легализацию финансовых потоков, связанных с накоплением мигрантами средств.

Положение временных трудовых мигрантов в России остается довольно сложным, а вопрос о легальном статусе пребывания большинства из них до сих пор не решен. Это связано со многими причинами, в том числе с бюрократическими препонами на местном уровне, подчас с разными нормативными актами, действующими в том или ином регионе, со стремлением работодателей по понятным мотивам в большинстве случаев избегать официального оформления работников-мигрантов. Ответственность за своевременное оформление и поиск работы возложена практически на самого потенциального мигранта. В результате нередко работодатели злоупотребляют зависимым положением мигрантов, а нелегальный наем приводит к нарушению их прав.

Исторически в России на протяжении веков проживают представители различных национальностей. Существуют разные культурные сообщества из числа "старой" и "новой" диаспор. При этом важно подчеркнуть, что

стр. 147


представители первой являются полноправными гражданами России, полностью интегрированными в общество. Именно их знания и опыт, а также формирующаяся общность с вновь прибывающими мигрантами могут быть использованы в регулировании ВТМ. Кроме того, механизм национальных диаспор, на наш взгляд, во многом поможет предотвращению административных нарушений, ослабит социальную напряженность и снизит количество стихийных теневых образований.

Основой эффективного включения механизма национальной диаспоры в регламентацию миграционных потоков между Россией и странами оттока рабочей силы должно стать создание соответствующей законодательной базы. Вполне правомерно предположить, что страны оттока будут увеличивать заключение договоров напрямую с регионами России. Речь идет в первую очередь о договорах, не только устанавливающих легальный статус мигрантов и гарантирующих защиту их прав, но и определяющих обязанности стран-участниц. Для совершенствования миграционного процесса необходимо взаимодействие диаспор и консульств тех стран, откуда прибывает наибольшее число мигрантов в Россию, прежде всего стран СНГ.

В регулировании миграционных процессов ключевую роль следует отвести федеральной миграционной службе (ФМС). В то время как департаменты миграции будут заняты разработкой новых программ с учетом меняющихся преференций российских производителей, ФМС продолжит осуществлять контроль над соблюдением миграционного законодательства. В компетенцию отдела ФМС, занимающегося вопросами временной трудовой миграции, должны быть включены следующие функции: проверка полученной через единую базу данных информации о потенциальных мигрантах; присвоение индивидуального номера мигранту для учета платежей и выплаты налогов; выдача специальных контрактных временных разрешений на трудоустройство.

Как было отмечено выше, внедрение механизма диаспоры позволит ослабить возникновение стихийных теневых экономических образований. Именно поэтому важны фирмы-работодатели в России, руководителями которых могут быть активные члены "старой" диаспоры или представители организаций, заинтересованных в сезонном наемном труде. При этом целесообразно разработать государственный реестр тех производителей, которые привлекают наемный труд мигрантов. Это позволит обеспечить приоритетное распределение временных трудовых ресурсов в соответствии с потребностями производства.

Внутри диаспоры создается центр, который будет оказывать поддержку мигрантам в трудоустройстве, в их размещении, ознакомлении с новым местом жительства, с заключением договоров по медицинскому и социальному страхованию. Центр может также осуществлять поиск потенциальных работодателей, вводить информацию в единую систему данных, вести учет прибытия и убытия временных мигрантов. Анализ полученной информации позволит разработать соответствующие рекомендации работодателям по своевременному оформлению временных трудовых мигрантов.

Поток трудовых мигрантов в Россию будет нарастать, поэтому возможную конкуренцию на рынке труда можно ослабить, если трудовой мигрант высокой квалификации будет прибывать в Россию по системе механизма диаспоры. Важная роль в таком механизме регулирования ВТМ отводится указанным выше центрам, образуемым в национальных диаспорах. Во многом работа центров будет зависеть от средств консульств, играющих роль посредника при разрешении тех или иных вопросов, возникающих в ходе

стр. 148


адаптации и жизнедеятельности мигрантов. Мигрант, прибывая в Россию по временной трудовой визе, проходит регистрацию в центре диаспоры, специальный представитель которого проводит работу с группой вновь прибывших мигрантов по трудовой ориентации, привлекая к участию тех, кто уже был занят в программе и может поделиться своим опытом.

Доступ к единой базе данных будут также иметь и специально создаваемые рекрутированные агентства в странах оттока рабочей силы. Такие агентства создаются правительствами страны оттока как некоммерческие организации и являются им подотчетными. Возможно и формирование совместных агентств, в которые войдут представители как России, так и стран оттока. Роль этих агентств заключается в предварительном квалификационном отборе потенциальных трудовых мигрантов, в разъяснении правил участия в программах трудовой миграции в Россию и в упорядочении административных формальностей.

Мигрант и работодатель предоставляют регулярные отчеты центру, которые направляются в рекрутированное агентство и в региональный департамент по ВТМ. Сборники отчетности центров диаспоры, ФМС и региональных административных структур, предоставленные департаменту миграционной политики (департаменту миграции), будут способствовать взаимодействию государственно-административных и общественных организаций, позволят создать систему социальной ответственности за эффективное решение вопросов занятости и конкуренции на местном рынке труда.

По мере своей трудовой деятельности мигранты накапливают часть получаемого дохода. Для упорядочения и легализации финансовых потоков целесообразно, как было отмечено выше, создание миграционного банка развития. Его основными функциями могут стать предоставление мигрантам различных услуг, например начисление заработной платы на счет в банке, осуществление упрощенного режима денежных переводов за границу. МБР может предоставлять более высокий процент по сравнению с обычным коммерческим банком по мере повышения своей финансовой устойчивости, гарантированной правительствами стран-участниц. Первоначально вкладчиками таких банков могут быть мигранты с соответствующими подтверждениями, выданными ФМС и центром диаспоры. Упорядочение потоков через миграционный банк упростит систему денежных переводов, обеспечивая дополнительную защиту прав мигрантов.

При наличии развитой системы МБР появится возможность четко определять полный объем переводимого за границу капитала. В дальнейшем спектр финансовых проектов с участием такого банка может быть расширен. Наличие соглашений между двумя странами о совместном использовании средств МБР позволит инвестировать их в новые проекты поддержания рабочих мест, например в развитие национальной инфраструктры.

Модель организации временной трудовой миграции на основе использования потенциала диаспоры и создания МБР представляется одним из возможных способов решения в ближайшее время проблем миграционной политики в России и в других странах СНГ, поскольку позволяет установить контроль над ситуацией на рынке труда и обеспечить взаимовыгодное использование денежных накоплений мигрантов.


© libmonster.ru

Постоянный адрес данной публикации:

https://libmonster.ru/m/articles/view/ВОПРОСЫ-РЕГУЛИРОВАНИЯ-ВРЕМЕННОЙ-ТРУДОВОЙ-МИГРАЦИИ

Похожие публикации: LРоссия LWorld Y G


Публикатор:

Mikhail LetoshinКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: https://libmonster.ru/Letoshin

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

А. ГЕВОРКЯН, ВОПРОСЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ВРЕМЕННОЙ ТРУДОВОЙ МИГРАЦИИ // Москва: Либмонстр Россия (LIBMONSTER.RU). Дата обновления: 18.09.2015. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/ВОПРОСЫ-РЕГУЛИРОВАНИЯ-ВРЕМЕННОЙ-ТРУДОВОЙ-МИГРАЦИИ (дата обращения: 19.04.2024).

Найденный поисковым роботом источник:


Автор(ы) публикации - А. ГЕВОРКЯН:

А. ГЕВОРКЯН → другие работы, поиск: Либмонстр - РоссияЛибмонстр - мирGoogleYandex

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Похожие темы
Публикатор
Mikhail Letoshin
Tomsk, Россия
994 просмотров рейтинг
18.09.2015 (3136 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
0 голос(а,ов)
Похожие статьи
КИТАЙСКИЙ КАПИТАЛ НА РЫНКАХ АФРИКИ
Каталог: Экономика 
9 часов(а) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ. РЕШЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ В УСЛОВИЯХ РЕФОРМ И КРИЗИСА
Каталог: Социология 
15 часов(а) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ: РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭМИГРАЦИОННОГО ПРОЦЕССА
Каталог: Экономика 
3 дней(я) назад · от Вадим Казаков
China. WOMEN'S EQUALITY AND THE ONE-CHILD POLICY
Каталог: Лайфстайл 
3 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ. ПРОБЛЕМЫ УРЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ
Каталог: Экономика 
3 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ: ПРОБЛЕМА МИРНОГО ВОССОЕДИНЕНИЯ ТАЙВАНЯ
Каталог: Политология 
3 дней(я) назад · от Вадим Казаков
Стихи, пейзажная лирика, Карелия
Каталог: Разное 
5 дней(я) назад · от Денис Николайчиков
ВЬЕТНАМ И ЗАРУБЕЖНАЯ ДИАСПОРА
Каталог: Социология 
6 дней(я) назад · от Вадим Казаков
ВЬЕТНАМ, ОБЩАЯ ПАМЯТЬ
Каталог: Военное дело 
6 дней(я) назад · от Вадим Казаков
Женщина видит мир по-другому. И чтобы сделать это «по-другому»: образно, эмоционально, причастно лично к себе, на ощущениях – инструментом в социальном мире, ей нужны специальные знания и усилия. Необходимо выделить себя из процесса, описать себя на своем внутреннем языке, сперва этот язык в себе открыв, и создать себе систему перевода со своего языка на язык социума.
Каталог: Информатика 
7 дней(я) назад · от Виталий Петрович Ветров

Новые публикации:

Популярные у читателей:

Новинки из других стран:

LIBMONSTER.RU - Цифровая библиотека России

Создайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Сохраните навсегда своё авторское Наследие в цифровом виде. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора.
Партнёры библиотеки
ВОПРОСЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ВРЕМЕННОЙ ТРУДОВОЙ МИГРАЦИИ
 

Контакты редакции
Чат авторов: RU LIVE: Мы в соцсетях:

О проекте · Новости · Реклама

Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)
Сохраняя наследие России


LIBMONSTER NETWORK ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА

Россия Беларусь Украина Казахстан Молдова Таджикистан Эстония Россия-2 Беларусь-2
США-Великобритания Швеция Сербия

Создавайте и храните на Либмонстре свою авторскую коллекцию: статьи, книги, исследования. Либмонстр распространит Ваши труды по всему миру (через сеть филиалов, библиотеки-партнеры, поисковики, соцсети). Вы сможете делиться ссылкой на свой профиль с коллегами, учениками, читателями и другими заинтересованными лицами, чтобы ознакомить их со своим авторским наследием. После регистрации в Вашем распоряжении - более 100 инструментов для создания собственной авторской коллекции. Это бесплатно: так было, так есть и так будет всегда.

Скачать приложение для Android